(1 Ин. 1:7). 6. По свидетельству Священного Писания как Ветхого (Ис. 53:5), так и Нового (Ин. 1:29) Завета, Христос явил Себя Агнцем Божиим, берущим грех мира.   Агнцем Божиим, берущим грех мира.    Но Сам Он был безгрешен   Сам Он был безгрешен    (Ис. 53:9; 1 Пет. 2:22; Ин. 3:5). 7. В искупительной жертве, совершенной Христом, от крылось миру и Божественное правосудие, и Божественное милосердие. Правда Божия открылась в том, что Бог примирился с человеком, лишь очистив его Кровию Иисуса Христа и открыв ему путь к праведности. Любовь и милосердие явились в том, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками»   «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками»    (Рим. 5:8) и «не мы возлюби ли Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши»   «не мы возлюби ли Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши»    (1 Ин. 4:10). 8. В искупительном подвиге Своем Христос стал Возглавителем великой вселенской борьбы с мировым злом. Искупленные Им призваны также к борьбе со злом и грехом. Но — в отличие от Безгрешного Господа – борьба эта начинается у человека в его собственном сердце, из которого должны быть удалены наполняющие его греховные чувства, настроения и устремления. 9. Совершенный Христом искупительный подвиг – это не столько предмет богословского умозрения, сколько наглядный пример Божественной любви, пробуждающий в наших сердцах чувство глубокой благодарности к Искупителю, напоминающий нам о нашем недостоинстве, призывающий нас к нравственному исправлению, к смиренному несению своего жизненного креста и к последованию Христу (Мф. 16:24).   Архиепископ Филарет (Гумилевский). Православное догматическое богословие. Ч. 1 – СПб., 1882. С. 76.    Архиепископ Филарет (Гумилевский). Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. – 3-е изд. – СПб., 1884. — С. 58 и С. 417—418.    Архиепископ Филарет (Гумилевский). Письма к графине Шереметьевой. – СПб., 1900. – С. 18.    Пространный христианский Катихизис Православной кафолической Восточной Церкви (митрополита Филарета (Дроздова). О третьем члене Символа веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

В древности человек еще не был совершенным, и потому еще не был в состоянии вместить совершенное - девство. Он, сотворенный по образу Божию, еще имел нужду в том, чтобы быть по подобию (Божию). Для исполнения этого посланное в мир Слово наперед приняло наш образ, запятнанный (у нас) многими грехами, дабы мы, ради которых Оно приняло его, могли опять получить образ божественный. Ибо быть в точности по подобию Божию возможно тогда, когда мы, отпечатлев черты его человеческой жизни в самих себе, как бы на досках, подобно искусным живописцам, сохраним их, изучая тот путь, который Он сам открыл. Для того Он, будучи Богом, и благоволил облечься в человеческую плоть, чтобы и мы, взирая, как бы на картине, на божественный образ жизни Его, могли подражать начертавшему ее. Ибо Он не иное мыслил, а иное делал, и не иное считал прекрасным, а иному учил, но что по истине было полезно и прекрасно, тому Он и учил, то и делал. Глава V. Христос, сохранив плоть нерастленною в девстве, побуждает к соблюдению девства. Небольшое число девственников в сравнении с множеством других святых. Что же Господь, истина и свет, сделал пришедши (в мир)? Он, приняв плоть, сохранил ее нерастленною - в девстве. Так и мы, если хотим быть подобными Богу и Христу, должны стараться соблюдать девство. Ибо подобие Божие состоит в воздержании от растления. А что вочеловечившееся Слово стало перводевственником, и первопастырем, и первопророком Церкви, это объяснил нам вдохновенный Христом Иоанн в книге Откровения, сказав: и взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах. И слышал я голос с неба, как шума от множества вод и как звук сильнаго грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это суть те, которые не осквернились с женами: ибо они девственники; это суть те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел (Апок.14:1-4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/952/...

Всесожжения и жертвы за грех не угодны Тебе. Тогда Я сказал: се, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже ( Евр. 10:5 – 7 ). Тот же Апостол в послании к Римлянам говорит, что любящие Бога призваны по изволению Бога Отца и оправданы по Его предведению и предопределению ( Рим. 8:28 – 30 ). Еще обстоятельнее говорит об этом Апостол в послании к Ефесянам: Бог и Отец Господа нашею Иисуса Христа... избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви (это и составляет сущность и вместе цель воссоздания), предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа no благоволению воли Своей, открыв нам тайну Своей воли no Своему благоволению, которое Оп прежде положил в Нем. Б Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому no определению Совершающего все по изволению воли Своей ( Ефес. 1:3, 4, 5, 9, 11 ). Дело воссоздания людей Апостол называет тайной, сокрывавшейся от вечности в Боге (3:9), предвечным Его определением, которое Он исполнил во Христе Иисусе (3:11). Апостол Петр пришельцев разных стран называет избранными по предведению Бога Отца ( 1Петр. 1:1 ). И так, предвечная мысль об искуплении, предопределение и предназначение его и воля касательно его совершения принадлежать Отцу. Как в творении, так и в искуплении Он есть первый, повелевающий. Далее, как в творении мысль и волю Отца приводит в исполнение Сын чрез создание действительного мира и чрез то открывает мысль и волю Отца, прежде таившуюся в глубине Божественного духа, так то же мы находим и в искуплении или воссоздании. В воплощении Сына Бог открыл нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил во Христе ( Еф. 1:9 ). Сын Божий, будучи по воле Отца агнцем, заколенным от сложения мира, в определенное время воплотился, страдал и умер и тем воссоздал человека. Он осуществил мысль Отца об искуплении, Он исполнил и открыл всем Его волю касательно искупления, Он все сделал для воссоздания человека. Как в творении, так и в искуплении Сын открывает в мире и миру волю и мысль Отца, исполняет и осуществляет ее, мысленное и только предположенное к осуществлению делает видимой действительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Глава 6 Здесь описывается вскрытие Агнцем печатей, которыми запечатлена была книга в деснице Всевышнего. Дальнейшее в Апокалипсисе (до 18-й главы) можно рассматривать как «три семерки»: семь печатей, семь труб и семь чаш. Теперь рассмотрим вскрытие семи печатей. Через это картина неба, показанная Иоанну (картина А), соединяется с картиной земли (картина В), которая еще совсем не показана, но постепенно будет наполняться все новыми и новыми образами. Открываются печати небесной книги и показывается, что через это происходит на земле. Снятие первой печати, означающее апостольское учение Откр.6:1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Первые четыре печати схожи. Каждый раз, как будет вскрываться печать, одно из четырех животных будет громовым голосом призывать Иоанна подойти и посмотреть. Поскольку далее ясно будут перечислены второе, третье и четвертое животные, то ясно, что здесь одно из четырех животных – первое, подобное льву. Этим означена царственная власть апостолов над демонами, т. к. вскрытие первой печати и показывает апостольскую проповедь. Иди и смотри – говорит святому Иоанну Лев. Иоанн подходит. Откр.6:2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Я взглянул. Никто не был достоин посмотреть в эту книгу ни на небе, ни на земле, ни под землею (5,3), но вот открывает ее Божественный Агнец, и посвящается в ее тайны бывший рыбак из Вифсаиды. И вот, конь белый, и на нем всадник. Первые четыре печати, к рассмотрению которых будут призывать четверо животных, показывают нам четырех всадников на конях разного цвета. Последние три печати будут своеобразны. Вот выходит конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Этим означена апостольская проповедь Евангелия. Конь белый указывает на светлость и нравственное совершенство апостолов, вышедших на проповедь Евангелия. С Елеонской горы посылает их на это Божественный Учитель: «И будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ). Подобно быстрому коню обходят апостолы за тридцать лет землю от Испании до Индии и от Эфиопии до Скифии. Всадник, имеющий лук, – этим и означена собственно евангельская проповедь апостолов, которая стрелой поражала сердца людей и покоряла их Единому Живому Богу и Спасителю Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иисус Христос был высочайшим из людей; поэтому чувствительность Его к страданиям была неизмеримо сильнее, чем y прочих людей. Чем сильнее мы кого-либо любим и чем более он нас любит, тем больнее для нас его негодование на нас, или отвращение от нас, или прекращение союза любви с нами, хотя бы и временное. Но кто же из людей может иметь даже малую долю той беспредельной любви, которою Иисус Христос пламенел к Отцу Своему? Поэтому как глубоко и мучительно было уязвлено Его любящее сердце, когда Его оставили не только облагодетельствованные Им люди, но и Отец Его, любимый Им и любящий Его! Как мучительно страдало непорочное сердце Того, Кто, Сам будучи чистым и святым, покинут был Всесвятейшим! Да, страдание Существа высочайшего, чистого, любящего, и в то же время всеми покинутого, почти всеми мучимого и презираемого, наконец, оставленного и наказываемого Богом, – эти страдания необъятны, хотя и продолжались минуты. Когда страдальцы не находят никакой радости на земле, то они всегда могут найти утешение в Боге; но для Иисуса Христа на некоторое время закрыт был и этот высочайший источник радости. Любвеобильный и ни в чем неповинный, Он видел пред Собой и внутри Себя не радостный лик любви Божией, а грозное лице гнева и наказание Божие. Он по истине был смиренным, безгласным агнцем, закалаемым. Величественная сама по себе и как принесенная за грешников, жертва Иисуса Христа величественна и по цели, ради которой была принесена, и по плодам, которые ею достигнуты Оп пришел, чтобы отдать душу Свою для искупления многих (Мио 26, 28), для искупления всех ( 1Тим. 2:6 ). Он дал Себя; за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония ( Тит. 2:14 ). Смерть Его была для искупления от преступлений. Он явился для уничтожения греха Своего жертвою. Он принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих. Кровь Его очищает совесть нашу от мертвых дел ( Евр. 9 и 10 гл.). Во второй раз Он явится не для очищения греха, как в первый, а ожидающих Его во спасение. И действительно, кровь Его за многих изливается во оставление грехов ( Мф. 26:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Ин.1:29 .  На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса... Во утрий [же] виде Иоанн Иисуса грядуща к себе... – на следующий день после возвращения Иисуса Христа из пустыни, так как Иоанн еще оставался при Иордане. Зачем же Иисус Христос идет к Иоанну? Так как некоторые предполагали, что Он, подобно другим, принял крещение покаяния, как грешник, то теперь идет к Иоанну, чтобы представить ему случай исправить такое подозрение более совершенным свидетельством. Ин.1:29 .  ...и говорит: вот Агнец Божий,... ...и глагола: се Агнец Божий,... Назвал Его Агнцем, напоминая прообразы закона и пророчество Исаии, и как бы так говоря: «Вот Агнец, прообразованный в законе и возвещенный Исаией». Затем присоединяет и особенное, преимущественное Его свойство, именно – что Он был послан Богом на заклание для спасения людей. Или: «Божий», т.е. Божественный, по причине Своего Божества. Ин.1:29 .  ...Который берет на Себя грех мира. ...Вземляй грехи мира. Заколаемый агнец законный уничтожал грехи одного народа израильского, как тень, предначертание и прообраз истины, а закланный Агнец Божий уничтожает грехи всего мира и очищает всех живущих в мире, как истина; тот был неразумный, а Этот – разумный и, – мало того, – даже Божественный. Под грехами разумей не только скверны душевные, от которых Он освобождает соблюдающих заповеди Его, но и немощи телесные, от которых Он освобождает болящих. Сказав: «вземляй грехи мира», уничтожил вышеуказанное подозрение. Очевидно, что уничтожающий грехи других людей Сам не имеет грехов; а не имеющий грехов пришел на крещение совершенно по другой причине, которую Креститель и указывает немного после. Ин.1:30 .  Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Сей есть, о Немже аз рех: по мне грядет Муж, Иже предо мною бысть, яко первее мене бе Опять говорит: «предо мною бысть, яко первее мене бе», открыто унижая себя, как раба, и без сравнения возвышая Его, как Владыку. Ин.1:31 .  Я не знал Его;... И аз не ведех Его;...

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Искупление есть освобождение человека от греха, от надлежащего (по суду Правды Божией) осуждения и от смерти 97 . Самое слово «искупление» (πολτρωσις) можно понимать в смысле приобретения погибшего человека ценой крови, пролитой на Кресте непорочным Агнцем, добровольно предавшим Себя на страдания и смерть нашего ради спасения. «Внимайте себе и всему стаду, – говорил апостол Павел пастырям Ефесским, – (стаду), – в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20, 28 ). «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, – говорит апостол Петр, – но драгоценною Кровию Христа , как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» ( 1Пет. 1, 18–20 ). «Кровь Иисуса Христа, по словам апостола Иоанна Богослова, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1, 7 ).   Важное место в понятии искупления занимает мысль о заместительном характере смерти Господа в смысле принятия Им на Себя греха мира , то есть всех тягостных последствий грехов всего человечества. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» ( Ис. 53, 5 ); «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1, 29 ); «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши , по Писанию» ( 1Кор. 15, 3 ).   В искупительной жертве открылось миру и Божественное правосудие и Божественное милосердие. О Божественном правосудии так говорит Святейший Патриарх Сергий (Страгородский) : «Правда Божия обнаруживается и действует не так, что Бог для Своего удовольствия хочет мучения и смерти грешника, хотя бы этот последний и был способен к жизни, – а так, что Бог как именно Святый Носитель жизни и истины от вечности дал право на жизнь и блаженство только добру ( Быт. 1, 31 ) и осудил зло, как прямое отрицание Божественной жизни, на смерть и мучение. Поэтому всякое бытие, избирающее по своей воле (иначе не было бы правды, а произвол) зло, тем самым обрекает себя на определенную злу участь: грешник должен умереть. Этому-то непреложному закону вечной правды, осуждающей не грешника, а грех, руководящейся, следовательно, не чувством оскорбления и желанием отмщения, а именно нравственным достоинством бытия, – и была принесена Голгофская жертва, почему Господь Иисус Христос явился не простой, так сказать, вещественной платой за грехи людей… но именно Разрушителем власти диавола над человеком и Обновителем человеческого естества… Правда Божия не может противоречить любви, потому что она побеждается не желанием удовлетворения, исключающим любовь, а прямой невозможностью, не отрицая Себя, даровать мир и жизнь беззаконию» 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Но самое знаменательное явление благости Господней ощущается на Божественной Трапезе, уготованной, по Его милости, всем верным, в таинстве Святого Причащения. Ведь не только жизнь и мир дарует нам Господь, Он дает нам Самого Себя, Свои Пречистые Тело и Кровь, которые мы вкушаем во оставление грехов и в жизнь вечную. Великое таинство совершается в храме, когда в жертву за род человеческий приносится Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). И это не только проявление благости Господней и явленного всем нам чуда, но и подлинное знамение нашего будущего воскресения. Мы помним слова Спасителя, который говорил: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не имеете жизни в себе ( Ин.6:53 ). И еще: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.6:56 ). Причащаясь Святых Христовых Таин, мы приобщаемся Божественному свету и жизни вечной, сами становимся носителями света Христова, просвещающего мир. Как рассветное солнце отражается в капельках росы, так и благость Божия расцветает в каждом трепещущем христианском сердце, принимающем в себя Возлюбленного Господа. В чем же проявляется высшая благость Господня? Погрязший в грехах род человеческий и не помышлял о примирении с Отцом Небесным, вступая в непрерывную вражду с Богом. И потому Сын Божий Иисус Христос, воплотившись и в полной мере став Человеком, не за други своя положил пречистую душу, распялся и принял мученическую смерть на кресте, а за врагов непримиримых. И это явилось верхом Божественной любви. Но что же мы? Как можем ощутить эту благость? Благость эта дана нам в благословенном святом таинстве. Любовь Бога простирается на нас в гораздо большей степени, чем когда-то. Ведь не один раз, не два, а много, каждодневно полагает Спаситель за нас душу Свою, становясь Агнцем Божиим, закланным за грешных и недостойных людей. В этом проявляется не только воля Божия, но и высшая премудрость. Добровольно снова и снова Сын Божий вступает на Голгофу, опять приносится за нас в жертву.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Отсюда и решение вопроса о мерах смысла и его признаках. Если состоялось на деле то, о чём мы просим в словах: «…сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», – то далее на таковых исполняется сказанное: «…это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошёл» (Откр 14. 4). Путь этот даётся индивидуально и точно в обстоятельствах времени. «Всему своё время время сажать и время исторгать насаждённое время разбрасывать камни и время собирать камни время молчать и время говорить» (Еккл 3. 1–7). Каждое действие или бездействие приобретает ценность только в том случае, если оно выражает волю Божию на этот час и на этом месте. Человеку нужно лишь попасть в этот Божественный поток бытия и не выпадать из него. Только там Божественный свет, который во тьме светит и тьма не в силах поглотить его (Ин 1. 5). Там же и все плоды духовные: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5. 2). – Как быть, если не успеваешь утром вычитать молитвенное правило, а вечером уже и сил нет молиться? Можно ли произвольно сокращать молитвы, молиться на улице, в транспорте, своими словами и не в той последовательности, которая задана традицией? – Заповедь о молитве категорична: «непрестанно молитесь» (1 Сол 5. 17). Но заповедь эта широка, так как обнимает пространство от земли до неба – от молитвы одними словами до молитвы духовной и сверхъестественной. Знание немногих принципов, как известно, заменяет знание многих правил. В этой связи полезно всегда помнить цель молитвы, а именно – восстановить в своих исконных правах ум в составе нашей природы. Права же его царственные по отношению к чувствам, к воле и к телесной жизни, поскольку именно ум дан Творцом человеку как орган Богообщения. Потеряв Бога в грехопадении, ум оказался пленённым земным рассудком. «Рече безумен в сердце своём: несть Бог» (Пс 13. 1). Действительно, крайняя степень потери ума – иметь такое понятие. Молитва же – единственное средство восхождения от безумия к уму, от противоестественного состояния к естественному. Образец последнего – праотец Енох, который «ходил пред Богом и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт 5. 21), и который явится вместе с пророком Илией во времена антихриста, чтобы обличить его (Откр 11. 3).

http://ruskline.ru/opp/2021/08/05/interv...

10-м сл. правда употреблено в смысле даруемой человеку божественной правды. В данном стихе это понятие, по нашему мнению, должно иметь тоже самое содержание, хотя некоторые критики доказывают иное (Чейне). Весь предшествующий ход мыслей, трактующих исключительно о божественном оправдании грешников или спасении страдальцев, уничтожает предположение, что здесь речь была относительно человеческой праведности. Заключительное выражение стиха: насаждение Господа во славу Его с новой силой подтверждает такое объяснение, потому что виновником всего совершающегося определенно считает Господа Вседержителя. Оно является почти буквальным повторением второй половины 21 стиха 60 главы: народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему“ Весь третий стих воспроизводит 10-й стих той же 61 главы: радостию буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем, ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и как невесту украсил убранством», отчасти Захарии 3:5: и сказал, возложите на главу его чистый кидар, – и возложили чистый кидар на главу ею и облекли его в одежду”. Картина возрождения грешников и преобразования страдальцев живо напоминает картину поклонения седящему на престоле Богу нашему и Агнцу тех, иже стояще пред престолом и пред агнцем, облечены в ризы белы, и финицы в руках их иже приидоша от скорби великие, и испраииа ризы своя, и убелиша ризы своя в крови агнчи» ( Откр. 7:9, 14 ). Глава 63:1–6 Кто сей пришедый от Едома, червлены ризы его от Восора? сей красен во утвари, зело с крепостию? аз глаголю правду, и суд спасения (1). Почто червлены ризы твоя, и одежды твоя яко от истоптания точила (2)? Исполнен истоптания, и от язык несть мужа со мною: и попрах я яростию моею, и сотрох я яко персть, и сведох кровь их в землю, и вся ризы моя омочих (3). День бо воздаяние прииде на них, и лето избавления приспе (4). И воззрех, и не бе помощника, и помыслах, и никтоже заступи: и избави я мышца моя, и ярость моя наста (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010