— Это правда, что вы за три дня его написали? — Да, я за три дня написал основную часть текста, но, конечно, потом что-то редактировал, расширял, добавлял. Но основной текст был написан за 3 дня. И, может быть, поэтому он сохраняет некий элемент того, что принято называть вдохновением – т.е. он был написан на одном дыхании. — А почему вы отошли от формата, который использовал святитель Филарет Московский в своем катехизисе – формата «вопрос-ответ»? — Мы от этого формата отошли и в нашем общецерковном катехизисе, и это было сознательное решение. Потому что вопросно-ответная форма, которая была, возможно, хороша 200 лет назад, сейчас для такой книги – большой или маленькой – не очень подходит. — Почему? — Потому что, как правило, вопросы ведь сочиняются самим автором, и потом автор же на них дает ответы. Составить такой список вопросов, который реально бы отражал интересы людей и то, что их волнует, не так просто. Для этого понадобилось бы, наверное, сначала запустить в общественное пространство некое приглашение к тому, чтобы присылать вопросы, а затем на них отвечать. В общем, мы не пошли по такому пути, а пошли по пути последовательного, тематического изложения материала. И по такому же пути я пошел в своем катехизисе. Но, повторюсь, это авторская работа, она не претендует на общецерковное значение. Это просто попытка православного священнослужителя рассказать о православной вере. — Для человека, который пришел креститься или крестить своих детей, а также просто для всех, кто интересуется своей верой, так? — Я думаю так, да. Чудо и вера Евангелия не содержат ни одного эпизода, когда Иисус отказал бы кому-либо в исцелении. Но Он отказывался совершать чудеса в тех случаях, когда от Него требовали знамения для доказательства Его могущества. Он не захотел совершить ни одно из чудес, которых от Него ожидал диавол, когда искушал Его в пустыне. Он отказал фарисеям и саддукеям, просившим Его «показать им знамение с неба» (Мф. 16:1-4; Мк. 8:11-12). Фарисеи требовали чуда якобы для того, чтобы уверовать в Него, но именно вера, по Его учению, должна быть непременным условием совершения чуда; чудеса являются следствием, а не причиной веры . Своим ученикам Иисус говорил: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20). Для верующего человека нет ничего невозможного. Чудо может быть реальностью его жизни — такой же очевидной и бесспорной, как и весь окружающий мир.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-alf...

6. Главным администратором (Суперадминистратором) называется Катехизатор, ответственный за управление Проектом. Главным администратором может быть только сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы.  7. Наблюдателем называется Катехизатор, ведущий пассивное наблюдение за ходом Курса в целях ознакомления, освещения в СМИ, контроля и т. п. Роль Наблюдателя - не учебная и выдается только для решения специальных задач по особому решению администрации. 8. Помощником катехизатора (Консультантом) называется участник, помогающий Катехизатору в проведении курса. 9. Стажером (вторым помощником катехизатора) называется участник прошедший отбор на служение на Проекте, но не обладающий достаточными компетенциями для самостоятельного ведения деятельности без премодерации.  10. Подготовленные катехизаторы, не прошедшие ПИК, но желающие принять участие в Проекте, независимо от своего опыта и статуса, могут начать свое участие в Проекте лишь в роли Помощника катехизатора (консультанта) или Наблюдателя. 11. Принятие в число Катехизаторов Проекта либо смена статуса Катехизатора производится на основании голосования администраторов и утверждается Главным администратором. 12. Предложение служения на ближайший курс ПИК производится Главным администратором  (Суперадминистратором) на основании регистрации на служение в конце текущего курса. Предложение служения может быть отозвано без объяснения причин. Так же и Катехизатор может свободно отказаться от служения до момента отправки Подтверждения служения на ближайшем курсе.          13. Технические подробности деятельности Катехизаторов ПИК изложены в Памятках Катехизаторам ПИК, расположенных в рабочей области Катехизаторов. 14. Администраторы, Катехизаторы и Помощники катехизаторов ПИК внесшие большой вклад в развитие ПИК и служившие на ПИК более 2-х семестров, могут награждаться подарками или деньгами по решению Администрации ПИК.   VIII. Пожертвования ПИК.  1. ПИК не требует оплаты, все пожертвования - это добровольный дар. Однако существование проекта без финансовой поддержки невозможно.

http://azbyka.ru/pravkurs/mod/page/view....

Выслушав эти слова, старообрядцы заговорили в несколько голосов. Они при сем начали внимательно рассматривать книгу стоглавник и высказывать свое сомнение верить оной; им казалось, что эта книга не их, а подложная, сочиненная Никоном, и тогда только перестали сомневаться, когда я показал им в этой книге 31ю главу о их любимом двуперстии, которую они с жаром начали читать и рассуждать таким образом: нет, братцы, эта книга наша, вот в ней правда написана о сложении перстов, и подняли было вопрос об этом предмете, стараясь уклониться от выслушивания доказательств о символе веры , и не мало для меня было труда остановить общий говор их. Зачем же вы забегаете с другим вопросом, далеко еще не окончивши первого? Ведь мы наперед условились беседовать о символе веры , ну и будем продолжать об этом предмете, пока не окончим, заметил я. К этим моим словам присовокупил свои слова главный начетчик их. Замолчите-ка вы, братцы, и послушаем, что еще нам скажет о. архимандрит о символе веры; ведь кроме рукописной книги стоглавника есть много печатных книг до патриарха Никона , в которых везде напечатано в символе слово истинного. Вы нам, о. архимандрит, покажите, в каких книгах старопечатных положено читать символ без слова истинного, заключил старообрядец. С удовольствием вычитаю вам об этом свидетельство из книг старопечатных, какие при мне здесь имеются, только вы слушайте со вниманием и старайтесь сохранить на всегда в своей памяти. С этими словами я разложил на столе следующие книги: малый Катехизис, Кириллову, большой Катехизис, и сказал им: вот какие имеются при мне книги, которые прежде, если вам угодно, рассмотрите. Вы увидите, что они все напечатаны до патриарха Никона , при патриархе Иосифе. Несколько человек подошли к столу и, внимательно рассмотрели эти книги, проговорили: эти книги наши древле отеческие, почитай нам их, мы будем слушать с охотою. Я раскрыл малый Катехизис и прочел им в толковании восьмого члена символа следующие слова: и в Духа Святого Господа животворящего и при сем сказал: вот видите, здесь слова истинного нет. _

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Мы верим в Бога, Который был распят и умер на кресте. Это не просто Бог, Который откуда-то с небесной высоты за нами взирает, следит, наказывает за грехи, поощряет за добродетели, сочувствует нам, когда мы страдаем. Это Бог, Который пришел к нам, Который стал одним из нас, Который вселяется в нас через таинство причащения и Который находится рядом с нами — и тогда, когда мы страдаем, и когда умираем. Мы верим в Бога, Который спас нас через Свои страдания, крест и воскресение. Часто спрашивают: почему Бог должен был спасти человека именно этим способом? Неужели у него не было других, менее «болезненных» способов? Почему непременно надо было Самому Богу пройти через крест? Я на это отвечаю так. Есть разница между человеком, который с борта корабля видит утопающего, бросает ему спасательный круг и сочувственно смотрит, как тот выкарабкивается из воды, и человеком, который ради спасения другого, рискуя собственной жизнью, бросается в штормовые воды моря и отдает свою жизнь, чтобы другой мог жить. Бог решил нас спасти именно так. Он бросился в бушующее море нашей жизни и отдал Свою жизнь, чтобы нас спасти от смерти. — Потрясающе сильный образ, никогда такой не встречала, действительно очень понятный. — Этот образ я использую в своем катехизисе, который только что закончил. Там я постарался изложить основы православной веры самым простым языком, используя образы, понятные современному человеку. — А чем ваш катехизис отличается от того, над которым работает Синодальная библейско-богословская комиссия под вашим руководством? Почему понадобился еще один катехизис? — В Синодальной богословской комиссии мы долгие годы писали большой катехизис. Идея заключалась в том, чтобы написать фундаментальный труд, который бы содержал подробное изложение православной веры. Задание это было мне дано, когда я еще не был председателем комиссии, а ее возглавлял владыка Филарет Минский. Была создана рабочая группа, мы начали обсуждать сначала содержание катехизиса, потом утвердили план, потом подобрали коллектив авторов.

http://patriarchia.ru/db/text/4569115.ht...

Часам к трем собралось человек десять христиан и христианок; отслужена была лития; сказано поучение, потом по метрике усмотрено состояние Церкви: отчаянное! Крещены по метрике 126; но христианами можно считать разве 43; прочие или по бедности ушли в другие места промышлять пищу, или бросили веру; есть ушедшие в инославие, есть даже – в буддизм. Такова-то проповедь неумелая и скороспелая! Здесь тоже (после малого начала – двенадцать лет назад) проповедовал сначала Лука Кадзима, потом в помощь ему прислан Василий Мацуга; крещения иногда были разом – огромного числа; и все это ныне исчезло; значит – не умели научить, или спешили выставить число – несчастная метода! Вообще, Хиросима – еще плохое поле для проповеди. – Сколько отсюда были в Семинарии в Катехизаторской школе, и ни одного ныне на службе! Только трата денег на них – все или оказались негодными, даже негодяями, или померли, – Моисей Мацумото, два года ничего не делавши, отзываясь болезнью, а бывший на содержании Церкви, как катехизатор, – после всех этих благодеяний бросил православие и ушел в католичество – и там, впрочем, оказавшись потом негодяем; Прокопий Ода, вышедший в катехизаторы из школы в Коодзимаци, прямо открыл проповедь – против христианства в пользу буддизма, состоя в тоже время на содержании Церкви, как катехизатор (пока узнана его измена). Лучший здесь христианин теперь Гедеон Токеотани (брат бывшего в Семинарии глупца Михайла), да и тот – начальник местных соеси (безобразничающей ныне в Японии молодежи). А еще просят другого катехизатора, ибо-де город большой (больше восьмидесяти тысяч жителей). Где же взять его? Да и на что? Просят другую квартиру в городе для проповеди; могли бы сами нанимать – небедные есть между ними; но клянчат на миссийский счет, нечего делать – обещал давать ен по двенадцать в месяц. Дети оказались знающими молитву Господню, но и только. – Жена катехизатора Вера, урожденная-де Якагава, воспитывавшаяся в Миссийской школе, хорошо заправляет здесь церковным пением – спасибо и за это! Вечером, в семь часов, была вечерня; поучение – о служении женщин Спасителю, потом Церкви; затем происходило женское собрание, – но совсем как будто экзамен в школе; катехизатор вызывал, заставляя прочитывать несколько стихов из Евангелия и объяснять, что делалось весьма плохо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Шмалькальденские артикулы. V 1-3//Книга Согласия. С. 391). «Крещение - это не просто вода, но это вода, употребляемая по установлению Божиему и соединенная со словом Его» ( Он же. Малый катехизис. IV 2//Там же. С. 429). Через слово Сам Бог соединяет (setzt) с водой «Свою честь, Свою силу (Kraft) и Свое могущество (Macht)» ( Он же. Большой катехизис. IV 17//Там же. С. 549). Поэтому «когда слово присовокупляется к воде, как установлено Богом, это является таинством (Sakrament) и называется Крещением Христовым (Christustaufe)» (Там же. IV 22//Там же. С. 550; здесь Лютер фактически дословно повторяет положение блж. Августина). Отсюда происходит «эффективное» понимание К. в лютеран. богословии, т. е. такое, при к-ром объективное действие таинства превосходит субъективные условия его восприятия: «...когда Слово присовокупляется к воде (bei dem Wasser ist) - Крещение действительно (rechtmässig), даже если отсутствует вера. Ибо моя вера не созидает Крещения, но принимает его. Итак, Крещение не становится недействительным (unrecht), даже несмотря на то, что оно неправильно принимается или применяется, поскольку оно зависит (gebunden), как уже говорилось, не от нашей веры, но от Слова Божиего» (Там же. IV 53//Там же. С. 555). Реально-символический переход (transitus) от смерти к жизни через сопогребение и совосстание верующего со Христом составляет главное богословское содержание К. ( Philippus Melanchthon. Loci theologici//CR. Vol. 21. Col. 211-213). Следствием принятия К. являются смерть ветхого человека и восстание нового в благодати, а также освобождение от тирании диавола и первородного греха в силу того, что крещаемому усваивается праведность Христа, заслуженная Его подвигом искупления, и заключается союз с Богом о невменении греха. В таинстве К. Бог «дарует вечное блаженство (Seligkeit) всем, кто верует» ( Лютер М. Малый катехизис. IV 6//Книга Согласия. С. 430), подает утешение, силу для непрекращающейся борьбы с последствиями первородного греха, для покаяния. Заключаемый в К.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Архив Пн Под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации прошло онлайн-совещание руководителей православных дошкольных образовательных организаций 10 октября 2023 г. 18:07 6 октября 2023 года под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения состоялось онлайн-совещание руководителей православных дошкольных образовательных организаций. Православными детскими садами накоплен большой опыт духовно-нравственного воспитания детей. С 1992 года в России появилась возможность создания сети православно-ориентированных дошкольных учреждений с целью воспитания детей на основе православных ценностей, которые должны закладываться с самого раннего дошкольного возраста. Это имеет большое значение при подготовке ребенка к поступлению в православные образовательные учреждения — гимназии, прогимназии и лицеи — для обеспечения преемственности в вопросах воспитания и обучения. Система православного дошкольного образования динамично развивается и дополняется вновь открывающимися православными детскими садами. На совещании был представлен опыт работы по реализации православного компонента дошкольного образования в классических православных детских садах Белгородской, Нижегородской, Смоленской и Тверской областей, имеющих конфессиональное представление. В ходе выступлений было отмечено, что ключевую роль в выстраивании системы православного воспитания играет православный уклад жизни детского сада: участие педагогов, родителей и воспитанников в таинствах и богослужениях; совместная молитва, пронизывающая весь распорядок дня; соотнесение плана воспитательной работы с годовым церковным кругом; учет православных традиций при создании предметно-пространственной среды. Важным для православных детских садов становится деятельное участие духовника не только в праздничных мероприятиях, но и в повседневной жизни. Важнейшую роль в православном воспитании детей играет взаимодействие с семьями воспитанников.

http://patriarchia.ru/db/text/6066093.ht...

Государь Император, в 11 день Мая 1891 г., положение Комитета Высочайше утвердить соизволил. Рассмотрев вышеизложенное, Святейший Синод определяет: о Высочайше утверждённом в 11 день Мая сего года положении Комитета Министров дать знать, для исполнения и руководства, по Духовному ведомству циркулярными указами. Июня 21 дня 1891 года. 3. -слушали: рапорт Преосвященного Смоленского, от 8 Апреля сего года за 3712, коим, во исполнение циркулярного указа Святейшего Синода, от 19 Июня 1890 г. за 12, доносит, что катехизические поучения в 1890 году произносились в 227 церквах Смоленской епархии. И, по справке. Приказали: В 1886 году Святейший Синоде, по поводу постановлений собрания Преосвященных Архиереев в г. Казани, циркулярным указом, от 28 Марта, 4, вменил духовенству в обязанность повсеместно служить по воскресным и праздничным дням вечерню, по уставу, с возможною торжественностью, производя звон в большой колокол, а по окончании вечерни, смотря по нуждам прихожан, произносить проповеди, вести беседы о предметах веры и нравственности, назидательные поучения, читать жития святых или же служить молебны с акафистом, а в 1890 году, признав за благо учредить в каждом приходе вероучительные собеседования, циркулярным указом, от 19 Июня, 12, обязанность вести такие собеседования возложил на всех протоиереев и священников, предоставив им, для облегчения в сем труде, приглашать к участию в собеседованиях и своих местных диаконов и псаломщиков, по мере их подготовленности и усердия, но под своим личным наблюдением, с тем, чтобы собеседования предлагаемы были во всякое время, но обязательно во дни воскресные и праздничные. В какой мере означенные Синодальные распоряжения приведены по епархиям в исполнение, Святейший Синод до настоящего времени не имеет об этом точных и определительных сведений из епархий, – кроме Смоленской. В епархиальных отчётах, в кои должны бы войти подробные и обстоятельные сведения об исполнении всех Синодальных распоряжений, объявляемых к повсеместному исполнению, или вовсе не говорится о таковом исполнении, или говорится в неопределённых выражениях: так в одних отчётах сообщается, что торжественные вечерни, внебогослужебные собеседования и катехизические поучения ведутся лишь при некоторых церквах, при чём перечисляются и самые церкви, в других вовсе об этом умалчивается, а в иных голословно утверждается, что вечерни, внебогослужебные собеседования и катехизические поучения совершаются во всех церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сверхе сего, тогоже отделения духовного регламента в 9-й регуле между прочим предписано, что в школах сокращенно трактовать надобе, где при том и определяется время для учета – осмилетнее. Почему не приказано ли будете вашему высо- копреосвященству представить, что по вышеописанным резонам сей образ учения народных училищ в рассуждении учения российской граммоте и писано принять в здешнюю семинарию неудобно. 2) Пунктом указа св. синода велено: что следует до самых наук, то физику и о должностях человека изяснять в философии, историю и географию в риторике, а арифметику в грамматике и синтаксисе. Из оных наук физика, о должностях человека и арифметика уже в здешней семинарии преподаются, и притом в сходственность указа св. синода; история с географией преподаются же, но порознь. А понеже духовного регламента в отделении о домах училищных в 5-й регуле предписывается, что должна быть преподаваема риторика купно, или раздельно с стихотворным учением, то потому не приказано ли будет вашему высокопреосвященству представить, что историю и географию с риторикою учить неудобно, по вышесказанному духовного регламента предписанию, так как и потому, что из того должно последовать затруднение и учителю и ученикам; ибо риторика и так уже преподается купно с стихотворным учением в сходственность духовного регламента. 3) Св. синода указом велено малому катехизису обучать в низшем классе, а повторять оный в высших; катехизис так и преподается, как в том указе изображено. 4) Предписано, за тем, большой катехизис и евангелия воскресный велеть учителям изъяснять погодно в воскресные дни пред литургиею в школе. Катехизис ныне уже изъясняют в воскресные дни учителя погодно, а чтоб и евангелие воскресныя изъяснять также пред литургиею в школе, о сем не приказано ли будет вашему высокопреосвященству представить». 3) вы сами-то экзаменовали ли и находите ли все исправным, или в чем есть недостаток, и в чем именно? 4) Для могущого случиться высочайшого прибытия приготовлено ли, что надлежит, как я говорил, и что именно? А ежели нет, то для чего? И таковое уведомление пришлите ко мне, конечно, к следующему воскресенью, к 14 числу, дабы заблаговременно недостатки исправить было можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Лаврентий Зизаний. «Большой катехизис». М., 1627. Л. 1 (РГБ) Прения московских книжников с Л. З. помимо нек-рых расхождений между западнорус. и великорус. богословскими традициями выявили компилятивный характер «Большого катехизиса», обусловивший наличие в этом правосл. вероучительном сочинении положений, сближающих его с католич. и протестант. трудами. (Перечень «иноконфессиональных заимствований» в «Большом катехизисе», не отмеченных московскими редакторами и сохр. в издании 1627 г., см.: Корзо. 2007. С. 340-349. Наиболее значимые заимствования из католич. вероучения присутствуют в последнем разделе «Большого катехизиса», посвященном таинствам: так, Л. З. приводит католич. т. зр. на время пресуществления Св. Даров; временем установления таинства Священства Л. З., как и католики, считает Тайную вечерю, католич. влиянием объясняется утверждение Л. З. о неизгладимости благодатных даров священства, получаемых при хиротонии, и др.) Компилятивный характер «Большого катехизиса» обусловил мн. недостатки его композиции: нечеткость структуры, непоследовательность изложения, не всегда логичную группировку материала, частые повторы. Среди правосл. источников сочинения Л. З. исследователи называют труды С. З., др. издания Виленского братства, «Катехизис» 1600 г., «Палинодию» Захарии (Копыстенского) . Л. З. активно использовал по крайней мере 2 протестант. сочинения: «Катехизис» Симона Будного (Несвиж, 1562) и кальвинистский канционал 1600 г. Структура «Большого катехизиса» в основных чертах воспроизводит композицию посттридентских католич. катехизисов. Компилятивный характер, ориентация на иноконфессиональные тексты, многочисленные из них заимствования отличают данное сочинение Л. З. от катехизических сочинений его брата, ориентированных, за редкими исключениями, на традиц. правосл. книжность. В «Большом катехизисе» содержится ряд положений, против которых в сер. 90-х гг. XVI в. выступал С. З.: учение о страдании на Кресте Божества, учение о частном суде. В сравнении с сочинениями С. З. труды Л. З. представляют новый этап становления восточнославянской богословской мысли, обусловленный влиянием на нее католического и протестантского богословия.

http://pravenc.ru/text/199773.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010