Но, возражая против такого мнения, св. Андрей говорит: «Как Господь наш родился задолго пред сим, то великий Мефодий, считая сказанное не соответствующим Владычнему рождению, принимает жену за Святую Церковь ». И дальше он приводит подлинные слова Мефодия Патарского в объяснение этого символа. «Жена, облеченная в солнце, есть Церковь ; и что для нас одежда, то для нее свет; и что для нас золото и блестящие драгоценные камни, то для нее звезды – звезды лучшие и светлейшие. Она взошла на луну. Так как от луны зависит влажность в природе, то иносказательно здесь под луною разумею баню очищаемых и освобождаемых от тления (т. е. таинство св. крещения). Она болеет, перерождая душевных в духовных, и видом и образом преобразуя их по подобию Христову». И еще далее он разъясняет: «Болящая и рождающая искупленных есть Церковь , как свидетельствует у Исаии Дух: прежде неже чревоболети ей, роди, прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол» ( Ис.66:7 ). При этом символ луны объясняется им так: «Законный свет ночного светила луны она имеет под ногами и мирскую жизнь, подобно луне изменяющуюся». А затем о криках жены от болей рождения говорит: «Утверждаем, что Церковь болеет о каждом из возрождаемых водою и духом, пока, как сказал божественный апостол, не вообразится в нас Христос» 270 ( Гал.4:19 ). И поистине Церковь есть не только Тело Христа (см.: Ефес.1:22–23; 5:23 ), но и верная Жена Его, состоящая в неразрывном брачном союзе с Господом, Возлюбившим ее как чистейшую и непорочную Невесту Свою и омывающим ее таинствами Духа Святаго. И солнце, и луна, и звезды в видении 12-й главы – это наглядные и яркие символы такой чистоты и непорочности ее, причем венец из 12 звезд, несомненно, указывает на 12 апостолов. 3–6. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим; хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Нужно обратить внимание еще и на то, что слова Спасителя: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» имеют в Евангелии от Марка приблизительно такой же смысл, как и в Евангелии от Матфея. Если ты будешь крещен, но не станешь веровать, крещение тебе не поможет (конечно, имеется в виду вера не умственная, а жизненная). Окончание повествования о Воскресении в «Синопсисе» взято из первого послания апостола Павла к Коринфянам: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам, а после всех явился и мне, как некоему извергу» ( 1 Кор.15:3-8 ). Из этого повествования мы видим, что Спаситель являлся, оказывается, многим людям. Про жен-мироносиц здесь не говорится, их было, может быть, около десяти. Затем Господь явился двенадцати апостолам, а потом — более чем пятистам братьев «в одно время». Не совсем понятно, что имеется в виду под этим выражением: либо период от Воскресения до Вознесения, либо то, что все эти люди были в тот момент вместе. «Из которых большая часть доныне в живых». В то время, когда апостол Павел писал это послание, большая часть учеников была еще жива, то есть оставалось очень много непосредственных свидетелей Воскресения. «А некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам». Кто имеется в виду под «всеми Апостолами», если только что говорилось о двенадцати? Речь идет уже о семидесяти. Таким образом, если мы даже приблизительно подсчитаем всех, кто лично видел Господа, то получим довольно большое число: двенадцать и семьдесят апостолов, около десяти жен-мироносиц, пятьсот братьев — итого около шестисот человек. Воскресшего Спасителя видели не один, не два человека, а около шестисот! Это очень много. После этого не верить — значит проявлять совершенно ничем не обоснованное упрямство: не хочу принимать, и все. Это подобно поведению римских воинов, которые за какие-то гроши отреклись от свидетельства о Воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Однако, Он велел им поначалу оставаться всем вместе в Иерусалиме и ждать, чтобы Бог ниспослал им особую благодатную силу. На сороковой день после Своего воскресения, Иисус Христос вместе с одиннадцатью учениками и Матерью Своей, вышли из Иерусалима и пошли по дороге в город Вифанию, на гору Елеонскую. Господь еще раз просил учеников Своих оставаться всем вместе в Иерусалиме. Воздев руки, Он благословил их и, пока благословлял их, стал отдаляться от них, подниматься – «возноситься» на небо. Долго смотрели они, пока облако не сокрыло Его от их глаз. Не разумея, как понять все это, стояли ученики и долго смотрели на небо. Вдруг перед ними явились два блистающих белых ангела и сказали им: – Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус Христос вознесся к Отцу Своему, но наступит день, когда Он вернется. Радостные, возвратились ученики в Иерусалим. Они стали ждать, чтобы Бог послал им благодатную силу, для исполнения того, что повелел им совершить Иисус Христос. Дух Святой нисходит на апостолов После того, как Иисус Христос вознесся на небо, Его ученики вернулись в Иерусалим. Это были Его самые близкие ученики, которых мы называем «Апостолами». Вместо Иуды, предавшего Господа, они, помолившись, избрали двенадцатым Апостолом – ученика, по имени Матфий. Он верно следовал за Иисусом Христом до того самого дня, когда Господь вознесся на небо. Теперь Апостолов опять стало двенадцать. Прошло десять дней с Вознесения Господня. Наступал большой праздник, когда евреи вспоминали, как Моисей принес им Божий Закон. К этому дню в Иерусалим всегда стекалось очень много людей. Утром, все Апостолы, вместе с Матерью Божией и некоторыми другими женщинами, собрались для молитвы в одном доме. Вдруг послышался шум с неба, как будто, подул сильный ветер. Шум этот наполнил весь дом. Появились маленькие язычки огня, которые остановились над головой каждого из собравшихся. Они почувствовали, как с этим огнем на них сошла благодатная сила Святого Духа, Утешителя. Апостолы почувствовали в себе что-то совсем новое, стали другими, нежели были прежде. Теперь они могли проповедовать людям обо всем, чему учил Иисус Христос, причем, так, что их все понимали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Однако священство Христа – не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека, ибо, подобно Мелхиседеку, Христос как первосвященник не имеет преемника (7:11–25) и, в отличие от Аарона, безгрешный Христос не имеет нужды приносить жертву за самого себя (7:26–28). Третий тезис: преимущество Христовой жертвы над левитскими жертвоприношениями, совершаемыми по Закону Моисееву (8:1–10:18). Здесь аргументация выстроена следующим образом. 1) Евр.8:1–6 . Христос – служитель в новой скинии на небесах. 2) Евр.8:7–13 . Посредничество Христа основано на условиях нового Завета, который приходит на смену ветхому Завету. 3) Евр.9:1–10 . Краткое описание Моисеева святилища с его регулярными жертвоприношениями. 4) Евр.9:11–10:18 . Автор говорит о вечной силе жертвы Христовой, очищающей совесть и приводящей грешника к Богу. Он, в частности, подчеркивает, что Иисус принес жертву не в земном святилище (как совершаются левитские жертвоприношения), но на небе (9:5–24), причем эту жертву нет нужды повторять (9:27–28), тогда как левитские жертвоприношения по большому счету неэффективны (10:1–4). Особенно же явствует превосходство Христовой жертвы над жертвоприношением безмолвных животных из того, что Христос совершил свободный нравственный акт; он пошел на смерть добровольно (10:9–10). В заключительной части послания автор зовет читателей открыться дарам, которые приносит им Христово первосвященство (10:19 – 12:29). Он просит их держаться христианской веры и предупреждает, что сознательных отступников ждет суд Божий (10:26–31). Чтобы укрепить читателей, автор говорит о вере как доверии Богу и приводит многочисленные ветхозаветные примеры того, как вера торжествовала над самыми трудными обстоятельствами ( Евр.11:1–40 ). Перечислив героев веры, он пишет: Поэтому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, сверг нем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, который, вместо предлежавшей ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия (12:1–2). В заключительном увещании автор противопоставляет мрак и ужас жизни под Законом Моисеевым той радости, которая сопутствует вознесению в общение со святыми ветхого и нового Израиля, чьи имена записаны на небесах (12:12–29). Соотнося веру с повседневной жизнью, он далее призывает к взаимной любви, чистоте жизни, свободе от жадности, уважению к доФ рым руководителям и особенно – верности Иисусу Христу (13:1–19). В последних строках послания мы находим личные приветствия, а также молитву о том, чтобы читатели вняли написанному (13:20–25). 2. Послание Иакова

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Однако христиане, святой народ, царственное священство (см. анафору Василия Великого ), тем не менее, выделяют из своей среды людей для особого служения, священства. Дар этого особого служения сообщается через возложение рук епископов в Таинстве Священства во время Божественной литургии, при молитве всей Церкви. Этот дар может получить любой достойный этого дара христианин. В лице своих священнослужителей Церковь сохраняет апостольское преемство. Иисус Христос из большого числа своих последователей выделил только небольшую группу (апостолов), которой даровал особые полномочия. Мф.28:19 – «итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». Ин.20:21-23 – «как послал Меня Отец, так и Я посылаю Вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Венцом получения апостолами особых духовных дарований является событие Пятидесятницы – сошествие Святого Духа на апостолов, после которого апостолы начали совершать Таинство Евхаристии. Еще перед Вознесением Иисус Христос сказал ученикам: «Вы примите силу, когда сойдет на Вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями… даже до края земли» ( Деян.1:8 ). Ср.: Лк.24:49 – «вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». Особый благодатный дар священства апостолы передавали своим ученикам через хиротонию, возложение рук ( Деян.14:23 ). 1Тим.4:14 – «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». О поставлении диаконов через хиротонию и молитву говорится в Деян.6:6 . О необходимых качествах священников и диаконов говорится в 1Тим.3 . А в 1Тим.5:22 апостол Павел предостерегает своего ученика: «Рук ни на кого не возлагай поспешно». Таким образом, священство – это особое благодатное служение в Церкви, имеющее основание в Божественной воле Иисуса Христа. Священнослужители. Епископ Священнослужители – это лица, получившие в таинстве священства Божественную благодать для особого служения в Церкви – совершения (возглавления) богослужения, учительства и управления. В настоящее время в Православной Церкви существует три степени священства – епископ, пресвитер (священник) и диакон.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Он говорит им: «Цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так; но кто из вас больше, будь как меньший и начальствующий, как служащий». В мире существуют различные степени положения и состояния. Здесь большое различие между господами и слугами, между предстоящими и подчиненными, между царями и подданными. Но в Царстве же Божием, напротив, все мы равны, между нами нет никакого различия. Бог наш не лицеприятен. Будь то молодой, богатый или старый, почетный или бедный, образованный или необразованный: все мы одинаково бедные грешники в очах всеведущего и пресвятого Бога, все мы одинаково чада Божии по милости Его во Христе Иисусе. Вот почему Господь и сказал: «Но вы не так». В Царстве Божием имеет силу только одно основное положение, которое выставил и высказал апостол Павел: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4, 4–6 ). И только тот больший и более почетный, который служит братьям в сердечной и преданной любви. Поэтому и указывает Иисус Христос далее на свой собственный пример, говоря ученикам своим: «Ибо кто больше: возлежащий или служащий, не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий». И что Он засвидетельствовал словом Своим, то подтверждает и непосредственно за этим в деле, когда Он, сложив с Себя одежды Свои, опоясывается полотенцем, наливает воду в омывальницу и начинает омывать Своим ученикам ноги. «Я посреди вас, как служащий». В этих словах изображена вся жизнь Спасителя от Его рождения до вознесения Его на небо. Он и Сам в одном месте сказал о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20, 28 ). Да, Он был среди нас, как служащий. В самоотверженной любви Он служил Своим братьям чрез Свое слово, чрез обитание среди людей, чрез чудеса, чрез молитвы и заступления и, наконец, чрез горькие страдания и смерть. Господь господствующих, который по Своему высокому и недоступному величию мог на вопрос Пилата, римского наместника: «Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь» ( Ин. 18, 37 ); Единородный Сын Отца, Который есть сияние славы Его и образ ипостаси Его – послужил для нас не только Своим делом и Своими Дарами, но и пролил за нас кровь Свою и жизнь Свою оставил за нас. Потому-то Он и по человеческой природе Своей сделался величайшим и высшим в Царстве Божием. Посему Бог превознес Его и дал Ему имя выше всяко го имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь, во славу Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Орлов уже вовсе не говорит (ибо и говорить ему было бы слишком трудно). Далее, для скорпионного уязвления людей саранчою назначается определенный срок, и, как мы видели, не столь долгий (пять месяцев): заменять его с прот. Орловым не только неопределенно, но и очень длительным периодом до Второго пришествия (включая сюда и полседмины времени антихристова) – более чем произвольно. В-третьих: едва ли можно одобрить и предлагаемое прот. Орловым переиначивание достаточно ясного смысла 12-го стиха, где слова: Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя, конечно, говорились не для одного Иоанна, а для всех людей, ибо, выражаясь термином логики, сказано это simpliciter (просто), как категорическое и прямое заявление о том, что действительно прошло и – что действительно последует дальше. И наконец, недостаточно обоснованным представляется у прот. Орлова и всецелое приурочивание невыносимых мучений от саранчи только к терзаниям совести (о которых трудно и говорить при наличии полной нераскаянности тех, кто так терзается) да к материальной бедственности людей того времени, о которой пока в ряду данных казней не было и речи. 13–15. Шестый Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц, и год, для того, что­бы умертвить третью часть людей. И здесь, как и в предшествующей казни, мы не можем согласиться с толкованием прот. Орлова в существенных частностях. По прот. Орлову, четыре ангела при Евфрате суть злые ангелы-демоны, которые «после страданий Иисуса Христа были связаны повелением Божиим в своей зловредной деятельности...». Эти «злые ангелы впервые, пред концом мира, получат свою полную свободу в среде нечестивых, отпадших от христианской веры и ее спасительной силы» 242 . Но недаром эти ангелы в приводимом самим прот. Орловым вверху той же страницы тексте Откровения Иоанна печатаются с большой буквы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Остается теперь неясным и нерешенным еще один вопрос: был ли сатана на небе после своего падения? Как мы знаем, на этом сильно настаивают многие, создавая ту теорию о неузнавании его ангелами, против которой мы так категорически перед этим протестовали. Со своей стороны, мы должны сказать, что, не допуская никоим образом, будто бы подлинный облик диавола мог быть неведомым ангелам и будто бы они могли его считать, так сказать, в лике своем, по данному вопросу мы уже отрицать столь категорично не беремся, не считаем себя вправе. Но только думаем, что и здесь, и в данный вопрос опять-таки вплетается все та же сбивчивость, все та же неправильность наших слишком земных, в данном случае – грубо пространственных, представлений. И более правильным, и надлежаще осторожным мы бы считали здесь такую формулировку этого вопроса: представал ли диавол пред Лицо Божие? Дерзал ли выступать пред Ним именно диаволом, т. е. клеветником и обвинителем людей в их грехах, его же соблазном и порождаемых, а равно и в виновности их пред бесконечной правдой Его? И вот на этот вопрос мы, безусловно, должны дать ответ положительный: да, все это было. И об этом-то так ясно и отчетливо говорится уже и в данном отрывке Апокалипсиса, ибо сказано в нем: Низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. И в этой-то своей роли, убеждены мы, диавол представал пред Богом упорно и дерзко – якобы во имя справедливости – и после своего свержения с неба. И это-то право свое утратил он, когда был побежден, побежден искупительною жертвой Христа Спасителя, побежден всеми жизненными исповедниками веры Христовой, начиная с апостолов и мучеников, не возлюбивших души своей даже до смерти. 13–14. Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. Содержание этих двух стихов представляет собой как бы повторение и некоторое раскрытие сказанного уже в 6-м стихе, и все указанное там относится и сюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Плоть и дух по своим свойствам и потребностям совершенно противоположны друг другу – как два противоположные полюса или как две чаши на весах. Если одна чаша тяжелеет, перевешивает и понижается, то другая необходимо поднимается. Так и плоть, если досыта питается, тучнеет, дебелеет, чувственные наклонности усиливаются, а дух в той же мере слабеет, подавляется, порабощается страстям, ум помрачается от мглы страстей, сердце грубеет, становится нечувствительным к благодатным впечатлениям, тогда происходит нерадение, раз- ленение, нежелание духовных подвигов, беспечность о спасении. Об этом и предупреждает святой апостол Лука, говоря: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно ( Лк 21,34 ]. И наоборот, если плоть утончается постом, то вместе с тем страсти укрощаются и слабеют, а дух, освобождаясь из-под влияния страстей, укрепляется и возвышается, сердце же умягчается и становится способнее к сокрушению, умилению, а ум очищается. О такой противоположности духа и плоти говорит и апостол: плоть желает противного духу, а дух – противного плоти ( Гал 5,17 ]. Потому подвижники благочестия во все времена признавали пост весьма полезным, даже необходимым средством для того, чтобы подчинить плоть духу, страсти укротить, а дух укрепить, сделать более способным к молитве, созерцанию небесных предметов и к другим духовным действиям; особенно же пост необходим для сохранения целомудрия. Именно для лучшего успеха в духовных подвигах Церковь и устанавливает для своих чад Великий пост святой Четыредесятницы. Большое дело, если кто примет на себя этот подвиг, – тем величественнее и радостнее для него будет «Праздник из праздников и Торжество из торжеств» – Святая Христова Пасха! Наш Поместный Московский Собор текущего года наряду с другими призывами призвал верующих к тому, что пора им наконец прекратить пренебрежительно относиться к постам. Если бы у нас не было такого Великого поста, то у нас не было бы и такой Пасхи...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому нужно очень взвешенно относиться к подобным рассказам о «спецэффектах», сопровождающих парусию. Что, тем не менее, с большой долей вероятности мы можем ожидать? То, что парусия будет явлением Христа в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 ). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным: …как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24:27 ). Ап. Павел говорит, что все эти события произойдут величественно: …Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба… ( 1 Фес.4:16 ). Здесь труба напоминает о созывании войска звуком трубы или о возвещении Юбилейного года, как это происходило у иудеев. Отношение людей ко Второму Пришествию будет различно: одни обрадуются и будут торжествовать, хулители же веры и злые грешники возрыдают, потому что Второе Пришествие означает для них вечный приговор и погибель. Христос говорит Своим ученикам: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше ( Лк.21:28 ). Христос приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших ( 2 Фес. 1:10 ), то есть, для святых Его Пришествие будет окончательным и совершенным прославлением, для простых верующих – потрясением и надеждой на Спасение, для грешников – осуждением. Поэтому в этот момент, осознав, что придется держать отчет за свою жизнь перед Богом, восплачутся все племена земные… ( Мф. 24:30 ). Далее произойдет всеобщее воскресение из мертвых. Это не метафора, не поэтический оборот речи, это твердое убеждение христиан, и основывается оно на уникальнейшем событии реального Воскресения из мертвых Иисуса Христа. Часто, когда я совершаю отпевание, я говорю собравшимся у гроба людям, что сейчас мы свидетели того факта, что у нашего любимого человека душа отделилась от тела. Потом я рассказываю о том, как по учению Православной Церкви душа будет жить в этом состоянии в мире ином.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010