Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Встреча прор. Илии с Елисеем. Роспись в ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. Е. был родом, по-видимому, из Авел-Мехолы; он упоминается в 3 Цар 19. 16, где Господь повелевает прор. Илии: «...Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя». Прор. Илия нашел Е. и, «проходя мимо него, бросил на него милоть свою» (3 Цар 19. 19). После этого Е. «пошел за Илиею, и стал служить ему» (3 Цар 19. 21). Перед тем как прор. Илия был вознесен Господом на небо, он сказал Е.: «...проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя»; просьба Е. была следующая: «...дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар 2. 9). Е. стал свидетелем вознесения прор. Илии на небо: когда за Илией явилась огненная колесница, чтобы вознести его, Е., смотря ему вслед, воскликнул: «...отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар 2. 12). После этого Е. получил дар чудотворения; взяв милоть Илии, он ударил ею по воде р. Иордан, и она расступилась перед ним (4 Цар 2. 14) - т. о. Е. повторил чудо Илии (4 Цар 2. 8). По просьбе жителей Иерихона Е. бросил соль в воду бывшего рядом источника и «сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия» (4 Цар 2. 21). Придя затем в Вефиль, Е. страшно наказал живших там детей, насмехавшихся над ним: он «проклял их именем Господним», после чего они были растерзаны 2 медведицами (2 Цар 2. 23-24). Е. предсказывает победу над моавитянами израильскому царю Иораму и его союзнику, иудейскому царю Иосафату, посоветовав им перед битвой вырыть в долине рвы для воды. Увидев рядом со станом израильским воду, моавитяне в лучах утреннего солнца приняли ее за кровь и, решив, что 2 царя устроили междоусобицу, в к-рой погибло их войско, пришли к израильскому стану. Израильтяне неожиданно напали на моавитян и победили их (4 Цар 3). В др. раз Е. сообщил израильскому царю о расположении враждебного сир. войска, однако запретил ему убивать врагов, которых Бог по его молитве поразил слепотой (4 Цар 6. 18), и вместо этого «приготовил им большой обед, и они ели и пили» (4 Цар 6. 23).

http://pravenc.ru/text/189853.html

Мы радуемся еще и тому, что благодарные Христу и любящие Его последователи собрались вокруг святого тела и совершили погребение. Вот Иосиф из Аримафеи, богатый человек и честный член совета. Он ждал Царства Божия и был учеником Иисуса. Ему не дают покоя желание и мысль доказать Спасителю свою сердечную и признательную любовь к Нему, по крайней мере, во время Его смерти. Он не спрашивает о том, не рискует ли он своей честью и почетом у людей. Он не печалится, что таким образом навлечет на себя народную ненависть. Он не боится, что тем вооружит против себя и членов синедриона, и товарищей по службе и по положению. Он свободно, открыто, словом и делом хочет доказать свою любовь к Спасителю. Посему он осмелился, как весьма характерно выражается о нем евангелист ( Мк. 15, 43 ), пойти в город, войти во дворец наместника и просить тела Иисуса, чтобы воздать Ему последнюю честь. Пилат тотчас дал позволение. И в том, что этот жестокий и алчный человек, вопреки своему обыкновению в таких случаях, не только не требует громадных денег за тело, но без дальнейших разговоров отдает Его просителю, мы видим глубокое впечатление, какое произвел на него Иисус. Исполненный радости, Иосиф Аримафейский снова спешит к Лобному месту, чтобы снять с креста и совершить погребение тела своего возлюбленного Учителя и Господа. К нему присоединяется другой приверженец Спасителя с намерением помочь Иосифу в его добром деле. Это Никодим, один из начальников иудейских, приходивший прежде ночью к Иисусу. Сказанное однажды ему Господом слово о возрождении и вознесенной в пустыне змее, подобно семени, закоренилось в его сердце. Он уже раз засвидетельствовал об этом, когда осмелился в синедрионе задать осторожный вопрос: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» ( Ин. 7, 51 ). Тогда фарисеи на это сказали ему: «И ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» и он испуганно замолчал. Но теперь, когда он увидел Сына Человеческого вознесенным, согласно Его предсказанию о Самом Себе, на крест, он не может и не хочет скрывать своей веры в Него. Он купил в большом количестве смирны и алоя, чтобы помазать дорогое Тело Господа, и идет с ними, и помогает Иосифу в его деле любви. Оба они снимают вместе с креста Тело, помазывают и натирают его дорогими благовониями, обвивают его льняной пеленой и, таким образом, приготовляют Его к погребению. У Иосифа Аримафейского вблизи Голгофы был сад. Там, в скале, он высек для самого себя гроб. В этот гроб они и положили святое и дорогое Тело. Благочестивые жены также последовали за ними и сидели рядом с гробом, смотрели и орошали слезами место, где погребен их возлюбленный Господь и Учитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

На Его глазах многие богачи опускали в церковную кружку большие суммы денег. Но вот к сокровищнице подошла одна бедная вдова и положила в нее всего две лепты, что составляет мелкую римскую монету кодрант. Такой дар мог казаться людям не стоящим никакого внимания. Но Сердцеведец Господь указал Своим ученикам именно на это скромное приношение бедной женщины. Господь оценил эту жертву по внутреннему ее достоинству. Подозвав к Себе учеников, Спаситель сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». Бог измеряет приношение не суммами пожертвованного, а силой любви, с которой жертва приносится. С чистым сердцем и горячей любовью к Богу подошла эта вдова к сокровищнице и, не задумываясь, отдала все, что имела. Встреча с еллинами. Ин. 12:20–50 Среди народа, окружавшего Христа в храме, находились и греки. Это были, вероятно, прозелиты, так как, по свидетельству евангелиста Иоанна Богослова, они пришли в Иерусалим к празднику Пасхи «на поклонение». Пробравшись в толпе к ученикам Христовым, они обратились к апостолу Филиппу с просьбой: «Господин! нам хочется видеть Иисуса». Филипп сначала посоветовался с апостолом Андреем, так как придавал этой встрече большое значение, а затем они вместе сообщили Иисусу о желании греков видеть Его. До сих пор вся деятельность Христа была направлена к спасению народа израильского. Посылая в первый раз апостолов на проповедь, Он сказал им: «К язычникам не ходите, а идите к погибшим овцам дома Израилева». Но из этого еще нельзя заключать, что Христос ограничивал Свою миссию только обращением евреев. Господь в то же время говорил: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привести! и они услышат голос Мой. и будет одно стадо и один Пастырь?» На вопрос же о том, когда именно «овцы не сего двора» (т. е. не евреи) будут привлечены Иисусом и услышат Его голос, Он Сам ответил: «Когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

На кресте заметить это нетрудно. Как только человек перестает без конца двигаться вверх-вниз, значит, он не дышит, значит, он умер…» Невероятный парадокс: унизительная мучительная смерть, и она же – Возвышение и Прославление Иисуса! Перечитайте строчку, с которой я начал эту главку, и обратите внимание: Иисус распят как Царь (и об этом же, по иронии судьбы или по Промыслу Божию, говорит табличка над Его головой) – Он посреди двух, как царь, восседает на троне в окружении свиты. Это не случайная ассоциация. Евангелисты, и особенно Иоанн, большое значение придают Смерти Иисуса как пути к Прославлению. Можно даже сказать, что Евангелист Иоанн Крестную Смерть понимает в первую очередь как способ Прославления. Иоанн часто использует глагол ипсо – возвышать, прославлять. Этот глагол используется и при описании Крестной Смерти, и при описании Вознесения и Славы Иисуса. Иоанн в такой форме передает слова Христа: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому ( Ин. 3:14 ); Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я… ( Ин. 12:32 ). История Страстей в изложении Иоанна – вся наполнена образами полномочной власти Иисуса. Иисус заранее знает предателя ( Ин. 6:70 ) и Сам стремится ускорить событие ( Ин. 13:27 ). При аресте роль Иуды и воинов сводится к нулю: Иисус Сам предает Себя в их руки, ответив формулой самооткровения: «Это Я», и оговаривает, чтобы отпустили Его учеников. На суде у Пилата Иисус предстает как Царь и даже берет на Себя роль судьи ( Ин. 18:28–19:16 ). Не прося никого о помощи, Он Сам несет Крест и уже на Кресте проявляет заботу о Матери и учениках. Прежде чем воины перебивают Ему голени, Он умирает по собственному волеизъявлению. Рефрен всего повествования Иоанна о Страстях Христовых – Его слова: Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ( Ин. 10:18 ). Итак, Иисус вознесен на Крест. Он наг и окровавлен, пришпилен ко Кресту, оплеван, осмеян, «нормальные» люди уже отвернулись от Него, забыли Его и спешат по своим делам.

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

На третий день Христос воскрес и Своим воскресением разрушил власть ада и вывел из него тех, кто ждал Его пришествия, а также тех, кто принял весть о спасении. Отныне ад не имеет власти над последователями Христа, живущими по Его заповедям. В ад может попасть только тот, кто сам отверг путь спасения. Сошествие во ад      Символ веры говорит, что Спаситель воскрес в третий день, согласно с Писанием. Какие тексты Писания говорят нам о воскресении? Во-первых, Сам Господь Иисус Христос постоянно говорил о Своем будущем воскресении, предсказывал его. Достаточно вспомнить Евангелие: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16, 21). Предсказания Христа о Своем воскресении из мертвых содержатся во всех четырех Евангелиях. Что касается ветхозаветных пророчеств, здесь в первую очередь можно привести слова пророка Давида, сказанные от лица Мессии Отцу: Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс 15, 10). Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита было прообразом смерти и воскресения Спасителя . Господь Сам говорит об этом: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12, 40). Пророк Иоана      После Своего воскресения Господь неоднократно являлся Своим ученикам: Марии Магдалине, другим женам-мироносицам, апостолу Петру, двум ученикам (Луке и Клеопе) по дороге в Эммаус, одиннадцати ученикам, позже двенадцати ученикам, семи ученикам на берегу Тивериадского моря, пятистам последователям, апостолу Иакову (см.: 1 Кор 15, 16), апостолам в день вознесения . Мы так подробно написали об этом, чтобы показать: величайшее чудо воскресения засвидетельствовали многие люди, которые впоследствии стали проповедниками христианства. Пещеру, где было погребено тело Христа, охранял специально отобранный отряд римских воинов. Если бы ученики Христовы пришли ночью унести Его тело, как говорили потом иудеи, хоть один из них заметил бы их и задержал бы. Мы знаем: даже после того, как гробница опустела и иудеи сказали, что тело похитили ученики, никто из последователей Христа не был схвачен и допрошен. Пещеру закрывал большой, тяжелый камень, который бесшумно невозможно отвалить. Если бы тело Иисуса забрали Его враги, то, конечно, они не стали бы скрывать этого факта и очень скоро показали бы его народу, чтобы опровергнуть прижизненные свидетельства Христа о Своем воскресении.

http://pravoslavie.ru/104596.html

Народ обязан исполнить весь закон; а Бог должен за это даровать спасение. Как видим, мессианизм здесь был постулатом практическая разума; а не так, как в апокалиптике – удовлетворением порывов к небу связать союз с Богом, с Небом, разорванный суровыми законниками, детерминистами, учителями о роке, – стремлением святого беспокойства, тоскливого чувства: взяша Господа моего, и не вем, где положиша Его“ – найти путь к Живому Богу и откровению Его чрез Сына Человеческого, грядущего с неба. Для национально-политического или рационалистического направления нужно было прежде всего спасение народа, как доказательство силы Иеговы Бога Израилева пред богами других народов, как награда по договору за исполнение тех заповедей, которые и дарованы были в таком большом количестве лишь за тем, чтобы народ имел тем больше прав на награду 490 . При таком взгляде на дело национальные элементы в будущих ожиданиях необходимо должны были выдвинуться на 1-й план. Вполне естественно и понятно, при чтении пророков лицами этого направления преимущественно были усвоены, в противоположность апокалиптикам, чаяния их, относящиеся к жизненно-практической стороне народа иудейского, как такого. Мессия для них был дорог не как откровение живого Бога, а как носитель великих благ для своего народа. Поэтому не удивительно, что за деревьями будущих благ забывается иногда и Мессия (как, напр., в кн. Юбилеев, Вознесении Моисея и др.). – Первым литературным памятником, где дает себя знать рациональное направление, является кн. Сираха. В ней именно проводится идея о законе, как главнейшем источнике спасения и не упоминается о Мессия. Сильно себя дает знать национально-политическое направление в книгах Варуха и Товита 491 . В книге Варуха, напр., читаем: „Дерзай, народ мой, памятник Израиля. Вы преданы язычникам не на погибель, но за то, что вы прогневали Бога, вы преданы врагам .. Дети! потерпите постигший вас от Бога гнев: преследовал тебя враг, но ты скоро увидишь погибель его и наступишь ему на шею“ (IV, 5–6, 25, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Наступила пасхальная суббота и с ней во всем Иерусалиме тишина и безмолвие. Одни враги Христовы не знали покоя. Рано утром собрались они к Пилату и сказали ему: – Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его, и не сказали народу: «Воскрес из мертвых». И будет последний обман хуже первого. Пилат отвечал: – Имеете стражу, пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и, приложив печать свою ко входу в гробницу, поставили при ней воинскую стражу. IV. История пребывания Иисуса Христа на земле от Воскресения до Вознесения Его на небо § 102. Воскресение Иисуса Христа Лk. XXIV:1–11 . Mф. XXVIII:1–15 . Mk. XVI:1–8 . Ин. ХХ:1 . Суббота кончилась, наступил третий день после смерти Иисусовой. Поставленные первосвященниками воины продолжали стоять и стеречь божественного Мертвеца. Но вот, в глубокое утро, сделалось вдруг землетрясение; с неба сошел Ангел Господень и, отвалив от гроба камень, сел на нем. Лик небожителя блистал как молния; одеяние же его было бело как снег. Воины затрепетали и помертвели от страха; но, опомнясь, тотчас бросились бежать. Господь восстал от гроба. Пришедши в город, воины рассказали первосвященникам обо всем, что случилось. Убийцы Христовы смутились и немедленно пригласили к себе старейшин. Посоветовавшись между собою, они призвали воинов и, дав им значительную сумму денег, сказали: – Говорите всем, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. Если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим. Воины, получив деньги, поступили, как им было приказано, и распространили но Иудее нелепый слух о мнимом похищении учениками тела Иисусова. Между тем, вовсе не зная о страже, поставленной у гроба Христова, Мария Магдалина, Мария Иосиева, Саломия и с ними некоторые другие с первыми лучами солнца отправились туда с купленными ароматами. На дороге, вспомнив о большом камне, которым завалена была гробовая пещера, они с беспокойством между собою рассуждали:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

нежели то, которое сегодня совершаем мы. Для них крещение было возможностью войти в число спасаемой общины Народа Божия. Скоро Суд, грядет Мессия и люди, которые раскаются, могут влиться в число людей встречающих Мессию. А наше Таинство Крещения имеет другое значение. Через христианское Крещение человек соединяется со Иисусом Христом. Поэтому все, крестившиеся от Иоанна, при вступлении в Церковь должны были креститься заново – это два совершенно разных действия. Во вторых: Христос очень спешил в Своей проповеди. Посылая Апостолов проповедовать иудеям о Пришествии Мессии, Христос дает вот такое очень странное повеление: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха…» ( Мф. 10, 9-10 ). Как говорят ученые-библеисты, это свидетельствует о том, что служение Апостолов должно проходить в большой спешке. Им не следует отягощаться, делать запасы. Бегите из поселка в поселок, из города в город! Времени мало, нужно охватить свидетельством о явившемся Посланце Божием как можно большее количество людей. К тому времени, когда Христос въедет в Иерусалим, когда Его распнут, когда Он Воскреснет, люди уже должны ориентироваться в вопросе – что, собственно, происходит, Кто это? Тогда они смогут воспринять Смерть Его как потрясающее исполнение пророчеств Исаии об Агнце, берущем на себя грехи мира. Тогда и пустой Гроб люди смогут осмыслить как ошеломительное откровение Тайны победы Бога над смертью. Наконец, третье: Если бы Христос собирался проповедовать долгие годы (до старости), конечно, все происходило бы без спешки, подробней, серьезней. Если в первые десятилетия после Воскресения и Вознесения Христа, принимая христианство, люди готовились скоро встретить Его вновь, во Втором Славном Пришествии, то время показало, что Господь не спешит приходить на землю для Суда. Апостол Петр, например, так объяснял это недоумевающим христианам: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день

http://azbyka.ru/parkhomenko/katexizaciy...

«Непостоянный» (по-гречески астектос) – неудержимый, тот, кому нельзя противостоять, нестерпимый. Не искушенная растлением в рождении, и всеискусному Слову давшая взаймы плоть, Матерь безмужная, Дева Богородица, приют для Неудержимого, жилище Невместимого – Создателя Твоего, Тебя величаем. Тропарь 1. На палящей древле огненней колеснице Ревнитель огнедохновенныи радуяся носим, проповеда еже ныне воссиявшее дохновение свыше апостолом, от негоже освящьшеся, Троицу всем сказаша. «Ревнитель огнедохновенный» – пророк Илия, чья поистине огненная ревность о защите истинной веры – общеизвестна. 4-я книга Царств, где повествуется о вознесении Илии на огненной колеснице на небо, не говорит о том, что он при этом пророчествовал. И здесь имеется в виду не это. Само имя Илии потребовалось поэту, чтобы напомнить слушателям другой эпизод его жизни, а именно, явление Ему Бога на горе Хорив. Ангел Господень, явившийся Илии, оповестил его о предстоящем ему явлении в следующих словах. «И сказал (Ангел): выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; и после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь, после землетрясения огонь, но не в огне Господь; и после огня веяние тихого ветра, и там Господь» ( 3Цар.19:11–12 ). Мысль такова: один и тот же Святой Дух действовал во пророках, общим олицетворением которых выбран Илия, и в апостолах. И даже внешне это наитие Духа выглядит подобно в обоих случаях: после бури и огня – пришествие тонкого «дохновения (т.е. дуновения) свыше» . Но ветхозаветное Богоявление Духа есть прообраз истины, исполнившейся в пришествии Христа и даровании Утешителя. И учение о Троице, которое прежде не было проповедано ясно, теперь через апостолов, получивших освящение Духа, открывается всему миру. В древности, с радостию возносясь на пылающей огнем колеснице, исполненный огненного духа Ревнитель возвещал ныне осиявшее свыше апостолов дуновение, освятившись которым, они проповедали всем Троицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Несмотря на то, что они и отстали от вас, они все – таки не молчат, но даже прежде других рассказывает о вас. Если же так поступают они, то нельзя не доверять нашим словам. Что значит: " какой вход имели мы к вам? " То, что он был соединен с опасностями, с тысячею смертей, и однако ничто вас не возмутило, напротив, – вы обращались с нами так, как будто бы ничего не случилось, вы приняли нас после этого так, как будто не претерпели никакого зла, а насладились бесчисленными благами. Упоминаемый здесь вход был вторичный. Именно, (апостол и его спутники) _отправились (из Фессалоники) в Веррию, будучи преследуемы, и впоследствии, пришедши опять (к фессалоникийцам), так были приняты ими, что и сами (фессалоникийцы) были почтены (апостолами), так что эти последние готовы были положить за них свою душу. Следовательно, значение выражения: " какой вход имели мы к вам " – обоюдно: оно содержит в себе похвалу и апостолу с его спутниками и фессалоникийцам, но апостол обратил его в похвалу фессалоникийцев. " Как " , – говорит он , – " вы обратились к Богу от идолов, [чтобы] служить Богу живому и истинному " , то есть, – вы обратились весьма легко, с большой готовностью, и не чувствовали нужды в особенном усилии для того, чтобы решиться служить Богу живому и истинному. К этому (апостол) присоединил и увещание, делая чрез это свою речь менее тяжелой. " И ожидать " , – говорит, – " с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева " . " И ожидать с небес Сына Его " – Того, Который был распят, Который был погребен, поэтому, поясняя сказанное, он прибавляет: " Которого Он воскресил из мертвых " . Видишь все вместе: и воскресение, и вознесение, и второе пришествие, суд, воздаяние праведным и наказание злых? " Иисуса " , – говорит, – " избавляющего нас от грядущего гнева " . Здесь и ободрение, и утешение, и наставление для них. Если (Бог) воскресил Его из мертвых, если Он на небесах, и придет оттуда (а вы уверовали, что это действительно так, потому что, не уверовав, вы не перенесли бы таких страданий), то в этом заключается уже достаточное ободрение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010