Духом, как выше замечено было, именуется тот же Св. Дух, но рассматриваемый в Его действиях, какие совершает Он в Христовой Церкви, каковы все дары благодатные, подаваемые в таинствах и сообщаемые душам верующих по их вере и молитве, каковы, по учению Апостола: любовь, радость, мир, долготерпение и др. ( Гал.5:22 ); также чрезвычайные или чудесные действия в распространении евангелия, в обращении неверующих и под. Вода и кровь, таинство крещения и искупительная смерть Господа Спасителя, являют великую силу ко спасению мира также действием Святого Духа. И сии три об одном, т. е. свидетельствуют – об одном, именно о том, что Иисус Христос есть Сын Божий, согласно древним обетованиям и пророчествам пришедший в мир, Спаситель рода человеческого. 9 . Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Если мы принимаем свидетельство человеческое; свидетельство Божие больше: ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовала о Сыне Своем. В Моисееве законе есть правило, говорящее: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело ( Втор.19:15 ; сл. Мф.18:16 ; 2Кор.13:1 ; Евр.10:28 ). По-видимому, слова: три свидетельствуют, дважды сказанные, имеют отношение к этому закону. Апостол чрез это показывает полное соответствие приведенного свидетельства требованию закона Моисеева. Но затем св. Иоанн раскрывает и несравненное превосходство показанного им свидетельства: если мы принимаем свидетельство человеческое, т. е. верим свидетельству двух или трех свидетелей; то тем более должны мы верить свидетельству Божию: потому что свидетельство Божие больше, т. е. то свидетельство, которое выше предложено (6, 7 и 8 стих пятой главы его послания); и далее сам Богослов показывает, о каком свидетельстве говорит он, присовокупляя: ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем, – свидетельство о том, что Иисус есть Сын Божий, обетованный Спаситель мира, есть свидетельство Божеское, преподанное свидетелями небесными и земными. Это свидетельство, как Божеское, говорит Богослов, больше свидетельства человеческого, т. е., как свидетельство Божеское, несравненно больше, несравненно превосходно того человеческого свидетельства, которому, по закону Моисееву, надобно верить: потому что человек ограниченное существо, подверженное греху, а Бог есть существо беспредельное, Бог беспредельно истинен, свят и всесовершен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Если же ты не понимаешь, а ищешь доказательств, то я скажу тебе тоже, что говорил Христос Никодиму: если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном (Ин.3:12)? Я сказал о рождении от Девы, и ты не знаешь и не смеешь открыть рта, а стараешься исследовать небесное? И, о, если бы только небо! Но ты исследуешь и Господа небес. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите ; не сказал: не убеждаетесь, но: не верите , показывая нам, что если и земное нуждается в вере, то тем более небесное. Между тем Он беседовал тогда с Никодимом о рождении гораздо низшем; речь была о кре­щении и духовном возрождении. Очевидно, что и это постигается верою. Назвал же Он это земным не потому, что оно земное, но потому, что совершается на земле и, в сравнении с небес­ным  рождением,  неизреченным и превосходящим всякий ум, есть земное. Итак, если невозможно знать, каким обра­зом мы возрождаемся в водах, но должно принимать совер­щающееся одною только верою, а не исследовать способа, то какое безумие было бы — употреблять человеческие суждения о небесном рождении Единородного Сына и исследовать способ Его рождения? Впрочем, довольно показано, каким образом Сын Божий есть без отца, без матери и без родословия . 3. Но так как многие, не поняв написанного о Мелхи­седеке, говорят, что он даже больше Христа, составили свою ересь, называются мелхиседекитами и спорят с нами, стараясь доказать, что он больше Христа, приводя слова: Ты - священник во век по чину Мелхиседека (Пс.109:4), то нужно сказать и против них. Они говорят: как может быть не больше Христа тот, по образу и чину которого священствует Хри­стос? А мы говорим, что он человек подобострастный нам и не больше Христа и даже Иоанна Крестителя; из рожденных женами , гово­рит Христос, не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф.11:11). Другие же, опять заблуждаясь, говорят, что он есть Дух Святый; но мы не говорим и этого. Иначе какая была бы нужда вочеловечится Слову Божию, если уже давно Дух был человеком? В объяснение того, что он не больше Христа и не Дух Святый, пусть они скажут нам, к какой области они относят его: к небесной ли, земной, или преисподней? Итак, если скажут, что Мелхиседек небесной области, или другой какой-нибудь, то пусть выслушают, что и он преклоняет колено пред Христом, воплотившимся от Богородицы Марии; Апо­стол именно говорит, что пред именем Иисуса преклонилось всякое колено и пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Конечно, помимо Евангелия есть очень много христианской литературы. Сейчас полки книжных магазинов буквально завалены православной литературой: и богословского характера, и разного рода историями из жизни Церкви. Мне даже очень трудно предложить Вам что-нибудь конкретное. Если Вы не читали книгу «Старец Силуан» иеромонаха Софрония (Сахарова), то прочитайте ее — может быть, она Вам что-то откроет. Эта книга состоит из двух частей. В первой части отец Софроний описывает замечательного подвижника нашего времени — преподобного Силуана Афонского, а вторая часть представляет собой записки самого преподобного Силуана. Есть люди, которым больше подходит первая часть книги, а есть те, которые больше откликаются на вторую часть книги. Если Вы ее не читали, прочтите. Если когда-нибудь читали, перечитайте. А за этой книгой, я думаю, последуют другие, которые смогут Вам помочь. Вопрос: В Писании сказано, что «всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Но при этом «блаженны нищие», то есть те, у кого ничего нет, а согласно первому постулату, у них отнимется и то, что они имеют, тем более — духовность. В чем же блаженство? Митрополит Иларион: Мне кажется, Вы как-то произвольно соединили две фразы, причем неточно их цитируете. Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Не просто нищие, не просто те, кто лишены материального богатства, но те люди, которые обладают смирением. Вот кого Он называет блаженными. А слова о том, что тот, кто имеет, тому дастся еще больше, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет, сказаны в определенном контексте: они сказаны в контексте притчи о талантах. Эта притча говорит о том, что человек не должен зарывать свой талант в землю, он не должен его прятать. Если Господь дает нам какие-то таланты, то для того, чтобы мы их употребили в дело, то есть на пользу других людей. Само слово «талант» указывает изначально на денежную единицу, на единицу веса. Талантами измеряли серебро. Так вот, у человека, который свой талант закопал в землю, то есть не употребил его для пользы других людей, отнимется и то, что, как он полагает, он имеет. А тот человек, который себя отдает другим людям, который себя растрачивает, будет получать от Бога все больше и больше. Таков закон духовной жизни. Вот о чем идет речь в этих евангельских словах.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5832273...

Но посмотрим: ужели невозможно каким-либо образом уразуметь то, что невозможно исповедать? Не всегда бывает так, чтобы мы не могли даже понимать того, что мы не можем исповедать. Конечно, говорит, мир превышает всякий разум; потому говорится: мир Божий, который превыше всякого ума (Филип.4:7). Здесь говорится, скажут, о мире, мы же исследуем о милосердии и о величайших дарах. Что же, скажи, находится более прево­сходного, чем мир с милосердием? Мир есть великий и особенный дар милосердая. Но обратимся умом к тому, где особенно находится преспеющее милосердие Божие: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Если же иногда бывает речь отно­сительно меры, то ты остерегись думать, что милосердие Бо­жие имеет такую меру. Вот я разъясню сказанное: как отец ущедряет сынов, так Господь ущедрил боящихся Его (Пс.102:13); в евангелии же читается так: вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим (Мф.7:11). И сам пророк говорит: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15). Эти примеры приведены здесь не для того, чтобы показать, что мера милосердия Его одинакова с теми, но потому, что мы не знаем милосердия больше отеческого, оно является самым великим в наших мыслях. Чтобы ты таким обра­зом верил в сказанное, выслушай, что говорится: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15). Таким образом, когда ты слышишь: насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши (Пс.102:12), то ты остерегись думать, что таково только расстояние, но считай его гораздо большим. Так как ты не знаешь иной меры больше той, то псалмопевец и воспользовался известным тебе примером. Но что это расстояние гораздо больше, ясно из следующих слов: Я Сам изглаживаю преступления (Ис.43:25), истребив (Колос.2:14). Здесь, таким образом, больше, чем отдаление грехов: то, что отдалилось, может придти вновь; но то, что однажды уничтожено, больше уже не пишется.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но посмотрим: ужели невозможно каким-либо образом уразуметь то, что невозможно исповедать? Не всегда бывает так, чтобы мы не могли даже понимать того, что мы не можем исповедать. Конечно, говорит, мир превышает всякий разум; потому говорится: мир Божий, который превыше всякого ума (Филип.4:7). Здесь говорится, скажут, о мире, мы же исследуем о милосердии и о величайших дарах. Что же, скажи, находится более превосходного, чем мир с милосердием? Мир есть великий и особенный дар милосердая. Но обратимся умом к тому, где особенно находится преспеющее милосердие Божие: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Если же иногда бывает речь относительно меры, то ты остерегись думать, что милосердие Божие имеет такую меру. Вот я разъясню сказанное: как отец ущедряет сынов, так Господь ущедрил боящихся Его (Пс.102:13); в евангелии же читается так: вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим (Мф.7:11). И сам пророк говорит: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15). Эти примеры приведены здесь не для того, чтобы показать, что мера милосердия Его одинакова с теми, но потому, что мы не знаем милосердия больше отеческого, оно является самым великим в наших мыслях. Чтобы ты таким образом верил в сказанное, выслушай, что говорится: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15). Таким образом, когда ты слышишь: насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши (Пс.102:12), то ты остерегись думать, что таково только расстояние, но считай его гораздо большим. Так как ты не знаешь иной меры больше той, то псалмопевец и воспользовался известным тебе примером. Но что это расстояние гораздо больше, ясно из следующих слов: Я Сам изглаживаю преступления (Ис.43:25), истребив (Колос.2:14). Здесь, таким образом, больше, чем отдаление грехов: то, что отдалилось, может придти вновь; но то, что однажды уничтожено, больше уже не пишется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

– Скажите, правда ли, что чем сильнее добро, тем ожесточеннее зло, которое борется с ним? Коммунизм пришел в православные страны именно потому, что Православие сохранило чистоту Христовой веры? Да, но Россия должна была много страдать – Но православие было сильным в дореволюционной России!? – Да, но не таким, как теперь. На Святой Горе в монастыре святого Пантелеймона и в скитах было в те времена несколько тысяч русских монахов. Один из них особенно молился и горевал о России, и Господь явился ему и сказал: «Неужели ты больше Меня жалеешь русский народ? Я Его создал и все дал, и когда у него всего было в достатке, немногие ходили в святой храм, а вот теперь приходят тысячами...». Слава Богу, сегодня благочестие русского народа – более истинное благочестие. В мире воцарился дух наживы В мире, особенно на западе, да и у нас, – повсюду воцарился дух материализма, так скажем, наживы. Человека больше ничто не волнует, он больше не почитает ни отца, ни мать, ни брата, ни сестру, только свою прибыль и собственные интересы. Ради них убьет и мать и отца, вот что делается. Всякое дело надо делать ради Бога. Если мы Господу работаем, тогда мы трудимся от всего сердца и не скажем: «Не буду работать на того бездельника, который получает больше меня!» А если работаем ради человека, то не отдаемся работе полностью, но с прохладцей работаем. А Господь сказал: «...о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл... то извергну тебя из уст Моих!». Будь или холоден или горяч! Мысли и болезни Не обращай внимания на то, что тебе говорят, когда обижают. Ты молись Богу, чтобы Он каждому дал благого ангела, а тебе душевный покой. И когда со всеми примиришься, всем пожелаешь добра, тебя ничего не будет мучить. А так мы сами себя поедаем и разрушаем психически и физически, и заболеваем, и все потому, что не справились с плохими мыслями. А потом намного труднее приходить в себя. Ранимые души очень страдают – Как мы можем помочь тяжелобольному человеку, который каждый день желает смерти? Больше всего может помочь его супруга

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

Что идея в науке, то вера в молитве. Как идея животворит науку, так вера – молитву; как автор науки, созидая ее, путается и впадает во мрак умственный, если теряет из виду идею, так молящийся впадает в мрак сердечный и умственный, когда выпускает из сердца веру. Утроба человеколюбия, утроба благости Божией, не затвори от Мене ушию 38 благоутробия Твоего. Видите, утроба какое важное имеет значение в человеке: не тут ли, в самом деле, душа? Отчего же и благость, и любовь, и другие добродетели полагают все в утробе, так что от человека переносят даже на Бога имя и значение утробы. Поймите отсюда, что значит заповедь Спасителя: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством [ Лк. 21,34 ]. Обремененная пищею утроба теряет благие свойства, какие нужно иметь человеку; она теряет чувство веры, любви, благости; она удаляется от Бога; недаром сказано: уты, утолсте, разшире [рус.: утучнел, отолстел и разжирел] [ Втор. 32,15 ] и – отвержися. Поистине отсюда и важное значение поста в духовной нашей жизни. Необремененное пищею сердце всегда несравненно больше способно держать в себе веру в Бога, благость или любовь, чувствовать милости Божии, вообще – стоять в истине. Рабы греха, греховных привычек, страстей, ведайте, что с каждым удовлетворением вы усиливаете их, подчиняетесь им больше и больше: вы и рабы… греха к смерти [ Рим. 6,16 ]. Рабы Божии, творящие правду, стяживающие навык в добродетели, ведайте, что и вы также с каждым усилием сделать добро приобретаете больше и больше свободы духовной, которую даровал нам Христос [ Гал. 5,1 ], свободы славы чад Божиих: таков животворный закон правды и таков убийственный закон греха. Во время молитвы нужно внедрить сердце в Бога, так чтобы молящийся чувствовал в сердце истину слов Господа: пребывает во Мне, и Я в нем [ Ин. 6,56 ]. Господь и во время и после сердечной нашей молитвы соединяется с нами, как соединяется после принятия животворящих Таин. Хотя это последнее соединение бывает более тесное, преискреннейшее, чрез Самую Плоть и Кровь. Мы придем к нему, говорит Господь, и обитель у него сотворим [ Ин. 14,23 ]. Присутствие в нас Господа обнаруживается сердечною сладостию, миром или тишиною чувств, довольством собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

" Я не ищу Моей славы " . По этой-то причине, вместо того, чтобы наказывать вас, Я обращаюсь к убеждению и советую вам делать то, посредством чего вы не только избежите наказания, но и получите вечную жизнь. " Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек " (Иоан.8:51). Здесь Он говорит не об одной только вере, но и о чистой жизни. Выше Он сказал: " имеет жизнь вечную " (Иоан.5:24); а здесь говорит: " не увидит смерти " , указывая вместе и на то, что они ничего не могут Ему сделать. Если не умрет тот, кто соблюдает слово Его, то тем более сам Он. Это поняли и они, и потому говорят: " теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки " (8:52), – т.е. умерли те, которые слушали слово Божие: так ужели не умрут слушавшие Твое слово? " Неужели Ты больше отца нашего Авраама " (ст.53)? Какое тщеславие! Опять обращаются к родству с ним. Им следовало бы сказать: ужели ты больше Бога? Или: ужели слышавшие Тебя больше Авраама? Но они не говорят этого, потому что почитали Его меньшим даже Авраама. Христос же прежде доказал, что они человекоубийцы, и тем отстранил их от родства с Авраамом. Но так как они оставались при своих мыслях, то вот Он снова идет к тому же другим путем, показывая, что они напрасно трудятся. Впрочем, о смерти Он нисколько с ними не беседовал, и даже не открыл и не сказал, какую разумеет смерть. Теперь Он только уверяет их, что Он выше Авраама, чтобы хотя этим пристыдить их. Ведь конечно, говорит Он, если бы Я был обыкновенным человеком, – и тогда не следовало бы убивать Меня, потому что Я не сделал ничего худого. Но если Я притом говорю истину, и не имею никакого греха, и послан от Бога, и больше Авраама, то не безумствуете ли вы и не напрасно ли трудитесь, стараясь умертвить Меня? Что же они? " Теперь узнали мы, что бес в Тебе " . Но не так самарянка; она не сказала Ему: беса имеешь, – но только вот что: " неужели ты больше отца нашего Иакова " (Иоан.4:12)? Это – потому, что иудеи были поносители и убийцы, а она желала научиться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

…Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня. И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин меня. И кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня… И мы огорчаемся, потому что мы, конечно, любим отца и мать. И мы, конечно, любим сына или дочь. И нам кажется диким, почему для того, чтобы любить Бога, нужно отказаться от отца или матери, или сына, или дочери. Почему это надо делать? Разве в любви к отцу или матери, сыну или дочери, невозможно любить Бога? И такая точка зрения показывает, что мы совсем невнимательно относимся к слову писания. Господь не говорит: кто любит отца или мать более нежели Меня, того Я оставлю. Он говорит: тот недостоин Меня. И кто любит сына или дочь более, нежели  Меня, недостоин Меня. И вот здесь нам нужно не тужить и не скорбеть, а благодарить Бога. …Господи, мы знаем, что  мы действительно Тебя не достойны...И мы часто к своим близким и ко всему тому, что соединяет нас с землей, а не с небом, привержены больше чем к Тебе. И любим нередко больше, чем Тебя. И мы Тебя не достойны. Но Ты нас, недостойных, не бросаешь. Ты нам говоришь: чтобы отношения с Богом установить так, как они должны быть в идеале, вы должны полюбить Бога, прежде всего. Это не значит отрицать любовь к отцу или матери, или к сыну или дочери. Это означает поставить все на свои места. Во главе всего сам Спаситель Христос, а затем семьи, дома, скоты, волы и все то, о чем говорит святой апостол евангелист Матфей. …Но не сказано в писании кто любит отца или мать больше нежели Меня, того Я оставлю… Это не сказано. Сказано обратное. Всякого кто исповедует Меня перед людьми, того исповедую Я пред Отцом Моим Небесным. А кто отречется от  Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. А исповедать перед людьми может любой, кто любит отца и мать больше, нежели Меня. Человек может любить своих родных, но все равно подняться над своей земной привязанностью и Господа исповедовать. И тогда и Он исповедует этого человека перед Отцом Небесным. Иногда бывает еще так, и так становится, и Писание, наверное, об этом бы сказало. И будет зло горше первого, когда человек, христианин, придя в храм, и еще не разобравшись в самых простых началах духовной жизни, начинает отрицать все, что связывает его с земным миром. Бросает больных родных и говорит: я уйду в монастырь ради Господа.

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-pravo...

   – Иисусе Христе, распятый при Понтийстем Пилате, Ты видишь, что я не сойду с этого камня, не буду ни есть пить, пока не умру, если не услышишь меня теперь. Изгони беса из человека, избавь его от этого нечистого духа.    Лишь только сказал он это, как снизу, от келии, устами человека стал кричать бес:    – Ладно, ладно, против воли, но выхожу! Оставляю этого человека и больше не вернусь! Даже не знаю, куда мне идти — смирение и простота Павла гонят меня!    И тотчас нечистый дух вышел: он принял образ огромного змея локтей семидесяти, а затем сразу уполз к Красному морю.    Вот что совершил Павел своим смирением и простотой. Этим Бог показал, какой чести и славы Он удостаивает людей бесхитростных и смиренных. Бес, которого не мог изгнать Антоний Великий, был вскоре обращен в бегство простотой и смиренномудрием Павла. И это при том, что Павел подвизался только один год! Исполнилось на нем реченное Святым Духом: «На кого л призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис 66. 2). Случалось, что более низкие из лукавых духов изгонялись верой людей новоначальных. Но высшие из бесов бегут от тех, в ком больше смирения».    Святой Пахомий непрестанно молился, да свершится на нем воля Божия. Через какое-то время, когда он все еще бодрствовал и молился об этом, ему явился ангел Господень и сказал:    – Воля Божия в том, чтобы служить Ему и примирять с Богом человеческий род. Поэтому принимай к себе тех, кто обращается к Богу с покаянием, и руководи ими по тому уставу, который я тебе дам.    И, сказав это, он дал Пахомию медную доску, на которой было написано следующее:    «Позволяй каждому есть и пить по его силе. Не запрещай ни поститься, ни есть. Но более тяжелую работу поручай тем, кто сильнее и больше ест, а более легкую — тем, у кого подвиг больше и кто слабее. В одной обители сделай отдельные келии, и в каждой келии пусть живет по три человека. Трапеза пусть у всех будет в одном и том же здании. Спать лежа они не должны. пусть сделают себе каменные стасидии с пологими спинками, положат на них свою постель и так спят.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010