Что же касается пределов Его способности спасать, то я верю, что Он никогда не исчерпает ее, спасая Свою Церковь. И не потому, что Он постарается ее не исчерпать, но потому что она неисчерпаема. У Него не будет необходимости употреблять всю Свою силу и доходить до предела Своих возможностей, спасая Свою Церковь. Более того, в Его крестном подвиге заключено достаточно силы, чтобы спасти в тысячу раз больше людей, чем существующее на сегодняшний день количество желающих принять Его спасение. Он «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем» (Еф.3:20). Следовательно, мера силы Христа находится в Его способности спасать, но не в том, что Он делает или же будет делать. Никто не может правильно определить меру силы Христа, которая скрывается за словом «может», если будет относить его только ко Христу. Но если каждый человек свяжет ее со своей великой потребностью в спасении, он испытает эту силу на себе во всей ее полноте. Потому что Он может спасти тебя, несмотря на твое состояние — каким бы оно ни было, даже если оно представляется тебе худшим, чем у любого другого спасенного человека. Он спасет тебя, будь твое состояние даже в десять раз хуже. Неужели ценности подвига Сына Божия не достаточно для того, чтобы спасти от греха все человечество, чтобы заплатить за его грех? Или грех мира сего так велик, что потребует от Иисуса Христа всех сил и заслуг, чтобы спасти от него? Я полагаю, что даже думать так — это богохульство. Мы можем легко представить себе, что Он в состоянии спасти весь мир, потому что Он на самом деле может сделать это. Но мы не можем себе представить, что Он не способен сделать больше, чем думаем мы о Его возможностях. Мы должны помнить, что наше личное воображение и наши мысли, какими бы они ни были, не устанавливают границ для возможностей Христа. Он в состоянии сделать во много раз больше того, «чего мы просим или о чем помышляем» (Ефес.3:20). Я утверждаю, что границы Его возможностей ни один человек не может себе представить или вообразить. Поэтому в том, что касается спасения, Иисус Христос может сделать то, о чем нам трудно помыслить, или что даже не может прийти нам на ум.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Что же остается еще? Мир и покой? Но ведь покой это не более чем одно мгновение, которое следует за тревогой и беспокойством, и не будь тревоги, не может быть и покоя, если же он есть — значит, ты ненормальный и твой покой — безумие, и тогда что же в нем хорошего и зачем его желать все больше и больше? Быть может, нам хочется больше равновесия? Но равновесие ведь и так составляет душу всего на свете, разве не правда? Все, что существует во вселенной, уравновешено самым тончайшим образом, и все это подвержено вместе с тем внезапному нарушению равновесия, и если обязательно первое, то неминуемо и второе, и одно тут не может быть желанней другого. Так какого же, черт побери, сорта та штука, которой нам хочется чтобы было побольше? Время? Но ведь у времени так или иначе нет конца, и разве мы этого не знаем? Оно, насколько нам известно, было всегда и всегда будет. Или это мы сами — то, чего нам хотелось бы иметь больше? Но ведь мы же вечно недовольны собой, разве не так? И разве можем мы желать чего-то такого, что вовсе не удовлетворяет нас, чего мы, в сущности, не знаем и не умеем по-настоящему любить, такого, от чего мы предпочли бы отказаться ради иного и лучшего, или если уж не лучшего, то, по крайней мере, немного менее безобразного, менее глупого, грязного и нелепого, менее вредного и тупого, смехотворного и напыщенного, менее слабого, жалкого, трусливого и так далее? Так что же, в конце концов, должен говорить писатель? «Послушайте, люди, я был на свете!» — не есть ли это то самое, что должен он говорить? Послушайте, люди, вы не знали меня и никогда не узнаете, я умер всего минуту тому назад, я умер сто лет тому назад, но ведь я был, понимаете, я тоже был! Я имел вот это тело, и я жил в нем в такое-то время в таком-то месте. Я годами вдыхал вот этот воздух и ел и пил, и разговаривал и смеялся. Я любил и ненавидел. Я крепко завязывал шнурки на своих ботинках и выходил, и гулял, и смотрел вокруг. Я жил на свете, и я был вот таким-то, точно так же, как все вы, живущие сейчас, вы, читающие эти строки и еще не ушедшие, еще не выбывшие из этой игры раз и навсегда.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-uiljam...

Без борьбы с искушениями это стремление к добру было бы и нетвердо, медлительно, так как вообще всякая сила, как физическая, так и духовная, при встрече с противоборствующей силой больше возбуждается, напрягается к деятельности и посредством борьбы больше укрепляется. Как кормчего корабля – буря, борца (атлета) – поприще, воина – сражение, великодушного – бедствие, так христианина искушение проявляет, говорит святой Василий Великий . Постоянные искушения более укрепляют нашу добродетель. Как дерева тем глубже пускают корни и укрепляются, чем чаще и сильнее колеблются ветрами, так и добродетель наша более укрепляется, усовершается посредством борьбы с искушениями. В искушениях мы лучше познаем свои немощи, свое ничтожество, таким образом научаемся смирению, без которого невозможно угождение Богу и спасение, как говорит апостол о себе: «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, делать мне пакости, чтобы я не превозносился» ( 2Кор. 12:7 ). А при бездействии страстей в нас появляется кичливость, говорит святой Максим Исповедник . При сознании своей немощи в искушениях мы смиреннее и усерднее испрашиваем помощь от Бога, при которой лучше преуспеваем во всякой добродетели; часто испытывая Божие заступление, более бываем благодарны Богу и больше располагаемся к люблению Его. Кроме того, при сознании своей немощи в искушениях мы бываем более снисходительны, сострадательны к немощным и, в брани научаясь искусству препобеждать врагов, приобретаем опытность во всем, успешнее можем преуспевать в нравственном совершенстве и быть способнее врачевать немощи немощных. Кто не был искушаем, тот не искусен ни в чем (см. Сир. 34:10 ). Так и апостол Петр, испытав на себе человеческую слабость, после обратившись, лучше мог утверждать и братии своих (см. Лк. 22:31–32 ). «Блажен человек, который переносит искушение, говорит апостол, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак. 1:12 ). Венец славы нельзя получить без одержания победы; победы не может быть без борьбы, а борьбы не может быть без врагов и искушений.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Ибо находящемуся в затруднительных обстоятельствах мудрость может оказать больше пользы, чем какое бы то ни было самое большее богатство. Но и это делай с благоразумием, ибо весы правды велики, и нужно смотреть и кому, и сколько, и как долго, и что давать делом или советом. Еккл.7:21–22 . поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других. И на все слова, какие будут говорить, не обращай сердце твое, чтобы не услышать, как раб твой злословит тебя. Ибо знает сердце твое, что и ты часто злословил других. Делай что заповедано, и укрепившись помощью мудрости, приготовляй сердце твое и к доброму и к худому, и не заботься, что говорят о тебе враги, каково мнение о тебе посторонних. Ибо, как благоразумный человек не слушает шушуканья прислуги и не прикладывает любопытного уха, чтобы знать, что говорят в его отсутствие, потому что если он будет делать это, то всегда будет беспокоиться и раздражаться на пересуды прислуги: так и мудрый человек руководится указанием мудрости и не обращает внимания на пустые слухи. Но и другим доказательством убеждает, что человеку справедливому не следует заботиться о том, что говорят люди: так как, говорит, совесть твоя знает, что ты сам говорил о многих и часто злословил других: то и другим злословящим ты должен прощать. Вместе с тем внушает, что не должно осуждать легкомысленно, и имея бревно в глазу, не следует говорить о сучке другого. Еккл.7:23–24 . Все это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня. Далеко то, что было, и глубоко – глубоко: кто постигнет его? Все это испытал я в мудрости и сказал: сделаюсь мудрым, а она стала более далекою от меня, более, чем была: и высокая глубина, кто найдет ее? Говорит, что он, как свидетельствуют и книги Царств ( 3Цар.3 и 3Цар.4 ), больше всех людей искал мудрости и пытался достигнуть до конца ея, но чем больше искал, тем меньше находил, и погруженный в глубокий мрак, был окружён тьмою неведения. Иначе: муж, который будет поучаться в Писаниях, чем более будет сведущ в них, тем более для него постоянно обнаруживается темнота их. Иначе: созерцание премудрости в жизни сей представляется в тусклом стекле и образе; посему, когда я помыслю, что в будущем ведение ее будет открыто лицем к лицу, то ясно уразумею, что теперь я далёк от ее ведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

О прекрасная музыка! О пресладкие песни! О дивное согласие Ангелов и людей, подобных Ангелам, поющих Господу, Создателю своему! «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (Лк 1:68—69). «Благослови, душе моя, Господа» (Пс.102:1—2)! «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и препетый, и превозносимый во вся веки, и благословенно имя славы Твоея святое, препетое и превозносимое во веки» (Дан 3:52). Поспешим, возлюбленный христианин, поспешим на ту великолепную и дивную вечерю, и услышим там пресладкую небесную музыку, и сами уже не верой, как ныне, а лицом к лицу восхвалим Господа, Создателя и Искупителя нашего. «Господи, Боже Сил! Услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль! Защитниче наш! Виждь, Боже и призри на лице христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бого моего, паче неже жити ми в селениих грешничих» (Пс.83:9—11). О том же    В этом мире, пришедшие на вечерю гости, насытившись, более уже не хотят есть и не едят. На той небесной вечери будет иначе. Будут есть и пить, но без сытости, будут вечерять, но всегда с желанием. Некая непрестанная, но пресладкая жажда в них будет. Будут насыщаться небесной пищей, но всегда ее будут хотеть. Будут видеть Бога лицом к лицу и тем сладчайшим лицезрением насыщаться, но никогда не насытятся, а всегда этого всерадостного и пресладкого насыщения будут желать. И чем более будут насыщаться этого лицезрения Божия, тем более и более будут его желать. Божие Лицо видеть — радость больше всякой радости, утешение больше всякого утешения, сладость больше всякой сладости. Это пища и питие святых Ангелов и избранных Божиих! Поэтому как от источника приснотекущего и животворящего будет река — непрестанное желание зреть Лицо Божие, и от того — непрестанная радость, веселье, утешение, наслаждение, восклицание и некое сердечное играние. И как река течет непрерывно и непрестанно, так непрестанно и непрерывно и блаженство небесной вечери потечет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1Тим.6:3–4 . Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает. Видишь ли, что совершенное незнание доводит человека до безумия и делает его высокомерным, так что кто не принимает здравого учения, тот горд? А гордость для больной души – то же, что воспаление при телесной ране. Итак, если он не возгордился бы, то принял бы учение Господа, Который умалил Себя, умыл ноги ученикам и сказал: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен» ( Мф.11:29 ). Он назвал блаженными «нищих духом» ( Мф.5:3 ); Он вывел мытаря оправданным за смиренномудрие ( Лк.18:13–14 ). Кто этого не принимает и не знает, тот несомненно гордится. Но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям. Итак, состязание есть болезнь: ибо где нет веры, там все больно; там только разгорается война словесная и больше ничего, – причем более искусный в прениях напрягается низвергнуть другого. Вера есть око; не имеющий очей ничего не находит, а только ищет. От которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. То есть от состязаний рождаются вредные догматы. Когда мы предаемся состязаниям, – начинаем богохульствовать и думать о Боге то, чего не следует. 1Тим.6:5 . Пустые споры ( διαπαρατριβα ). Переливанием из пустого в порожнее – διατριβ – обыкновенно назывались досужие разговоры. Или потому, что как паршивые овцы, когда трутся между здоровыми, заражают и их своею болезнью; так и инакоучащие трутся беседами своими, παρατριβμενοι, с другими и растлевают их. Между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Видишь ли, что словопрения рождают постыдную корысть? И справедливо. Ибо эти спорщики, привлекая к себе большее число учеников, пользуются ими, и все больше и больше подвизаются в спорах, чтобы все более и более их привлечь к себе. Удаляйся от таких. Не сказал: схватывайся с ними и борись, но: «удаляйся», то есть «после первого и второго вразумления» ( Тит.3:10 ). Ибо тех, которые бьются из-за прибыли и денег, когда и чем можно убедить? Поэтому удаляйся от тех людей, которые неисправимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Видишь ли, что совершенное незнание доводит человека до безумия и делает его высокомерным, так что кто не принимает здравого учения, тот горд? А гордость для больной души — то же, что воспаление при телесной ране. Итак, если он не возгордился бы, то принял бы учение Господа, Который умалил Себя, умыл ноги ученикам и сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен (Мф. 11:29). Он назвал блаженными нищих духом (Мф. 5:3); Он вывел мытаря оправданным .за смиренномудрие (Лк. 18:15). Кто этого не принимает и не знает, тот несомненно гордится. Но заражен страстью к состязаниям и словопрениям. Но заражен страстью к состязаниям и словопрениям. Итак, состязание есть болезнь: ибо где нет веры, там все больно; там только разгорается война словесная и больше ничего, — причем более искусный в прениях напрягается низвергнуть другого. Вера есть око; не имеющий очей ничего не находит, а только ищет. От которых происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. От которых происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. То есть от состязаний рождаются вредные догматы. Когда мы предаемся состязаниям, — начинаем богохульствовать и думать о Боге то, чего не следует. Пустые споры (παραδιατριβα). Пустые споры (παραδιατριβα). Переливанием из пустого в порожнее — διατριβ — обыкновенно назывались досужие разговоры. Или потому, что как паршивые овцы, когда трутся между здоровыми, заражают и их своею болезнью; так и инакоучащие трутся беседами своими, παρατριβμενοι, с другими и растлевают их. Между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Видишь ли, что словопрения рождают постыдную корысть? И справедливо. Ибо эти спорщики, привлекая к себе большее число учеников, пользуются ими, и все больше и больше подвизаются в спорах, чтобы все более и более их привлечь к себе. Удаляйся от таких. Удаляйся от таких. Не сказал: схватывайся с ними и борись, но: удаляйся, то есть после первого и второго вразумления (Тит.3:10).

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Здесь изложен евангельский принцип отношения к своим родственникам. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. Это не значит, что мы не должны любить родителей, но Бога мы должны любить больше. Если же мы стараемся родителям угодить больше, нежели Богу, тогда мы не достойны Господа Иисуса Христа. И дело не в том, чтобы в душе чувствовать пламенную любовь к Богу и признавать, что ничто не достойно такой любви, какой достоин наш Творец, – дело в том, чтобы мы проявляли эти взгляды в жизни. Потому что я могу искренне считать, что люблю Бога более всего земного, в том числе и родителей, а на деле предпочитать угождение своим родным, на деле уступать требованиям отца или матери в ущерб заповедям Божиим. Вера без дел мертва. Какие бы искренние намерения ни были у человека, но, пока он не приведет их в исполнение, нельзя быть уверенным в том, что он на самом деле это сделает. Мы также знаем это по себе. Пророк Давид сказал: Всякий человек лжив 154 : все мы искренне хотим делать добро, но когда доходит до дела, вдруг пугаемся или совращаемся какими-нибудь соблазнами. Это очевидная истина для тех, кто хоть сколько-нибудь внимательно за собой наблюдает. И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Надо сказать, что из-за нашей холодности и сердечной окаменелости мы, в большинстве случаев, любим своих родителей меньше, чем своих детей. И часто возникают такие жизненные ситуации, когда из любви к своим детям люди оказывают нелюбовь к своим родителям. Поэтому исполнить эту заповедь – любить Бога больше, чем сына или дочь, – гораздо тяжелее, чем первую часть ее. Обычно родители любят бескорыстной любовью своих детей, а дети редко имеют такую же благодарную любовь к своим родителям. Видимо, здесь проявляется человеческий эгоизм: дети привыкли требовать, чего-то ждать от родителей. И здесь мы вновь видим, что ради детей мы готовы пойти на многие компромиссы с совестью – на деле мы любим Бога меньше, чем своих детей. Далее Спаситель говорит: И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Здесь описывается состояние укоренения во зле тех людей, которые совершают зло уже не ради выгоды, а по привязанности к злу. И таков финал пути зла, который когда-то начинался с мелких грехов. Само произволение человека меняется настолько, что он начинает получать извращенное удовольствие просто от совершения зла. Зло становится не средством достижения каких-либо материальных благ, а целью. И это уже предельная степень уподобления дьяволу . Притч. 4:18–19 «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся» ( Притч. 4:18–19 ). Вот как комментирует эти слова священник Даниил Сысоев : «Путь праведников – это путь все усиливающейся благодати, все усиливающегося сияния, пока не наступит полный день Царствия Божия. Путь праведников… становится все более ярким. Господь все больше открывает Свою силу, являет Свои таинства. Пути же грешников, как тьма, – Чем беззаконнее человек, тем меньше замечает за собой ошибок, потому что путь его – темный». Притч. 4:20–22 В следующих стихах продолжается наставление: «Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его» ( Притч. 4:20–22 ). Как мы помним, имеется в виду не только эта жизнь, но путь к вечной жизни. Притч. 4:23 «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» ( Притч. 4:23 ). Сердце издревле считается средоточием чувств и пожеланий. Мы помним, как Христос сказал, что именно «из сердца человеческого исходят злые помыслы» и греховные деяния ( Мк. 7:21 ). Здесь же говорится, что из сердца – «источники жизни». От нас зависит, что будет исходить из нашего сердца. А исходить из него будет то, чем мы себя наполняем и чему следуем. Поэтому очень важно наблюдать за своим сердцем, как писал святитель Афанасий Великий , что нужно «постоянно трезвиться и, как написано, больше всего хранимого хранить сердце ( Притч. 4:23 ), ибо имеем у себя страшных и коварных врагов, лукавых демонов». Они как раз пытаются вложить в наше сердце те или иные недобрые чувствования, соблазнить нас на грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И в четвертый год ее (второй седмины) взял он сыну своему Исааку жену по имени Ревекка, дочь Вафуила, сына Нахорова, брата Авраама. И Авраам взял себе третью жену по имени Кетура, из дочерей своих домашних рабов; ибо Агарь умерла прежде Сары; и она родила ему шесть сыновей: Ценбари, и Якзана, и Мадая, и Ийясбока, и Зигийю 55 . Во второй год шестой седмины Ревекка родила Исааку двух сыновей – Иакова и Исава. И Иаков был благочестив, а Исав – муж грубый, земледелец и волосатый; и Иаков жил в шатрах. И юноши подросли: и Исав научился, так как он был земледельцем и охотником, войне и всякому грубому занятию. И Иакова любил Авраам, а Исава Исаак. И Авраам видел занятие Исава и уразумел, что в Иакове будет наречено ему имя и семя. И он призвал Ревекку и дал ей повеление относительно Иакова, ибо он видел, что она также любила гораздо более Иакова, нежели Исава. И он сказал ей: «Дочь моя! береги сына моего Иакова, ибо он будет вместо меня на земле в благословление между сынами человеческими и всему своему семени имя его будет во славу. Ибо я знаю, что Господь произведет от него народ и он будет предпочтен пред всеми, которые на лице земли. И вот, сын мой Исаак любит Исава более, нежели Иакова, и я вижу, что ты действительно любишь Иакова. Так сделай ему еще больше добра, и да будет он твоим возлюбленным сыном, ибо он будет мне в благословение на земле отныне до всех родов века. Да укрепятся руки твои и да возрадуешься ты о сыне твоем Иакове, ибо я люблю его более всех моих сыновей; ибо он будет благословен вовек, и семя его наполнит всю землю. Ибо как не может человек сосчитать пыль земную, так не может быть исчислено и семя его, И все благословения, которыми Господь благословил меня и мое семя, будут также уделом Иакову и его семени во все дни. И в его семени будет благословлено мое имя, и имя моих отцов Сима, и Ноя, и Еноха, и Малалела, и Сифа, и Адама. Да послужат они к тому, чтобы основать небо, и утвердить землю, и обновить светила, которые на тверди небесной» 56 И он призвал Иакова пред очи матери его Ревекки, и поцеловал его, и благословил его, и сказал: «Возлюбленный сын мой Иаков, которого возлюбила душа моя! Да благословит тебя Бог с высоты тверди небесной, и да даст тебе все благословения, которыми Он благословил Адама, и Еноха, и Ноя, и Сима; и все, что Он говорил со мною, и все, что он обещал дать только мне, да пошлет Он на тебя и на твое семя до века, пока небо существует над землею. И да не владычествуют над тобою и над твоим семенем духи Мастемы, чтобы отвращать тебя от Господа, Который есть Бог твой, отныне до века! И да будет Господь твоим Богом и твоим отцом, а ты Его первородным сыном и Его народом во все дни! Иди, сын мой, в мире!» И они все (?) вместе вышли от Авраама. И Ревекка любила Иакова всем сердцем и всею душою и гораздо больше, чем Исава. И Исаак любил гораздо больше Исава, нежели Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010