В Москве на Пасху раздадут 100 тысяч ленточек и около полумиллиона листовок 24 марта 2018 г. 16:07 К празднику Святой Пасхи Комиссией по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете города Москвы подготовлены пять видов просветительских листовок и большой тираж ленточек со словами пасхального приветствия «Радость моя, Христос воскресе!». В 2018 году впервые организуется централизованная печать листовок и пасхальных ленточек для раздачи на приходах. На данный момент уже запущен в печать 100-тысячный тираж ленточек, которые будут раздаваться в московских храмах, государственных и общественных организациях — везде, куда в дни празднования Светлой Пасхи придут православные миссионеры и добровольцы. Акция «Пасхальная ленточка» проходит в столице с 2012 года и пользуется большой популярностью, особенно среди детей. Эта альтернатива листовкам является простым и ненавязчивым способом поделиться пасхальной радостью с каждым. Ленточку можно повязать на одежу, на корзинку с освященной снедью или на автомобиль. В прошлом году было роздано 70 тысяч пасхальных ленточек, часть из них была передана в другие епархии. Однако это не исключает традиционного способа уличной миссии — раздачи листовок. На протяжении прошлого года листовки были доработаны и сверстаны в хорошем качестве, которое позволяет печатать их как на обычном принтере, так и в типографии. На сегодняшний день тираж листовок находится в процессе формирования и совокупно составит порядка полумиллиона экземпляров. Планируется цветная двухсторонняя печать на мелованной бумаге пяти видов листовок: о празднике Пасхи , о правилах поведения в храме , о таинстве Исповеди , о таинстве Причастия , о таинстве Крещения . Все информационные материалы можно скачать в электронном виде и по желанию распечатать самостоятельно. По словам организаторов, листовка должна иметь презентабельный вид и не походить на рекламу, чтобы невоцерковленные люди с вниманием читали ее. Узнать о возможности заказа и предоплаты можно у ответственных по викариатствам за миссионерскую и катехизическую работу, а также по телефону +7 (916) 511 40 39 и по электронной почте: moscmc2017@gmail.com. Пресс-служба Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5167962.ht...

Беспоповец. Довольно. Ты всем суешь свою книжку – Стоглав. А какова эта книжка? Кто ее знает? Может быть, фальшивая. Ввиду оказавшегося противоречия я остаюсь в сомнении и подозрении насчет подлинности твоего Стоглава. Я. Этого именно от тебя я и ожидал. Более этого тебе и сказать ничего не остается. А совесть-то? Она ведь рано или поздно осудит неправедного без милости и снисхождения. Сам же ты Феодоритово слово по Стоглаву признал правильным, а теперь от слов своих отказываешься. Мало же ты уважаешь себя! Но и в этом случае уступим тебе, оставим Стоглав, к которому ты так неблаговолишь; обратимся к другому источнику, который тоже, как и Стоглав, может уверить тебя, что писание сложено от некоторого раскольника и скрытого еретика армянской ереси, и напечатася невежеством и нерассудно в книзе Псалтири, и что принимать его не следует. Беспоповец. Какие это еще источники? Никаких источников я не знаю, и знать не хочу, и не верю им. Я. Большой катехизис читывал ты когда-нибудь? Беспоповец. Не только читывал, но и списывал. Я. Доверишь ли ему – этому Большому катехизису произвести следствие и суд над писанием, помещенным под именем Феодоритова слова в предисловии к Псалтири? Беспоповец. На Большой катехизис я располагаюсь и доверяю ему. Я. И в Большом катехизисе так же, как и в Стоглаве, слово в слово в Феодоритовом слове написано: А два перста имети наклоненна, а не простерта. Беспоповец. Да, это верно, и в Большом катехизисе поставлено оба перста иметь наклоненными. Против этого не спорю. Я. Теперь убедился? Беспоповец. Не совсем. В предисловии написано о двух перстах: «имети мало наклоненно», а далее прибавлено: согбение же персту толкуется, преклонь бо небеса сниде на землю нашего ради спасения. Вот в этих-то словах и нужно понимать, что оба перста содержатся наклоненными. Я. В предисловии не написано о двух перстах: «имети мало наклонно». Это ты от себя сочиняешь. Если бы и так написано было в предисловии к Псалтири, то и тогда осталось бы несходство с Большим катехизисом. Совсем ты, любезный, запутался. «Мало наклонно» повелевается иметь не оба перста, а один (великий же перст имети мало наклонно).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

2 . Что касается Большого Катехизиса, то в полном своём объёме он ещё ждёт своего учёного издателя, хотя значительная часть его уже обнародована. В том же 9 томе Novae Patrum Bibliothecae Cozza-Lizzi, рядом с поучениями Малого Катехизиса, издал 78 поучений Большого Катехизиса. В предисловии к этому изданию он говорит: «хотя нет недостатка в кодексах, содержащих текст Большого Катехизиса, однако их очень мало известно в Италии, Галлии, и Испании, и не все они достаточно согласны между собой и исправны». Затем, относительно издания 87 поучений, приготовленных к печати ещё Майем, сообщает следующее. В 50-х годах прошлого столетия А. Май при посредства своего друга Павла Драха отыскал в Парижской Национальной Библиотеке греческую рукопись, содержащую Большой Катехизис, о которой в своё время говорил Harles. Рукопись 891), как обозначено это в надписании, содержит поучения из Малого и Большого Катехизиса: предстояло, таким образом, выделить поучения Б. К., что и выполнил Драх. Работу Драха пересмотрел Май, который, снабдив греческий текст латинским переводом, таким образом, приготовил к печати часть Б. К. После смерти Майя Cozza, взявший на себя труд по изданию 9 тома Novae. РР. В., должен был пересмотреть материалы Майя, и для окончательного редактирования Б. К. выписал из Парижа рукопись 891 и сличил её с кодексами Амвросиевским (в Медиолане) Е 101 Sup., Мадридским (gr. IV) и Крипто-ферратским. Так как часть сделанного Майем латинского перевода оказалась утерянной; то Cozza дополнил недостающее, но чтобы отделить свою работу от Майевской, издал только 87 поучений, переведённых Майем, отложив издание остальных до следующего тома. Но из этого количества поучений мы должны исключить поучение 26, тожественное с 100 поучением Малого Катехизиса и отнесённое издателем к Б. К., очевидно, по недосмотру. К внешним особенностям настоящего издания относится то, что здесь не указано, из каких трёх «книг», на которые изначала делился Большой Катехизис преп. Феодора Ст., заимствованы изданные поучения 671 , так что по последним нельзя составить себе представления о содержании и характере отдельных частей этого Катехизиса. Со стороны же текста издание Cozza страдает обычными недостатками: те же корректурные погрешности, те же грамматические неправильности, та же неясность и очевидная испорченность текста, какие отмечены нами в Малом К., встречаются и здесь довольно часто 672 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Молитва перед началом чтения Прежде, чем мы открываем книгу, нам следует обратиться к Богу с просьбой, чтобы Он Духом Своим Святым наполнил нас, чтобы Он прочистил уши сердца нашего. Без Него мы творить не можем ничего, поэтому мы обращаемся к Нему с тем, чтобы это было не без Него, иначе это будет впустую. Итак, начинается наше чтение с молитвы. Затем мы можем прочитать какой-то кусочек. Но какой по объему кусочек? Если мы прочитаем очень много, то оно в нас не задержится, мы просто не сможем это обнять мозгами своими, да и сердцем своим тоже не примем. И огромное количество слов Божиих останется втуне, войдет в одно ухо и вылетит в другое. Кусочек должен быть посильный для нас, но и не очень маленький. Представьте себе, если я прочитаю одну фразу, а на следующий день другую фразу, потом третью, как вы думаете, сколько времени мне понадобится, чтобы прочитать Библию? Правильно, жизни не хватит. И никогда не знаешь, что именно тебе хочет сказать Господь. Какой отрывок брать для чтения Еще один момент. Если мы читаем одну фразу, то мы ее выдираем из контекста. А Бог никогда не говорит одной фразой. Всегда важна ситуация, в которой что-то сказано, всегда важно, какие слова предшествуют, какие слова после этого. То есть, кусочек должен быть достаточно большой. Опыт показывает, что из любого, достаточно большого, кусочка Писания можно извлечь для себя всю радостную весть, всю благую весть. Все благовестие Христово из любого достаточно большого кусочка Писания можно извлечь. Причем, оно будет преломлено именно в таком виде, который будет важен для моего сегодняшнего состояния. Это удивительная вещь, но это факт. Но для того, чтобы это произошло, нужно, чтобы мы подходили к слову с уважением к нему: кусочек достаточно большой. При этом не сегодня отсюда, завтра отсюда, а послезавтра оттуда, но стараться идти последовательно для того, чтобы не утерять то, что было вчера, и потом связать это с тем, что будет завтра. Бог открывает Себя в истории, и эту историю того, как Бог Себя открывает, нам и излагает Библия. Поэтому нам важно идти последовательно.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Лютеран. церкви всегда отрицательно относились к анабаптизму (см ст. Анабаптисты ), осуждали его положения в своих вероисповедальных документах (см., напр.: Apol. Conf. Aug. IX 3). Тот факт, что среди принявших К. в раннем детстве немало людей, очевидно наделенных дарами Св. Духа, свидетельствует, по мнению лютеран, о богоугодности К. младенцев ( Лютер М. Большой катехизис. IV 49-50//Книга Согласия. С. 554-555; Apol. Conf. Aug. IX 3). Аргументом против возможности перекрещивания служит не схоластическое учение о сообщении душе неизгладимой печати, а указание на грех суесловного злоупотребления (abuti) именем Божиим при повторном совершении таинства, ввиду отвержения (improbare) истинного призывания (veram invocationem) Бога при первом ( Philippus Melanchthon. Loci theologici//CR. Vol. 21. Col. 855), а также на радикальное обновляющее действие Божие в К., фундаментальный переворот (Neukonstituierung), в корне затрагивающий все существование (Existenz) человека ( Härle . 2012. S. 563). Действие и обетование Божии не теряют силу в зависимости от качества и меры восприятия таинства человеком. По лютеран. представлениям, «если крестится лицемер или неверующий, он не возрождается. Но Крещение действительно, Божие провозглашение благодати и прощения грехов непреложно. Если грешник обратится, ему не нужно нового Крещения. Крещение, которое он получил, действительно» ( Вислёфф. 2009. С. 136; ср.: Лютер М. Большой катехизис. IV 52//Книга Согласия. С. 555). В совр. богословских диалогах лютеран с преемниками анабаптизма, меннонитами и баптистами , декларируется согласие в отношении этического измерения К., взаимное уважительное отношение и внимание к различным крещальным традициям, однако взаимопонимание по существенным вопросам - в первую очередь о таинстве К. как средстве избавления от первородного греха и реального благодатного освящения человека - до сих пор не достигнуто (см., напр.: Hüffmeier. 2005). Совершение таинства К. в лютеранстве предписывается в регулярных случаях ординированным служителям Церкви; в исключительных ситуациях смертельной опасности допустимо К. любым человеком. Крещальная формула, как и в католич. традиции, произносится служителем таинства в индикативе от 1-го лица «Я крещу тебя...» (ср.: Philippus Melanchthon. Loci theologici//CR. Vol. 21. Col. 853-854), хотя в богослужебных указаниях приводится и пассивная форма «Крещается...» ( Truscott. 2008. P. 47). Реформатство

http://pravenc.ru/text/крещение.html

– Такого рода указы и законы не появляются сами собой, на пустом месте. Это результат большой работы, которую совершали люди, водимые определенной волей. Уже несколько лет подряд в рамках Рождественских чтений проходят Парламентские встречи, на которых патриарх, лицом к лицу общаясь с законодателями, задает определенные векторы, дает наказы, что хорошо, а что неправильно, с позиции христианской совести. На его слова отзывается и депутатский корпус, то есть законодательный, и специалисты, трудящиеся как в Министерстве образования, так и в иных органах власти. В результате посылов патриарха создаются рабочие группы, которые формируют проекты законов, законодательных инициатив, указов. Они их оттачивают, делают, насколько возможно, жизненными. Думаю, невозможно, чтобы по мановению указа сразу и во всех учебных заведениях страны системно занялись воспитанием учеников и студентов. Для этого в том числе должно произойти изменение сознания людей, важно научить педагогов воспитывать детей. Людей, которые много говорили в течение долгих лет о необходимости воспитания в общеобразовательной и высшей школе, очень много. Тех, кто в то же время сохранил опыт воспитания, тоже немало. Последним приходилось до сих пор очень трудно, потому что, когда у человека есть опыт, а он не востребован, это разрушающе действует не только на систему образования, но и на самого человека. Наконец сегодня мы получили явный призыв вернуть воспитание в школы и вузы. И я надеюсь, что те люди, которые ждали этой возможности, приложат всю свою энергию для его реализации. В том числе и синодальный отдел религиозного образования и катехизации поделится примерами, методиками, раскроет и распространит положительный опыт. В рамках подготовки к Рождественским чтениям мы будем готовить материалы об этом и обязательно их представим. – Одна из важных целей синодального отдела религиозного образования и катехизации – помощь педагогам общеобразовательных школ в преподавании предмета «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Какое потенциальное благо несет российскому обществу этот предмет? Какие достигнуты результаты за восемь лет с начала повсеместного преподавания этого курса в школах России? Какие возникают трудности в преподавании?

http://pravoslavie.ru/134362.html

«Катехизис экскурсовода» Миссия экскурсовода : о чем рассказать группе туристов, стоящих на пороге храма/сост. иеромонах Анастасий (Байков). — Москва : Вольный Странник, 2022. — 368 с. : ил. ISBN 978-5-00178-123-3 Редактор книги – человек известный, но авторы намного известнее. Это святые отцы, известные священники – наши современники, богословы. Материал изложен по темам, и в каждой теме подобраны цитаты из творений и выдержки из статей, проповедей. Цитаты яркие, примеры – запоминающиеся. Так и должно быть, ведь во время экскурсии способность воспринимать информацию у человека ограничена. В памяти остается немного, но зато помнится это годами. Особенно если экскурсовод произвел впечатление человека эрудированного, тонкого и яркого одновременно. До сих пор вспоминаю нашего экскурсовода Ирину Миркину, с ней паломничество по Святой Земле превратилось в увлекательное путешествие во времени. Многие интересные факты живы в моей памяти до сих пор. Если задуматься, каждому экскурсоводу Господь дает удивительный шанс – сказать кому-то очень важные слова о вере, о Церкви, ответить на вопросы – возможно очень простые, но заставляющие человека на многие годы застыть на пороге храма, не решаясь сделать шаг. Стать проводником в мир церковного искусства – или хотя бы помочь задуматься о его многогранности и глубине. Стать проводником в мир церковного искусства – или хотя бы помочь задуматься о его многогранности и глубине В книге «Миссия экскурсовода» большой охват тем – от основ веры до мифов о Церкви, от богословия до культуры. «Это своего рода катехизис экскурсовода”, развернутый конспект, в котором коротко и ясно, но в то же время достаточно глубоко даются ответы на самые элементарные вопросы, связанные с верой». Что важно, повествование ведется простым, доступным нашему современнику языком. По этому принципу подобраны цитаты и древних подвижников, и современных проповедников. «Себя ощущай маленьким ребенком, а Бога своим отцом и проси Его обо всем, в чем имеешь нужду. Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединенную с Божественной нежностью»,

http://pravoslavie.ru/153001.html

Однако наиболее важное событие в отечественной «лютеранистике» имело место в 1996 году, когда был издан полный свод вероучительных книг Евангелическо-Лютеранской Церкви – «Книга Согласия» (1580 г.) Это издание в переводе на русский язык было осуществлено при активной поддержке Фонда «Лютеранское наследие». Предварительная версия книги была издана для обсуждения в максимально широком кругу богословов, студентов-семинаристов и вызвала оживленную реакцию среди этих читателей. В процессе работы над вторым изданием (1998 г.) в текст было внесено более тысячи самых различных исправлений и дополнений. «Книга Согласия» включает в себя «Аугсбургское исповедание» (С. 23–66), «Апологию Аугсбургского исповедания» (67–364), «Шмалькальденские артикулы» (С. 365–399), трактат «О власти и первенстве папы» (400–418), «Краткий Катехизис» (С. 419–438), «Большой Катехизис» (С. 439–581) и «Формулу Согласия» (С. 582–832). По поводу русского текста этого издания переводчик Константин Комаров, вице-президент Фонда «Лютеранское наследие», пишет: «Работа над книгой продолжается и после издания её второй версии. Поэтому мы будем рада и в дальнейшем получать отзывы, рекомендации и пожелания наших читателей». 930 Немецкая средневековая книжность на берегах Невы Предисловие В 1983 году весь христианский мир отметил 500-летие со дня рождения основоположника немецкой Реформации Мартина Лютера. Этот год был юбилейным и для одного из крупнейших рукописных и книжных собраний, где находятся ценные материалы по истории Западной Церкви. В 1983 году исполнилось 200 лет со времени основания библиотеки Санкт-Петербургского университета. Собрание университетской библиотеки начало складываться задолго до основания университета: в декабре 1783 года Учительской семинарии, учрежденной в Петербурге, была передана библиотека крупного библиофила П.Ф. Жукова, содержащая, в частности, немало редких и ценных западных изданий. Значительную роль в дальнейшем пополнении собрания средневековой книжности сыграли дары, приносимые университету выдающимися деятелями отечественной культуры. В 1819 г. был образован С.-Петербургский университет, созданный на основе Учительской семинарии. Это явилось большим событием в истории русской культуры; с этого времени также увеличились поступления западных старинных книг в университетскую библиотеку. В том же 1819 году действительный статский советник Д.М. Алопеус, находившийся в Берлине, «узнав об учреждении в С.-Петербурге университета и предвидя всю ту пользу, какую учреждение оного произвести долженствует, пожелал и со своей стороны содействовать тому некоторым образом через доставление нескольких книг для умножения библиотеки университета”. Вскоре книги в трех ящиках были отправлены в Петербург на корабле «Август-Вильгельм» «с капитаном оного Зауэром». 931 Книжное собрание из Лейпцига.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В этом году исполняется 20 лет с того момента, когда Священноначалие Русской Православной Церкви приняло решение создать Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации. С тех пор многое было сделано в области духовного просвещения и воспитания, наработан многогранный богатый опыт в этой сфере. С благодарностью и уважением вспоминаем в этот день о людях, которые взяли на себя тяжелый, но благородный труд возрождения духовного образования в нашей стране. В начале второго десятилетия XXI века настало время намного более систематической работы с целью формирования целостной модели духовного образования. Она могла бы помочь человеку на разных этапах его жизни по-новому взглянуть на, казалось бы, уже давно изученные проблемы, дать более глубокие и разносторонние ответы на извечные вопросы о смысле жизни и личном счастье. Современная эпоха постоянно бросает нам вызовы, требующие правильной нравственной оценки и соответствующих действий. Поэтому нынешняя система религиозного обучения и воспитания должна строиться на тех принципах, которые бы давали ответы по существу вопрошаниям наших дней. Ключевым подходом здесь становится непрерывность духовно-нравственного воспитания и его соответствие самым высоким требованиям национальной педагогической системы. Все это, безусловно, требует координации и взаимодополняющих усилий Церкви и государственной власти. На основных аспектах такого взаимодействия, конкретных мерах, необходимых для решения общих задач, а также на наиболее приоритетных направлениях будущей работы я хотел бы остановиться в своем докладе. Стандартизация православного образования На Рождественских чтениях 2010 года была впервые обозначена задача стандартизации всех сторон религиозного образования в Русской Православной Церкви. При постановке данного вопроса мы исходили из следующих соображений. Система православного образования, включающая в себя детские сады, общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии), учреждения дополнительного образования, православные вузы, теологические кафедры и факультеты светских университетов, характеризуется большой разветвленностью и значительным разнообразием применяемых методологических подходов. В этой системе трудятся многие специалисты, принадлежащие к самым различным педагогическим школам и направлениям. Обеспечить в образовательном процессе целостность и единство научно-богословской и методологической базы при сохранении ценного многообразия, опирающегося на богатство накопленного опыта, является ключевой задачей, на решение которой направлены усилия Синодального отдела. Видим стандартизацию как творческую деятельность, позволяющую обобщить накопленный опыт и применить его, используя современные научно-педагогические и управленческие модели в повседневной практике преподавания.

http://patriarchia.ru/db/text/1392758.ht...

Надо сказать и о том, что сегодня не существует методик оглашения и катехизации для храмов с небольшими приходами. И священникам, приходящим служить в небольшие населённые пункты, приходится самим прорабатывать эти вопросы, потому что в духовных школах этому не учат. Это большой и сложный путь – путь ошибок и разочарований. Поэтому любая программа такого рода могла бы очень пригодиться в небольших приходах, расположенных вне мегаполиса. Но я могу сказать и о некоторых плюсах малых приходов. Во-первых, это всегда семейность. Люди, живущие в небольших городках и посёлках, знают друг друга и их отношения становятся ещё ближе и теплее, когда они посещают один храм. Работа на базе таких храмов индивидуальная, и она иногда бывает интереснее и полезнее, чем групповая. Когда учитель с учеником один на один, он может лучше почувствовать ученика, понять его интересы и дать ему именно то, что необходимо. Надо отметить и то, что мы ввели крещение на Божественной Литургии. Мы стараемся тем самым разрушить ту отрицательную практику, которая присутствует у нас: мол, моего ребёнка покрестите отдельно, это наш праздник и мы не хотим, чтобы на нашем празднике были чужие люди. А мы пытаемся по-другому охарактеризовать крещение, как событие всего прихода, рождение нового христианина, который является членом этой церкви, этого прихода. И ещё одна интересная особенность, которая есть в нашем храме – это крещение младенцев через оглашение их родителей. Детей своих прихожан мы крестим сразу, поскольку родители регулярно исповедуются, причащаются и слушают наши беседы, но иная ситуация с теми людьми, которые в первый раз приходят в наш храм, чтобы покрестить ребёнка. Поскольку мы не знаем этих людей, мы договариваемся с ними об огласительных беседах, на которых объясняем, что они берут на себя ответственность по воспитанию ребёнка в христианском духе. К крещению взрослых после огласительных бесед мы так же добавили исповедь. Человек взрослый, вступающий в ряды Церкви явно должен осознавать, что из греховной жизни, обещанием «доброй совести Богу» он отрекается от всякого греха. И эта исповедь без разрешительной молитвы есть некий добровольный акт желания человека отряхнуть свою дряхлость злых дел, для рождения во Христе.

http://azbyka.ru/katehizacija/osobennost...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010