В чем смысл многоярусного иконостаса? Отец Павел Флоренский назвал иконостас прозрачной стеной. Стеной, которая, с одной стороны, закрывает пространство таинства, а с другой – создает образ этого таинства, доступный всем через иконную структуру многоярусного иконостаса. То есть одновременно создает образ таинства и скрывает его. Иконостас – это одновременно и образ мироздания. В этом смысле иконостас играет ту же роль, которую в Ветхозаветном храме играла знаменитая Храмовая Завеса, которая отделяла Святое святых. Так что многоярусный иконостас – очень интересное явление, вокруг которого до сих пор идут споры, потому что очень многие западные богословы критикуют эту традицию, как богословски неправильную. Исторически на Западе была алтарная преграда, но в XVIII веке, в связи с идеями Просвещения, её не только отменили, но и практически уничтожили, так что было потеряно огромное количество памятников. Алтарная преграда упразднялась в связи с идеей просвещённого христианства, которому не нужно прятать от верующих таинство. Но суть иконостаса не в том, чтобы скрывать таинство как таковое, а в том, чтобы переживать образ таинства, не имея к нему прямого доступа. То есть сохранение традиции, которая идет еще от Ветхозаветного храма, где только первосвященник один раз в год мог войти в Святое святых – место присутствия Божия, – для того, чтобы окропить Ковчег Завета кровью жертвенного агнца. Поскольку Господь невидим, то это знание о святости, о таинстве гораздо важнее, чем непосредственное созерцание самого таинства. Эта идея переходит и в православную византийскую традицию. Мы знаем в Византии очень яркие примеры так называемых невидимых икон. Есть иконы спрятанные, которые никогда нельзя увидеть, как например, главная чудотворная икона Кипра – икона Богородицы Киккотисса, почитаемая в одноименном монастыре. Она закрыта окладами и завесами, и категорически запрещается саму древнюю икону увидеть. Это очень важное переживание невидимого, которое настолько значимо и священно, что даже обыкновенное зрение не соответствует его статусу. Неотъемлемая часть нашей традиции, даже – нашего религиозного мистицизма, который, благодаря высокому иконостасу развился на Руси даже в большей степени, чем в Византии.

http://pravmir.ru/smyisl-ikonyi-v-soedin...

Среди русских икон монастыря особое место занимают списки чудотворных образов Пресвятой Богородицы, находящихся на Святой Горе, такие, как «Достойно есть» Протата, «Вратарница» Иверского монастыря, хиландарская «Троеручица», «Скоропослушница» обители Дохеарь, «Утешение» Ватопедского монастыря; из греческих чудотворных икон мы встречаем список кипрской «Киккотиссы». Еще одна значительная тематическая группа русских икон Ватопедского монастыря состоит из образов русских святых. Русская Православная Церковь до XVI в. прославила всего около семидесяти русских святых; в последующие века в России совершилось около трехсот пятидесяти новых канонизаций. К древнерусским иконам Ватопеда, присланным туда с целью распространения на православном Востоке почитания русских святых, принадлежит образ митрополита Московского Алексия, построившего соборный храм будущего Чудовского монастыря; митрополита Московского Филиппа, мученически скончавшегося из-за того, что обличал Ивана Грозного за его беззаконные деяния; образ Божией Матери вместе с Новгородским епископом Никитой, жившим в конце XI – начале XII в. и прославленным в лике святых в 1558 г. Скажем и об иконе, где изображено явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому (1314–1392), основателю одного из самых больших монастырей России – Троице-Сергиевой Лавры близ Москвы; деисусный чин с прпп. Зосимой и Савватием Соловецкими, основавшими в начале XV в. известный Соловецкий монастырь, а в 1547 г. прославленными для всероссийского почитания. Ватопедские иконы, датируемые XIX в., приобрели совершенно иное значение, ибо написаны прежде всего для нужд русских монахов Святой Горы, а также для украшения храмов и домовых церквей, строившихся в это время. Среди них укажем на икону св. князя Владимира, которая является списком с иконостасного образа кафедрального Свято-Владимирского собора Киева, написанного живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым (1848–1926), любимцем царя Александра III. Отметим также икону святых Бориса и Глеба, сыновей князя Владимира и первых русских христианских мучеников, Александра Невского (1220–1263), великого князя Владимирского и князя Новгородского, который был прославлен в лике святых в 1549 г. Из лика преподобных иноков укажем на изображение св. Анны Кашинской, которая до смерти своего мужа была княгиней Тверской; и Христа ради юродивого святого Прокопия Устюжского, при котором был предотвращен страшный град.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (празд. 3(16) мая в память принесения иконы из К-поля, в один день с памятью прп. Феодосия, и 15(28) авг.- в день Успения Пресв. Богородицы), чудотворная, святыня Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресв. Богородицы КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ [киево-печерский распев], певч. традиция Киево-Печерской лавры, монастырская ветвь развития киевской церковнопевч. традиции КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ [киевское знамя], нотолинейная система записи одноголосных и многоголосных богослужебных песнопений РПЦ КИЖИ (Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), архитектурный комплекс, сооружения к-рого относятся к XVIII-XIX вв. КИЙСКИЙ КРЕСТ созданный по заказу патриарха Никона в 1656 г. в Палестине для Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря КИККСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Киккотисса, Милостивая], один из наиболее почитаемых чудотворных образов на Кипре (празд. кипр. 8 сент.; празд. рус. 12 нояб., 26 дек.) КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КИНОКЕФАЛИЯ отраженное в античной и средневек. лит. и художественной традициях представление о существах с телом человека и собачьей головой (кинокефалах) КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси

http://pravenc.ru/rubrics/123062_40.html

Архив Пн В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля 4 ноября 2017 г. 14:17 4 ноября 2017 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В этот день в России отмечается государственный праздник День народного единства. Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Тамассоский и Оринийский Исаия ( Кипрская Православная Церковь ); митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай ( Элладская Православная Церковь ); митрополит Арголидский Нектарий (Элладская Православная Церковь); архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Якутский и Ленский Роман ; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Люберецкий Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; архимандрит Агафоник (Киккотис), наместник мужского ставропигиального Киккского монастыря на Кипре; архимандрит Михаил (Лиумис), секретарь Месогейской епархии (Элладская Православная Церковь); протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе г. Москвы; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; иеромонах Никандр (Горбатюк), секретарь Якутской епархии ; духовенство г. Москвы и Якутской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5054924.ht...

2. Неверное толкование Акта 1686 года Совершенно очевидно, что имеет место неправильное толкование и манипулирование текстами, относящимися к Синодальному акту 1686 года, со стороны проф. Фидаса. Для краткого ознакомления с правильным толкованием этих текстов см. работу прот. Феодора Зисиса «Украинская автокефалия. Антиканоническое и разделяющее вторжение Константинополя» . Кроме того, за последние три столетия сформировался устойчивый, непоколебимый и непреложный церковный обычай, согласно которому в церковном сознании достоверным и истинным толкованием Акта 1686 г. считается то, где идет речь о полноправном и каноническом подчинении Украины Московскому Патриархату. 3. О праве на апелляцию Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор (Киккотис) 1. Полнейшее опровержение взглядов г-на Фидаса относительно того, может ли Константинополь принимать апелляции от священнослужителей из других юрисдикций, см. в работе митр. Никифора по укр. вопросу, с. 86 и далее. 2. Профессор упоминает об апелляции Филарета на с. 65–71. Однако при этом г-н Фидас искусственно умалчивает о том, что Филарет уже обращался в Константинополь в 1992-м году, сразу после своего осуждения (11.06.1992), и Вселенский Патриарх сразу же отклонил его апелляцию своим письмом от 26.08.1992, где он согласился с тем, что осуждение Филарета Русской Церковью было справедливым и каноничным. Апелляция была подана и безоговорочно отклонена еще в 1992-м году! Вот почему все Церкви считают Филарета изверженным из сана и анафематствованным! Г-н Фидас пишет об извержении Филарета из сана: «В этом духе, Патриарший Синод аннулировал антиканонично и несправедливо вынесенное решение об извержении из сана, как неоправданное с канонической точки зрения и/или являющееся злоупотреблением, что следует из мотивировки решения Святого и Священного Синода Вселенского Патриархата: Но многим известно, что низложение митрополита Киевского Филарета Московским Патриархатом происходило несправедливо и антиканонично… В этом духе, Святой и Священный Синод Вселенского Патриархата аннулировал антиканонично наложенное наказание и восстановил несправедливо изверженного митрополита Киевского в его епископском достоинстве”» .

http://ruskline.ru/opp/2020/11/26/kratki...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Претории и Иоганнесбурга Серафим (Александрийский Патриархат) предлагает на всеправославном уровне рассмотреть вопрос о женском священстве 30.07.2009 На Великом соборе Православной Церкви нужно решить, допустимо ли рукоположение женщин в сан священника , заявил митрополит Претории и Иоганнесбурга Серафим (Киккотис) ( Александрийская Православная Церковь ). Дискуссия о допустимости женского священства (давно принятого во многих протестантских деноминациях, но не в конфессиях, более уважительно относящихся к апостольской традиции) началась в Элладской Церкви после того, как 7 девушек подали документы на поступление в церковную гимназию на севере Греции. Это учебное заведение готовит кадры греческого духовенства. Лазейку для этого демонстративного шага создал циркуляр Министерства образования страны, месяц назад разосланный по всем учебным заведениям, - он требовал создать равные условия для абитуриентов обоего пола. Однако Синод Элладской Церкви отреагировал так резко, что министерство от своих требований отказалось. Поэтому директор гимназии документы у девушек не принял. После этого митрополит Серафим и завил, что настало время Православной Церкви вынести официальное решение по вопросу о женском священстве, и предложил сделать это на Великом соборе Православной Церкви. " Существуют ли богословские причины, препятствующие допущению женщин к сану священника? До созыва Собора нам нужен реальный диалог по существу этого вопроса с тем, чтобы Собор вынес окончательное решение " , - сказал митрополит Серафим. В Александрийской Патриархии подчеркнули, что владыка Серафим высказал свою личную точку зрения, которую Александрийская Православная Церковь не разделяет. Духовенство Александрийской Церкви, окормляющей всю Африку, состоит почти исключительно из греков. Сам митрополит Серафим родом с Кипра. Двери.Бг/Regions.Ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 30.07.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/6966.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иоаким Богоотец, прав. Описания иконы Иоаким Богоотец, прав. - житие Святые праведные Иоаким и Анна (память 25 июля, 9 сентября и 9 декабря по старому стилю) Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его родится Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левиина, а по матери — из колена Иудина. Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. Однажды, во время большого праздника, дары, которые взял праведный Иоаким в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анн[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Иоаким Богоотец, прав. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6528.jpg:   Размер: 512x1164, 0.6 MPix, 161 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (230) , (15) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6529.jpg:   Размер: 854x1200, 1.02 MPix, 237 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (232) , (7) . Описание: [Москва. 2002.] Богородица с деисусом и ветхозаветными святыми на полях (фрагмент). Солдатов А.Н. (Иконописная школа) Икона. Сергиев Посад. 2002 год. Черниговский Елецкий женский монастырь. Украина. Файл 6530.jpg:   Размер: 1009x1011, 1.02 MPix, 157 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (171) , (4) . Описание: пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)] Праведные Иоаким и Анна. Фрагмент нижнего поля иконы «Богоматерь Киккотисса, с пророками и избранными святыми». Файл 13692.jpg:   Размер: 283x400, 0.11 MPix, 1155 Kb. Дата: 2011-09-26, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (164) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1921

Михалис Мускос, родившийся 13 августа 1913 года был первенцем в небогатой крестьянской семье Христодулоса Хараламбу Мускоса и Элени Анастасиу. Дом Мускосов сейчас превращен в музей. Ключи от него хранятся в Историко-политическом центре Этнарха Макариоса, построенном на небольшой площади в центре деревни. Пройдя через небольшой двор внутрь помещения, поражаешься скромности внутренней обстановки. В доме всего две комнаты, причем кухня находится снаружи, на улице. Земляной пол, выбеленные стены, из мебели – кровать да платяной шкаф. На полу в углу – очаг, на стенах – нехитрые предметы крестьянского быта. О матери архиепископа Макариоса известно немного. Она была очень благочестивой женщиной и мечтала о том, чтобы сын ее стал священником. Дав жизнь еще двум детям: сыну и дочери, она умерла от воспаления легких в 1924 году, когда мальчику было всего 11 лет. Печальная история Элени красноречиво свидетельствует об уровне медицины на острове в те годы: ни в родном селе, ни в округе не нашлось ни врачей, ни лекарств. Отец остался один с малолетними детьми и вскоре женился вновь. Михалис смог привыкнуть к мачехе и до конца жизни хранил к ней теплую привязанность, но вскоре в его жизни произошло событие, определившее его дальнейшую судьбу. Ученик В Панайе была всего одна школа, причем, как водилось, в классе одновременно обучались дети разного возраста. Михалис выделялся среди сверстников вдумчивостью и тягой к книгам. Он закончил обучение с отличными оценками. Забота о будущем мальчика заставила его отца задуматься о дальнейшей учебе. Лучшее образование на Кипре могла дать только монастырская школа. В 1926 году отец отвез мальчика в Киккский монастырь. Игумен сразу же обратил внимание на хорошие способности нового ученика. Отныне его звали Михалис Киккотис. Киккос – центр духовной и монашеской жизни Кипра. Это очень древняя, самая знаменитая и богатая из обителей острова. У монастыря было множество подворий как на самом Кипре, так и за его пределами. Но главное сокровище монастыря, конечно же, чудотворная икона Божией Матери, привезенная сюда из Константинополя.

http://pravmir.ru/makarios-znamya-kipra/

В 1986 году учрежден Исследовательский центр Киккского монастыря, где находится и архив, и богатейшая библиотека. По решению игумена Никифора (Киккотиса) в 1995 году был открыт музей Свято-Киккского монастыря. 10 июня 2012 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершавший мирный визит в Кипрскую Церковь. Современное состояние [ править править код ] На 2014 год в монастыре жили 25 насельников. Символом монастыря является пчела, как символ усердия, трудолюбия, бдительности и чистоты. Постройки монастырского комплекса относятся к различным эпохам. В центре расположен храм. Вокруг него построены различные здания, как, например, дом настоятеля, соборная комната, кельи монахов, библиотека, музей, приёмные залы и т. д. В центре находится большой вымощенный двор с колодцем. Изначально как сам храм, так и другие здания монастыря были построены из дерева, недостатка в котором эта местность не испытывает, так как вершина горы Киккос расположена недалеко от пафского леса. Как мозаики, так и фрески, украшающие монастырь, были созданы в 1991—1993 годах кипрскими иконописцами братьями Кепола, а также другими мастерами из Греции и Румынии. Икона Богородицы [ править править код ] На протяжении столетий местные жители почитали икону, а чудеса, происходившие на острове, объясняли её присутствием. Например, избавление региона от саранчи в 1760 году считается одним из чудес этой иконы. Она также послужила в качестве образца для многих других икон с изображением Богородицы в православном мире. В 1795 году икона была украшена серебряным окладом, который полностью закрыл её изображение, и с тех пор его никто не видел. Икона Богородицы до сих пор хранится в монастыре и её чудесные свойства по-прежнему привлекают туда многочисленных паломников. Подворье монастыря [ править править код ] Монастырь Киккос содержит подворья в пригороде Никосии под названием Метохион Киккос (греч. Μετχι του Κκκου). Некогда это была окраина города, но со временем территория Никосии сильно увеличилась и подворье находится в непосредственной близости от городских построек. В 1974 году там укрывался от преследования военной хунты архиепископ и будущий президент Кипра Макарий III, в результате чего часть зданий пострадала от танковых атак, а некоторые сооружения были разрушены. Музей [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Кикк...

Серьезные разрушения наносили городу землетрясения, наиболее мощное из которых произошло в 365 г. В кон. IV в. Аммиан Марцеллин писал о запустении К. в результате землетрясений. С кон. IV в. Киренаика страдала от нападений австуриан, а затем мазиков, но в состав Вандальского королевства эта территория не вошла. В кон. IV - нач. V в. в К. проживал философ-неоплатоник, а затем христианский философ Синесий Киренский . В 399-402 гг. он был в составе посольства, отправленного к имп. Аркадию в К-поль с просьбами о снижении налогов в К. и о защите ее от кочевых племен. Впосл. Синесий стал епископом Птолемаиды (411 - ок. 413; ошибочно назван епископом Киренским в «Луге духовном» - PG. 87. Col. 3077). Из писем Синесия известно о 2 епископах К., дяде и племяннике (оба носили имя Филон). Они сохраняли верность Православию, несмотря на широкое распространение в регионе арианства. Филон Старший в 365/6 г. участвовал в поставлении правосл. еп. Сидерия на кафедру Палебиски (Παλαβισκα) (PG. 66. Col. 1413-1417). В 449 г. Киренский еп. Руф присутствовал на «Разбойничьем» Соборе в Эфесе, созванном монофизитами. Еп. Мина упоминается в надписи на мозаичном полу «Восточной» базилики (предположительно юстиниановского времени, сер. VI в.). В сер. V в. пров. Ливия Верхняя была переподчинена диоцезу Египет. При имп. Юстиниане I К. продолжала оставаться 2-м по значению городом Киренаики после Аполлонии (Созусы) ( Parthey. 1866. Р. 50). Нельзя согласиться с мнением Дж. Федальто, причислившего к Киренским епископам упоминаемого в «Луге духовном» жителя К., «мужа христолюбивого и богобоязненного» Леонтия (PG. 87. Col. 3077), к-рый был современником свт. Евлогия , патриарха Александрийского (ок. 580-607/8). После араб. завоевания 643 г. город был оставлен жителями. В поствизант. период нек-рые архиереи Александрийского Патриархата получали титул Киринских епископов или митрополитов: напр., Мелетий Пигас (до 1590, нек-рые исследователи подвергают этот факт сомнению; впосл. свт. Мелетий I Пигас , патриарх Александрийский), Иосиф (1789), Спиридон (1866-1886). В 1990 г. Киринская епископия была возрождена как титулярная, в 1990-1997 гг. ее возглавляли Феодор (Хоревтакис; впосл. Александрийский патриарх Феодор II ), с 1999 г. правящим архиереем является Афанасий (Киккотис), экзарх Александрийского Патриарха в Москве. 6 окт. 2009 г. Киринская епископия возведена в ранг митрополии. Археологический комплекс К.

http://pravenc.ru/text/1840165.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010