Старо-Голутвинская братия, более умиротворенная при отце Сергии, по его переводе действовала уже единодушно, и когда я приехал для присутствия при избрании в 1871 году, единогласно был избран Варлаам. Он пришелся братии по духу и настоятельствует, как примечается, не в ущерб для обители, ибо все восстановленное и учрежденное его предместником отцом Сергием, старается поддержать, и по своей рачительности и заботливости, должно думать, при помощи Божией, сумеет соблюсти вверенную ему обитель в надлежащем положении. По представлению преосвященного Игнатия, епископа Можайского, он награжден в 1875 году наперсным крестом. II. Богородице-Рождественский Бобренев монастырь Основан, как гласит предание, воеводой великого князя Дмитрия Донского Волынцем, по прозванию Боброк, около 1380 годов. Этот монастырь имел в прежнее время достаточные средства, так как в его владении было более 1100 душ крестьян. Он находился в ведении Коломенской епархии. Ныне в нем два храма: 1) Собор холодный старинного построения во имя Рождества Пресвятой Богородицы и 2) теплый и новейшего построения, сооруженный усердием и иждивением Московского почетного гражданина, Давыда Ивановича Хлудова. Им же выстроен и большой каменный корпус, в котором настоятельские и братские келии, трапеза и прочее. До 1850 годов эта обитель была приписная к Старо-Голутвину монастырю и имела весьма малое число братии, но в 1850 годах восстановлена и с тех пор стала благоустраиваться. В моем благочинии это самая скудная средствами своими обитель, но к чести настоятеля должно сказать, что сравнительно с прочими монастырями и по своим ограниченным средствам монастырь стал нисколько не ниже некоторых других обителей. Достойно сожаления только, что есть одно мирское селение, которое примыкает к обители, и это для нее причина неискоренимого зла. При монастыре есть народное училище для детей ближних селений, так как монастырь за рекой, которая отделяет его и от города и от Старо-Голутвина монастыря. III. Белопесоцкий Троицкий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

28 апреля в Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре состоялась встреча Предстоятелей Русской и Американской Православных Церквей. В ходе встречи обсуждались темы двусторонних контактов и межправославных отношений, а также вопрос об удовлетворении духовных нужд многочисленных русскоязычных православных верующих в Америке. Святейший Патриарх Кирилл вручил Блаженнейшему Митрополиту Ионе и членам делегации награды Русской Православной Церкви. Американская делегация посетила Троице-Сергиеву лавру, московские Новоспасский, Сретенский, Даниловский, Донской и Покровский монастыри, а также  церковь святителя Николая в Толмачах, Московскую Духовную академию и Сретенскую Духовную семинарию. С 29 апреля по 1 мая Блаженнейший Митрополит Иона с сопровождавшей его делегацией находился в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, где его принимал наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий с братией. Американская делегация посетила многие скиты, поклонилась святыням прославленной обители и приняла участие в богослужениях по случаю празднования дня памяти преподобного Александра Свирского. Делегация Православной Церкви в Америке посетила также святыни Санкт-Петербурга (Иоанновский монастырь, Смоленское кладбище, кафедральный Казанский собор, Александро-Невскую лавру, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери) и Санкт-Петербургские Духовные школы. 2 мая Блаженнейший Митрополит Иона возглавил служение Божественной литургии в церкви святой великомученицы Екатерины на Всполье, приуроченное к 15-летию открытия при этом храме московского Подворья Православной Церкви в Америке. В этот же день Блаженнейший Митрополит Иона принял участие в Иннокентиевских чтениях в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете и возглавил всенощное бдение в храме святителя Николая в Кузнецах. В храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Предстоятель Православной Церкви в Америке встретился с архиепископом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/657505.htm...

28 апреля в Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре состоялась встреча Предстоятелей Русской и Американской Православных Церквей. В ходе встречи обсуждались темы двусторонних контактов и межправославных отношений, а также вопрос об удовлетворении духовных нужд многочисленных русскоязычных православных верующих в Америке. Святейший Патриарх Кирилл вручил Блаженнейшему Митрополиту Ионе и членам делегации награды Русской Православной Церкви. Американская делегация посетила Троице-Сергиеву лавру, московские Новоспасский, Сретенский, Даниловский, Донской и Покровский монастыри, а также церковь святителя Николая в Толмачах, Московскую Духовную академию и Сретенскую Духовную семинарию. С 29 апреля по 1 мая Блаженнейший Митрополит Иона с сопровождавшей его делегацией находился в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, где его принимал наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий с братией. Американская делегация посетила многие скиты, поклонилась святыням прославленной обители и приняла участие в богослужениях по случаю празднования дня памяти преподобного Александра Свирского. Делегация Православной Церкви в Америке посетила также святыни Санкт-Петербурга (Иоанновский монастырь, Смоленское кладбище, кафедральный Казанский собор, Александро-Невскую лавру, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери) и Санкт-Петербургские Духовные школы. 2 мая Блаженнейший Митрополит Иона возглавил служение Божественной литургии в церкви святой великомученицы Екатерины на Всполье, приуроченное к 15-летию открытия при этом храме московского Подворья Православной Церкви в Америке. В этот же день Блаженнейший Митрополит Иона принял участие в Иннокентиевских чтениях в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете и возглавил всенощное бдение в храме святителя Николая в Кузнецах. В храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Предстоятель Православной Церкви в Америке встретился с архиепископом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://mospat.ru/archive/86299-zhurnaly-...

В один из летних дней я несла послушание за свечным ящиком. В храм в сопровождении одного иподиакона вошел Святейший Патриарх Пимен. Я растерялась. Не поверила своим глазам. Святейший приложился к образу Спасителя, прошел вперед, приложился к образу Божией Матери. В храме началось движение. Священник распахнул Царские врата, а Патриарх Пимен скромно вошел в алтарь через северные врата. Святейший особо чтил память Патриарха Тихона. Ежегодно в праздник Благовещения после поздней Литургии в Елоховском соборе он приезжал в малый собор Донского монастыря (большой в то время был закрыт) и служил панихиду перед гробницей будущего святителя. Так было до последних лет жизни Патриарха Пимена. Прощались со Святейшим в Елоховском соборе. Как бы принимая его последнее благословение, мы прикасались к его руке. В первую годовщину смерти мне, к глубокому сожалению, не удалось посетить место его захоронения. Каждый день на утренней молитве я обращаюсь к светлому пастырю, прося его молитв и заступления. Записала Антонина Фроленкова Читайте также: Жизнь, вместившая шесть патриархов Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 12 мая, 2022 15 апреля, 2022 9 марта, 2024 24 февраля, 2024 26 апреля, 2023 18 октября, 2022 10 июля, 2022 5 июня, 2022 26 мая, 2022 12 мая, 2022 15 апреля, 2022 9 марта, 2024 24 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/patriarx-pimen-svetlyj...

Оставшиеся старцы только то сказывают, что при них гвардейской полк вышел и постановились другие, которых дисциплина была гораздо слабее, и потому более вольности. Не говоря о других местах, в самых царских вратах Сергиевской церкви совершено – богомерзкое студодеяние. Описывают и голод неприятелей. Они отнимали у монахов печеный картофель и хлеб со стола. У капитанских покоев навалены были кучи галок и воробьев, которых варили и жарили. К чести греков сказывают, что не только капитан, но и солдаты из греков поступали с ними ласково и даже утешали. Один грек потребовал замка. Старец ему принес. Он поцеловал у него руку и три раза призывал к себе и подчивал рыбою, винными ягодами, вином и полтивом . Один только раз капитан показал страх ризничему, но тотчас и загладил. Призвавши его, поставил на колени между обнаженными шпагами и требовал, чтобы сказал, где ваш большой господин, разумея архимандрита. Когда старец под клятвою уверял, что не знает, то приказал солдатам вложить шпаги, старику встать, и, успокоя его словами, поднес рюмку вина. (Л. 3 об.) Перед самым выходом неприятеля возвратился наместник. Неприятели, зная остававшихся старцев и видя незнакомого, почли его за казака и больно били. Узнавши, старцы прибежали и защитили, уверивши, что это их брат. Таким образом, трое дождались выход. Вот все, что можно было отобрать от бывшего тогда настоятеля, монахов и штатных служителей. Здания монастырские – ни одно не сожжено. Когда вышли неприятели из Москвы, некоторые из них, уклоняясь от армии, замедлили по домам штатных служителей. Казаки тот же день всех их перехватали и увели за заставу. Собирались монашествующие в монастырь не в одно время. Иные спустя день–два, иные – неделю, очень немногие через месяц. По приезде настоятеля церкви освящаемы были одна за другою, как могли приготовить утварь и поставить иконы. Теплая освящена года генваря придел Феодора Стратилата – февраль придел Сергия Чудотворца – марта собор – августа церковь Михаила Архангела – сентября 11, церковь Сретения Господня – 1815 мая 20, церковь Тихвинския – того же года июня а церковь Захария и Елисаветы в колокольне и церковь между монументами, построенная графом Зубовым, еще не освящены . В соборной церкви местные образа ограблены врагами, украшены вновь серебряными ризами, вкладом донских казаков, которые пожертвовали девять пуд серебра и десять тысяч деньгами при письме Его Сиятельства, графа Матфея Ивановича Платова. Риз для священнослужения устроено до сорока из парчевых покровов, полагающихся в Донском монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033388/

Презентация сборника документов по истории Юго-Восточного Русского Церковного Собора 1919 г. состоялась в г. Шахты 26 апреля 2018 г. 11:52 23 апреля 2018 года в филиале Донского государственного технического университета в г. Шахты состоялась презентация новой книги, подготовленной доцентом кафедры «Православная культура и теология», кандидатом исторических наук Ю.А. Бирюковой «Юго-Восточный русский церковный Собор 1919 г.». Книга вышла в издательстве московского Новоспасского ставропигиального мужского монастыря при поддержке Ставропольской епархии и Фонда имени священника Илии Попова. В издании осуществлена наиболее полная научная публикация источников по истории Юго-Восточного Русского Церковного Собора, прошедшего в Ставрополе на территории, занятой белыми войсками, с 19 по 24 мая 1919 г. Собор стал одним из ключевых событий общественной жизни периода Гражданской войны, и может рассматриваться, как продолжение Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. В сборник вошли документы из архивных фондов Государственного архива РФ, Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье», материалы периодической печати того времени. При подготовке сборника использовались материалы периодической печати, а также документы из Архива УФСБ по Ростовской области, Государственного архива Ставропольского края, Государственного архива Ростовской области, Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ, Российского государственного исторического архива, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. В презентации приняли участие специалисты в области истории и философии религии –– представитель ректора профессор доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и мировых религий ДГТУ Е.Е. Несмеянов; заведующий кафедрой «Православная культура и теология» ДГТУ, проректор Донской духовной семинарии, председатель Комитета по увековечиванию памяти святых новомучеников и исповедников Церкви Русской Донской митрополии , доктор философских наук протоиерей Владимир Тер-Аракельянц; доктор философских наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой «Православная культура и теология» Т.С. Оленич; заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ИСОиП, профессор, доктор философских наук А.М. Руденко; заместитель начальника отдела подготовки кадров высшей квалификации и организации научных исследований, к.ф.-м.н., доцент И.Н. Даниленко, а также представители администрации г. Шахты, других вузов, преподаватели и студенты ИСОиП (филиала) ДГТУ. Сборник получил высокую оценку присутствовавших специалистов в данной области исследования и был охарактеризован, как большой вклад в научные исследования в области Отечественной истории и культуры. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

От более древних времён сохранился Никольский собор XVI века, но то, что мы видим сейчас, - новодел, старый храм уничтожили в 1940 году. В 1890-е годы по проекту московского архитектора А. Каминского рядом был возведён огромный Спасо-Преображенский собор, ставший вторым по величине (после храма Христа Спасителя, разумеется) собором Московской губернии. К этому вреиени в обители насчитывалось 170 насельников, паломники шли сюда сотнями. Одной из уникальных достопрмечательностей, неизменно привлекавшей верующих, была и , по счастью, остаётся украшающая северную стену архитектурная панорама " Святой град Иерусалим " , или " Палестинская стена " . Вытянутая вдоль монастырской ограды декоративная краснокирпичная постройка условно (приближённо к иконописной традиции) имитирует строения и общий силуэт Иерусалима. Это не имеющее аналогов в России сооружение было создано в 1866 году по эскизам знаменитого академика Ф. Солнцева, руководителя монументального историко-художественного проекта " Древности Российского государства " . В ХХ веке для монастыря, как и для всей Русской Церкви, настали трудные времена. Его закрыли уже в 1920 году, в стенах обители размещались и детская исправительная колония ОГПУ, и спортивные и медицинские учреждения, к тому же в монастырских кельях проживали люди в коммуналках. Новая власть снесла четыре храма из одиннадцати (включая самый ценный Никольский собор, небольшой и никому не мешавший). Попытки отреставрировать архитектурный ансамбль в 1970-е годы не увенчались успехом: фактически, дальше установки строительных лесов дело не пошло, а пожар 1977 года вообще " отбил охоту " у рестараторов заниматься Николо-Угрешским монастырём. Возрождение началось только после 1991 года, когда обитель вернули Церкви. И сейчас это - большой ставропигиальный монастырь, впечатляющий своим величием и красотой построек. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. Николо-Угрешский монастырь, по преданию, основал князь Дмитрий Иванович (Донской).

http://sobory.ru/article/?object=00627

АН. В 1872 г. оба тома «Домашнего быта...» были переизданы с дополнениями и награждены серебряной и золотой медалями имп. Русского Археологического об-ва. Начиная с 50-х гг. З. публиковал работы по истории рус. искусства и архитектуры. Он издал «Материалы для истории русской иконописи» (ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 1-128), монографию «Историческое описание московского ставропигиального Донского монастыря» (М., 1865, 18932), ст. «Благовещенский собор и его древняя стенопись» (Моск. вед. 1884. 119. С. 5). В 1871 г. З. выступил в Московском об-ве любителей художеств с концептуальным докладом «Черты самобытности в древнерусском зодчестве», к-рый впосл. трижды издавался. Анализируя такие памятники, как деревянные церкви в Кижах, Димитриевский собор во Владимире, Спасо-Преображенский храм в Вел. Новгороде, церкви в Коломенском и в Дьякове, З. доказывал, что в XVI в. на основе традиций деревянного зодчества сложился самобытный рус. стиль в архитектуре, образцом к-рого является Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве. В 1873 г. З. был включен в комиссию по наблюдению за реставрацией Правильной и Книгохранительной палат в Кремле. С этого времени он входил почти во все подобные комиссии по реставрации важнейших памятников архитектуры. Ему принадлежит ведущая роль в восстановлении облика соборов XII в. во Владимире. За труды по реставрации Благовещенского собора в Кремле ученый был награжден в 1896 г. орденом св. Владимира 2-й степени. В 1872-1873 гг. З. издал 2-томник «Опыты изучения русских древностей и истории», в к-ром объединил свои лучшие статьи и очерки, написанные на основе архивных документов. В сборник вошли такие работы З., как «Детские годы Петра Великого», «Три неизвестных гробницы в московском Архангельском соборе», «Московские сады в XVII столетии», «Хроника общественной жизни в Москве с половины XVIII столетия» и др. В 70-х гг. вышли в свет сочинения З. «Большой боярин в его вотчинном хозяйстве» (М., 1871. 2 ч.), «Кунцово и древний Сетунский стан» (М., 1873) и др.

http://pravenc.ru/text/182399.html

В основе грушевидных глав, или «бань», чередующих широкие «пучины» и узкие «заломы», лежит образ тамбурного К. с фонариком типа собора св. Петра в Ватикане. Эта форма пришла на Украину через Польшу и Юж. Германию, где были распространены сложные формы купольных кровель. Развившийся на рубеже XVII и XVIII вв. в Москве нарышкинский стиль соединил укр., нем. и польск. влияния с традициями московской архитектуры и породил множество новых форм, что отразилось и на устройстве К. и глав. Основной конструктивной формой стал световой восьмерик, подменивший собой цилиндрический барабан. Восьмерик на четверике мог завершаться сомкнутым сводом, на к-ром ставились еще один или неск. меньших восьмериков один над другим и главка - так получалась ярусная композиция (ц. св. царевича Иоасафа в Измайлове, 1678, «трехбанная» надстройка 1687-1688, не сохр.; ц. Св. Троицы в Троице-Лыкове, 1698-1703, с ярусом звона над световым восьмериком). Распространились центрические храмы с 4-лепестковым планом и укр. пятиглавием по странам света (Новый собор Донского мон-ря, 1684-1698, с традиц. московскими луковичными главами на круглых световых барабанах; ц. Покрова в Филях, 1690-1693, с ярусной композицией «восьмерик на четверике» под звоном, пониженными экседрами и гранеными луковичными главками на глухих восьмериках). В то же время традиц. московское пятиглавие трактовалось по-новому (надвратная ц. Преображения Новодевичьего мон-ря, 1687-1688, завершенная украинизирующими «банями»; ц. Николы «Большой Крест» на Ильинке, кон. XVII в., не сохр., с рельефными звездами на луковичных главках). Т. н. строгановские храмы сочетали пятиглавие «по-украински» (ц. Рождества в Н. Новгороде, ок. 1700) или «по-московски» (собор Введенского монастыря в Сольвычегодске, 1689-1693) с новаторскими конструкциями бесстолпных четвериков. Существовали экзотические варианты завершений: напр., в ц. Успения на Покровке (1695-1706, не сохр.) световой восьмерик на четверике был увенчан меньшим восьмериком с грушевидной главой, а по углам располагались 4 малые главки на глухих шеях; при этом с востока и запада композицию усложняли 2 световых восьмерика с главками на граненых шеях. Знаменская ц. в Дубровицах Московской обл. (1690-1704), единственная среди рус. храмов, отличается своей устремленной ввысь центрической композицией, 12-лепестковым планом и центральным столбом, увенчанным ажурной золоченой короной. К необычным архитектурным гибридам следует отнести восьмерик на четверике с «ложным пятиглавием» (Троицкий собор в Верхотурье Свердловской обл., 1703-1709).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

За богослужением молились настоятельница Свято-Иверского монастыря игуменья Рахиль (Ковалева), сестры обители, насельники Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря, студенты Донской духовной семинарии, многочисленные прихожане и паломники. Песнопения Божественной литургии исполнил Большой митрополичий хор (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий). За Литургией были вознесены молитвы о мире на Украине. Телевизионную трансляцию богослужения из Патриаршего собора осуществляла ГТРК «Дон-ТР». Перед причастием руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Валерий Волощук огласил послание главы Донской митрополии по случаю принесения на Донскую землю ковчега с мощами новомучеников и исповедников Церкви Русской. По окончании богослужения митрополит Меркурий приветствовал молящихся и передал всем благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В архипастырском слове владыка Меркурий напомнил верующим о том, как верующие должны воспринимать сегодня праздник Покрова Пресвятой Богородицы: «Событие Покрова свершилось уже очень давно, когда блаженный Андрей и его ученик Епифаний увидели в Константинопольском храме молящуюся Пречистую Богоматерь, ходатайствующую за свой народ. Из года в год мы торжествуем в этот день, приходя в огромном количестве в храмы Божии — неужели только для того, чтобы вспомнить эту святую историю? Безусловно, нет! Сегодняшняя наша молитва есть не что иное, как живое свидетельство того, что мы под Покровом Пречистой Божией Матери находимся и поныне, и каждый лично, и все наше Отечество. Когда мы обращаемся к Пречистой Богоматери, просим Ее заступления, мы не видим того, чему был свидетелем блаженный Андрей, но сердцем мы чувствуем, как Богоматерь оберегает и сохраняет нас в нашей жизни». К торжествам в честь Покрова Пресвятой Богородицы по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Патриарший войсковой всеказачий собор Вознесения Господня принесен ковчег со святыми мощами подвижников веры, пострадавших в годы гонений на Православие в ХХ веке.

http://patriarchia.ru/db/text/5036339.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010