Но может быть, неуместно говорить о добре и зле в категориях ломбардца? Уместно вполне, ибо это в стиле самого Евангелия: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».   11. Немощь тела как условие бодрости духа   Без страдания невозможно добро. Те мелкие услуги, которые мы привычно обозначаем этим громким именем, есть ничто иное, как «приобретение себе друзей путем неправедным». Это путь «в вечные обители» для «сынов века сего», которые «догадливее сынов света в своем роде», которые «копать не могут, просить стыдятся». Что бы ни отдал друзьям человек — кроме того, что избавляет его от боли и смерти — он по-прежнему следует путем неправедным, ибо отдает то, что ему не принадлежит: «что отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» Все, чем располагает человек, в том числе, его личные силы и способности, есть дар от Бога. Отдать это — значит, отдать не свое. Твое — только то, что уводит тебя от боли и смерти. Только отдавая свое, ты можешь творить добро. И здесь обнаруживается, что тело — это не просто инструмент коммуникации человеческого Я с миром и другими Я. Тело — это еще возможность боли и «страха смертного» а значит, жертвы. Поместив его в комфортные условия по ту сторону страданий, мы почти перекрыли себе возможность совершить добро и подвиг. Нетрудно заметить, что Хэнкок, герой одноименного фильма, лишен объективных возможностей быть героем. Его тело неуязвимо и не знает боли. Может ли он явить храбрость, если ему нечего преодолевать вместо страха? Ангел в божьем мире ставится ниже человека, хотя, по голливудским меркам, должен стоять выше, ибо он не нуждается в пище и отдыхе, неуязвим для врага и обладает огромной силой: стоит вспомнить хотя бы о том, что всего четыре ангела в состоянии устроить конец света. Но именно отсутствие телесной немощи и уязвимости закрывает для ангела возможность быть целомудренным, храбрым, верным. Тот, у кого нет живота, не может совершить высший подвиг любви: «положить живот за други своя».

http://bogoslov.ru/article/564200

Но обратимся к вышесказанному. " И старался " (Павел), говорит (писатель), " пристать к ученикам " . Не с гордостью пришел, но смиренно. Учениками же называет и тех, которые не были в числе двенадцати, потому что тогда все назывались учениками по великой добродетели, которая была явным отличием учеников. " Но все " , говорит, " боялись его " . Смотри, как они избегали опасностей, и как еще был силен страх. " Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им " . Мне кажется, что Варнава и прежде был близок к Павлу; потому и рассказывает все о нем. Сам же он ничего не говорит об этом; думаю, что он не стал бы и после говорить об этом пред прочими, если, бы не представилась ему какая-либо необходимость. " И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса " . Это и остальным придавало бодрости. Видишь ли, что как там, так и здесь прочие заботятся и устраивают его путешествие, а сам он доселе еще не получал Божественного внушения? Этим также показывается его ревность; и мне кажется, что он совершал путешествие не (только) сушею, но потом и морем. А все это было с благою целью, чтобы он и там проповедовал. Поэтому и покушения против них, и путешествие во Иерусалим были с благою целью, для того, чтобы не оставалось больше сомнения касательно него. " Говорил также и состязался с Еллинистами. Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем " т.е., умножились и имели между собою мир, мир истинный. И хорошо, потому что внешняя брань причинила им много зла. " И, при утешении от Святаго Духа, умножались " . Дух утешал (всех) их и чудесами, и делами, а также, сверх того, и каждого порознь. " Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос " . Это слово не тщеславия, но убеждения, что так будет. И мне кажется несомненным, что больной поверил этому слову и (потому) стал здоровым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1677...

Объяснение молитвы: молящийся просит Бога о ниспослании ему спасительной силы Духа Святого для подкрепления его душевных способностей, то есть ума, воли, памяти и воображения, чтобы при помощи их он мог усвоить себе преподаваемое учение и приобретенные им познания мог употребить на прославление Творца, на радость родителям своим и на пользу своей родины, то есть России. Молитва после учения. Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего. В переводе на русский язык. Благодарим Тебя, Создатель, что удостоил нас своей благости (спасительной помощи), чтобы мы охотно учились. Благослови наших начальников, родителей, учителей, указывающих нам путь к добру, и даруй нам здоровье и бодрость продолжать учение. Объяснение молитвы: молящийся благодарит Бога за ниспосланную ему помощь при учении и просит о ниспослании Его благословения на своих наставников и родителей, а также просит о ниспослании ему сил для продолжения учения. Молитва Господня Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое; да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. В переводе на русский язык. Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь. (Истинно). Эта молитва названа Господней потому, что Сам Господ наш Иисус Христос научил ей своих учеников, а апостолы передавали ее всем верующим. Она есть важнейшая молитва для всех христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ожидание усиливает любовь и очищает совесть. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» ( Мф. 25, 13 ). Это Его слова, предостерегающие слова. Да не будете подобны пяти неразумным девам, которые были в беспечности своей застигнуты и отвергнуты Женихом. Се, Жених грядет, трезвитесь и бодрствуйте! Он приходил однажды и придет вновь. Первый раз пришел Он в унижении, а второй раз в славе приидет. Первый раз пришел как Искупитель мира, а другой раз приидет как Судия его. Разница между Первым и Вторым пришествиями Его огромна; при Первом пришествии Своем Он оставался на земле тридцать три года, а Второе пришествие Его будет равно мгновению: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24, 27 ). Таким внезапным и молниеносным будет пришествие Господа. Потому Он и напоминает верным Своим: «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф. 24, 42 ). Первый раз пришел Он как сеятель-труженик, а второй раз придет как стремительный собиратель жатвы. И так же как жатва не требует много времени по сравнению с полевыми работами, от посева до сбора урожая, так же и Второе пришествие Его по сравнению с Первым будет быстрым и кратким. И внезапным! Потому и заповеданы бдительность, бодрость духа, трезвение и чуткое ожидание. Величественным будет Второе пришествие Господа в блеске славы невиданной: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24, 30 ). Его пришествие воистину будет достойным Царя царей. Пред Ним, под Ним, вокруг Него будут кружиться лучезарные воинства ангелов. Будут трубить трубы и огненные молнии вспыхивать впереди шествия их: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» ( Мф. 24, 31 ). Так говорил Господь о Своем грядущем пришествии. А прозорливый пророк, которого даже евреи не отвергают, писал: «престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» ( Дан. 7, 9–10 ). Так писал пророк, которого даже евреи не отвергают.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Он прорекал и утешал: «Господь сил восстановит нас, и воссияет лице Его и спасёмся!» (Ст. 20). Пусть же и для нас, в этот час скорбного моления о погибших сынах родины и в эту печальную годину жизни России, не закроется источник надежды и бодрости, пусть далеко отойдёт дух расслабляющего уныния, пусть не поколеблется в нас наша твёрдость и наша верность Богу, Церкви, Царю и России. Смелее и смелее будем мы возглашать наше исповедание, хотя бы нам за то грозили смертью и на наших глазах над нашими единомышленниками приводили в исполнение свои угрозы. Глубже и глубже будем мы проникаться верой в правоту наших убеждений, освящённых Церковью, преданиями родной старины и кровью пострадавших за них бесчисленных героев долга. Твёрдым словом будем мы отражать натиски врагов на святыню русского духа, на все идеальные основы истинно-человеческой жизни, и будем неуклонно обличать ложь врагов. А если потребуется, – мы безбоязненно пойдём за них на борьбу и смерть, мы не пощадим никаких сокровищ, ничего земного и даже самой жизни нашей, если Царь призовёт нас идти на защиту погибающей от внутренней крамолы родины. Вечная память погибшим на страже долга, честь и слава живущим борцам! Пусть растут в числе и силе содружества верности, сообщества преданных сынов России: их вера и убеждённость, их твёрдость, их борьба неустанная, их кровь и страдания, в конце концов, победят злобу, крамолу и измену, заставят раскрыть глаза многих обольщённых, и Господь изведёт нам свет и правду, и силу России, как свет полудня ( Пс. 36:6 ). Придёт пред лице Божие стенание наше, и могуществом мышцы Своей Он сохранит обречённых на смерть ( Пс. 78:11 ). Но только до конца претерпевший, – только тот спасётся! Аминь. Единение людей возможно только в Боге и Церкви 16 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном Духе и в одних мыслях ( 1Кор. 1:10 ). В самый тяжкий час Своей жизни, отправляясь на Гефсиманское томление и последующую крестную смерть, в самый тяжкий час жизни, расставаясь с апостолами, Господь Иисус произносит великую первосвященническую молитву о верующих к Отцу Своему Небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Она берет на себя главную часть забот по устроению и приведению в порядок домашнего хозяйства. Освобождая мужа от хлопот по этому делу, она дает ему больше свободы и возможности посвящать себя и свое время на труды, вызываемые пастырским долгом. Уверенный в ее заботливости о домашнем хозяйстве и ее умении вести его, он спокойно отправляет свою службу, и когда возвращается домой, знает, что все здесь в порядке, и все приготовлено, как следует. Верная идеалу добродетельной жены, начертанному некогда премудрым Соломоном, она, не беспокоя своего мужа, добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками... она встает еще ночью (раньше всех в своем доме), и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим, задумает она о поле и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноград... Она чувствует, что занятие ея хорошо, и светильник ея не гаснет и ночью, – протягивает руки свои к прялке, и персты ея берутся за веретено... не боится стужи для семьи своей, – потому что вся семья ея одета в двойныя одежды... Наблюдая за хозяйством в доме своем, она не есть хлеба праздности. Встают дети, – и ублажают ее, – муж, – и хвалит ея. Цена ея, по словам Премудраго, выше жемчуга ( Притч. 31:10–28 ). Другая помощь мужу-священнику от жены своей – в воспитании детей. Мужу, занятому внешней деятельностью и часто разными требами отвлекаемому от своего дома, нельзя с таким постоянством следить за детьми своими, как то может делать его жена, сосредоточенная главным образом на заботах о доме своем, и видящая в служении семье своей первое свое призвание. Да у нее больше сердечного влияния и материнской мягкости и теплоты, чтобы плодотворно действовать на детей в нежном возрасте. Далее жена немало может облегчать мужу несение подвига жизни вообще. Присутствие при священнике благословенной для него Церковью помощницы, вполне сочувствующей ему и готовой разделять с ним как его заботы, так и радость и горе, способствует поддержанию и сохранению в нем бодрости и энергии духа. Оно освобождает его от невыгод тяжелого одиночества, способного наводить уныние на человека слабохарактерного, в особенности при встрече с какими-либо житейскими невзгодами, для подавления которого бессемейные люди часто прибегают к опасной чарке, доставляющей минутное забвение тяжелого положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» ( Лк. 27, 62 – 66). Однако самое сильное расхождение с подлинным Евангелием мы обнаружим в описании событий по воскресении Христа из мертвых. «И в ту же ночь, когда рассветал день Господень, сторожили же воины по двое каждую стражу, громкий голос раздался в небе.» 205 В этой фразе относительно достоверными могут быть признаны слова: «в ту же ночь… сторожили… воины по двое каждую стражу», что в принципе не противоречит уставу караульной службы римских войск. Назвать же день, следующий за субботой, «днем Господним» можно только с конца первого века, то есть на шестьдесят и более лет позже момента, описываемого в Евангелии. 206 Далее, по апокрифу, часовые «увидели, как небеса раскрылись, и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к гробнице. Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собой, отодвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли. И когда воины увидели это, они разбудили центуриона и старейшин, ибо и они находились там, охраняя [гробницу]». 207 В этом повествовании вызывает сомнение как перемещение ангельских сил, то есть способ их вхождения во гроб, так и состояние духа охранников. Каноническое Евангелие повествует, что при виде Ангела, «устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» ( Мф. 28:4 ). И немудрено! Даже пророк Даниил, встретив Ангела с лицом, «как вид молнии» ( Дан. 10:6 ), когда «смотрел на это великое видение», сказал: «во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости… в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицом к земле… во мне нет силы, и дыхание замерло во мне» ( Дан. 10, 8 – 9, 17 ). Если посланники Божии, пророки, слабеют и цепенеют при общении с воинством небесным, то что же говорить о языческих солдатах! Ведь и сопутствующие пророку Даниилу простые люди совершенно потерялись: «сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться» ( Дан. 10:7 ). И потом, почему в апокрифе Ангелы заходят в гробницу, как простые люди – через открытую дверь? Разве камень мог служить преградой движению небесных вестников?!

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Отцы, братие и сестры! Церковь Христова, – свята и непорочна (Еф, 5,27), хотя ее составляют и грешные люди, ибо этих грешников она ведет к святости и чистоте благодатью, данной во Христе, непорочной верою и заповедями Его. Будем же истинными и верными чадами Церкви, твердо понимающими, в чем состоит цель нашей жизни. Каждый час нашей жизни нам следует напоминать себе слово верховного апостола Петра: " по примеру призвавшего вас Святого (Господа Исуса Христа) и сами будьте святы во всех поступках... Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные... от слова Божия, живого и пребывающего вовек " (1 Пет, 1, 15, 22, 23). И возлюбленный ученик Христов Иоанн Богослов согласно учит: " Любовь познали мы в том, что Он (Христос) положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души за братьев... Станем любить не словом или языком, но делом и истиною... Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Исуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам " (1 Ин, 3, 14, 18, 21-23). Итак, с твердой верою и упованием, в духе Евангелия Христова, станем исполнять каждый свое жизненное служение. Непорочной христианской жизнью и добрыми делами каждый из нас, – священник и мирянин, старец и юный, мужчина или женщина – может послужить славе Господа нашего и Его святой Церкви. Будем преданными чадами матери своей – Древлеправославной Церкви Христовой, и ее спасительными молитвами, получая в ней прощение грехов, достойно причащаясь Святых даров Тела и Крови Господа нашего, войдем в небесную Церковь, где пребывает Сам Христос, ангелы и святые. Будем верными и любящими сынами и своего земного отечества – Святой Руси, в которой за тысячу лет христианства просияли великие святые: святители, преподобные, благоверные князья, мирские праведники, которые исполнили заповедь Божию, полагая души за други своя, и освящая своими молитвами и трудами родную землю. И от нас нынешнее время требует особенно усердной молитвы об укреплении Русской державы и спасении ее народа. Да будет начавшийся год от Рожества Христова временем мира, – чтобы и мы, подобно Вифлеемским пастухам в ту благословенную ночь, духовным слухом могли услышать гласы святых ангелов: " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! " И сами, призывая Господа в помощь, приложим все усердие к делам мира и любви. Желаю всем – и пастырям, и чадам церковным – духовной крепости, телесного здравия, сил, мужества и бодрости в жизненных трудах.

http://religare.ru/2_24571.html

Понимая всю важность и сложность возложенной на них задачи, апостолы просят у Бога защиты и подкрепления сил: И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всей смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса. Благие дела, совершаемые апостолами в подтверждение истинности христианской веры, всегда будут поддержаны Господом чудесными знамениями, и не столько для того, чтобы удивить народ, сколько для того, чтобы таким образом еще больше и весомее утвердить правду. Воззвание ко Господу святых апостолов было столь горячо, что произошло невиданное: по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. Землетрясение, в общем-то, не представлялось для иудеев незнакомым событием, потому что случалось и раньше, но в этот раз это природное явление носило чудесный характер, подчеркивая силу апостольской молитвы. Ведь это было не просто колебание места, но Дух Святой сошел на верных последователей Христа, озарив сердца их благодатной смелостью и осознанной решительностью. В том ярко и зримо выразилось всемогущество Божие, укрепившее апостолов в их начинаниях и как бы подтверждающее, что никакие угрозы синедриона им не страшны, поскольку они совершают Богоугодное дело. Блаженный Феофилакт пишет: «Это было свидетельством Божия посещения и того, что они были услышаны; потому что иногда это бывает признаком гнева, а иногда знамением посещения. Молились же апостолы не о том, чтобы избавиться от перенесения трудностей, но об успехе проповеди. Но для чего же Бог потряс дом? Чтобы на угрожавших навести страх, а апостолам придать бодрости; так как было еще начало (проповеди), то необходимо было чувственное знамение. Итак, поколебалось место и еще более утвердило апостолов». Кроме того, Господь ободрил собравшихся тем, что молитва их имеет такую искренность и силу, что мгновенно доходит до небес. И потому, что бы благое, во имя Христа, они ни попросили, Господь всегда готов воспринять просьбу и помочь в исполнении. Вот какой должна быть настоящая молитва — преисполненная веры, надежды, совершаемая по великой любви!

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Послание 173(361). К Литоию сыну Из двух твоих писем, возлюбленное чадо, я узнал и на этот раз о твоем полном раскаянии и обращении, особенно о том, что ты отказался от общения со столичными и примкнул к эконому. Это внушило мне полную любовь к тебе, а особенно к Богу, ради Которого я люблю и любим, в Котором я и породил тебя, возлюбленный мой сын Литоий. Так не впадай опять в прежнее, куда ты поскользнулся случайно, по моим грехам, «или бальзама нет в Галааде» ( Иер.8:22 )? Или отвращающийся не обратится? «Обратитесь ко Мне», – зовет Бог. Побежденный воин, если возобновит битву, есть опять воин, точно также и кормчий. Ведь и впавши в смертный грех, мы умираем не тотчас, а продолжаем жить для покаяния, ибо неложен Сказавший: «живу Я, говорит Господь Бог, не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез.33:11 ). Таким образом, после греховной смерти еще остается жизнь, но нет ее после отшествия отсюда, ибо «как овец, заключат их (неправедных) в преисподнюю», – говорит об этом Писание ( Пс.48:15 ). Поэтому, брат, «поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего» ( Пс.94:6 ). «Близок Господь ко всем призывающим Его» ( Пс.144:18 ). Будь, чадо, в согласии с экономом, если слушаешься меня, ибо те, кто некогда удерживали тебя от ухода, не друзья, а враги и твои, и Божии. Прошу тебя, потрудись немного; положи начало привычке заботиться о спасении, ибо Господь придет в час, когда мы не ожидаем. Вспомни, чадо, как ты отрекся от земного, принял послушание, отвергся своей воли, вспомни о прочих твоих трудах и подвигах. Я, грешный, ручаюсь за твое спасение. Я породил тебя, я и исцелю, только ты стой, только сбрось с себя тяжесть малодушия, только будь внимателен к себе и не оставайся более один, если даже случится эконому не работать и не быть около тебя. Достаточно на этот раз; а затем, когда будет письмоносец, я непременно отвечу на твои письма. Сам Господь нашего спасения, исцеливший твое сердце, да возожжет в душе твоей свет, утешение, бодрость, трудолюбие, насколько возможно, и да спасет тебя в царстве Своем небесном. Молись обо мне, чадо мое, дабы и мне спастись. Братья твои приветствуют тебя. Читать далее Источник: Послания/Преподобный Феодор Студит. - М. : Приход храма Святаго Духа сошествия : Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. (Святоотеческое наследие). Кн. 1. - 474, с.; Кн. 2. - 503 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010