Много было обителей (пристроек) в храме Иерусалимском, – ещё более, несравненно более их в первообразе храма земного, небесном доме Отца, ибо неисчислимы поклонники славы Его в сем доме, и тьмы Ангелов ( Евр. 12:22 ) от века прославляют там величие Его. Но, и при этом неисчислимом множестве обитателей в великом небесном доме Отца, Господь ныне свидетельствует Апостолам, что в нем обители ещё многи суть 123 ; – им предвечным советом Божиим определено исполниться новыми жителями тогда, когда уже воцарилась мерзость запустения в земном доме Иеговы. Запустение в храме прообразующем было началом нового процветания и умножения поклонников в храме прообразуемом; Господь восходит ныне, чтобы отверзти двери и уготовать обители в небесном доме Отца для новых причастников Божественной Его славы... 124 И к тьмам Ангелов, Его благостью и силой, присоединились тьмы новых обитателей обителей многих: «взглянул я, – писал Тайнозритель: и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён, и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола, и старцев, и четырёх животных.» ( Откр. 7:7–10 ). Множество обителей не устраняет, а скорее предполагает различие их, и нельзя поэтому утверждать, что всё значение слов Господа исчерпывается свидетельством о бытии достаточного для всех любящих Его числа обителей в небесном доме Его Отца, что мысль о различных степенях воздаяния на небе за жизнь на земле чужда и далека этим словам 125 . Напротив, – поскольку под уготовлением места в обителях разумеется не столько забота о самых обителях, сколько, как увидим мы ниже, о тех, кто имел в них обитать, а эта последняя забота неминуемо должна была в отношении различных людей иметь и различные результаты, – постольку в слова о многих обителях нужно включить мысль об обителях и различных, соответственно различию имеющих в них обитать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Например, по догадке св. Иринея, звериное число 666 образуется из сложения цифрового значения букв имени «Латеинос» или «Тетиан». Некоторые находили звериное число в имени Юлиана Отступника; позднее – в титуле Римского папы – «Викариус Филии Деи» («Наместник Сына Божия»), в имени Наполеона и т. д. Наши раскольники пытались вывести число 666 из имени патриарха Никона . Рассуждая об имени антихриста, св. Андрей говорит: «Если бы была необходимость знать его имя, Тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге». Если исследовать слова, то, по мнению св. Ипполита, можно найти множество имён, и собственных и нарицательных, соответствующих этому числу (ст. 18). Глава четырнадцатая. Приуготовительные события перед всеобщим воскресением и страшным судом: хвалебная песнь 144.000 праведников и ангелы, возвещающие судьбы мира Изобразив высшую ступень торжества дьявола через его слугу антихриста на земле, св. Иоанн обращает взор свой к небу и видит: «Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». Это те, «которые не осквернились с жёнами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл». В этом видении изображается Церковь , чистая невеста Христова, во время процветания империи зверя. Число 144.000 здесь имеет, по-видимому, то же значение, что и в 7 главе, стихах 2–8. Это – избранники Божии от всех народов земли, представленных образно в виде 12 колен Израилевых. То, что имя Отца агнца написано на челах их, означает отличительные качества их внутренней настроенности – нравственный характер и образ жизни их, всецелое посвящение их служению Богу. К ним присоединяется сонм играющих на гуслях «как бы новую песнь». Это – песнь о новом творении Божием, песнь об искуплении и обновлении человечества кровью Агнца Божия. Поёт эту песнь только искупленная часть человечества, а потому-то «никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырёх тысяч, искупленных от земли» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Некоторые видят здесь указание на предназначенное для Христа место – одесную Отца. Об этом сказано в Писании  (Пс. 109, 1; Мк. 16, 19 и мн. др.). Дальнейшие стихи (Апок. 5, 8–14) описывают продолжение небесного богослужения и дают картину великого славословия, воспеваемого Богу и Агнцу Божию от лица всего тварного мира. В этом непостижимом славословии соединяются три хора: Ангельских сил, земной Церкви и всего творения Божия. 8 И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. Когда Агнец взял книгу, то есть получил власть осуществлять в мире Божественный план спасения, тогда все творение начинает славословить Бога и Агнца. «имея каждый гусли» – в Священном Писании гусли являются инструментом богослужения и прославления Бога. «Пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения» (Пс. 97, 5), – говорит царь и пророк Давид. Следует также иметь в виду, что греческое слово оригинала может быть переведено не только как «гусли», но и как «лира», «арфа», «лютня». «золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» – старцы, представляющие на небе земную Церковь, приносят ее молитвы Господу. Сравнение молитв с кадильным фимиамом находим и в псалмах Давида: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Пс. 140, 2).  9 И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, «новую песнь» – см. комм. на 2, 17. «искупил нас Богу из всякого колена…» – Христос искупил все человечество, независимо от того, к какому колену, народу, языку или племени кто принадлежит. 10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.  «соделал нас царями и священниками» – см. комм. на 1, 6. «мы будем царствовать на земле» – на какой земле? Святой Андрей Кесарийский отвечает: на той земле, которую Господь обещал кротким (Мф. 5, 5).  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

О великих Господских и Богородичных праздниках Праздник Пасхи Предмет праздника и отношение к жизни христианской Предмет праздника Пасхи есть Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Праздник сей напоминает нам, что Иисус Христос, истинный Мессия, воскресением Своим восстановил на земле духовное царство и что, по примеру воскресения плоти Своей, «оживит некогда и смертные тела наши» (Рим. 8:11). Посему, торжествуя Воскресение Христово, мы должны взирать на оное как на пример, предложенный для нашей жизни, — должны воскреснуть от духовной смерти в добродетельную жизнь. «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца , — говорит апостол Павел, — так и нам ходить в обновленной жизни... Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6:4—13). «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5:15). «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:7—8). Название «Пасха» значит на нашем языке — прехождение. Праздник иудейский сего имени и предмет его — «Агнец», получили название пасхи (Лк. 22:1, 7) как известно, от прошествия Ангелом, истребившим первенцев египетских, мимо домов израильских, которых праги [пороги. — Ред.] помазаны были кровью единолетнего агнца, пред тем по повелению Божию закланного, и напоминали иудеям как сие утешительное для них событие, так и тотчас за тем последовавшие освобождение их от рабства египетского и прехождение из дому работы в землю обетования. Но все сие было предобразованием вещей божественных и духовных. Агнец был образ, яко агнца непорочна и пречиста, Христа. Ангел, поражающий египтян и щадящий израильтян, изображал собой гнев Божий, карающий противников и щадящий знаменанных кровью Агнца Божия. Освобождение от рабства египетского знаменует освобождение от работы греха и прехождение в царство благодати и свободы духовной — от смерти к жизни и от земли к небеси. Посему, как справедливо апостол Павел называет Христа Пасхою, а другие Богодухновенные мужи — Агнцем, так прилично было, а особенно уверовавшим из иудеев, праздник Воскресения Христова, которое есть как бы венец всех действий Его, учиненных Им для нашего спасения, назвать праздником Пасхи. Вследствие этого древние давали иногда наименование сие даже воспоминанию страданий Господа Иисуса, называя оное, в отличие от первой, Пасхой крестной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3216...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как человек без разума и без сердца, так христианин — без благодати 13.06.2015 Рубрика: Перед Пасхальным Судом Слова Метки: Всех святых в земле Российской просиявших Слово в праздник всех святых, в земле Русской просиявших Сегодня праздник народа спасения. Это великое множество, описанное в Откровении апостола Иоанна Богослова: «И вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7, 9). Все эти люди, одетые в белые одежды, кто они? Откуда они пришли? Они «пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7, 4). Это бесчисленное множество прощеных грешников, которых мы прославляем сегодня. Они не сразу стали великими святыми в Церкви за совершенный ими подвиг. Но это великое множество малых, смиренных, принятых Богом, тех, кто и сегодня омывает свои одежды в Крови Агнца, то есть спасается Иисусом Христом и старается жить согласно ценностям, которые предлагает Евангелие. Это праздник всех, кто уверовал, и верует, что Господь ведет нас к блаженству здесь и в вечности. За каждой Божественной литургией поются эти заповеди, которые мы слышали сегодня в Евангелии. После того как они прозвучат, священник благословляет открытые царские врата со словами: «Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков». Христос проповедует благую весть Царства Небесного, пришедшего на землю, Царства благодати и славы. Никто никогда не говорил так, как Он. Христос — Превечное Слово, через Которое Бог в последние дни говорил с нами. Когда был дан закон, Господь сошел на гору. Теперь Он восходит на гору. Тогда Он говорил в громе и молниях, теперь — тихим кротким гласом. Тогда народ должен был стоять поодаль, теперь — приглашается подойти поближе. Господь учит Своих учеников, чтобы они могли научить других. Его взор обращен на множество идущего со всех сторон народа — в надежде, что все услышат Его. «И Он, отверзши уста Свои, учил их». Христос учит и не отверзая уст Своих — всей Своей жизнью, и особенно в час, когда Он «яко овча на заколение ведеся». Но теперь Он отверзает Свои уста.

http://moral.ru/russian-saints/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Призри на Смирение» 29.09.2016 Рубрика: Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами Метки: икона Божией Матери " Призри на Смирение " Само именование иконы «Призри на смирение» зовет нас молиться Божией Матери прежде всего о даровании смирения, покаяния и терпения — трех главных основаниях, на которых зиждется христианская жизнь. Они неразрывно связаны друг с другом, но впереди идет смирение, потому что гордость является причиной всех грехов и присутствует в каждом грехе. Святые отцы говорят, что есть два рода смирения. Человеческое — от видения своих грехов и последующего за ним покаяния и терпеливой борьбы с ними. И Божественное — в котором полнота Христовых добродетелей. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Чем выше человек, тем более он смиренен. Жизнь крепко смиряет нас болезнями и скорбями, и мы должны молиться Господу и Божией Матери не только об избавлении от внешних бед, но в первую очередь о том, чтобы научиться извлекать из них духовную пользу. Потому что слишком многие из нас не хотят смириться и покаяться. «Яко призре на смирение Рабы Своея», — исповедует Матерь Божия. Этой тайне жизни Она научилась у Своего Божественного Сына, Который дал заповедь: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Евангелие показывает нам, как происходило у Нее это научение. Зная, что Она Матерь Господа, Пречистая Дева в совершенном доверии обращается к Нему: «Чадо!» (Лк. 2, 48) — к этому великому Богу, Которому ангелы служат с благоговением. И Бог, восхотевший быть Младенцем, не отвращается этого имени. И далее Евангелие уточняет: Он «был в повиновении у них». Кто был в повиновении? И у кого в повиновении? Бог в повиновении у людей. Бог, повторим, Которому повинуются Начала и Власти, и Силы, Бог в повиновении у Пречистой Девы. И не только у Нее, но также у праведного Иосифа — из-за Нее. Встанем потрясенные перед этой тайной, не зная, чему больше изумляться — кроткому снисхождению Сына Божия или непостижимому достоинству Пречистой Девы. То и другое чудесно и непостижимо. То, что Бог повинуется Жене, — это смирение, какого не бывало. Чтобы воздать девам высшую похвалу, Церковь поет: «За Нею ведутся к Тебе девы» (Пс. 44, 15) — они следуют за Нею и за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14, 4). Какие похвалы принесем мы Той, Которая предваряет Его?

http://moral.ru/призри-на-смирение/

Огонь – один из Божественных символов. При каждении (горении ладана) он может восприниматься как символ присутствия Божия: «…Бог наш есть огнь поядающий» ( Евр.12:29 ). Кроме того, дым, исходящий из кадила, символизирует молитву христианина. Можно также сказать, что, когда священник поворачивается к каждому человеку, окуривая его дымом ладана, он таким образом приглашает его к молитве, а в дыме мы видим символ сходящей на молящихся благодати Божией. В Книге Откровение говорится о том, что молитва возносится к Богу, как и благовонный дым: «И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). Другой образ встречается в одном из Посланий св. ап. Павла, который говорит: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф.5:1-2 ). Опять же, исходящее от горящего ладана благоухание может образно указывать человеку на «райское благоухание». Боится ли черт ладана? Каждение само по себе, безусловно, автоматически (магически) не защищает людей и жилище от духов злобы поднебесной. Человека не защищают сами по себе икона, нательный крестик или фимиам, а защищает благодать Божия . Каждение следует рассматривать как форму богослужения и богопочитания, и в этом смысле она привлекает защищающую от падших духов божественную благодать. Один старец рассказывал про то, как он беседовал в храме с одним человеком, и вдруг тот изменился в лице и сказал, что вынужден будет выбежать из храма, если в алтаре не прекратится «это». А в это время диакон как раз начал каждение алтаря… Можно ли возжигать ладан дома? Применение ладана вполне возможно в домашних условиях. При этом принято использовать ручную кадильницу ( кацею ). Существуют и стационарные кадильницы из глины, фарфора, металла. Для них нужен уголек, он также продается в церковной лавке. Такой уголь зажигается, кладется в кадильницу, сверху кладутся кусочки ладана. В крышечке данной кадильницы есть специальные отверстия для дыма.

http://azbyka.ru/ladan

Однако Господь внезапно предлагает, чтобы этот человек на самом деле стал его учеником: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». «Широка заповедь Господня зело», как говорит псалом, и глубока. Недостаточно не допускать грубых грехов, надо постигнуть духовное богатство, которое заключено в этих заповедях. Как часто люди полагают, что у них нет никаких особенных грехов только потому, что они духовно слепы! Так и этот начальствующий говорит: «Все это я сохранил от юности моей». Он хвалится тем, что рано вступил на путь добродетельной жизни, что он продолжает ее до сегодняшнего дня, и что он ни в чем ни разу не согрешил. Если бы он знал глубину Божественной заповеди и глубину своего сердца, если бы он хоть на малое время стал учеником Христовым, он сказал бы совершенно противоположное: «Все это я нарушил от юности моей». Все обнажается в свете заповеди о Христовой любви. Внезапно наш выбор делается предельно простым: что нам дороже — этот мир или жизнь будущего века? Если кто любит Христа, то пойдет за Ним, что бы это ни стоило ему. Никто не может наследовать вечной жизни, если не хочет следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Мы думаем, что наша праведность может поставить нас рядом с Богом, что наши добродетели, наше благочестие, наши знания, наша ревность сделают нас достойными вечной жизни. Мы не понимаем, что все обнажено перед Его очами, и что в нас нет по-настоящему ничего доброго, что «нет праведника ни единого». Если бы мы только поняли, что Бог пришел оправдать грешных, мы оставили бы всю свою праведность, все свое ложное благочестие, и предстали пред Ним как грешные, и последовали за Ним. Мы не можем наследовать жизни вечной, пока не поймем, что наш грех слишком велик, чтобы быть омытым чем-либо кроме Крови Христовой, и что вечная жизнь принадлежит только Христу и тем, кто с Ним. Что Вы думаете о недавней и, увы, кажется грозящей новой волной «пандемии» коронавируса? Нет ли в ней апокалиптического момента? Поистине беспрецедентно это нагнетание всеобщей тревоги и страха. А с чем можно сравнить недавнюю так называемую «самоизоляцию» в Москве и других городах и закрытие храмов в Страстную седмицу и в Пасху со всем пасхальным периодом?

http://moral.ru/dom-07-2020-2/

Первая появляется на небе, в образе «жены, облеченной в солнце; луна под ногами её, а на главе венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. Красный дракон с семью головами, украшенными диадемами, и с десятью рогами, приготовляется пожрать младенца её, но дитя было восхищено к Богу и к престолу Его, а жена убежала в пустыню, где Богом приготовлено для нее убежище. Дракон хотел было похитить с неба младенца предопределенного Церкви. Но Михаил победил дракона и изгнал его с неба. Тот возвратился на землю, чтобы преследовать жену, изображавшую Церковь , но с помощью Божией она избежала его ярости. Побежденный дракон обратился против других народов, чад Церкви, он воздвиг против них зверя, вышедшего из моря, с семью головами и десятью рогами, на рогах было десять диаде, а на головах его имена богохульные. Чада Церкви подчинились зверю и поклонились ему; зверь стал всемогущим и престол его был в Вавилоне. Пока зверь владычествует, непорочные чада Церкви торжествуют как на небе, прославляют Бога и следуют за Агнцем. Ангел парит в небе, нося вечное Евангелие и тщетно предлагая оное поклонникам зверя, но время владычества его оканчивается и другой Ангел восклицает: «пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все пароды». Третий Ангел угрожает гневом божественным тем, кто будет продолжать поклоняться зверю, а два Ангела пожинают во множестве не послушавших гласа этого и напаяют их кровавым вином ярости Божией. Так оканчивается третье пророчество, торжеством истинной Церкви над зверем царствующим в Вавилоне. Вот четвертое. 755 Вавилон побеждается, но не без сопротивлений. Он сокрушен был первыми поражениями, и победители его уже воспевали торжественные гимны; но для окончательного разрушения его необходимо, чтобы послано было на него семь язв, выражающих исполнение гнева Божиего. Посланы семь Ангелов носящих семь чаш, исполненных гневом Божиим. Первый Ангел вылил чашу свою на землю и все поклоняющиеся зверю получили страшные язвы. Второй вылил чашу свою на море, воды его сделались гниющими и всё живущее в нем погибло. Третей вылил чашу свою на реки и на источники вод – они обратились в кровь» и Ангел, воскликнул: «праведен Ты, Господи, они проливали кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь!» Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце, а лучи его получили свойство жечь огнем палящим людей, не вразумляющихся и хулящих Бога. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя, и царство его сделалось мрачным, поклонники его кусали языки свои от страданий, но продолжали хулить Бога и не раскаивались. Шестой Ангел вылил чашу свою на реку Евфрат она иссохла и стала путем для царей Востока, которые придут разрушить царство зверя. Тогда из уст дракона, из уст зверя и из уст лже-пророка вышли три духа нечистые, подобные жабам, чтобы идти к царям земным и собирать их на брань против Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Первый период «последних времен», сейчас описанный нами, обозначен в Евангелии словами: «это еще не конец»; «все это начало болезней» ( Мф. 24:6, 8 ). Возможно, что именно этот же начальный период последних времен изображается в Апокалипсисе символически под образом открытия Агнцем третьей печати и явления вороного коня 1 . Когда Он (Агнец) снял третью печать, я слышал третье животное, говорящие: иди и смотри. Я взглянул и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. С слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс 2 , пшеницы за динарий 3 , и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай ( Апок. 6: 5, 6 ). Андрей Кесарийский следующим образом толкует это видение: «Третье животное, как думаю, есть человек, показывающий падение людей, и по причине сего наказания, ради склонности ко греху по власти произволения. Вороным (черным) конем, думаю, означается плачь об отпавших от веры Христовой, по причине тяжести наказаний. Мерило есть различие тех, которые отпали от веры или по нетвердости разумения, или по тщеславию, или по слабости тела. Мера пшеницы за динар. Может быть, и чувственный голод будет тогда, как сказано будет далее. Мера пшеницы, стоящая динарий, в переносном смысле указывает на подвизавшихся законно и тщательно сохранивших дарованный им Божественный образ. Три меры ячменя – означают тех, кои по недостатку мужества, скотоподобно покорились мучителям, впоследствии же покаялись и слезами омыли оскверненный образ. А что повелевается не вредить вина и елея, значит то, чтобы не было отлагаемо врачевание Христово по причине смущения, чтобы врачевать им впадших в разбойники и уязвленных, и не допускать смерти похищать тех, кои по долготерпению Божию имеют одержать победу». 4 Хотя некоторые снятие всех семи печатей относили к домостроительству воплощения Бога Слова, но мы, говорит Андрей Кесарийский , «последуем Мефодию, который буквально так сказал: нет нужды думать тут о Самом Христе родившемся, ибо задолго прежде Апокалипсиса исполнилось таинство воплощения Бога Слова; Иоанн же говорит о настоящем будущем. Здесь излагает он, как совершенно было покорение огненного дракона». 5

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010