И вот теперь они стоят победившие у престола Божия, держа гусли Божии , ибо желают всеми возможными средствами прославить Бога (5,8). Кроме того, гусли означают благоустроенную в согласии добродетелей жизнь, руководимую смычком Святого Духа и источающую дивную песнь славословия Божия. 15 .3–4 И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца. Песнь, воспетая стоящими на стеклянном море, поименована как песнь Моисея, раба Божия , ибо содержит в себе воспоминание о тех казнях, которые были посланы Богом на Египет от руки Моисея и за которые Моисей и евреи прославили Бога в своей торжественной песни после чудесного перехода через Красное море ( Исх. 15:1–19 ). И песнь Агнца , ибо прославляется дело человеческого спасения, совершенное Иисусом Христом, непорочным Агнцем Божиим. Или же под воспевающими песнь Моисея, раба Божия , можно разуметь спасавшихся под сенью Моисеева закона до пришествия Христа в мир. Они спасались верой в грядущего Христа, как говорил пророк Аввакум, стоя на божественной страже на башне наблюдения: «праведный своею верою жив будет» (2,1.4). Это – ветхозаветный Израиль, воспевший песнь Моисея ( Исх. 15:1–19 ). Воспевшие же песнь Агнца – это спасавшиеся под сенью Христовой благодати после совершения Им дела искупления человечества. Это уже – новозаветный Израиль. Таким образом, здесь показана совокупность спасенных Ветхого и Нового Заветов, поющих песнь ходатаев Заветов: Моисея и Христа. Если же здесь разуметь только непосредственно прошедших через великую скорбь во времена антихриста (ст. 2), то они поют песнь Моисея как прошедшие, подобно древним евреям, страшные казни-язвы, посланные Богом в мир и избавившие их от Египта греха и нечестия. Песнь Агнца они поют как спасенные кровью Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

»И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя« ( Лк. 1: 30–35 ). Так вот что значат эти слова двукратного ангельского приветствия! Так это Она – та Дева, о которой написано у пророка Исаии, Дева, о которой Она столь много думала, которую так возлюбила, что смиренно молила Господа удостоить Ее милости быть у Нея хотя бы последней служанкой. Так это Она – та Жена, та предвечная Избранница Божия, о которой Сам Господь Бог говорил в раю, обращаясь к древнему змию и человекоубийце-диаволу: " Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между Семенем Ее; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» ( Быт. 3:15 ). Так это Она – та Лествица высокая, которую видел Иаков, которая соединит небо с землей и по которой Бог снидет на землю, чтобы обновить, а затем обожить и возвести на небо человеческое естество. Она удостоена неизглаголанной чести стать Матерью Господа, вместить Того, Кого не вмещает вселенная, чревоносить и питать млеком непостижимого Царя Славы... О какая великая, неизреченная, недомыслимая радость! Но и не только радость... А и какой страшный и вышеестественный подвиг! Приснопамятный великий святитель Московский Филарет говорит, что Пречистая Дева Мария еще прежде благовещения Архангелова читала и уразумела божественные пророчества: «Дух Ея напитан был чтением Божественного Писания, и не только млеком, но и крепкою пищею Божественной мудрости». И конечно, проразумевая великую Славу Искупителя, имевшего, согласно пророчеству Исаии, родиться от Девы и быть нареченным Эммануилом, Она проникала и в тайну Его вольного уничижения и спасительных страданий, о которых говорил тот же Исаия, изображая Его Агнцем непорочным, имеющем быть закланным за грехи всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

(Иоан. 1:35-51). После искушения дьяволом Господь Иисус Христос вновь направился на Иордан к Иоанну. Между тем, накануне Его возвращения, Иоанн дал новое торжественное свидетельство о Нем перед фарисеями, но уже не как о грядущем только, а как о пришедшем Мессии. Об этом рассказывает лишь один Евангелист — Иоанн. Иудеи прислали из Иерусалима к Иоанну священников и левитов спросить, кто он, уж не Христос ли? Ибо по их представлениям, крестить мог только Мессия-Христос. «Он [Иоанн] объявил и не отрекся, и объявил, что я не Христос» (Иоан. 1:20). На вопрос, кто же он тогда, не пророк ли, он сам называет себя «Гласом вопиющего в пустыне» (Иоан. 1:23) и подчеркивает, что крещение его водой, как и все его служение только подготовительное, и чтобы отстранить от себя все вопросы, в заключение своего ответа торжественно объявляет: «Среди вас стоит Некто, Которого вы не знаете. Он-то идущий за мною, но Который стал впереди меня» (Иоан. 1:26-27), Он выступает на служение Свое после меня, но имеет вечное бытие и Божественное достоинство, а я недостоин даже «Развязать ремень обуви Его» (Иоан. 1:27). Это свидетельство было дано в Вифаваре — там, где к Иоанну массами стекался народ. «На другой день,» то есть уже в другой раз, после сорокадневного поста и искушения дьяволом, Иисус вновь приходит на Иордан к Иоанну, и тот, увидев Его, говорит всем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29); и удостоверяя, что это и есть Крестящий Духом Святым Сын Божий, так как: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Иоан. 1:32). На другой день, уже после личного свидетельства о пришедшем Мессии, Сыне Божьем, взявшем на Себя грехи мира, Иоанн вновь стоял на берегу Иордана с двумя своими учениками, когда Иисус опять проходил вдоль берега. Увидев Господа, Иоанн снова повторяет о Нем те же слова: «Вот Агнец Божий.»Называя Христа Агнцем, Иоанн относит к Нему замечательное пророчество Исайи, где Мессия представлен в виде овцы, ведомой на заклание, агнца, безгласного перед стригущим его (Исайи 53:7). Следовательно, основная мысль этого свидетельства Иоанна в том, что Христос есть жертва, приносимая Богом за грехи людей. Но в словах Иоанна о Иисусе «Который берет на Себя грехи мира» (Иоан. 1:29), эта великая живая Жертва представляется и Первосвященником, Который Сам Себя священнодействует: берет на Себя грехи мира и Сам приносит Себя в жертву за мир.

http://sedmitza.ru/lib/text/430484/

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, которое приими на вышенебесный Твой жертвенник и ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа, да славословим Тебя с Отцем и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Диакон: «Господу помолимся». Священник, покадив над кадилом «звездицу», ставит ее на дискос над «агнцем» и говорит: «Звезда пришла и остановилась над местом, где был Младенец» ( Мф.2:9 ). Окадив первый покровец так же, как и звездицу,– покрывает им дискос. Диакон: «Господу помолимся». Священник: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан, потому вселенная тверда, не подвигнется. Престол Твой утвержден искони: Ты – от века. Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь. Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни». ( Пс.92:1–5 ). Диакон: «Господу помолимся». Священник, делая тоже с другим покровцем, покрывает им святую Чашу, произнося: «Христе, Твое Величие покрыло небеса и Твоею славою наполнилась земля» ( Авв.3:3 ). Диакон: «Господу помолимся. Покрой, владыка». Священник берет большой покров, кадит его и покрывает им св. Чашу и дискос, читая молитву: «Господи, покрой нас покровом Своего могущества, удали от нас всякого врага и противника, соделай жизнь нашу мирною, будь милостив к нам и ко всему миру Твоему и спаси души наши, по Твоему милосердию и человеколюбию». Благословив кадило, берет его и кадит жертвенник, повторяя трижды: «Благословен Бог наш, так благоволивший слава Тебе». Диакон: «Всегда, ныне и непрестанно и во веки веков. Аминь». «О предложенных честных дарах Господу помолимся». Священник произносит молитву предложения: «Боже, Боже наш, пославший в пищу всему миру небесный хлеб Господа нашего и Бога, Иисуса Христа, Спасителя, Искупителя и Благодетеля, благословляющего и освящающего нас. Сам благослови сие предложение и приими его на вышенебесный Твой Жертвенник: помяни, как Благий и Человеколюбивый, принесших и тех, за кого они принесли и сохрани нас неосужденными в священнодействии божественных Твоих Таинств... Ибо свято и славно всечтимое и великолепное имя Твое. Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Кажется, он был для него даже и «вместо Бога»: потому что Христос, как человек, был под законом и соблюдал заповеди Моисеевы. Он обрезан был в восьмой день по рождении и сделал взнос дидрахмы, вместе с другими, хотя и был свободен по естеству, как Сын. Он вкушал также и пасху, хотя опять Сам был истинным Агнцем, вземлющим грехи мира (Ин. 1:29). В этом смысле и говорится, что Моисей был для него в «вместо Бога» (Исх. 4:16) . А что Израиль имел не веровать и самим чрез Христа совершаемым Божественным знамениям, на это мог предуказывать пример Моисея который не веровал описанным чудесам. Посему образ Моисея мы переносим и на израильтян, поелику они призваны чрез него и детоводимы были данными чрез него законами. Итак, что закон не достаточен был для искупления, но что для сего необходима нам Честная Кровь Христа (потому что только чрез Него одного побеждена смерть), это может быть весьма ясно и из последующего.    6. Поднялся божественный Моисей с земли Мадиамской, взяв с собою жену свою и детей, и отправился, наконец, в Египет, точно исполняя повеленное от Бога. Когда же он остановился недалеко от земли Египетской, тогда Бог всяческих сказал ему: «когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона» (Исх. 4:21). И немного спустя: «И скажи фараону: так говорит Господь...: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию» (Исх. 4:22—26). Ангел в виде человеческом напал на него и покушался его убить и едва умилостивлен был тем, что Сепфора обрезала сына своего, разумею Гирсама, который был и первородный и имя которого толкуется «пришелец».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как бы для усиления впечатления от падения Вавилона третий Ангел громким голосом обращается с угрозою ко всем поклоняющимся зверю и принимающим начертание его. Угроза, очевидно, обращена к тем самым людям, которые по изображению 8 ст. упивались и услаждались яростным вином вавилонского блудодеяния, т. е. роскошною антихристианскою жизнью. Теперь, в противоположность этому, им угрожается предстоящею необходимостью пить чаши гнева Божия. Будут пить вино неразбавленное, которое означает гнев Божий, нисколько не смягчаемый божественным милосердием. Грешники, поклонявшиеся зверю, будут мучимы в огне и сере, что является принадлежностью адских мучений. Выражение же, что мучения будут происходить пред Агнцем и пред святыми Ангелами, т. е. как бы ввиду их, указывает на особую силу мучений, горечь которых будет увеличиваться еще от того, что мучимые будут сравнивать свое мучение с блаженством святых и постоянно думать о тех, за вражду к которым они сделались достойны вечного наказания. Откр.14:9 .  И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, Откр.14:10 .  тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; Откр.14:11 .  и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Мучения грешников будут постоянны; им не будет перерыва, и поклонявшийся зверю грешник, мучимый изо дня в день, не будет иметь ни одной минуты успокоения, ни малейшего времени, свободного от этих мучений. Откр.14:12 .  Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. В угрозе грешникам страшными наказаниями святые должны почерпать для себя утешение и ободрение, преодолевать малодушие при своем постоянном исповедании христианской веры среди антихристианских гонений и питать твердую надежду, что эти гонения скоро кончатся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как чревоугодничают в мире? Иногда едят-пьют целый день: сначала поутру пьют чай, потом кофе, потом завтракают, там обедают, там опять кофе, курение, вечером – чай, закуски, сласти. Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, Господи! 25 Помилуй нас! Не имей пристрастия ни к чему земному, потому что где пристрастие к земному, там и ненависть к ближнему, и гордыня, и зависть, и скупость, и жадность, и чревоугодие, и пьянство, и блуд, охлаждение к Богу и ближнему, неверие и прочие грехи. Молись чаще словами молитвы повечерия: Владыко Господи! Укроти стремление страстей, угаси разжженныя стрелы лукаваго, яже на ны льстивно движимыя, плоти нашея восстания утоли и всякое земное и вещественное наше мудрование успи и даруй нам, Боже, бодр ум, целомудр помысл, сердце трезвящееся... возстави же нас во время молитвы утверждены в заповедях Твоих и память судеб Твоих всегда тверду имущих 26 . Должно быть, ты большой грешник, что диавол находит в сердце твоем каждый день и час место для своей злобы, гордости, зависти, скупости, своенравия, упрямства, непослушания; должно быть, ты не лучше зверя, если не хуже. – Будь агнцем по примеру Христа. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим [ Мф. 11, 29 ], то есть когда будете кротки и смиренны. А как кроток был Христос? Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному ( 1Пет. 2, 23 ). И какие ничтожные в сравнении с Христовыми обиды приходится нам переносить! Берут наши сласти, деньги и пр., но у нас ничего нет своего – всё Божие: Бог дал и Бог взял, но верно, Он никогда не оставит нас по неложному Своему обещанию: не оставлю тебя и не покину тебя [ Евр. 13, 5 ]. Неправедно злословят тебя – радуйся, памятуя, что и Христа твоего злословили; бьют тебя неправедно – били и Христа и замучили поносной смертью . 10 сентября. Благодарю Тебя, Господи Иисусе, яко сподобил еси мя совершити Божественную литургию и грехи моя вся покрыл еси и умиротворил еси мя. Благодарю Тебя, яко сподобил мя еси причаститися Святых Твоих Таин во оставление грехов и в мир душевных моих сил, и в легкость, и сладость, и в свободу. Се мир Божий, который превыше всякого ума [ Флп. 4, 7 ]! 10 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Крест —знак Божественной любви... Крест отверз рай, ввел в него разбойника и род человеческий, который готов был погибнуть и не достоин был даже земли, привел в Царство Небесное. Так много благ было и бывает от креста, — и, скажи мне, Христос не хочет быть распятым? Кто может сказать это? А если бы Он не хотел, то кто принудил Его? Кто заставил? Для чего же Он предпосылал пророков, которые предвозвещали, что Он будет распят, если Он не намерен был распяться и не хотел подвергнуться этому? Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя  (Мф. 26: 67-68). Здесь ясно обнаруживается любовь евангелистов к истине; то, что кажется бесчестным, они пересказывают со всей точностью, ничего не утаивают, ничего не стыдятся, но еще и за великую честь считают,—и справедливо,—что Владыка Вселенной благоволил понести за нас такие страдания. Это показывало неизреченную Его попечительность и непростительную злобу тех, которые со столь кротким и тихим поступали так, как только может поступать лев с агнцем. На то Лицо, увидев которое устыдилось море, от которого солнце, узрев на кресте, скрыло лучи свои,—на то самое Лицо плевали, то самое Лицо заушали, били по голове, безмерно увлекаемые своим неистовством. Наносили удары самые жесточайшие, били по щекам, заушали, и к этим язвам присоединяли позор оплевания. Мало того,—громко повторяли едкие насмешки, говоря: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя (Мф. 26: 67 - 68), так как многие называли Его пророком. И не только свободные, но и рабы ругались над Ним с таким безумием. Об этих-то событиях должны мы читать Писание как можно чаще; о них слушать со всем вниманием; начертывать их на сердце нашем... Когда (иудеи) увидели, что Пилат умывает руки и говорит: «невиновен я», кричали: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27:25). Такова ярость, такова злая страсть: она не позволяет видеть то, что должно видеть. Пусть так, что вы самих себя прокляли; для чего навлекаете проклятие и на детей? Впрочем, человеколюбивый Господь, хотя они и неистовствовали так безумно против себя и детей, не подтвердил согласием этого приговора не только по отношению к детям, но и по отношению к ним самим; но даже и из них самих принял покаявшихся и удостоил бесчисленных благ. И Павел был из числа их, и многие тысячи уверовавших в Иерусалиме были также из этих. Если же некоторые остались, то себе самим должны вменить мучение, их ожидающее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Кто есть Тот, о Ком говорил Иоанн, стало известно на следующий день: «Видит он Иисуса, идущего к нему, и говорит: Вот Агнец Божий, который берет грех мира. Это Тот, о Ком я сказал: за мною идет Муж, Который впереди меня стал, потому что прежде меня был» (1:29 – 30). Евангелист Иоанн сообщает, что Иисус Христос был распят в то время, когда в Иерусалимском храме закалывали пасхальных агенцев. Для него Он стал Агнцем, кость которого не сокрушится (19:36). Ап. Павел также называет Иисуса Христа пасхальным приношением 31 . Но трудность здесь в том, что, хотя кровь заколотого ягнёнка защитила дома иудеев в ночь исхода из Египта, пасхального агнца не приносили в качестве искупительной жертвы (его закалывали, чтобы есть). Поэтому, перенеся представление об агнце на человека, Иоанн Креститель скорее всего имел в виду слова пророка Исаии 32 , когда тот сравнивал Мессию с овцой, ведомой на заклание ( Ис 53:5 – 8 33 ). Объявив, что Иисус – Агнец Божий, Иоанн ссылается на то откровение, которое он получил перед началом своего служения: «И я не знал Его, но для того пришел я крестить водою, чтобы Он явлен был Израилю» (1:31). Назначение своего служения он видит в том, чтобы опознать Мессию и указать на Него людям. Через крещение водою будет открыто, Кто же будет крестить Духом Святым: «И я не знал Его, но Пославший меня крестить водою, Тот мне сказал: “на Ком увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Он есть крестящий Духом Святым " » (1:33). Хотя Иоанн и Иисус были родственниками ( Лк 1:36 ), повидимому, они не общались между собой до встречи на Иордане. Иоанн говорит, что понял, Кто перед ним, лишь в момент крещения 34 : «И засвидетельствовал Иоанн, говоря: я увидел Духа, сходящего, как голубь, с неба, и Он пребыл на Нём» ( Ин 1:32 ). Это сообщение дополняет повествование синоптиков, которые указывали, что Духа видел только один Иисус. Но Св. Дух не только сошёл на Иисуса, но и пребывает на Нём. Глагол «пребывать» (греч. меинен) означает непрерывно и всеобъемлюще соединиться с кем–то, остаться, поселиться. Такое неотъемлемое обладание Св. Духом возможно лишь для того, Кто Сам имеет божественное достоинство: «И я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий» (1:34), – говорит Иоанн Креститель, повторяя слова, которые он услышал при крещении. Первые ученики

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Между тем, у нас замечаются две крайности: или (в большинстве сельских иереев) небрежность в облачениях, доходящая до неряшества, или (в богатых городских церквах) страсть щеголять самыми богатыми, самыми яркоцветными (большей частью безвкусными) облачениями. Первые, людей не стыдясь и Бога не боясь, дерзают служить даже божественную литургию, в таких рудных, измятых, истасканных облачениях, что вся душа возмущается при одном взгляде на них, а в чем служат молебны в домах православных –так не видавший не поверит; вторые заботятся разукраситься богатейшими парчами и бархатами, причем тоже не может крепко не возмущаться душа. О первых и говорить нечего; вторые… Дерзнем сказать несколько слов о вторых. Ради чего эта страсть к парчам и бархатам? Не ради ли суетности, тщеславия и иных побуждений чисто человеческих? Все конечно так, иначе ради чего? Не буду говорить, насколько пригодны парчи и бархаты для совершения таинства тела и крови Христовой, насколько соответствуют они воспоминанию крови, пролитой за нас; насколько пригодны они вообще при наших богослужениях, в которых все должно быть дух, и ничто – напоминающее стремления плотские. «Но внешним блеском мы напоминаем духовное торжество, духовную радость» и пр., и пр., что не устают повторять мужи мудрые. Т. е. парчой и бархатом? «Взглянул я, – говорит тайновидец, – и се – великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» ( Откр. 7:9 ). «Вот они, облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли»? ( Откр. 7:13 ). «Это – земные подвижники веры и благочестия в Церкви прославленной, пред престолом Божиим, и служат Ему день и ночь во храме Его» ( Откр. 7:15 ). Внешнее выражение всей полноты их внутреннего блаженства, их вечного торжества, единственное – белые одежды, а мы, в Церкви воинствующей, для служения пред престолом Божиим, хлопочем о парчах и бархатах, да еще и пускаемся в разные толкования и объяснения! Да еще и святителей Христовых на образах расписываем в парчи и бархаты!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010