Впосл. над могилой был построен Троицкий храм. Сочинения З. представлены несколькими творениями агиографического и нравоучительного характера. Из автографов старца сохранились только письма («Заветные письма», хранящиеся в Зосимовой пуст.- РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7918. Л. 17, 18, 25-26, 102 об.- 103 об.; ЦГИАМ. Ф. 617. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-6). Крупные сочинения З. известны только в копиях XIX в., хранятся в б-ке Троице-Сергиевой лавры, в фондах Троице-Сергиевой лавры и Оптиной пуст., в ОР РГБ. Мн. сочинения З., а также рукописные книги для прп. Антония Оптинского переписывались в Зосимовой пуст. Все известные сочинения и письма З. изданы в кн. «Прп. старец Зосима Верховский. Творения» (Серг. П., 2006). Прп. Зосима (Верховский). Резная икона. 2001 г. Резчик С. Б. Большаков (частное собрание) Прп. Зосима (Верховский). Резная икона. 2001 г. Резчик С. Б. Большаков (частное собрание) Из агиографических творений следует назвать Житие прп. Василиска и Житие прав. Петра Томского, впервые изданные Оптиной пуст. в XIX в. Издание 1849 г. иногда помечается «вторым». Экземпляры 1-го издания к 2009 г. неизвестны. О тираже книги оптинский ред. о. Порфирий (Григоров) писал так: «Я похлопотал об издании хранившихся у меня в рукописи сибирских старцев... Оных напечатано самое малое количество экземпляров: только для моих благодетелей и друзей» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 98. Д. 25. Л. 3). «Изречения и извлечения из сочинений» З., публиковавшиеся вместе с его Житием, повторялись также в сб. «Старческие советы» (М., 1913, 1994p). Из нравоучительных творений самое крупное - «Поучение о послушании» ( Прп. старец Зосима Верховский. Творения. 2006. С. 229-374). Отличительной чертой творений З. является язык - несмотря на время написания (нач. XIX в.), старец писал по-церковнославянски. Нек-рые издатели переводили его творения на рус. язык. Наиболее оригинальное сочинение З.- изложение 75 «действий» Иисусовой молитвы на старца Василиска. Эту рукопись в неск. вариантах издавали с 1994 г. (в переработке иером.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Отражением одного из наиболее ранних этапов развития иконографии Толкового Апокалипсиса в рус. искусстве стали 2 лицевых списка, датируемых 2-й четв. XVII в.: в сборнике из собрания Ф. И. Буслаева (РНБ. Q. I. 1154. Л. 82-244; 73 миниатюры); в конволюте из собрания Т. Ф. Большакова (РГБ. Ф. 37. 156. 1°. Л. 161-271; 81 миниатюра). Буслаев, указав на иконографическую близость мн. миниатюр этих списков, отчасти объяснимую особенностями сохранившегося в них перевода И. Б. О. на слав. язык, отнес тексты и совпадающие иллюстрации данной пары рукописей к «ранней» редакции лицевого Апокалипсиса ( Буслаев. 1884. С. 209-316). Главная текстологическая примета этой редакции - замена в гл. 25 Толкового Апокалипсиса (Откр 8. 13) ангела орлом, изображенным на соответствующей миниатюре. Особого внимания заслуживает Апокалипсис из РНБ (Q. I. 1154), в к-ром есть ряд композиций, до деталей схожих с изображениями на упоминавшейся иконе «Апокалипсис» из Успенского собора (ср., напр.: небо-свиток, свиваемое 2 ангелами; ангелы Господни 7 церквей; 4 всадника; 2 пророка и зверь; воскресшие пророки и падение части града; вознесение 2 пророков в облаке; ангел, срезающий виноград и бросающий его в великое точило). Ангел, возвещающий падение Вавилона. Миниатюра из Апокалипсиса с толкованиями Андрея Кесарийского. Ярославль. Нач. XVIII в. (РГБ. Ф. 98 1612. Л. 92) Ангел, возвещающий падение Вавилона. Миниатюра из Апокалипсиса с толкованиями Андрея Кесарийского. Ярославль. Нач. XVIII в. (РГБ. Ф. 98 1612. Л. 92) Еще одним памятником, в к-ром, подобно рассмотренным выше спискам 2-й четв. XVII в., отразилась ранняя иконография Апокалипсиса, является кодекс из б-ки Соловецкого мон-ря. Он включает Толковый Апокалипсис 70-80-х гг. XVI в. со вставными иллюстрациями кон. 1-й четв. XVII в. (РНБ. Солов. 1. 4°. Л. 1-216; 65 миниатюр) и нелицевой список Жития (Хождения) ап. Иоанна Богослова, изготовленный одновременно с миниатюрами. Замена ангела орлом в Соловецком сборнике произведена не в соответствии с основным текстом, а в связи с глоссой на полях книги. Языковые, палеографические, кодикологические и художественные особенности всех частей конволюта говорят о том, что местом его создания были вост. земли Речи Посполитой. 22 миниатюры этой рукописи западнорус. происхождения относятся к той же иконографической редакции, что и иллюстрации списка из РНБ (Q.I. 1154). Отдельные миниатюры являются репликами гравюр из Библии Лютера ( Буслаев. 1884. С. 317-380). Стилистически композиции Соловецкого сборника имеют мало общего с современной им художественной традицией Московского гос-ва, куда книга попала не позднее сер. XVII в., возможно в ходе военных столкновений России с Речью Посполитой.

http://pravenc.ru/text/471605.html

6. См.: Парфений [Аггеев], игум. Вторичное мое путешествие во Святый Град Иерусалим и во Святую Гору Афонскую в 1870-1871 году//Душеполезное чтение. 1872. Май. С. 76. 7. См. настоящее издание, с. 37 (запись 23 октября 1867 г.). 8. ОР РГБ, ф. 213, карт. 55, ед. хр. 4, лл. 82-92 об., 103-104. Публикация писем с сокращениями и стилистической правкой: Письма Оптинского старца иеросхимонаха отца Амвросия//Душеполезное чтение. 1905. Июнь. С. 203-204, 206-207; Июль. С. 389; Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Сергиев Посад, 1909. Выпуск II. С. 119-120, 121. Имеются в виду только первые четыре рассказа, изданные в Казани в 1881 году. 9. О соотношении разных редакций текста см.: Пентковский А. От " Искателя непрестанной молитвы " до " Откровенных рассказов странника " . (К вопросу об истории текста)//Символ. 1992. N 27. С. 137-166. 10. с. 7] 11. См.: Церковные евангельские и апостольские чтения//Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель, 1989 С. 2521,2522. 12. См.: Хронологический справочник (XIX и XX века)/Сост. М.И. Перпер. Л., 1984. С. 14, 27. 13. Настоящее издание, с. 26-27 (запись февраля 1867 г). 14. Вместо предисловия//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/3-е изд. Казань, 1884. С. 3. 15. Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока Саровской пустыни иеромонаха Паисия, 1866 года, а ныне настоятеля игумена Паисия Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря Казанской губернии Козмодемьяновского уезда. Казань, 1881. С. 144. 16. См.: с. 1], с. 1] и в письме к Е.В. Берсеневу от 29 декабря 1873 г. (настоящее издание, с. 85). 17. ОР РГБ, ф. 213, карт. 55, ед. хр. 4. лл. 82-83 об. 18. Вместо предисловия//Откровенные рассказы странника... Казань, 1884. С. 3-4; Большаков С. На высотах духа. Делатели молитвы Иисусовой в монастырях и в миру. (Личные воспоминания и встречи). [Брюссель], 1971. С. 37-38; Рошко В. Неизвестный фрагмент " Откровенных рассказов странника "http://Символ. 1986. N 15. С. 201. С.Н. Большаков высказывал также предположение, что учителем молитвы у безымянного странника, автора " Рассказов " , мог быть иеросхимонах Афанасий (Степанов): Bolshakoff S.N. Elder Melchizedek. Hermit of the roslavl forest. Platina, 1988. Р. 43.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/168/...

См.: Парфений [Аггеев], игум. Вторичное мое путешествие во Святый Град Иерусалим и во Святую Гору Афонскую в 1870–1871 году//Душеполезное чтение. 1872. Май. С. 76. См. настоящее издание, с. 37 (запись 23 октября 1867 г.). ОР РГБ, ф. 213, карт. 55, ед. хр. 4, лл. 82–92 об., 103–104. Публикация писем с сокращениями и стилистической правкой: Письма Оптинского старца иеросхимонаха отца Амвросия//Душеполезное чтение. 1905. Июнь. С. 203–204, 206–207; Июль. С. 389; Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Сергиев Посад, 1909. Выпуск II. С. 119–120, 121. Имеются в виду только первые четыре рассказа, изданные в Казани в 1881 году. О соотношении разных редакций текста см.: Пентковский А. От “Искателя непрестанной молитвы” до “Откровенных рассказов странника”. (К вопросу об истории текста)//Символ. 1992. N 27. С. 137–166. с. 7] См.: Церковные евангельские и апостольские чтения//Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель, 1989, С. 2521, 2522. См.: Хронологический справочник (XIX и XX века)/Сост. М.И. Перпер. Л., 1984. С. 14, 27. Настоящее издание (запись февраля 1867 г). Вместо предисловия//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/3е изд. Казань, 1884. С. 3. Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока Саровской пустыни иеромонаха Паисия, 1866 года, а ныне настоятеля игумена Паисия Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря Казанской губернии Козмодемьяновского уезда. Казань, 1881. С. 144. См.: с. 1], с. 1] и в письме к Е.В. Берсеневу от 29 декабря 1873 г. (настоящее издание, с. 85). ОР РГБ, ф. 213, карт. 55, ед. хр. 4. лл. 82–83 об. Вместо предисловия//Откровенные рассказы странника… Казань, 1884. С. 3–4; Большаков С. На высотах духа. Делатели молитвы Иисусовой в монастырях и в миру. (Личные воспоминания и встречи). [Брюссель], 1971. С. 37–38; Рошко В. Неизвестный фрагмент “Откровенных рассказов странника”//Символ. 1986. N 15. С. 201. С.Н. Большаков высказывал также предположение, что учителем молитвы у безымянного странника, автора “Рассказов”, мог быть иеросхимонах Афанасий (Степанов): Bolshakoff S.N. Elder Melchizedek. Hermit of the roslavl forest. Platina, 1988. Р. 43.

http://azbyka.ru/fiction/avtorstvo-otkro...

Отец Антоний вступил в должность наместника Троице-Сергиевой Лавры, будучи тридцати девяти лет от роду, в полной крепости душевных и телесных сил, и более сорока шести лет исполнял эту обязанность. [Архимандрит Георгий (Тертышников). Архимандрит Антоний (Медведев), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1996. С. 4, И, 14, 19]. 370 После обучения грамоте Андрей был отдан в ученики к аптекарю. Живой и восприимчивый юноша скоро так успешно стал лечить больных, что вскоре ему было поручено заведывание больницей в Лыскове. Прикомандированный за недостатком врачей к готовившемуся в 1812 году Нижегородскому ополчению, Андрей получил формальное разрешение на врачебную практику [Там же. С. 5]. 372 Георгий (Тертышников), архим. Архимандрит Антоний (Медведев), Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1996. С. 62. 373 Существует мнение, что архимандрит Антоний (Медведев) приходился побочным сыном Грузинскому князю Георгию Александровичу, владельцу имения Лысково Нижегородской губернии, где вырос будущий наместник Лавры. См. также Андроникашвили Б. Страницы прошлого читая. Тбилиси, 1987. С. 125– 126 (со ссылками на воспоминания известного мемуариста. Ф. Ф. Вигеля и на А. О. Смирнову-Россет). 374 РГАДА. Ф. 1287, оп. 1, д. 5376. Рукопись С. Д. Шереметева «Митрополит Филарет и архимандрит Антоний». С. 7–8. 375 РГАДА. Ф. 1204, оп. 1, д. 11378, л. 2–3. Об увольнении наместника Свято-Троицкой Лавры архимандрита Антония от благочиннической должности. 378 Свидетельство Ново-Валаамского иеросхимонаха Михаила приведено в очерке Сергея Большакова «На высотах духа» Православная жизнь (изд. Джорданвилль, США), 2003. С. 21. 381 ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2. Письма насельниц Зосимовой пустыни к игумену Антонию (Путилову). 383 Екатерине Александровне Поливановой (в монашестве Евфросинии), чья родная сестра Феодосия (в монашестве Мария) подвизалась в Зосимовой пустыни с 1844 года. 385 ОР РГБ. Ф. 213, к. 55, д. 23, л. 88. Письмо Оптинского старца Амвросия (Гренкова) к зосимовской монахине Марии (Поливановой). Также: в кн. «Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII–XX веках». М., 2002. С. 275. 386 ОР РГБ. Ф. 213, к. 57, д. 11, л. 25–29. Письма игумена Антония (Путилова) к Екатерине Александровне Поливановой. 387 Составлено по келейным запискам игумена Антония и по письмам зосимовских монахинь к их духовнику игумену Антонию (Путилову).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

9) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1386. Сборник (л. 43–47), кон. 70-х – нач. 80-х годов XVI в. Отдельная тетрадь, писанная особым почерком, филигрань: Голова быка под короной с кольцом в ноздрях – Пиккар, XV, 24 (1578–1581 гг.). Представлен текст второй и третьей частей Минейной редакции. 10) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 421, ч. 1. Сборник (л. 310–316), 70–80-е годы XVI в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове буквы СМ – типа Лихачев, 4008 (1581 г.). 11) Научная библиотека Московского университета, 1832. Сборник (л. 1–7 об.), 20–30-е годы XVII в. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом буквы ID – Дианова и Костюхина, 901 (1624–1631 гг.). 12) РГБ, ф. 138 (Костромское собр.), 18. Минея четья (л. 269– 270 об.), сер. XVII в. Филиграни: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка DV – Гераклитов, 1283 (1647 г.); Щит с рожком под короной, под щитом лигатура из букв WR – Лауцявичюс, 3017 (1649 г.). § 6. Редакция Великих Миней Четьих Редакция Жития Федора Ярославского, читающаяся в Великих Минеях Четьих митрополита Макария, создана несомненно в связи с канонизационным собором 1547 г. В основу был положен список Третьей группы Вторичного вида Антониевской редакции, но текст существенно переработан. В заглавии указано имя митрополита Филиппа. При описании кончины князя Федора привлечен дополнительный источник – Житие Сергия Радонежского. Выявлены следующие списки: 1) ГИМ, Синодальное собр., 986. Успенский список Великих Миней Четьих (л. 582–588 об.), около 1547 г. На указанных листах филигрань: Ваза-типа Брике, 12892 (1547 г.) 547 . 2) РНБ, собр. М. П. Погодина, 611. Пролог (л. 285–302 об.), 1547–1548 гг. По нижнему полю первых листов вкладная запись с упоминанием «царя» Ивана Васильевича (с января 1547 г.) и ростовского архиепископа Алексея (1543–1548 гг.). 3) РГБ, ф. 304 I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 630. Сборник (л. 318–365), сер. XVI в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове два пояска – Лихачев, 1833 (1558 г.), 3811 (1549 г.); Перчатка под короной – типа Брике, 10972 (1545 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Изгнание семейства карельских поселян. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 15) Прп. Зосима Соловецкий. Покров. 1583 г. (ГММК) Иконография З. и С. стала активно развиваться после их канонизации на Соборе 1547 г. В текстах иконописных подлинников под 17 или 19 апр. облик З. уподоблялся внешности прп. Сергия Радонежского или сщмч. Власия Севастийского: «Сед, брада Сергиевы поуже, на конце остра, схима на плечах» (посл. четв. XVII в.,- ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 99 об.); «Надсед, брада Власиева, не раздвоилась». Текст на свитке: «Не скорбите, братия, но по сему разумейте, аще угодно суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 148). О С. под 17 апр. или 27 сент. в подлинниках сказано: «Сед аки Власий, брада на конец поуже» (посл. четв. XVII в.,- ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 14, см. также: БАН. Собр. Архангельской ДС. 205. Л. 73; БАН. Дружин. 975. Л. 37 об.); «Подобием сед, аки Власий, брада на концы поуже, на плечах схима, риза преподобническая, испод вохра» (1848 (?) - БАН. Дружин. 981. Л. 87); «Сед, брада до персей, пошире Власиевой» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 67). Под 8 авг. основатели Соловецкой обители описаны таким образом: «Зосим сед, брада Власиева, Савватий сед, [брада] поуже Власиевой, Герман сед, брада Александра Свирскаго» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 202 об.; см. также: БАН. Строг. 66. Л. 134 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 127). Сийский подлинник 2-й пол. XVII в. (РГБ. F-88) предлагает новый вариант образа З.: «Преп. Зосима стоит на молитве, в пустынном месте, обозначенном деревьями и горами» ( Покровский. 1895. С. 104), святой изображен в рост, руки в жесте моления. В сводном иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову , описание более подробное: «Зосима, подобием стар, власы на главе просты и надседы, брада аки Власиева и надседа, а не раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «Не скорбите убо братие, но по сему разумейте, аще угодна суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша и по моем отшествии умножится паче, и соберется братии множество о любве Христовой»; «Савватий, подобием стар и сед, брада до персей, пошире Власиевой, власы на главе просты, ризы преподобническия, мантия и кукул». Там же описано преставление С.: «Церковь стоит и палата, а с другую сторону гора празелень, братия плачут, стары два, един млад, поп в ризах черных, на нем клобук, в руке кадило, а в другой книга, диакона несть, старец средний доскою покрывает гроб» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 160-161, 323-324; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 34, 89).

http://pravenc.ru/text/200051.html

176 ОР РГБ. Ф. 213, к. 44, д. 3, л. 1. Письмо игумена Антония (Путилова) к игумение Вере (Верховской). 183 Сергей Большаков. На высотах духа//Православная жизнь (изд. Джорданвилль, США), 2003. 6(641). С. 27. 184 Альтман М. С. Достоевский по вехам имен. Саратов, 1975. С. 125. Громыко М. М. Сибирские знакомые и друзья Ф. М. Достоевского. Новосибирск, 1985. С. 130–145. Украинский Г. Святитель Игнатий Брянчанинов и образ старца Зосимы у Ф. М. Достоевского//Журнал Московской Патриархии. 1989. 6. С. 69–73. 185 Шадрина. А. С. Двадцать два дня из жизни Ф. М. Достоевского (г. Кузнецк, 1856–1857 годы). Новокузнецк, 1995. Кушникова М., Тогулев В. Загадки провинции. «Кузнецкая орбита» Федора Достоевского в документах Сибирских архивов. Новокузнецк, 1996. 186 Абрамов Н. А. Туринск. Николаевский девичий монастырь//Тобольские губернские ведомости, 1865. 45. С. 289–290. 187 Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900. IV. С. 38. 190 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 763, д. 120. Послужные списки монахинь Троице-Одигитриевского монастыря 1914 года. Л. 26. 192 Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска. М., 1849. 193 ОР РГБ. Ф. 213, к. 98, д. 25, л. 3. Письма о. Порфирия (Григорова) к неизвестным лицам. Письмо не датировано. 195 Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского. Изд. Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2001. С. 190. 196 Изречения схимонаха Зосимы и извлечения из сочинений его. М., 1863. Эта книга включала в себя следующие творения прп. Зосимы: 1) Изречения, 2) Поучения, 3) Житие монаха и пустынника Василиска, 4) Житие Петра Мичурина. Житие и подвиги о Бозе почившаго блаженный памяти старца Василиска – сподвижника схимонаха Зосимы Верховскаго . М., 1899. Житие блаженного старца Василиска. М.: Сполохи, 1998. Житие святого старца-пустынножителя преподобного Василиска Сибирского. Екатеринбург, 2003. 198 ЦИАМ. Ф. 2393, оп. 1, д. 1824. О неодобрении к напечатанию в журнале «Москвитянин» рукописи «Повествование ученика о старце Василиске, бывшем в Сибирской пустыни»

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

3) ГИМ, Собр. Чудова монастыря, 311. Минея четья на февраль (!) – в 1 , на 706 листах, датирована 1600 г. В конце Минеи на л. 625–698 об. помещена отдельная подборка, написанная особым почерком, но писец принимал участие в создании других томов Чудовского комплекта (и на той же бумаге); поэтому данная часть Минеи также должна датироваться 1600 г. Пространная редакция Жития Евфимия находится на л. 665–698 об., заголовок (с упоминанием инока Григория в качестве автора): «Месяца апреля в 1 день. Григория смиренаго инока повесть о житии преподобнаго архимарита Еуфимия, Суждальскаго новаго чюдотворца». Титул «епископа» Иоанна в Чудовском списке переправлен в «архиепископа», но не систематически – только в четырех случаях. Особо выделяем Проложную редакцию Жития Евфимия Суздальского, представленную следующими списками: 1) Ярославский музей-заповедник, 14966 667 (л. 59–64 об.)-сборник конца 10-х – начала 20-х годов XVII в. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры O GR – Лауцявичюс, 523 (1622 г.); 2) Кувшин с двумя ручками под горкой из полумесяцев с розеткой, на тулове литеры МР – Дианова («Кувшин»), 399 (1615–1621 гг.); 3) Кувшин с двумя ручками под горкой из полумесяцев – типа: Дианова и Костюхина, 780 (1616 г.). 2) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 310 (л. 1–5) – рукопись начала 30-х годов XVII в., содержит только Житие Евфимия. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под цветком – Гераклитов, 743 (1631 г.) 668 . 3) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 194 (л. 82 об. – 86) – в составе Пролога 30-х годов XVII в. Филигрань: Гербовый щит – Гераклитов, 324 (1635 г.) 669 . Проложная редакция получена путем сокращения Краткой редакции, главным образом, за счет опущения цитат из Писания. В тексте заметны следы позднейшего редактирования: имя Суздальского епископа Иоанна переделано в «Иону», сам он назван «архиепископом», что свидетельствует о создании Проложной редакции после 1589 г. – года учреждения Суздальской архиепископии. § 2. Житие Евфросинии Суздальской

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако спокойная жизнь Максима продолжалась недолго: в 1516 г. по запросу великого князя Василия III Максим выезжает в Москву для перевода Толковой Псалтири. Несмотря на многочисленные просьбы ученого переводчика, московские власти так и не отпустили его обратно на Афон, используя для перевода и исправления других книг. Жизнь Максима оказалась навсегда связанной с Россией. Михаил Триволис становится Максимом Греком , одним из наиболее плодовитых и разносторонних русских писателей XVI в. В Москве Максим Грек собирает вокруг себя целый кружок образованных русских людей, которые приходили к нему в келью в Чудов монастырь «говаривать с ним книгами». В это время Максим познакомился и сблизился с Вассианом Патрикеевым и примкнул к партии нестяжателей – противников монастырского землевладения. Это предопределило его дальнейшую судьбу. В 1525 г. Максим Грек предстал перед церковным собором, на котором писатель был обвинен в ереси, в сношениях с турецким правительством (в настоящее время доказана полная несостоятельность этого обвинения) и заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь. Вторично Максим Грек был вызван на собор 1531 г., на котором ему был предъявлен целый ряд новых обвинений, в частности в порче богослужебных книг. Писатель был вновь осужден, на этот раз вместе со своим другом Вассианом Патрикеевым, и сослан вторично – в Тверской Отроч монастырь под надзор тамошнему епископу Акакию. Лишь в 1551 г, за пять лет до смерти, по ходатайству игумена Троице-Сергиевой лавры Артемия Максима Грека перевели в лавру. Здесь он умер и был похоронен. Литературное наследие Максима Грека обширно и многообразно. Несмотря на наличие ряда серьезных работ, посвященных жизни и творчеству писателя, в целом его сочинения и переводы изучены еще очень поверхностно; многие из них до сих пор не издавались, издание других не отвечает современным научным требованиям. В этой книге публикуются лишь два сочинения Максима Грека . Первое – это послание «о фортун» (адресат его неизвестен), ярко характеризующее общественную атмосферу в Древней Руси XVI в., когда приобрели популярность сомнительные, с точки зрения ортодоксального христианства, мысли, в том числе астрологические и фаталистические идеи (ср. также публикуемую в данном томе переписку Максима Грека с Федором Карповым). Второе – это знаменитая «Повсть страшна и достопамятна», в которой содержится подробный рассказ о деятельности и гибели Иеронима Савонаролы. Точной датировке эти сочинения не поддаются – как и большинство творений Максима Грека. Сочинения издаются по рукописи: РГБ, ф. 37, собр. Большакова; 285, лл. 137 об.–145 (гл. 55) и лл. 271 об. – 196 (гл. 71), содержащей авторскую правку. Два исправления во втором сочинении («кождо», «съкрывающих» вместо читающихся в рукописи «кожо», «съкрывающим» – лл. 284 об., 296) внесены по рукописи также с авторской правкой РГБ, ф. 256, собр. Румянцева, 264, лл. 232, 239.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010