Большой собор Донского монастыря В 1668–1698 годах по обету дочери царя Алексея Михайловича царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный Большим. Средства на строительство Большого собора были даны «из царских сокровищ». Согласно исследованиям И. Е. Забелина, строительство храма велось в два этапа. Первоначально, в 1684–1686 годах, храм был возведен до сводов. В подклете храма была устроена крипта, которая впоследствии была превращена в храм-усыпальницу. Второй этап строительства начался в 1688 году, когда по царскому указу от 8 июня продолжили возведение собора и изготовление иконостаса. Резной иконостас и иконы создавали лучшие резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа. 21 августа 1698 года новый собор был освящен Преосвященным Тихоном, митрополитом Сарским и Подонским. Новый храм был поставлен на высоком подклете и окружен галереями-гульбищами. В середине XVIII века заложили и пристроили к ним паперти. В начале XVIII века собор был великолепно украшен. Вот как в описи 1729 года характеризуется внутреннее убранство храма: « Церковь соборна Пресвятыя Богородицы Донския. А в церкви двери царские резные, столбы и сени рези доброй вызолочены красным золотом. Сверх царских дверей сени на образ Нерукотворного Спаса семилистовой, венец и оклад серебряной чеканки вызолочен. Образ Пресвятыя Богородицы Донския чудотворная икона, оклад серебряный гладкий вызолочен, в венце же Богородицына образа изумруд в золотом гнезде». В 1712 году под алтарем Большого Донского собора освятили церковь Сретения Господня. По-видимому средства для ее основания дал царь Имеретии Арчил, который позже и был здесь похоронен вместе с сыновьями. Позднее Сретенская церковь становится усыпальницей многих грузинских политических и культурных деятелей. В течение всего XVIII века наместники монастыря благоукрашали собор. В 1752 году на вклады купца Кузьмы Замятина были устроены чугунные полы, которые сохранились до настоящего времени. Также сохранилось малое паникадило, изготовленное на средства атамана Войска Донского Даниила Ефремовича.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В июне 1591 года крымский хан Казы-Гирей двинул свои войска на Москву. Русские пограничные рати не смогли остановить татар, и к началу июля Казы-Гирей оказался на подступах к городу. Москва готовилась к тяжелой осаде. Борис Годунов собрал войско, хотя надежд на победу было немного: татары превосходили русское войско и численностью, и вооружением. Но уступали одним — верой, какой был крепок русский народ. Икона Донской Божией Матери, покровительствующая русским воинам, явила чудо: враг был разгромлен. 4 июля 1591 года передовые части войска Казы-Гирея попытались пробиться к Калужским воротам Земляного города, но были остановлены огнем артиллерии. Целый день продолжался бой, татары отступили, готовясь повторить наступление. И тогда русские прибегли к военной хитрости. В ночь на 5 июля Москва осветилась множеством костров. Они горели везде: на кремлевских башнях, в монастырях, на башнях Белого города. Русские ополченцы стреляли, били в барабаны и литавры. В то же время в татарском стане появился богато одетый безоружный всадник. Он был схвачен и предстал перед ханом. «Что есть тако на Москве великий шум?» — спросили его. И он ответил, что «прийдоша к Москве многая сила Новгородцкая и иных государств Московских, прити ее сее мощи на тебе». Пленника жестоко пытали, но он твердо стоял на своем, повторяя эти слова. Татары поверили ему и бежали в смятении, оставляя лошадей и давя своих людей. На следующее утро войска Казы-Гирея под Москвой уже не было. Его перехватили на переправе через Оку и разгромили русские войска. Это был последний поход крымских татар на русскую землю. В честь иконы Богоматери Донской, спасшей город от нашествия татар, был основан в Москве Донской монастырь. С ним связано много исторических имен и событий. Старейший Малый собор монастыря был основан Борисом Годуновым и построен в 1593 году. Большой собор (1684-1698) заложила царевна Софья, продолжал его строить Петр I. Среди вкладчиков монастыря — боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты — Богдан Матвеевич Хитрово и... члены семьи Степана Разина. По записи, в числе лиц, за которых следовало молиться, упомянуты преданные анафеме Степан и Фрол Разины!

http://sobory.ru/article/?object=02994

Донской ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 1591 г. Описание: История Монастырь основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Возобновлен царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Каменные стены и башни были возведены в 1686 г., в 1693 г. был освящен новый собор в честь Донской иконы Божией Матери. В 1745 г. монастырь был причислен к ставропигиальным. С конца XVII в. монастырь являлся усыпальницей московской знати. На монастырском кладбище, крупнейшем из сохранившихся в Москве, похоронен цвет московского дворянства, многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский, О.И. Бове и др., в Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей и царевичей, в Михайловском храме — усыпальница князей Голицыных. В 1914 г. был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к монастырю. В 1922-25 гг. в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон , в 1925 г. в Малом соборе монастыря свт. Тихон был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт. До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь. Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий (архитектор Д.П. Осипов). В 1929 г. все монастырские храмы были закрыты, с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов. Сейчас в монастыре находятся шесть скульптурных фрагментов, снятых со стен взорванного Храма Христа Спасителя , части убранства Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке, свт. Николая «Большой Крест» и др. Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 г. После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В начале ноября 1982 г. Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244616...

Среди молившихся были настоятельница Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами обители, преподаватели и студенты Донской духовной семинарии, казаки Платовской сотни Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова, воспитанники Свято-Георгиевской православной средней общеобразовательной школы г. Ростова-на-Дону, благотворители и строители собора Рождества Пресвятой Богородицы. Богослужебные песнопения исполнили Большой митрополичий хор духовенства Ростовской епархии (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий), мужской хор Донской духовной семинарии (регент — иеромонах Аверкий (Шапошников)), женский хор регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии (регент — К.В. Жукова). На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Верующие, не попавшие в переполненный собор, молитвенно участвовали в богослужении, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на прихрамовой территории.  На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Усатов, клирик кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, руководитель Духовно-просветительского центра имени свт. Димитрия Ростовского при кафедральном соборе. По окончании Литургии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству специально написанный ко дню освящения собора Донской образ Божией Матери с предстоящим святителем Димитрием Ростовским и изображением обновленного кафедрального собора г. Ростова-на-Дону.  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному собору Святейший Владыка передал старинный список Тихвинской иконы Божией Матери. «Когда я сегодня вошел под своды этого храма, то действительно не узнал собор, в котором неоднократно бывал, — сказал Предстоятель. — Это реальное возрождение. Я бы сказал, что это такое возрождение, которое не просто возвращает нас в прошлое, а которое свидетельствует о том большом пути, который все мы прошли, в первую очередь — вы, мои дорогие, ростовская паства, которая оказалась способной не просто возродить, а явить этот старинный собор в такой замечательной красоте. Пусть он согревает ваши сердца, и пусть молитва под этими сводами будет сильна и будет достигать Престола Божия».

http://patriarchia.ru/db/text/5519657.ht...

В Москве в Донском монастыре состоялась церемония перезахоронения останков генерала Каппеля 13 января 2007 г. 16:28 13 января 2007 года в рамках акции национального примирения и согласия состоялось перезахоронение в некрополе Донского монастыря Москвы останков одного из видных деятелей Белого движения генерал-лейтенанта В.О. Каппеля. Утром гроб с останками генерала был привезен в Большой монастырский собор в честь Донской иконы Божией Матери. Божественную литургию в соборе совершил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк  в сослужении наместника Донского монастыря игумена Агафодора (Маркевича), братии обители, председателя Отдела по взаимоотношениям с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова и сотрудников этого Синодального учреждения в священном сане. После литургии перед гробом, накрытым российским триколором, была отслужена панихида по рабу Божию воину Владимиру. Обращаясь к собравшимся в храме, епископ Егорьевский Марк отметил, что в течение долгого времени многие в нашем Отечестве считали генерала В.О.Каппеля врагом народа, врагом России, но история все расставила на свои места, и ныне представители духовенства, офицерства и государственной власти собрались здесь, чтобы отдать генералу должные почести. «Последними словами этого военачальника был призыв всегда помнить о России, — напомнил архипастырь, — Будем же любить Отчизну так, как любил ее генерал Каппель, дабы прекратились на нашей земле разделения на красных и белых и иные раздоры». Протоиерей Димитрий Смирнов рассказал о жизни и смерти В.О.Каппеля, в частности, отметив, что отличительной чертой его жизненного пути является неизменная любовь солдат к своему командиру. Земля Донского монастыря станет уже третьим местом упокоения генерала: первоначально он был похоронен в Чите, но затем из-за наступления красной армии солдаты и офицеры перенесли тело своего военачальника в китайский Харбин. Уже в наше время в Китае работала специальная комиссия, которая смогла идентифицировать останки генерала, и тогда было принято решение о перезахоронении их в Москве. Из собора в честь Донской иконы Божией Матери гроб с останками В.О.Каппеля в сопровождении Почетного караула был перенесен в некрополь Донского монастыря. На могиле была совершена заупокойная лития. Затем прах генерала с отданием воинских почестей был погребен у южной стены обители, рядом с могилами Ивана Ильина и генерала Деникина. В церемонии перезахоронения приняли участие православные священнослужители, представители российского внешнеполитического ведомства, Министерства обороны России, Посольства Китайской Народной Республики, движения «Белые воины» и других общественных организаций, а также потомки генерала В.О. Каппеля. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru   Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/182700.htm...

462 5/18 ноября на Епископском Совещании «Слушали: Сообщение Высокопреосвященного Арсения, архиепископа Новгородского, и других членов Совещания по вопросу о местах, где наиболее удобно было бы проживать Архипастырям, выходящим на покой. Постановили: Поручить Преосвященному Никандру, Епископу Вятскому, составить по настоящему делу доклад, обосновав с указанной точки зрения московские монастыри Донской и Данилов, а также Бизюков (Херсонской епархии) и церковно-школьную санаторию в Алупке и некоторые другие пункты, и внести его чрез соответствующий Отдел на обсуждение Собора» (Документы Совещания Епископов... С. 58–59). Донской монастырь – ставропигиальный (с 1745 г.) мужской монастырь во имя Донской иконы Божией Матери. В 1918 г. монастырь был формально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х гг. С мая 1922 г. в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря пребывал (сначала под стражей) Патриарх Тихон; проживал там, за исключением 2-х периодов нахождения во внутренней тюрьме ГПУ весной – летом 1923 года, до середины января 1925 года, когда переехал в клинику Бакуниных на Остоженке. Скончавшись 25 марта (7 апреля) того же года в клинике, был погребен здесь же 30 марта (12 апреля) 1925 г., в Вербное воскресенье; в подклете Малого собора. В 1926 г. к внешней стороне той же стены собора перенесли могилу убитого 9 декабря 1924 г. келейника Патриарха – Якова Полозова. В 1991 г. монастырь был передан Московскому Патриархату; 18 августа был вновь освящен Большой собор. В том же году, 18 ноября, неизвестным злоумышленником был подожжен Малый собор. Во время его ремонта были проведены раскопки, в ходе которых 19 февраля 1992 г. было вскрыто захоронение Патриарха Тихона, действительное наличие которого до того вызывало сомнения. Обретенные мощи святителя были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи. – Примечание. 463 О пребывании Нареченного Патриарха в Лавре см.: Кронид (Любимов), архим. Краткое пребывание Святейшего Патриарха Тихона в Сергиевой Лавре с 7 по 19 ноября 1917 г./Публ. О. Ефремовой и Н. Кривошеевой//Богословский сборник. 2000. Вып. 6. С. 84–87; О пребывании в Троице-Сергиевой Лавре нареченного Патриарха Тихона/Публ., вступ. ст. и примеч. Н. А. Кривошеевой)//Вестник ПСТГУ. Серия II, 2011. Вып. 5 (42), С. 99–110. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

С удовлетворением должен отметить, что все самые важные этапы в проведении реставрационных работ осуществлялись опять-таки на основании советования с Церковью замечательных специалистов, которые здесь работали. Это пример того, как Церковь может работать с научным и художественным сообществом, и как научное и художественное сообщество может работать с Церковью. Не было ни одного конфликта. Хотя иногда выдвигались разные точки зрения, но через тщательное исследование вопроса удавалось добиться лучшего результата. И сегодня вы можете видеть во всей красоте возрожденный Малый Донской собор сей святой обители. Я выражаю глубокую благодарность вам, владыка Парамон, потому что именно в бытность Вашу наместником сей святой обители была предпринята эта замечательная работа. Благодарю всех жертвователей, благотворителей, московские власти, которые также принимали активное участие в восстановительных работах, всех тех ученых мужей и жен, которые со тщанием и любовью восстанавливали эту первозданную красоту. Пусть восстановление Малого Донского собора в Донском монастыре города Москвы явится добрым примером и для других мест, где также требуются совместные усилия Церкви и представителей соответствующих научных знаний для того, чтобы результатом была добросовестная и соответствующая исторической правде, без повреждения художественных ценностей, восстановительная работа. Я призываю благословение Божие на всех, кто потрудился в этом святом месте». Затем Святейший Патриарх Кирилл во главе крестного хода перешел в Большой собор Донского монастыря, где возглавил служение Божественной литургии. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/4611990.ht...

Учитель Закона Божия Бывшева Юлия Александровна Отзывы детей о поездке Васильева Вера:«20 марта мы с классом ездили в Донской монастырь на экскурсию. Нам рассказали, что монастырь был основан в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея.»   Хуторова София: «Зайдя на территорию монастыря мы начали рассматривать фрески нарисованные на стенах арки.»  Васильева Вера: «Мы прошли по всей территории монастыря. Мне очень понравился величественный Большой собор. Он красивый и снаружи и внутри.»  Ульяненко Полина: «В Большом соборе экскурсовод рассказал нам,что зайдя в храм, по сюжетным картинам изображенным на стенах можно прочитать всю библейскую историю. От сотворения мира до страшного суда.»    Подтягина Александра: «Нам показали список иконы Божией Матери и семиярусный иконостас.» Хуторова София: « Для того,чтобы увидеть  конец иконостаса надо было поднять голову очень высоко - так он был высок и красив.»                 Васильева Вера: «В большом монастыре покоятся мощи патриарха Тихона и список иконы Донской Божией Матери.Мы приложились к этим святыням.»  Подтягина Александра: «При входе в Малый собор лежат две плиты. Там захоронены архимандрит Симеон и архимандрит Афанасий.»       Захарченко Иван: «Мне запомнилось приспособление для варки миро. Оно похоже на золотой домик с вытяжкой и ступеньками.»         Ульяненко Полина: «Кладбище, которое находится на территории монастыря называется некрополь.»  Захарченко Иван: «Особенно мне запомнился некрополь. Там было много старых,каменных могил.»  Хуторова София: «По дороге к Малому собору мы проходили Донской некрополь.В нем захоронены родственники А.С.Пушкина.»   Подтягина Саша: «Когда мы вышли из Малого собора,то пошли рассматривать горельефы на которых изображены фрагменты из Библии.»              Ульяненко Полина: «После окончания экскурсии мы пошли в монастырскую трапезную,где нас угостили чаем и постными пирожками.»  Васильева Вера: «Мне было интресно съездить в Святую обитель. Я почувствовала себя паломником и с нетерпением жду следующей поездки.» 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/114...

С 1949 по 1963 год в Малом соборе служил известный всей православной Москве протоиерей Николай Голубцов, составитель службы с акафистом Донской иконе Божией Матери. Собор Большой, или Новый, Донской иконы Божией Матери [ править править код ] Заложенный в 1684 году по обету царевны Екатерины Алексеевны (старшей сестры Петра I), Большой собор Донского монастыря возводился первоначально на средства казны и довольно споро. К 1686 году он уже был сложен до глав, но затем строительство, как пишет И.Е. Забелин, «по случаю Крымского похода и за умалением казны монастырской было остановлено». Освящение собора состоялось лишь в 1698 году. Большой Собор Донской иконы Божией Матери Как и Малый собор с его крещатыми сводами, Большой собор в своем роде уникален для русского зодчества. Подобных храмов — когда к центральному объему, квадратному в плане, примыкают овальные башни, — в России очень мало. Особое внимание во внутреннем убранстве собора привлекает резной иконостас, создававшийся в 1690-е годы. До 1922 года, когда большевики с «революционной беспощадностью» произвели реквизицию монастырских ценностей, многие иконы, находящиеся как в иконостасе, так и в приделах, имели серебряные оклады. Оклады эти имели особую историю: они были изготовлены из серебра, похищенного в 1812 году французами и отбитого у них донскими казаками. В 1752 году на средства купца К. Замятина в соборе настлали пол из чугунных плит, сохранившийся до настоящего времени. В крипте Большого собора устроен храм в честь Сретения Господня. Освященный 24 сентября 1712 года, он стал усыпальницей для многих представителей грузинской царской фамилии Багратиони. В частности, в нем была погребена царевна Дареджан, на средства которой и совершилось устроение храма. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери [ править править код ] Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери возводилась над северными воротами в 1713—14 годах, что само по себе заслуживает внимания, ведь в это время в Москве почти не строили каменных зданий, все шло в Петербург. Кроме того, Тихвинская церковь весьма интересна и стилистически: в ее облике можно найти черты как нарышкинского, так и петровского барокко. Церковь Архангела Михаила [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

Во время чумного бунта 1771 года в Донской монастырь ворвалась толпа восставших, жаждавших крови митрополита Амвросия (Андрей Степанович Зертис-Каменский) за то, что он якобы " скрыл " икону Донской Богоматери во время народного бедствия. Амвросия схватили в Большом соборе, выволокли из церкви и убили его у монастырских ворот. Амвросий погребён в Малом соборе Донского монастыря. Здесь же, в Малом соборе, покоятся мощи деятеля Русской православной церкви - святителя Тихона (Василий Иванович Беллавин), патриарха Московского и всея Руси, возглавившего церковь в самое трудное для церкви и Руси время - в 1918 году. Святитель Тихон всенародно предал анафеме большевиков, развязавших террор против народа и церкви. По всей Руси и за её пределами прогремели его пророческие слова, обращённые к СНК: " Недостанет мне времени, чтобы изобразить все те беды, какие постигли нашу Родину... Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя " . В стенах Донского монастыря долгое время размещался Музей архитектуры. В 1991 году монастырь передан Русской православной церкви. Из кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " . 2000. Вече. Ограда и башни монастыря Монастырская ограда Донского монастыря построена по всем канонам оборонного зодчества XVII века. Стены и 12 башен представляют в плане квадрат, в центре которого расположен большой собор. Четыре круглые угловые башни выступают на ¾ из плоскости стены. Исторически такое расположение было продиктовано необходимостью защиты стен. Восемь квадратных башен также наполовину выступают из плоскости стен. Все башни имели бойницы: в квадратных башнях они были квадратные, а в круглых - круглые. Круглые бойницы появляются в русском оборонном зодчестве вместе с появлением огнестрельного оружия и артиллерии. Почти все башни были двухъярусными, и во втором ярусе имелись небольшие окошки, так как зачастую второй ярус использовали для жилья.

http://sobory.ru/article/?object=02994

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010