571 Обстоятельный обзор сведений о различных категориях мавали и их положении в раннем исламе см. Juda, 1983. 572 Балаз., Ф., с. 321 (отсюда заимствованы сведения Кудамы б. Джa'фapa [Кудама, с. 324–325]). «Румяными» (aл-xaмpa') арабы обычно называли греков или всех византийцев, по-видимому, и дейлемцы воспринимались арабами как светлокожие. Другую группу aл-xaмpa', без определения их происхождения, ат-Табари упоминает до завоевания Казвина: они получили участок при основании Куфы вместе с племенами ийад, акк, абдалкайс и жителями Хаджара [Таб., I, с. 2995]. Возможно, это были дейлемиты, служившие в сасанидской армии и перешедшие на сторону арабов после падения Ктесифона. Впрочем, хронология раннего этапа завоеваний весьма неточна, и обе упомянутые группы могут быть одной и той же. 575 Согласно ал-Балазури, аз-зутт и ас-сийабиджа служили в сасанидской армии, попали в плен и приняли ислам [Балаз., Ф., с. 375]. 578 И. Абдрабб., т. 2, с. 90 (перевод отредактирован и уточнен по сравнению с приведенным мной ранее [Большаков, 1986, с. 434]). 581 Характерно, что отступничество неарабов каралось менее сурово, чем отступничество арабов, это показывает подавление восстания ал-Хиррита. 585 И. Ca'д, т. 5, с. 130, 344, т. 6, с. 247, т. 7, ч. 1, с. 114–129, 140–150; Фас., т. 1, с. 701–705, т. 2, с. 32–54, 54–64, 549–550. 589 Халифа, с. 251 (без даты); Балаз., т. 4А, с. 157–161 (60 г.х.); Таб., II, с. 186–188 (58 г.х.). Рассказывается, что Мирдас, находясь в тюрьме, так покорил тюремщика своей набожностью, что тот стал отпускать его под честное слово на ночь домой. Когда Убайдаллах решил на следующее утро казнить всех заключенных, тюремщик предупредил Мирдаса, чтобы он не возвращался. Мирдас не пожелал подводить своего благодетеля и вернулся в тюрьму. Тюремщик выпросил у Убайдаллаха его жизнь. Читать далее Источник: История Халифата/Большаков О. Г. ; Рос. акад. наук С.-Петерб. фил. Ин-та востоковедения. - Москва : Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2000-./Т. 3: Между двумя гражданскими войнами (656–696). – 2000. - 382 с.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Лавры 9; Яцимир. III; 2) Яцимир. I; 3) Яцимир. III, Троице Серг. 1-й. Кроме них есть еще четыре вопросо-ответа, которые не встречаются ни в одном из рассмотренных памятников: 1) Почто земл н скоты егтнъ цркви (чит . цареви) прнтжа 2) Како ё гла Гдъ къ Моисею: глн к сна и речешн к ннмъ: аще с и роди моужескъ полъ, нечистое боуде за седмь аще родить, женскъ полъ, нечиста вде за днеи. 3) Что ради многа живх ветсии. 4) Почто не помнлъ е Монсеи сътворени. Первому вопросо-ответу соответствует Феодорит Быт.107 , второму – Лев.14 , третьему – Быт.49 и четвертому – Быт.1–2 . Опять нужно заметить, что и здесь Феодорит является в особой редакции. Кроме того, нужно иметь в виду, что по сравнению с другими памятниками старый текст в иных случаях является переработанным, как например, вопросо-ответ=Кааф 5. Я упомянул выше, что в группе Троице-Сергеевского сборника второй вопросо-ответ имеет продолжение. Большаковский список нам указывает, что это есть особый вопросо-ответ, потерявший в Троицком списке свой вопрос – Како тресение Каиново у Феодорита соответствующий вопрос – Быт.42 – поставлен иначе. Из всего сказанного само собой вытекает вывод. Не может быть речи о влиянии Каафа или Изборника XIII в. на рассмотренную группу вопросо-ответов, так как она заключает в себе несколько таких вопросо-ответов, которые не находятся ни в том, ни в другом, но которые принадлежат тому же источнику, какому и вопросо-ответы Каафа и Изборника. Большаковский список имеет значение не потому, чтобы он отражал на себе влияние Каафа или Изборника, а потому, что он вместе с ними дополняет наши представления об их оригинале. Он выясняет не последующую историю Каафа или рассматриваемой группы Изборника, но предшествующую. Точно также на том же основании Большаковский список не может быть выводим ни из собрания в сборнике Яцимирского, ни из Троицкого и еще менее из «Словес Избранных». Группа Феодоритовых вопросо-ответов этого списка указывает на существование более древней группы, родственной всем указанным выше, но имевшей некоторые свои, не вошедшие в них вопросо-ответы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

Было не холодно, хотя и зябковато ногам в мокрой от росы траве и ветрено. Небо сплошь устилали набрякшие дождем облака, солнце с утра не показывалось; серый неприютный простор полнился неумолчным шорохом ветра в поле, невольно хотелось отвернуться от него, плотнее закутаться в ватник, не двигаться. Рядом на большаке, как всегда в эти дни, было пустынно и тихо, теперь тут мало ходили и никто уже не ездил. Если и появлялся редкий прохожий, то чаще с утра — какая-нибудь женщина из ближней деревни торопливо пробежит в местечко, обратно появится она только к вечеру. Эта устоявшаяся заброшенность дороги угнетала Степаниду, особенно после того, как недавно еще все тут ревело и стонало от машин, подвод, лошадей, бесчисленных колонн войск, денно и нощно тянувшихся на восток. Казалось, великому тому шествию не будет конца, а с ним не кончится и тревожная суета на хуторе. Известное дело, придорожная усадьба: какая надобность ни случись — у всех на глазах. Степанида с Петроком сбились с ног, встречая и провожая каждого, кто заезжал, забегал, останавливался, чтобы переобуться, напиться, передохнуть в зной под липами, покормить лошадей, перекусить самому, расспросить о дороге. Правда, однажды под вечер на большаке стало свободнее, движение заметно спало, готовое совсем прекратиться, машины уже не ехали, а строй красноармейцев, свернув с дороги, цепью рассыпался по картошке. Два командира, заехавшие на хутор, что-то долго рассматривали на карте; их боец-коновод попросил ведро напоить лошадей и сказал, что тут будет бой, оставаться на хуторе опасно. Испугавшись, Степанида накинула веревку на рога коровы и кустарниками подалась в Бараний Лог. На хуторе остался Петрок — усадьбу не годилось оставлять без присмотра. Натерпевшись немало страха, она просидела в березнячке ночь и половину следующего дня. После полудня загудели самолеты, тотчас содрогнулась земля, где-то забахало, застучало, и в небе за логом встал сизый столб дыма. Постепенно оправившись от испуга, Степанида поняла, что это далеко, на большаке, а может, и того дальше, в местечке. Вскоре, однако, все стихло, будто и не начиналось вовсе. Некоторое время выждав, она боязливо потащилась с коровой к хутору, не надеясь найти его в целости, да и живого Петрока тоже. Но хутор как ни в чем не бывало спокойно стоял под липами невдалеке от дороги, а во дворе, выбравшись из погреба, похаживал с соломой в бороденке ее Петрок, и ветер доносил из-за тына знакомый дымок его самокрутки.

http://azbyka.ru/fiction/znak-bedy-vasil...

В том же году принят в Союз писателей России. С 2006 — член экспертного совета при Совете Федераций, а с 2010 помощник члена Совета Федерации (сенатора) – первого заместителя председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации ФС РФ, Солонина Ю.Н.; в 2008 году Большаков принял участие в создании и вошёл в Совет Первого Конгресса Общественного просветительского движения России. Член Международного художественного фонда с 2009 года, а в 2019 году избран его президентом. В том же году принят в Московский Союз художников (МОСХ) и стал членом Союза журналистов и утвержден членом Общественного совета при Минкультуры РФ. Большаков награждён орденом Преподобного Сергия Радонежского Русской Православной Церкви, имеет свыше двух десятков общественных российских и иностранных наград. Сразу после защиты докторской диссертации началась активная педагогическая деятельность: с 1999 года по настоящее время Владимир Ильич профессор кафедры философии и социально-политических технологий РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, с 2000 – профессор и заведующий кафедрой «Основы гражданственности» Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, с 2013 по 2019 там же проректор по научной работе. Имея 40-летний научный и более чем 30-летний научно-педагогический стаж, уникальный опыт общественно-просветительской работы, Владимир Ильич и сегодня активно передает свои знания и авторские методики исследования студентам и аспирантам московских ВУЗов, наряду с общими курсами по социологии и политологии читает им оригинальные курсы «Грани русской цивилизации», «Основы гражданственности», «Динамика культурно-цивилизационного процесса», «Философия и методология науки», «Эстетика изобразительного искусства» и другие. Для педагога, философа или писателя – его слово есть его дело. На сегодня Владимир Ильич Большаков автор более 120 научных, научно-публицистических и учебно-методических публикаций, среди которых такие фундаментальные исследования и педагогические разработки, как монографии «По закону исторического возмездия», «Грани русской цивилизации», «Соборность российской государственности», «Какая власть угодна Богу», «Системный анализ российской государственности.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/04/revnit...

1 Считаю не лишним обозначить главные прюбретения Музея в повременном порядке, их поступления в Музей. В 1861–1863 гг. поступило: – Собрание масонских рукописей и книг (357), принадлежавших покойному графу С. С. Ланскому: оно приобретено покупкою «необыкновенно выгодно» при содействии профессора Ешевского (подробное обозрение собрания см. в Отчете до 1 янв. 1861 г., стр. 32–39). – Собрание рукописей и старопечатных книг при библиотеке А. С. Норова, пробретенной по Высочайшему соизволению за 17000 руб. из сумм государственного казначейства. – Собрание Славяно-Русских рукописей (210), приобретенное после смерти Т.Ф. Большакова (обозрение в Отчете, стр. 40–46), – Собрание Славянскпх рукописей (56), пожертвованных архим. Амфилохием, продолжавшим жертвовать рукописи в Музей и в следующие годы (Отч., стр. 46–47). – Собрание Славяно-Русских рукописей (46), принесенное в дар Музею купцом С.Т. Большаковым и «составляющее отличное дополнение» к означенному выше собранию Большакова-отца (Отч., стр. 47–48). – Собрание 128 фотографических снимков с Афонских рукописей и грамот, пожертвованное П. И. Севастьяновым. Кроме того, принято в Музей на правах пользования Собрание Греческих и Славянских рукописей и Славянских старопечатных книг П.И. Севастьянова (Отч., стр. 51–57) В 1864 г. – Дополнительное собрание Славяно-Русских рукописей Т.Ф. Большакова (всего вместе 370 рукописей), разнообразное и богатое замечательными произведениями письменности (Подробн, обозрение в Отчете 1864 г., стр. 2–8). – Собрание рукописей 1-й Московской гимназии, большею частью исторического содержания (Отч., стр. 8–9). – Подбор Славянских старопечатных книг из дублетов Императорской Публичной библиотекиˆВ 1865 г. – Собрание масонских рукописей и книг, принадлежавших, прежде графу С.С. Ланскому, а потом профессору С.В. Ешевскому (Отчет 1865 г., стр. 1–9). – Собрание подлинных Древнерусских грамот и актов исторического и юридического содержания, принесенное музею в дар д. т. с. П.А. Мухановым (Отчет 1865 г., стр. 9–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Как и большинство советских людей, он с воодушевлением встретил «ветер перемен», связанный с приходом во власть Михаила Горбачёва. Провозглашённые «перестройка» и «ускорение» наполнили надеждой, и Большаков написал большое письмо генеральному секретарю с научными выкладками по обновлению советской системы госуправления. Ответно в партийный комитет института позвонили из оргкотдела ЦК КПСС с приглашением на собеседование. Так Владимир Ильич познакомился с тогда инструктором ЦК, а вскоре ректором Высшей партийной школы ЦК КПСС, приближённым к ведущему «прорабу перестройки» Александру Яковлеву. Неожиданное столь короткое знакомство безымянного научного работника с главными деятелями нового будущего для Отечества быстро открыло ему глаза на то, что в этом «новом будущем» для России не было места русскому творчеству, самому русскому будущему. Реформы авторами изначально задумывались без опоры на национальные материальные и духовно-интеллектуальные ресурсы. Владимиру Ильичу виделось, что модели будущего должны строиться только на успешном национальном опыте. В то время он видел источник такого живого образчика национального социального и экономического творчества в опыте эмиграции, в частности, старообрядческой. И, главное, что ему стало понятно: его голос слышен, его мнение учитываемо, его ум и талант на заметке. Другое дело — внимают ли ему? Принимают ли его? Но это уже идейное противостояние, идеологически непримиримое деление на «своих» и «чужих», прочувствованное Большаковым в кобринском детстве, в западной Беларуси. Реформаторы показали себя «чужими». При этом продолжалась профессиональная активность молодого учёного: в 1979–1992 годах — научно-исследовательская работа в системе АН СССР, где Большаков прошёл путь от инженера-физика ИХФ АН СССР до руководителя специального подразделения при Президиуме АН СССР. В 1980-х он годах вошёл в Комиссии по работе с молодёжью под руководством вице-президента АН СССР академика Велихова. С 1988 года Большаков член Бюро Всесоюзного Совета молодых ученых и специалистов; принимал участие в ряде международных встреч в рамках совместной деятельности Ассоциации молодых политических деятелей (АСМПД) США и Комитета молодёжных организаций КМО СССР.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/04/revnit...

813 . В личном фонде X. М. Лопарева сохранился рукописный диалог между учеными, происходивший во время одного из заседаний, по поводу одного сочинения XVI в. Приводим его текст: Лопарев. – Я приобрел этот Хронограф и еще Торжественник XVI в., из которого Шахматов у меня извлек статью о эпитимии Владимира в обмен на издание нашего Общества «Житие митрополита Алексия». Я купил, т. е. обменял уже у Дм. Сергеевича Большакова, здешнего студента Политехникума. Никольский. – Когда будет реферат? Нельзя ли будет поосязать рукопись? Быть может, что-нибудь мог бы сообщить Вам для реферата? Что нужно из справок, с удовольствием сообщил бы. Л. – Известно ли сочинение XVI (?) века под названием «Кодекс», поучение духовного отца сыну? Н. – Мне неизвестно. Может быть, под другим названием? Какое начало поучения? Л. – Теперь не помню. Это статья в 45 главах, составлена на основании св. отцов церкви, тестамента имп. Василия своему сыну Льву и пр. Она помещена в начале хронографа 2 редакции XVI века. Рукопись приобретена мною. Н. – В Москве в 1900 г. у Большакова я видел книгу, в которой было именное наставление подобного типа, составленное не ранее половины XVI века. По содержанию оно не только нравоучительное, но и учебное. Насколько помню, в рукописи также был хронограф. Сочинение это в печати неизвестно. Л. – Очевидно, Вы видели эту самую рукопись, т. к. я приобрел рукопись у Большакова в Москве. Н. – В Москве он просил невозможную цену. Рукопись была in folio. Л. – Я с величайшим удовольствием притащу Вам саму рукопись. Назовите только день и час. Н. – Мне совестно утруждать Вас, но очень желал бы повидать ее. Полагаю, что следовало бы поискать первоисточников ее. День, час и место зависит от Вас. Л. – К счастью, на самой рукописи на поле той же рукою, что и сама рукопись, написаны сами источники: Вас (т. е. тестамент) и пр. 814 Представляется интересным и письмо Лопарева от 30 июля 1892 г., в котором упоминается «Торжественник» XVIII в. Зная интерес Н. К. Никольского к вопросам, связанным с проникновением греческих слов и греческого языка в славянскую культуру, X. М. Лопарев приводит в своем письме несколько выписок, которые, по его мнению, могли бы пригодиться коллеге. 815

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совпадение данных различных регионов позволяет использовать эти средние цифры и для Южной Аравии VI в. Считая, что площадь обрабатываемых земель тогда была несколько больше, чем в 40-х годах XX в. (см. примеч. 50 к гл. 1), примерно 2,5 млн. га, мы получим 3,75 млн. жителей. Для сравнения можно напомнить, что в 40-х годах XX в. на сопоставимой территории было 4,2–4,3 млн. жителей (ЙАР – 3,5 млн. [Котлов, 1971, с. 256], в трех западных провинциях НДРЙ – около 0,5 млн. [Александров, 1976, с. 15, 296] и в Эль-Асире – 0,2–0,3 млн.). В нашем подсчете наиболее уязвима предположительная оценка площади обрабатываемых земель. 94 По данным начала нашего века, у бедуинов племени аназа соотношение верблюдов и овец в стаде было от 1:1,1 до 1: 1,66 [Oppenheim, 1939, Bd. I, с 114–123], у полукочевых бедуинов Южной Палестины соотношение иное – Г: 6 [Arefa, 1938, с. 23–24, 165–166]. В сообщениях о составе добычи, которую мусульмане при Мухаммаде захватывали у бедуинов, обычное соотношение соответственно 1:4–1:5 (см. гл. 3 и 4). При распределении добычи верблюд приравнивался к 10 овцам, из чего следует, что даже если поголовье овец было в пять раз больше, чем верблюдов, то все равно основную ценность стада составляли верблюды. 95 Согласно одному из рассказов о Мухаммаде, за овцу, купленную для жертвоприношения, было заплачено 7 дирхемов [И. Сад, т. 7, с. 140; И. Асак., т. 10, с. 197], но это было дороже обычного. Действительно, согласно некоторым сведениям о размере виры за убийство при Мухаммаде, денежный эквивалент овцы равнялся 4–5 дирхемам, или половине динара [И. Хазм, с. 70–71]. Эта цена соответствует цене полугодовалого барана в Египте и Ираке (трехлетняя овца стоила динар) [Большаков, 1984, с. 198–199]. О цене зерна в Аравии сведений нет; в Египте и Ираке цена центнера пшеницы колебалась от 0,3 до 0,5 динара [Большаков, 1984, с. 170–171, 174], но в Аравии зерно должно было быть дороже, чем в этих странах – производителях зерна. 96 Oppenheim, 1939, Bd. 1, с. 114–120. Площадь района кочевания определена нами по карте и, естественно, приблизительна.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  ДОСЬЕ Рослесхоз РФ готов передать миллион гектаров леса китайцам   Массовая китайская миграция на земли Сибири и Дальнего Востока началась во времена " перестройки " . Сегодня экономическая и демографическая экспансия КНР получила поддержку властей РФ. 25 июля заместитель главы Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Борис Большаков провёл в Москве переговоры с заместителем руководителя Гослесхоза КНР Ли Юйчаем, в ходе которых обсуждался вопрос о передаче 1 млн га сибирских лесов в долгосрочную аренду Китаю – в рамках реализации проекта по совместному освоению лесных ресурсов на территории России. Как сообщает «Росбалт» (27.07.06): «Пилотный проект предусматривает организацию на условиях лесного законодательства РФ (долгосрочная аренда лесов) предприятия с участием китайского капитала, которое будет осуществлять на территории лесного фонда (1 млн га) ведение лесного хозяйства, заготовку леса и переработку, включая целлюлозное производство. Предположительно, экспериментальной площадкой станет один из регионов Сибирского федерального округа. В настоящее время китайская сторона определяет бизнес-структуру, которая получит право на участие в реализации проекта. По словам Ли Юйчая, китайская экономика остро нуждается в лесных ресурсах и продуктах деревопереработки, и «поэтому рассматривает Россию с ее огромными запасами древесины как главного стратегического партнера». В частности, КНР готова активно сотрудничать в сфере совместного лесопользования и ведения лесного хозяйства. Со своей стороны, Борис Большаков подробно объяснил процедуру предоставления участков лесного фонда РФ в аренду зарубежным инвесторам. Большаков подчеркнул, что Рослесхоз готов предоставить китайской стороне любую информацию о запасах древесины в России, способах ее освоения и переработки, наличии инфраструктуры, транспортной логистике». Кроме того, «стороны договорились направить администрации китайской провинции Хейлунцзян предложение о сотрудничестве. Предполагается, что после согласования сроков и условий аренды, из этой провинции в Зауралье отправятся сельскохозяйственные рабочие» («Международник.ру», 04.08.06).

http://moral.ru/news/D_0609_China.html

Многие журналы охотно помещали его историко-этнографические статьи. Тем он и жил последние годы, да еще понемногу распродавал собственную библиотеку, А подлинник рукописи “Житие протопопа Аввакума” он нашел не в тундре, а в Москве, в одной старообрядческой семье. Вот она, заветная толстая тетрадь, переплетенная в оленью кожу. Ученые Пушкинского дома подтвердили подлинность рукописи, написанной рукой самого протопопа Аввакума и его духовного сына Епифания. Это великая национальная святыня русской культуры. Он подарил ее Пушкинскому дому. Последние годы жизни он провел в своем домике в Риге на улице Межотес, принимая многочисленных посетителей, ехавших к нему со всей страны. Умер Иван Никифорович в начале восьмидесятых со словами: “Слава Богу за все”. Христова невеста — Матренушка, принеси ведро воды. — Ой, маменька, не могу, спинка болит. — Ну, дай я посмотрю, где у тебя болит. — Ничего не видно, вроде бы чисто. — Ты смотри посередь лопаток. — Да, вроде бы бугорок малый есть. Вот, давлю, больно? — Немного больно, а как ведро несу, так очень больно. Матрена Федоровна Филиппова родилась в конце девятнадцатого века в деревне Криушино Угличского уезда Ярославской губернии. Семья была достаточная, большая. Четыре поколения жили под одной крышей в просторной избе-пятистенке. Прадедушка — древний ветхий старичок, уже давно лежал на печи, слезая только по нужде, да покушать что, когда позволяла невестка. Большак, его сын, бородатый и лохматый, как леший, вместе со старухой-большухой были еще в силе и командовали всеми молодыми. Работы по крестьянству всегда было невпроворот, и никто хлеб даром не ел. И потому большак был огорчен и озадачен, когда невестка сказала ему про болезнь внучки Матренушки — девочки разумной и шустрой. Большак почесал в бороде и сказал, чтобы Матрену не трогали, гусей пасти не посылали, воду носить не заставляли, а пускай в избе сидит, за маленьким Санькой в люльке присматривает, да велел звать бабушку Палагу — костоправку, искусную в заговорах, чтобы девочку полечила…

http://azbyka.ru/fiction/besogon-iz-olxo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010