В этом году впервые 1 сентября – празднование Донской иконы Божией Матери – отмечалось по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и как главный праздник российского казачества. Из глубины веков Накануне 1 сентября в Донской монастырь прибыл чудотворный Донской образ, уже традиционно переносимый сюда на сутки из Государственной Третьяковской галереи. Для безопасной транспортировки и экспонирования иконы – бесценного сокровища древнерусского церковного искусства – была изготовлена специальная капсула. Всю ночь, до начала торжеств, посвященных престольному празднику обители, перед святыней, украшенной гирляндами из белых роз, совершались молебны, и верующие могли поклониться ей. 1 сентября, хотя это и рабочий день, в обитель на праздник пришли многие москвичи и гости столицы. Участие в нем приняли представители Администрации Президента, Правительства Москвы, атаманы и казаки реестровых казачьих войск Российской Федерации и общественных казачьих объединений, юные кадеты… У Донской иконы в Большом соборе Большой собор Донского монастыря не мог вместить всех гостей, и многие слушали и смотрели трансляцию праздничного богослужения, передававшуюся на большой экран, установленный на территории монастыря. Божественную литургию возглавил Святейший Патриарх Кирилл, ему сослужили епископы из казачьих регионов России и священнослужители Москвы. И впервые за богослужением пел славный Кубанский казачий хор. В своем первосвятительском слове, обращенном к собравшимся, патриарх Кирилл вспомнил о славной истории чудотворной Донской иконы Божией Матери, а затем сказал то, что наверняка чувствуют все люди, не мыслящие своей жизни без Православия: «И сегодня нам есть о чем молиться перед Донской иконой Божией Матери – о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремленности, мужества, духовной силы нашего народа. И чтобы, несмотря на все те разделения, которые были проведены в истории по телу единой святой Руси, мы всегда оставались духовно едиными, сплоченными, солидарными, способными поддерживать друг друга и защищать свои общие духовные интересы».

http://pravoslavie.ru/39025.html

Московский государственный музей-заповедник передаст Николо-Угрешскому монастырю старинные православные реликвии 18 декабря 2008 г. 16:53 Московский государственный музей-заповедник решил передать в дар Николо-Угрешскому монастырю в подмосковном городе Дзержинском древние иконы и книги, а также церковные облачения. Церемония передачи пройдет 19 декабря, в день престольного праздника святителя Николая, после торжественного богослужения, которое совершит в обители Патриарший Местоблюститель митрополит Кирилл , сообщили корреспонденту «Интерфакс-Религия» в четверг в пресс-службе музея. Среди реликвий — икона «Собор Архангела Михаила и прочих сил бесплотных» (XVII век), богослужебные печатные книги XVIII-XIX веков, всего 38 предметов. В последние годы музей-заповедник и Николо-Угрешский монастырь связывает активное сотрудничество. В 2006 году в дар обители были переданы складень-триптих с частицами святых мощей и икона-мощевик. Осуществляется совместное научное исследование памятников древнерусского искусства. Музей-заповедник также оказал монастырю помощь в организации музея-ризницы, отвечающего современным требованиям музейного учета и хранения, где были проведены две выставки предметов русского церковного искусства, имевшие большой успех. Московский государственный объединенный музей-заповедник (Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино) был образован в 2005 году на базе музея-заповедника «Коломенское», основанного еще в 1923 году архитектором-реставратором Петром Барановским на месте бывшей царской усадьбы. Благодаря П. Барановскому в фонды музея было вывезено художественное наследие многих русских монастырей: древние иконы, старопечатные книги и рукописи, литургические предметы, церковные облачения, резные иконостасы, фрагменты архитектурного декора зданий, в том числе имущество Николо-Угрешского монастыря. В фондах музея-заповедника хранится уникальное собрание русских икон XIV-XIX веков. Согласно преданию, Николо-Угрешский монастырь основан на том месте, где перед Куликовской битвой святому князю Дмитрию Донскому была явлена икона святителя Николая. В благодарность Богу за победу русского воинства великий князь повелел основать здесь монастырь. В ХХ веке Николо-Угрешский монастырь разделил участь многих русских обителей: к середине 1920-х годов он был упразднен, и вплоть до 1990 года территория и все его постройки находились в ведении органов госбезопасности. Восстановленный недавно Спасо-Преображенский собор обители — один из самых крупных в Подмосковье. Недавно был возрожден открытый почти 100 лет назад меценатом Саввой Морозовым речной маршрут от заповедника «Коломенское» до Николо-Угрешского монастыря, который был очень популярен среди паломников. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/511776.htm...

Рязань. Троицкий мужской монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, близ города Рязани. Время основания неизвестно; упоминается в 1386 году; в 1695 году он был возобновлен. Здесь находится Федоровская чудотворная икона Божией Матери. При монастыре школа для приготовления в 1-й класс духовного училища мальчиков-сирот, которые пользуются от монастыря квартирою и проч. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Время основания Рязанского Свято-Троицкого монастыря с точностью не известно. В предании оно связывается с посещением Рязани преподобным Сергием Радонежским, имевшим целью примирение двух знаменитых князей-современников: великого князя Московского Дмитрия Донского с великим князем Рязанским Олегом Ивановичем. Это посещение преподобным Сергием Рязани, называвшейся в то время Переяславлем Рязанским, как известно по летописям, происходило в 1386 году. XVIbb. Рязанское княжество многократно подвергалось набегам татаро-монгольских орд, поэтому все «крепости и другие записи», относящиеся к монастырской истории, были истреблены. Первое последующее упоминание о монастыре встречается лишь в конце XVIb. Наибольшего расцвета монастырь достиг в XIX в. Архитектурной образующей монастыря была четырехъярусная колокольня, которая видна была далеко при подъезде к Рязани. На ней было восемь колоколов. Самый большой, отлитый в 1862 году, весил 4,24 тонны. Второй, полиелейный, отлитый в 1905 году 15 июля – 1,1 тонны. Монастырь опоясывала ограда длиной 427 метров и с пятью круглыми башнями и двумя входами. С северной стороны (от железной дороги) на фронтоне ворот была помещена фреска с изображением преподобного Сергия, благословляющего братию. Южные ворота флангируются двумя корпусами в два этажа каждый – братский и трапезный. Братский построен в 1855 году, трапезный в 1903 году. Передача монастыря Церкви началась в 1995 году. Решением Св. Синода наместником вновь созданного Свято-Троицкого монастыря назначен игумен Андрей (Крехов). Самый древний в обители храм – Свято-Троицкий Собор. Основание его относится к 1685 году. Он не отличается выдающейся архитектурой, но прочен по зданию, учитывая те нагрузки на него, которые были связаны с использованием во времена советской власти (перестройки, пристройки и т.н. реконструкции). Богослужение в нем начато в 2000 году.

http://sobory.ru/article/?object=08281

Гости из Египта посетили монастырский некрополь и Большой собор, где поклонились Донской иконе Божией Матери и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Утром 26 августа делегация посетила Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы и поклонилась пребывающим в нем святыням. Представителей Коптской Церкви тепло принял наместник обители епископ Солнечногорский Алексий, с которым у гостей состоялось продолжительное общение. После этого гости отбыли в пределы Тверской митрополии, где продолжится их визит в Россию. Они также посетят святые места на территории Новгородской и Санкт-Петербургской митрополий и обители Русского Севера. В составе делегации — настоятель Эль-Мухарракской обители во имя Пресвятой Девы Марии (провинция Асьют) епископ Вукол, глава делегации; настоятель монастыря во имя святых Фомы и Виктора в Хадабе (провинция Южный Синай) епископ Саверий; настоятель монастыря Пресвятой Девы Марии в Ахмиме (провинция Сохаг) епископ Матфей; наместник монастыря преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне епископ Агафий; первый Патриарший викарий в Каире епископ Михаил; Патриарший секретарь, насельник монастыря преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне иеромонах Кирилл Анба Бишой; насельник Эль-Мухарракской обители во имя Пресвятой Девы Марии (провинция Асьют) иеромонах Тавадрос Эль Мохарраки; насельник монастыря во имя святых Фомы и Виктора в Хадабе (провинция Южный Синай) монах Макарий эль-Томаси; насельник монастыря Пресвятой Девы Марии в Ахмиме (провинция Сохаг) монах Юссеф эль-Ахмими; насельники монастыря преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне монах Петр эль-Макари, монах Зевс эль-Макари, монах Меркурий эль-Макари и монах Марк эль-Макари; специальный представитель Коптской Патриархии доктор Антон Милад. Во время пребывания в Москве гостей из Коптской Церкви сопровождали секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони, сотрудники ОВЦС иеродиакон Петр (Ахматханов), С.Г. Алферов и Д.Э. Аракелян.

http://radonezh.ru/2021/08/26/delegaciya...

Сейчас в Горицком монастыре Переславля по-прежнему остается музей. Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню. http://www.pereslavlru.ru/Architecture/gorits.htm Подобно Никитскому, Горицкий монастырь расположен высоко над озером, на его холмистом южном берегу. Отсюда открывается незабываемый по красоте и размаху вид на синюю гладь озера; тонут в дымке его далёкие берега, а в низине у озера раскинулся город с его домами и многочисленными белыми церковками, обрамлёнными густой зеленью. Монастырь основался здесь, по-видимому, во времена Ивана Калиты, и в XIV в. играл значительную роль в жизни московского княжества. Пострадавший от Тохтамыша монастырь, по преданию, восстановлен женой Донского княгиней Евдокией. В XIV и XV вв. все здания монастыря, вероятно, были деревянными. Только в начале XVI в. здесь строился какой-то каменный храм. Мы видели выше, знакомясь с историей постройки собора Данилова монастыря, что Василий III приказал передать для неё кирпичные сараи Никитского и Горицкого монастырей и все оставшиеся строительные припасы - «бяху бо те церкви в та времена камением и плинфами поставлены». Был ли это главный Успенский собор монастыря, с которого естественно было начать строительство, или какойлибо другой храм - источники не сообщают. По описи монастыря 1754 г. можно представить себе общий облик этого исключительно интересного ансамбля. Его каменные храмы располагались по северной стороне холма, образуя, как и теперь, живописную и величественную панораму, обращённую к городу. Восточное крыло ансамбля занимал большой пятиглавый Успенский собор с его шатровой колокольней XVII в., крытой цветной муравленной черепицей. Внутри собора был иконостас с иконами письма знаменитого мастера XVII в. Симона Ушакова. Далее, к западу, стояла трёхглавая церковь Иоанна Предтечи. Как по её посвящению, так и по характерному для начала XVI в. трёхглавию, её постройку можно отнести ко времени до 1530 г. - начала строительства собора в Даниловом монастыре; её посвящение связывают с рождением Ивана IV (25 августа 1530 г.).

http://sobory.ru/article/?object=00230

Дмитриево. Димитриевский мужской монастырь. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь в честь  святого великомученика  Димитрия. Первоначальное построение ее относится  ко временам Донского – основателя монастыря. Под 1752 г. встречается известие, что игумен Дмитриева монастыря Феодорит с братией и с старостами вотчинных деревень просил о дозволении перестроить бывшую в том монастыре и обветшавшую деревянную церковь во имя св. великомученика Димитрия старым лесом и на том же месте, на что и послана была 18 мая того же года из Духовного приказа указ на имя соборного Протопопа Никиты. В описи Дмитриева монастыря, составленной в октябре 1763 г., Дмитриевская церковь значится уже каменною; в ней также упомянуто, что « в той церкви Боголепие о пяти поясах, царские двери резные, иконостас малорезной с карнизом, вызолочен, а между тем по большой части краскою лазоревою выкрашен. В той же церкви старинной образ святого великомученика Димитрия, на нем венец малой и по краям оклад сребреной и позлащен – ветхой». Церковь эта в 1829 г. была возобновлена и освящена 12 ноября того же года, находящийся в ней иконостас ныне имеет только три яруса. На храмовой иконе св. в.-м. Димитрия серебряный оклад, весом в 12 фунт., устроен в 1847 г.; стены храма украшены живописью в 1854 г. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1885 г. том 2 стр. 242-243. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского (1763, 1829) и колокольня (нач. XIX в.). Согласно монастырской описи, к 1763 г. в Димитриевском  монастыре был возведен каменный холодный собор во имя вмч. Димитрия Солунского. В храме находился «малорезной» иконостас, чтился «старинный» образ вмч. Димитрия, «на нем венец малом и по краям оклад сребреной и позлащен веткой». В последствии  собор обветшал, но в 1829 г. был возобновлен,  в 1854 г. в нем установлен 3-гранный 5-ярусный иконостас, стены и своды украшены живописью. http://www.pravenc.ru/text/178249.html

http://sobory.ru/article/?object=13532

Сыновне прошу тебя, мой архипастырь, отец и благодетель, не оставляй меня и впредь своими молитвами, своею отеческою любовью, своим руководством. Прошу и вас, богомудрые архипастыри, не лишайте меня вашего общения, ваших наставлений и указаний; поддержите немощь, подкрепите бессилие, восполните скудость, ободрите в унынии, вразумите в недоумении, пробудите от беспечности, помолитесь; помолитесь, чтобы Господь сотворил меня пастыря Своих овец, делателя непостыдна, право правяща слово истины и правды прежде всех в себе, а затем в других. После того новонареченный снова испросил благословение всех присутствовавших архипастырей, которые при сем поздравляли его с наречением во епископа, а владыка-митрополит даже и нарочито для сего заезжал потом в Чудовские архипастырские покои, где останавливался новонареченный и там, за чаем, беседовал около получаса с ним и бывшими там же у него профессорами Академии ректорами семинарии – Московской и Вифанской и другими лицами, прибывшими для принесения поздравления новонареченному. —488— Хиротония состоялась в прощеное воскресенье, 28 февраля, в Московском кафедральном Христа Спасителя соборе. Накануне во время всенощного бдения в храме Христа Спасителя, по 9-й песни канона, 12-тью медленными ударами в большой колокол извещалась Москва и имеющем быть и на другой день торжестве хиротонии. В девятом часу утра на другой день в соборе, начался, согласно уставу, особый звон, как к водосвятию. Храм наполнился множеством молящихся и желавших видеть давно невиданный в Москве обряд хиротонии. 710 Посетители наполняли не только весь обширный храм, но и хоры и коридоры его. В девятом часу прибыл высокопреосвященный Владимир, митрополит Московский и Коломенский, и был встречен нареченным во епископа архимандритом Арсением и прочим духовенством. Владыка вместе с архимандритом Арсением приложился ко святым иконам и за тем по обычному порядку, облачившись посреди собора, благословил читать часы. Во время чтения часов из алтаря был вынесен «большой орлец» и положен пред архиерейским амвоном. По прочтении часов из алтаря чрез царские врата вышли преосвященные – Нестор епископ Дмитровский. Тихон епископ Можайский, член Синодальной конторы епископ Григорий, управляющий Спасо-Андрониевым монастырем епископ Нафанаил и пребывающий в Донском монастыре епископ Антоний; за архиереями следовали – ректоры духовных семинарий – Московской архимандрит Парфений и Вифанской – архимандрит Трифон, настоятели монастырей – Покровского – архимандрит Амфилохий, Сретенского – архимандрит Дмитрий, Данилова – архимандрит Митрофан, Златоустова – архимандрит Поликарп и Знаменского – архимандрит Серапион, наместник Чудова монастыря архимандрит Товия, протопресвитер большого Успенского собора А.С. Ильинский, пять протоиереев, несколько священников, два протодиакона и диаконы, – собор весьма великий. – Преосвященные заняли места посреди ар-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В июле 1917 съездом духовенства и мирян Московской епархии избран архиереем Первопрестольной. На Поместном Соборе Православной Российской Церкви в ноябре 1917 жребием из трех кандидатов митрополит Московский Тихон был избран Патриархом Московским и всея Руси. Погребен в Донском монастыре. Архиерейский Собор 1989 г. канонизировал святителя Тихона (Белавина) , Патриарха Московского и всея Руси, исповедника. 97 Немирович-Данченко Василий Иванович (1848/49–1936), русский писатель, автор многочисленных художественно-этнографических очерков, военных корреспонденций, романов, рассказов, мемуаров. Брат известного режиссера Владимира Ивановича Немировича-Данченко. С 1921 г. в эмиграции. 98 Югская Дорофеева пустынь находилась в 17 верстах от г. Рыбинска при слиянии рек Белого Юга и Черного Юга. Основана в 1615 г. старцем Дорофеем, подвижником Псково-Печерского монастыря. На месте предполагаемого монастыря он поставил на дереве принесенную с собой икону Божией Матери Одигитрии. Затем эта икона стала называться Югской и прославилась многочисленными чудесами. В соборном Троицком храме почивал прах основателя монастыря. В начале 20 в. Дорофеева пустынь принадлежала к числу самых богатых и благоустроенных обителей в Ярославской губернии. При обители содержалась школа и больница, которая обслуживала 5 тысяч человек ежегодно. Пустынь ликвидирована в годы советской власти. 99 Манефа – рясофорная монахиня Мологского Кирилло-Афанасьевского монастыря, была конюхом в обители. Евгения – «бабка Еня», бывшая келейница отца Павла. Обе похоронены на кладбище в Верхне-Никульском. 100 29 октября (11 ноября) – день обретения в 1210 г. св. мощен при. Авраамия, архим. Ростовского (1073–1077). 101 Св. мощи прп. Авраамия Ростовскогос 1991 г. находятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре. Они почивают открыто, в раке, в Яковлевском храме – зимой и в Димитриевском храме – летом. 102 Название Леонтиевской церкви прочно закрепилось за тутаевским храмом в честь Вознесения Господня, который находится на южной окраине города в центре большой площади. Когда-то здесь, на посаде, ближе к Волге, стоял деревянный храм Леонтия Ростовского В верхнем (летнем) храме Вознесенской церкви (строящейся стараниями романовских купцов с 1795 г.) в 1880 г. был освящен придел во имя святителя Леонтия Ростовского и преподобного Сергия Радонежского. Уцелевшая в безбожной буре 1930-х годов церковь была закрыта в хрущевскую кампанию в 1960 г. В 1989 г. храм был возвращен общине и по благословению отца Павла с Божией помощью был отремонтирован. Читать далее Источник: Архимандрит Павел (Груздев). Документы к биографии. Воспомининия о батюшке. Рассказы отца Павла о своей жизни. Издательство «Отчий дом», 2005. ISBN-5–87301–148–6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Дорогие мои, в нынешний воскресный день в стольном граде России – в Москве совершается и еще одно велие торжество и немалое событие в духовной жизни многострадальной Родины нашей. Дадеся Православной Руси на всеобщее поклонение, как живой пример верности Богу даже до смерти, мощи Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. шестьдесят семь лет тому назад в день Благовещения Пресвятой Богородицы завершился его жизненный путь. Завершилось семилетнее патриаршество святителя Тихона, по сути, ставшее для него непрестанным крестным путем и Голгофой и воссиявшее ныне очевидной для всего мира святостью. Сегодня в Москве, завершая Собор русского епископата, происходит перенесение мощей святого Патриарха Тихона с места их захоронения и сохранения под спудом, малого собора, в большой собор Донского монастыря. Прииди, россиянин, и виждь, и поклонись, и назидайся, и укрепляйся от силы духа того, кто, пребывая во гробе, получил от Бога силу и власть помогать живущим! Поучимся же посредством нынешнего события в законе Божием, чтобы вечно жить в Боге и Богом. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126, 1). Всуе трудились семьдесят пять лет строители новой России, вступив на путь богоборчества (строители Вавилонской башни не стали для них примером). Всуе уничтожали они всякое проявление духовности и святости, скрывая под землей и в водах, в клевете и во лжи, и во всякой неправде носителей сих Божиих дарований. И как солнце, проходя скверные места, не оскверняется, так и сии светила Божии восстают чистыми и отражают сияние Вечного Солнца – Бога. Из-под спуда во время благопотребное извлекает Господь эти чистые благоухающие свечи и возжигает их на церковной свещнице России. Одиннадцатый Всероссийский Патриарх Тихон в тяжелые, смутные дни скорби принял на себя от Бога подвиг вещать русским людям слово истины и любви. Вместе со всем народом страдал и плакал Патриарх над поруганной Родиной. «Отречемся от старого мира и построим земной рай – без Бога, без христианской совести, без послушания заветам предков, – провозглашали новые правители, – а кто не захочет нашего земного рая, кто не поверит в нас, не примет нашей веры – того уничтожим». И вот такой страшной программе противостал святой Патриарх Тихон. Семь с половиной лет он делал дело Божие, терпя поругание, насилие, не раз готовый принять мученическую кончину от злоумышленной руки.

http://pravoslavie.ru/52426.html

24 октября 1980 года на V Всесоюзной конференции Общества советско-индийской дружбы избран вице-президентом этого Общества. 11 марта 1989 года избран членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур. Делегат Всемирной христианской конференции «Жизнь и мир» (20-24 апреля 1983 года, Упсала, Швеция). Избран на этой конференции одним из ее президентов. Патриаршее служение (10 июня 1990 г. — 5 декабря 2008 г.) Возрождать церковную жизнь уже во всероссийском масштабе предстояло будущему Первосвятителю в его Патриаршем служении. 3 мая 1990 года почил о Господе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Для избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви был созван внеочередной Поместный Собор. 7 июня 1990 года колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха. Интронизация Святейшего Патриарха Алексия состоялась 10 июня 1990 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Возвращение Церкви к широкому общественному служению — во многом заслуга Святейшего Патриарха Алексия II. Одно за другим следовали события воистину промыслительные: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, торжественный перенос их в Дивеево, когда по предсказанию святого среди лета запели Пасху; обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского. Эти чудесные обретения свидетельствуют о том, что начался новый, удивительный период в жизни нашей Церкви, свидетельствуют о благословении Божием на служение Патриарха Алексия II. В качестве сопредседателя Святейший Патриарх Алексий вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Святейшего Патриарха состоялась межконфессиональная конференция «Христианская вера и человеческая вражда» (Москва, 1994). Святейший Патриарх председательствовал на конференции Христианского межконфессионального консультативного комитета « " Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же " (Евр. 13:8). Христианство на пороге третьего тысячелетия» (1999); Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245130...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010