И знаем мы, что он ошибся в этой надежде своей и насколько ошибся в ней. Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее, – сказал Господь, к разочарованию, горю и озлоблению слушавшего диавола, дав при этом и первоевангелие о Спасителе: Той твою блюсти будет главу 198 , и ты блюсти будеши его пяту ( Быт.3:15 ). И вот на эту вражду, с отражением ее на обеих сторонах, и указывало видение Иоанну второго коня, огненно-красного; выразительный символ, как указывалось выше, борьбы кровавой. И борьба эта кровава и тягостна для обеих сторон. Она тягостна до крови для подвижников добра, ибо до пота, слез и крови должны бороться они против врага уже в самом себе, распиная плоть свою со страстьми ее и похотьми ( Гал.5:24 ). Но «кто сеет ветер, тот пожнет бурю» (см.: Ос.8:7 ): страдания и беды не меньше пали и на другую сторону. В своей массе падшее человечество, поработившись диаволу и греху, ядом его исказило, изуродовало и обезобразило всю свою природу. Отсюда злобно­вражеские, эгоистически-отталкивающие и гордо задирающие других настроения проникают собой всю взаимную жизнь – и международные, и междуродовые, и сословные, и даже семейные и личные отношения падших людей между собой. И отсюда дано было сидящему (на рыжем коне) взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. Этот большой меч, несомненно, растет и растет. О нем, по всей вероятности, сказал Господь в евангельские дни, когда вразумлял и апостолов, чтоб не мечтали они о легком и поверхностном мире: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч ( Мф.10:34 ) – разделение ( Лк.12:51 ), и будет так до той поры, когда настанет война всех против всех: Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство... и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга... по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ( Мф.24:7, 10, 12 ). Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое ( Мк.13:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Сам Господь чрез Моисея повелел Аарону первосвященнику и сыновьям его священникам благословлять народ, причем указал для этого особенные изречения: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! (Чис. 6, 22-26) - вот каково повеление Божие. Что касается силы священнического благословения, то ее указал и о ней свидетельствовал Сам Господь. Облекая священников властью благословлять народ, Он присовокупляет: так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их (Чис. 6, 27); следовательно, иереи чрез свое благословение преподавали достойным благословение Божие. Это ветхозаветное благословение для нас, сынов Церкви новозаветной, получило силу и значение с того времени, когда Сам Спаситель наш, Господь Иисус Христос, на горе Елеонской, в день вознесения Своего на небо, воздвиг руки Свои и благословил учеников (Лк. 24, 50). Подражая Пастыреначальнику своему, и пастыри христианские начали воздвигать руки свои, преподавать благословение людям и благословением освящать вещи. А так как пастыри действуют властью и именем Иисуса Христа, то они стали слагать персты для благословения так, чтобы в самом сложении их изображалось имя Иисуса Христа; стали, по подобию ветхозаветных священников, возлагать имя Господне на сынов нового Израиля и благословлять народ Господень именем Его (Сир. 45, 19); именно: как в ветхозаветном благословении сложением перстов священнических изображалось имя Иеговы (Господа), так и новозаветные священники стали указательный перст протягивать и при нем большой средний сгибать, чрез что первым изображается буква I, а вторым буква С, и таким образом начертывалось имя Иисус под титлом IC, большой же перст стали класть поперек меньшего среднего, чрез что изображается буква X, а последний малый сгибать, чем означается буква С, и так происходит Христос под титлом ХС. У нас, православных, во всем напоминается святое и спасительное имя Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1371...

Что касается силы священнического благословения, то ее указал и о ней свидетельствовал Сам Господь. Облекая священников властию благословлять народ, Он присовокупляет: «Так пусть призывают Имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» ( Чис.6:27 ); следовательно, иереи чрез свое благословение преподавали достойным благословение Божие. А в книге Левит мы читаем: «И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его... Моисей и Аарон... вышли и благословили народ. И явилась Слава Господня всему народу: и вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук» ( Лев.9:22–24 ). При этом нужно заметить, что право преподавать всему народу такое благословение принадлежало лишь священству или священникам – лицам богоизбранным и имеющим на то особую от Бога дарованную власть; только цари в особенных, чрезвычайных случаях благословляли народ, но это потому, что они были помазанники Божии. б) Это ветхозаветное благословение для нас, сынов Церкви новозаветной, получило силу и значение с того времени, когда Сам Спаситель наш, Господь Иисус Христос, на горе Елеонской, в день Вознесения Своего на небо, воздвиг руки Свои и благословил учеников ( Лк.24:50 ). Подражая Пастыреначальнику своему, и пастыри христианские начали воздвигать руки свои, преподавать благословение людям и благословением освящать вещи. А так как пастыри действуют властию и Именем Иисуса Христа, то они стали слагать персты для благословения так, чтобы в самом сложении их изображалось Имя Иисуса Христа; стали, по подобию ветхозаветных священников возлагать Имя Господне на сынов нового Израиля и благословлять народ Господень Именем Его ( Сир.45:19 ), именно: как в ветхозаветном благословении сложением перстов священнических изображалось Имя Иеговы (Господа), так и новозаветные священники стали указательный перст протягивать и при нем большой средний сгибать, так что первым изображается буква I , а вторым буква С , и таким образом начертывается имя Иисус под титлом IC , большой же перст стали класть поперек меньшего среднего, так что изображается буква X , а последний малый сгибать, чем означается буква С , и так происходит имя Христос под титлом ХС . У нас, православных, во всем напоминается святое и спасительное имя Иисуса Христа. Священники же католические и пасторы лютеранские продолжают слагать персты при благословении по примеру ветхозаветному.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

19 августа 2000 года Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. О почитании Божией Матери Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Апостол и евангелист Лука в начале своего Евангелия говорит, что, составляя его, он опрашивал многих свидетелей, притом опрашивал «испытно», то есть исследуя и сравнивая их рассказы. Поэтому Евангелие от Луки, помимо того что оно написано, как и все Священное Писание, действием Святого Духа, имеет в себе еще и некоторый исторический, критический элемент. Оно излагает события последовательно, и притом в большем объеме по сравнению с прочими Евангелиями. Апостол и евангелист Лука больше других рассказывает и о Божией Матери, хотя нам кажется, что и он говорит очень мало. Причина такого немногословия евангелистов кроется, может быть, в смирении, а выражаясь современным языком, в необыкновенной скромности Пресвятой Богородицы. Она рассказывала о Господе, а о Себе почти ничего не говорила — об этом мы только догадываемся. Поэтому в праздники в честь Божией Матери всегда читается одно и то же Евангелие: то, которое мы слышали сегодня. В этом евангельском чтении говорится о том, как женщина, слушая необыкновенную проповедь Спасителя, пришла в восхищение и воскликнула: «Блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» (ст. 27), прославив таким образом Божию Матерь, носившую в Себе Господа Иисуса Христа. И если еще во время земной жизни Спасителя, до Его страданий, необычайного Воскресения и Вознесения на небеса, до сошествия Святого Духа — то есть еще до Его необыкновенного Божественного прославления — эта женщина, имя которой до нас не дошло, так восхвалила Божию Матерь, то как же нужно прославлять Пресвятую Деву нам — людям, которым уже все известно о Господе! Мы в полной мере знаем, что Он не какой-то необыкновенный пророк и чудотворец, а воистину Сын Божий.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

1–2). «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» – в этом образе змия нельзя не видеть «древнего змия, называемого «дьяволом и сатаною», о котором говорится ниже (ст. 9). Красно-багровый цвет означает кровожадную лютость его, семью головами обозначается крайняя хитрость и коварство его (в противоположность семи духам Божиим, или семи дарам Святого Духа); 10 рогов – злая мощь и сила его, направляемые против 10 заповедей Закона Божия; венцы на головах его означают царственную власть дьявола в его мрачном царстве. В приложении к истории Церкви некоторые видят в этих 7 венцах семь царей, восставших против Церкви, а в 10 рогах –10 гонений на Церковь (ст. 3). «Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю» – под этими звёздами, которые увлёк за собой дьявол к падению, толкователи понимают падших ангелов, или демонов. Под ними понимаются также предстоятели церквей и учители, совращённые сатанинскою силою. «Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца» – «дьявол всегда вооружается против Церкви, усиленно домогаясь сделать возрождаемых своею пищей» (св. Андрей) (ст. 4). «И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным» – образ Иисуса Христа, ибо, как говорит св. Андрей, «в лице крещаемых Церковь непрестанно рождает Христа, как, по апостолу, «в них изображаемого даже до полного возраста Христова» ( Еф. 4:13 ). И св. Ипполит говорит также, что « Церковь не перестанет рождать из сердца Слово, которое гонимо в мире неверными» – Церковь всегда рождает людям Христа, Которого с самого начала ещё, в лице Ирода, стремился пожрать сатана (ст. 5). «И восхищено было дитя её к Богу, и престолу Его» – так Господь Иисус Христос восхищён был на небо в день славного Вознесения Своего и воссел на престоле Отца Своего, одесную Его; так и все святые, в которых воображается Христос, восхищаются к Богу, чтобы не быть побеждёнными от искушений, превышающих силы их; так и все христиане последних времён восхищены будут «в сретение Господне на воздусех» ( 1Сол. 4:17 ) (ст. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

26: 31). Блаженный Феодорит Кирский так комментирует его: «Поелику сказал: воззрят на Меня, Егоже прободоша, то, чтобы не подать мысли, будто бы против воли претерпел Он спасительное страдание, научает через пророка, что добровольно пришел и « смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2: 8). Посему-то пророческое слово изображает Божественное соизволение и показывает, что меч слышит сперва дозволение Отца, потом устремляется на Пастыря, а после Него на граждан, или, по переводу Акилы, на соплеменников Его; потому что после Владыки устремлялся и на священных Апостолов и преемствовавших им проповедников» т. 30, с. 120]. За поражением Пастыря следует разделение людей: « И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: “это Мой народ”, и они скажут: “Господь – Бог мой!”» (Зах. 13: 8–9). «Сие предрек Бог и устами богомудрого Захарии, а именно, что две части истреблены будут за неверие, третья же, будучи пережжена в искушениях и оказавшаяся добротною, наименуется Его народом, Его именуя Господом и Богом. Сие говорит Бог и устами другого пророка: “и аще” будет число сынов Израилевых “яко песок морской, останок их спасется” (Ис. 10: 22)», – пишет блаженный Феодорит т. 30, с. 121]. Диалог, который звучит в конце этого пророческого речения, несомненно, указывает нам на отношения Завета (ср. Ос. 2: 23). Следующее пророчество читается в качестве паремии на праздник Вознесения Господня: « И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку» (Зах. 14: 4). Но этим пророчество не ограничивается. В контексте речь идет о Дне Господнем: « Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

3 . Когда же третий пятидесяток со смирением, и поклоном, и страхом пришли к Илии и просили прийти к царю, тогда Илия пришел и сказал царю: За то, что ты посылал вопрошать Веельзевула – умрешь, и умер царь богоотступник по слову Господню ( 4Цар.1:1317 ). 4 . Тогда были сыны пророческие в Вефиле, Иерихоне, и они знали от Бога о вознесении Илии на небо и ходили за ним, желая видеть чудо ( 4Цар.2:3 ). 5 . Илия же взял милоть свою и ударил по воде, и Иордан расступился, и посуху Илия и Елисей перешли реку ( 4Цар.2:8 ). 6 . Елисей просил у Бога Духа, который на Илии есть, дать ему вдвойне, и получил ( 4Цар.2:9 ) 7 . И явилась колесница огненная, и кони огненные и в вихре понесли Илию живым на небо ( 4Цар.2:11 ). 8 . Елисей же милотию Илииною ударил по воде Иордана и воззвал: Где Господь, Бог Илии, – Он Самый со мною – и расступилась, и перешел Елисей, и пятьдесят сынов пророков видели чудо и сказали: Опочил дух Илии на Елисее, и поклонились пророку Божию ( 4Цар.2:1415 ). 9 . Просили жители Иерихона: Вода у нас нехороша и земля бесплодна, и пророк бросил соли к истоку воды и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою ( 4Цар.2:1922 ). 10 . Елисей извел воду в пустыне и напоил большое войско трех царей – Иудейское, Израильское и Едомское – и предсказал им победу над Моавом ( 4Цар.3:1620 ). 11 . И повелел Елисей бедной вдове взять много пустых сосудов, и наполнились все сосуды маслом, и вдова заплатила долг и жила в довольстве потом с сыновьями своими ( 4Цар.4:17 ). 12 . В Сонаме женщина часто питала пророка в доме своем, а была бесплодна, и Елисей сказал ей: Через год ты будешь держать на руках сына, и был у нее сын ( 4Цар.4:817 ). 13 . Когда отрок этот умер, Елисей согрел лицом своим отрока и молился, и воскресил его, и отдал живым матери его ( 4Цар.4:3435 ). 14 . И еще чудо сотворил Елисей. Он во время голода сказал варить похлебку из диких плодов, и она была ядовитой, и он посыпал муки туда и была похлебка доброй и вкусной ( 4Цар.4:3841 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

42:5-6). Поревнуем такому мужеству, такой кротости праведника, жившего до закона и благодати, и мы, живущие после закона и по благодати, — чтобы вместе с ним сподобиться вечных обителей, которых и да сподобимся все мы получить благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.  1. После страшных, способных привести в трепет и сокрушить самый адамант, предсказаний о будущей участи апостолов по распятии, воскресении и вознесении Его, — Спаситель опять переходит к речи более успокоительного свойства, чтобы дать этим подвижникам возможность вздохнуть и доставить им великое ободрение. Именно — Он не повелевает гонимым вступать в борьбу с гонителями, но убегать от них. И так как это было только еще началом для них и предначатием, то Спаситель и говорит к ним гораздо снисходительнее. Господь говорит не о тех гонениях, которые имели быть после, но о тех, которые долженствовали быть прежде распятия и страдания Его, что и показал словами: " не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий " . Итак, чтобы ученики не говорили: а что, если мы убежим от гонителей куда-нибудь, а они и там найдут нас и опять будут преследовать, — Спаситель, уничтожая такой страх, говорит: вы не успеете обойти Палестины, как Я тотчас приду к вам. Смотри опять, как и в данном случае, Он не уничтожает бедствий, а только является помощником во время опасностей. Он не сказал: Я избавлю вас и прекращу гонения; но что? — " не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий " . И подлинно, для утешения их довольно было того, чтобы только увидеть Его. Итак, смотри, как Он не все и не везде предоставляет благодати, но повелевает им нечто присовокуплять и от себя. Если, говорит Он, вы боитесь, то бегайте; на что Он и указал словами: " бегите " , и: " не бойтесь " . И, однако же, Он не прежде повелевает им бежать, чем начнут их гнать; равным образом, и место назначает им не большое, а повелевает только обойти города израильские. После этого Он опять приготовляет их к другому роду любомудрия. Сперва Он освободил их от попечения о пище, потом от страха опасностей; а теперь освобождает от страха поношения. Освободил их от попечения о пище, когда сказал: " трудящийся достоин пропитания " (Матф. 10:10) и открыл, что многие будут принимать их; освободил от страха опасностей, когда сказал: " не заботьтесь, как или что сказать " (Матф. 10:19), и: " претерпевший же до конца спасется " (Матф. 10:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

5–13. Между событиями распространения христианства вне Иерусалима особенно было замечательно обращение ко Христу самарян, потому что они и по плотскому происхождению были не чистые потомки Авраама, а представляли смесь израильской и языческой крови, и по вере были раскольники, на которых правоверные иудеи смотрели с одинаковым презрением, как и на язычников. Поэтому-то дееписатель в пример того, как рассеявшиеся ходили и благовествовали слово, прежде всего и передает историю насаждения христианства среди самарян. Первым проповедником среди самарян веры Христовой был Филипп, один из семи диаконов (6, 5). Так как событие это было важно тем, собственно, что во Христа уверовали самаряне, то дееписатель не определяет точно, в какой именно город Самарии пришел Филипп, проповедуя Христа. В том городе, в который пришел Филипп с проповедью о Христе, народ единодушно внимал словам его. Такое одинаково сильное на всех действие проповедь Филиппа имела оттого, что она сопровождалась великими знамениями и чудесами. А так как, с одной стороны, проповедь его была проповедью о Мессии, о спасении, с другой – чудеса, которыми Господь подтверждал истинность его слова, все были благодеянием для народа, то была радость великая в том городе (ст. 8). До сих пор народ в этом городе был увлекаем учением одного волхва по имени Симон. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия, и именно потому, что он немалое время изумлял народ волхвованиями 14 . Но когда пришел Филипп, то и слово его было настолько сильно, и чудеса, которые он совершал, настолько были разительны, что все, и мужчины и женщины, оставили Симона и крестились, уверовав во Христа по благовестию Филиппа. Даже сам Симон волхв не мог не поддаться действию, какое производили проповедь и чудеса Филиппа на душу человека, и вместе с другими крестился. Впрочем, из последующей истории этого волхва не видно, чтобы христианская вера и крещение глубоко подействовали на его душу (ср.: ст. 18–24). Поэтому можно думать, что он или не искренно обратился ко Христу, лишь не смея идти против всеми признанной и очевидной истины и даже рассчитывая чрез крещение от Филиппа приобресть силу творить такие же чудеса, какие совершал благовестник Христов, или же он только минутно увлекся учением о Христе, увлекся умственно, а не сердечно. Обратившись к вере во Христа, он постоянно следовал за Филиппом, причем его, бывшего чародея, всего более занимали чудеса, какие совершал благовестник Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

6:16)” 74 . По закону она должна умереть, а по слову Иисуса может жить! Вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку кокну (2:18). Алой веревке, сохранившей жизнь Раав и ее дому, в традиционной экзегетике уделяется большое внимание: Отцы усматривают в ней яркий прообраз искупления, даруемого грешнику кровью Христа. Уже у мужей апостольских мы находим истолкование значения этого элемента в истории о Раав. “Притом дали ей знак, чтобы она свесила из дома своего красную веревку, — и тем показали, что всем верующим и уповающим на Бога будет искупление кровию Господа. Видите, возлюбленные, в этой жене была не только вера, но и пророчество” 75 . И согласно святому Иустину Мученику красная веревка — прообраз искупительной крови Христа: “…и знак красной веревки, который дали в Иерихоне блуднице Раав посланные Иисусом Навином соглядатаи также представлял символ крови Христа, посредством которой у всех народов бывшие прежде блудниками получают спасение, принявши оставление грехов и уже не согрешая более” 76 . Ориген пишет: “Она вешает красную веревку на своем доме, благодаря которой должна будет спастись при разрушении города. Она не получила никакого знака, кроме этого алого, который имел вид крови. Действительно, она знала, что нет ни для кого спасения, кроме как в крови Христа” 77 . Отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у неена кровле (2:6). И этот штрих не остался незамеченным древними церковными писателями. “Называется кровлей (sola­rium), потому что наполнена солнцем. А кто есть солнце сердца человеческого, если не Тот, о Ком сказано устами пророка: А для вас, благоговеющие пред именемМоим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его (Мал 4:2)? О том же восходящем солнце проповедует в Евангелии Захария: Посетил насВосток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной (Лк 1:78–79). Действительно, также и пророк Аввакум говорит о вознесении Христа и основании на Его заповедях Церкви, используя для этого образы солнца и луны так: Солнце и луна остановились на месте своем (Авв 3:11).

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010