В это время в Кане у одних небогатых людей, вероятно, родственников Пресвятой Девы Марии, праздновалась свадьба. Христос с учениками тоже был приглашен на свадебный пир. Торжество бракосочетания на Востоке сопровождалось большой пышностью и длилось иногда несколько дней. Во время этого торжества, когда люди беззаботно веселились, к великому стыду и огорчению хозяев, кончилось вино. Такой случай, ввиду особенностей восточного гостеприимства, был настоящей бедой. Желая помочь устроителям пира выйти из затруднительного положения, Пресвятая Богородица подошла к Христу и сказала Ему о беде новобрачных. На просьбу Матери Христос ответил: « Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой » (Ин.2:4). Из этого ответа Святая Дева поняла, что еще не пришло время, чтобы Ее сын проявил Свою Божественную силу, но Она знала любовь Христа к людям и была уверена, что Он непременно поможет нуждающимся, поэтому сказала слугам: « Что скажет Он вам, то сделайте » (Ин.2:5). Христос не мог отказать Матери, поэтому повелел налить воды в большие каменные сосуды, а затем, почерпнув из них, отнести к распорядителю пира. Когда же распорядитель отведал воды, которая по слову Христа превратилась в превосходное вино, то, подозвав к себе жениха, сказал ему: « Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе » (Ин.2:10). Так, по просьбе Своей Матери, Заступницы рода человеческого, Господь совершил первое чудо и явил славу Свою. Ученики, ставшие свидетелями чуда, утвердились в вере в Него как Мессию. С этого времени Спаситель неоднократно помогал людям, исцеляя болезни, помогая в бедствиях, воскрешая мертвых. Все чудеса Спасителя свидетельствовали о Нем, как о Сыне Божием. Беседа с Никодимом (Ин.3:1–21) На большие праздники (Пасха, Пятидесятница, праздник Кущей и др.) Иисус Христос ходил в Иерусалим. В одно из таких посещений Иерусалима к нему ночью пришел один из начальников Иудейских Никодим. Его приход и причина, ради которой он искал встречи с Христом, показывает, что не все фарисеи враждебно относились к Иисусу, были и такие, что искренно искали правду и впоследствии уверовали во Христа как Мессию.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

В эту ночь Ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, но проходил мимо «Песах» еврейских семей, у которых косяки дверей были окроплены кровью жертвенного агнца. Точная этимология слова не установлена. Возможно, что «Песах» переводится и как «переход». Еще до Исхода из Египта у еврейских пастухов был большой весенний праздник, когда приносили в жертву ягнят первого приплода. Это видно и из Танаха. «После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали [ему]: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу. Они сказали [ему]: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою или мечом» ( Исх.5:1-3 ). Исход наполнил праздник иным смыслом. Пасха стала праздником чудесного избавления евреев из египетского рабства. Некоторые библеисты «прохождение» объясняют как исход, смену места. Пасхальный агнец прообразовывал Агнца Божия – Господа Иисуса Христа. Дверные косяки, смоченные кровью агнца, – прообраз Креста. Сам Исход (как спасение от рабства) прообразовывал Христово Воскресение (Пасху) как освобождение от рабства греху и смерти. На второй день Пасхи начинался праздник опресноков. Таким образом, Пасха праздновалась 8 дней – с вечера 14-го по 21е число месяца Нисана. Каждая семья в 14й день во дворе святилища приносила в жертву ягненка, который, по надлежащем приготовлении, спекался. В память первоначального окропления кровью агнца косяков кропили жертвенник кровью закланного агнца. Агнца съедали полностью, с пресным хлебом и горькими травами, вечером 14-го Нисана, тотчас по захождении солнца. В царский период и после Вавилонского плена в праздник были введены обряды умовения рук, благословления вина и хлеба. Начинали пасхальную трапезу (седер) с вина, разбавленного водой. Затем вкушали пасхального агнца, с пресным хлебом – «мацот» (поспешность бегства евреев), горькими травами (горечь египетского рабства) и густым соусом из фиников, смокв, винограда и уксуса.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Вездеприсутствие Божие утверждается следующими фактами. Во-первых, Бог не разлит по миру в том смысле, что каждой частице мира соответствует часть Бога. Во-вторых, никакой протяженности в Боге нет, Бог полностью присутствует в каждой частице мира, и в маленькой, и в большой. В-третьих, не с помощью Своего всемогущества, не только Своим действием, а всем Своим существом Он пребывает во всем. Это пребывание во всяком месте не есть непроизвольное (как закон тяготения). Бог свободен, и поэтому Он свободен проявлять Себя по-разному в разных частях этого мира. Именно свободой Бога и личностью Его и определяется то, что есть места особого присутствия Божиего. С одной стороны, Он определяет Себя так: «...Он благ и к неблагодарным и злым» ( Лк.6:36 ), где подчеркивается благость Божия к неблагодарным и злым, но эта благость не такая, как в отношении к праведникам, которых Бог возлюбил. Приведу еще пример: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим». Для беззаконников «Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них; потому что Я звал – и не было отвечающего, говорил – и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне» ( Ис.66:2–4 ). Неизменяемость Божия Апостол Иаков пишет, что «...у Отца светов, несть пременение или преложения стень» ( Иак.1:17 ) (у Отца светов нет изменения и тени перемены). Речь идет о том, что в существе Божием нет никакого изменения. Это означает для нас, что свойства Божий таковы, что они не могут усовершенствоваться в Боге, стать большими или меньшими; то, что мы знаем о Боге, неизменно. Кроме того, простая логика говорит о том, что раз Бог всем Своим существом находится в любом пространственном месте (вездесущ) и Он вечен по времени в каждой точке, то в таком случае какую перемену мы можем в Нем ожидать? Никакой. Но в то же время вопросы остаются: не было воплощения, стало воплощение – не изменило ли это что-нибудь в существе Божием. Нет, не изменило, потому что это внешнее по отношению к Богу изменение. Это важно для нашего спасения, но в Боге это никаких перемен не производит.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вернемся к слову «экклесия» – «собрание тех, кого созвали» – так называли в Греции собрание всех свободных граждан, например граждан Афин, которые имели право принимать законы. Вроде референдума. Как провозглашался этот «референдум»? Ареопаг, то есть верховные правители Афин, издавали закон и посылали «герольдов» – специальных вестников, которые собирали народ, оповещали о том, что в определенный момент нужно собраться в определенное место. Те, кто не являлись, платили большой штраф. И вот точно так же и Церковь создана Христом через своих посланников («посланник» по-гречески – «апостол»). Апостолы возвещают всем людям о том, что наступило время спасения. Человек, который не захотел принять спасение, тоже будет платить «штраф». Будет брошен в вечный огонь, потому что он отказался от спасения, которое дает Бог. Вот в этом его главный грех. Естественно, если Бог предлагает путь спасения, а человек от него отказывается, то кто виноват, что этот человек погиб? Разумеется, здесь огромная ответственность самого человека, который услышал Откровение, Благовестие и не послушался. Как говорит Священное Писание, кто знал волю Отца и поступил вопреки ей, будет бит много. Кто не знал, но сделал достойное наказания – бит будет меньше. « Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут » ( Лк.12:47-48 ). Поэтому человек, который знал Откровение Божие и не послушался слов вестников Божиих, будет наказан. Мы знаем из Слова Божия, что без Христа никто не может прийти к Богу Отцу. Господь сказал: «… никто не приходит к Отцу, как только через Меня » ( Ин.14:6 ). Он – единственный Посредник между Богом и людьми, Он – Бог и Человек одновременно. И только через Него можно прийти к Отцу. Иначе к Нему не прорваться. Ведь мы знаем, что Бог один; сколько, значит, к Нему путей? – Один.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Во-первых, в 10й главе. Притча о милосердном самарянине представляет собой как бы ответ на вопрос богатого юноши: что надо делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Спаситель рассказывает притчу, из которой ясно, что для этого надо помогать ближнему. А кто твой ближний? Вот этот не знакомый тебе раненый человек, которого ты обнаружил брошенным на дороге. Второй текст, посвящённый этой проблеме – месту в Церкви человека, у которого есть какое-то состояние, – притча о безумном богаче . (Тем, у кого ничего нет, проще – им нечего терять. Тем же, у кого есть, что терять, гораздо труднее.) Собрав слишком большой урожай, не вмещающийся в его житницы, безумный богач сказал: «…Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: “безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?”» (12:18–20). С кем разговаривает этот богач? С самим собой. Его молитва из диалога с Богом превращается в диалог с собственной душой. Вот это, наверное, и есть главный критерий безумия главный критерий отпадения от истины: говорить не с Богом, а с самим собой. Это страшно и опасно. И это очень часто бывает с богатыми людьми. Но богатство – далеко не всегда деньги; знания – тоже богатство. И есть люди, которые противопоставляют себя тем, кто знает не то , или не так , или меньше, или по-другому. Третья притча на ту же тему – притча о богаче и нищем Лазаре (16:20–31). Мы помним, как одевался и пиршествовал богатый и как лежал в струпьях у его ворот Лазарь. Приходили псы и лизали его струпья. А затем умерли оба. Богач попал в ад, а Лазарь – на лоно Авраамово. Главное, наверное, заключается в том, что богатый не делал ничего плохого. Можно легко себе представить, что многие другие на месте этого не известного нам по имени богача могли бы просто велеть своим слугам отшвырнуть Лазаря подальше, чтобы вид несчастного бедняка не смущал хозяина и его друзей.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Все суеверия, связанные с Таинствами Церкви, происходят оттого, что люди, принимая Таинства, часто не понимают их смысла и значения. 13.11. Можно ли верить снам? –  «Сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания и приметы и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами… Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» ( Сир. 34:1–5, 7 ). Святые отцы запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более открывать их другим. 13.12. От чего бывают плохие сны? – Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Плохие сны бывают от небогоугодной жизни, от отягощения души грехами и страстями. Большая часть снов – естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает, это и снится ему. Не следует доверять снам (плохим или хорошим), а тем болеесовершать с их помощью гадание, ведь «во множестве сновидений… много суеты» ( Еккл.5:6 ). 13.13. Можно ли заниматься астрологией? – Занятия астрологией, йогой, оккультизмом – большой грех, так как через них человек вступает в контакт с темной силой и попадает от нее в зависимость. Если человек этим занимался, то ему требуется покаяние. 13.14. Можно ли доверять гаданиям, предсказаниям, гороскопам? – Церковь категорически запрещает всякие гадания, вызов духов, гороскопы и прочее, считая это служением сатане. «Не должен находиться у тебя…прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий делающий это» ( Втор. 18:10-12 ). Никаким гаданиям, предсказаниям доверять нельзя. Суеверный начинает соотносить события своей жизни с содержанием предсказаний и суеверий, сам выстраивает в своем воображении причинно-следственные связи. Нередко этому прямо помогают темные силы.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Если наш век есть век неверия, то это неизбежно означает, что он есть век неуверенности и телеологической неопределенности со всеми вытекающими отсюда последствиями: упадком нравственного сознания и даже безнадежностью. Не имеющих надежды людей в наше время так много именно потому, что они потеряли всякую веру. О причинах такого упадка много говорилось. Если наша культура (говорим о христианской культуре) подверглась известному распаду, то это свидетельствует о том, что она была не очень-то прочной, что в нее уже было заложено разлагающее ее начало! Но что мы понимаем под неверием? Если в мире господствует плюрализм, то, следовательно, существует и множество различных верований. Разнообразные идеологии и даже наука приобретают черты религиозных верований. Истинный корень трагедии современного общества не столько в том, что люди утратили какие-то убеждения, но в том, что они отошли от Христа! Вот уже несколько поколений являются свидетелями кризиса традиционных религиозных воззрений. За нами как будто не стоит почва и традиции. Религиозные традиции почти бесследно растворились в процессе «великих переломов» XX века, который разрушил и смешал все традиционные уклады. Носителей религиозной традиционной идентичности и православной культуры – будем реалистичными – в обществе осталось очень мало, максимум 3–4%. Да и анализ религиозной ментальности современных православных заставляет предположить, что под «православностью» понимается скорее форма, чем содержание. В принципе, этот кризис может преодолеваться разными способами: либо через попытку консервативного удержания традиционной «религиозной оболочки», либо через попытку ее модернизации. Однако, до сих пор мы практически не знаем успешных примеров подобного рода. И все же, если мы веруем в действенность Святого Духа, Который наставляет нас «на всякую истину» ( Ин 16:13 ), то мы должны быть уверены и в возможности преодоления религиозного кризиса. Меня всегда поражали слова Апостола Павла, обращенные к галатам, которые уклонились от истинного благовестия к законничеству: «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» ( Гал.3,2 ). Что здесь поразительно, это то, что сам Апостол не сомневается в том, что галаты, в свое время, «получили Духа» и предполагает, что галаты тоже были убеждены, что они «получили Духа». Ибо далее он пишет, снова без тени сомнения: «Столь многое потерпели вы неужели без пользы?» ( Гал.3,4 ), а если переводить точнее, «вы так много испытали; то есть и приобрели такой большой опыт...». Галатийские христиане приобрели ощутимый опыт действия Святого Духа. Как приобрели? Через наставление в вере! На языке Апостола Павла это означает «через возвещенное вам Евангелие свободы». Он был абсолютно убежден, что Евангелие «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» ( Рим 1,16 ). Разумеется, Евангелие, которое приходит «не в слове только, но и в силе и во Святом Духе» ( 1Фес. 1,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Женщины шли и говорили одна другой: “Кого бы попросить отвалить камень, чтобы мы могли войти в гробницу?” Взглянув же на нее поразились: очень большой камень уже был отвален. Ангел же, сидевший при входе в гробницу, обратив речь к женщинам, сказал: “Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее. Там Его увидите. Вот, я сказал вам”. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить новость ученикам Его. Когда же они были еще в пути, Иисус Христос встретил их и сказал: “Радуйтесь!” И они, приступив, поклонились Ему в ноги. Тогда говорит им Иисус Христос: “Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня”. Ветхозаветные предречения Страстей Господних Когда после Нового Завета мы читаем Ветхий Завет , то находим множество мест, указывающих на события, которые произойдут впоследствии. Многие из них повествуют о Мессии, Который придет с Вестью Божией о спасении. Они становятся понятны в свете событий земной жизни Иисуса Христа. Найдите ветхозаветные места, указанные в левой колонке, и соедините их с соответствующим описанием в правой колонке. А. Ис.50:6 2. Над Иисусом Христом издевались, били и убили Его те, кто стремились к бесчестию. 3. Христа распяли на кресте между двумя разбойниками, но поместили в могилу богатого человека. 4. Христос был схвачен, а все Его ученики и друзья разбежались. 5. Иисус Христос произнес эти слова перед смертью на кресте. 7. Иисус Христос был поднят на крест и претерпел страдания и смерть. 8. Иисус Христос был привлечен к суду, но не проронил ни слова в Свою защиту. 9. Это произошло, когда Христа распяли. Дела нашей веры 30 – Свидетельство веры во Христа Приготовление к Празднику праздников Поскольку празднование пресветлой Христовой Пасхи приближается, сделайте вместе со своими домашними некоторые приготовления. Ведь и у вас дома в эти дни должно быть по особенному празднично и весело. Сейчас самое время подумать об этом, прикинуть, что именно нужно заранее сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И вот Господь Иисус Христос отправился по городам и селам и стал учить людей, как можно достигнуть Царства Небесного, и сотворил много знамений и чудес Глава 8. Брак в Кане Галилейской Недалеко от Назарета находился город Кана. В этом городе совершался брак куда приглашен был и Иисус Христос. Во время брачного пира недоставало вина. Матерь Божия, заметив это, сказала Иисусу Христу: у них вина нет, – а слугам велела сделать все, что Он прикажет. Тут стояло шесть каменных сосудов, в которые наливали воду; Иисус Христос велел наполнить эти сосуды водой, затем отнести распорядителю пира. Слуги исполнили приказание Иисуса Христа. В сосудах оказалось прекрасное вино. Отведав его, распорядитель пира позвал жениха и сказал ему: всякий хозяин сперва подает хорошее вино, а потом уже худшее, а ты хорошее вино сберег до сих пор. Жених не знал, откуда появилось такое хорошее вино; знали только слуги, принесшие воду. Это было первое чудо Господа Иисуса Христа, которым Он прославил Себя, и ученики Его уверовали в Него. В Кане, на браке, Матерь Божия испросила у Своего Сына милость. Подобным образом и ныне Она ходатайствует перед Ним за каждого доброго христианина, и Ее молитвы сильны и действенны: Господь Иисус Христос, из любви к Ней, исполняет их. Глава 9. Изгнание торгующих из храма На праздник Пасхи Иисус Христос пришел в Иерусалим. Войдя в храм, Он увидел большой беспорядок: здесь продавали животных (волов, овец и голубей) и сидели менялы денег. Сделав из веревок бич, Господь Иисус Христос выгнал из храма всех торговцев с их животными, столы менял опрокинул и деньги их рассыпались. И сказал продающим голубей: «Возьмите это отсюда, и дом Отца Моего не делайте домом торговли». На это иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус Христос ответил им: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. Это Он говорил о храме Своего собственного тела, то есть о трехдневном воскресении Своем; но иудеи, не поняв таинственных слов Его, сказали: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты ли в три дня воздвигнешь его?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

И вот эта проблема чаще всего исчезает из поля зрения богословов, обращающихся к экзегезе Шестоднева.» Знаете, Вы не привели ни одного противоречивого высказывания отцов относительно собственно творениия. Что же касается мироустройства, то сказать, что о нем существуют «взаимоисключающие или серьезно ограничивающие» идеи у кого бы то ни было, это – самый банальный труизм. «Если мы будем к каждому его слову относиться как к непреложной истине, исходящей из уст авторитетного богослова, то мы не сможем составить внутренне непротиворечивую систему естественнонаучных воззрений Григория Нисского.» Зачем говорить такие смешные вещи?! Мы не к его слову о тверди или чем-то еще относимся как к истине. Как к истине и мы и Свят. Григорий относимся с словам «В начале Бог сотвори небо и землю... И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.» «Отсюда следует главное: мы не можем на основании одних только святоотеческих творений составить окончательную и непротиворечивую систему знаний о сотворении и устройстве мира.» Об устройстве действительно не можем, но с этим никто и не спорит. Но на чем основано Ваше утверждение о сотворении? Откуда Вы вообще можете узнать что-то о сотворении (советую обратиться к работам К. Поппера о происхождении научного знания)? Вот зачинается человек, рождается, растет, статьи пишет, болеет и умирает. И что это само по себе говорит нам о его сотворении? «Разница во времени обязывает нас подходить к святоотеческому наследию творчески, мы должны научиться «переводить» мысли отцов на современный язык.» Молю Бога, чтобы Вы случайно не добрались до какой-то ответственной должности в отделе катехизации. Вот Вы там напереводите – дрожь по коже бежит. «Если мы будем выдавать мнение отцов по этому вопросу за абсолютную истину и именно как мнение отцов Церкви, то мы окажемся в большой опасности навлечь и на себя, и на святых отцов обвинения в реакционности.» По английски это называется «red herring», т.е. заведомо ложная идея, которая выдвигается исключительно в демагогических целях.

http://pravoslavie.ru/31197.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010