Енё Гергей Путь пап от Авиньона до Констанца. Папство в период позднего средневековья (XIV–XV вв.) В связи с разложением средневекового общества папству пришлось отказаться от политического и идеологического универсализма над христианским миром. В рамках развивавшихся сословных монархий родился носитель национальной идеи – буржуазия, экономическое развитие которой дало о себе знать во всем обществе, а также в сфере идеологии и общественного сознания. На заре новой эпохи папство, находившееся в подчинении у французской политики, также обуржуазивается. Григорианское папство реализовывало внутрицерковный абсолютизм путем подчинения себе светской власти. Авиньонские же папы 1305–1377 годов соединили идею папства-чиновника с папством-банкиром. Источником их светской власти станет не политическая, а экономико-финансовая деятельность, которая не знает ни государственных, ни даже идейно-идеологических границ, ни тем паче религиозно-моральных препон. После Авиньона, означавшего не плен, а защиту, папство, вовсе не желающее порвать с эпохой средневековья, теряет свой универсальный характер и внутри церкви, более того – свою абсолютную власть. Папа как церковный монарх вынужден действовать в соответствии с законами сословного общества, подобно светским правителям. Возможность временно осуществить внутрицерковную сословность предоставил Великий западный церковный раскол, когда в духе конциляризма, возникшего из соединения народовластия и принципа сословности, собрание вселенской церкви было поставлено над папой. Авиньонские папы на службе французского короля После смерти Бонифация VIII в Риме вновь вспыхнула борьба между семействами Орсини и Колонна. Новый папа Бенедикт XI (1303–1304), бывший до восшествия на престол доминиканским монахом, не смог сохранить равновесие в условиях борьбы различных интересов. Он снял с Филиппа IV анафему и окончательно примкнул к Франции. Римляне, по всей вероятности, были не в восторге от нового поворота и, подстрекаемые Орсини, изгнали папу, который перенес свою резиденцию в Перуджу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Закрыть itemscope itemtype="" > «От политика демагогического склада требуется сноровка канатного плясуна» Политолог Максим Соколов о том, почему Навальный не пошел на «Русский марш», но призвал пойти всех остальных 06.11.2013 986 Время на чтение 3 минуты «Что вызывает у б. кандидата в мэры г. Москвы постоянную головную боль и от чего он хотел бы любой ценой освободиться — это день 4 ноября, который уже устойчиво ознаменован проведением «Русского марша», - пишет публицист Максим Соколов в статье «Канатоходец», опубликованной в газете « Известия ». «Если бы в правительство, продолжая экспериментировать со временем, провели календарную реформу, устанавливающую, что сразу вслед за 3 ноября идет 5-е, такая реформа вызвала бы у А.А. Навального крайнее одобрение, потому что с исчезновением 4 ноября из численника снялся бы и вопрос о " Русском марше " . А значит, снялась бы и мучительная антиномия — как продолжать оставаться русским националистом (саморекомендация), самому не ходя на " Русский марш " , но, однако, призывая к этому своих приверженцев. В прошлом году А.А. Навальный не пошел на марш, сославшись на то, что он лежит на одре болезни, - напомнил политолог. - " Сей великодушный россиянин, страдая от глубоких язв " — причина вполне уважительная, ничего не попишешь. Беда, однако, в том, что нельзя прибегать к дипломатической болезни каждое 4 ноября — смеяться начнут». «Поэтому был изобретен другой способ. Теперь уже не болезнь препятствует приходу национального лидера на " Русский марш " , но провокаторы и папарацци. " Мое участие в " Русском марше " сейчас превратится в адову кинокомедию: как Бонифаций в окружении детей, буду идти в толпе из 140 фотографов и операторов, старающихся снять меня на фоне зигующих школьников. Естественно, наши " кремлевские друзья " сделают все, чтобы этих зигующих вокруг меня было всегда много. Ну а потом " телеведущий " " Соловьев " и " журналист " " Киселев " еще три месяца будут крутить это в федеральном телике, рассказывая: " Быстро объединились же либералы с фашистами, почуяв сладковатый запах погромов " , — объясняет киберактивист, прибавляя к тому, что не хочет, " чтобы усилия кремлешушеры по дискредитации меня приводили и к дискредитации " Русского марша " " . Такая опасность есть, но есть и простое средство обезопасить и себя, и марш. А именно: как то и подобает знатной особе, явиться на марш в окружении свиты многочисленных приверженцев числом 50, а лучше 100. Для народного любимца, за которым стоят миллионы, найти такое количество свитских не представит труда. А они, взяв любимого вождя в плотное кольцо, совершенно обезопасят его от провокаторов», - пишет Максим Соколов.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/06/ot...

Заседание Собора. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя (Konstanz, Rosgartenmuseum. Hs. 1. Fol. 12). Сер. XV в. Крайне сложное положение католич. Церкви в нач. XV в. было связано с обстоятельствами и последствиями схизмы, начавшейся вскоре после смерти папы Римского Григория XI (1370-1378), к-рый вернул папскую кафедру из Авиньона в Рим и завершил тем самым период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378). В апр. 1378 г. конклав кардиналов в Риме (присутствовали 16 из 23 членов конклава), уступив давлению рим. населения, требовавшего, чтобы папой был римлянин или по меньшей мере итальянец, но не француз, избрал на Папский престол Бартоломео Приньяно, архиеп. Бари, к-рый не являлся членом конклава и не имел широкой поддержки среди кардиналов. Приняв имя Урбан VI (1378-1389), папа, отличавшийся вспыльчивым и резким характером, проводил проитал. политику и стремился любыми средствами упрочить папскую власть; этим он восстановил против себя франц., испан. и нек-рых влиятельных итал. кардиналов, а также мн. европ. правителей. В кон. 1378 г. удалившиеся из Рима кардиналы собрались в Фонди, где, пользуясь покровительством франц. кор. Карла V (1364-1380), объявили о низложении Урбана VI и избрали папой Роберта, гр. Женевского, к-рый стал антипапой Климентом VII (1378-1394) и избрал местом своего пребывания Авиньон. Т. о., в Европе появились 2 папы, к-рые подвергали друг друга церковным отлучениям и настаивали на законности собственного избрания. Европ. правители заявляли о поддержке Урбана VI или Климента VII, руководствуясь преимущественно политическими интересами; при этом изменение политической ситуации нередко приводило к отказу от признания одной папской юрисдикции и к признанию др. юрисдикции на территории отдельных гос-в, княжеств и церковных диоцезов. До 1409 г. на стороне папы Урбана VI и его преемников - Римских пап Бонифация IX (1389-1404), Иннокентия VII (1404-1406) и Григория XII (1406-1415) - оставалось большинство герм. княжеств и диоцезов Свящ. Римской империи, почти все княжества Сев. и Центр. Италии, Скандинавские страны, Польша, Венгрия, Англия, Фландрия; антипапу Климента VII и его преемника антипапу Бенедикта XIII (1394-1423) признавали Франция и зависевшие от нее земли (до 1398), Сицилийское королевство, гос-ва Пиренейского п-ова, Шотландия (см. карту и комментарий к ней: Engels O. Die Obedienzen des Abendlandischen Schismas//Atlas zur Kirchengeschichte: Die christlichen Kirchen in Geschichte und Gegenwart/Hrsg. J. Martin e. a. Freiburg i. Br., 1987. S. Karte 66; см. также: Das Konstanzer Konzil: Katalog. 2014. S. 262-263).

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Маркиан, которому пришлось явиться преемником Феодосия, был в ту пору уже в летах. Он был родом из Фракии и начал службу солдатом, будучи зачислен в полк, стоявший в Филиппополе. Неожиданный переход власти к человеку, не занимавшему раньше никакого поста, сильно занимал воображение современников, и впоследствии сложился целый ряд сказаний о предречении ему верховной власти указанием свыше. Рассказывали, будто тот умерший солдат, на место которого он был зачислен в полк, назывался Августом. Когда потом он направлялся вместе со своим полком на Восток для войны с персами, то захворал по пути в Ликии и остался для излечения в городе Сидиме. Там он близко сошелся с двумя местными жителями, братьями Юлием и Тацианом, и вместе с ними ходил на охоту. Однажды, когда они легли в полдень отдохнуть и уснули, старший брат проснулся прежде других и был поражен странным зрелищем: Маркиан спал на солнце, а над ним парил орел и, распластав крылья, давал ему тень. Подивившись этому, он разбудил брата, и оба вместе смотрели на диво. Когда Маркиан проснулся, братья, поняв знамение как предвестие для него императорского сана, стали его спрашивать, чем он отблагодарит их за дружбу, когда будет императором. Маркиан отвечал: «Кто я, чтобы со мной это приключилось?» Но братья не отставали, и Маркиан обещал, что сделает их своими отцами. Они дали ему на обратный путь 200 номизм и напомнили, отпуская в путь, об обещании. 931 Вернувшись в Константинополь, Маркиан вступил в дружину Аспара и пробыл на его службе 15 лет, дослужившись до звания доместика, т. е, начальника дружины. В 430 году Аспар был послан с войсками в Африку на помощь Бонифацию, которого тогда теснил Гензерих и осаждал в Гиппоне. Гензерих снял осаду, но в происшедшем сражении Аспар был разбит и много его людей попало в плен. Пленные были загнаны во двор дворца, так как Гензерих хотел осведомиться об их рангах и распределить их в рабство своим людям по рангу. В полдень пленники спали, спал и Маркиан, раскинувшись на солнце. Из верхнего этажа дворца Гензерих увидел странную картину: орел парил в небе и, распластав крылья, закрывал Маркиана. Он признал в этом указание свыше, позвал Маркиана к себе и спросил, кто он. Узнав, что он доместик Аспара, Гензерих, признавая в знамении волю Божию, отпустил Маркиана в Константинополь, взяв с него клятву, что, если предзнаменование сбудется, он не будет воевать с вандалами. Маркиан сдержал свое слово. 932 Не забыл он и своих друзей в Ликии: он вызвал их в столицу, объявил своими отцами и сделал Тациана префектом города, а Юлию дал Ливийскую префектуру. 933

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла APPROBATIO [лат.- признание, утверждение, согласие], понятие в католич. каноническом праве, подразумевающее одобрение определенных действий, как правило утверждение церковным вышестоящим лицом действий своего подчиненного. В ср. века термин «А.» соотносился с практикой обязательного утверждения папой Римским кандидатуры избранного курфюрстами нем. короля и императора (избранный нем. король получал сан императора при коронации папой). Иннокентий III в декреталии «Venerabilem» (1202), вошедшей в офиц. свод канонического права Liber Extra (1234; см. Декреталии Григория IX ), сформулировал понятие «А.» как право понтифика проверить, достоин ли избранный король или император быть облеченным столь высоким саном. Окончательно теория о необходимости папской А. оформилась при Бонифации VIII , во 2-й пол. XIII в., в условиях ослабления центральной власти в Германии. Согласно этой теории, не признанный папой нем. король именовался «rex Alemanniae» (король Алеманнии) или «in Romanorum regem electus» (избранный королем римлян), папская же А., имевшая обязательную юридическую силу, давала ему статус «Romanorum rex» (король римлян) со всей полнотой власти в империи (до имп. коронации мог употребляться только термин «regnum» - королевство, но не империя). Однако из-за политического ослабления папства в период «Авиньонского пленения пап» в XIV в. и оппозиции герм. императоров (особенно Людвига Баварского (1314-1347)) и нем. князей эта теория не нашла практического применения: в 1338 г. курфюрсты признали за избранным королем титул «rex Romanorum» и всю полноту королевской власти без к.-л. папской А.; эти положения были подтверждены в «Золотой булле» (1356) герм. имп. Карла IV, регламентировавшей выборы нем. короля. Как утверждение к.-л. действий или документов для придания им законной силы существует А.: а) статутов и постановлений. Решения кафедрального капитула утверждаются епископом (CIC can.

http://pravenc.ru/text/75778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП (1309-1377), распространенное название периода в истории папства, восходящее к Петрарке . Почерпнутая им из Свящ. Писания метафора «вавилонского пленения» поначалу выражала недовольство патриотически настроенных итальянцев пребыванием папы во Франции, засильем французов в Римской курии , а в позднейшей историографии - негативную оценку этого периода в целом, ныне пересмотренную. Инициированное франц. кор. Филиппом IV смещение папы Бонифация VIII в 1303 г. открыло новую эпоху в истории католич. Церкви, характеризующуюся постепенным ограничением папской власти над национальными Церквами и расширением власти европ. монархов. Тем не менее переезд пап в г. Авиньон (Юж. Франция) нельзя расценивать однозначно как капитуляцию перед франц. королем. Ориентация на Францию наметилась еще ок. сер. XIII в. в ходе борьбы папства с Римско-Германской империей , когда папа Урбан IV передал корону Сицилийского (Неаполитанского) королевства (до того принадлежавшего Штауфенам ) Карлу Анжуйскому, брату франц. короля. В XIII в. во Франции учились многие куриалы и кардиналы, в т. ч. буд. папы. Большинство пап-неитальянцев происходили именно из Франции, откуда с XIII в. поступала и значительная часть папских доходов. В сфере франц. влияния, в Лионе, состоялись два из трех «вселенских» Соборов католич. Церкви XIII в. (см. Лионские Соборы ). Избранный папой в 1305 г. архиепископ Бордо (папа Климент V ) не решился ехать в Рим из соображений безопасности и без всякого принуждения со стороны короля остался во Франции, с 1309 г. находясь в Авиньоне. При нем кардиналы-итальянцы составили уже меньшинство в Римской курии. Окруженный принадлежавшим папе с 1274 г. графством Венессен и владениями дружественной папе Анжуйской династии, Авиньон имел ряд преимуществ перед Римом: в нем отсутствовали влиятельные кланы знати и богатые, юридически самостоятельные и сплоченные в общину горожане, к-рые могли бы вмешиваться в политику папы, теперь находившегося на безопасном удалении также от римско-герм. императоров. Если прежде, начиная со 2-й пол. XI в., папы ввиду внешней и внутренней угрозы нередко покидали Рим и это затрудняло работу курии, не позволяло создать эффективный адм. и финансовый аппарат, то в Авиньоне, при длительном пребывании в нем, папы сумели упрочить централизацию Церкви, сосредоточить в своих руках значительные финансовые ресурсы.

http://pravenc.ru/text/62770.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТИНСКАЯ ИМПЕРИЯ [Лат. Imperium Romaniae; империя Романии], гос-во, существовавшее на части территории Византийской империи в 1204-1261 гг.; было основано участниками 4-го крестового похода после захвата ими Константинополя в апр. 1204 г. Современники называли ее империей Романии или К-польской империей; название Л. и. утвердилось в совр. научной традиции. Как юридическое основание образования Л. и. крестоносцы использовали договор о разделе Византии (т. н. договор Partitio Romanie), заключенный предводителями крестового похода в К-поле после 12 апр. и ранее 9 мая 1204 г. По этому договору избранный император получал в непосредственное управление часть К-поля и еще четверть всех земель империи, к-рые в тот момент еще предстояло завоевать. Оставшиеся 3/4 земель Византии должны были быть разделены между венецианцами и др. участниками похода пополам. 9 мая 1204 г. коллегия выборщиков, в к-рую входили 6 венецианцев и 6 представителей остальных отрядов крестоносцев, избрала императором не предводителя крестового похода маркиза Бонифация Монферратского , а гр. Фландрии и Эно (Геннегау) Балдуина I . 16 мая он был возведен на трон в соборе Св. Софии при соблюдении как византийских, так и зап. обычаев церемониала. Стены К-поля в районе Влахерн. XII–XIV вв. Стены К-поля в районе Влахерн. XII–XIV вв. Л. и. претендовала на суверенитет над всеми вассальными территориями, захваченными крестоносцами. Прилегающая к К-полю Вост. Фракия, сразу перешедшая под контроль завоевателей, была разделена на 3 удела - императора Л. и., венецианцев и остальных крестоносцев. Затем комиссия, работавшая до сер. сент. 1204 г., распределяла на феоды остальные визант. земли. Императору отходили владения в М. Азии вплоть до Синопа и Бафры, побережье Мраморного и Эгейского морей до о-ва Кос, крупные острова Проконнис , Самофракия , Лемнос , Скирос, Хиос (см. ст. Хиосская митрополия ), Лесбос , Самос (см.

http://pravenc.ru/text/2463171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУЛЛ [Лат. Lullus, Lul] (ок. 710, Уэссекс - 16.10.786, Херсфельд (ныне Бад-Херсфельд, земля Гессен, Германия)), св. (пам. зап. 16 окт.), еп. Майнца (с 754, архиепископ с 780/2), англосакс. миссионер в Германии, ученик св. Бонифация и его преемник на Майнцской кафедре. Источники Источники, содержащие биографические сведения о Л., делятся на 3 группы: переписка святого, документальные свидетельства и Житие. Корпус писем состоит из 16 посланий, атрибутируемых Л. (авторство 6 из них оспаривается), и 24 писем, адресованных святому ( Tangl. 1919. Tl. 2. S. 25 sqq.). В переписке, которая охватывает значительный временной промежуток (с 735 по 786), содержатся информация о церковном управлении, просьбы о взаимных молитвах, обмене книгами и другие важные сведения. Так, Л. просил еп. Коэну, обычно отождествляемого с Этельбертом, архиеп. Йорка (766/7-779/80), и Кутберта, аббата мон-ря Ярроу-Вермут в Сев. Британии, прислать ему сочинения св. Беды Достопочтенного ( S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 125, 126). Послания не только подтверждают высокий уровень образованности Л., но и могут служить источником для изучения его круга чтения. Письма содержат цитаты из книг ВЗ и НЗ, сочинений церковных писателей, в т. ч. св. Венанция Фортуната , а также лат. классиков: Вергилия (Ibid. N 92, 103), Овидия (Ibid. N 103) и др. Л. часто цитировал произведения св. Альдхельма , основоположника лат. словесности в Англии. Нек-рые письма свидетельствуют о том, что Л. владел приемами метрической и ритмизированной прозы (Ibid. N 71; см.: Schieffer. 1950. S. 52-53). Сведения о Л., содержащиеся в др. источниках, носят отрывочный характер. Информацию о церковной и политической деятельности Л. можно найти в актах Соборов 762 (Concilium Attiniacense//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 73) и 769 гг. (Concilium Romanum//Ibid. P. 75), в к-рых он принимал участие. Важные источники - королевские грамоты, многие из к-рых опубликованы среди дипломов Карла Великого . Особый интерес представляет грамота монастырю Фрицлар от 4 июля 782 г., где Л. впервые назван архиепископом Майнца (Die Urkunden der Karolinger. 1906. N 142). Участие Л. в жизни крупнейших герм. мон-рей отражено в грамотах из картуляриев мон-рей Фульда (изд.: Urkundenbuch des Klosters Fulda. 1958) и Херсфельд (изд.: Urkundenbuch der Reichabtei Hersfeld. 1936).

http://pravenc.ru/text/2110885.html

Мультипликатор Леонид Носырев: Подсолнух для «Антошки» я взял из своего детства Автор знаменитых мультфильмов «Антошка» и «Вершки и корешки» — о том, почему готов сказать «слава Богу за всё» 25 мая, 2015 Автор знаменитых мультфильмов «Антошка» и «Вершки и корешки» — о том, почему готов сказать «слава Богу за всё» Открыв для себя в начале шестидесятых писателя Бориса Шергина, Леонид Носырев еще не знал, что впоследствии снимет несколько мультфильмов по его произведениям. Тогда он только заканчивал курсы мультипликаторов, потом несколько лет работал в группе Федора Хитрука. В интервью «Правмиру» Леонид Носырев рассказал о своем военном детстве, о выборе профессии, о творческих поисках, встречах с людьми, совместной работе с Юрием Ковалем: Леонид Носырев родился в 1937 году в Московской области. В 1956 окончил Федоскинскую школу миниатюрной живописи, в 1961 — курсы художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме» и был принят в штат студии. Участвовал в создании мультфильмов: «История одного преступления» (1962), «Топтыжка» (1964), «Каникулы Бонифация» (1965), «Самый, самый, самый, самый» (1966), «Стеклянная гармоника» (1968), «Бременские музыканты» (1969), «Катерок» (1970). С 1969 года режиссёр киностудии «Союзмультфильм», стоял у истоков создания киножурнала «Весёлая карусель» (сюжет «Антошка»). В 1975 окончил вечернее отделение МГУ им. Ломоносова по специальности теории и истории искусств. С 1996 — преподаватель ВГИКа. Мы испытали всё наравне со взрослыми – Леонид Викторович, во время войны вы были ребенком, но что-то, наверное, из того времени помните? – Конечно. Жили мы в Ивантеевке, это северо-восток Подмосковья, никуда не эвакуировались, мама, как и до войны, работала швеей-мотористкой на трикотажной фабрике, причем в военные годы она работала по 14 часов в сутки, если не больше, я ходил сначала в детский сад, потом в школу. Когда начинались бомбежки, воспитатели вели нас в бомбоубежище, благо оно было недалеко от детского сада, иначе вряд ли от нас что-то осталось бы. Помню, летит самолет, и сразу напрягаешься: немецкий или не немецкий, начнет бомбить или не начнет? Мы, дети войны, испытали всё наравне со взрослыми, особенно с матерями – отцы почти у всех на фронт ушли, в тылу вся тяжесть на женщин легла.

http://pravmir.ru/multiplikator-leonid-n...

На заседаниях A. publica, сформировавшейся к XII в. как один из отделов папской канцелярии, оглашались все исходившие из курии документы: папские постановления (constitutiones) различного характера, судебные решения и судебные вызовы A. sacri palatii и A. litterarum contradictarum, а также предварительные (до буллирования) варианты грамот (litterae), выдававшиеся курией по требованию заинтересованных лиц (в основном рескрипты, касающиеся делегирования судебных процессов, а также грамоты, подтверждающие обладание правами и привилегиями, бенефициями, имуществом или принятие под защиту понтифика крестоносцев и паломников, и т. д.). Когда у тех, кому предназначались эти грамоты, не было возражений, документы передавались в канцелярию для буллирования. Если же просителей не устраивало что-либо в содержании грамот (гл. обр. возражения выдвигались против личности делегированного судьи, места и условий проведения процесса, а также в случае нахождения просителя под отлучением или при сокрытии информации об одновременном слушании дела в др. суде и т. д.), они могли во время заседания A. publica заявить протест через своего представителя (прокуратора). Тогда грамота откладывалась и поступала на рассмотрение в A. litterarum contradictarum, к-рая возникла в ходе реформ папской канцелярии при Иннокентии III (1198-1216), выделившись из связанной с ней по роду деятельности A. publica. Спорный вопрос разбирался в присутствии прокураторов обеих сторон под председательством аудитора (auditor litterarum contradictarum). По итогам разбирательства протест мог быть отклонен как необоснованный или из-за недостаточных полномочий прокуратора, и тогда грамота в прежнем виде отдавалась на буллирование. Если же протест был принят, грамота объявлялась недействительной (кассировалась), составлялась другая с учетом требований сторон. Также, не уничтожая первоначальной грамоты, аудитор от своего имени мог выдать просителям особую грамоту (cautio или littera conventionalis), где содержались условия, выработанные на основе соглашения сторон, при выполнении к-рых первоначальная грамота вступала в силу. Подобные документы, выдававшиеся в массовом порядке и не требовавшие непосредственного участия папы (хотя могли быть и исключения), составлялись по специальным формулам. Сборники этих формул - формулярии (formularium litterarum contradictarum) приобрели законченный вид ок. 1301-1303 гг. при Бонифации VIII . Несмотря на кажущуюся узость круга рассматриваемых дел, A. litterarum contradictarum являлась одним из важных инструментов усиления папской власти в католич. Церкви.

http://pravenc.ru/text/76812.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010