Было много и других чудес. В 1651 г., на охоте около Саввина монастыря, на царя Алексея Михайловича напал большой медведь. Но царю явился прп. Савва и спас его. По повелению царя Алексея Михайловича в 1652 г. святые мощи прп. Саввы были открыты и положены в раке в монастырском соборе, где они почивали до нашего времени, а сам он был причислен к лику святых.  В 1812 г. прп. Савва явился ночью принцу Евгению Богарне, итальянскому вице-королю, который со своими войсками остановился около монастыря, и сказал ему, что, если его войска не тронут монастыря, он сам благополучно вернется на родину, а потомки его будут жить в России. Утром принц пошел в монастырь и узнал явившегося ему на иконе. Он приказал солдатам не трогать монастырь. А затем сбылось предсказание преподобного. Сам принц Евгений благополучно вернулся на родину и мирно скончался в 1824 г., с титулом герцога Лейхтенбергского, а сын его, герцог Максимилиан, женился на вел. княжне Марии Николаевне, и дети его стали русскими. Сейчас потомки его находятся за границей. •  В 1398 г. по просьбе кн. звенигородского Юрия Димитриевича, сына св. Димитрия Донского, преподобный положил начало Сторожевскому монастырю в 2 верстах от Звенигорода и в 50 верстах от Москвы. Первая церковь в обители освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После устроения каменного собора в него были перенесены мощи преподобного, в этот календарный день, 19 июля, местно празднуется память преподобного.   Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, Великая Княгиня Московская (+ 1407) Память ее празднуется 17 мая, 7 июля в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирскихсвятых. 28 мая 1389 г. вел. князь Димитрий Иоаннович умер от ран, полученных на Куликовом поле: ему не было еще сорока лет. После его кончины вдова его, вел. княгиня Евдокия, устроила во дворце своем женский  Вознесенский монастырь. На XIV и XV вв. приходится расцвет монашеской жизни на Руси. В это время стали благоустраиваться и женские монастыри: до тех пор они были в зависимости от мужских, подчинялись их игуменам и часто отделялись от них только одной стеной. Митрополит Алексий основал в Москве женский монастырь в честь своего ангела, Алексия человека Божия, впоследствии перенесенный в Красное Село — предместье Москвы, а на его месте основал в Москве Зачатьевский монастырь, где находятся могилы сестер его, монахинь Юлии и Евпраксии. Устав этим монастырям он дал новый, всецело подчинил их игуменьям и сделал независимыми от мужских. По этому же уставу основала в Москве мать князя Владимира Андреевича серпуховского (двоюродного брата и соратника вел. князя Димитрия) Рождественский монастырь, ставший усыпальницей знатных женщин, а вел. княгиня Евдокия Димитриевна - Вознесенский в Кремле. Собор 1551 г. окончательно этот устав утвердил. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Большой Успенский собор в монастыре Савина В монастыре хранится скорбная память от русского пребывания в Далмации. Когда в 1806–1807 гг. край освобождался от наполеоновских войск, погибших моряков и солдат эскадры адмирала Д.Н. Сенявина почетно захоронили на монастырском кладбище. После революции 1917 г. в этих местах находили последний приют и многие русские эмигранты. Сохранилась могила одного из них, донского казака станицы Вешенской Александра Бокова, похороненного здесь в 1953 г. В 1903–1904 гг. монастырь часто навещал святой Николай (Велимирович), бывший в г. Герцег-Нови учителем Закона Божиего. После своего отъезда из монастыря он напишет книгу воспоминаний, в которой посвятит Савинскому монастырю следующие строки: «Вся Бока прекрасна, каждый ее уголок удивителен, но одно место красивейшее, один приют святейший, на одном небольшом месте поместил Творец Вселенной все красоты природы. Это место, этот малый Эдем – монастырь Савина». В монастыре до сих пор сохраняются святыни героических времен династии Неманичей: саван из Тврдошского монастыря, останки жены царя Сербии Душана, посеребренная рука королевы Джелены и другие святыни. В богатой монастырской ризнице хранится хрустальный крест в серебряном окладе, украшенный также четырьмя рубинами, по преданию, принадлежавший самому святому Савве (XIII в.), большая икона Николая Чудотворца XVIII в. и много церковных предметов из монастырей Милешево (Сербия) и Тврдош (Герцеговина). Славу монастыря составляет и его книгохранилище. Монастырское книжное собрание насчитывает более 5 тыс. книг, из которых около 50 составляют редчайшие рукописные. Среди них можно назвать Евангелие 1375 г., Октоих-пятигласник 1509 г., знаменитую Савинскую кормчую XVI в. и «Букварь Негоша», отпечатанный в России в 1692 г. Именно по нему в 1820х гг. обучался грамоте у монастырских монахов будущий великий черногорский поэт и митрополит Петр II Петрович Негош. Из произведений живописи интерес представляет портрет молодого Петра Великого, привезенный в 1831 г. из России.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

После такого благоприятного ответа Стефанов и Абросимов построили около Бекреневского колодца деревянную часовню, внутри которой были установлены иконы, подсвечники и другая церковная утварь, необходимая при богослужении. Часовня была освящена во имя св. Николая Чудотворца. Вскоре после возведения часовни последовал Синодальный указ о совершении сюда 9 мая ежегодных крестных ходов. С этого времени ежегодно к часовне стали совершаться крестные ходы, которые совершались при многочисленном стечении народа не только станицы Марьинской, но и многих других станиц и с большой торжественностью. С этого же времени Бекреневская криница стала почитаться у благочестивых людей особым святым местом. По православным праздникам и в дни крестного хода на богослужения, по свидетельству очевидцев, собиралось до 500 человек. Маленькая часовня не могла вместить всех паломников. Именно тогда возникло предложение о строительстве православного храма. Такой случай представился только в 1888 году. 17 октября 1888 года произошло крушение поезда у станции «Борки». Следовавший на литерном поезде Государь Император Александр III и его семья чудом и милостью Божией остались живы и здоровы. В ознаменование этого события Иван Васильевич обратился с просьбой к Донскому Архипастырю переделать часовню в храм. Высокопреосвященнейший Архиепископ Макарий разрешил это сделать, часовня была перестроена в церковь св. Николая и освящена уже в 1888 году. При церкви было образовано Архиерейское подворье, в котором постоянно жил иеромонах Архиерейского дома Геннадий, совершавший регулярные богослужения. 25 июля 1895 года указом Св. Синода за N2 348 подворье было преобразовано в Свято-Николаевский Бекреневский монастырь. На содержание и обустройство монастыря Иван Васильевич Стефанов в разное время пожертвовал деньгами, землей и предметами церковного убранства на сумму до 70 тысяч рублей. Первоначально монастырь был мужским, но в 1910 году, по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Донского и Новочеркасского Владимира перед Святейшим Синодом, он был преобразован в женский. Обитель под руководством игумении Старочеркасского монастыря Иннокентии, в ведении которой поручен был Бекреневский монастырь, привели в порядок. Это еще больше стало привлекать паломников. Много сил приложили монахини монастыря и игумения Иннокентия к завершению строительства соборного храма. Его освящение состоялось 30 июня 1913 года. После освящения над монастырем была поставлена игумения Амфиана, избранная из Старочеркасских монахинь, опытная в духовной жизни. С назначением игумении монастырь получил полную самостоятельность и самоуправление.

http://sobory.ru/article/?object=52267

В начале XV столетия земли, на которых располагались Кириллов и Ферапонтов монастыри, входили в удел Можайского князя Андрея Димитриевича (1382-1432), сына великого князя Димитрия Иоанновича Донского (1363-1389). В конце XV века на месте прежнего деревянного был построен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, расписанный в 1500-1501 гг. знаменитым русским иконописцем Дионисием с сыновьями, Владимиром и Феодосием. Росписи посвящены Похвале Пресвятой Богородицы. Уникальные фрески Ферапонтова монастыря сохранились до настоящего времени и являются выдающимся памятником русского церковного искусства и мировой монументальной живописи. В 1408 году князь Андрей Димитриевич, узнав о высокой духовной жизни белозерского подвижника, обратился к преподобному старцу Ферапонту с просьбой основать обитель в городе Можайске. Тяжело было преподобному оставлять свою обитель, в которой он подвизался более десяти лет. Однако по совету братии он отправился в дальний путь. В Можайске преподобный Ферапонт был встречен с большой честью. Вскоре недалеко от Можайска, в местечке Лужки, на правом холмистом берегу Москвы-реки преподобный основал второй монастырь с главным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в память о Белозерской обители. Князь Андрей Димитриевич, глубоко почитавший святого за истинное смирение, оказывал щедрую помощь в строительстве и благоукрашении монастыря. По благословению святителя Фотия , митрополита Московского († 1431, память 2 июля и 27 мая), в обители была установлена архимандрия и преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита. В новой обители святой старец прожил 18 лет и преставился к Богу в глубокой старости, 27 мая 1426 года. Тело его было погребено у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. Позже на месте погребения был пристроен храм в честь преподобного Иоанна Лествичника, переименованный в 1720 году во имя преподобного Ферапонта. Почитание угодника Божия началось вскоре после преставления. В 1514 году были обретены нетленные мощи святого подвижника, прославленные многочисленными чудотворениями. После московского Собора 1547 года состоялась канонизация преподобного Ферапонта Можайского, Лужецкого чудотворца, после того как игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию (1543-1564) житие и свидетельства святости угодника Божия. В числе многочисленных учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского Русская Церковь чтит память преподобного Ферапонта, который, следуя завету великого учителя и наставника, соединил подвиг безмолвия и уединения с подвигом деятельного служения ближним и духовного просвещения Отечества.

http://patriarchia.ru/db/text/912304.htm...

Могила Ильиных находится в местечке Цоликон под Цюрихом. 29 сентября все четыре гроба будут привезены в Париж и установлены в церкви Александра Невского на Рю Дарю. На следующий день панихиду по Деникиным и Ильиным совершат священники Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата в присутствии клириков Зарубежной Церкви. Из Франции останки доставят в Москву специальным чартерным рейсом, который предоставляет Правительство Москвы. Оно внесло очень большой вклад в реализацию программы. Гробы установят в Малом соборе московского Донского монастыря. 3 октября останки из Малого собора перенесут в Большой собор, где пройдет панихида. Ее совершит Святейший Патриарх Алексий. Перед этим состоится освящение закладного камня в основание покаянной часовни в память о «жертвах братоубийственной распри в Отечестве и в рассеянии скончавшихся». Эта часовня-символ станет местом, где можно будет помянуть тех, кто в результате трагедии Гражданской войны вынужден был покинуть Родину и скончался вдалеке от нее или пал здесь и лежит в безымянных могилах. Прах Антона Ивановича Деникина и Ивана Александровича Ильина опустят в могилы недалеко от захоронения писателя Ивана Шмелева. Это удивительное стечение обстоятельств. Ольга Владимировна Лисица — автор статьи о Шмелеве и Ильине, нашла письмо писателя, адресованное философу, со словами: «Дай Бог, свидимся еще» и, через запятую, «может быть в Москве». Слова эти оказались пророческими. Иван Шмелев является личностью, объединяющей Деникина и Ильина, которые, как и многие деятели русской эмиграции, не всегда оказывались на одних идейных позициях. Но Шмелев задушевнейше дружил с Деникиным, считавшим его величайшим русским писателем XX века, и вместе с тем был другом Ивана Ильина. Промыслительно, что Иван Сергеевич первым протоптал тропинку на Родину, по которой за ним ныне следуют две значительнейшие фигуры белой эмиграции — военный вождь и гений философской мысли. Ильин был вдохновенным певцом белой идеи, а Деникин написал книгу «Очерки русской Смуты», которая во многом помогает понять, как происходило растление армии и крушение русской государственности в начале XX века.

http://patriarchia.ru/db/text/50663.html

Серия праздничных Пасхальных мероприятий пройдет в столице Москва, 1 мая 2013 г. Празднование Светлого дня Воскресения Христова в этом году выйдет за пределы территории храмов и монастырей, чтобы все москвичи и гости столицы могли принять участие в праздничных гуляниях. Более 200 пасхальных мероприятий пройдут в парках, музеях, кинотеатрах и культурных центрах столицы. С 5 по 12 мая в Москве запланировано проведение XII Московского Пасхального фестиваля Фонда Валерия Гергиева, «Фестиваля Пасхальных яиц», духовного фестиваля искусств «Сорок сороков», художественного проекта «Стол Мира», Пасхального фестиваля хорового пения. Фестиваль «Сорок сороков» С 5 по 11 мая у стен московских храмов и монастырей пройдут концертные программы духовного фестиваля искусств «Сорок сороков». В нем примут участие московские звонницы. 5 мая у Храма Христа Спасителя пройдет колокольный гала-концерт. В этот день в рамках празднования Пасхи запланированы выступления церковных хоров, детская развлекательная программа, экскурсии по храмам, роспись писанок. Храм Христа Спасителя (Большой пасхальный концерт с 19.00 до 21.00) Кафедральный Богоявленский Собор в Елохове   (с 15.00 до 17.00)    Донской монастырь (с 12.00 до 15.00) Высоко – Петровский монастырь (с 12.00 до 15.00) Новоспасский монастырь (с 12.00 до 14.00) Храм Благовещения Богородицы в Петровском парке   (с 12.30 до 14.30) Храм Иоанна Богослова под Вязом (программа начинается после Литургии - до 20.30) Храм Живоначальной Троицы в Останкино (с 12.00 до 14.00) Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе (с 14.30 до 16.30) Храм Мартина – исповедника в Алексеевской новой слободе (с 15.00 до 17.00) Храм Воскрешение Словущего на Успенском вражке (с 12.00 до 14.00) Храм Николая Чудотворца на Трех горках (с 12.00 до 14.00) Храм Живоносный источник в Царицино (10 мая с 12.00 до 14.40) Храм Пророка Божия Илии в Черкизове (11 мая с 12.00 до 14.40) Подробная программа фестиваля в приложении. Праздничный концерт у Храма Христа Спасителя 5 мая в 19.00 у Храма Христа Спасителя начнется Большой праздничный Пасхальный концерт. На площади у храма установят крытый сценический подиум. В программе примут участие известные вокалисты – солисты московских музыкальных театров, исполнители народных песен, будут показаны музыкальные композиции «Светлая Пасха» и «Праздников Праздник». В Пасхальном концерте примут участие Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» им. Л.Г. Зыкиной, концертный хор Московского Ставропигиального Высоко-Петровского монастыря, народный артист России Александр Голобородько, заслуженный артист РФ Ян Осин. В 21-00 торжественный финал концерта увенчается колокольным звоном.

http://pravoslavie.ru/61234.html

Убежденность превратилась в твердую уверенность после того, как совершенно непроизвольно, после многих отсрочек и переносов, работы по обретению святых мощей начались в праздник Сретения Господня. Вопрос об обретении святых мощей ставился патриархом Алексием Вторым и раньше, но он проявлял здесь осторожность, связанную с всеобщим убеждением, что могила пуста. Выяснению дела, как ни странно, способствовал пожар. В 1991 году 18 ноября в Малый Собор бросили бутылку с зажигательной смесью, и он выгорел. — Посмотрела сейчас по нашей базе данных. «ТАСС. МОСКВА. 18 ноября вечером загорелось помещение притвора Малого собора Донского монастыря. Обгорели и пострадали от высокой температуры иконы, монастырская утварь, мебель. Сильно оплавился старинный серебряный крест, лежавший на мощах. Иконостас с наиболее ценными иконами пожарным удалось спасти. Предполагаемая причина пожара – поджог». — Не буду останавливаться на многих деталях, но об одной надо сказать. Была вскрыта большая площадь пола. Рядом с предполагаемым захоронением патриарха Тихона не было свободного места – кругом могилы с надгробными плитами. И только на одном месте не было ничего – на месте, которое считалось могилой патриарха. Оказалось, что здесь проходит отопление - воздухопровод для подачи теплого воздуха в собор от печи, которая находилась вне. Эта система, построенная в 80-хх годах XIX века, представляла собой короб из кирпича 60 см высотой, 40 см шириной. Но у меня был большой археологический опыт, и я увидел, что в двух местах имеются едва заметные швы. Они были настолько малы, что неопытному взгляду едва ли можно было это заметить. Тогда разломали калорифер длиной больше 3 метров. Показались плиты. Мы расчистили одну плиту, подняли ее и увидели под плитой склеп глубиной 2,5 – 3 метра, дно и боковые стены которого выложены мрамором. Посередине склепа стоял дубовый гроб хорошей сохранности, а на крышке гроба - мраморная доска с надписью «Святейший Тихон. Патриарх Московский и всея России». Осмотр гроба показал, что с момента его помещения в этот склеп он не вскрывался.

http://pravoslavie.ru/51767.html

Определением Священного Синода от 29 июля 1986 г. назначен на Ленинградскую и Новгородскую кафедру с оставлением управления Таллинской епархией, одновременно уволен с должности управляющего делами Патриархии, позднее освобожден от должности председателя Учебного комитета. В бытность Святейшего Патриарха митрополитом Ленинградским совершилась канонизация блаженной Ксении Петербургской, стали возвращаться Церкви святыни, храмы и монастыри, в частности были возвращены святые мощи благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. 3 мая 1990 г. почил о Господе Патриарх Пимен. Для избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви был созван внеочередной Поместный Собор. 7 июня 1990 г. колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха. Интронизация Святейшего Патриарха Алексия состоялась 10 июня 1990 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Через несколько дней после интронизации, 14 июня, Патриарх отправился в Ленинград, для того чтобы совершить прославление св. прав. Иоанна Кронштадтского. Торжество прославления совершилось в Иоанновском монастыре на Карповке, где погребен угодник Божий. Возвращение Церкви к широкому общественному служению — во многом заслуга Святейшего Патриарха Алексия II. Одно за другим следовали значительные события: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского. За годы своего служения Патриарх Алексий II посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

После богослужения видно, как народ по улицам города в самодельных светильниках уносит дорогой огонек себе домой. Завершилось торжество праздничным ужином... На следующее утро митрополит Филарет принял нашу группу в своей резиденции, где мы также возжгли свечи в крестовом храме. Воспользовавшись возможностью, созвонился с митрополитом Кириллом, договорились о встрече Огня в Смоленске, взял благословение послужить в соборе. Был уже канун святителя Николая. Покидая гостеприимную Белоруссию, сделали остановку в Орше, где встретились с епископом Димитрием. На границе Смоленской области встречал русский народный хор в национальных костюмах с хлебом-солью и гармошкой. В Смоленск приехали поздно, всенощная уже кончилась. Возжгли лампаду у чтимой Смоленской иконы Богоматери. На ночь разместились в городской гостинице. Смоленский кафедральный собор, где мы служили и молились на праздник святителя Николая, известен своей помпезностью и внушительными размерами. Прекрасно пел архиерейский хор. Обратил внимание на большую группу детей с воспитательницей. Объяснили, что это целый класс пришел на исповедь. Исповедь, естественно, была общая, а меня попросили причащать в правом приделе. Классная наставница, в джинсовом костюме и брюках, выстраивала детей в цепочку и «руководила»... Лишь некоторые дети, буквально три-пять человек, подходили к святой чаше с должным благоговением. Для остальных это, очевидно, ассоциировалось с очередным массовым мероприятием. Будет ли духовная польза от подобного посещения храма? Сомневаюсь. Сама «классная дама» к чаше не подошла. После литургии в соборном доме был праздничный обед, на котором археолог Сергей Алексеевич Беляев подробно рассказал об обретении мощей Святейшего Патриарха Тихона. Он принимал самое активное участие в этом торжестве нашей Церкви и на протяжении всего нашего маршрута с удовольствием делился радостными воспоминаниями со всеми интересующимися. После трапезы выехали в сторону Москвы. Было 8 часов вечера, когда мы подъезжали к стенам древнего Донского монастыря. В святых вратах многочисленные встречающие с хоругвями, иконами, свечами. Проследовали сразу в Большой Собор к раке с мощами святителя Тихона. Зажгли лампады, свечи. Вновь и вновь приходится кратко рассказывать о проделанном паломничестве...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

Николая Чудотворца «Мокрого». Зарядье, Мокринский переулок. Построена в 1697 году, значительно переделана в 1802 г. Главный престол Покрова Божией Матери. Другой придел Всех скорбящих Радости. Донской Божией Матери. Большой собор Донского монастыря. Заложен в 1684 году, строился на средства Царевны Екатерины Алексеевны, освящен в 1698 году. В 1712 году внизу устроена церковь Сретения Господня. Колокольня выстроена в 1730–1753 годах архитекторами кн. Ухтомским и Евлашевым. Знамения Пресвятой Богородицы, что в 3убове. Построена в 1694–1698 годах. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Александра Свирского . Николая Чудотворца, что на Песках. Арбат, Николопесковский переулок. Главная церковь построена в 1699 году, трапезная и колокольня – около начала XIX века. Главный престол Покрова Пресвятой Богородицы. Другой придел Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Сошествия Св. Духа, что у Пречистенских ворот. По приделу называется также «Покрова Пресвятой Богородицы, что на Грязях». Главная церковь построена в 1699 году стольником и полковником Б.Ф. Дементьевым. Придел постройки 1812 года. Трех Святителей, что у Красных ворот. Главная церковь построена в 1699 году, придел Иоанна Богослова и колокольня – в 1798 году, придел Св. Харалампия в 1823 году. Успения Пресвятой Богородицы, что на Крутицах. Близ Спасской заставы, угол Крутицкой улицы и 1 Крутицкого переулка. Нижний храм Петра и Павла построен в 1682–1689 годах, верхний, Успенский, в 1700 г. Придел Преподобного Сергия. Церковь была новой кафедральной митрополитов Сарских и Подонских. Старая, Воскресения Словущего, построенная до 1626 года, находится по близости, по другую сторону красивого надворотного теремка. В старой церкви сохранились гробницы Крутицких архиереев. После 1788 года Успенская церковь стала приходской, а Воскресенская упразднена, и служит для военных надобностей при Крутицких казармах, не имея уже ни глав, ни крестов. Николая Чудотворца, что в Студенцах. В Таганке, Семеновская улица, угол Гендрикова переулка. Главная церковь построена в XVII веке, колокольня конца XVIII-ro. Главный престол Казанской Божией Матери. Другой придел Трех Святштелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010