В Новом Завете приведен случай исцелений от предметов, которыми пользовался Апостол Павел: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». 251 Эта ситуация ничем не отличается от чудес, происходящих у мощей святых. О том, что святые имеют возможность помогать людям, живущим на земле в какой–то мере говорит и притча о богатом и Лазаре 252 . Авраам ведь не говорит о том, что он не может послать Лазаря к братьям, а только утверждает, что не послушаются воскресшего! Несмотря на то, что это притча, можно с полной уверенностью сказать, что Христос даже в ней не выбрал бы форму повествования, позволяющую сделать неправильные выводы. Мы обращаемся к святым потому, что они предстоят перед Богом и их молитвы возносятся перед престолом Господа: «... золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» 253 . В Откровении золотые чаши с фимиамом символизируют молитвы святых перед Агнцем. Понимая свою греховность, мы просим помощи у тех, о которых нам достоверно известно, что они прославлены Богом и по их молитвам Бог помогает людям. Прославление святых (канонизация) не является волевым актом людей. На основании известной благочестивой жизни, совершавшихся до и совершающихся после смерти чудес, после тщательнейшей проверки всех фактов жизни и чудес делается вывод о том, что Бог прославил человека святостью. Канонизация – просто признание факта, что воля Божия совершилась и умерший прославлен на небесах. Оснований для почитания святых более чем достаточно. Суть почитания икон и святых Мы, поклоняясь иконам и молясь перед ними, воздаем честь не материалу или произведению искусства, мы в молитве обращаемся к изображенному на иконе: «И так, мы поклоняемся иконам, воздавая поклонение не веществу, но посредством их тем, кто на них изображается. Ибо, как говорит Божественный Василий, воздаваемая иконе честь переходит не первообраз». 254 Если на иконе изображен Иисус Христос, мы, молясь, беседуем с Ним, обращая к Нему нашу благодарность и просьбы. Бог явился во плоти, и с того момента стало возможным создавать Его изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

В пророческих предсказаниях, особенно у пророка Исаии, грядущий Мессия описывается как невинный жертвенный Агнец: Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен ( Ис. 53:6–7 ). В Новом Завете св. Иоанн Предтеча при первой встрече с Иисусом Христом на Иордане свидетельствует о Нём: Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира ( Ин. 1:29 ). Агнцем Божиим именует Иисуса Христа апостол Петр: Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца ( 1Пет. 1:18–20 ). Этот же образ является главным в Откровении (Апокалипсисе) св. Иоанна Богослова (см.: Откр. 5, 6, 12 ; Откр. 6:1 ; Откр. 7:17 ; Откр. 14:1 , и др.). В дальнейшей церковной традиции он стал самым распространенным для изъяснения тайны Искупления человечества, именно он использован в Символе веры , где говорится о страданиях Христа, распятого же за ны , то есть Он пострадал за нас, вместо нас. В документах I Вселенского собора так раскрывается эта мысль: «Мы повинны были крестной казни, но если б и все мы были распяты, и тогда не могли бы избавить себя от смерти: ибо смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими ( Рим. 5:14 ). Много было святых, много пророков, много праведников, и никто из них не мог искупить себя от владычества смерти. Но пришёл Спаситель всех и претерпел в Своей безгрешной плоти, от нас заимствованной, должное нам наказание за нас и вместо нас» 575 . Для изъяснения этого образа святыми отцами постоянно используется понятие божественной правды (греч. δικαιοσνη), которое требует особого пояснения. Созданный Богом мир несёт на себе печать Своего Творца, поэтому, как говорит апостол Павел, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим. 1:20 ). Поскольку праведность и правда – неотъемлемые свойства Божии, то и созданный Им мир изначально праведен и существует в соответствии с правдой Божией, то есть в соответствии с Его вечным благим замыслом и Его волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

В сегодняшнем Евангельском чтении Господь высказывает новую мысль, еще более непонятную для иудеев: Я хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек. То есть Господь наш Иисус Христос Сам есть хлеб, имеющий в Себе вечную жизнь и сообщающий эту вечную жизнь всем, верующим в Него. И далее Спаситель прямо объявляет, что хлеб, о котором Он столько говорит, является Его Плотью, которую Сын Божий отдаст за жизнь мира. Представляете, каким соблазном для осуждения и возмущения послужили эти слова для неверующих сердец? Книжники и фарисеи, естественно, не поняли Господа и стали ожесточенно спорить: Как Он может дать нам есть Плоть Свою? Говоря о плоти, которая отдана будет за жизнь мира, Спаситель указывает на Крестную смерть Свою как Искупительную Жертву за весь род человеческий, за всех людей, не одних только иудеев. По сложившейся традиции в ветхозаветную пасху, в память исхода избранного народа из Египта, иудеи вкушали запеченного агнца с пресным хлебом. Теперь Господь, указывая на предстоящую Ему Крестную смерть, представляет Себя новозаветным Агнцем, Который примет на Себя грехи всего мира (см. Ин.1:29 ). И в том состоит воля Божия. Потому что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного ( Ин.3:16 ). Но для того, чтобы сознательно исполнять волю Божию и через это не только спастись от осуждения, но и действительно сподобиться блаженства жизни вечной, надо знать и понимать Божественную волю, надо принимать Господа Иисуса Христа как Сына Божия и истинного Бога, надо поверить Спасителю и понять, что Его слова не что иное, как слова Самого Бога, потому что Сын и Отец — одно, иного быть не может. Но как же трудно было тем людям в это поверить! Препятствием вставало то, что Иисус Христос был Человеком. Этой тайны, тайны Боговоплощения сразу не могли осознать даже святые апостолы, ближайшие ученики Христовы. Поэтому Господу нашему Иисусу Христу надлежало принести в жертву Свое тело, Свою человеческую жизнь, чтобы последующим Пресветлым Воскресением окончательно убедить людей, в том числе и нас с вами, братья и сестры, в Своем Божественном происхождении, а следовательно, и в истинности преподанного Господом учения.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Видения 4-й и 5-й глав, с явлением Небесного престола и Агнца, взявшего книгу с семью печатями, «были первыми обнаружениями Божественной промыслительной деятельности в первом из пяти порядков апокалиптических явлений второй части. За ними следует видение снятия печатей книги, сначала – первых шести. Это видение предполагает первые, и притом не только по своей внешней связи, но и по своему внутреннему соотношению. Небо и Небесный престол служат источником и основанием всех тех событий и явлений, которые совершаются на земле». Для земли они могут представляться, да и представляются обычно, как бы случайными и неведомо почему и как, какою силой вторгающимися в земную жизнь новыми данными. Но «в них осуществляется Божественная воля, и они должны быть рассматриваемы с этой именно стороны» (прот. Орлов) 188 . 1–2. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Оставаясь в прежнем положении и все так же «в духе», тайновидец в этой, 6-й главе созерцает, как одна за другой снимаются первые четыре печати Агнцем и от каждой выходит особый конь символического цвета. А голос, сильный, как гром, говорит Иоанну: Иди и смотри, исходя по очереди от каждого из четырех животных. По снятии первой печати Иоанн видит выходящего белого коня и всадника на нем. По общему почти мнению большинства экзегетов, «победоносный всадник первого явления, сидевший на белом коне, означал первоначальную Церковь Христову. Проповедь апостольская веры Христовой, быстро распространявшаяся по лицу земли, везде побеждала и переходила от одних к другим многочисленным победам. Слово Божие росло и умножалось, покоряя народы и близких, и отдаленных стран победоносною своею силою. Белизна коня» и вид всадника «означали войну, но не кровавую, не убийственную, а войну против заблуждений, нечестия и разврата. Лук всадника-победителя напоминал крест Христов, уязвляющий неотразимою силою врагов Бога и людей» (Яковлев) 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Владыка Аверкий говорит: «Семь рогов – это символ Его крепости». Давайте посмотрим Пс.74 , стих 11, здесь сказано: «все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника» ( Пс.74:11 ). То есть, на каждый удар против нас со стороны врага Господь отвечает адекватным ударом. Вот что и означают эти слова: «имеющий семь рогов и семь очей» . Владыка Аверкий говорит: «Семь очей означают, как тут же объяснено, семь духов Божиих, посланных во всю землю, то есть семь даров Святаго Духа, почивающих во Христе, как помазанники Божии, о чем говорили еще святой пророк Исаия и святой пророк Захария». Семь очей символизируют вместе с тем и всеведение Божие. Число семь, как я вам часто объясняю, – это число неопределенной полноты. Бог видит всех – и своих и чужих. Всеведение Божие охватывает всю вселенную. Есть звезды, от которых, как говорят ученые, свет до нас идет миллионы и миллионы лет, а в Писании сказано, что Господь «исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» ( Пс.146:4 ), то есть о каждом Своем творении Он имеет намерение, Он всё знает. Он владеет всей информацией. Итак, Он имеет семь рогов, чтобы, как сказано в Псалтири, как бы бодаться против лукавого и на каждый его натиск отвечать уверенным ударом. Он имеет семь очей, Он знает все твои нужды, Он знает все твои проблемы, самые сокровенные твои проблемы, даже те, которые ты никому не решаешься доверить. Он их знает, и Он будет принимать в них участие, и Он уже принимает в них участие. Человек не случайно оказывается в храме. Тем более не случайно посещает занятия по изучению Божественного Откровения, что очень важно. И далее сказано: «…которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу…» ( Откр.5:6–7 ). Вы слышите, братья и сестры? Он взял эту книгу, недоступную ни для Ангелов, ни для святых, и Своим Воскресением приоткрыл тайну нашего вечного спасения! И теперь в Книги Откровения мы зрим воскресшего на Небесах. «Иоанн называет Господа Агнцем по причине Его невинности и благодетельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Во 2-й Маккавейской книге (неканонической, но передающей важное свидетельство о верованиях, существовавших в ветхозаветной Церкви) приводится следующий пример ходатайства пред Богом праведника за народ (уже после кончины праведника): военачальник войска иудейского Иуда Маккавей пред вступлением в битву с военачальником эллинскосирийского войска Никанором видел в сновидении бывшего первосвященника Онию и пророка Иеремию (уже умерших), молившихся за народ иудейский. Иеремия, подавая Иуде золотой меч, сказал: «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов» . Об Иеремии же Ония сказал: «Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2 Макк. 15, 12–16). В Новом Завете о молитвенном предстательстве за Церковь земную святых, пребывающих на небе, наиболее прямо засвидетельствовано тайнозрителем св. апостолом Иоанном Богословом. Он удостоился видеть, как «двадцать четыре старца (символ «праведников, достигших совершенства» – Евр. 12, 23 ) пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр. 5, 8 ). В другой раз он же виде, как «пришел … Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр. 8, 3–4 ). С древнейших времен Православная Церковь верует, что ходатайство Божией Матери имеет особенную силу и действенность по великой и исключительной близости Ее к Сыну. В литургии апостола Иакова имеется такое возглашение: «пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых и праведных воспоминаем, чтобы молитвами и ходатайством их все мы были помилованы» . История Церкви исполнена бесчисленными опытами покровительства Божией Матери роду человеческому. «Исповедуем, – говорится в Послании восточных патриархов, – что святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Богу, а более всех пренепорочная Матерь Божественного Слова» 15 . Молитвенное призывание святых в Церкви Земной

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Во–вторых, следует понимать, что антихрист будет воевать с тремя царями: Египетским, Ливийским и Эфиопским и одолеет их. Об этом написано у пророка Даниила, говорящего в главе 3: «Зверь четвертый горд и страшен и крепок очень и прочее. И десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога и между ними вышел еще небольшой рог: три же рога передние исторгнуты были от лица его, и в роге том малом были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Видел я, наконец, что поставлены были престолы и прочее. Это видение Даниила–пророка». Толкование. Зверь четвертый гордый и страшный есть четвертая монархия или единовластие Рима. Его десять рогов есть его десять царств, на них разделится при своем падении владение Римское. Малый рог, вышедший между большими, есть антихрист, появившийся из маленького, бедного и бесславного рода. Три рога передние, исторгувшиеся от лица его, есть три царя, побежденных антихристом. Это толкование не человеческое, а ангельское, как это увидишь в той же седьмой главе, где ангел толкует видение пророку Даниилу: «Зверь четвертый есть четвертое царство на земле, которое переживет все царства и так далее. Десять рогов у него – десять восставших царей, после которых восстанет тот, который пересилит своей злобой всех, кто был до него, и трех царей смирит и против Всевышнего произнесет слова и так далее». Об этих трех царях снова упоминается в главе 11 пророка Даниила ближе к концу: «И простер руку свою на разные страны, и земле Египетской не будет спасения. И завладеет он сокровищами золота и серебра во всем сластолюбивом Египте, и в Ливии, и в мире, и в твердынях его». Пространно об этом говорит Ипполит–мученик в беседе о кончине мира. В–третьих, следует знать, что когда антихрист одолеет трех вышеназванных царей – Египетского, Ливийского и Эфиопского, – тоща и другие цари поклонятся ему. И с того времени антихрист станет монархом, то есть единовластвующим обладателем всей вселенной. Известно, что об этом говорит и писание Божественного апокалипсиса в главе 17: «Десять рогов, которые видел, есть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем и отдадут ее зверю. Они вступят в войну с агнцем, и агнец победит их».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Вопрошающий. Какой смысл имеет пришествие агнца и приятие им книги от руки седящего на престоле? Отвещающий. Сим является, что Отец и Сын имеют единую волю, якоже и сам Господь во Евангелии глаголет: «снидох, не да творю волю мою, на волю пославшаго мя Отца» ( Ин.6:38 ). Откр.5:8–13 «И егда прият книгу, четыре животна и двадесять и четыри старцы падоша пред агнцем, имуще кийждо гусли, и фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых: и поют песнь нову, глаголюще: достоин еси прияти книгу, и отверсти печати ея: яко заклался и искупил еси Богови нас кровию своею от всякого колена и языка и людей и племен: и сотворил еси нас Богови нашему цари и иереи: и воцаримся на земли. И видех, и слышах глас ангелов многих окрест престола и животных и старец: и бе число их тысяща тысящами, глаголюще гласом великим: достоин есть агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси и на земли, и под землей, и на мори, яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: седящему на престоле и агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков». Вопрошающий. Почему славословие агнцу воздается от животных и старец, от всех сил небесных, и от всякого создания на небеси и на земли? Отвещающий. Потому, что чрез страдание Господне, имже искупися от первого преступления человеческий род, и небесная и земная, и ангели и человецы совокупишася воедино, по слову апостола ( Еф.1:22 ): «и того даде главу выше всех церкви»; и паки: «яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» ( Рим.8:21 ). Вопрошающий. Что означают слова: достоин есть агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение? Отвещающий. Всеми сими словами является, что заколенный агнец, по Божественному своему естеству, единосущен есть Отцу, ибо все сии слова свойственны Богу. Честь, слава и благословение потому принадлежат агнцу, что он есть Бог благословенный во веки. Ему же принадлежат сила и крепость, и сим является, что верующая в него Церковь не имать побеждена быти во веки, ибо Создатель ее непобедим. Ему принадлежат также богатство и премудрость, и сим является, что неизреченной своей мудростью и щедротами он вся устрояет к нашему спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вот где предстоит быть деятельности внешних чувств нового, тонкого, эфирного тела! Ничего не порадует взор, слух, осязание, вкус, обоняние. Предметы, подлежащие действию чувств, невыносимо тяжки. Всякое чувство будет страдать особенною скорбью. Так, глаза будут страдать от темноты и дыма, а если гееннский огонь сколько-нибудь запылает, то только для большого страха и трепета осужденных, для того, чтобы они могли видеть страшные образы демонов, лицезрение которых само страшнее всякой муки, и для того, чтобы видеть мучимые лица грешников, с которыми в этой жизни вместе прогневали грехами своими Господа, уши услышат только непрестанный шум рыданий, жалоб и проклятий; обоняние будет страдать от смрада; вкус – от сильной жажды и страшного голода. Потому-то эти несчастные пленники, страдая в огне, мучимые ужасною казнью, плачут, стонут, рыдают, отчаиваются, но не находят и никогда не найдут ни облегчения, ни утешения. Так как деятельность ума, воли и сердца обусловливается деятельностью чувств, то погибшие отверженные души, удалявшиеся самовольно на земле от Бога, после смерти вступят в геенне душами в состояние злых духов. Деятельность ума составит невидение, незнание Бога, деятельность сердца – ненависть к Богу, и деятельность воли – хула на Бога. Состояние погибших есть состояние ожесточенное против Бога и всего божественного, всего истинного, доброго и прекрасного. Свидетельства вечного мучения в геенне грешников огнем находим и в Апокалипсисе: «тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его... и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем... Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере горящем огнем и серою» ( Откр.14:10; 21:8 ). Златоустый пишет, что здесь слово «вино» означает муку, лишенную всякой милости, облегчения. Ап. Павел учит, что каждый получит по делам своим в загробной жизни: «яже с телом содела». Отсюда понятно, что как в деятельности на земле участвовали душа и тело, воздаяние будет внутреннее – духовное, и внешнее – чувственное; потому что тело новое, при всей своей тонкости и легкости, все-таки остается вещественным, и ему нужно положительное, чувственное воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Все разнообразие нашей сложной, суетной жизни исчезнет. «Земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ). Останется только нравственное самоопределение себя у всех сознательных существ в отношении к Богу и Царству Божию: или любовь к ним, или ненависть, ненависть бессильная, себя самое обличающая и потому бесконечно мучительная. Брачный чертог Агнца будет сиять пред изверженными, точнее – извергшим себя самого грешником; он связан и нарушить торжества не может, перед ним свет, а он во тьме; перед ним сияет Божественная любовь, с готовностью ко всепрощению, но ему эта любовь ненавистна, прощение нежелательно. Так и сказано в Апокалипсисе: «Будет мучим в огне и в сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» ( Откр. 14:10 ). – Слова Господни на Страшном суде «идите от Мене проклятые» и другие подобные и слова катехизиса о том, что ад есть место удаления от Бога, надо понимать в смысле нравственной, а не местной отчужденности, как и слова Христовы неразумно говорившему ученику: «Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн» ( Мф. 16:23 ). А что такое огонь, жгущий грешников? – Прежде всего – тот же огонь, который будет просвещать праведников с того дня, «в онь же огнем испытаются дела, благая же и злая», как мы читаем в каноне Ангелу-Хранителю, – как и халдейская пещь «действа разделяше, халдеи убо опаляющи, верные же орошающи». Огонь жжет дерево, сено и солому, но просветляет золото и серебро. Грешники «Будут ввергнуты в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют как солнце в царстве Отца их» ( Мф. 13:42–43 ). Подобно сему и Апостол Павел поясняет, что один и тот же огонь – Божие прикосновение – различно воздействует на разные души. «Каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон» ( 1Кор. 3:13–15 ). В этом смысле Господь называется огнем поядающим и в Ветхом, и в Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010