При Домициане был сослан на остров Патмос автор «Апокалипсиса» апостол Иоанн Богослов, который был освобожден из ссылки и вернулся в Ефес уже после смерти императора. Часть 1. Деяния Святых Апостолов В изложении истории апостольского века большое значение имеет книга Деяний Апостолов, написанная евангелистом Лукой, спутником апостола Павла. Евангелист Лука сопровождал апостола во втором и третьем его путешествии и был в Риме во время заключений ап. Павла. Многие события евангелист Лука описывает как очевидец, рассказывая в то же время о других со слов самих апостолов или их ближайших учеников. Его книга дает точную историю проповеди апостолов Петра, Иоанна и Павла в первые времена жизни христианской Церкви, распространившейся из Иерусалима по Азии и Европе. 1. Сошествие Святого Духа на апостолов ( Деян. 1:2 ) В сороковой день по Своем воскресении, Господь Иисус вознесся на небо, дав повеление апостолам никуда не отлучаться из Иерусалима и ждать сошествия Святого Духа. «Иоанн крестил водой – сказал им Господь, – а вы через несколько дней после сего (т. е. после Его вознесения) будете крещены Духом Святым» и «примете силу (когда сойдет на вас Дух Святой) и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (1:5 и 8). Поэтому, возвратившись с горы Елеонской, апостолы вошли в горницу, где и пребывали вместе Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда брат Иакова (1:13). Вместе с апостолами была и Мария, Матерь Иисуса, с некоторыми женщинами и сродниками Христа по плоти. Всех около ста двадцати человек. Здесь вместо Иуды предателя был избран по жребию после молитвы двенадцатый апостол – Матфий. Прошло десять дней, и наступил день Пятидесятницы. У иудеев этот день был не только одним из великих годовых праздников, когда вспоминалось провозглашение Моисеева закона на Синае, но также и праздником жатвы. К этому дню в Иерусалим со всех окрестных стран стекалось множество паломников. Здесь были парфяне и мидяне, и эламиты, и жители Мессопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, принадлежащих к Киренее, пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, критяне, аравитяне и другие народы. Все это были «иудеи рассеяния», т. е. евреи, которые в течение многих поколений жили в разных странах, но сохранили духовную связь с Иерусалимом и были людьми «набожными»; были и иностранцы, принявшие иудейскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры 29 августа 2021 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, попразднство Успения Пресвятой Богородицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Божественной литургии архипастырь обратился к присутствующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь Иисус Христос изгнал беса из бесноватого отрока. Когда ученики спросили: «Почему мы не могли изгнать его?» (Мф. 17.19), Сын Божий ответил: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17.20). Слова эти часто звучат в нашем сердце, и мы спрашиваем себя: а как же возможно человеку иметь такую веру, чтобы она двигала горами? И почему, когда мы молимся и о чем-то просим, мы не получаем этого? Потому ли, что у нас слабая вера? Или потому, что Бог не хочет нам дать просимое? Или по каким-то иным причинам? Если у человека сильная вера, то самая главная молитва, которую он произносит – это молитва, которой нас научил Господь Иисус Христос: да будет воля Твоя. Сам Христос явил именно такой образ молитвы, когда перед Своим крестным страданием, зная, что в эту ночь Он будет предан на смерть, молился в Гефсиманском саду Своему Отцу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26. 39). Это были слова Человека, Который страшился смерти, как страшатся ее все земные люди, но в то же время в этой молитве Сын Божий вверял Себя Богу Отцу: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22. 41). Это была молитва Человека, Который всю Свою волю всецело соединил с волей Небесного Отца. Это была молитва Богочеловека, Который пришел спасти людей от всякого греха. И эта молитва научает нас тому, как мы должны молиться, и какую мы призваны иметь веру.

http://mospat.ru/ru/news/87928/

Пришедшие воины перебили голени двум разбойникам, но пришедши к Иисусу и убедившись, что Он уже умер, не стали перебивать Ему голеней; но один из воинов ударом копья пронзил между ребрами правый бок Иисуса. И тотчас из раны излилась кровь и вода. Смерть Христа была несомненна. И об этом свидетельствует апостол Иоанн, бывший в этот момент на Голгофе ( Ин. 19:35 ). 45. Снятие Тела Господня со креста и охрана гроба ( Мф. 27:57–66 ; Мк. 15:42–47 ; Лк. 23:49–56 ; Ин. 19:33–42 ) Знавшие Иисуса Христа и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдалеке и смотрели на все происходившее ( Лк. 23:49 ). Тогда некто, именем Иосиф, из Аримафеи, член Совета, человек богатый, добрый и праведный, не участвовавший в совете и деле Синедриона, обратился к Пилату, прося отдать ему Тело Иисуса. Пилат удивился, узнав, что Иисус уже умер. Призвав сотника и получив от него донесение о смерти Христа, он приказал выдать Тело Иисуса Иосифу. Явился также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью. Вместе с Иосифом они сняли Господа со креста. Глядя на бездыханное Тело Учителя, Никодим не мог не вспомнить загадочных слов, сказанных ему когда-то Христом в тайной беседе: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому» и еще «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Теперь же Иосиф и Никодим погребали Господа. Иосиф купил новое полотно, чтобы обернуть им Тело, а Никодим принес состав из смирны и алоэ около ста литров. «Итак они взяли Тело Иисуса и обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи» ( Ин. 19:40 ) 43 . Возле Голгофы был сад, принадлежащий Иосифу, а в саду гроб новый, т. е. высеченная в скале пещера, в которой еще никто не был положен. Там и положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко. К двери пещеры Иосиф привалил большой камень и удалился. Были же при этом Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. Кончалась пятница иудейская. Заходило солнце. Окровавленные пустые кресты еще не были сняты и своим видом вызывали страх у случайно проходивших мимо Голгофы прохожих.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Проявляя почитание к храму, Спаситель требовал того же и от всех других людей. Так, Он изгнал торгующих из храма и при этом назвал его «домом молитвы», «домом Отца» Своего Небесного: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали ко вертепом разбойников» ( Мк. 11:17 ; Лук. 19:46 ; Мф. 21:13 ; Иоан. 2:16 ). Спаситель ясно сказал, что храм есть «дом молитвы... для всех народов», очевидно, признавая храм Иерусалимский прообразом новозаветного, христианского храма. После вознесения Христа св. апостолы почитали иерусалимский храм также домом молитвы и посещали его до самого разрушения его римлянами, хотя при этом они показывали, что Христос Спаситель не имеет ничего общего с иудеями, которые не приняли христианства, Его учения. Так, по свидетельству св. апостола Луки, апостолы «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лук. 24:53 ). После того, как на них сошел Дух Святой, св. апостолы также «каждый день единодушно пребывали в храме» ( Деян. 2:46 ; смотр. еще Деян. 3:1–5, 22:17–21, 24:11–12 ). Проявляя великое уважение к храму иерусалимскому, св. апостолы в то же время основывали храмы в других местах. По примеру Господа Иисуса, сотворившего тайную вечерю в отдельной горнице, большой, устланной, готовой ( Мк. 14:15 ), и ученики Его устраивали свои собрания, в особо предназначенных для этого домах, где первые христиане и собирались для молитвы и преломления хлеба. Эти дома и были первыми новозаветными храмами ( Деян. 2:1–4, 2:46, 20:7–9 ); будучи домами молитвы, такие помещения почитались освященными и назывались " церквами« ( Деян. 1:26 ). Эти церкви св. апостолы строго отличали от обыкновенных частных домов. Так, когда некоторые из коринфских христиан позволяли себе относиться с неуважением к »церкви« в Коринфе, то св. апостол Павел строго осуждал таких членов коринфской христианской общины. Он пишет: «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения: чему отчасти и верю... Разве у вас нет домов на то, чтобы, есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию...»( 1Кор. 11:18, 22 ). Апостол требовал такого уважения к новозаветным храмам, что запрещал женщинам говорить в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

разговаривали с собравшимися там женщинами» ( Деян. 16:13 ). Однако в оригинальном тексте Деяний слово «дом» отсутствует. Буквальный перевод фразы может звучать так: «В день же субботний мы вышли за ворота к реке, где, как мы думали, было (место) молитвы (ξλθομεν ξω τς πλης παρ ποταμν ο νομζομεν προσευχν εναι)». Беседа с женщинами вполне могла происходить на свежем воздухе у реки, а не в закрытом помещении. 191 Беседа Павла с женщинами закончилась тем, что одна из них, Лидия из города Фиатиры, торговавшая пурпурной тканью, уверовала, и Павел крестил ее вместе с домашними: вероятно, крестил в той же реке, у которой женщины собирались по субботам. По приглашению Лидии Павел со спутниками поселились у нее в доме ( Деян. 16:14–15 ). Лидия – одна из нескольких женщин, встречающихся на страницах писаний Луки. В его Евангелии женщины играют более заметную роль, чем в трех других Евангелиях. 192 И в книге Деяний он нередко обращает внимание на женщин, 193 что не характерно для того мира, в котором он жил, – мира, где доминировали мужчины и где женщин и детей подчас вообще не принимали в расчет ( Мф. 14:21 ). По церковному преданию, Лидия из Фиатир впоследствии стала диаконисой в Филиппах. Она прославлена в лике святых. Другая женщина, о которой упоминает Лука, – «служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим». Она встретилась Павлу и его спутникам, включая Луку, когда они шли на то же самое место молитвенных собраний. В течение многих дней она ходила за ними и кричала: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». В конце концов «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» ( Деян. 16:16–18 ). Лука описывает это событие как одно из чудес Павла. Чудеса были частью того мира, в котором жил Павел , и неотъемлемой составляющей жизни раннехристианской Церкви. 194 Во всех четырех Евангелиях рассказы о чудесах Иисуса занимают существенное место. 195 Перед Своим вознесением на небо Иисус пообещал ученикам, что Его чудотворная сила передастся Его последователям: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). Книга Деяний является наглядным подтверждением того, как это обещание исполнялось в опыте апостолов, и в рассказе υ деяниях Павла мы еще не раз встретим описание чудесных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Распространением христианства в Самарии и обращением ко Христу прозелита-евнуха эфиопской царицы положено было начало перенесения евангельской проповеди за пределы чистого иудейства. Скоро после того, по плану Божия домостроительства, предстояло апостолам еще далее расширить область евангельской проповеди перенесением ее в мир языческий. И вот Господь избирает Себе сосуд, чтобы возвещать имя Свое в этом мире. Этот благопотребный для Евангелия сосуд Господь усмотрел в Своем жесточайшем враге – Савле. Савл, тот самый, который принимал такое деятельное участие в убийстве первомученика Стефана и начавшемся после того гонении на христиан в Иерусалиме (7, 58; 8, 1, 3), не довольствуясь этим, решился перенести свои злобные преследования учеников Господних и за пределы Иерусалима. А чтобы ему, частному человеку, иметь законное на это право, он выправил у первосвященника письмо в Дамаск к синагогам, которые, в силу этих писем, должны были оказывать Савлу всякое содействие в преследовании евреев, последовавших учению Христову. В Дамаск же, а не в другой какой-либо город, направил он свой путь, вероятно, потому, что до него и до синедриона дошли слухи о большом числе христиан среди евреев именно в этом городе. 3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. 4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? 5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. 6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. 3–6. Душевное состояние Савла в то время, когда он шел в Дамаск, было такого рода, что, при естественном течении событий, исключало всякую возможность изменения того направления, в каком решительно утвердилась его воля. Как говорит дееписатель, он дышал угрозами и убийством на учеников Господних (ст. 1); страсть ненависти к христианам была в нем, следовательно, в самом распаленном состоянии и неутомимо жаждала крови христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Рассмотрение всех этих вопросов призвано помочь каждому христианину более цельно и осознанно отнестись к данному Таинству, ведь отношение к нему должно быть предельно серьезным, а вот невнимание к данному Таинству может привести к тяжелым духовным последствиям. Об этом нам вполне четко свидетельствует апостол Павел, который предупреждает всех христиан: …всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11: 26–29). Такое грозное предупреждение должно навести человека на серьезные размышления о Таинстве Св. Причастия. Для того чтобы лучше осознать место Таинства Евхаристии в системе таинств христианской Церкви, а также для раскрытия сотериологического (спасительного) значения данного Таинства в жизни каждого христианина и предлагается данная работа. Стоит также отметить, что данная работа будет интересна и полезна не только людям, интересующимся христианским вероучением, но и самим христианам, т. к. не все аспекты Таинства Евхаристии в полной мере понятны и известны большому числу людей, считающих себя верующими. Знание как можно большей информации о Таинстве Таинств должно помочь человеку на его пути к Господу Богу. Таинство Евхаристии Догматические основания Начиная с самых первых дней своего существования Христианская Церковь основывает свое учение на двух главных источниках – Священном Писании и Священном Предании. Священное Писание (Библия) донесло до нас повеления Божии, слова нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, и Его ближайших учеников, а Священное Предание сохранило нам то учение, которое вырабатывали святые отцы и учители Церкви, основываясь на повелениях Иисуса Христа после Его Вознесения в Царствие Небесное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему рядом с евангелистом Иоанном изображают орла? 1 мин., 21.10.2021 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр 4:1–8). Это отрывок из Апокалипсиса, одной из самых таинственных книг Библии. Записал это видение святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, любимый ученик Христа. На этих строчках и основывается наше представление о тетраморфе — ангельском существе о четырех лицах. В христианском богословии каждое из этих лиц связывается с одним из четырех евангелистов. Матфей (ангел) рассказывает о Христе-человеке, Его земном воплощении; Марк (лев) — о царском достоинстве Спасителя; Лука (телец) — о священническом, жертвенном служении Мессии; Иоанн (орел) — о Боге Святом Духе, Утешителе, Который пришел после Вознесения и пребывает с нами до сегодняшнего дня. Такое определение в русской церковной традиции закрепил Большой Московский Собор 1666 года. Оно основано на богословских трудах святого Иеронима Стридонского, но как на Западе, так и на Востоке такое толкование было не единственным. К примеру, старообрядцы придерживаются системы другого западного отца, святого Иринея Лионского. Так что не удивляйтесь, если увидите, что на иконе Иоанна Богослова за его плечом будет изображен не орел, а лев! Кстати, в октябре дни памяти двух из четырех апостолов-евангелистов: Луки (31) и Иоанна (9). Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-rjadom-s-evangeli...

с ее особой датой, подготовительным очищением и главное - жертвенным пасхальным агнцем, следует считать важнейшим прообразом Крестной Жертвы Господа Иисуса Христа. Так, еп. Иерапольский св. Аполлинарий ок. 167 г. писал: «14-е число - истинная Господня Пасха, жертва великая: вместо [пасхального] агнца отрок (πας) Божий, связавший крепкого, связан, и осужден Судия живых и мертвых, и предан в руки грешников, да распнется, и вознесен [на Крест]… и в святое ребро прободен, изливающий из Своего ребра две подающие чистоту [вещи] - воду и кровь, Слово и Дух,- и погребен в день Пасхи, с запечатыванием гроба камнем» (фрагм. 4; PG. 92. Col. 81). Ветхозаветная П. неоднократно упоминается в «Диалоге с Трифоном иудеем» мч. Иустина Философа († 165), ибо, как он указывал своим евр. слушателям, «даже написано и о том, что вы взяли Его в день Пасхи и распяли также во время Пасхи» ( Iust. Martyr. Dial. 40, 72, 111). Немаловажно, что мч. Иустин отождествляет образ агнца из знаменитых пророчеств о страдающем Мессии: «Я, как кроткий агнец, ведомый на заклание...» (Иер 11. 19) и «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих...» (Ис 53. 7-8) именно с пасхальным агнцем, тем самым увязывая эти пророчества с уставом П. из Пятикнижия ( Iust. Martyr. Dial. 13, 40, 72, 114). Еще в одном апологетическом тексте II в., Послании к Диогнету, обретение познания и истинной жизни во Христе описано как состояние, в к-ром, в частности, «не прекращается Пасха Господня» (Κυρου Πσχα προρχεται - слова в финале Послания). Крест. Агнец Божий, с поклоняющимися ангелами. Миниатюра из «Толкования на Апокалипсис» Беата Лиебанского. Ок. 1180 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 1991. 232.1) Крест. Агнец Божий, с поклоняющимися ангелами. Миниатюра из «Толкования на Апокалипсис» Беата Лиебанского. Ок. 1180 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 1991. 232.1) Особенно подробно и ярко прообразовательный характер ветхозаветной П. раскрыт в произведении свт. Мелитона Сардского (II в.) «О Пасхе», которое представляет собой развернутую проповедь о Крестной смерти и Воскресении Христа, написанную с большой экспрессией и напоминающую скорее литургический поэтический гимн, чем прозаический текст.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

Святой Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием (Мрк. 2:14. Мф. 9:9. Лк. 5:27), жил в Галилейском городе Капернауме Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы Матфея. И сказал ему: — Иди за Мной! Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, — все мытари и грешники, — и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: — Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Господь же, услышав слова их, сказал им: — Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию С этих пор, Матфей, оставив всё свое достояние, пошел за Христом (Лк.5:28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов (Мф. гл. 10; Мрк. 3:13–19; Лк.6:13–16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на небо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010