7 . Моисей также жил в пустыне, но когда ему исполнилось сорок лет, он бежал из Египта и еще сорок лет пас овец Иофора. А Иоанн удалился в пустыню сразу после рождения и, будучи большим «из рожденных женами» ( Мф.11:11 ), он очевидно был достоин более великого возрастания. Пророк сказал о нем: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего» ( Исх.23:20 ). Тот, кто, будучи послан пред Господа, смог, только что родившись, услышать и понять пророчества своего отца, справедливо назван ангелом. Почему мы, уверовавшие в эти великие чудеса, также верим и в Воскресение, верим и в обещание Царствия Небесного, которое наступит, и Святой Дух обещает нам это каждый день. Все написанное чудесно и превосходит наше понимание, и все это мы обретем во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 11. Евангелие от Луки 1:80–2:2. На отрывок от слов: «Младенец же возрастал и укреплялся духом» до того места, где сказано: «Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» 1 . В Священном Писании о возрастании сказано в двух смыслах ; одно возрастание – телесное, которое не зависит от человека, другое возрастание – духовное, когда оно происходит благодаря его усилиям. Когда евангелист пишет: «Младенец же возрастал и укреплялся духом» ( Лк.2:40 ), он говорит о втором возрастании, то есть о возрастании духовном. Это означает следующее: «Он возрастал в духе». Его дух не оставался на изначальном уровне, но постоянно возрастал в нем, и каждую минуту и каждую секунду по мере того, как возрастал его дух, совершенствовалась и его душа. И за возрастанием духа непрестанно следовали не только его душа, но чувства и ум. Бог заповедал: «Возрастайте и размножайтесь» ( Быт.1:22 ) 3 . Я не знаю, как те, кто понимает эту заповедь просто и буквально, могут ее объяснить. Допустим, что «размножаться» относится к численности; когда кого-то становится больше, чем было прежде, они «размножаются». Но то, что сказано до этого – «возрастайте», – не в нашей власти. 2 . Ибо какой человек не хотел бы «прибавить себе росту» ( Мф.6:27 ), чтобы стать выше? Когда что-то заповедано, то предполагается, что эту заповедь можно исполнить; бессмысленно заповедовать то, что сделать невозможно. И если нам заповедано возрастать, значит, мы можем исполнить эту заповедь. Хочешь знать, как должно понимать «возрастайте»? Послушай, что сделал Исаак, о котором сказано: «И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим» ( Быт.26:13 ). Он всегда стремился стать лучше и постоянно совершенствовался; он непрестанно размышлял о Боге и упражнял свою память, чтобы больше хранить в сокровищнице своего ума и крепче удерживать это в памяти. Это должно понимать так, что Исаак взращивал в душе все свои добродетели и таким образом исполнил заповедь, повелевающую ему «возрастать».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

А о том, каким образом Христос обитает в сердцах, послушай, что говорит Он сам: « Я и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим » (Ин. 14:23). Обитает же не просто, но в сердцах верующих, которые утверждены и не колеблются в любви к Нему. « Чтобы вы могли », — говорит, — т. е. нужно много силы. А для чего нужна эта сила, объясняя это, прибавляет: « чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всей полнотой Божией » (ст. 18–19). Это значит: хотя любовь Христова и выше всякого человеческого познания, однако вы познаете ее, если в вас будет обитать Христос, — и не только познаете, но « дабы вам исполниться всей полнотой Божией ». Под исполнением же Божиим он или разуметь познание того, как во Отце и Сыне и Св. Духе воздается поклонение Богу, или побуждает к тем подвигам, через которые можно было бы исполниться таких добродетелей, какими исполнен Бог. « А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем » (ст. 20). Хорошо сказал: « силою », потому что силе свойственно получать то, чего мы никогда и не ожидали. А что (Бог) делает для нас более, чем мы « просим или помышляем », это видно из написанного самим (апостолом). Я, говорит он, молюсь; а Он и без моей молитвы сделает больше наших прошений, — и не просто только больше или обильнее, но « несравненно больше всего », — выражение, которое показывает особенную великость дара. Откуда же это видно? Из силы, говорит, действуемой в нас, — потому что мы никогда этого не просили и не ожидали. « Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь » (ст. 21). Хорошо сделал (апостол), что заключил свое слово молитвой и славословием: должно прославлять и благословлять даровавшего нам такие блага. Достойно удивления также и то, что за дары, полученные нами от Бога, славит (Его) о Христе Иисусе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

А о том, каким образом Христос обитает в сердцах, послушай, что говорит Он сам: Я «и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Иоан. 14:23 ). Обитает же не просто, но в сердцах верующих, которые утверждены и не колеблются в любви к Нему. «чтобы вы могли», – говорит, – т. е. нужно много силы. А для чего нужна эта сила, объясняя это, прибавляет: «чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всей полнотою Божиею» ( Еф.3:18–19 ). Это значит: хотя любовь Христова и выше всякого человеческого познания, однако вы познаете ее, если в вас будет обитать Христос, – и не только познаете, но «дабы вам исполниться всей полнотою Божиею». Под исполнением же Божьим он или разумеет познание того, как во Отце и Сыне и Св. Духе воздается поклонение Богу, или побуждает к тем подвигам, через которые можно было бы исполниться таких добродетелей, какими исполнен Бог . «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» ( Еф.3:20 ). Хорошо сказал: «силою», потому что силе свойственно получать то, чего мы никогда и не ожидали. А что (Бог) делает для нас более, чем мы «просим или ...помышляем», это видно из написанного самим (апостолом). Я, – говорит он, – молюсь; а Он и без моей молитвы сделает больше наших прошений, – и не просто только больше или обильнее, но «несравненно больше всего», – выражение, которое показывает особенную великость дара. Откуда же это видно? Из силы, говорит, действуемой в нас, – потому что мы никогда этого не просили и не ожидали. «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» ( Еф.3:21 ). Хорошо сделал (апостол), что заключил свое слово молитвой и славословием: должно прославлять и благословлять Даровавшего нам такие блага. Достойно удивления также и то, что за дары, полученные нами от Бога, славит (Его) во Христе Иисусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Больше желающего тебе добра и Церкви, чем я, нет. Потому прими с миром, любовию и вместе смирением то, что я скажу. В прошлом году, вопреки целой туче твоих врагов, я оставил тебя в Одавара, но что я говорил тебе и твоим сторонникам? Я говорил: постарайтесь же помириться и водворить мир в Церкви; сам я даже помогал тебе в этом и показывал пример, ходя вместе с тобою по немирным домам и прося о водворении мира. Но вот больше года прошло, и мир не только не водворен, а еще больше отдален – вражды между тобою и христианами конца не видно. Итак, сознайся, что ты не можешь управить и умирить Одаварскую Церковь и просишь о переводе оттуда. Не считай стыдом сознаться, что не можешь, так как это для всех же очевидно; не крушись в душе сим обольстительством, но с тобою первым это; когда любовь разорвана, вообще очень трудно потом возобновить ее; это и здесь – дело известное. Но так дольше оставлять этого нельзя. Только и выйти тебе из Одавара нужно разумно, чтобы пагубных последствий не было для других Церквей. Потому-то я вызвал тебя, чтобы посоветовать «совершенно сознательно и свободно подать прошение о переводе». Если ты скажешь, «Епископ мне велел подать, принудил меня к тому», тогда и из других Церквей, от тех, кому не нравятся местные священники, станут приставать ко мне – «вели такому-то подать прошение об удалении от нас», тем более я не хочу переводить тебя по прошению твоих недоброжелателей, а оно – вот у меня (и я полез было в ящик достать его, но о. Петр остановил – «не хочу видеть его»). Ладно, об нем пусть и речи не будет; я возвращу его о. Павлу Савабе, от которого оно частно доставлено мне, пусть возвратит подававшим его. Если ты совершенно произвольно желаешь выйти, то и друзья твои не будут злобиться ни на кого; скажи им: «Спасибо за вашу любовь, я буду, в отплату за нее, молиться Богу за вас, но не могу больше оставаться в Одавара по вашему желанию, ибо не могу управить Церковью». И так все окончится благополучно. Ты переведен будешь в Токио, к Собору; здесь найдется много дела. В Одавара поставлен будет человек, не имеющий никакого отношения доселе к обеим партиям, что даст ему возможность сблизить обе. – И прочее, и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В самом деле, если мытарь, ударяя себя в грудь и сказав: «Боже! будь милостив ко мне грешнику» (Лк.18:13), вышел оправданным больше фарисея, то какое дерзновение должны приобрести мы, оказав в короткое время такое сокрушение? Между тем нет ничего хуже мытаря; это — крайний предел нечестия, как и Христос объявил, часто приводя в пример крайнего зла блудниц и мытарей; это — дерзкое насилие, безнаказанное грабительство, бесстыдный род корыстолюбия, бессчетное любостяжание, бесчестная торговля; и однако, тот, который жил в таком нечестии, мог простыми словами смыть свой позор и получить более, чем просил. Он молился, говоря: «Боже! будь милостив ко мне грешнику» , а Бог не только был милостив, но и оправдал его больше фа­рисея. Вот почему и говорит Павел: «Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф.3:20). Но ведь и фарисей молился, и стоял в храме, и при­зывал того же Бога, и сказал больше слов, и начал молитву благодарением; почему же он потерял и те блага, какие имел, а тот получил и дерзновение, которого не имел? Потому, что у них был неодинаков образ молитвы. Этот был исполнен тщеславия, надменности и гордости, а тот великой скромности; поэтому-то тот, будучи обременен бесчисленными грехами, все сло­жил с себя и получил оправдание, а этот, привезши корабль, наполненный добрыми делами, и милостыней, и постом, и уда­рив его как бы о какую-нибудь скалу, о тщеславные и гордые помыслы, потерпел кораблекрушение в самой пристани, потому что повредить себе в молитве значит (то же, что) потерпеть кораблекрушение в пристани. Но это произошло не от свойства молитвы, а от воли его самого.    2. Видишь ли, что и молитвы недостаточно нам для спа­сения, если вместе с тем мы не будем молиться по запове­дям, которые дал Христос? Какие же Он дал заповеди? Молиться за врагов, хотя бы они много оскорбляли нас. Если мы не будем делать этого, то неизбежно погибнем, как видно из примера фарисея. Если он, и не молясь о вреде врагам, а только предавшись тщеславию, подвергся такому осуждению, то какое наказание ожидает тех, которые произносят длинные и обильные речи против врагов? Что делаешь ты, человек? Ты стоишь, прося прощения своих грехов, и наполняешь душу гневом? Тогда как должно быть кротче всех тем, которые беседуют с Господом, молятся о собственных прегрешениях, просят милости, человеколюбия и прощения, в это время мы ожесточаемся, приходим в ярость и наполняем уста желчью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3319...

«Верую во Единаго Бога Отца». Так начинается, так всегда начиналось христианское исповедание веры. Подчеркнем сразу же, что в исповедании этом сказано не «в одного Бога», а «во Единаго». Наше ухо, наше сознание, возможно, не улавливают оттенков, присущих двум этим словам. А между тем «один» – не совсем то же, что «единый». Конечно, христианство, как до него ветхозаветное иудейство, а после него и магометанство, всегда проповедовало, всегда защищало монотеизм, или единобожие, – веру в то, что есть только один Бог. Защищало против языческого политеизма – против веры во многих богов. Но слово «один» имеет в русском языке некий количественный привкус: один, второй, третий... «Один» Бог – это как бы Бог одинокий, застывший в своей единственности. Унаследованное же от славянского языка слово «единый» богаче, шире и глубжё: Единый Бог не столько количественное, сколько качественное определение. Единый, единственный, такой, каких больше нет, потому что и быть не может. Верить в одного Бога – значит еще ничего не знать, а потому и ничего не выразить о Нем; верить в Единого Бога – значит уже знать Его в абсолютной единственности, что-то предчувствовать, предсознавать о Нем. Сказать о Боге, что Он один, – дело логики, почти здравого смысла; сказать о Нем, что Он един, – уже выражение веры, религиозный акт. Как часто, любя кого-нибудь, мы говорим ему, что он единственный! Более того, всякая любовь всегда превращает любимого в единственного. И чем больше любовь, тем больше эта единственность, эта неповторимость любимого. А ведь вера в Бога есть не что иное, как акт любви: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим ( Мф.22:37 ); Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин.14:15 ). Это только наш рассудочный, «научный» век все спорит о вере как о каком-то научном предмете, все ищет внешних, «научных» доказательств либо существования, либо несуществования Бога. Но наш век так же спорит и о всем, так же познает и все остальное. Больше всего не хочет современный человек как раз единственного и неповторимого, это ему кажется «ненаучным», несерьезным. Но поэтому это и безлюбовный, холодный мир. Ибо только любви открывается единственность и неповторимость и только любовь радуется о единственном и неповторимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Вот почему и слова «сказал диавол», «отвечал диавол» нельзя понимать буквально; диавол — дух бестелесный и потому не может говорить так, как говорят люди. И если в повествованиях и упоминается иногда о разговорах диавола с людьми, то надо понимать, что эти разговоры ограничивались безмолвным обменом мыслей. ГЛАВА 22. Прибытие в Капернаум. Спор Апостолов о том, кто из них больше. Наставление им о смирении. Речь о соблазнах. Разные наставления Апостолам. Притча о немилосердном должнике. Уплата подати на храм Прибытие в Капернаум Выше было уже сказано, что, после проповеди о хлебе жизни, Иисус избегал толпы народной, желая оставаться наедине со Своими Апостолами. Направляясь теперь в Капернаум, Иисус проходил Галилею, обнаруживая желание, чтобы никто не узнал их. Апостолы не хотели верить, что настоящий Мессия, пришедший спасти евреев, Сам может пострадать и умереть; мысль об этом не совмещалась с их понятиями о Мессии, а потому самая смерть Иисуса могла временно, до Его воскресения, поколебать в них веру в Него. Потому-то Христос, оставаясь последнее время наедине с Апостолами, постоянно внушал им, что Он должен умереть, ибо такова воля Отца Его, но Он же и воскреснет в третий день. Но и на этот раз они не поняли слова Его, а спросить Его о сем слове боялись (Лк. 9, 45). Им так не хотелось расстаться со своими мечтами о восстановлении Царства Израилева, что они боялись даже и расспрашивать своего Учителя о подробностях предстоящих Ему страданий, опасаясь услышать что-нибудь еще более печальное. Спор Апостолов о том, кто из них больше Сопровождая своего Учителя в Капернаум, Апостолы шли в некотором отдалении от Него и спорили о чем-то. Придя в Капернаум, Иисус Христос спросил Апостолов: о чем дорогою вы рассуждали между собою? (Мк. 9, 33). Они молчали; им стыдно было признаться, что они спорили о первенстве, о том, кто из них больше. Но Иисус сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9, 35). Видя, что от Иисуса не могут скрыться и помыслы их, Апостолы сами уже обратились к Нему за разрешением их недоумения и спора и спросили: кто больше в Царстве Небесном? Апостолы никак не могли отрешиться от еврейских воззрений на Царство Мессии и потому, уподобляя его царствам земным, интересовались узнать, кто из них и какое место займет в этом Царстве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Говоря о самоубийстве, нельзя не подумать и не спросить: «Отчего в последнее время так много самоубийств?..» Более верные причины можно указать две: первая – пьянство, вторая – неверие в Бога и в будущую жизнь. Взять несколько лет тому назад, когда поменьше было пьянства и неверия – тогда меньше было и самоубийств. Пьяному, по пословице, море по колени, пьяный теряет рассудок, доходит и до помешательства и легко решается на самоубийство. Что касается неверующего, то если хорошо живется ему здесь – живет он, если худо – кого и чего бояться ему там за гробом, когда он не верит в Бога, не верит в ад? И он свободно лишает себя жизни. Нет, трезвый и верующий человек, надеющийся на Бога, преданный Богу, в редких случаях решается на самоубийство. А мы всё, братие, знаем, мы всё видим, как у нас с течением времени все больше и больше растет пьянство, все больше и больше растет неверие! Вот оттого и нередки у нас случаи самоубийства. Недаром и могилы самоубийц мы привыкли называть могилами несчастных. Именно «вечно» несчастны самоубийцы! Избави, Господи, всякого, даже самых злодеев наших, от этого несчастья! Беседы на Евангелие Недели перед Просвящением, или Крещением, Христовом Иоанн Креститель в пустыне (Господь всякими способами устроивает наше спасение) О чем читалось сегодня в Евангелие? Об обстоятельстве пред крещением Христовым, воспоминаемом в нынешнюю неделю, а именно: о проповеди Иоанна Предтечи в пустыне и крещении народа им ( Мк. 1:1–8 . Зач. 1). ... «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Да, здесь, действительно, кончается общечеловеческое, общерелигиозное, и начинается собственно христианское: здесь начинается слово о святом Кресте и о святой Чаше, что «для иудеев соблазн, а для еллинов безумие» ( 1Кор.1:23 ). Здесь начинается бездна, перед которой умолкает ум. И «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него, и уже не ходили с Ним». Тогда Господь обратился к оставшимся: «Не хотите ли и вы отойти»? И Симон Петр ответил от лица двенадцати: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». А между тем, Апостолы ничуть не больше остальных поняли, что говорил Господь. Но они не отошли, потому что, в отличие от других, знали, что идти некуда: больше никто и нигде не говорит, как власть имеющий, о вечной жизни, об этом самом вожделенном даре для живого человека. Для нас уже открыто более, нежели для них тогда. Мы знаем, что значит вкушать Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина. Мы умеем облекать в слова великие тайны искупительного страдания и смерти Сына Божьего. Но и мы до конца не понимаем, как это мы поистине едим Плоть и Кровь нашего Бога? Как это Сын живет Отцом, и как это ядущий Сына может жить Им? Как это возможно: быть в Боге, и чтобы одновременно Бог был в нас? Все христианство – животворящая тайна, перед которой мы стоим, которую созерцаем. Она иногда страшит и отталкивает. Но знаем, что идти нам больше некуда. И верим, что все придет в свое время, всем насытит нас Господь, как и Апостолов насытил. Если только не отойдем от Него, если с детской доверчивостью будем говорить при всяких искушениях и сомнениях: «Господи! К кому идти нам? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали, и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живого». Вторник. О спасении вне Церкви Деян.10:21–23 Мы, христиане, выбрали свой путь к вечной жизни. Но все-таки – неужели этот путь только один, через Церковь ? А как же другие люди, которые иначе веруют, или вовсе не веруют, а добра делают гораздо больше? По этому поводу есть разные мнения. Но все наши «мне кажется» и «мне думается» не способны ни отворить врата Царствия Небесного, ни затворить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Да не стыдимся извинять свою вину больше, нежели кого в чем хотим осудить. Иуда, обличая Фамарь и вспомня свою вину, сказал: Фамарь правее меня. В этих словах находится великое таинство и нравоучение. Потому не вменилось ему в вину, что он сам себя обвинил, прежде нежели от других осужден был. Да не радуемся о преступлении другого, но более да соболезнуем, ибо написано: Не радуйся ради меня, неприятельница моя! Хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил перед Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его. И увидит это неприятельница моя, и стыд покроет ее, говорившую мне: " где Господь Бог твой? " Насмотрятся на нее глаза мои, как она будет попираема подобно грязи на улицах. И это справедливо, ибо радующийся падению другого радуется победе дьявольской. И для того да соболезнуем больше, когда слышим о погибели человека, за которого умер Христос, не презирающий и соломины на жатве. Желательно, чтобы на жатве эту соломину, то есть бесплотную ветвь, Господь не презрел, но собрал, как пишется: Горе мне! Ибо со мною теперь - как по собрании летних плодов, как по уборке винограда. Пусть ест хотя первые плоды благодати своей, если последние не угодны ему. ГЛАВА VIII Сперва взывает к исповеданию и слезам, а потом обращает речь к самому себе Покажи врачу рану твою, чтобы выздороветь. Знает он, хотя бы ты и не показывал; но желает от тебя слышать твой голос, очисти слезами раны твои. Так та жена в Евангелии очистила грех и омыла скверну, разрешила вину, когда омыла слезами своими ноги Иисусовы. О, когда бы Ты, Иисусе, оставил мне прах от ног твоих! О, когда бы дал Ты мне отереть их! Но откуда достану живой воды, которой мог бы омыть ноги Твои? Не имею воды, но имею слезы, которыми, омывая ноги Твои, да омою и самого себя. Почему скажешь Ты мне: прощаются грехи его многие за то, что он возлюбил много. Признаюсь, что я больше должен был и мне больше простилось; от судебных и публичных дел позван я на священство; и потому опасаюсь, как бы не был я неблагодарен, если меньше буду любить, нежели мне простилось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/31/f...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010