Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ III Макарий III, архиеп. Кипрский. Скульптура на г. Трони близ Киккского мон-ря. 1987 г. Скульптор Н. Коцаманис Макарий III, архиеп. Кипрский. Скульптура на г. Трони близ Киккского мон-ря. 1987 г. Скульптор Н. Коцаманис (Михаил Мускос; 13 авг. 1913, c. Пано-Панайя, Кипр - 3 авг. 1977, Никосия), архиеп. Кипрский (20 окт. 1950 - 3 авг. 1977). Род. в крестьянской семье Христодулоса Мускоса и Елени Афанасиу, в связи с принятием монашеского пострига в Киккском монастыре использовал в качестве фамилии прозвание Киккотис. В 1926 г. Михаил окончил начальную школу в с. Пано-Панайя, в том же году был принят послушником в Киккский мон-рь и продолжил образование в размещавшейся там гимназии. Получив за отличную учебу стипендию, Михаил смог посещать занятия в 4-м классе Всекипрской гимназии в Никосии. Возвратившись в мон-рь, он выполнял различные послушания, в т. ч. работал преподавателем. 7 авг. 1938 г. принял монашеский постриг с именем Макарий и был рукоположен во диакона. В сент. 1938 г. был послан для получения высшего образования на богословский факультет Афинского ун-та, по окончании которого с отличием в 1942 г. поступил на юридический фак-т. Одновременно М. служил диаконом в ц. вмц. Ирины. 13 янв. 1946 г. он был рукоположен во иерея и сразу после этого получил сан архимандрита. В янв.-авг. 1946 г. исполнял обязанности главного проповедника в ц. св. Параскевы в квартале Калиполис в Пирее. В сент. 1946 г. М. получил стипендию ВСЦ и отправился в США, где в янв. 1947 г. стал студентом Бостонского ун-та. 8 апр. 1948 г. он был избран митрополитом Китийским и 9 июня возвратился на Кипр, 13 июня состоялась его хиротония. М. сразу проявил себя как харизматичный церковный лидер, завоевавший любовь и доверие киприотов. Помимо разносторонней пастырской и социальной деятельности (создание благотворительных учреждений и организаций, забота об улучшении условий жизни духовенства своей епархии, регулярные посещения сельских приходов) М. активно включился в национально-освободительное движение. 3 окт. 1948 г. он произнес свою 1-ю политическую речь во время митинга в Никосии. М. возглавил Бюро этнархии - координирующий орган национально-освободительной борьбы и в нояб. 1949 г. начал выпуск ж. «Греческий Кипр» (Ελληνικ Κπρος).

http://pravenc.ru/text/2561422.html

Свинцовая печать некоего должностного лица, названного протос тес пресбейас, могла принадлежать скорее главе братства, являвшегося собственником иконы, чем организатору процессии – пресбейа, как считал Лоран (см.: Laurent V. Le corpus des sceaux de l’empire byzantin. L’eglise. Paris, 1965, 1200, 1201; cp. p.l21–122 и 1202–1203). Должностные обязанности этих лиц были, несомненно, взаимосвязаны. Печать Иоанна, патрикия и протос тес пресбейас Влахерн (XI в.) несет на себе изображение молящей Богоматери; печать другого протос тес пресбейас Влахерн имеет изображение Богоматери Одигитрии. Должность протос тес пресбейас существовала, хотя бы номинально, по меньшей· мере c X в.; среди чудес монастыря Богородицы Пиги (Живоносного источника) близ Константинополя описана история Стефана Кацатора, который, будучи излечен Богородицей Пиги, стал «рабом Богоматери» (протос) и тон аденфон тес пресбейас – главою братьев (братства?) пресбейи (иконы?); см.: ActaSS. Nov, IIJ, 888С; относительно братьев см. также: Nesbitt/., Wiita J. A Confratemity (прим. 24); SevcenJco N.P. Servants of the Holy Icon (готовится K изданию). 163 Каноны, подобные этим, обычно публикуются в местных сборниках, тех, что собраны Пти; см.: Petit L. Acolouthies, р.84 (Богородица Портаитисса); р.164–166 (Богородица Киккотисса); р.166 (Богородица Мировлитисса); р.167 (Богородица Миртидиотисса); р.174 (Богородица 164 Прусиотисса); р.177 (икона Ипапанты в Каламате); ср. также: Chappet A. La-Vierge Myrtidiotissa a Cerigo, et son office//EO. 15 (1912), p.138–145. Пти приводит makжeparaklemikos kanon, обращенный к иконе св. Георгия «с колокольчиками» (р.88). Иконы явно считались способными к чудотворению, как и сама Богородица. Икона Киккотиссы и ее история будут темой монографии А.Вейл Kapp, которой я хотела бы выразить свою благодарность за полезные замечания. Lambros S. Catalogue, 6370. Издание некоторых из его гимнов Богоматери мне недоступно. Канон Ласкаря (см. прим.65) в московской рукописи Акафиста обращен к Богородице Амолинтос; это, следовательно, тоже могла быть икона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Феодор 08 ноября 2013г. 14:29 В конце XIX и начале ХХ века в Католической церкви появляются богословы, ратующие за «литургическое возрождение» и «возврат к литургической практике Древней Церкви», а также те реформы, что предлагают нынешние неообновленцы. Именно католический пример «евхаристического возрождения» XIX–XX вв. оказал определенное влияние и на изменение многовековой практики причащения в Греции " Тогда при чем здесь действовавшие в XVIII веке прп. Никодим и " колливады " ? Вы уж как-то определитесь - кто, когда, как и на кого влиял. Доказательств западного влияния на решение вопроса о частоте причастия у прп. Никодима (кроме голословных утверждений) Вы так и не привели. Алексей Зюков 15 ноября 2013г. 02:02 Ответ на комментарий  Николай Каверин, Москва А Вы книгу Никодима Святогорца " О непрестанном причащении " читали? По моему, данная статья основана в большей части на ней. Разве эта книга на учении католической церкви основана? Я там как-то заметил цитаты из Иоанна Златоуста, Василия Великого. Они что, католики? Давно? Феодор 15 ноября 2013г. 10:16 Почему-то Вы мне такие вопросы задаете? - Нужно их адресовать Николаю Каверину (т.е. веткой выше); а я от него сам уже давно и безуспешно допытываюсь, где доказательства латинского влияния на книгу " О непрестанном причащении " . Алексей Зюков 16 ноября 2013г. 02:31 Вопрос конечно к нему. Но если все ответы делать под его надписью, то потеряется связка. Я потому и сделал ссылку в начале на него. протоиерей Олег Добринский-Григориадис, Новочеркасск 02 ноября 2013г. 18:32 Замечательныя статья. Четко, научно выстроенная. Пастырский опыт заслуживает глубокого почтения. Геласий 03 ноября 2013г. 00:09 Превосходная,отличная и взвешенная статья. Частое Причащение вовсе не является обязательным правилом причащайтесь ,когда считаете необходимым.  Причащение,не только для младенцев и епископов , а для всех,о чем и было написано выше. Побольше бы таких статей!!! Черных Александр, Москва 03 ноября 2013г. 01:15 Статья митрополита Тамасского Исаии (Киккотиса) представляется достаточно обстоятельной в деле освещения вопроса о частом причащении в его связи с усилиями членов движения колливадов на св. горе Афон. Не занимаясь выяснением, кто больше прав (колливады или антиколливады), или чем по духу является ратование за частое или редкое причащение (протестантским или католическим), хотелось бы отметить следующее. Уважаемый митрополит очень хорошо представляет аргументацию колливадов с опорой на святоотеческие тексты, и в этом бесспорная заслуга данной статьи. Ввиду этого лично я в принципе могу согласиться с итоговыми выводами митрополита Тамасского, но все же хотелось бы все же оговориться.

http://bogoslov.ru/article/3594846

В Астрахани открылась выставка-форум «Радость Слова» 10 октября 2021 г. 14:42 9 октября 2021 года в актовом зале Архиерейского дома Астраханского кремля состоялось торжественное открытие выставки-форума «Радость Слова». Церемонию открытия возглавил митрополит Астраханский и Камызякский Никон . Выставка-форум «Радость Слова» в Астрахани организована Издательским Советом Русской Православной Церкви и Астраханской епархией , при участии Издательского дома «Познание» и Ассоциации «Православная книга». В рамках программы первого дня работы форума состоялась презентация проекта по подготовке корпуса общецерковных учебников для бакалавриатов духовных школ Московского Патриархата и студентов, обучающихся по специальности «Теология» в высших учебных заведениях нашей страны. Представил данный проект руководитель Издательского дома «Познание», член Издательского Совета А.С. Головин, который также рассказал и о новых книгах председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) . Был представлен обширный исторический труд митрополита Илариона «Тайна Богоматери», рассказывающий об истоках и истории почитания Приснодевы Марии в первом тысячелетии. Также были представлены две книги из серии, посвященной теме украинского раскола: «Современный Украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам» митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора (Киккотиса) и «Украинский церковный вопрос» митрополита Пирейского Серафима (Медзелопулоса). Книги, посвященные международным и межправославным отношениям, подготовлены Издательским домом «Познание» в сотрудничестве с Фондом поддержки христианской культуры и наследия. В завершение презентации Алексей Головин передал митрополиту Никону комплект уже выпущенных учебников и комплект презентованных книг для епархиальных и региональных библиотечных фондов. После презентаций прошла встреча с лауреатом Патриаршей литературной премии имени свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, известным драматургом В.Ю. Малягиным. Он рассказал собравшимся о своем творчестве, сделал доклад на тему раскола XVII века и эпохе Патриарха Никона, затронул тему кризисной ситуации на Украине. В ходе выступления писатель ответил на вопросы слушателей. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5851323.ht...

Христос с надписью «Эвергет» представлен восседающим на престоле, с Евангелием на колене левой ноги (слева от апсиды во фресках церкви в Боянах, 1259 г., а также в росписи церкви Богоматери на Пресне, 1368 г.). Широко известен был константинопольский монастырь Богоматери Эвергетиды. Элеуса (Милующая, Умиление) – эпитет, который мог сопровождать образы Богоматери, представленной в разных иконографических типах (Одигитрии, Гликофилуссы, Киккотиссы). По сути дела, имя Элеуса относится не к определённому образу Марии, а к самой Богоматери. Этот эпитет, раскрывая истинность Воплощения и Страстей, характеризовал свойства Богородицы и поэтому мог прилагаться к любой её иконе. Этот эпитет сопровождает иконы Богоматери Одигитрии, держащей Младенца на левой руке, с намеченными поворотами Богоматери и Младенца друг к другу (то есть с позами менее строгими, чем в классических изображениях Одигитрии), но без непосредственного касания. Такова икона Элеусы из Хиландарского монастыря на Афоне начала XIV в. В русской традиции эпитет «Умиление» относят к образам Богоматери Гликофилуссы, поэтому Владимирскую Богоматерь – Гликофилуссу по типу, часто называют Элеусой. Элеусой именуют икону Богоматери Ласкающей, представленную в цикле Акафиста (строфа 2–1) во фресках Маркова монастыря (1361–1380). Самая ранняя из сохранившихся икон с надписью «Элеуса» – образ Богоматери из монастыря Св. Неофита на Кипре, где она представлена в позе моления, деисусном типе. Считается, что именно в такой иконографии Богоматерь была изображена на мозаичном образе и в иконе, украшавшей храм Богородицы Элеусы в монастыре Пантократора в Константинополе, погребальном комплексе императоров династии Комнинов. Эммануил (древнеевр. «С нами Бог») – одно из пророческих имён Иисуса Христа, употреблённое в пророчестве Исайи: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя – Еммануил» (7:14). Тип Эммануила представляет Христа младенцем или отроком. Как самостоятельный образ широко распространен в раннехристианском и ранневизантийском искусстве (рельефы мраморных саркофагов, мозаики Сан Витале в Равенне, 548 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых ИУЛИАНИЯ († 1406/07), Вяземская, Новоторжская, мц. (пам. 2 июня, 21 дек., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская) ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (празд. 3(16) мая в память принесения иконы из К-поля, в один день с памятью прп. Феодосия, и 15(28) авг.- в день Успения Пресв. Богородицы), чудотворная, святыня Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресв. Богородицы КИККСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Киккотисса, Милостивая], один из наиболее почитаемых чудотворных образов на Кипре (празд. кипр. 8 сент.; празд. рус. 12 нояб., 26 дек.)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_13.html

2000. Σ. 282-283). Икона из парекклисиона Пресв. Богородицы Феоскепасты в Калопанайотисе (113×82,5 см; находится в Латинской капелле собора мон-ря прп. Иоанна Лампадиста), написанная, как считает Вейл Карр, в кон. XIV в. или ок. 1400 г. ( Weyl Carr. 2004. Σ. 110), иконографически очень близка к образу из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты. Отличия: перевязь хитона и свиток белого, а не красного цвета, на ногах - черные сандалии; перекрестье на нимбе Христа выделено красным, оба нимба имеют окантовку из цветных точек, имитирующих обнизь из драгоценных камней. Эта икона, судя по сохранившейся ручке с 3-частной вилкой, тоже использовалась как выносная и принимала участие в крестных ходах, подобно «Афанасиотиссе» и К. и. из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты. Киккская икона Божией Матери. Ок. 1500 г. (Музей Киккского мон-ря) Киккская икона Божией Матери. Ок. 1500 г. (Музей Киккского мон-ря) На Кипре также существовали иконы, где средник с изводом К. и. окружали клейма со сценами из Жития Богоматери, как на иконе из ц. Пресв. Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии (72,5×56 см; Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии), которую исследователи относят к 1-й пол. XV в. ( Papageorgiou A. Icones de Chypre. P.; Gen.; Münch., 1969. P. 48; Weyl Carr. 2004. Σ. 110. Pl. 7). Как и на иконе из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты, художник использовал один цвет для плата Богоматери, перевязи на хитоне Младенца и свитка. Тема буд. страданий Спасителя подчеркнута не только ярким красным оттенком в одеждах, но и цветом перекрестий на Его нимбе. В XV в. появились иконы, на которых приводится именование чудотворного первообраза - «Киккотисса», но при этом они могли отличаться и от более древних кипрских икон, и между собой. На иконе из ц. св. Параскевы в Мутуласе (101,3×71,4 см; Музей Киккского мон-ря), датируемой XV-XVI вв. (Byzantine Medieval Cyprus. 1998. P. 212-213) или ок. 1500 г. ( Weyl Carr. 2004. Σ. 112), надпись: «Η ΚΗΚΗΟΤΙΣΑ» - располагается слева от нимба Богоматери. Волосы Младенца уложены косицей. Из-под хитона видны рукава прозрачной рубашки. Здесь, как и на иконе Божией Матери «Саламиниотисса», Богородица держит Младенца на правой руке. Такова же особенность композиции иконы из ц. Пресв. Богородицы в с. Лемиту (109×70,7 см), к-рая, как считает Вейл Карр, была создана в XV-XVI вв. ( Weyl Carr. 2004. Σ. 109. Pl. 8; С. Софоклеус датировал ее кон. XIII в.- Σοφοκλους. 1993. Σ. 336). На этой иконе как нимб, так и головной покров Богоматери выполнены лепным рельефом (пастилья), характерным для кипрского иконописания.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Икона Божией Матери с Младенцем. XIII в. (ц. преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне) Икона Божией Матери с Младенцем. XIII в. (ц. преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне) Вероятно, на ранних стадиях почитания нек-рые детали в облике «Киккотиссы» могли меняться, а сами иконы укрупнились в размерах, по-видимому, в связи с предназначением для местного ряда иконостаса. На иконе из ц. Панагии Асину (Византийский музей в Никосии) (72,5×56 см), датируемой Папагеоргиу посл. четв. XIII в. ( Παπαγεωργου. 1991. Σ. 55, 57), Богородица поддерживает 2 руками Сына прямо перед Собой; одна ножка Младенца обнажена (положение ног плохо различимо из-за утрат), изгиб Его правой руки близок к изображенному на синайской иконе XII в., киноварный свиток в левой руке, др. концом лежит на ладони Матери. Взгляды обоих устремлены на молящегося. Плат поверх мафория отсутствует, на золотистом хитоне Младенца - красная перевязь и синий гиматий. Тем же веком датируются списки К. и., на к-рых композиция дается в зеркальном варианте, когда Младенец находится не на левой, а на правой руке Матери, как на местной иконе из собора мон-ря Пресв. Богородицы Саламиниотиссы близ Пафоса (96×64 см), к-рую после реставрации датировали XIII в. ( Χατζηχριστοδολου, Γερασμου. 2001. Σ. 55). Цветовое решение изменяется: помимо ярко-красного плата в темно-красный цвет окрашены хитоны Богоматери и Младенца и Ее мафорий. На этой иконе в отличие от синайских прототипов XII-XIII вв. Младенец смотрит в сторону, в то время как Богородица - на молящегося; фон золотой, нимбы и кайма плата с лепным рельефом (пастилья) и позолотой. Данный иконографический извод, как отмечает Вейл Карр, стал рано известен за пределами Кипра: напр., икона Божией Матери «Знаменская» или «Победная» (Мадонна del Vessillo) кон. XIII - нач. XIV в. из собора в Пьяцца-Армерине на Сицилии. По композиции она очень похожа на синайскую икону XII в.: наклон головы Богоматери, движения Младенца характерные для «Взыграния», Его красная длинная туника надета поверх полупрозрачной рубашки с крапчатым узором.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

период. Другой список К. и. был выполнен Корнаросом в том же году для подворья Киккского мон-ря Айос-Прокопиос. Он скромнее по орнаментации на одеяниях, ноги Младенца спокойно лежат на руке Пресв. Богородицы, а не повторяют положение, характерное для визант. икон XII-XV вв. Лики отличаются характерной для стиля этого живописца округлостью. Богоматерь коронуют ангелы, на полях помещены фигуры святых, иногда попарно, в арочных клеймах, что не может не напоминать синайский список К. и. XII в. Образ ап. Луки, читающего Евангелие перед мольбертом, на котором стоит икона, помещен под средником. Еще один список К. и. находится в ц. Пресв. Богородицы Хрисополитиссы в Ларнаке (1791). Изображение Божией Матери с Младенцем здесь обрамлено сценами из Акафиста Пресв. Богородице. В среднике Корнарос повторил новое положение ног Младенца. Богоматерь в короне, но ангелы изображены не возлагающими венец, а сложившими крестообразно руки на груди. В нижнем левом углу помещена маленькая фигура сидящего за мольбертом ап. Луки. Орнаменты опять в изобилии покрывают одеяния, дополнительный плат на плечах Богородицы уже не красный, а золотой, складки же мафория под ногами Младенца расположены так, что напоминают чашу или раму, своего рода пьедестал для всего образа, и переходят в развернутый свиток с комментирующей надписью. Отличительной чертой всех списков работы Корнароса является большое количество текстов, к-рые не только сопровождают фигуры святых, представленных рядом с «Киккотиссой», но и дополняют Ее образ в среднике. Для местного ряда иконостаса собора Киккского мон-ря Корнаросом были написаны иконы, сюжеты которых представляют эпизоды из истории создания К. и.: «Ап. Лука пишет Киккскую икону Божией Матери» (1792) и «Ап. Лука приносит Богоматери Ее икону для благословения» (1791). Эти сюжеты, имеющие повествовательный характер, заимствованы с гравюры 1778 г., но композиционно решены иначе. Иконографические схемы, восходящие к визант. палеологовским образцам, даются в стиле европ. искусства Нового времени: напр., 2-й сюжет напоминает рассматривание портрета заказчицей.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Господь не только благословил дом Марии, но и посещал каждый раз, когда приходил в Иерусалим. Здесь, по словам мон. Александра, Христос совершил Тайную вечерю, ап. Фома вложил персты в раны Господа и Св. Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы . Однако господствующая православная традиция связывает эти события с Сионской горницей . По сиро-яковитскому преданию, дом Марии находился на месте современной церкви ап. Марка в Старом городе, на границе между Еврейским и Армянским кварталами (XII в., на месте визант. постройки). Сиро-яковиты тоже считают, что в нем была Тайная вечеря . Многие современные исследователи не разделяют мнение, что Тайная вечеря совершалась в доме Марии . Тем не менее дом Марии являлся одной из первых домовых христианских церквей. Высказывалось предположение, что в нем собирались только женщины, т. к. ап. Петр , посетив этот дом, не увидел там ап. Иакова, брата Господня, и др. сыновей Иосифа Обручника ( Деян 12, 17 ) . Мария была родственницей апостолов Варнавы и Аристовула , происходивших с Кипра. Степень их родства с Марией зависит от толкования относящегося к ап. Марку греч. слова νψιος ( Кол 4, 10 ), которое может означать как двоюродного брата, так и племянника. В настоящее время библеисты отдают предпочтение первому варианту . Александр Кипрский называет Марию теткой ап. Варнавы , и это толкование принято в совр. Кипрской Минее . Тем не менее Х. Бусьяс считает, что Мария была сестрой Варнавы и Аристовула и, следов., киприоткой по происхождению . Афанасий (Киккотис) , митр. Киринский, основываясь на том, что апостолы Марк и Варнава были двоюродными братьями по муж. линии, и на сообщении Каталога апостолов от 70 Псевдо-Епифания (V-VI вв.), где ап. Марк назван Киринянином , делает вывод, что он мог быть уроженцем Кирены (Кирины) только по матери, т. к. родственники, связанные с ап. Варнавой, происходили с Кипра. Т. о., митр. Афанасий считает, что Мария род. в Кирене . Память св. Марии отсутствует в византийских и ранних латинских календарях.

http://drevo-info.ru/articles/13681007.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010