Древнейший храм монастыря. Был сооружён в XVI веке, но уже в XVII – серьёзно перестроен. При перестройке перед архитекторами стояла нелёгкая задача: нужно было объединить с поздними пристройками пространство первоначального очень камерного здания, сохранив при этом несущие стены. Поэтому забавно: храм не имеет ни одного симметрично растёсанного проёма. Но вообще-то мы сюда на минуточку, пройдя мимо многих достойных внимания подробностей, хочу обратить ваше внимание всего на одну плиту, которая, пожалуй, будет особенно интересна литературоведам. В полу трапезной, ближе к проходу в алтарную часть храма, чуть справа погребён Николай Николаевич Бантыш-Каменский – человек, который в своё время подготовил первое издание «Слова о полку Игореве». Большой Донской собор Не все знают, но в подклете Большого собора есть ещё один храм – Сретенский. Сретенский храм. Вид с солеи Недавно он был восстановлен, теперь ранние воскресные литургии служат и там. Найти вход в это «потайное» место постороннему человеку крайне непросто. Подсказываю – обратите внимание на лестницу, уходящую вниз из левой части соборной галереи. Внешне Сретенский храм с его белёными стенами кажется ничем не примечательным. Однако в XVIII столетии он был основан как усыпальница грузинских царей. Увы, пожертвованных грузинской знатью икон в богатых окладах теперь здесь нет, а вот надписи незнакомой вязью можно найти до сих пор – даже несмотря на годы, которые в храме жительствовал музей. Входим в верхний храм. Перешагивая порог, обратите внимание на полы – других таких нет нигде. Чугунные плиты с изображением знака солнца появились в соборе ещё в XVIII столетии. Пару лет назад их подняли и перебрали, снабдив системой отопления (печная, устроенная в храме изначально, восстановлению, к сожалению, не подлежала) – так что пол здесь теперь тёплый. Посмотрите на росписи. Сюжетные картины, расположенные по стенам в несколько ярусов, иллюстрируют отдельные фрагменты Писания (каждая из них тщательно подписана соответствующей цитатой). Есть сведения, что программа росписи собора была составлена Василием Ивановичем Баженовым. Но среди запечатлённых сюжетов почему-то преобладает Ветхий Завет.

http://pravmir.ru/donskoy-monastyir-deta...

Приделы, трапезная и колокольня пристроены уже в конце 17 века. Некогда собор был украшен фресками, среди которых имелось прижизненное изображение Бориса Фёдоровича Годунова. При первых Романовых Донской монастырь, как " годуновский " , благосклонностью царей не пользовался и в 1650 году был даже лишён самостоятельности и приписан к Андреевскому монастырю. Но при царевне Софье Алексеевне (1657-1704), в конце 17 века, Донской монастырь стал одним из главных столичных монастырей. В 1684-1698 годах на его территории возвели огромный " Новый " , или " Большой " , собор, также во имя Донской иконы Богоматери. Он строился на средства царевны Екатерины Алексеевны (1658-1718), сестры Петра I Алексеевича (1672-1725). Собор окружает крытая галерея, сделанная в 1717 году. Внутри собор производит очень торжественное впечатление, чему немало способствует резной иконостас в шесть ярусов, изготовленный в конце 17 века в стиле московского барокко. Расписывал собор живописец А. Клаудо по эскизам известного зодчего В. Баженова. В Большом соборе Донского монастыря хранилась Донская икона Божией Матери. Существует предание, будто эту икону подарили некие донские казаки Дмитрию Ивановичу Донскому перед Куликовской битвой, но это не более, чем красивый вымысел. Двустронняя икона Донской Богоматери (на обратной стороне изображено " Успение Богоматери " ) написана в 1370-1380-х годах либо Ф. Греком, либо высоко одарённым новгородским мастером, испытавшим влияние Ф. Грека. На лицевой стороне иконы изображена " Богоматерь Умиление " она же Донская Богоматерь. Донскую Богоматерь чтили как защитницу Отечества. Достоверно известно, что икону брал с собой Иван Васильевич Грозный (1530-1584) в поход под Казань. Перед ней молились в 1591 году, во время нашествия крымских татар, а в 1598 году патриарх нарёк перед ней на царство Бориса Фёдоровича Годунова. Первоначально икона хранилась в Благовещенском соборе Московского Кремля. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. Стены и башни монастыря сооружены в 1686-1698 годы на средства дьяка Новгородского приказа Якова Аверкиевича Кириллова.

http://sobory.ru/article/?object=02994

Бекреневский Монастырь, урочище. Бекреневский Свято-Николаевский монастырь. Собор Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты История создания Бекреневского Свято-Николаевского женского монастыря уходит своими корнями в далекие годы… …Много православного люда полегло при обороне Севастополя в 1854 году. Среди тех, кому удалось выжить, был Сергей Иванович Поляков и, может быть, нашим современникам не довелось бы узнать о его ратном и духовном подвиге, если бы не его чудесное избавление от смерти и данный им обет. Искренние молитвы, обращенные к св. Николаю Чудотворцу, сохранили жизнь Полякову, а по возвращении домой он исполнил данное обещание и избрал местом для колодца Бекреневскую балку. Избранное место по церковному чину было освящено приходским священником отцом Терентием Афанасьевым. Вскоре после начала работ колодец был готов. На глубине 6 сажень появился обильный ключ, из которого била вода с большой силой и хорошего качества. В довершении работ колодец был оборудован деревянным срубом с крышей, под которой был установлен образ святителя Николая Чудотворца. По окончании работ источник был освящен по церковному чиноположению. Возможно, на этом история этого источника и была бы закончена, но 25 мая 1867 года произошло очень важное для России событие. В этот день чудом и милостью Божией от террористического акта был спасен Государь Император Александр Второй. Желая увековечить это событие в памяти потомков, ближайший друг и советник С.И.Полякова по устройству колодца хорунжий станицы Марьинской Иван Васильевич Стефанов вместе с торговцем С.С.Абросимовым послали императору телеграмму, в которой выразили чувство радости по случаю спасения жизни Государя Императора и предложили в память сего события пожертвовать 1000 рублей на украшение храма, а также возвести над вырытым ими колодцем часовню и совершать ежегодно 9 мая крестный ход из станицы Марьинской до Бекреневского колодца. В ответ на телеграмму от Марьинского станичного правления 30 июня 1867 года последовал на имя Стефанова ответ: «Сыскной начальник 1-го Донского округа предписанием от 29 июля 1867 года N2 1002 дал знать Марьинскому станичному правлению, что Военный Министр от 6 июля N2 1906 уведомил г. Войскового Наказного Атамана, что Государь Император Высочайше повелеть соизволил благодарить хорунжего войска Донского Ивана Стефанова и Шуйского торговца Стефана Абросимова за выраженные ими в телеграмме от 1-го сего июля верноподданнические чувства по случаю покушения на жизнь Его Императорского Величества 25 мая сего года и за пожертвование в память этого события тысячи рублей серебром для украшения храмов Божьих, при чем Его Императорскому Величеству благоугодно было изъявить согласие на совершение ежегодно 9 мая крестного хода из станицы Марьинской до криницы Бекреневской и сооружении на кринице часовни».

http://sobory.ru/article/?object=52267

28 февраля 1991 г. в Казанском соборе Петербурга, где располагался музей атеизма, были обретены мощи еще одного святого, прославленного, как и преподобный Серафим, в начале 20 столетия, – святителя Иоасафа Белгородского . Из Петербурга через Москву и Курск нетленные мощи святителя Иоасафа были перенесены в Белгород. 4 (17) сентября, в день его памяти, патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в белгородском Преображенском соборе, где упокоились перенесенные туда нетленные мощи. В 1992 г. в жизни Русской Церкви совершилось знаменательное событие. После пожара в Малом соборе Донского монастыря, подожженного злоумышленниками, во время ремонта были проведены раскопки под полом церкви, и там, в склепе, обнаружен гроб с нетленными мощами святого патриарха Тихона. 22 февраля Алексий II совершил молебен у гроба святителя, который еще находился в склепе, а 5 апреля святые мощи были торжественно перенесены патриархом Алексием II в сослужении 93 архиереев из Малого в Большой собор Донского монастыря. Благодатным событием в жизни Русской Церкви явилось пребывание в Москве с 25 апреля по 12 июня 1996 г. святых мощей великомученика и целителя Пантелеймона из Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне в Богоявленском кафедральном соборе, на Афонском подворье, в Донском, Даниловском и Новоспасском монастырях. Поклониться этим мощам и помолиться у них приходили и приезжали не только православные москвичи, но и жители отдаленных мест России. Храмы были переполнены, приходилось простаивать в очереди по 10–11 часов, чтобы приложиться к святым и цельбоносным мощам угодника Божия. При этом совершались благодатные исцеления. Одно из самых значимых явлений церковной жизни 1990-х гг. – многочисленные канонизации святых. В 1991 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в месяцеслов Русской Православной Церкви было внесено имя прославленного Константинопольской Церковью в год 1000-летия Крещения Руси великого русского подвижника 20 столетия и учителя христианской жизни преподобного Силуана Афонского , преставившегося на Святой Горе в 1938 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Долгое время я вообще была убеждена, что евангельских сцен в росписях собора нет, пока однажды случайно не увидела их…на западной стене. Но, конечно же, главное украшение собора – это семиярусный барочный резной иконостас, над которым в своё время трудились мастера Посольского приказа и Оружейной палаты. Честно говоря, стиль живописи, в которой выполнены большинство здешних икон, требует некоторой привычки. Это не аскетичное и отчасти условное «греческое письмо» Древней Руси, и не реалистичный позднейший классицизм, а самое настоящее барокко! Видно, что мастера иногда ещё не слишком уверенно чувствуют себя, изображая человеческие фигуры — их ощутимую телесность и не всегда верные пропорции. Иногда заметно, что лики писал мастер, тогда как детали явно доделывали подмастерья. Троица Но зато как передано буйство красок, пышная фактура парчовых облачений (особенно это видно в иконах местного чина). Гирлянды фруктов иногда словно бы перетекают с резных деревянных колонн прямо на иконные доски. Впрочем, чем выше, тем строже становится иконостас. Тем более что венчает его совершенно необычный ряд – Пассия. Такое бывает в барочных храмах. Увы, верхние ряды здешнего высокого иконостаса не слишком хорошо видно зимой, а потому, пока не наступило тёмное время года – зайдите в Большой собор Донского монастыря и присмотритесь, вот они, эти сюжеты: Христос и стража, Христос у первосвященников, Христос на суде Пилата. Тем более иконостас недавно отреставрировали, и он теперь виден во всей яркости красок. Фото: Пресс-служба Донского мужского монастыря Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 мая, 2018 29 января, 2018 20 апреля, 2022 19 августа, 2019

http://pravmir.ru/donskoy-monastyir-deta...

Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева. В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году территория монастыря была передана Московскому Патриархату, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь. 18 августа этого же года был вновь освящен Большой собор монастыря. 19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение патриарха Тихона, и обретены мощи святителя, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи. http://drevo-info.ru/articles/517.html Донской монастырь основан в 1592 году царём Фёдором Ивановичем (1557-1598) в память отражения нападения на Москву крымских татар Казы-Гирея. Монастырь построен на том месте где стояли русские полки и где в особо устроенной палатке - походной церкви во имя св. Сергия Радонежского (Варфоломей) (1314 или 1322 - 1392) находилась сопровождавшая царя Донская икона Божией Матери, та самая, что была с Дмитрием Ивановичем Донским (1350-1389) на Куликовом поле. На этом месте впоследствии был сооружён Малый собор Донского монастыря. 5 июля состоялась битва с крымцами. Хан Казы-Гирей был разгромлен и бежал. В память о заступничестве Донской Богоматери, царь Фёдор Иванович и " государев шурин и слуга, боярин и конюший и наместник Казанский и Астраханский " Борис Фёдорович Годунов (1551-1605) основали на месте сражения монастырь, названный Донским. В новопостроенный монастырь была перенесена икона Донской Богоматери. В 1593 году в монастыре был возведён скромный одноглавый собор во имя иконы Донской Богоматери, обычно называемый " Старым " , или " Малым " , собором. Его отличает изящество и лёгкость, особенно красиво выглядит венчающая храм пирамида кокошников.

http://sobory.ru/article/?object=02994

После закрытия монастыря в 1928 году, Крест Шумаева был перевезен в Антирелигиозный музей в Страстной монастырь, а затем – в филиал Антирелигиозного музея в Новый Большой собор Донского монастыря. Скорые, неподготовленные перемещения привели к значительным утратам на памятнике, подробная опись и фотофиксация частей которого не произведена и по сей день. Произведение Шумаева с конца шестидесятых годов по 1991 год было закрыто щитами, затянуто холстом и было недоступно для осмотра. После возобновления Донского монастыря, современный владелец памятника – Музей архитектуры им. Щусева – разобрал Крест и киот. Сохранившиеся фрагменты произведения хранятся в разных коробках и даже в разных местах. В 1910-х годах памятник обследовал Η. Н. Соболев. Он опубликовал краткое описание памятника и историю его создания в программной статье «Резные изображения в московских церквах». Вывод о важности и большом значении Креста Шумаева в русской церковной скульптуре Η. Н. Соболев поместил в книге «Русская народная резьба по дереву». В 1990 году, автором данной статьи была подготовлена, изданная в 1992 году, книга «Крест резной. Московский Сретенский монастырь», где были напечатаны фотографии, сделанные Η. Н. Соболевым. Особенностью творчества Шумаева является изображение нимбов у статуй среднего размера, отдельно от фигуры. Над головами фигур Архангелов Михаила и Гавриила, и четырех Евангелистов подвешены толстые, сияющие колючими лучами круги. Удивительно красивы нимбы распятого Христа, Богоматери и Апостола Иоанна Богослова. Они расположены полосой вокруг глав и изнутри украшены хрусталиками «драгоценных камней» (стразами), а снаружи обведены маленькими Херувимскими ликами, в кружках сияющих лучей. Характерным признаком почерка Шумаева является изображение им сияния, все равно выполненного им или деревянной резьбой, или оловянным литьем, или из жести. Прямые колючие лучи, передающие свет, чередуются с волнистыми, что создает впечатление колеблющегося огня. Такой прием был заимствован Шумаевым у византийской мелкой пластики XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Новости 14 января, 2010 Глава Иоанна Златоуста будет принесена из Москвы в Нью-Йорк В Знаменский синодальный собор Нью-Йорка 6 февраля будет доставлена глава святителя Иоанна Златоуста, хранящаяся в московском храме Христа Спасителя. Здесь святыня будет выставлена для поклонения верующих до 12 февраля, затем делегация Московского патриархата доставит ее обратно в Москву. Честная глава святителя Иоанна Златоуста была принесена на Русь в XVII веке из афонского Ватопедского монастыря. Она […] 14 января, 2010 Новый наместник Донского монастыря Москвы планирует открыть в нем музей новомучеников Новый наместник Донского монастыря Москвы планирует открыть в нем музей новомучеников и сделать обитель местом паломничества школьников, студентов и интеллигенции. «Это святыня общенационального значения. Во-первых, это исторический центр сопротивления воинствующему безбожию и политическому антихристианству: здесь был «штаб» святого патриарха Тихона, в котором этот великий святитель боролся за будущее Церкви», — заявил епископ Павлово-Посадский Кирилл. По […] 13 января, 2010 Петербургская епархия поддерживает инициативу Александро-Невской лавры по возвращению церковных ценностей Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир поддерживает инициативу представителей Александро-Невской лавры по возвращению храмов и церковных ценностей. Как сообщалось ранее, представители Александро-Невской лавры отправили обращение властям страны и Петербурга с просьбой вернуть Церкви ряд храмов и ценностей, отобранных большевиками. Среди них — храмы Александра Невского, Благовещенский, а также храмы на Тихвинском и Лазаревском кладбищах Петербурга. Кроме […] 13 января, 2010 Состоялась открытая встреча с Архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном в рамках православного лектория в Политехническом музее 12 января в Большой аудитории Политехнического музея состоялась открытая встреча с председателем Миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Архиепископ Иоанн выступил с лекцией на тему «Миссионерская ответственность мирян в Церкви» и ответил на вопросы аудитории. В своем выступлении глава Синодального Миссионерского отдела раскрыл православное понимание служения мирян в Церкви, обратив внимание, что […]

http://pravmir.ru/category/news/page/576...

В 1832 году было принято решение о постройке новой колокольни Симонова монастыря. Средства для строительства дал купец Иван Игнатьев. Первоначальный проект в стиле классицизма составил известный архитектор Н.Е. Тюрин. Колокольня была заложена в 1835 году, но затем ее проект был изменен, и возводилась она уже в " русском " стиле по проекту К.А. Тона. Строительство завершилось в 1839 году. По своему силуэту и местоположению - близ монастырской ограды - колокольня повторяла колокольню Новодевичьего монастыря . Ее высота составляла более 90 метров. Огромная пятиярусная колокольня Симонова монастыря зрительно замыкала перспективу излучины Москвы-реки и была видна на много верст вокруг. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвертом ярусе были установлены часы. В 1896 году Успенский собор монастыря был реставрирован и освящен. фото Симонова монастыря. Конец XIX в. В монастырском соборе были похоронены Симеон Бекбулатович - крещеный касимовский царевич, по прихоти Ивана Грозного венчанный в 1574 году " царем и великим князем всея Руси " и через два года свергнутый. Ослепленный в 1595 году по проискам Бориса Годунова, в 1606 году он был пострижен на Соловках и умер в Симоновом монастыре под именем схимника Стефана. Здесь же погребен сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (во иночестве Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины. На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь, где были похоронены поэт Д.В. Веневитинов (1805-1827), писатель С.Т. Аксаков (1791-1859), его сын Константин Сергеевич Аксаков композитор А.А. Алябьев (1787-1851), известный библиофил и коллекционер А.П. Бахрушин (1853-1904), дядя А.С. Пушкина - Николай Львович Пушкин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий - Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские. Живописное местоположение монастыря вдохновляло многих поэтов, писателей и художников. Около монастыря находился пруд, по преданию, выкопанный Сергием Радонежским.

http://drevo-info.ru/articles/15861.html

Во вторник, 25 марта/7 апреля 1925 года, последний день его земной жизни, он принял митрополита Петра и имел с ним продолжительную беседу, после которой чувствовал себя очень утомленным. Еще за три часа до своей кончины патриарх беседовал с навещавшими его лицами, живо интересовался ходом церковных дел, сообщал о предполагаемом своем скором выходе из лечебницы и жалел, что недомогание не позволило ему совершить богослужение в великий праздник… Вечером дежуривший при патриархе послушник К. Пашкович предложил ему прилечь отдохнуть, так как Святейший страдал бессонницей: «Ночь все равно, Ваше Святейшество, Вы проведете беспокойно». Святейший ответил ему: «Теперь я усну… крепко и надолго… Ночь будет длинная…» В половине двенадцатого ночи у Святейшего начался сердечным приступ. Больной указывал на сердце и жаловался на боль. Была оказана обычная в таких случаях медицинская помощь, но пульс продолжал падать… Медицинские усилия оказались тщетны. Было 11 часов 45 минут вечера. Святейший Патриарх Тихон умирал. Умирал он с тихой молитвой к Богу, молитвой благодарности, славословия и крестясь: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Господи, слава Тебе…» — не успел он перекреститься в третий раз. Наутро звон церквей, молитвенно печальный, дрожал над городом певучей волной. Ужасная весть быстро облетела столицу. В храмах начались богослужения. Верующие останавливались на улицах и передавали друг другу последние вести из Донского монастыря. На следующий день были совершены во всех московских храмах литургии Иоанна Златоуста. Знаменательно, далее, что патриарх умер в день смерти праведного Лазаря и за его погребением началась Страстная седмица. Из патриаршей келлии, куда было сначала доставлено тело почившего, Святейший был торжественно перенесен в сопровождении сонма духовенства во главе с преосвященным Борисом, епископом Можайским, в Большой собор Донского монастыря и облачен в патриаршее облачение — золотое с темно–зеленой бархатной оторочкой, шитой золотом и образами. На голову надета драгоценная патриаршая митра. Присутствовавшие архиереи по окончании облачения вложили в руки Святейшему трикирий и дикирий и его руками благословили народ при произнесении диаконом измененных слов богослужения: «Тако светится свет твой пред человеки и вси видеша добрая дела твоя и прославиша Отца нашего, Иже есть на небесах», точно сам почивший патриарх прощался со своей паствой, в последний раз благословляя ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010