Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАВРЕНТИЙ [Лат. Laurentius; англ. Laurence] († 2.02.619 (?), Дуроверн (ныне Кентербери, Англия)), св. (пам. зап. 2 февр.), 2-й архиеп. Дуроверна. Источники Основные сведения о Л. содержатся в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного (закончена к 732). Упоминания о нем как о сподвижнике св. Августина Кентерберийского сохранились и в более ранних источниках: в письмах свт. Григория I Великого , в т. ч. «Книжице ответов» (Libellus responsionum); в «Житии папы Григория» (нач. VIII в.), написанном неизвестным монахом монастыря Стренескальк (ныне Уитби, графство Сев. Йоркшир), а также в переписке св. Бонифация († 754) с папой Римским Захарией (741-752). Краткая заметка о восшествии Л. на архиепископскую кафедру, явлении ему ап. Петра и его кончине, основанная на «Церковной истории» Беды, включена под 616 г. в 3-й рукописи Англосаксонской хроники (А, Е и F; см.: Англосаксонская хроника. 2010. С. 52-53). По-видимому, протограф этой заметки был составлен в Кентербери на рубеже XI и XII вв. Под 614 г. в рукописи F, созданной в нач. XII в. в скриптории кентерберийского собора, помещено известие о кончине св. Августина и восшествии на кафедру Л., а под 619 г.- о смерти Л. (The Anglo-Saxon Chronicle: A Collab. Ed. Camb., 2000. Vol. 8: MS F/Ed. P. Baker. P. 30-31). Источник этих сведений неизвестен, указанная там дата смерти Августина ошибочна, но большинство исследователей принимают датировку кончины Л., т. к., по свидетельству Беды, его преемник Меллит занимал кафедру 5 лет и скончался в 624 г. В кон. XI или нач. XII в. (после 1091) фламанд. агиограф Госцелин , живший в мон-ре св. Августина в Кентербери, составил Житие Л. (BHL, N 4741; ркп.: Lond. Brit. Lib. Cotton. Vespasian. B. ХХ; Harl. 105, обе XII в.; опубл. фрагмент: Macquarrie. 1996. P. 105-107). Основным источником для Жития Госцелина была «Церковная история» Беды. К ней он добавил новую информацию со ссылками на более раннее Житие Л., истории из к-рого агиографу пересказали читавшие его «ученейшие и благочестивые мужи» (eruditissimi et religiosi uiri). Однако достоверность этих сведений сомнительна. Сказание о Л. в «Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae» Иоанна из Тайнмута (нач. XIV в.) (BHL, N 4742) основано на сочинении Госцелина. Краткое стихотворное Житие Л. включено в латинскую поэму о 10 первых архиепископах Кентерберийских (BHL, N 784), сохранившуюся в рукописи нач. XVI в. (Lond. Lambeth. 159; см.: James M. R. A Descriptive Catalogue of the Manuscripts in the Library of Lambeth Palace. Camb., 1930. Vol. 1. Р. 254). Дополнительные известия о Л. содержатся в сочинениях позднесредневековых историков, трудившихся в аббатстве св. Августина в Кентербери,- Уильяма Торна († после 1397) и Томаса Элмемского († после 1427), но их достоверность вызывает сомнения.

http://pravenc.ru/text/2462451.html

Определения Никейского собора всемерно да соблюдаются. Аврилий епископ рек: Сии определения тако имеются у нас в списках, которые тогда отцы наши принесли с собою от Никейского собора, и последующие, и нами принятые определения, с оным собором в точности сообразные, по удостоверении о сем да соблюдаются. (IV всел.1; трул. 2; VII всел. 1). Настоящий собор был созван, как мы видели (I, стр.29), в Карфагене в 419 году по вопросу о том, может ли римский епископ принимать апелляции против решений соборов Африканской церкви. Свое право римский епископ основывал на одном из правил (пр.5) сердикского собора, которое он считал правилом I вселенского Никейского собора. Отцы этого собора имели у себя копии деяний Никейского собора, в которых однако не нашлось правила, приводимого римским епископом; чтобы лучше показать неосновательность утверждения римского епископа и ошибочное принятие им одного соборного правила за другое, они обратились в Константинополь, Александрию и Антиохию, прося тамошних епископов выслать им хранящиеся у них оригинальные акты Никейского собора. В ожидании ответа на свою просьбу, собор между тем, по предложению своего знаменитого председателя Аврелия, постановил сохранять неизменно определения Никейского собора в том виде, в каком они были изложены в имеющихся у отцев собора рукописях, принесенных в свое время с Никейского собора бывшими на нем Африканскими епископами. Собор постановил также сохранять и все остальные канонические постановления, изданные после Никейского собора, как и те, которые будут ими изданы, постольку, поскольку постановления эти будут согласоваться с постановлениями Никейского собора. В этом и состоит содержание 1 правила настоящего собора. О том, как ответили отцы этого собора римскому епископу об его праве принимать апелляции из чужих церковных областей, нам говорит послание, отправленное Аврелием от имени собора римскому епископу Бонифацию 31 мая 419 года Спустя пять лет, т.е. в 424 г., когда епископ римский Целестий опять предъявил свое право на принятие апелляций, Африканские отцы во главе с Аврелием отправили новое послание в Рим, которым, хотя на время, принудили римского епископа не выступать более с заявлениями о своих правах

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Остальные материалы На иконах преподобный Иоасаф, игумен Снетогорский, и преподобный Василий, игумен Мирожский, изображаются с крестом и красным посохом - символами мученической кончины, которую псковские подвижники приняли 4/17 марта 1299 года. Обстоятельства жизни и смерти преподобномучеников Иоасафа и Василия связаны с попытками насильственного обращения русских в католичество в XIII веке. далее... Особенным свойством его обхождения и бесед были любовь и смиренномудрие. Кто бы ни был приходивший к нему, бедняк ли в рубище, или богач в светлой одежде, с какими бы кто ни приходил нуждами, в каком бы греховном состоянии ни находилась его совесть, он всех лобызал с любовью, всем кланялся до земли и, благословляя, сам целовал руки даже не у посвящённых людей. Никого не поражал он жестокими укоризнами или строгими выговорами; ни на кого не возлагал тяжкого бремени, сам неся крест Христов со всеми скорбями. далее... В начале XVIII века в Османской империи в провинциальном городе Пруссе жила красивая девушка-гречанка по имени Аргира. Она воспитывалась у благочестивых родителей и в юном возрасте встретила свою любовь - доброго юношу-грека. Они повенчались и счастливо протекал их медовый месяц. далее... Имя святого Бонифация - подвижника и миссионера Западной Церкви VIII века, почти неизвестно в России. Только узкий круг историков-медиевистов знаком с жизнью и трудами этого святого. В то же время священномученик Бонифаций явился основоположником новой эпохи в жизни Западной Европы, был непосредственным участником тех процессов, которые в конечном итоге сформировали лицо средневековой Европы. далее... Вот какой Господь Человеколюбец, - говорил батюшка, - мы пришли в монастырь смолоду, а вот есть такие, которые прожили с семьей долгое время, имеют детей, а Господь призвал их в монастырь, и некоторые из них сподобились ангельского сана. далее... Мы уверены, что старец наш обрел дерзновение пред Господом и молится за нас. Это мы чувствуем - когда служим у гроба его панихиды, в пещерах, то потом легко и радостно бывает на душе и сердце весь день, как в праздник.

http://pravoslavie.ru/1424.html

поиск:   разделы   рассылка Халленслебен, Барбара " Бенедикт XVI – первый Папа эпохи постмодернизма " Источник:  Богослов. ру Портал Богослов.Ru публикует перевод интервью профессора догматического и экуменического богословия теологического факультета Фрибургского университета Барбары Халленслебен, вышедшего в газете Neuer Zürcher Zeitung 17 февраля 2012 года. Материал содержит рассуждения о будущем Католической Церкви после ухода Папы Бенедикта XVI с римской кафедры. Может ли что-либо измениться с приходом нового Папы в столь неизменной институции как Католическая Церковь? Все зависит от того, будет ли истолкован уход Бенедикта XVI как индивидуальный шаг, или как знамение нового понимания папского служения. Папа – не менеджер Церкви, он – отец. Отец не может уйти, он может только умереть. До этого Папой, добровольно оставившим престол, был Целестин Бенедикт XVI посетил гробницу Папы тем самым засвидетельствовав существующую между ними духовную связь. Целестин вошел в историю как " папа – ангел " , а уходом своим он желал призвать Церковь к святости. Однако его отречение привело к возрождению властного образа Церкви при его преемнике Бонифации а затем положило начало глубокому кризису и попаданию в зависимость от французских королей в Авиньонском Не угрожает ли Церкви возвращение к такому образу в наши дни? В своем обращении об отречении Бенедикт XVI обозначает скорее обратное. Он говорит об отказе от служения " епископа Рима, преемника Апостола Петра " , а не о своем уходе в качестве Папы. Так, он обращается к традиции Древней Церкви первого тысячелетия. Если император воспринимался как " наместник Христа " , то Папа – как преемник рыбака Петра, которого Сам Господь призвал быть учеником, который отрекся от Господа, но Самим Им был поставлен краеугольным камнем Церкви. Бенедикт XVI всегда видел себя смиренным последователем избранного благодатью рыбака. Что это означает на практике? На протяжении долгого периода истории не папа и курия, но римский епископ и локальная римская Церковь были связующим звеном церковного общения. Церковь Рима со своими местными особенностями в языке, богословии и Литургии принципиально воспринимала себя одинаково с другими локальными Церквями. Особое служения единства, дарованное этой Церкви, ни в коем случае не должно вступать в противоречие с богатством иных поместных традиций.

http://religare.ru/2_99893.html

Положение Римского епископа в то время было отнюдь не легкое. Теснимый, с одной стороны, арианскими полуварварскими ломбардами, он был не свободен и с другой, так как должен был во многих отношениях подчиняться власти Византийского императора и его представителя в Италии, экзарха Равеннского. Тем не менее, положение не лишено было своих преимуществ и Григорий сумел воспользоваться ими. Папа был самым крупным поземельным собственником в Италии. Из его многочисленных владений, не только в Кампаньи, Апулии, Калабрии, Сицилии и Сардинии, но также в Галлии, Далмации и Северной Африке, в его казну стекались огромные суммы, и Григорий оказался великолепным администратором, строгим и не упускавшим из вида даже самых ничтожных мелочей. С этим богатством соединялся известный престиж и в светских делах. Вследствие слабости и малоспособности экзархов, папа сделался действительным правителем Рима, и эта роль особенно подходила Григ., который прежде, чем сделаться папой, был praetor urbis. Таким образом, он занимал почти совершенно независимое положение, служа посредником между ломбардами и Византией. Через посредство Теодолинды, Баварской принцессы, принадлежавшей к православной церкви, и жены короля Агилулфа, он оказывал некоторое влияние на ломбардов; хотя однажды (593), как раз в то время, когда произносил беседу на пророка Иезекииля, должен был откупиться большой суммой золота и серебра от Агилулфа, подступившего к воротам Рима. Его голос имел значение и в Константинополе, хотя его отношения с императором Мавритием, особенно после спора с Иоанном Постником , более и более омрачались. – Иоанн IV, патриарх Константинопольский, любил называть себя «вселенским патриархом». Но он не первый принял этот титул, да и не к нему одному он прилагался: его предшественник Мина принял его в 536, и он предоставлен был также папе Льву I собором Халкидонским с 451, Ормизде – сирийскими монахами в 517, и Бонифацию II – митрополитом Ларисским в 531. Григорий однако, предпочитавший называть себя servus servorum Dei (не в укор Константинопольскому патриарху, а просто в подражание блаженному Августину ), неодобрительно отнесся к этому титулу, жаловался по этому поводу Мавритию (595), и с необычайной резкостью нападал на самого Uoahha IV . Иоанн умер в том же году. Но его преемник Кириак, продолжал носить этот титул, и Григорий более и более раздражался, особенно когда Мавритий уклонился от вмешательства в это дело. В ноябре 602 Мавритий был низвергнут с престола Фокой, и не только сам был обезглавлен, но и его жена, пятеро сыновей и три дочери.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Престол Н. с. ц. был основан, очевидно, в кон. XIII в. В поздних летописях указан 1292 г. Первое упоминание о церкви относится к 15 дек. 1399 г. и содержится в булле Римского папы Бонифация IX (1389-1404) ( Porumb. 1998. P. 50), призывающей к обращению в католичество православных (у которых был свой храм - Н. с. ц.). Скудость до посл. трети XV в. сведений о епархиальном устройстве Трансильванской митрополии К-польского Патриархата, в юрисдикции к-рой находилась церковь со времени своего основания, не позволяет четко определить, к какой епархии она принадлежала. Сохранилось недатированное послание митр. Фелякского Даниила (кон. XV в.) главе (judex civitatis) Брашова Петру Урсу и 12 городским магистратам. В нем митрополит просил их содействовать сбору в пользу митрополии по 3 дуката с христиан «нашего греческого закона», к-рые жили в невенчанном браке и были переписаны свящ. Николаем из Н. с. ц. ( P curariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 265). После ряда перемещений кафедра Трансильванской митрополии к нач. 70-х гг. XVI в. была перенесена в столицу Трансильванского воеводства г. Алба-Юлия. Очевидно, Н. с. ц. находилась в непосредственной юрисдикции митрополии, поскольку область Страна Бырсы (ara Bârsei, Цара-Бырсей) с центром в Брашове не упоминается в составе созданной после 1489 г. Вадской епископии, распространявшей юрисдикцию на близлежащие регионы. В любом случае Трансильванские митрополиты принимали деятельное участие в судьбе Н. с. ц. Так, в «Хронике протопопа Василия» (ок. 1633), написанной настоятелем Н. с. ц. прот. Василием Летописцем (1586-1659), рассказано о том, что митр. Трансильванский Феоктист и митр. Унгро-Влахийский Лука Кипрский отстранили от служения свящ. Николая Нягослава из Н. с. ц. в 1606 г. за «неблагочестие и гордыню» ( Stinghe. 1899. P. 6). В дневниковых записях Андреаса Хедьеша (1578-1627) указано, что «владыка Белградский (т. е. Трансильванский: Алба-Юлия, кафедра архиерея, в слав. и румын. источниках этого периода называлась Белградом.- Авт.)» Феоктист 26 авг. 1615 г. вновь посетил Брашов с целью улаживания конфликта, возникшего между священниками Н. с. ц. Константином и Станом ( P curariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 59).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

Речь, произнесенная доцентом казанской духовной академии Н.Беляевым на диспуте 7 мая 1878 года, перед защитой представленного в совет казанской духовной академии на соискание степени доктора богословия сочинения: «Римско­католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека» 1 . Мм. Гг.! В конце XIII века, в эпоху, когда высота положения и могущества вскружила голову папам до такой степени, что нежданно­негаданно они попали в плен к французскому королю, Бонифаций VIII сделал открытие, которое и для средних веков казалось в высшей степени удивительным как по своей практической важности для западной Европы, так и по смелости, с какой об нем возвещено миру. Открытие состояло в том, что самый главный, можно сказать, первый и единственный долг всякого христианина заключается в безусловной покорности папам. Для XIX века изобретение Бонифация еще удивительнее. И, однако, в наше время оно принято римско­католической церковью как бесспорная аксиома. В 1870 году папская система со всей совокупностью притязаний римских первосвященников возведена ватиканским собором на степень богооткровенного догмата. А покойный Пий IX объявил этот догмат основой и фундаментом всей христианской веры, так что кто не повинуется папе, тот никаким образом и спастись не может, ибо не признавать авторитета пап – значит подкапываться под самые основы христианской веры и церкви. Объявленная фундаментом веры, доктрина о папском приматстве становится основным принципом римско­католической догматики, равно как церковного устройства и культа. Отныне должны прекратиться все споры о том, где следует искать центр тяжести вероисповедной системы римского католичества. Пий IX, правда, не обладал солидным богословским образованием. Но после ватиканского декрета он все­таки должен считаться авторитетным истолкователем вероисповедной системы той церкви, непогрешимым главой которой его признавал запад. Если же учение о папском приматстве, по его мнению, есть основной фундамент всей христианской веры, то догматика, культ и учреждения римской церкви должны быть рассматриваемы с точки зрения этой доктрины. В папской системе следует искать ключ к уяснению внутреннего смысла как догматического вероучения, так и особенностей во внутренней и внешней организации, в канонических установлениях и религиозном культе, которыми великая западная церковь отличается от церкви восточной и других христианских обществ. Все эти особенности будут правильно поняты и оценены только тогда, когда уяснена будет их связь с идеей папского приматства, когда они будут поставлены в соотношение с внутренним смыслом догмата о папстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Леринский монастырь Статус Галльской Церкви и ее состав В VI веке Церковь Галлии, признавая первенство кафедры Рима, обладала широкой автономией. Ее главой был архиепископ Арелата, или Арля. Возвышению Арелатской кафедры положил начало перенос резиденции префекта Галлии из Трира в Арелат в 392 году. Папа Зосима предоставил первенство в Галлии Арелатской Церкви в 417 году, когда ее предстоятелем был святой Патрокл, но этот ее новый статус оспаривался предстоятелями других Церквей Галлии, и папы Бонифаций I, а затем Лев Великий лишали Арелатскую кафедру ее исключительных привилегий, но во второй половине V века она возвратила себе первенство в диптихе. Более того, в 514 году папа Симмах предоставил святому Кесарию, занимавшему Арелатскую кафедру с 502 по 542 год, право самостоятельно решать любые вопросы, касавшиеся Галлии и Испании, и просил его быть посредником между ним и королями варваров. Правда, это первенство в основном ограничивалось председательством на Галльских церковных соборах, которые проводились регулярно. Некоторые из них вошли в историю из-за важности принятых ими решений. Так, собор 524 года, созванный по случаю торжественного освящения базилики, посвященной Деве Марии, принял ряд канонов относительно церковной дисциплины и порядка поставления пресвитеров. Преемником святителя Кесария был Авксаний, его в 546 году сменил святой Аврелиан, с 552 по 586 год первенствующую кафедру Галлии занимал святой Сапауд, при котором в 554 году в Арле состоялся собор, издавший семь канонов богослужебного содержания и еще ряд правил, направленных на защиту церковного имущества. После него Церковь Галлии преемственно возглавляли архиепископы Лицерий и святой Виргилий, занявший Арелатский престол в 588 году и преставившийся в 602-м. Церковь Галлии состояла из 13 митрополичьих областей, границы которых совпадали с пределами старых римских провинций.

http://pravoslavie.ru/91718.html

Святой Ботольф Немногие английские святые почитались и почитаются за пределами Англии. Среди них можно назвать святых Албана Веруламского, Кутберта Линдисфарнского, Освальда Нортумбрийского, Беду Достопочтенного, Виллиброрда Утрехтского и Бонифация Майнцского (эти двое святых были миссионерами и большую часть своей жизни провели вне Англии), Вилфрида Йоркского, Эдмунда Восточноанглийского, короля Эдуарда-мученика (его почитание сегодня растет в России), преподобного Сигфрида, апостола Швеции. Однако есть еще один английский святой, которого любили и чтили по всей Скандинавии, а особенно в Швеции. Это святой Ботольф Икенский . Святой Ботольф В честь святого Ботольфа освящены храмы в Швеции, Норвегии и Дании, и в средние века его почитали в этих странах так же глубоко, как и на родине, в Англии. В Швеции народное почитание святого Ботольфа не прекратилось даже после Реформации, и имя святого не было забыто. Преподобный Ботольф в 654 году основал монастырь в Икене в Восточной Англии. Позже, во время набегов викингов, монастырь был разрушен, а мощи святого разделили между собой обители Торни, Бери-Сент-Эдмундс и Вестминстер. В XI веке неким Фолкардом было написано житие святого Ботольфа. В средние века в Англии 64 церкви были освящены в честь этого святого, больше всего их было на юго-востоке страны и в тех районах восточной Англии, на которые оказали наибольшее влияние викинги. День памяти святого Ботольфа, 17/30 июня, отмечался во многих областях, прежде всего – в восточной Англии. В Дании святому Ботольфу было посвящено 12 церквей, две – в Норвегии и Швеции. Известны также «Гильдия святого Ботольфа», ярмарки и базарные дни в честь преподобного Ботольфа, сохранились надписи «святой Ботольф» на двух церковных колоколах. Вероятно, в Броддеторпе (Швеция) когда-то находилась часть мощей святого, так как золотой престол храма имеет надпись, содержащую информацию о том, что здесь хранились мощи трех святых, в частности, святого Ботольфа. Во всех этих странах встречаются и изображения святого Ботольфа. В средневековых календарях Скандинавии 17 июня считалось днем памяти святого Ботольфа. В настоящее время известно 69 таких календарей, и 26 из них отмечают Ботольфа, как очень значимого святого. Святой Ботольф почитался во всех скандинавских епархиях и почти во всех молитвах этот святой называется духовником. Когда мы обращаемся к служебникам, то больше всего упоминаний о святом Ботольфе мы находим в Швеции. Недавно выяснилось, что существовала и отдельная служба преподобному, содержащая неизвестные ранее гимны и песнопения. Также известно, что англичане тоже совершали отдельную службу святому в день его памяти.

http://pravoslavie.ru/62439.html

Святой Вселенский четвертый собор был созван в 451 г. по P. X. в Халкидоне, знаменитом городе Вифинии, при императоре Маркиане и Пульхерии [ 125 ] . На нем присутствовали 630 отцов, среди которых ведущую и наиболее выдающуюся роль играли Анатолий Константинопольский, еп. Пасхазин и Луценций с пресвитерами Бонифацием и Василием, а с ними и еп. Юлиан, замещавшие святейшего Льва Римского, Максим Антиохийский, Ювеналий Иерусалимский. Они осудили и предали анафеме злосчастного архим. Евтихия и его покровителя Диоскора, ставшего после Кирилла епископом Александрийским. Евтихий и Диоскор, впав в заблуждение, противоположное заблуждению Нестория, вместе с ним впали в ту же погибель: Несторий разделял Единого Христа на два лица и две ипостаси, а Евтихий с Диоскором две природы Христа, Божество и человечество, из которых Он состоит и в которых мы Его познаём и поклоняемся Ему, дерзко слили в одну природу, не понимая, безумные, что из этого нечестивого мнения следует, что Христос и не одной природы с Отцом, и не одной с людьми, но какой-то иной природы [ 126 ] . Потому этот святой Собор, следуя Символу первого, Никейского, и второго, Константинопольского, Соборов, посланию Кирилла Александрийского , иначе говоря, определению третьего, Эфесского, Собора, а кроме того, посланию святейшего Льва Римского [ 127 ] , оставил неприкосновенным общий Символ первого, Никейского, и второго, Константинопольского, Соборов, предав анафеме тех, кто дерзнет добавить к нему или устранить из него что-либо, и составив свой орос Православной веры, который дословно звучит так (деяние 5): «Итак, последуя божественным отцам, все согласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве. Истинно Бога и истинно человека, того же из души и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха. Прежде веков рожденного от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения – от Марии Девы Богородицы по человечеству. Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, из двух природ неслитно, непреложно, нераздельно, неразлучно познаваемого [ 128 ] , так что через соединение нисколько не разрушается различие природ, но тем более сохраняется свойство каждой природы и соединяется в одном лице и одной ипостаси. He на два лица разделяемого или рассекаемого, но одного и того же Сына и Единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили о Нем пророки и как научил нас Сам Господь Иисус Христос и как нам преподал Символ отцов» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010