Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «Вид Донского монастыря в Москве». Литография по рис. А. Феррари. 1860 г. (ГИМ) В июне 1591 г. войска хана подступили к Москве. К этому времени город был основательно укреплен, а мон-ри - Новоспасский, Данилов , Новодевичий - послужили линией крепостей. Оставалось незащищенным пространство между Даниловым мон-рем и Воробьёвыми горами -между Тульской и Калужской дорогами. Именно здесь расположился главный стан рус. войска. В обозе был устроен т. н. Гуляй-город - передвижная, на телегах, крепость, в к-рой поставлена полотняная походная ц. во имя прп. Сергия Радонежского. В то время как под началом правителя гос-ва Б. Ф. Годунова сооружались укрепления, царь Феодор Иоаннович молился в Благовещенском соборе Московского Кремля перед чудотворным Донским образом Божией Матери (XIV в.; ГТГ). По инициативе государя 2 июля 1591 г. был совершен крестный ход: еп. Суздальский и Тарусский Иов обнес Донскую икону по городовым стенам Москвы, а затем, обойдя воинский обоз, поставил образ в походной Сергиевской ц. Царь Феодор Иоаннович слезно молился перед Донской иконой о спасении Москвы от «нахождения иноплеменных варвар». В видении государю открылось, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери» (ПСРЛ. Т. 14. С. 12). 4 июля хан Казы-Гирей, остановившийся со своими главными силами у с. Котлы, выслал к обозу небольшие отряды, изнурявшие рус. войско утомительными мелкими стычками. Конница татар ударила с 2 сторон - от с. Котлы и от Воробьёвых гор. Передовые отряды русских также выступили из стана на крымцев, и начался бой. Одновременно открыла огонь по неприятелю артиллерия стана и укрепленных мон-рей. Целый день продолжалась битва, в к-рой ни та, ни др. сторона не могла одержать верх, главные силы крымцев и русских так и не вступили в бой. Но хан дрогнул перед отпором и на др. день, 5 июля, за час до рассвета, в панике бежал. Донская икона Божией Матери. 1591 - 1598 гг. (Большой собор Донского монастыря)

http://pravenc.ru/text/178962.html

Декоративные приёмы нарышкинского стиля, сочетающиеся в архитектуре церкви в Узком с необычной для Москвы и Подмосковья композицией, отразившей украинское влияние, сделали её памятником уникальным, имеющим своё особое место в истории русской архитектуры. Её архитектура представляется явлением локальным. Это принципиально новый тип бесстолпного, центрического, репрезентативного по внешнему облику храма замыкает собой одну из ветвей развития данной типологии, восходящую к собору Николая Чудотворца в Нежине - самому раннему подобному сооружению, завершённому к 1668 г. Этот тип храма, так полюбившийся на Украине, воспроизведён в различных формах и многочисленных модификациях: на Черниговщине, Слобожанщине, Киевщине. Отсюда он попал и в южные регионы России... Ещё одним памятником, отразившим украинское влияние, является Новый собор Донского монастыря, выстроенный в 1684-1698 гг.: большой квадратный в плане храм, со всех сторон обстроенный выступающими полукруглыми башнеобразными притворами, вторящими форме апсиды, и главами, ориентированными по сторонам света, но сохранивший четырёхстолпную компоновку. Судя по датам проведения работ, оба этих храма ориентировались не друг на друга, а сооружались параллельно. Дальнейшего развития эта линия внутри нарышкинского стиля не получила. Благодаря приезду в Россию западноевропейских архитекторов, начавшемуся с " Великого посольства " 1698 г. и не прерывавшемуся всё петровское царствование, очень скоро появилось много образцов новых, более современных вариантов барокко, заметно отличающихся по композиции и декору. В результате нарышкинский стиль целиком оказался выдавлен в провинцию. Единственным прецендентом применения архитектурной композиции, восходящей к Новому собору Донского монастыря, в Подмосковье является церковь Тихвинской иконы Божией Матери в усадьбе Бурцево, сооружённая в 1730-1733 гг. на средства М.С. Аничкова (её боковые главы поставлены не по сторонам света, как у Нового собора, а традиционно - по углам основного четверика). А вот в Казанском храме мы видим повышенную центральную часть и четыре примыкающих к ней двухъярусных башнеобразных объёма, ориентированные по сторонам света, они то композиционно и составляют единое здание, имеющее очень красивый план в виде квадрата с четырьмя трёхчетвертными " лепестками " . Скруглённые нижние части башнеобразных объёмов объединены спаренными полуколоннами большого ордера, контрастирующего с малым ордером оконных наличников и порталов сложного рисунка, а также с простой плоской декорацией восьмериков и барабанов. В отличие от большинства других " вотчинных храмов " колокольня устроена не в центральной главе, а в юго-западной, находящейся над главным входом. Её купол является резонатором звука. Просторный высокий интерьер освещён преимущественно верхним светом.

http://sobory.ru/article/?object=03294

Москва, 5 августа. Во вторник вечером тело Александра Солженицына будет перенесено в Большой собор Донского монастыря, где у гроба писателя совершат панихиду, сообщили " Интерфакс-Религия " в Московской патриархии. Всю ночь студенты Московской духовной семинарии будут читать над гробом А. Солжненицына заупокойную Псалтирь. Сегодня с утра в здании РАН проходит гражданская церемония прощания с почившим писателем. На траурное мероприятие среди прочих прибыл и премьер-министр РФ Владимир Путин. Президент России Дмитрий Медведев, как ожидается, примет участие в траурных мероприятиях в среду. Для этого глава государства прервет рабочий отпуск, в котором он находится с понедельника, и вернется в Москву. В. Путин, приехавший на гражданскую панихиду, был лично знаком с А. Солженицыным. Будучи президентом РФ, он дважды приезжал к писателю в его дом в Троице-Лыково, в том числе в прошлом году, чтобы поздравить А. Солженицына с присуждением Государственной премии за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности. А. Солженицын стал вторым лауреатом этой премии, учрежденной указом президента России в 2006 году. До А. Солженицына этой Государственной премии был удостоен Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а после него, в 2008 году, - экс-президент Франции Жак Ширак. Десятки людей, некоторые с маленькими детьми, под проливным дождем сегодня ждали начала траурной церемонии. Среди пришедших проститься с А. Солженицыным - глава ТПП Евгений Примаков, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, глава Роспечати Михаил Сеславинский, президент РАН Юрий Осипов и др. Многие из них подходили к вдове писателя Наталье Солженицыной и двум его сыновьям, чтобы выразить свои соболезнования. А. Солженицын скончался в ночь на 4 августа на 90-м году жизни. Он будет похоронен в среду на кладбище Донского монастыря, там же в Большом соборе состоится отпевание писателя. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Большинство Московских святителей были не только епископами Первопрестольного града, но и Предстоятелями всей Русской Церкви. Для каждого из них судьба Отечества, судьба нашего православного народа, судьба Церкви стала их личной судьбой. В настоящее время Собор Московских святителей включает 17 святых — от святителя Петра, рукоположенного на кафедру Русской митрополии в 1308 году, до священномученика Петра (Полянского) принявшего мученическую смерть за Христа осенью 1937 года. После Высоко-Петровского монастыря паломники посетили Богоявленский собор в Елохове , где смогли приложиться к мощам святителя Алексия Московского, наставника святого великого князя Димитрия Донского, друга преподобного Сергия Радонежского. Следующим местом стал Донской монастырь , где покоятся мощи святителя Тихона, исповедника, Патриарха Московского и всея России , избранного на Патриарший престол Поместным Собором в 1917 году. Здесь паломников благословил архиепископ Егорьевский Матфей, при поддержке которого данная поездка стала возможной. Все участники маршрута выражают владыке сердечную благодарность. В Донской обители паломники посетили большой Донской собор, где покоятся мощи святителя Тихона, и малый Донской собор, где состоялось их обретение, подошли к кельям, где святитель жил в заключении в течение почти трех лет. Следующим событием на маршруте стало посещение Московского Кремля, где участники Чтений посетили Успенский и Архангельский соборы. Успенский собор — это сердце Москвы, главная святыня, место, где совершали свое служение Предстоятели Русской Церкви и где ныне почивают мощи девяти из 17 Московских святителей. О каждом из них прозвучал краткий рассказ. Завершился маршрут в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, где покоятся мощи великого богослова и проповедника XIX века святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, совершавшего служение в непростой синодальный период. В монастырях и храмах паломники пели величания у мощей святителей и чудотворных икон Божией Матери — Казанской в Богоявленском соборе и Донской в Донском монастыре, а также пропели молитву «Царю Небесный» перед иконой Святой Троицы письма преподобного Андрея Рублева, которая в настоящее время находится в Храме Христа Спасителя рядом с мощами святителя Филарета.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6099146...

С западной стороны к Тихвинскому храму примыкает шатровая колокольня XVII века. В 20-е годы ХХ века все её звоны были уничтожены. Стараниями общины теперь здесь новые колокола. Самый большой из них весит более 2-х тонн и назван «Пименом» в честь покойного Патриарха Московского и Всея Руси. Он был отлит в Воронеже в 1990 г. и стал первым крупным колоколом в городе. В восстановлении былого великолепия Тихвинского храма большую роль сыграли коломенские художники: их трудами он полностью расписан и подготовлен к архиерейскому освящению. 9 июля 2009 года, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Тихвинский храм Великим архиерейским освящением. http://kolomna-hram.ru/cerkov_tihvinskoy_ikon На соборной площади Коломны рядом со старинным Успенским собором расположен кирпичный храм Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинский образ Богородицы, оригинал которого хранится сегодня в Успенском монастыре города Тихвина Ленинградской области, появился на русском Севере во времена княжения великого князя Дмитрия Донского, а монастырь, где несколько столетий хранилась святыня, был основан по указу царя Ивана Грозного. Так совпало, что оба этих правителя тесно связаны с историей подмосковной Коломны. В XX веке чудотворный Тихвинский образ ждала необычная судьба: сложными путями русская святыня оказалась в городе Чикаго, где провела полвека в церкви этого американского города. Тихвинский храм принадлежит к числу церквей соборной площади Коломны. На небольшом пространстве в центре кремля находится целая плеяда храмовых построек: величественный Успенский собор, Троицкий собор и псевдоготическая Покровская церковь Ново-Голутвина монастыря, а также каменный Воскресенский храм, возведенный на месте деревянного, где венчался со своей супругой великий князь Дмитрий Донской. Чуть дальше в сторону Пятницких ворот стоят еще две церкви – Николы Гостиного и построенный в классическом стиле Крестовоздвиженский храм. Не сразу можно определить, какой же из этих храмов назван в честь почитаемой святыни русского Севера – Тихвинской иконы Богородицы. Тем не менее, найти церковь достаточно просто, ее вытянутое кирпичное здание вплотную примыкает к большой шатровой колокольне. Кстати, колокольня на площади тоже не единственная: рядом возвышается башня со звоном Ново-Голутвина монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=01117

Бекреневский Монастырь, урочище. Бекреневский Свято-Николаевский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1895. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Ростовская область, Константиновский район, урочище Бекреневский Монастырь Координаты: 47.685124, 41.718779 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Бекреневский Свято-Николаевский монастырь находился в юрте Мариинской станицы (ныне Константиновский район). Первоначально монастырь был мужским, но 7-20 июля 1910 года по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Донского Владимира I распоряжением Святейшего синода он был преобразован в женский. Освящение соборного храма совершилось 29-30 июня 1913 года. Монастырь был расположен на 6 десятинах земли. Обнесен деревянною огорожею с деревянными святыми воротами, обращенными на восток к почтовой дороге, на которой стоял большой образ Святителя Николая Чудотворца. Внутри монастырского двора красовался величественный кирпичный пятиглавый с колокольнею собор во имя св. Николая, с двумя приделами (один в честь Воздвижения Креста Господня, другой - во имя святого благоверного князя Александра Невского). Монастырем управляла почтеннейшая игуменья матушка Амфиана. Последней игуменьей была матушка Митрофания. Собор был светлым, просторным, со сплошной позолотою иконостасом и живописью по стенам, обставлен хорошею утварью и всеми необходимыми предметами богослужения. Кроме храмов в монастырском дворе находились следующие здания: дом для игумении, трапезная, небольшой деревянный корпус для сестер, с весьма тесными кельями, четыре маленьких флигеля для старейших монахинь и свечная лавочка. Рядом с монастырем, с северной стороны, находился скотный двор и фруктовый сад, в котором находились пещеры с закрытым ходом, вырытые основателем монастыря С.И. Поляковым. С восточной стороны монастыря, рядом с монастырскою оградой, находился дом для священника, а за дорогою — двухэтажная гостиница с номерами для посещавших святую обитель богомольцев. Рядом с гостиницей располагалось монастырское кладбище с небольшой деревянною церковью во имя Преподобного Сергия Радонежского. Главной святыней этого монастыря была Козельщанская икона Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=38548

Адрес: г. Москва, Новодевичий проезд, д. 1 (ближайшее метро: «Спортивная») Телефоны: 8 (499) 246 0881 (епархиальное управление); 8 (499) 245 3168 (храм); 8 (499) 246 8526 (экскурсионное бюро); 8 (499) 245 3363 (церковная лавка) Подробнее... Богоявленский мужской монастырь (Москва) [ править править код ] Богоявленский монастырь традиционно считался древнейшим в Москве, на посаде; церковное предание приписывает его основание родоначальнику московского княжеского дома Даниилу. В этом отношении с ним соперничает Данилов монастырь, но тот в 1330 г. был перенесён в Кремль к Спасу на Бору, после чего не существовал до 1560 года и, вообще говоря, находился до XX века за пределами города. Церковные предания повествуют, что одним из игуменов Богоявленской обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался. Монастырь имел большой вес в жизни средневековой Москвы, а его настоятель одним из первых стал именоваться архимандритом. Первое каменное здание монастыря, четырёхстолпный Богоявленский собор, было выстроено на рубеже XIV и XV вв. из белого камня. Собор сильно пострадал в 1451 году во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада. Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (новая трапезная), монастырь снова сильно пострадал в 1547 году во время великого московского пожара. А в 1571 году Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея. Адрес: 109012 Богоявленский пер., дом 2, стр. 4, г. Москва.. Подробнее... Высоко-Петровский мужской монастырь [ править править код ] Высоко-Петровский монастырь — один из древнейших монастырей Москвы, основан в XIV веке. В 2015 году отмечается 700-летие со дня основания монастыря. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Основанный при жизни св. Петра Митрополита как Петропавловский, после кончины и канонизации святителя стал Петровским. В 1680-90-х отстроен практически заново на средства Нарышкиных.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва_(монаст...

Каганович стал идейным руководителем генерального плана реконструкции Москвы, согласно которому предполагалось уничтожить до 90 процентов православных храмов русской столицы. «При реконструкции города, – писал он в книге “Генеральный план реконструкции города Москвы”, – практически возникает вопрос об отношении к памятникам старины. Схема планировки отвергает слепое преклонение перед стариной и не останавливается перед сносом того или иного памятника, когда он мешает развитию города». К 1936, 1937 годам погромная деятельность Союза воинствующих безбожников достигла апогея. Примерно из 100 тыс. русских церквей и часовен было закрыто более 95%. Не менее трети закрытых церквей были взорваны и разобраны без остатка, другие осквернены и перестроены. Были сожжены и уничтожены десятки миллионов икон и церковных плит, разбиты и пущены на переплавку около 400 тыс. колоколов. Первым городом, принявшим на себя главный удар погромщиков в силу своего положения, стала Москва. В книге «За социалистическую реконструкцию Москвы и городов СССР» (М.–Л., 1931) Л.М. Каганович писал: «Когда ходишь по московским переулкам и закоулкам, то получается впечатление, что эти улочки прокладывал пьяный строитель... Мы должны знать, где и как строить, проложив ровные улицы в правильном сочетании, выправлять криволинейные и просто кривые улицы и переулки». Осуществление так называемой социалистической реконструкции Москвы для иудея Кагановича было только поводом уничтожить столицу Третьего Рима, священный центр христианства. В Кремле были снесены основанные еще в XIVbeke Чудов и Вознесенский монастыри, с именем которых были связаны самые замечательные события духовной и государственной жизни России. Собор Чудова монастыря был построен в конце XV – начале XVIbekob. Собор Вознесенского монастыря служил усыпальницей великих московских княгинь, начиная с жены Дмитрия Донского и до Петровской эпохи. По приказу Кагановича в Кремле была взорвана самая древняя церковь Москвы – собор Спаса на Бору, а также любимый русскими царями храм Благовещенья на Житном дворе. На Красной площади взорвали Казанский собор (XVII в.), построенный князем Пожарским как памятник победы над польскими интервентами, а недалеко от него снесены знаменитые Иверские шатровые ворота Китай-города вместе с Китайгородской стеной. Только чудо спасло от погрома храм Василия Блаженного (под него уже готовились заложить взрывчатку). Снесли великолепные храмы – Николы Большой Крест на Ильинке и Успения на Покровке, еще более совершенные, чем сохранившаяся до наших дней церковь Покрова в Филях.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/02/...

Соборование в московских храмах 16-22 марта Где в Москве собороваться на этой неделе? 16 марта, 2015 Где в Москве собороваться на этой неделе? Расписание соборований в московских храмах на эту неделю — 16-22 марта 2015 года. Казанский собор на Красной площади — 21 марта, суббота, 14-00 Донской монастырь (Донская площадь 1-3)  17 марта, вторник, 10-00 — храм прп. Серафима Саровского 17 марта, вторник, 18-00 — Большой собор 19 марта, четверг, 18-00 — Большой собор Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево (Алтуфьевское шоссе, дом 147) — 17 марта, вторник, 12-00 Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение) (Б. Никитская, дом 18) — 18 марта, среда, 18-00 Храм Вознесения Господня в Сторожках (Большое Вознесение) (Б. Никитская, дом 36) — 21 марта, суббота, 14-00 Храм Покрова Богородицы в Медведково (ул. Заповедная, д. 52А) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм Вознесения Господня на Гороховом поле (ул. Радио, д. 2, стр. 1) — 18 марта среда, 18-00 Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость при институте МОНИКИ (ул Щепкина, 61) 19 марта, пятница — 15-00 22 марта, воскресенье — 13-00 Московское Подворье Валаамского монастыря (2-я Тверская-Ямская, дом 52) — 22 марта, воскресенье, 15-00 Храм Живоначальной Троицы в Конькове (Профсоюзная ул., 116) — 18 марта, среда, 13-00 Храм свт. Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский пер., д.14) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм свв. Адриана и Наталии в Бабушкине (Ярославское шоссе, дом 61, корпус 1 (по старой нумерации – дом 95) ) — 20 марта, суббота, 11-30 Храм Живоначальной Троицы в Останкино ( ул 1-я Останкинская, д.7, стр.2 ) — 22 марта, воскресенье, 13-00 Храм царевича Димитрия при Голицынской (1-й Градской) больнице, 18 марта, среда  в 17:00 Храм в честь царя страстотерпца Николая в Аннино (Варшавское ш. 160), 21 марта, суббота в 13:00 Храм Евфросинии великой княгини Московской в Котловке (Нахимовский проспект, дом 8), 19 марта, четверг,  18:00 Даниловский монастырь (ул. Даниловский Вал, 22), Троицкий собор, 19 марта, четверг, 17:00

http://pravmir.ru/soborovanie-v-moskovsk...

Старочеркасская. Донской Старочеркасский мужской монастырь. Донской монастырь, Казачий монастырь, Старочеркасский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1837. Ссылки:   Адрес: Россия, Ростовская область, Аксайский район, станица Старочеркасская, улица Почтовая, 1, Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь Координаты: 47.236815, 40.039817 Проезд:Автобусом до г.Аксай и от Аксая до ст.Старочеркасской маршруткой через Большой Лог. Речной " Ракетой " между г. Ростовом-на-Дону и ст. Старочеркасской. Из г. Ростова-на-Дону до ст. Старочеркасской. Автомобилем: из Ростова (на Новочеркасск через Аксай) или из Новочеркасска (на Ростов) до поворота на Старочеркасскую. Поворот будет в поселке Большой Лог. Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Донской иконы Божией Матери Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Старо-Черкасский Ефремовский монастырь, 3 класса, общежительный, в станице Старо-Черкасской, в 25 верстах от города Ново-Черкасска, на берегу реки Дона. Основан в 1837 году вдовой полковника Ефремовой. При нем школа и богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Комплекс Атаманского подворья сформировался во второй половине XVIII столетия. Вообще, нужно отметить, что опустошительный пожар 1744 года сильно поспособствовал началу каменного строительства в Черкасске. До этой трагедии в городе было единственное каменное здание - войсковой собор. В ближайшее же десятилетие после пожара выросло сразу несколько каменных построек, и почти все они появились тщанием донского войскового атамана Данилы Ефремова. Выстроив в центре станицы настоящий дворец, своё родовое поместье, т. н. загородную резиденцию он перенёс на территорию, называемую ныне Атаманским подворьем, в 1750 году, а шестью годами позже начал строительство в своё загородной резиденции сразу двух примечательных зданий - так называемого Атаманского дворца и домовой церкви в честь Донской иконы Божией Матери. Увы, освящение храма господин тайный советник не дождался: он умер в 1760-м, а церковь освятили годом позже. В качестве образца для будущей церкви Данила Ефремов выбрал храм на Ближних пещерах Киево-Печёрской обители, благотворителем которой он являлся. Получилось вполне барочное здание: на основной двусветный четверик, соединённый посредством трапезной с колокольней, водружён восьмерик с узким световым барабаном.

http://sobory.ru/article/?object=15905

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010