А подвижник Креста укрепляется во внутренней силе. Отпадает шелуха земного. Его опора – в одном Небесном Отце. Тогда (в момент предательства), оставив Его (Христа), все бежали ( Мк.14:50 ). Сбрасываются последние путы земли. Подвижник Креста оставляется один. В часы, дни, месяцы, годины душевной тучи, когда сплошной пеленой надвинется истребляющее зло, когда поднимается вся враждующая низость, когда боренья охватят сплошным кольцом, когда невыносимость напряженности достигнет крайних пределов, тогда ничто, решительно ничто из земного не окажет поддержки боримому духу. Ни родство, ни дружба, ни даже самая любовь не смогут проникнуть до глубин боримой души, раствориться в ней и влить в нее елей мира и вино бодрости. Тогда одинока душа подвижника. Тогда все земное и человеческое бессильно подойти к ней и оказать поддержку. И повторяется Гефсимания: «Тогда, оставив Его, все бежали». Очевидно, так необходимо. Очевидно, что в бореньях духа, в преодолении зла не требуется внешней поддержки. В этот миг Сын Божий отклоняет поддержку даже ангельских сил. Неужели вы думаете, «что Я не могу теперь умолить Отца, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» ( Мф.26:53 ). Очевидно, так нужно, чтоб ушла вся земля, как ненужная и бессильная, и остался дух человека наедине со своим Небесным Отцом. Очевидно, так нужно, чтобы между духом крестоносца и Господом не было ничего заслоняющего и Господь остался одной жизнью, одной силой, одной надеждой, одним устремлением и одной радостью. Очевидно, нужно, чтобы отпало земное, и вся сила души безраздельно отдалась своему Источнику – Богу. И оставленный всеми Господь, единый с Отцом Небесным, в величавом спокойствии победителя пошел к Своему Кресту. Так и подвижническая душа, оставившая земное и оставленная бессильным человеческим, в величавом спокойствии победительницы идет к своему Кресту, потому что с ней ее Господь и Небесный Отец. Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны ( Мк.14:55–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Ах, как жалки те братия и сестры, которые не научились еще веровать искренно в Господа и от всего сердца, с упованием твердым призывать Его и спасаться Им! У них нет самого верного Помощника, Заступника, Избавителя, самого верного врачевства душевного, оружия приснопобеждающего 54 . Да познают Тебя, всесвятый Господи Иисусе, все люди и племена от востока солнца до запада и да спасутся Тобою. Ей, аминь. 30 августа. Если ты не раздражаешься на ближнего, просящего у тебя милостыни малой или большой, материальной или духовной или ходатайственной, хотя бы он приходил к тебе и часто, хотя бы у тебя было и много просящих милости, и сохраняешь кроткое и спокойное расположение духа и творишь ему милость и снисхождение, то, значит, ты любишь ближнего и отрекся низкого самолюбия, корыстолюбия, а если раздражаешься, выходишь из себя, то ты низкий самолюбец и не распял еще плоти своей со страстями и похотями. Священники – носители дела Христова, власти Его, дела примирения людей с Богом, пакибытия их, сыноположения, или сынотворения, просвещения, освящения, обновления, обожения. Велико лицо священника, велико дело его, и достоин он великой любви за дело свое. Просим вас... почитать священников преимущественно с любовью за дело их, – говорит верующим апостол Павел [ 1Фес.5:13 ]. На ночь не ешь и не пей дома или в гостях и всячески уклоняйся от излишества в пище и питье и не давай ненужной работы организму твоему; в противном случае лишишь себя бодрости, здравия и легкости и не будешь иметь хорошего, крепкого, спокойного сна. 31 августа 1893 г. Чудная, величественная, Божественная на земле служба – литургия, это воспоминательное и совершительное, благодарственное, таинственное Господу Богу служение. В ней принимают участие не одни земные священно- и церковнослужители, но и небесные чины Ангельские и все святые Божии угодники, живущие на небесах, и приемлют от нее пользу и умершие наши, или преисподние 55 (на ней всякое колено поклоняется Господу Вседержителю небесных, земных и преисподних [ Флп.2:10 ]), как это видно из самого содержания литургии и предварительной ее части – проскомидии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В возрастающем человеческом организме неизбежно бывают разного рода болезни; так и в духовно-нравственном развитии нашем неизбежны для нас разные ошибки и грехопадении, более или менее уязвляющие нашу совесть, и более или менее удаляющие нас от любви и милости Божией. На эти случаи Господь изготовил для нас врачебницу духовную во святом таинстве покаянии, где возвращаетея нам спокойствие совести и примирение с Богом, и где таинственно излечиваются все наши язвы греховные, и притом столь всецело и полно, что как будто их и не было. Если будут грехи ваши, как багряница, – говорить Господь, – то сделаются белыми, как снег; если будут красны, как пурпур, сделаются, как белая волна ( Исх. 1:18 ). Далее, – как для роста и продолжения жизни нашего тела, для его бодрости и энергии необходима здоровая и питательная пища; так и для души нашей Господь изготовил таинственный хлеб, сходящий с неба. И кто бы мог подумать? Этим хлебом он сделался для нас сам, таинственно предлагая во святейшей Евхаристии нам в пищу и питие свое пречистое тело и кровь, и Единение, которого достигает здесь человек с Богом, столь полно и велико, что это можно только выразить подлинными словами самого Господа. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во мне, и Я в нем. ( Ин. 6:54–56 ). Находясь в таком тесном единении с Господом, таинственно осеняемый и подкрепляемый всесильною благодатию Св. Духа, и руководимый правилами св. церкви Христовой, человек может конечно, и при немощах своей природы, противостоять всем козням диавольским и возвысится до возможных и желанных им степеней нравственного совершенства. Всех этих тайн не хотят знать современные оплотянившиеся и ни во что не верующие мудрецы людские, а за ними и массы их учеников, подобные им по направлению и характеру, мудрствуют и живут также, как и их учители. Дивное домостроительство спасения человеков, совершенное крестом и смертию единородного Сына Божия, как будто не для них устроено.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В Гефсиманском борении мы познаем в Иисусе Христе Истинного Бога и Истинного Человека Папа Лев показывает нам, что в Гефсиманском борении более, чем где-либо еще, мы познаем в Иисусе Христе Истинного Бога и Истинного Человека. И хотя эти природы сильно разнятся, но во Христе достигают согласия через подчинение воли человеческой – Божественной воле. Таким образом, в понимании папы Льва Великого, и мы можем и должны стремиться к согласованию собственной (человеческой) воли с волей Создателя. То есть необходимо, чтобы каждый «выстрадал эту борьбу чувств с разумом » , дабы достичь гармонии в наших отношениях с Создателем. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4, 7). И далее мы читаем: И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? (Мф. 26, 40). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не без причины Он обращается особенно к Петру, тогда как и другие ученики также спали; но и здесь укоряет его по той же причине, которую я указал раньше» . Апостол Петр говорил, что готов умереть с Господом, но не смог не уснуть в час молитвенного борения своего Божественного Учителя, обнаружив в этот момент и телесную, и духовную немощь. Так и мы часто готовы говорить часами о великих духовных истинах, но становимся на пятнадцатиминутную вечернюю молитву – и куда девается вся наша духовная бодрость и решимость, трудно понять. Впрочем, сказано, что плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал. 5, 17). И мы читаем далее: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41). Блаженный Иероним Стридонский учит: «Мы не отказываемся полностью встретить искушение, но молимся о силе, чтобы перед ним устоять. Потому Он (т. е. Христос – О.С .) и не говорит: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не быть вам искушаемыми”, но – чтобы не впасть в искушение, то есть чтобы искушение не поглотило вас и не удерживало в своих сетях. К примеру, мученик, проливший кровь за веру в Господа, конечно же, подвергался искушению, но не был уловлен в сети искушения. А вот тот, кто отвергает веру, впадает в сети искушения. Дух бодр, плоть же немощна . Это сказано против людей легкомысленных, которые считают, что могут обрести то, во что они верят. И вот, насколько мы верим в пылкость нашего духа, настолько же должны опасаться немощи плоти» .

http://pravoslavie.ru/102655.html

Вот первая притча, рассказанная Евангелистом Матфеем. Притча о доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке Иисус Христос сказал однажды: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного». Затем Он сказал следующую притчу: «Всякий, кто слушает Мои слова и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен безрассудному человеку, который построил свой дом на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на тот дом, и он упал, и падение его было великое». Всякий, кто видел, как строится дом, знает, что чем тверже и глубже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения. Подобное бывает и с человеком. В жизни человеку приходится бороться с искушениями, бедствиями и опасностями, и только тогда он устоит против них, если он утвердит свою жизнь на твердом и непоколебимом основании. Это основание есть вера в Бога и исполнение Его заповедей. Человек, истинно верующий, сохраняет всегда в памяти заповеди Господни: это помогает ему твердо стоять на пути истины. Он во всех своих делах соображается с ними и покоряет им свою собственную волю. Если он богат, то, любя ближнего, как повелел Господь, употребляет свое богатство на добрые и полезные дела, а не живет только в угождение себе. Если же он беден, то старается честным трудом содержать себя и свое семейство, и охотнее станет терпеть недостаток, чем согласится поступить бесчестно, помня, что всякое бесчестное дело, ложь и обман противны Богу. Его не легко соблазнить легкомысленным советом и дурным примером, потому что он привык следовать заповедям Господним. Постигнут ли его несчастья или страдания, он не впадает в уныние и не ропщет, но с бодростью духа старается преодолеть бедствия или с терпением переносит их, будучи уверен, что Сам Бог посылает страдания и горести для душевной пользы. В минуту опасности он не предается отчаянию, зная, что жизнь и смерть человека в руках Божиих. Наконец, в самый час смерти вера укрепляет его, указывая ему на будущую жизнь. Он знает, что Бог не оставит Своей милостью тех, кто на земле старался творить Его волю.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Вот поэтому то возникает сам собой, вопрос: не лучше ли перенести, согласно с практикой церквей восточных, чтение Евангелия на различных языках за вечерню пасхальную. Это облегчит значительно молящихся, которые целую ночь проводят без сна, и даст им возможность с пол­ной бодростью тела и духа прослушать вечернее богослужение, которое от присоединения к нему чтения Евангелия на различ­ных языках сделается еще более интереснее и торжественнее. Это одна сторона настоящего дела. Другая более серьезная за­ключается в том, что настоящее пасхальное Евангелие, излагая возвышенное богословское учение о Боге Слове с трудом мо­жет быть усвоено чисто православными людьми, а о единоверцах и нечего говорить... Тогда как вечернее Евангелие, трактующее о втором явлении Господа своим ученикам, собранным в одно место, – это Евангелие, так сказать, чисто миссионерского характера и для всех верующих и неверующих может давать обильный урок назидания. Здесь мы слышим Христа, наделяющего своих учеников дарами благодати: «Приимите дух свят»... Здесь мы слышим укор тем, кто желает все осязать и на опыте узнать: «Блажени невидящие, но веровавшие» ( Ин. 20, 22, 29 ). Такое Евангелие будучи прочитано на понятном наречии само по себе может быть легко усвоено присутствующими в храме и может дать обиль­ный материал для слова научения пастырям. В этом случае об употреблении разных языков при богослужении нужно пом­нить мудрое наставление учителя языков св. апостола Павла. «Кто говорит на незнакомом языке, пишет он в послании к Коринфянам, тот назидает себя... Так если и вы языком произносите невразумительныя слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер... Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте про­столюдина как скажет: аминь, при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается... Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке... Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вот поэтому-то возникает сам собою вопрос: не лучше ли перенести, согласно с практикою церквей восточных, чтение евангелия на различных языках за вечерню пасхальную. Это облегчит значительно молящихся, которые целую ночь проводят без сна, и даст им возможность с полною бодростью тела и духа прослушать вечернее богослужение, которое от присоединения к нему чтения евангелия на различных языках сделается еще более интереснее и торжественнее. Это одна сторона настоящего дела. Другая, более серьезная, заключается в том, что настоящее пасхальное евангелие, излагая возвышенное богословское учение о Боге Слове, с трудом может быть усвоено чисто православными людьми, а о единоверцах и нечего говорить... Тогда как вечернее евангелие, трактующее о втором явлении Господа своим ученикам, собранным в одно место, – это евангелие, так сказать, чисто миссионерского характера и для всех верующих и неверующих может давать обильный урок назидания. Здесь мы слышим Христа, наделяющего своих учеников дарами благодати: «Приимите дух свят»... Здесь мы слышим укор тем, кто желает все осязать и на опыте узнать: «Блажени невидящие, но веровавшие» (Иоанн. 20, 22, 29). Такое евангелие, будучи прочитано на понятном наречии, и само по себе может быть легко усвоено присутствующими в храме и может дать обильный материал для слова научения пастырям. В этом случае об употреблении разных языков при богослужении нужно помнить мудрое наставление учителя языков св. апостола Павла. «Кто говорит на незнакомом языке, – пишет он в послании к Коринфеянам, – тот назидает себя... Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер... Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: аминь, при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается... Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке... Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих...» (14, 4, 9, 16, 17, 19, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Встань и иди», – сказал Господь расслабленному (Лк. 5:24). «Встань и иди», – говорит Он каждому пробудившемуся, говорит нам с вами. Но мы часто ведем себя так же, как тот проснувшийся, но откладывающий подъем с минуты на минуту. Именно так год за годом терзал себя блаженный Августин, веруя и не решаясь приступить к водам крещения, потому что это значило оставить те «наслаждения», к которым он так привязался, живя без Бога. И хотя понимал всю суетность и даже мучительность этих «ядовитых сластей», но не чувствовал сил оторваться от них. А когда все же окрестился, то пережил необыкновенное обновление и вдохновение, наполнившее и его дальнейшую жизнь, и его прекрасные книги, до сегодняшнего дня питающие христиан. Воды крещения – воды пробуждения и восстановления для новой жизни. И, как при умывании утром, вода не только очищает от грязи, но и дает бодрость и силу, так и в крещении – человек омывается от грехов всей прежней жизни и обретает силы для жизни иной, полной любви, света и радости. Конечно, такое сравнение – лишь аллегория, и действие в том и другом случае несоизмеримо. Однако пусть это сравнение сегодня послужит для нас напоминанием о том, что не ритуал какой-то и не магическое действо происходит, когда Церковь совершает над нами крещение, а величайшее Таинство, пробуждающее, возрождающее к жизни новой, воскрешающее к Жизни Вечной. И установлено было это Таинство в день, который вот-вот будет праздноваться Церковью. Крещены – значит рождены от Духа В этот день мы будем вспоминать, как величайший из пророков, Иоанн Креститель, призвал народ готовиться к встрече Мессии и очистить совесть от греховной скверны, исповедав пред людьми и Богом свои согрешения, а затем, погрузившись в воды Иордана, обрести душевную чистоту по слову пророка Исаии: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки» (Ис. 35:5-6), «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды…» (Ис. 1:16-17).

http://pravmir.ru/voda-dlya-novoy-zhizni...

Даниил только один видел это видение. Что же касается 10 спутников его, то они «не видели этого видения, только ужас великий напал на них» (ср. Деян.9:3–7 ), вследствие невидимого для них, но в высшей степени тем не менее ощутительного присутствия Божества, и они будучи объяты страхом, «разбежались», проявляя тем самым укрывательство своё от наводящего ужас присутствия невидимого Существа. Кто были эти спутники, в тексте не указывается. Могли быть это: или слуги Даниила, как высоко поставленного при дворе знатного сановника, или же товарищи его по должности (10:7). Оставленный спутниками своими, Даниил при виде видения сам почувствовал чрезвычайный ужас, овладевший всем существом его, – ужас гораздо сильнейший, чем какой овладевал им пред лицом архангела Гавриила во время видения, описанного в 6 гл. Он чувствовал себя внутренне как бы совершено поражённым и близким к смерти: «во мне не осталось крепости», – говорит он, изображая впечатление, произведённое на него видением; дотоле свежий, полный жизни «вид лица моего (слав. слава моя, или букв. с еврейск. блеск мой) изменился в мертвенный (слав. обратися в рассыпание, в совершенную погибель) и не стало во мне бодрости», исчезло всякое присутствие духа. Между тем «я, – продолжает пророк, – услышал глас слов Его», голос подобный, как выше было замечено (см. ст. 6), шуму множества людей; «и как только услышал глас слов Его, в оцепенении пал я на лице моё, и лежал лицом к земле». Чтобы вывести пророка из этого оцепенелого, бесчувственного состояния, коснулась его рука. Чья именно была это рука, в тексте не указывается; но так как видение кроме небесного Существа, явившегося пророку, не указывает никаких других существ небесных; то ясно, что рука, коснувшаяся пророка, была рука этого же самого Божественного Существа (ср. 8:18; Иез.2:9 ). Но оцепенение пророка было настолько сильно, что через прикосновение руки он в состоянии был только едва приподняться на колени и мог, и то, шатаясь, держаться в полустоячем положении, опираясь о землю руками и коленями; и только уже ободрительные слова, с которыми обратилось к нему Божественное Существо, укрепляют его силы настолько, что он во время изречения этих слов становится на ноги, хотя всё ещё объятый трепетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Евр 10:1–18 Среда 30 седмицы. Послание к Евреям, зачало 324 Братья, имея дерзновение входить во святилище кровью Иисуса, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея Священника великого над домом Божиим, – будем приступать с искренним сердцем в полноте веры, кроплением очистив сердца от лукавой совести и омыв тело водою чистой. Будем держаться исповедания надежды неуклонно, ибо верен Обещавший; и будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам, не оставляя собрания своего, как есть у некоторых обычай, но призывая к бодрости, и тем более, чем ближе вы видите День. Ибо если, получив познание истины, мы произвольно грешим, то не остается уже жертвы за грех, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Человек, отвергший Закон Моисеев, без милосердия подвергается смерти на основании показаний двух или трех свидетелей; насколько худшего наказания, думаете вы, будет достоин тот, кто попрал Сына Божия и кровь завета, которою был освящен, не почтив ее как святыню и оскорбив Духа Святого. Ибо мы знаем Того, Кто сказал: “Мне отмщение, Я воздам”; и еще: “Будет судить Господь народ Свой”. Страшно впасть в руки Бога Живого! Евр 10:19–31 Великая Пятница, на 9 часе. Послание к Евреям, зачало 325 Братья, вспоминайте прежние дни, когда вы, будучи просвещены, претерпели великий подвиг страдания, то выставляемые напоказ в поношениях и притеснениях, то приняв участие в тех, кто находились в таком же состоянии: ибо вы и узникам сострадали, и расхищение вашего имения приняли с радостью, зная, что есть у вас имущество лучшее и пребывающее. Не оставляйте же дерзновения вашего, которому принадлежит великое воздаяние. Ибо терпение вам нужно, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное: “Ибо еще немного, очень немного, Грядущий придет и не замедлит. Но праведный Мой верою жив будет”. Евр 10:32–38 Суббота 3 Великого поста. Преподобномученикам. Послание к Евреям, зачало 326 Братья, не оставляйте дерзновения вашего, которому принадлежит великое воздаяние.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010