Достойная славы и величия, как украшенная всем разнообразием добродетелей – этих духовных цветов. Сама Божия Матерь не искала хвалы ни до рождения от Неё Божественного Сына, ни после. Церковное предание свидетельствует, что когда Пресвятая Дева читала в священной ветхозаветной книге пророческие слова: Се, дева во чреве пришлет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7:14; Мф.1:23 ), то просила Бога, чтобы Он удостоил Её быть хотя бы последней служанкой у этой великой Девы. Но вот Архангел возвещает, что великой Избранницей будет Она Сама – и в ответ на это благовестие Она называет Себя смиренной послушницей воле Божией: Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему ( Лк.1:38 ). По рождении Христа Спасителя приходят в Вифлеем пастыри и рассказывают, что им возвестил Ангел Господень о Младенце, затем приходят волхвы и поклоняются Ему как Богу, а праведный Симеон возвещает о Его величии – всё это Божия Матерь слушает со смирением, на всё смотрит смиренно и слагает в Своём сердце ( Лк.2:19 ). Не стремилась Она к превозношению и тогда, когда Её Сын выступил на общественное служение как великий Учитель, Чудотворец, Бог . Мы Её видим на браке в Кане Галилейской вместе со Спасителем. Но Она не требует от гостей внимания к Себе, а выступает лишь как ходатаица за хозяина, оказавшегося в трудном положении. В другой раз, когда Матерь Сына Божия и братья Его из-за множества слушателей не могли подойти к Нему и дали Ему об этом знать, Господь, обозрев сидящих вокруг Себя, сказал: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его ( Лк.8:19–21 ). «Говоря таким образом, – рассуждает святитель Московский Филарет, – Господь не отчуждает Матери Своей по плоти, поскольку слышит слово Божие паче других Та, Которая услышала оное прежде других; и творит оное деятельнее других Та, Которая сотворила Ему достойную обитель во чреве Своём. Но, во-первых, Господь возвышает Своим изречением слушающих и творящих слово Божие, и возбуждает к сему спасительному деланию; во-вторых, и Он, в приведённом изречении, сообразуется с собственным правилом Своей Матери, чтобы «не являться человеком», – сколько можно уклоняться от славы человеческой, ища славы Божией; и Он медлит, отлагает явить человекам всю честь и славу Той, Которая есть честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» ( Филарет Московский , свт. Слова и речи. Ч. 1. М., 1845. С. 508).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Она дивилась, может быть, потому, что, как выяснялось, не Она одна знает, Кто Такой Богомладенец Христос. А Иосиф удивлялся потому, что, как человек, он не до конца понимал славу своего названого Сына. Из других евангельских повествований мы видим, что иногда Божией Матери приписывалось негативное поведение постольку, поскольку Она находилась с некоторыми людьми. Однажды вместе с Ней пришли к Спасителю Его братья и стали просить, чтобы Он вышел к ним (см. Мф.12:46-50 ; Мк.3:31-35 ; Лк.8:19-21 ). Получается, будто и Божия Матерь просила об этом. Но Она опять же не могла им объяснить, не могла сказать: Господу Иисусу Христу подобает отнюдь не такое отношение, какое вы к Нему проявляете. Он не тот, за кого вы Его принимаете, Он не просто ваш названый или сводный брат, а Сын Божий. И поэтому Она, как и во многих других случаях, вынуждена была молчать. Здесь также Ей приписывается удивление постольку, поскольку Она была с Иосифом. Если даже Божия Матерь и удивлялась, то удивлялась тому, что и Симеону Богоприимцу, как мы его называем, было нечто открыто. Но услышанное Ею о Богомладенце Христе отнюдь не являлось для Нее чем-то новым. «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:33-35 ). Здесь содержится пророчество о том, что произойдет в ближайшее время в израильском народе, и, как говорят некоторые толкователи, о том, что должна претерпеть Сама Божия Матерь: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Считается, что страдания, изображенные здесь в символической форме, Она испытала тогда, когда стояла у Креста Христова. Пророческий дар нужно отличать от других духовных дарований. Апостол Павел говорит о весьма многих духовных дарованиях, и пророческий, по его мнению, один из высших, но наивысшим считается любовь (см. 1 Кор.13:1–8, 13). Поэтому мы можем сказать о Божией Матери, что Она имела возвышеннейшие духовные дарования, но будущее не было Ей полностью открыто.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Богородица — первая из святых. Сам Христос, истекая кровью на Кресте, препоручил Своих учеников Ее материнской заботе. Об этом рассказывает Евангелие от Иоанна: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе  (Ин 19:26, 27). Церковь рассматривает этот эпизод как момент усыновления Божией Матерью всех христиан, а не только апостола Иоанна, на которого указал Христос. И не случайно. Церковное предание сохранило множество свидетельств заступничества Богородицы за христиан в трудные минуты. Один из таких эпизодов послужил исторической основой для праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 910 году, когда Константинополь осаждали варварские (не исключено, славянские) племена, Божия Матерь зримым образом явилась в небе над храмом, в котором молились испуганные люди, и распростерла над ними Свой омофор Омофор — головной убор в виде широкого и длинного плата., после чего нападение было отражено. Память о другом случае сохранилась в празднике Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне . Событие произошло полувеком раньше в том же Константинополе: во время его осады неприятелем патриарх Фотий опустил в воды Босфорского пролива одну из главных святынь Константинополя — ризу Пречистой Девы, и корабли неприятеля разметало внезапно поднявшимся штормом. Со случаями чудесного вмешательства Богородицы связаны и установленные Русской Православной Церковью дни празднования Ее иконам — Казанской, Владимирской, Смоленской, Донской... Недаром в молитвах, канонах и акафистах Божией Матери так часто повторяется: «Пресвятая Богородице, спаси нас»; «От всяких нас бед свободи»; «От всякия избави напасти». Читайте также: 14 октября 2022: Покров Пресвятой Богородицы Некоторые молитвы рисуют Богородицу как Единственную, Кто может умолить Своего Сына во время Страшного суда простить грешника и даровать ему спасение, хотя бы тот и заслуживал геенны огненной. Вот с таким пониманием «роли» Божией Матери богословы вот уже несколько веков готовы поспорить. Ведь получается, что Сам Господь как бы недостаточно милосерден, Его будто бы еще надо упрашивать, чтобы Он помиловал крепко провинившихся... А ведь Он Сам ясно говорит через пророка Иезекииля: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был  (Иез 33:11). И Сам же объясняет в Евангелии от Иоанна, что такое Страшный суд: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы  (Ин 3:19). Те, кто пойдет от Бога прочь, сделают этот выбор сами — по любви к тьме. А Бог использует малейшую зацепку, чтобы спасти человека, потому что Он щедр… долготерпелив и многомилостив  (Пс 102:8).

http://foma.ru/presvjataja-bogorodice-sp...

В. Как можно сказать иначе, что мы должны делать непременно? Отв. Мы должны по всей справедливости непременно ублажать, прославлять, восхвалять Тебя! В. За что же мы должны прославлять Пресвятую Деву Марию? Отв. Мы должны прославлять Пресвятую Деву Марию за то, что она молится за нас и помогает нам во всем добром. Верно. Но больше всего и прежде всего мы Ее ублажаем за нечто другое, высшее. В. Как мы Ее называем в этой молитве? Отв. Мы называем Ее в этой молитве Богородицей, Матерью Бога Нашего. В. Следовательно, за что же мы Ее ублажаем прежде всего и больше всего? Отв. Мы Её ублажаем прежде всего и больше всего за то, что от Неё родился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы. В. Кто и когда впервые назвал Пресвятую Деву Марию Матерью Господа? Отв. Архангел Гавриил назвал Ее так, когда сказал Ей: «Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и Сыном Вышняго наречется» и когда сказал: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя: поэтому и рожденный Тобою Младенец наречется Сыном Божиим». В. Кто и когда назвал еще Пресвятую Деву Марию Матерью Господа, или, что то же, – Богородицей? Отв. Праведная Елизавета назвала Ее Матерью Господа нашего, когда воскликнула: «и откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» В. Как мы называем еще в этой молитве Божию Матерь? Отв. В этой молитве мы называем Божию Матерь Присноблаженною и Пренепорочною В. Что значит Пренепорочная? Отв. Матерь Божия в высшей степени безгрешная. В. Что значит слово «присно»? Отв. Слово «присно», значит «всегда». В. Следовательно, как мы можем сказать вместо «Присноблаженная»? Отв. «Всегдаблаженная». В. Кто назвал Ее впервые «блаженною»? Отв. Праведная Елизавета первая назвала Ее «блаженною», когда сказала: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». В. Что сказала на это Мария? Отв. Мария сказала: «величит душа Моя Господа и возрадовался Дух Мой о Боге Спасителе Моем, потому что призрел на смирение рабы Своей, ибо отныне ублажат Меня все роды, потому что сотворил Мне величие Сильный и Свято имя Его».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И не хотят понять, что  радость здесь, около них, она — та " нечаянная радость спасения " , которую получил грешник, изображённый на иконе, ныне нами прославляемой. Как часто мы ропщем на Матерь Божию, что Она не исполняет наших молений. А что мы делаем? Что мы делаем? Одной рукой наносим раны Сыну Её — и другую протягиваем за помощью. Надо начинать с покаяния. Грешник увидел на теле Младенца Христа раны, нанесённые Ему злыми делами, и ужаснулся, и просил Матерь Божию исходатайствовать прощение у Сына Её. Неотступными просьбами Матерь Божия вымолила у Сына Своего прощение грешнику — Она даровала ему нечаянную радость прощения. Так и мы, если хотим истинной радости в жизни, должны начать с покаяния. Сегодня мы будем молиться перед иконою " Нечаянной радости " . Сколько в этих молитвах будет обращено просьб к Божией Матери. А много ли будет пролито покаянных слёз? Но с этих слёз и должна начинаться наша молитва. Пусть каждый, стоя у святой иконы, заглянет в себя, просмотрит свою жизнь и принесёт в дар Божией Матери своё покаяние, тогда и Божия Матерь пошлёт нам нечаянную радость спасения. Аминь.     28 декабря 1924 г. В церкви " Никола Плотник "  за Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Апостолы Пётр и Иоанн шли в храм в час девятый. При дверях храма сидел хромой от рождения. Увидев Петра и Иоанна, он просил у них милостыни. Пётр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. Хромой пристально смотрел на них, надеясь получить милостыню. " Но Пётр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени " (Деян. 3, 6). Так и Церковь. Она не даёт вам серебра и золота, не даёт житейских благ — но она протягивает руку и подымает вас. Она не даёт материального благополучия. Но она открывает смысл жизни, научает правде. Даёт истинную радость. Зовёт на вечерю в Царствие Божие. Но большинство не слышит этого зова, уподобляясь человеку, который, умирая от жажды, отверг источник чистой воды и припал бы к грязной луже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Или такой пример. Молиться сегодня за нашу молодежь, за детей, чтобы Бог сохранил их от нравственной гибели, просить Божию Матерь ходатайствовать об утверждении правды и справедливости на нашей земле — неужели вы думаете, что это ничего не стоит? Когда мы начинаем произносить слова молитвы, Божия Матерь немедленно поворачивает нас к Своему Божественному Сыну и говорит нам: «Вначале сделайте, что Он скажет вам». Сделайте это, приведите себя в согласие с Его волей в том, о чем вы молитесь. Как вы ведете себя по отношению к другим, прося о справедливости и защите других? Вы молитесь, чтобы не было разделения в нашей Церкви, и создаете разделение там, где вы находитесь, своим равнодушием, грубостью, презрительным, самодовольным отношением к кому-то, своим злоречием, своим расчетом — тысячью вещей. Мы должны молиться, чтобы благовестие Христово распространялось в мире, чтобы Церковь умножалась и крепла, чтобы власть, построенная на христианских началах, вернулась в нашу страну, — но что это значит? «Что скажет Он вам, то сделайте». Сделайте то, что Он вам сказал. Эта сторона ходатайства за других — самая важная в наших молитвенных прошениях. Если мы молимся, чтобы мир примирился с Церковью, с Богом, самое лучшее, что мы можем сделать, — примириться самим с Богом. Вместо того чтобы без конца говорить, что Россия — Дом Пресвятой Богородицы, что за православие Бог помилует Россию, и Россия непременно возродится — это всегда возможно, и об этом мы должны просить, — попросим Бога и Божию Матерь, чтобы христиане были всегда подлинно христианами. Так чтобы не оставалось ни у кого никаких причин находиться во вражде с Церковью, кроме тех, кто сознательно избирает путь вражды. Божия Матерь молится с нами, заступается за нас, вводя нас в истинные отношения с Богом и друг с другом, чтобы мы были услышаны. С одной стороны, Она передает Своему Сыну наши нужды — потому законно, что мы передаем их Ей. А с другой, Она хочет ввести нас в такие отношения со Своим Сыном, что, может быть, дано нам будет однажды быть услышанными, благодаря Ее смирению, вниманию, внутренней нищете. Но не будем никогда забывать этой тайны: мы должны также понуждать себя войти в волю Господню. «Что скажет Он вам, то сделайте».

http://moral.ru/derzhavnaya/

Ни тени гордости, ни капли тщеславия не было в этом отклике Богоневесты на призыв Ее Владыки. Это смиреннейшая Служанка, Рабыня, принимала от Господина предназначенный Ей удел. Судьба Девы сбывалась несказанным счастьем, но с такою же готовностью приняла бы она волю Господа Возлюбленного, если бы благоугодно Ему было обречь Ее адским страданиям. Что угодно было Богу, того же, точно того же желала Богоневеста. Совершенная любовь Пресвятой Марии явилась достойной Господней Любви. Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ( Лк.1:38 ), – сказала Она благовествующему Архангелу. Это «да будет» явилось Ее тихим «да!», сказанным Всевышнему Супругу. В этот миг в осененном Богом Духом Святым теле Пречистой Девы начала ткаться плоть Богочеловека, Сына Божия Иисуса. Всей полноты Божественного союза удостоилась еще на земле Пресвятая Мария. Вскоре Она услышала и приняла в Свое сердце сладчайшее звание: Матерь Господа, Матерь Божия, Богородица. Так во вдохновенном порыве исповедала Деву праведная Елисавета: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк.1:43 ). Благодатной – несущей миру Божественное благо спасения, благословенной между женами – единственной из матерей, являющейся Матерью Самого Бога Истинного, становилась Пречистая Дева. Но не превозношением, а смиренным благодарением встретила Избранница неизмеримую славу Свою, не Своими совершенствами, но безмерным снисхождением Всевышнего объясняла Она Свое возвышение: Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды ( Лк.1:47–48 ). И уже тогда Матерь Вечной Жизни сознавала, что милость Создателя, Божественное спасение явлено не Ей Одной, а всем праведным и Боголюбивым людям: Милость Его в роды родов к боящимся Его; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных ( Лк.1:50,52 ). Сладчайшее Небесное счастье было даровано Пренепорочной Марии. Однако земной Ее удел казался жалким и убогим. Ее считали женой старика, бедного ремесленника из назаретского захолустья. Скромная одежда, скудный быт, труд швеи и переписчицы священных книг… Благословенная бедность! Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Только откроешь Евангелие – увидишь Деву, сподобившуюся Духа, и Ангела, беседующего с Нею. Тотчас отвергнешь все житейское и будешь смеяться над всем земным».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Павлом прибыли и его последователи и многие из семидесяти апостолов. Матерь Божия призывала к себе, каждого по имени, благословляла и желала вечного блаженства. Наступил день преставления «Матери Живота». С утра в Ее доме горели светильники в знак радости и торжества. Апостолы молились и славословили Господа. Богоматерь возлежала на украшенном одре в радостном ожидании смерти. Вдруг, в третьем часу, необыкновенный небесный свет озарил комнату, крыша дома как будто раскрылась, и очам присутствующих предстало чудное явление: Сам Господь Иисус в небесной славе, окруженный ликами ангелов и святых, сходил с неба принять душу Богоматери. Увидя пришествие Сына и Господа, Она радостно воскликнула: «величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей!» Господь, приблизясь, с любовью взирал на Свою Пречистую Матерь и говорил Ей: «приди, ближняя Моя, приди, голубица Моя, приди, дражайшая Моя, и войди в хранилище вечной жизни!» Пр. Владычица, поклонившись, сказала: «благословенно имя славы Твоей, Господи. Боже мой, изволивший избрать Меня, смиренную рабу Твою, в служение Твоему таинству; помяни Меня, Царь славы, в бесконечном царстве Твоем!» Господь с любовью призывал Свою Матерь от земли на небо. Она радостно отвечала: «готово сердце Мое, Боже, готово сердце Мое! Буди мне ныне по глаголу Твоему!» Сказав это, Матерь Божия возлегла на одр и в неизреченной духовной радости предала Свою душу в руки Сына Своего, не имея ни одной телесной болезни, но как бы уснувши сладким сном. Послышалось сладкое ангельское пение: «радуйся, благодатная! Господь с Тобою, благословенна ты в женах!» Свв. апостолы обступили одр со слезами и с благоговением, взирали на это преславное видение; а когда потом подошли к одру, на котором возлежало Пречистое тело Богоматери, то увидели, что лице Ее сияет необыкновенным светом. Все целовали Пречистое тело Владычицы со страхом и благоговением. Одним прикосновением к одру Пресвятой Богородицы исцелялись всякие болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Почти в каждой проповеди отец Клеопа говорил: – У вас дома есть икона Матери Божией? А лампада перед иконой Матери Божией у вас есть? И советовал: – Возьмите себе в покровительницы и помощницы Матерь Божию, Матерь нашу на небе и на земле! Царицу неба и земли! Если возьмете Ее в покровительницы, читая Ей утром акафист с возжженной лампадой и вечером молебен, то будете иметь помощь и во время жизни, и в минуту смерти, и в день суда... Знаете, сколько может Матерь Божия пред Престолом Пресвятой Троицы? Если бы не Она, думаю, мир сей погиб бы намного раньше! Тем, кто лишь заказывает службы в храме, он говорил: – Здесь мы установили службы большие, но если человек дома не делает ничего, то исполняется то, что написано в Священном Писании; Когда один молится, а другой не молится, то один строит, а другой разрушает (ср.: Сир. 34:23–24 )! После утренних молитв читайте акафист Благовещению с возжженной лампадой. Увидите, что Матерь Божия – скорая Помощница! Много раз отец Клеопа говорил: – Что мы есть? Горсть земли на дне могилы! Из земли доброй были созданы, но осквернили ее и уходим в землю и оскверняем ее! Что мы есть? Скверна и пища червей. Тем, кто исповедовался, что их мучает блудная страсть, старец говорил: – Смерть, смерть, смерты Гроб, заступ, лопата, кирка... Святой Василий Великий говорит: «Когда увидишь самую красивую женщину на свете, пойди мысленно на ее могилу через несколько дней после того, как она умрет. Какой тяжелый запах и зловонное истечение выходит из ее тела... Вот чего ты вожделел!» Когда кто-нибудь хотел сфотографировать его, отец Клеопа говорил: – Найди осла, сфотографируй его и напиши на снимке: «Клеопа!» Отец Клеопа говорил: – Святой Василий Великий говорит, что самая большая мудрость, которая хранит человека от всякого греха и ведет его в рай, в вечное блаженство, – это памятование о смерти. А в уме и сердце да будет у нас молитва «Господи Иисусе...». – Тело это тянет нас к земле, как говорит святой Иоанн Дамаскин : «Земля к земле тянет!» Но мы не должны позволять ему, не надо потакать падали.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим. Богородице Дево, не презри мене, грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя. гость 28 августа 2015, 22:47 Автор: " Для всех нас, кому Бог Отец, Матерью духовной является Матерь Господня. " - - - Творец только один -- Бог. И не нужно человека делать равным Богу. " А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. " (От Матфея 23, 8-10) " Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. " (от Матфея 12, 48-50) р. Б. Мария 28 августа 2015, 20:35 Пресвятая Богородица Дева Мария Спаси нас грешных, сына мл. феодора, меня р. Б. Марию. молю тебя возьми мою семью под свой покров. приведи мужа моего к православию. на тебя надеюсь и уповаю. Любовь 28 августа 2015, 16:39 Пресвятая Богородица!Спаси и нас многогрешных! и умоли Сына Твоего,Господа нашего Иисуса Христа, да простит нам грехопадения всей нашей жизни и не отвратит от нас милости Своей р.Божия Ирина 28 августа 2015, 16:02 Дорогой старец Клеопа! Спасибо за чудесную проповедь! Ты уже Там рядом с Матерью Божией, но и будучи Там,ты заботишься о нас лучше,чем живущие ныне. Слава Богу за всех Его святых! Все святие! Молите Бога о нас! Александр 28 августа 2015, 15:17 Пресвятая Пречистая и Пренепорочная Богородица,Матушка Родимая!К тебе прибегаю. Не оставь и не покинь раба Божья Александра, излечи душу и тело,наставь и поддержи,направь на путь истинный,дай силы духовные!Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!Аминь. Елена Юлина 28 августа 2015, 14:58

http://pravoslavie.ru/81660.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010