Отче наш , сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь ( Мф. 6:9–13 ). Эта молитва в христианской Церкви получила название Молитвы Господней. Она читается (или поется) за всеми основными богослужениями, и христиане ежедневно ее словами обращаются к Богу в домашней молитве. В первых трех прошениях молитвы доминирует местоимение «Ты», в следующих трех – местоимение «мы». Обращаясь к Богу Отцу, мы просим в Молитве Господней, чтобы Его имя, святое по природе, святилось (то есть прославлялось) в нас; чтобы Его Царствие было реальностью нашей жизни; чтобы Его воля исполнялась над нами, как она исполняется в мире ангелов. Мы просим у Бога необходимого дневного пропитания; просим оставления грехов, избавления от искушений и от власти диавола. Как правильно молиться? Иногда люди говорят: «Я не молюсь, потому что не умею молиться». Или: «Я не молюсь, потому что не знаю церковнославянского языка». На самом деле для того, чтобы молиться Богу, не обязательно знать какой-то иной язык кроме того, на котором мы говорим и думаем. В храме за богослужением употребляется особый, литургический язык, но для молитвы домашней это совсем не обязательно. С Богом можно общаться так же, как мы общаемся с родителями, детьми, близкими. Самое главное, чтобы наша молитва была искренней, благоговейной и сердечной. Молиться можно в любом месте и в любое время. В обычной домашней обстановке, а также в храме христианин молится стоя, взирая на иконы и сопровождая молитву крёстным знамением, то есть осеняя себя знаком креста. Для этого три пальца правой руки (большой, указательный и средний) соединяются вместе, а два (безымянный и мизинец) пригибаются к ладони, и молящийся правой рукой прикасается поочередно ко лбу, груди, правому и левому плечу 110 . Но в особых обстоятельствах можно молиться и сидя (например, в общественном транспорте), и даже лежа (например, если человек прикован к постели из-за болезни). При этом можно вообще воздерживаться от внешних знаков молитвы и, не открывая уста, молиться внутри себя одним умом и сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По мере того, как я читал это письмо и прилагавшийся отзыв, все более отчетливо ощущал, что процедура сокращения соборного катехизиса может занять еще годы — учитывая, что над ним работает большой коллектив.  А так случилось, что у меня было достаточно свободного времени – запланированная поездка на Крит на Всеправославный собор была отменена – и вот, я эту паузу использовал для того, чтобы написать свой собственный катехизис. Он не связан текстуально с общецерковным. Это именно авторский труд, направленный на то, чтобы доступным языком рассказать об основах православного вероучения, нравственного учения и о том, как устроена Церковь. Все религии учат любви: чем выделяется христианство? Любовь — основополагающее понятие христианского богословия и христианской этики. Нередко христианство называют религией любви, имея в виду, что учение о любви является его смысловой и ценностной сердцевиной. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4:8-9). Через свои страдания и смерть Иисус «явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13:1). И Своим ученикам Он на Тайной вечере оставил заповедь о любви друг к другу как «заповедь новую» (Ин. 13:34). В чем ее новизна? В том, что Христос призывает Своих учеников любить друг друга не обычной любовью, основанной на взаимности, а той жертвенной любовью, которая не ожидает ответной любви. Речь в Его словах не идет о любви, которая определяется общей принадлежностью любящего и любимого к одному народу. Это не та естественная любовь, которая существует между людьми, скрепленными кровным родством или узами дружбы. Речь в словах Иисуса идет о качественно иной любви — той, которая объемлет все перечисленные виды любви и превышает их, имея сверхъестественный характер. Источником этой любви являются не человеческие чувства или эмоции: ее источником может быть только Сам Бог. Из книги митрополита Илариона (Алфеева)

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-alf...

ПРИЗВАНИЕ МОИСЕЯ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ЕВРЕЕВ. Живя в Мадиамской земле, Моисей пас овец своего тестя и постоянно думал о несчастных евреях. Однажды он привел стадо далеко в пустыню, к горе Божией Хорив, и увидел терновый куст, который горит и не сгорает. Моисей подошел ближе, чтобы посмотреть на это чудо. Вдруг из куста послышался голос: Я – Бог отцов твоих, Бог Авраама, Исаака и Иакова; Я вижу страдание народа Моего в Египте и знаю скорби его. Поди к фараону, царю египетскому, и выведи народ Мой. Моисей сказал: Господи, мне не поверят, что Ты послал меня. Господь дал ему силу творить различные знамения и чудеса Моисей отправился в Египет и пересказал фараону волю Божию. Но фараон не послушал Моисея и не согласился отпустить евреев. Тогда Бог поразил Египет десятью различными казнями последней из которых было истребление всех первенцев египетских, от человека до скота. Бог хранит избранных Своих и нередко орудием спасения избирает самих врагов. В то время как по повелению фараона избивали еврейских детей, его дочь спасла от смерти Моисея, воспитала его как сына и таким образом приготовила вождя для еврейского народа. Злоба людей бессильна, если не отступит от нас Господь. Глава 9. Пасха и исход евреев из Египта Перед последней казнью Моисей велел евреям в каждом доме заколоть однолетнего ягненка, его кровью помазать косяки и двери своих домов, а мясо испечь на огне и съесть с горькими травами и пресным хлебом, не ломая костей. Евреи так и сделали. В полночь Ангел смерти поразил всех первенцев египетских. Он прошел мимо тех домов, где был сделан знак кровью. По всему Египту поднялся плач. Фараон, испугавшись гнева Божия, призвал Моисея и велел ему немедленно уходить из Египта со всем еврейским народом. Евреи в числе шестисот тысяч человек, не считая женщин и детей, ушли из Египта. Господь шел перед ними, показывая путь: днем – в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном. Избавление евреев от горькой жизни в Египте произошло в четырнадцатый день марта. День этот навсегда остался памятным для них. По повелению Божиему они установили в этот день праздник и назвали его Пасхой, что значит «прохождение мимо». Каждый год вечером этого дня евреи приготовляли пасхального агнца и ели его с горькими травами и пресным хлебом. Праздник этот у евреев был самый большой и продолжался семь дней. Глава 10. Переход евреев через Чермное (Красное) море

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Пс. 37, 8. Весь день сетуя хождах. Отметим, что 37 псалом — второй псалом Шестопсалмия, части утрени, органично вошедшей в студийское богослужение. Дан. 3, 33. Цитата взята из Песни Азарии — седьмой по счету библейской песни, находящейся в составе канона утрени. Т.е.. еретикам. Пс. 21, 14. Читается на Царских часах в Великую Пятницу, поскольку типологически пророчествует о страданиях Христовых. Пс. 87, 5. Является частью шестопсалмия. Также прочитывается христологически. Славянский текст - «И бых яко птица, особящаяся на зде». Этот псалом входит в состав Великого Повечерия, монашеской службы, сложившейся в общих чертах при прп. Феодоре Студите. Пс. 93, 17. Славянский текст - «Уподобихся неясыти пустынней». В это время община студитов переживала не лучшие времена. Император Михаил II от политики терпимости все более обращался к преследованиям. Буквально «стояния» - στασιν. Возможно, имеются в виду поучения прп. Феодора, в частности, Большой Катехизис, созданный, по мнению ряда ученых до 815 года. Письма прп.Феодора Студита объемлют период от 796 до 826 г. и касаются самых разных сторон монашеской жизни, а также жизни Церкви и Империи. По ранним собраниям известно о 849 письмах, в настоящее время издано 560. Буквально - «да субботствует» σαββατιζετω. «Субботствование» ума в данном контексте возможно связано со Страстями Христовыми и с Великой Субботой. Цитата из Молитва Манассии, входящей в состав Великого Повечерия. В результате иконоборческих гонений и некоторые монашествующие отказались от своих обетов и вернулись к мирской жизни. Степень давления императорской власти во время Второго иконоборчества была ниже, чем при первой, однако была достаточной для отпадения нестойких. См. в частности Афиногенов Д.Е. Константинопольский Патриархат в 787-847. М, 1998. Перевод авторский. В синодальном переводе - «Если кто храм Божий растлит, того покарает Бог». Гораздо ближе к оригиналу церковнославянский перево: «Аще кто храм Божий растлит, растлит того Бог». Ср. Мф. 24, 50-51 «То придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов».

http://pravoslavie.ru/57666.html

Святой апостол Павел, говоря о Причащении, учит: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба ( 1 Кор.10:16–17 ). Вернемся к рассмотренному примеру: подобным образом все виноградные ветви – от самой большой до самой малой – питаются соками одной лозы и вместе составляют один растительный организм (одно растение). Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос… Тело же не из одного члена, но из многих… И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1 Кор.12:12, 14:27 ). Люди входят в Единую Святую Православную Церковь и становятся членами какой-либо православной общины-прихода, духовно рождаясь по вере через Крещение. А в своем приходе, учась жить по-христиански, через приобщение в Евхаристии (Причащении) они входят в таинственную и близкую связь с Главой Церкви Иисусом Христом, принимая в себя Тело и Кровь Воскресшего Христа. Церковь земная, видимая – это не только общество православных людей, верующих во Христа, но и Дух Божий, и благодать Таинств, живущих в этом обществе. Поэтому суть земной Церкви видима только верующему. Для неверующего человека Таинство есть только обряд, и Церковь – лишь общество людей. А. С. Хомяков писал: «Верующий, хотя глазами тела и разума видит Церковь только в ее внешних проявлениях, но сознает ее духом в Таинствах и в молитве, и в богоугодных делах. Поэтому он не смешивает ее с обществом, носящим имя христиан…» Вопросы: 1. Можно ли обращаться к святым умершим христианам с молитвами, и почему? 2. Может ли христианская община жить полнотой благодатной жизни, если она не является частью Поместной Православной Церкви, и почему? 3. Кто руководит духовной жизнью православных христианских общин разной величины? 3. Личное общение человека с Богом Мы живем в человеческом обществе. Дома мы общаемся с нашей семьей и близкими родственниками, в школе – с одноклассниками и учителями, в институте – со студентами и преподавателями, на работе – с сотрудниками. Мы вместе живем, учимся, работаем. Чтобы совместно делать общие дела, работать и дружно жить, необходимо понимать друг друга и взаимно согласовывать свои действия. А для полноценного общения нужно научиться слушать и понимать других людей, открывая им свои мысли и чувства.

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

Спаситель оставил нам прекрасный образец молитвы – «Отче наш». В ней Он научил нас молиться так: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим… В русском переводе эти слова звучат следующим образом: Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим… ( Мф.6:12 ). Это означает, что, если мы хотим, чтобы Бог простил наши грехи, необходимо сначала всё простить всем, а уже потом сказать Господу: «Я простил всё и всем, поэтому прошу Тебя: прости и Ты меня…» Если мне хочется восстановить с Богом мир, который я сам разрушил, то прежде нужно наладить мирные отношения со всеми теми, с кем я живу, общаюсь, работаю или учусь. Иисус Христос сказал: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф.5:23–24 ). В данном случае наш дар Богу – это наше раскаяние в грехах и молитва об очищении от всей нашей духовной скверны и нечистоты. Чтобы этот дар был принят Господом, необходимо предварительно выполнить условия, поставленные нам Иисусом Христом. Перед исповедью кающийся продумывает, какие именно грехи мешают ему в первую очередь. У нас, конечно, множество грехов, да и грешим мы постоянно. И все же есть грехи по немощи или слабости, а есть грехи, которые несут на себе печать злобы, ненависти, зависти, подлости, коварства и так далее. Бывают грехи, совершенные против Бога, а бывают – и против человека. Есть наши плохие мысли и поступки, а есть и несовершённые хорошие, когда мы не захотели увидеть чужую боль или беду. И все-таки самое главное в другом. Сын Божий ради нас стал Человеком, родился и жил на земле, открыл волю и любовь Божию. Ради нас умер и ради нас Воскрес! Он, любя нас, сделал все необходимое для нашего спасения! А мы? Ответили ли мы своей любовью на Его жертвенную любовь? Или только отвесили легкий реверанс? Мне думается, что самый страшный, самый большой наш грех – это то, что на такую удивительную любовь Божию мы своей любовью по-настоящему-то и ответить не смогли, а возможно, и не пожелали…

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

Существуют определенные условия, необходимые для совершения Таинства крещения. Христос заповедует сначала научить человека вере истинной: …научите все народы… Затем людей с созревшей, сознательной верой приводят к таинству крещения, за которым после духовного возрождения человека начинается собственно христианская жизнь, жизнь, согласная с волей Божией. Этой жизни с Богом постоянно должны учиться христиане: …уча их соблюдать все, что Я повелел вам. Соблюдающим Его заповеди и наставления Господь обещает, что будет с ними вовек, во все дни жизни земной и после ее завершения, до второго Своего пришествия, когда весь мир окончательно и навсегда обновится, не унаследуя ничего скверного из нынешнего мира. В Евангелии от Марка приводятся такие слова Христа ученикам: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Тварь – слово славянское, по-русски это значит «творение». То есть Господь посылает Своих учеников всех времен ко всем людям с евангельской спасительной вестью. А дело каждого человека – ответить на Божий призыв, на Божию любовь или не ответить, отойти в сторону. Каждый волен в себе, но должен помнить: кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). По вере во Христа и в Его слова начинается новая, Вечная Жизнь в человеке. Вера и доверие – это то, что связывает человека с Богом. Если эта связь разрывается, до человека не доходят живительные токи Вечной Жизни, человек духовно умирает. Начавшаяся жизнь может легко прерваться, если ее не беречь. Поэтому Христос говорит: Кто не будет веровать, осужден будет . Кем осужден? Если, например, человек не соблюдает правила дорожного движения, перебегает дорогу перед идущими на большой скорости автомобилями и попадает под машину, в результате чего становится калекой, – кто его на это осудил? Милиционер? Шофер? Хирург? А может быть, это он сам себя осудил? Так и в духовной жизни. Не приняв Христа в свое сердце, отвернувшись от слова Божия, человек сам вершит суд над собой.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

У Авраама появляется сын, в самом прямом смысле долгожданный. Но Бог хочет испытать веру даже такого праведника, как Авраам. Полностью это событие отражено в Библии в Быт. 22:1-19 . Мы процитируем лишь некоторые стихи. «Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 22:1-2 ). Поставим себя на место человека, всю жизнь ожидавшего появления на свет родного сына. И вот наконец свершилось чудо, и престарелые родители увидели своего малыша. Не нужно обладать слишком большой фантазией, чтобы представить себе, как в этом случае они дорожат своим сыном… Но в случае с Авраамом и Саррой Бог предлагает… пожертвовать им самым дорогим, любимым и единственным своим ребенком. Однако в этом состоит таинственный промысел Божий. Он никогда и никому не дает испытания сверх силы, какими бы они для нас тяжелыми ни казались. Авраам знает это и, как и прежде, полностью доверяя Богу и не задумываясь ни на секунду, исполняет Божественную волю. По пути на гору Мориа, не доходя до места, где должна была быть принесена жертва, он говорит отрокам своим, которых тоже взял с собой: «останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» ( Быт. 22:5 ). Этим Авраам дал понять, что он ничуть не сомневался в том, что Бог не даст погибнуть его сыну. Затем они с Исааком двинулись дальше: «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» ( Быт. 22:6 ) и у них между собой происходит очень интересный разговор: «И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе» ( Быт. 22:7-8 ). Снова мы видим потрясающую веру Авраама. И не только Авраама! Исаак, конечно же, догадывался, куда и зачем они идут, а также о своей роли в этом процессе.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Церковь – это организм, который, на подобие организма в Иисусе Христе, состоит из двух сторон, или начал: видимого и невидимого; Божеского и человеческого, так что в Церкви трудно провести границу между этими двумя началами, как и в Самом Иисусе Христе. Есть видимая часть Церкви. Есть и невидимая очень глубокая, состоящая с одной стороны из праведников, С другой, – из благодати, Духа Божиего, действующего в Церкви и Господе нашем Иисусе Христе, главе этой Церкви. Раз одна есть глава, раз один Дух, который действует в Церкви и усваивает нам благодать Христову, то должно быть определено единство Церкви. Именно потому, что Господь Иисус Христос есть Глава Церкви, а Церковь есть Тело Христово, то ап. Павел вместо «Церковь» иногда говорит «Христос». «Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их много, составляют одно тело, – так и Христос» ( 1Кор.12:12 ). Понятно, что здесь речь идет о Церкви, только Церковь называется Христос. Эта тесная связь между Божественным и человеческим осуществляется именно в Церкви. Целый ряд образов Священного Писания характеризует эту связь. Это отражается в названиях: «невеста Иисуса Христа», «образ и подобие Его», «от плоти Его и от костей Его». Например: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь , потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» ( Еф.5:22–23 ). В том же послании к Ефесянам проводится параллель с семьей. В Церкви должно быть такое же единение, как и в семье: как семья есть некоторое новое образование, новый организм, малая Церковь , так и в большой Церкви все должно быть объединено таким же образом. Следует помнить, что Церковь организована так же, как и человек. А человек состоит из тела и души, так же, как Господь наш Иисус Христос состоит из двух естеств – человеческого и божественного. Отсюда ясно, что поскольку Церковь понимается именно так, то следует ее рассматривать как живой организм, который имеет главу, Господа нашего Иисуса Христа, и этот организм одушевляется Духом Святым. Отсюда вытекает понятие о единстве Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так, в 1836 г. в Мюнхене И. К. фон Шмид издал «Катехизис христианско-католической религии» (Katechismus der christkatholischen Religion), предназначенный для Аугсбургской епископии. В католических диоцезах на севере Германии до кон. XIX в. был в употреблении «Катехизис христианско-католического учения» (Katechismus der christkatolischen Lehre) Бернхарда Генриха Оверберга, впервые изданный в Мюнстере в 1804 г. «Краткий катехизис» составил и издал в 1807 г. в Аугсбурге буд. еп. Бриксена (Брессаноне) Бернхард Галура. Во Фрайбургской архиепископии использовался изданный в 1842 г. «Катехизис христианско-католической религии» И. Б. Хиршера. В Роттенбурге диоцезальным К. в 1848-1887 гг. был «Катехизис христианско-католической религии», изданный И. Шустером во Фрайбурге в 1844 г. Одними из наиболее влиятельных для последующей традиции К. в этот период стали К. иезуита Йозефа Деарбе. Первый из них он написал по поручению Мюнхенского и Фрайзингского архиеп. Карла Августа графа фон Райзаха и издал в Регенсбурге в 1847 г. анонимно под названием «Католический катехизис». За этим К., получившим впоследствии название «Среднего», последовали «Малый католический катехизис» (Регенсбург, 1847) и «Большой католический катехизис» (1853). К. Йозефа Деарбе, написанные под влиянием неосхоластики, много раз переиздавались на протяжении столетия и были переведены на 15 языков. Спорным был признан «Катехизис христианско-католической веры и нравственности» (Kathechismus des christkatolischen Glaubens- und Sittenlehre) бенедиктинца Эгидия Яйса, изданный в 1807 г. в Вюрцбурге. «Катехизис христианско-католической религии» Франца Штапфа, изданный в Бамберге в 1812 г., был уже в 1825 г. запрещен, но тем не менее оставался диоцезальным К. Бамбергской епископии вплоть до 1850 г. К епископам Австрии 5 нояб. 1855 г. обратился папа Пий IX с посланием, в к-ром было рекомендовано преподавать К. в школах по единому пособию, а также указывались причины, по которым применение мн. К. является неприемлемым. Руководствуясь этим посланием, Венский Собор 1858 г.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010