Первое чудо Иисуса Христа (Ин.2:1–11) В городе Кане была свадьба. На свадьбу был приглашен Иисус Христос, Его Мать и ученики. Жених и невеста были люди бедные. Гостей собралось так много, что недостало вина. Матерь Божия подошла к Иисусу и сказала Ему: «у них нет вина». Она была уверена, что Сын Ее поможет добрым людям и велела слугам сделать все, что скажет им Иисус. В доме стояло шесть больших каменных сосудов для воды. Иисус Христос велел слугам наполнить эти сосуды водой. Когда слуги сделали это, Он сказал им: «теперь почерпните и понесите к распорядителю пира». Когда распорядитель попробовал воды этой, он увидел, что это – вино. Он не знал, откуда вино это, потому что об этом знали только слуги. Распорядитель позвал жениха и сказал ему: «всякий человек сначала подает хорошее вино, а потом уже худшее; а ты приберег хорошее вино к концу». Тогда открылось, что Иисус Христос сделал воду вином. Это было первое чудо Спасителя, и многие уверовали в Него. Дети! видите, Матерь Божия просила Своего Сына помочь бедным людям, и Спаситель исполнил Ее просьбу. И теперь Матерь Божия любит всякого христианина и молится за него Своему Сыну. Господь Иисус Христос любит Свою Мать и исполняет просьбы Ее. Поэтому мы должны и теперь молиться Божией Матери. Куда был приглашен Иисус Христос с Матерью и учениками? Что случилось на этой свадьбе? О чем Божия Матерь просила своего Сына? Что Она велела слугам? Какое чудо сотворил Иисус Христос? Что сказал жениху распорядитель пира? Как приняли это чудо люди, бывшие на свадьбе? Что сделала Матерь Божия во время свадьбы в Кане? Что Она и теперь делает для христиан? Иисус Христос и дети 80. Благословение детей (Мф.19:13–15; Мк.10: 13–16; Лк.18:15–17) Еврейские женщины с охотою слушали учение Иисуса Христа. Многие матери приводили и приносили своих детей к Иисусу Христу и просили Его благословить их. Около Иисуса Христа всегда был народ. Ученики не допускали матерей с детьми к Иисусу Христу , думая, что у Спасителя нет времени заниматься с детьми. Но Спаситель заметил, что к Нему не пускают детей, и сказал ученикам: «не мешайте детям приходить ко Мне, их – Царство Небесное. Кто не будет таким добрым незлобивым, как дети, тот не войдет в Царство Небесное». После этого Спаситель обнял детей и благословил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Почему же она Невеста, если она Мать? А вот почему. Божия Матерь – это Церковь, и Она первая Церковь, которая являет идеал совершенства; смотрите, Она вся освящена Божеством; Ей сказал Архангел Гавриил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк.1:35 ); и тот же Архангел сказал: «Радуйся, Благодатная…» ( Дк.1:28 ). И действительно, Божия Матерь неотделима от Бога. Она – Церковь, потому что в ней обитает Пресвятая Троица. Но в то же время Она – и Невеста. И еще в Ветхом Завете прикровенно и символически Она так называется. А Святые Отцы толкуют, что те ветхозаветные выражения, где говорится о Невесте, относятся и к Церкви, так что Божия Матерь и Церковь – это нечто так тесно связанное, что до образования нашей Святой и обширной Церкви только Божия Матерь была истинной Церковью. Но обратимся к текстам Ветхого Завета. В книге Песнь песней Соломона есть такие слова: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» ( Песн.4:7 ). Это Христос обращается к будущей своей Матери. А потом Христос обращается к Церкви: «Со мною с Ливана, Невеста!» ( Песн.4:8 ); «Запертый сад – сестра моя, Невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» ( Песн.4:12 ). А она – Божия ли Матерь одна, или вся Церковь – отвечает Христу на это: «Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его» ( Песн.4:16 ). Плоды Божией Матери – это совершенная непорочность и всесовершенная святость –заключены не только в Ней Самой, но и простираются покровом на весь мир, так что действительно Она Заступница наша Усердная. И вот еще в другом месте Пророк Исаия возвещает: «Радость буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис.61:10 ). Но желание Божие заключается не только в том, чтобы один человек – Пресвятая Богородица – была такая святая. Желание Божие заключается в том, чтобы всех привлечь к Себе ( Ин.12:32 ). И вот эти все откликнувшиеся на желание Божие и принявшие Святое Крещение составляют ту Церковь, к которой мы сегодня принадлежим.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Другие знают Ее имя: это те близкие, которые жили с нею. Но они оставались в неведении о том, что Она принадлежала к царскому роду. И, удивляясь чудесам и премудрости Спасителя, говорили: «Не плотников ли Он сын, и не сын ли Он той Марии, Которая жила среди нас, Которая такая же простая, как и мы. Откуда у Него такие премудрость и такая сила?!» (ср. Мф. 13, 55) Может быть, слава Божией Матери должна была Ее коснуться и открыться через непосредственное указание Ее Сына, как обыкновенно и бывает, когда мы хотим прославить своих близких? Но мы видим, что, напротив, Сам Христос Спаситель сокрывает славу Божией Матери. Когда к Нему пришли люди и сказали: «Вот Матерь Твоя и братья хотят Тебя видеть», то Он говорит, как бы не замечая этого вопроса: «Кто Моя Матерь? Тот, кто слушает Слово Божие!» (ср. Мф. 12, 33 – 35). А мы знаем, что не было на земле человека, более исполнившего волю Божию, более послушавшего Христа, Сына Божия, чем Его Пречистая Матерь. Она находится рядом с Ним тогда, когда Сам Он пребывает в уничижении Мы видим, что Пресвятая Богородица является рядом со Своим Сыном не тогда, когда Он находится в некоторой славе, как это было недолгое время, например, при Входе в Иерусалим. Не тогда, когда, совершив чудеса, Он принимает благодарение от людей. Но Она преимущественно находится рядом с Ним тогда, когда Сам Он пребывает в уничижении. Она стоит у Креста Его: у Креста всей Его проповеди и Креста Его Распятия. Тогда, когда и народ, и ближайшие ученики, и все удалились от Него. Вот Воскресший Ее Божественный Сын, и слава Воскресения начинает распространяться по всему миру. Но в Евангелии мы не находим ни одного слова о том, когда же Божия Матерь узнала о Воскресении. И Церковное Предание в своих священных песнопениях говорит нам о том, что первым к Ней явился Ангел для того, чтобы сказать о Воскресении Ее Сына. Даже Священное Писание покрывает смирением то, что слагала в Своем сердце Пресвятая Богородица! Наконец, апостолы пошли с проповедью по всему миру. И Божия Матерь, как говорит нам Предание Церковное, была душою апостольской общины. Именно Она рассказала апостолам о том, как проходило детство Спасителя, именно Она рассказала апостолам о Благовещении. Именно Она рассказала апостолам о многом из того, чего они не могли знать. Ибо они узнали Христа, когда он уже вышел на проповедь.

http://pravoslavie.ru/105962.html

Прежде всего я спрошу у детей рассказ о рождестве и введении во храм Пресвятой Девы Марии, о благовещении Пресвятой Деве Марии, а затем, сама расскажу детям о «посещении Божией Матерью праведной Елизаветы». Когда отошел Архангел Гавриил от Пресвятой Девы Марии, она поспешила посетить свою родственницу Елизавету, жену священника Захарии. Когда Пресвятая Дева Мария вошла в дом Захарии и приветствовала Елизавету, то исполнилась Елизавета Духа Святого и воскликнула громким голосом: «благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне (такая честь, радость), что пришла Матерь Господа Моего ко мне. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа». Тогда, услышав повторение Ангельского приветствия, Мария сказала: «величит душа Моя Господа и возрадовался Дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне ублажат (будут восхвалять) Меня все роды, потому что сотворил мне величие Сильный и Свято имя Его». Пресвятая Дева пробыла у Елизаветы три месяца, а затем возвратилась в дом свой, т. е. в Назарет. ( Лк.1:38–56 ). Затем, предложу детям ряд вопросов, на которые непременно буду требовать полных ответов. В. Куда поспешила Божия Матерь после благовестия? В. Как назвала праведная Елизавета Пресвятую Деву Марию, будучи научена Духом Святым? В. Что сказала Мария? Вы знаете, что со дня Своего Успения Божия Матерь непрестанно молится о нас, и Господь исполняет её молитвы. Поэтому во всяком горе и радости мы прибегаем к Ней с горячими молитвами. В. Какие вы знаете молитвы к Божией Матери? Отв. «Достойно есть, …» В. Найдите в прочитанной молитве слова, которыми мы прославляем, восхваляем Божию Матерь? Отв. Слова молитвы, которыми мы прославляем, восхваляем Божию Матерь, суть следующие: «достойно есть яко воистину блажити Тя, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, Тя величаем». В. Читайте молитву сначала. Как сказано, что мы должны делать по всей справедливости, непременно? Отв. Мы должны по всей справедливости непременно «блажити Тя».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В новом переводе читается: Предлагается: Мат. гл. I. 11. пред переселением вавилонским. Пред переселением в Вавилон. Никто не скажет: пред переселением Московским, вместо того, чтобы сказать: пред переселением из Петербурга в Москву 869 . 20. Зачавшееся в ней. родившееся в ней. Это согласнее с подлинником и с таинством; так было в прежнем переводе; и нет нужды переменять 870 . 21. Народ свой от грехов его. людей своих от грехов их. Новый перевод неверен: потому что спасение относится не к народу в массе, но к людям порознь, что и выражено в Греческом множественным: ατν 871 . 22. Сказанное. реченное. Тут же поставлено: нарекут; почему же не поставить: реченное Господом? Это меньше тождесловит с следующим: говорит 872 . 23. Зачнет во чреве. во чреве приимет. Это согласнее с подлинником и с таинством. Пресвятая Дева не зачала безначального, а прияла во чреве 873 . 24. Сделал так, как. 11. И вошли в дом, и увидели. 13. Мать. Матерь. 14. Мать. Матерь. От ученого до безграмотного никто не скажет: Мать Божия, а всякий скажет: Матерь Божия 876 . 16. выведал он. 17. сказанное. реченное. 20. Мать. Матерь 21. Мать. Матерь 22. В Иудеи. 11. Но идущий за мною крепче меня, у которого я не достоин понести обувь; тот будет. Но идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь его; он будет. В новом переводе ход речи неправилен: и на что относительное местоимение: тот 879 12. Лопата в руке у него. солому Это верно с подлинником и с натурою вещей. Плевы на русском ничего не значит. Плева значит: перепонка 881 . 14. идешь 16. И он увидел. И увидел. Если не угодно сказать: Иоанн увидел; по крайней мере не надобно прибавлять Он, чтобы читатель волен был относить слово: видел к Иисусу или к Иоанну. Последнее вернее 883 . 17. И се глас с небес. И се глас с небес глаголющий. Для чего бояться слова: глаголющий в речи возвышенной? Не боялись же поставить: се 884 . 4. человек живет не хлебом одним, но всяким словом. не хлебом одним живет человек, но всяким словом Понятие, связывающее речь, есть хлеб: и потому должно стоять напереди 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Вспомни, что и Сама Пресвятая Дева дала обет всегдашнего девства: как будет это, когда Я мужа не знаю?, — говорила Она Ангелу Гавриилу (Лк. 1:34), и согласилась на обручение Иосифу только для того, чтобы он был Ее хранителем, а не мужем. Кто дерзнет помыслить, что Она нарушила Свой обет?.. Такое мнение было бы нечестием и оскорблением преблагословенной в женах Матери Божией. Нет: как до рождества, так и в рождестве, и по рождестве Она пребывает Девой, почему Святая Церковь и именует Ее Приснодевой и Богоневестой, а старец Иосиф только служил Ей, как раб Госпоже своей, как Матери Божией. Еще в Ветхом Завете пророк Божий Иезекииль, изображая в таинственном видении пришествие в мир Господа воплотившегося, входящего в восточные врата храма, говорит от лица Божия: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44:2-3). Святые отцы говорят, что под этими вратами в таинственном смысле должно разуметь Пренепорочную Деву Марию, Которая пребыла затворенной, т.е. осталась в чистом и ненарушенном девстве навсегда, через Которую только один Христос Бог наш вошел в мир сей, и не входил уже никто более. Досточудным именем Приснодевы наименовали Ее в своих правилах и святые отцы V и VI Вселенских Соборов. А когда появлялись разные еретики, дерзавшие учить, будто Пресвятая Дева, по рождении от Нее Спасителя, имела и других детей от Иосифа, то пастыри Церкви единодушно называли такое ученье ересью, безумием и святотатством, и торжественно осуждали на поместных соборах. Именуя Матерь Божию Приснодевой, Святая Церковь наименовала Ее еще славным именем Богородицы. Так назвала Ее, по внушению Духа Божия, праведная Елисавета, матерь Предтечи Господня: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1:43). А Матерь Господа значит то же, что Богородица. «Кто не признает Марии Богородицей, тот отлучен от Божества», — говорит свт. Григорий Назианзин. На IV Вселенском Соборе Церковь торжественно засвидетельствовала, что Матерь Господа Иисуса Христа есть воистину Богородица и Приснодева.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Книжники и фарисеи смотрели на воплощенную любовь Божию, а видели в ней воплощение дьявольской силы. Когда человек начинает считать добро злом, а зло – добром, когда он в милости Божией видит сатанинское зло, тогда он совершает непростительный грех . Все другие грехи являются человеческими, этот же – дьявольским. Почему? Дело в том, что прощение может получить лишь тот, кто раскаивается. Даже если он еще не покончил со своею греховностью, если даже он еще весь в грязи и позоре, он все же может получить прощение. Но человек, который потерял способность распознать добро и зло, любовь и ненависть, не способен и раскаяться и получить прощения: вот это и есть грех против Святого Духа. 1. Родственники Иисуса (Мк.3,31–35) (Мф 12,46–50; Лк 8,19–21) 31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне [дома], послали к Нему звать Его. 32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне [дома], спрашивают Тебя. 33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? 34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь. На сцену выступают родственники Иисуса, которые, как мы уже видели, «пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» ( Мк.3,21 ). В новом рассказе противопоставляются друг другу две категории: родство и ученичество. Родственники Иисуса во время Его земной публичной деятельности практически не имели к Нему доступа. Почему так? Потому что они воображали, будто имеют какие-то права на Него: Они оставались вне и послали позвать Его 13 . Однако доступ к Иисусу имеет не стоящий «вне» («внешний») и спрашивающий о Нем. Несколько позже Иисус Сам скажет об этом: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах» ( Мк.4,11 ). Тот Иисусу брат и сестра и мать, кто «сотворит волю Божию» ( Мк.3:35 ). Законный отец Иисуса Иосиф вообще не упоминается. Надо полагать, что его к тому времени уже не было в живых. Но какова Воля Божия? Ее Иисус Христос объявил уже в начале Своей проповеди : «Покайтесь и веруйте в Евангелие!» ( Мк.1,15 ). Нам остается только две возможности: стоять «вне» или стать «братьями и сестрами и матерью» Иисуса, следуя за Ним путем Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Только неразумный и безбожный человек может дерзко сравнивать блудодейственное поклонение идолу Астарты с христианским чествованием Божией Матери. Сектантам кроме того нужно помнить, что ни в св. Писании, ни в молитвах верующих христиан Божия Матерь нигде и никогда не называется «богинею неба“, а именуется «Царицею небесной‘‘. И такое название совершенно Ей приличествует, ибо Христос «вознесся на небо и возсел одесную Отца“ (Map. 16: 19), а о Божией Матери сказано в известном 44 псалме: «стала Царица одесную Тебя“ (ст. 10). Как Царица, стоящая на небе одесную Христа, Божия Матерь и называется справедливо «Царицею Небесною“. 2) Сектант: Сам Христос не оказывал особой чести Матери Своей: «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Μоя и кто братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказалъ: вот матерь Моя и братья Мои, ибо кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и Матерь“. ( Мф. 12: 48–50 ). Объяснения православного: Слова Христа: «Кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и матерь» – вовсе не говорят о том, будто бы Он не оказывал особого уважения Своей Матери. Приведенными словами Христос выразил только ту мысль, что, кроме плотского родства, есть еще и духовно-нравственнное, основанное на исполнении заповедей Божиих, о котором так говорит Евангелист: «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились“ ( Иоан. 1: 12–13 см. 1Иоан. 3: 1. 1 Петр, 1: 22–23). По человечеству же Своему Христос «был в повиновении“ у Матери Своей ( Лук. 2: 51 ), исполнял Ее просьбы ( Иоан. 2: 1–10 ), любил Ее и заботился о Ней, даже вися на кресте ( Иоан. 19: 26–27 ). 3) Сектант (дерзко и кощунственно) : Не должно оказывать особое почитание Матери Иисуса, ибо она была обыкновенная женщина, имевшая кроме Христа, и других детей, будучи женою Иосифа. Так, Христос говорит Матери Своей: «Жено, се, сын Твой“ ( Иоан. 19: 26 ); или: «Что Мне и Тебе, Жено?“ ( Иоан. 2: 4 ),

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Возражение 4. Далее, «первенцем» принято называть только того, у кого есть родившиеся после него братья, по каковой причине [апостол говорит]: «Кого Он предузнал – тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего (дабы Он был первородным между многими братиями)» ( Рим. 8, 29 ). Но евангелист называет Христа первенцем Его матери. Следовательно, у нее были другие дети после Христа, и потому, похоже, что матерь Христова не сохранила девство после Его Рождества. Возражение 5. Далее, [в Писании] сказано: «После сего пришел Он в Капернаум (Сам, и матерь Его, и братья. Его)» ( Ин. 2, 12 ). Но братьями являются те, которые родились от общего родителя. Следовательно, похоже, что Пресвятая Дева Мария родила других сыновей после Христа. Возражение 6. Кроме того, [в Писании] сказано: «Там (то есть у креста Христова) были также и другие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему, – между ними были Мария, Магдалина, и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф. 27, 55, 56 ). Но дело представляется так, что та Мария, которая названа «матерью Иакова и Иосии», являлась также и матерью Христа, поскольку читаем: «При кресте Иисуса стояла Мария, матерь Его» 22 ( Ин. 19, 25 ). Следовательно, похоже, что матерь Христова не сохранила девство после Его Рождества. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими» ( Иез. 44, 2 ). Разъясняя эти слова, Августин в своей проповеди говорит: «Что означают эти ворота в Доме Господнем, как не то, что Марии надлежало остаться неповрежденной? Что означает сказанное, что «никакой человек не войдет ими», как не то, что Иосиф не познает ее? Что означает, что «только Господь войдет ими и тем же путем выйдет» 23 , как не то, что Святой Дух исполнит ее и что она родит Господа ангелов? И что означает, что «они будут затворены», как не то, что Мария была девой до Его Рождества, девой при Его Рождестве и девой после Его Рождества?».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Восхождение из земли Египетской Святого Семейства символизирует освобождение народов от тьмы язычества Следовательно, восхождение из земли Египетской Святого Семейства символизирует освобождение христианских народов от тьмы язычества, оккультизма и власти «фараона мысленного» – диавола – и власти Египта как символа духовной смерти. И далее мы читаем: «Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2: 14–15). «Матерь Его» – эти емкие слова для каждого православного сердца говорят и означают более чем много. На иврите это имя произносится как Мирьям , Марьям , что значит «восстание многих», или «звезда моря», или просто Возвеличенная . Сразу возникает вопрос: Возвеличенная над кем? Православное богослужение чествует Деву Марию как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую». То есть Она, как некая духовная звезда, превознесена над всем «морем» рода человеческого, выше ангелов, архангелов, херувимов и серафимов. Но! Как смиренная Дева из Назарета поднялась на такую высоту? Или что подняло Ее на такую высоту? Ответ очевиден: Она пламенела к Богу исключительной Любовью. Зададимся вопросом: Кто может любить Сына Божия (Второе Лицо Святой Троицы) родительской любовью? И здесь ответ очевиден: только Бог Отец и Дева Мария! Кто может, обращаясь к Сыну Божию, назвать Его Сыном Своим возлюбленным ? И опять очевидно: только Бог Отец и Пресвятая Дева Мария. В этом и состоит исключительность Возвеличенной и Превознесенной . Ее возможность любить Господа Иисуса Христа родительской любовью ставит Ее на недосягаемую высоту – недосягаемую не только для человеков, но и небожителей. И более того! В Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут («тут» – то есть при Голгофском Кресте. – прот. О.С. ) стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19: 26–27). Этими словами Евангелие рассказывает о том, как в лице Иоанна Богослова все верующие во Иисуса Христа усыновляются Пресвятой Деве Марии; и здесь же словами: «ученик сей взял Ее к себе» – учениками Господа Иисуса Христа называются только те христиане, которые в сердцах своих «поселяют» Матерь Божию и уже не расстаются с Нею ни в этой жизни, ни в будущей.

http://pravoslavie.ru/93278.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010