Глава XIV Видение 144 тысяч прославленных девственников, воспевавших новую, никому не понятную песнь (1–5). Видение Ангела, летевшего по небу с вечным Евангелием и призывавшего к покаянию (6–7); видение двух других Ангелов с вестью о падении Вавилона (8–11); утешение и ободрение праведников (12–13). Видение подобного Сыну Человеческому, сидящего на облаке с серпом в руках. Жатва (14–16). Ангел, срезающий серпом виноград для точила гнева Божия (17–20). Откр.14:1 .  И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. Откр.14:2 .  И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Чтобы более пролить утешения в сердца истинных христиан, Иоанн видит и описывает новое, не земное, но небесное отрадное явление. Взор христиан возводится к небу, к Бож. престолу и сонмам небожителей, окружающих его. На горе Сионе, которая есть небесный храм, где Господь обитает среди Ангелов и прославленных людей, Иоанн видит Агнца и с Ним 144 тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах. Кто эти 144 тысячи? Они не те, которые упомянуты в Откр.7:9–17 . Они другие. Они первее всего суть христиане прославленные, ибо являются не на земле, а на небе и вместе с Агнцем. На их челах написано имя Агнца и имя Его Отца, как награда за предшествовавшие подвиги земной жизни. Их земная жизнь, их христианские подвиги, их неуклонное последование и подражание Иисусу Христу – Агнцу непорочному так проникли все их существо, что как бы отражались на их челах и говорили о их принадлежности к Богу и Агнцу, а потому о заслуженности их блаженства. Откр.14:3 .  Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Небесное блаженство прославленных состоит в слушании и участии в небесном песнопении, которое слышалось с неба, т. е. с той же сионской горы, от того же небесного престола. Голоса при пении сливались в одну дивную гармонию с мелодичными и тихими звуками гуслей. По содержанию песнь называется новою – новою в том смысле, что содержит в себе хвалу и благодарность 144 тысяч за все Божественные благодеяния, которых они удостоились в свое время. Поэтому никто и не мог научиться этой песне ( Откр.2:17 ) и понять ее, кроме тех 144 тысяч, которые сами были свидетелями всего этого ( 1Кор 2:9 )

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гусли символизируют ту великую внутреннюю гармонию, которой достигли девственники за подвиг очищения сердца. Их нравственная чистота делает их особо близкими Богу. Многие видения Апокалипсиса говорят о тесной духовной связи небесно-земной Церкви. Читая эту священную книгу, мы видим, что святые принимают самое живое участие во всех испытаниях, через которые проходят их младшие братья на земле и своими молитвами укрепляют их в этих испытаниях. Эта молитва символически изображается под видом фимиама, возносимого из священной кадильницы, описанной в 8-й главе. «И пришел иной Ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу, и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела перед Богом» ( Откр. 8:3–4 ). Человек, погруженный в житейскую суету, забывает о своем небесном отечестве и о том, что святые заботятся о нем. Наш православный храм, украшенный ликами святых угодников, а также призывание святых во время богослужений напоминают о духовной близости к нам небесной торжествующей Церкви. Если более внимательно перечесть приведенные здесь видения Апокалипсиса, то мы увидим поразительное сходство с чином Литургии, совершаемой в храме. На Небе – престол и закланный Агнец, старцы в золотых венцах, окружающие престол, семь светильников, кадильница с фимиамом и сонм предстоящих. Как близко это совпадает с тем, что происходит в алтаре во время божественной Литургии! И у нас, как на Небе, престол с Агнцем в священных Дарах Причастия, и старцы-священнослужители, окружающие престол, и семисвечник, и кадило с возносящимся благоуханным дымом. Во время Литургии священнослужители, певчие и богомольцы объединяются в один хор с ангелами и святыми на Небе и как бы едиными устами прославляют Творца словами: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь[полны] небо и земля славы Твоея». Ни одно другое вероисповедание не имеет богослужения столь близко приближающегося к богослужению, совершаемому на Небе. На фоне наших дивных, вдохновляющих Литургий, как убоги и выхолощены выглядят сектантские собрания, как пусты и безлики их молитвенные залы. Поэтому будем дорожить духовным богатством нашей Православной Церкви, ее тесную связь с Небесной Церковью! Сокровище Истины

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Даже такая незначительная деталь, как вязанка дров, которую тащил на себе ни в чем не повинный Исаак, поднимаясь на гору, где ему предстояло погибнуть, имеет значение. Позже Иисус, безвинно осужденный на смерть, будет идти на Голгофу, сгибаясь под тяжестью деревянного креста. Прообразом Христа выступает и овен, которого Авраам в итоге принес в жертву вместо Исаака. В разных пророчествах Христос сравнивается с покорной овцой, или иначе агнцем. Самое известное из них — пророчество Исаии: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис 53:7). Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира, — говорит Иоанн Креститель ученикам, указывая на идущего по берегу озера Спасителя (Ин 1:29). Читайте также: Пророчества о Христе Одновременно история об Аврааме и Исааке предзнаменовала и воскресение Господне, как пишет о том апостол Павел в Послании к Евреям: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование (Евр 11:17–19). «Жертва Исаака низводит обильнейшие благословения Божии на все потомство Авраамово, жертва Иисуса Христа привлекает бесчисленные благословения на всю Церковь, весь человеческий род и весь мир», — отмечает святитель Филарет Московский. В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Завета? Жертвоприношение Исаака, духовный смысл которого раскрывается в Евангелии, — это история о крайней степени доверия человека Богу и безграничной любви Бога к человеку. В Новом Завете Бог Отец пожертвовал своим Сыном из любви к человечеству. А Иисус Христос, соединивший в себе две природы, Божественную и человеческую, и ставший во всем подобным нам, кроме греха, явил Своей жизнью образец покорности воле Божией, с мирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил 2:8). Он — тот идеал, который призван воплотить в себе каждый из нас, как писал о том апостол Павел: в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил 2:5) Бог потребовал от Авраама принести в жертву его сына Исаака — самое дорогое, что у него было.

http://foma.ru/bog-reshil-ispytat-veru-a...

Далеее написано: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков», «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли». Затем: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» – то есть Иоанн Креститель,. Далее: «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет». И вот в 14 стихе мы достигаем кульминации: «И Слово стало плотию – kai o Logos sarx egeneto – и обитало с нами, полное благодати и истины». Точнее, по-гречески это звучит «благодать и истина». «И мы видели славу Его (kabod)». Это тоже термин из древнееврейского языка, означающий божественную, сверкающую, величественную славу. Мы видели эту славу – славу Единородного Сына, monogenous Hios. В некоторых древних текстах написано даже monogenous Theos – Единородного Господа. «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ... И от полноты (pleroma ) Его все мы приняли и благодать на благодать (charin anti charitos).» Затем в Евангелии говорится: «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» – и уже здесь появляется слово «Христос» – «чрез Иисуса Христа». Далее: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Он его истолковал, раскрыл. Очень интересно, что слово Devar, которое переводится как «слово», не означает просто сказанное слово. Оно, конечно, не означает и только написанное слово – Библию. Очень многие христиане читают Библию как Коран. Библия – это не Коран. Она не упала с неба целиком. И для христиан Слово Божие – это не книга, Слово Божие – это Человек. Человек. Иисус из Назарета, Единородный Сын Божий, Который стал Плотью. Возвращаясь к слову «Devar», заметим, оно не означает только слово, это еще и действие, творение. Это синонимы – действие, творение, слово, – потому как иудеи не были метафизиками и абстракционистами; они выражались очень конкретно. Например, слово, означающее правду, обозначает также гору: настоящее, надежное, не так ли? И это Слово становится Иисусом, и как говорит Евангелие, Иоанн Креститель свидетельствует о Нем. В самой первой главе Евангелия от Иоанна Иоанн Креститель свидетельствует о Нем, и как же он Его называет? Он называет Его Агнцем Божиим, «Который берет на Себя грех мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pon...

Данная работа представляет собой раскрытие поставленных тем с позиции православной нравственности, морали и аскетики. Она, мы надеемся, принесет пользу верующим людям, прежде всего, в части уяснения сущности, механизма развития и пагубности страстей для человека. Сергей Милов Жизнь людей в раю до грехопадения (без пристрастий) Согласно Божиему Откровению и учению Христианской Церкви история человечества начинается с жизни в райском саду. Именно в раю Господь Бог творит человека из ничего, наделяет его Своим образом и подобием, влагает в него душу живую и дух. Человек становится венцом творения, которое совершал Господь Бог в течение шести библейских дней. Священное Писание раскрывает нам это событие в следующих словах: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 26–27). В следующей главе книги Бытия мы снова читаем об этом событии: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 7–8). В этих двух отрывках раскрываются многие аспекты самого первого этапа появления людей на земле. Из первого отрывка мы узнаем о том, что сотворению человека предшествовал совет Лиц Пресвятой Троицы, что уже характеризует акт творения человека, как серьезное и важное событие Божественного домостроительства мира. Раскрывая смысл данного совета, протоиерей Николай Малиновский пишет: «Это – совет в Самом триипостасном Боге, т. е. между лицами Святой Троицы, а не совет Бога с ангелами, «совет», можно полагать …не о сотворении только человека, но и о воссоздании его после имевшего последовать грехопадения Агнцем, закланным прежде сложения мира (1 Пет. 1, 20)» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Дело обстояло как раз наоборот: Божественная любовь и мудрость использовала эти неизбежные последствия Г. в качестве воспитательной меры, к-рая могла оказать на грешника благотворное, хотя и болезненное воздействие. В Израиле получило широкое распространение представление о наказании детей за грехи родителей. Существовала даже пословица: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез 18. 2). Однако такое представление было ошибочным. Устами прор. Иезекииля Сам Бог говорил: ««Почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез 18. 19-20). Более того, если даже сам «беззаконник… (в данном случае отец.- М. И.) обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои... жив будет, не умрет» (Иез 18. 21). Любовь Божия не хочет «смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез 33. 11). Новый Завет о Г. При описании Г. новозаветное учение о нем чаще всего использует слова: μαρτα (Г.), παρπτωμα (падение, согрешение), παρβασις (проступок). Новозаветные времена открываются пришествием в мир предсказанного пророками Отрока Яхве, Который «спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1. 21). Следуя ветхозаветной терминологии, Иоанн Креститель называет Его «Агнцем (т. е. ягненком.- М. И.) Божиим», «Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Чтобы увидеть в Нем Мессию, необходимо освободиться от греховной слепоты, к-рую ап. Павел называет «покрывалом», лежащим на сердцах иудеев и мешающим им принять Христа (2 Кор 3. 14-16). Для этого прежде всего нужно покаяться в совершенных Г. и поверить в благую весть, принесенную на землю Сыном Божиим (ср.: Мк 1. 15). Полагаться же на то, что «отец у нас Авраам», не совершая при этом «достойных плодов покаяния»,- значит уподобиться дереву, не приносящему «доброго плода», к-рое «срубают и бросают в огонь» (Лк 3.

http://pravenc.ru/text/166453.html

Дух Св. есть и образ прославления: «Он прославит Меня» (16:14). Он именно и есть здесь это И , или же С , или же Во : «Отец со Мною» (16:32), «Я и Отец одно», «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (17:21). Учение об ипостасном Утешителе вводится в Четвертом Евангелии, так сказать, в тринитарный контекст. Сначала учение о Св. Троице излагается здесь преимущественно диадически, как откровение Отца в Сыне и чрез Сына, а затем оно восполняется чрез откровение Первой и Второй ипостасей в Третьей, в Утешителе. Именно о Духе Св. говорит Христос в прощальной беседе: «когда же приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет , но будет говорить, что услышит, и грядущее возвестит вам. Он прославит Меня , потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое , потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (16:13, 15). Здесь трехчленное раскрытие Божества: Отец в Сыне, а Сын в Духе: Отцовское есть Мое для Сына, а Сыновное «Мое» дается Духу Св., в триединстве Божественного самооткровения. Особо говорится о Духе Св. в отношении к крещению Иисуса (1:32, 33) крещаемого, который есть и крестящий Духом Св. О крещении от воды и «Духа», как и о «рождении от Духа» (3.5, 6) говорит Господь и в беседе с Никодимом. 3. Христология Четвертый Евангелист уже имеет пред собой все повествование синоптиков о Христе, начиная от Благовещения и Рождества Его и кончая крестной смертью и воскресением. Иоанн поэтому не повторяет, а дополняет их. В частности, у него вовсе отсутствует Благовещение и Рождество Христово вместе с Его родословной. Все это заменяется «прологом в небе» и лишь догматическим изъяснением боговоплощения в предположении само собою разумеющегося синоптического повествования о земных, исторических событиях. Но у него зато наличествует богословие искупления. В кратких словах оно содержится уже в первом именовании Христа Агнцем Божиим, влагаемом в уста Предтечи, (1:29–35), пространнее же во всем учении Христа о Себе, как оно излагается в речах и беседах, имеющихся в Четвертом Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?.. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор. 9:4 –14 ). Поэтому, замечает он, «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющими» ( Гал. 6:6 ) 655 7) О внешних действиях во время совершения богослужения. Божественная литургия, как важнейшее христианское богослужение, подвергается особенно усиленным нападкам сектантов. В ней они не оставляют почти ни одного действия без замечания и во всем стараются найти повод к обвинению православных. Так, а) они ставят в вину совершение литургии при закрытых дверях, но – напрасно. На литургии приносится Богу, под видом хлеба и вина, таинственная жертва тела и крови Христовой, – жертва по существу своему не доступная никому, самое совершение которой есть таинство непостижимое для всех, почему св. Дары, приносимые на ней, называются и есть лействительно Тайны. А так как при открытом совершении литургии эти Тайны были бы открыты всем без различия, – достойным и недостойным, верным и маловерным, чистым и нечистым, – самая тайна Церкви Христовой как будто нарушилась бы, то во избежание этого литургия и совершается в алтаре при закрытых дверях, причем лишь в некоторые моменты ее (в пасхальную седмицу все время) двери эти открываются и св. Дары показываются народу. 656 б) Далее сектанты говорят: «ваше причащение неистинное, пот. что ап. Павел пишет: «все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ), а у вас на литургии употребляют 5 просфор». – Действительно, для совершения лигургии употребляется 5 просфор, но самое таинство причащения совершается на одной – той именно, из которой вынимается часть, представляющая собой Агнца Божия, закланного за грехи всего мира ( Ин. 1:29 ), и потому называемая агнцем. При изъятии этой части читаются молитвы, в которых воспоминаются пророчества, прообразования и события, касающиеся рождения, страданий и смерти Спасителя ( Ис. 53:7–8 ). Из остальных же 4 просфор вынимаются частицы в честь Богородицы, святых, за живых людей и умерших– в знак единения их с Христом и между собой ( Ин. 17:21–24 ). 657 в) «Ваши священники, замечают сектанты, вторично мучат Христа, ибо режут ножом и прободают копьем тело Христово во время преломления».– Нет, православные пастыри надрезают крестообразно и прободают копьем агнец в то время, когда он бывает еще простым хлебом, а не телом Христовым (последним он становится после произнесения совершительной молитвы: «и сотвори убо хлеб сей...», а надрезывание и прободение копьем бывает на проскомидии): делают они это не в поругание Христу и не с целью причинить Ему новые мучения, а по примеру совершенного им преломления хле6а ( Ин. 19: 33–34 ) и в воспоминание Его крестных страданий и разных обстоятельств, бывших при этих страданиях. 658

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Земля... и яже на ней дела сгорят» (2 Пет. 3:10). Останется только нравственное самоопределение себя у всех сознательных существ в отношении к Богу и Царству Божию: или любовь к ним, или ненависть, ненависть бессильная, себя самое обличающая и потому бесконечно мучительная. Брачный чертог Агнца будет сиять перед изверженным, точнее — извергшим себя самого грешником; он связан и нарушить торжества не может, перед ним свет, а он во тьме; перед ним сияет Божественная любовь , с готовностью ко всепрощению, но ему эта любовь ненавистна, прощение нежелательно. Так и сказано в Апокалипсисе: «Будет мучим в огне и в сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (Откр.14:10). — Слова Господни на Страшном Суде «идите от Мене проклятии» (Мф.25:41) и другие подобные и слова катехизиса о том, что ад есть место удаления от Бога, надо понимать в смысле нравственной, а не местной отчужденности, как и слова Христовы неразумно говорившему ученику: «Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн» (Мф. 16: 23).    А что такое огонь, жгущий грешников? — Прежде всего — тот же огонь, который будет просвещать праведников с того дня, «в онь же огнем испытаются дела, благая же и злая», как мы читаем в каноне Ангелу-Хранителю, — как и халдейская пещь «действа разделяше, халдеи убо опаляющи, верные же орошающи». Огонь жжет дерево, сено и солому, но просветляет золото и серебро. «Грешники будут ввергнуты «в пещь огненную; там будет плачь и скрежет зубов; тогда праведники воссияют как солнце в царстве Отца их» (Мф. 13: 42, 43). Подобно сему и Апостол Павел поясняет, что один и тот же огонь — Божие прикосновение — различно воздействует на разные души. «Каждого дело обнаружится, ибо день покажет потому что в огне открывается и огонь испытает дело каждого, какого оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду, а у кого бело сгорит, тот потерпит урон» (1 Кор. 3: 13-15).    В этом смысле Господь называется огнем поядающим и в Ветхом и в Новом Завете. Исаия называет его вечным огнем, вечным пламенем, пожигающим грешников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И Ветхозаветное богослужение вводило народ в тайну искупления. Слова: «священник», «жертва», – были привычными и понятными. Ветхий Завет пронизан потоками крови жертвенных животных. Но, вместе с тем, он пронизан и ощущением недостаточности этой крови для очищения человеческих грехов. «Рукотворенное святилище» было устроено только «по образу истинного», в которое вошел уже Сам «Христос». И Он уже не как ветхозаветный «первосвященник входит во святилище». Тот входил «с чужою кровью». А Христос «явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». А заповедь о субботе должна была возводить души ко дню вечного покоя и блаженства. Она была знамением между Богом «и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» ( Исх.31:17 ). И только сквозь Ветхий Завет и могло прозвучать свидетельство, сказанное Иоанном Крестителем своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». И те ученики, которые усвоили дух Ветхого завета и чаяли того, к чему была устремлена вся ветхозаветная история, молча «пошли за Иисусом» ( Ин.1:37 ), как за агнцем, назначенным в жертву. Пошли, чтобы и за них пролилась Его жертвенная кровь. И мы, просвещенные Божественным писанием, тоже должны со страхом Божиим и верой идти за Ним, к Его страстной седмице. Чтобы Его жертвенная кровь очистила и наши кающиеся души, и не пролилась бы мимо, на землю, на попрание людям и на посмеяние диаволу. О подведении итогов. Неделя пятая Великого поста, Марии Египетской Евр.9:11–14 . Преподобной:  Гал.3:23–29 Мк.10:32–45 . Преподобной:  Лк.7:36–50 Сегодня – последние новозаветные чтения перед Лазаревой субботой, с которой пойдет уже точный отсчет последних дней земной жизни Господа Иисуса. Подведем некоторые итоги того, что мы за это время услышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010