Таково таинственное видение Тайновидца. Какое же научение мы можем извлечь из него для себя?    Можно не сомневаться, братие, в том, что мы живем во времена апокалипсические и переживаем события апокалипсические. В частности, сличение пережитых и переживаемых нами бедствий с соответствующими изречениями евангельскими и апокалипсическими дает основание думать, что ныне сняты Агнцем уже четыре печати с книги, которую содержит в деснице Своей Сидящий на престоле, виденный Тайновидцем. Не сотни, не тьмы, а тьмы тем братьев наших в великой войне и в последовавших за нею ужасах смуты и безначалия положили души свои за Слово Божие и за свидетельство об Агнце. Вот эти-то многочисленные сонмы убиенных за Слово Божие и за свидетельство об Агнце вопиют ныне к престолу Божию и взывают к правде Божией об отмщении за содеянные сынами века сего преступления. И смотрите, какой ответ дает им на это усердное их моление Премудрость Божия. Она просит их успокоиться на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, дополнят число увенчанных мученическим венцом (Откр. 6:9—11). Отсюда следует, что после всех ужасов войны и безначалия в мipe все-таки дано будет успокоиться мipy, хоть и на малое время. Но мир не может успокоиться без восстановленной и успокоенной России. Россия же не может восстановиться, доколе не будет низвергнута в ней власть тьмы и доколе не будет утверждена в ней власть законная и по праву человеческому и по праву Божественного помазания. Следовательно, Россия несомненно восстановится, восстановится в ней и законная власть. Но это успокоение дано будет и русским людям и прочим сынам века сего для того, чтобы готовились они к последней великой борьбе с антихристианством, во время которой и будет восполнено предопределенное от времен вечных число мучеников, имеющих пострадать за Слово Божие и за свидетельство об Агнце.    Близок мир к нам, братие, но близок и конец мipa сего. «Неправедный да делает еще неправду, нечестивый да сквернится еще, праведный же да творит правду еще и святый да освящается еще. Се гряду скоро, глаголет Господь, и возмездие Мое со мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:11—12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

“Вземлется от земли жизнь” Христова, ибо “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного... чтобы мир спасен был чрез Него” (Ин. 3, 16). Через смерть Христову — жизнь человечества. “Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо (крестное. — С. Ф .), дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились” (1 Пет. 2, 24). Медленно произносит священник священные слова (они взяты из 53-й главы книги пророка Исайи), и мы опять слышим: “Жрется (приносится в жертву. — С. Ф .) Агнец Божий, вземляй (взявший. — С. Ф .) грех мира за мирский живот и спасение (за жизнь и спасение мира. — С. Ф .)”. Эти слова бесконечно повторяются по их смыслу в различных древних христианских литургиях, в творениях отцов и в молитвах. “Ты сочетал, о Господи, Твое Божественное с нашим человеческим и наше человеческое с Твоим Божественным, Твою жизнь с нашей смертностью и нашу смертность с Твоею жизнью. Ты принял то, что было наше, и дал нам Твое” (Сирийская литургия Иакова) . Но Бог сделался не только человеком, но человеком распинаемым, Бог стал закалаемым Агнцем. Вот почему св. Киприан Карфагенский, говоря о литургии, писал: “При всякой жертве мы воспоминаем страдания Господа, ибо жертва, приносимая нами, есть Его страдание” . Все преображение человека и мира причиной своей имеет только одно: страдания и смерть Христову. Вот почему апостол Павел, говоря о литургии, пишет: “Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет” (1 Кор. 11, 26). Как поется в молитве Великого поста, заменяющей на литургии Херувимскую, “Царь бо царствующих и Господь Господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным”. “Приходит (сейчас. — С. Ф.) заклатися”... Так в молитве перед причастием: “Присно (вечно. — С. Ф .) закалаемый”. Или как в древней сирийской литургии Иакова: “Небесные силы стоят вместе с нами в святилище и совершают службу у Тела Сына Божия, закалаемого в нашем присутствии” . Архимандрит Киприан пишет, что в воспоминании “Христовых страданий творит-с я самое действие страстей (страданий. — С. Ф .) Господних” .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1017...

  Один из трех Лиц должен сойти на землю к людям. Сойти и стать Человеком. Разделить с ним всю его судьбу, разделить его страдания, его горе. И не только страдания, но и весь ужас трагической смерти. На столе перед Беседующими стоит таинственный сосуд, в котором лежит жертвенный агнец (телец). Это – символ предстоящей жертвы Самого Сына Божия, Которому надлежит сойти на землю и там быть закланным теми, к кому Он сходит. И Он, согласно склонив голову, смотрит на агнца как на прообраз предстоящих Ему искупительных страданий за род человеческий. Совлекшись Своей Божественной Славы, сойти к страдающим. Пострадать и быть распяту. Сойти в мрак могилы. И за это для того, чтобы Своими страданиями, Своею смертью победить смерть и страдания людей, создать новые формы жизни и с Собою вознести к Небесному Престолу Свое любимое создание – человека!   В иконе явлено не только догматическое учение Церкви о спасении. В иконе этой, исключительной и бесподобной, явлена сила веры в этот догмат самого преподобного инока Андрея. Написать красками Имя Божие может только тот, кто в это Имя верит…   Невольно возникает вопрос: что же изобразил Рублев? Существует на самом деле изображенная им Троица или все это обман, религиозный «опиум»? Если это «опиум», фикция, ложь, то почему же мы не отвращаемся от иконы? Непонятно, почему, не проявляя в течение последних десятилетий к ней ни малейшего интереса, мы вдруг заговорили о ее красоте. Оказывается, раньше ее просто отрицали, как отрицали христианские догматы вообще. Отрицали икону даже не давая себе труда вдуматься, что же на ней изображено. Подобно тому, как отрицали догматы христианские, не давая себе труда постараться узнать, в чем же их сущность. Теперь же вгляделись в икону и видят, что она являет не только Великую Красоту, но и Великую Мысль, хотя еще многие не дают себе труда постараться постигнуть, в чем же сущность христианского догмата о Троичности Единого Бога.   Так что же изображено на иконе? Если Бога нет, Троицы нет (для нас, но не для иконописца), то, если быть последовательным, надо отвернуться от этой иконы. Ведь не человеческое же совещание изобразил Рублев?! Ясно, что изображены не люди. Порукой тому крылья Странников, сосуд с жертвенным Агнцем и весь мистический облик иконы. Ответ может быть только один – на иконе изображена извечная любовь Бога к человеку. И никакого иного смысла вложить в эту икону нельзя. Икона изображает только церковный догмат, о котором говорит Сам Христос в Евангелии от Иоанна:  …так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него  ( Ин.3:16,17 ). Бог сходит к человеку, чтобы человека вознести до Бога. Вот мысль иконы. Красками образно изображено то, о чем Церковь учит словом.

http://azbyka.ru/o-smysle-zhizni-bogoslo...

  Таков был тернистый путь Иеремии и других посланников Божиих, а грядущий Спаситель как бы соберет в Себе все их страдания. Для плотского взгляда это — предел уничижения, но на самом деле страсти Помазанника — Его слава, ибо Он пройдет через них ради людей: Он же взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; Думали мы, что Он поражен, наказан и унижен Богом, а Он изранен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Ис 53, 4-5   Это не растерянная, ничего не понимающая жертва, а Мученик, свободно и сознательно приносящий Себя на заклание: Он принял на Себя кару для спасения нашего, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, каждый своею дорогой, но Ягве возложил на Него грехи наши. Истязуем был Он, но в муках не отверз уст, как агнец, ведомый на заклание, и как овца перед стригущими ее — безгласна, Так и Он не отверзал уст Своих. Ис 53, 5-7   При чтении этих строк кажется, что пророк присутствует в претории Пилата. Еще одно слово — и он заговорит о тайне Креста, о Боге, страдающем вместе с миром и за весь мир… Но этих слов пророк не произнес и не мог произнести. Здесь порог и граница Ветхого Завета. Только побеждающая реальность Воплощения совершила переворот в сердцах учеников Христовых, заставив их перешагнуть немыслимую грань и вместить невместимое.   И тем не менее Новый Завет, говоря о мистерии Искупления, обращается к образам и языку Второисайи. Евангелисты и апостол Павел принимают его символы Агнца и Жертвы, которые отныне становятся неотделимы от попыток выразить тайну Спасения. Искупительное деяние в сознании Церкви тесно связано с понятием Жертвы. Прежде всего это — Жертва Божия: «Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Сам Сущий входит в мир, который отпал от Него и оказался во власти зла. Сам Творец принимает участие в муке твари, чтобы открыть ей путь к высшей жизни. Это божественное Жертвоприношение начинается уже на заре бытия, когда свет Логоса загорается во тьме падшего мира. Поэтому апостол Иоанн называет Слово «Агнцем, закланным от создания мира» [ 11 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

А другой святой апостол тайнозритель Иоанн Богослов раскрывает сущность этого отношения: святые на небесах молятся за живущих на земле. В откровении он видел Ангела, которому дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр.8:3–4 ). В этом откровении заключены весьма важные мысли. Это – святые возносят множество молитв (множество фимиама), возносятся молитвы всеми святыми (молитвами всех святых), возносимые ими молитвы восходят к Богу как благовонный фимиам (и вознесся дым фимиама). Тот же тайнозритель видел, как пали пред Агнцем двадцать четыре старца, каждый из которых имел гусли и золотые чаши, наполненные фимиамом, которые суть молитвы святых ( Откр.5:8 ). Во дни служения Господа нашего Иисуса Христа и святых апостолов многие стремились с верой и благоговением прикоснуться к одеждам Спасителя и Его Учеников, ибо получали от этого прикосновения благодатную силу исцеления. Кровоточивая женщина, страдавшая от болезни двенадцать лет и истратившая на своё лечение всё имение без пользы, от одного прикосновения к одежде Сына Божия стала здоровой. Примечательно здесь вот какое свидетельство святого евангелиста Матфея, описавшего этот факт: Женщина... говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею ( Мф.9:20–22 ). Это значит, что следовавшие за Христом знали о благодатности действий, исходящих от принадлежащего Божественному Наставнику. Эта же мысль усматривается и в словах другого евангелиста – апостола Марка: И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя бы к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись ( Мк.6:56 ). Третий святой евангелист и описатель Деяний апостольских – апостол Лука повествует, что святой апостол Павел не только сам (непосредственно) совершал силой Божией чудеса, исцеления, но то же делали и его одежды, когда их возлагали на больных в отсутствии апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Апокалиптический образ Агнца - теперь уже Небесного - представлен в Откровении ап. Иоанна Богослова . А. Б. изображен здесь не только закланным за грехи и искупившим грехи людей «из всякого колена и языка, и народа, и племени» (5. 9), но и «сидящим на престоле» (5. 13), ибо «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение» (5. 12). Христос в Откровении - одновременно и Агнец, поскольку Он отдал Себя в жертву за грехи людей, и «лев от колена Иудина» (5. 5), победивший в мире силы зла и освободивший народ Божий, плененный этими силами (12. 10-11). Небесный Агнец благодаря совершенному Им на земле делу спасения облечен властью исполнять Божественные определения о дальнейших судьбах мира (снимать семь печатей - 6. 1, 3, 5, 7, 9, 12; 8. 1), и в частности о судьбах праведных (3. 4-5) и нечестивых (6. 16-17), и вести эсхатологическую брань с силами зла (17. 14). «Сидящему на престоле и Агнцу» «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них» непрестанно воздает «благословение и честь, и славу... во веки веков» (5. 13). Те же, к-рые пришли «от великой скорби... омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (7. 14), «пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его» (7. 15). Для них уготован брак Агнца (19. 7, 9), на к-ром они будут прославлять его как «Господа господствующих и Царя царей» (17. 14; 19. 16), ибо Он, соделавший их «царями и священниками Богу» (5. 10), «будет пасти их и водить их на живые источники вод» (7. 17), являясь для них одновременно и Агнцем, и Пастырем . Образ Агнца нашел свое отражение в литургической жизни Церкви (см. Агнец , в богослужении). Лит.: Волнин А. К. Мессия по изображению пророка Исаии. К., 1908; Walther G. Jesus, das Passahlamm des Neuen Bundes. Guttenberg, 1950; Булгаков С. , прот. Агнец Божий. П., 1993. М., 2000п. М. С. Иванов Иконография Крест Юстина II. 565-578 гг. (Сокровищница собора св. Петра. Ватикан)

http://pravenc.ru/text/63318.html

Бог – Спаситель мира Домостроительство нашего спасения Ветхозаветное Божественное Откровение говорило о милости Божией к падшему человеку. Новозаветное Откровение говорит о великой любви Божией, явленной миру. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Иоан. 3:16 ). Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом; благодатью мы спасены ( Еф. 2:4–5 ). В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1Иоан. 4и 19). Бог, в предвидении падения человека, предопределил спасти людей еще прежде создания мира ( Еф. 1:4 ). Слово Божие называет Спасителя Агнцем Божиим, Предназначенного еще прежде создания мира ( 1Пет. 1:20 ). Приготовление рода человеческого к принятию Спасителя Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, да бы нам получить усыновление ( Гал. 4:4–5 ). В чем состояла эта кончина лета, или «полнота времени,» определенная для дела искупления? В стихах, предшествующих этим словам ап. Павла из послания к Галатам, апостол так выражается о времени перед пришествием Спасителя: Таким образом, он называет период ветхого завета детством, временем воспитания, детоводительства Моисеевым законом; пришествие Спасителя – конец детства. Значение этого приготовительного периода мы можем уяснить себе, руководствуясь притчей о блудном сыне. Отец скорбел об уходе из дому любимого сына. Но, не нарушая его сыновнего достоинства и сыновней свободы, он ждал, пока его сын, познав всю горечь зла и вспомнив благо жизни в отцовском доме, сам затоскует об отчем доме и откроет свою душу для отцовской любви. Так было с человеческим родом. Душа моя, как земля безводная Тебе ( Пс. 142:6 ), могло сказать человечество в его лучшей части, оно стало «землей жаждущей» испытав до конца горечь отчуждения от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Братия и отцы, поскольку Благовещение наступило, о Благовещении дерзаю вам малое слово сказать, указуя, сколь велик обет девства, которому мы сподобились целование принести. Ибо кому говорил Гавриил от ангельского: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою»? Не Святой ли Деве Марии? И от кого вочеловечился сам Бог-Слово? Не от той ли блаженной Девы? Ибо девство дает начало всякой жизни. Ибо девство – это царица добродетелей. Девство – это невеста и заступница Христова. И если хотите, послушайте блаженного Павла, говорящего: «Неженатый печется о Господе, как угодить Господу; а женатый печется о том, что в миру, как угодить жене. И не одно и то же жена и дева: незамужняя печется о том, что Божие, дабы быть святой и духом и телом; замужняя же печется о мирском, как угодить мужу». Видите ли силу слова, как не вводить в печаль, – неженатому заботиться о Господнем. Что касается тех, кто в миру, девству благая участь отведена. Но и в царствии небесном девству первенство отдается, ибо так пишется в Откровении святого Иоанна: «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел». Дивлюсь почести, которой сподобились возлюбившие девство, и последовавшие Христу, и возрадовавшиеся вместе с ним. Станем блюсти себя, братия, ибо поскольку свыше естества подвиг, постольку и губитель жизни нашей, дьявол , пуще всех страстей пытается всех нас низложить. И скольких он низложил от века, кто изочтет. Как слышал я от добросведующего, как Иоанн в Асии, мужа, много лет постившегося и дивного в житии, так может обмануть змий, что не только он отрекся от святой схимы, но и с прелюбодейством женщину привел, на окаянную погибель себе. И это – творение дьявола и хитрости его. Мы же, молюсь я, братия, сохраним себя как зеницу ока, стыдясь жениха нашего Христа, не предавая дарованное сокровище девства, да не уподобимся рыбам, которые, ублажая плоть, заглатывая уду, смерть съедают. Ибо уда – это сласть оскверняющая, а не наслаждающая, умерщвляющая, а не оживляющая, от которой да избавимся мы, поддерживаемые силой Божиею, и вслед за тем явимся чисты и безупречны. Да не падем, но от здешней победно восходя , достигнем царствия небесного о Христе Иисусе, Господе нашем, которому слава и держава, с Отцом и Святым Духом, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XVII столетии отступничество от св. соборной, апостольской Церкви восторжествовало после ожесточенной войны между католиками и протестантами. Эта победа протестантства вместе с той, которую иезуиты одержали над православием в пределах бывшей Польши и еще той, которую одержали русские расколо-учители в привлечении на свою сторону слепотствующего народа, может быть названа началом конца. В Откровении св. Иоанна этому началу последних времен соответствует снятие первой печати с книги судеб, про которую Иоанн говорит так: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, писанную внутри 15 и отвне, 16 запечатанную семью печатями. И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землей, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» ( Откр. 5:1, 3 ). Когда Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов 17 и семь очей взял книгу из рук Сидящего на престоле (т.е. принял от Отца власть судить живых и мертвых, «ибо Отец не судит никого, но суд весь отдал Сыну» ( Ин. 5:22 ), тогда имеющие судить мир вместе с Агнцем двадцать четыре старца (пророки и апостолы Агнца) пали пред Ним и принесли Ему молитвы святых, молитвы благодарения за совершенное Им искупление рода человеческого. В этом славословии старцев и в молитвах святых принимали участие Ангелы и число их было тьмы тем, и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: «Достоин Агнец закланный принять силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землей, и на море, и все, что в них, слышал я (повествует св. Иоанн), говорило: Сидящему на престоле Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков» ( Откр. 5:8–14 ). Херувимы ответили: «Аминь», а старцы-судьи «пали и поклонились Живущему во веки веков» ( Откр. 5:14 ). И вот, когда в горнем мире совершилось прославление Агнца, закланного от сложения мира, в мире дольнем, на земле, начиналось развенчивание Его суетными мудрецами века сего, усмотревшими мнимые недостатки божественности в делах Его, а также недостатки правды в святейшей невесте Его – св. Церкви, основанной Им Самим на предании св. Апостолов и пророков для водворения и утверждения на грешной земле истины и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

В новозаветные времена дело еще более осложняется. Здесь мы стоим перед основным моментом первосвященнического служения Господа нашего Иисуса Христа: произошло соединение в Нем Бога с человеком. Поэтому предстояние человеческой природы перед Божественной оказалось наиболее тесно соединено в одном Лице. Но это есть тайна, и тайна очень глубокая, как и та, что Господь приносит в жертву Себя. Выбирая из человеческого рода самое чистое, таинственным образом это самое чистое берет на себя все грехи мира и пригвождает их ко кресту. Это глубокая тайна, которую нам трудно передать словами. Итак, произошло Боговоплощение – Бог стал человеком для того, чтобы человек обожился, если говорить словами Григория Богослова . И это, может быть, самое существенное в первосвященническом служении, потому что речь идет о примирении Бога и человека. То, что было разрушено грехом, когда между человеком и Богом появилась преграда, надо было разрушить. Для этого и пришел Господь Иисус Христос. Итак, искупительная или умилостивительная жертва? Здесь и то и другое, все зависит от нашего слововыражения. Происходит искупление грехов мира, и людям возвращается милость Божия. В зависимости от этого мы и говорим умилостивительная жертва или искупительная. Ис. 53: 4–5 – “Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились”. Дан. 9:24 – “Семьдесят седмин определены для народа твоего и города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых”. Кстати, как агнец всегда был жертвенным животным в Ветхом Завете, так Агнцем назван и Господь наш Иисус Христос. Иоанн Предтеча говорит: “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” ( Ин.1:29 ). Мф. 20:28 – “Сын Человеческий не прииде, да послужат ему, но послужити и дати душу свою избавление за многих”. Здесь требует комментария только выражение “избавление за многих”. На греческом языке это звучит как “плата за всех” или “плата за многих”. Что же это означало? Этот термин означал цену выкупа первенцев. Все первенцы должны были быть посвящены Богу в определенный момент, но вместо этого можно было внести определенную плату. Эта же цена была ценою раба, которого отпускали на свободу, ценою военнопленного, которого можно было отпустить, и т.д. В силу этого перевод на русский язык: “избавление за многих”. То есть смерть Господа нашего Иисуса Христа была платой за смерть всех других людей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010