Именно потому, что Вознесение не есть уход. Пятидесятница - его необходимое продолжение, о чем ясно говорит Господь: " истину говорю вам, лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду. Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам " (Ин. 16, 7). Хотя мы именуем Пятидесятницей определенное событие (сошествие Святого Духа в пятидесятый день после Пасхи), все время бытия Церкви, которая начинается с этого события, можно рассматривать как постоянную Пятидесятницу, поскольку жизнь Церкви есть ничто иное, как действие Святого Духа. В частности, во время каждой Евхаристии служащий просит у Бога ниспослать Святого Своего Духа на народ и на Святые Дары. Христос, став добровольной жертвой, примирил человека с Богом, через Вознесение человечество во Христе соединено с Божеством и восседает в Славе одесную Отца, и дело каждого человека - самому стяжать предложенное во Иисусе Христе спасение. Чтобы не была попрана свобода человека. Бог предлагает спасение, но не навязывает его. После Воплощения, как и до него, человек рождается в грехе, в рабстве злу. Но с тех пор, как совершилось искупительное дело Христа, человеку дана возможность, став членом Тела Христова, включиться в новое творение. Для этого человеку надо быть восприимчивым к поспешающей навстречу благодати, потому что своими собственными силами он ничего не сможет сделать. Именно в этом Церковь с твердостью наставляет против всякого представления о спасении по Пеллагию. Однако такое необходимое начальное вмешательство Бога отнюдь не предполагает пассивности человека, и каждый должен помнить слова, с которыми Учитель обращается к своим ученикам во все времена: " Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною " (Мф. 16, 24; Мр. 8, 34; Лк. 9, 23). Для того, чтобы совлечься ветхого человека и облечься в нового, требуется непрестанная аскеза. Если крещение есть отречение от господства сатаны и сочетание с Телом Христа, то нужна непрестанная борьба, чтобы сохранить приобретенное и принести плоды. Это духовное восхождение, каким бы трудным оно ни было, совершается в силу несомненного оптимизма христианского вероучения, потому что верующий слышит слова Спасителя, которые поддерживают в нем бодрость и укрепляют надежду " В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь; Я победил мир " (Ин. 16, 33). 7-й член. И снова грядущего со славою судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/318/...

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24).   Именно потому, что Вознесение не есть уход, Пятидесятница — его необходимое продолжение, о чем ясно говорит Господь: «истину говорю вам, лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Хотя мы именуем Пятидесятницей определенное событие (сошествие Святого Духа в пятидесятый день после Пасхи), все время бытия Церкви, которая начинается с этого события, можно рассматривать как постоянную Пятидесятницу, поскольку жизнь Церкви есть ничто иное, как действие Святого Духа. В частности, во время каждой Евхаристии служащий просит у Бога ниспослать Святого Своего Духа на народ и на Святые Дары.   Христос, став добровольной жертвой, примирил человека с Богом, через Вознесение человечество во Христе соединено с Божеством и восседает в Славе одесную Отца, и дело каждого человека — самому стяжать предложенное во Иисусе Христе спасение. Чтобы не была попрана свобода человека, Бог предлагает спасение, но не навязывает его. После Воплощения, как и до него, человек рождается в грехе, в рабстве злу. Но с тех пор, как совершилось искупительное дело Христа, человеку дана возможность, став членом Тела Христова, включиться в новое творение. Для этого человеку надо быть восприимчивым к поспешающей навстречу благодати, потому что своими собственными силами он ничего не сможет сделать. Именно в этом Церковь с твердостью наставляет против всякого представления о спасении по Пеллагию. Однако такое необходимое начальное вмешательство Бога отнюдь не предполагает пассивности человека, и каждый должен помнить слова, с которыми Учитель обращается к своим ученикам во все времена: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24; Мр. 8, 34; Лк. 9, 23). Для того, чтобы совлечься ветхого человека и облечься в нового, требуется непрестанная аскеза. Если крещение есть отречение от господства сатаны и сочетание с Телом Христа, то нужна непрестанная борьба, чтобы сохранить приобретенное и принести плоды. Это духовное восхождение, каким бы трудным оно ни было, совершается в силу несомненного оптимизма христианского вероучения, потому что верующий слышит слова Спасителя, которые поддерживают в нем бодрость и укрепляют надежду

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Надежда на неправедного судью не посрамила вдовы, тем более увенчается успехом молитва , исполненная живого упования на всеправедного Судию ( Лк. 18:7 ). Основанием этой надежды на благоуспешность наших молитв служит неложное обещание Спасителя: «истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» ( Ин. 16:23; 14:13–14 ). О любви к ближним, как необходимом условии благоуспешной молитвы, говорит Сам Господь Иисус Христос: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, – оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди, и принеси дар твой» ( Мф. 5:23–24 ). «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» ( Мк. 11:25 ). Молитва , как акт высочайшей важности в духовной жизни, далее, должна быть совершаема с усиленною энергиею духа, с высоким напряжением всех его сил. Нашей испорченной грехом природе врождена дебелость и косность, своего рода закон тяготения, который всегда влечет нас к земле и препятствует полету души. Непрерывно поднимается от нашей греховной плоти туман, который застилает духовное солнце пред нашим внутренним взором. Солнце светит в небе обычным своим блеском; но наша земная атмосфера часто скрывает его от нас. Поэтому молитва должна явиться некоторым напряжением воли, некоторым сильным актом свободы, который давал бы возможность проникать сквозь этот туман и рассеивать его. По словам св. Иоанна Златоуста , «нужно молиться... с бодростию духа; и в сие истое бдяще ( Ефес. 6:18 ), сказано» 170 . Как же можно достигнуть этого бодрствования или напряжения духа? Всегда жизнь и деятельность духовная развивается на счет других свойственных нам жизней; поэтому энергия духа невозможна без некоторого подавления и умерщвления плоти, или вообще – без самоотвержения. Спаситель, заповедавший нам молитву, предохраняет нас также и от того, чтобы сердца наши не были отягчены объедением и пьянством ( Лк. 21:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Но делать это не сверху вниз глядя на человека, а находясь на одном уровне с ним. Вот это, братие, архиважная установка. Мы говорим о катехизации, мы говорим о необходимости построения общин. Все может разлететься в пух и прах от вредного, болезненного, далекого от подлинной церковной традиции подхода к исповеди со стороны священника. Это очень важная тема. От того, как мы себя ведем, что говорим, зависит духовная судьба наших пасомых. Есть еще одна тема, о которой необходимо сказать. В минувшем году были приняты некоторые законодательные акты, касающиеся жизни и деятельности приходов. Ввиду специфики юридических документов и трудности восприятия таковых на слух я не буду их цитировать и комментировать. Вы их найдете в приложении или также на официальном сайте Московской Патриархии. Настоятельно рекомендую вам ознакомиться с ними и принять к сведению. Дорогие архипастыри и пастыри, матушки игумении, братья и сестры!  Завершая свой доклад, хочу поблагодарить всех вас: своего первого викария митрополита Арсения, Преосвященных управляющих викариатствами, секретаря по городу Москве, отцов благочинных и настоятелей, клириков и монашествующих, церковных старост, членов приходских советов, собраний и ревизионных комиссий, всех приходских сотрудников: преподавателей, миссионеров, социальных и молодежных работников — за совокупность тех трудов, которые вы совершаете в честь и славу Господа нашего, и которые вы совершили в отчетном году. За истекший год, Богу содействующу, при посильном участии каждого из вас в Московской епархии было поистине сделано многое. И мне как правящему архиерею отрадно сознавать, что мы вместе трудимся на ниве Христовой и что труды эти не тщетны. Однако не следует останавливаться на достигнутом и почивать на лаврах, ибо перед нами огромное поле деятельности. Мы призваны во все дни жизни своей являть горячую веру, твердость духа и решимость в исполнении слов Спасителя «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Идти, учить, крестить. В этих действиях — основное содержание пастырского призвания, динамика церковного развития, залог успеха христианской миссии. Выражая признательность за соборное делание и молитвенную поддержку, без которой несение нелегкого Патриаршего креста было бы невозможно, хочу пожелать вам доброго здравия, бодрости духа, помощи свыше и преуспеяния в дальнейших трудах. «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам… да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Петр. 5:10-11).

http://pravmir.ru/doklad-svyateyshego-pa...

прот. Петр Смирнов Содержание 1. Сошествие Святого Духа на апостолов    Еще до начала крестных страданий Господь наш Иисус Христос неоднократно предварял Своих учеников о ниспослании им иного наставника – Святого Духа, а пред вознесением на небо заповедал им не расходиться из Иерусалима, пока не облекутся силою свыше. По заповеди Господней апостолы пребывали в Иерусалиме единодушно в молитве. В это время число их было восполнено избранием Матфия в апостола на место отпадшего Иуды.    В десятый день по вознесении Господнем приходились два праздника: иудейский – Пятидесятница и христианский – Воскресение. С раннего утра апостолы собрались вместе для молитвы. Вместе в ними, по преданию, была и Пресвятая Матерь Господа.    В девятом часу утра (по еврейскому счету в третьем часу) в небе послышался шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились апостолы. После сего явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них: это было знаком сошествия Святого Духа. Апостолы вдруг как бы преобразились; души их просветились, и все слова Господни припомнились им с полною ясностию и представились в новом истинном их значении. В то же время они приобрели бодрость и мужество к проповеданию святой веры и сделались готовыми положить за нее свою жизнь. Вместе с сим они получили и особые чрезвычайные пособия к проповеди, между прочим – дар языков. Облекшись силою свыше, они тотчас и начали всенародно проповедовать о величии Божием.    Дух Святой, по обетованию Спасителя, пребывает в Церкви и пребудет до скончания века.    – Избрание Матфия совершалось так: апостол Петр предложил верующим избрать достойного на место Иуды, причем ставилось непременным условием, чтобы он был свидетелем общественного служения Господа, и особенно Его воскресения; верующие избрали двух лиц: Иосифа и Матфия; после общей единодушной молитвы жребий указал Матфия.    – Этот праздник был установлен в память Синайского законодательства. В этот же день евреи приносили Богу начатки весенней жатвы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Это великодушие, это бодрствование духа, показывали в Павле и Силе необыкновенное могущество духа их, или явление в их немощи силы Божией. Обыкновенные узники не могли понять, как эти страдальцы избитые, израненные, в своем положении могли сохранять такую бодрость духа. Но что видят за тем? Вопль молитвы праведников достиг до слуха Вседержителя, и Он изрек слово в защиту их. Это – чудесное событие, описываемое Лукою: «Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели». Узники, слышавшие необыкновенное песнопение во славу Божью чрез это были приготовлены к чудесному явленью; они могли думать, что Бог, которого благочестивые узники прославляют, вступается за них, и хочет освободить их. Для этого потряслась земля, поколебались основания темницы, отворились все темничные двери, и узы заключенных ослабели. О том, какое действие на них произвело это чрезвычайное событие, повествователь не говорит; но без сомнения, они должны были потом объяснить стражу темницы, как Павел и Сила пред самым чудесным событием прославляли Бога. «Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали». Этот страж, заключив узников, оставил их и не знал, как они проводили ночь в молитве, воспевая Бога. Он спал, когда потряслась земля, и поколебалось основание темницы: но это разбудило его; он, увидев, что двери темницы отворены, подумал, что узники убежали. А за побег узников страж темницы, по римским законам, подвергался тому же наказанью, какому должны были подвергнуться бежавшие узники. Потому страж темничный, представив свою неминуемую погибель, решился сам умертвить себя, когда подумал, что узники убежали «Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла; ибо все мы здесь». Голос Павла для стража темницы равнялся голосу, освобождающему узника от смерти: страж решился погубить себя по необходимости погибнуть; а Павел говорит, что нет этой необходимости, что, хотя все двери отворены, но узники на своих местах; потому не предстоит ему никакой опасности со стороны начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   Как научишь ты его блаженнейшему ремеслу молитвы — неужели леностью твоею и лицемерием твоим?    Как укрепишь в нем целомудрие — неужели рассеянием ума твоего, скитающегося непрестанно по всем перекресткам земных дорог вне дома духа своего, выметенного и убранного? Но вспомни притчу Господню, ведь для тебя Он ее сказал: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11:24—26). Не видишь ли теперь, как семь бесов вьются вокруг дома твоего?    Как дашь ты ему пример строгой и сосредоточенной жизни, когда и себе, и окружающим тебя всечасно делаешь различного рода поблажки? Сказано: «Розга и обличение дают мудрость, но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притч. 29:15). Не тебе ли? Обличай себя — и стяжешь мудрость. Не замедляй в наказании, в научении — и посеешь мудрость вокруг себя. Но ты всегда готова обличать всех, душа моя, но — не себя. А всегда ли полезно такое обличение? Ведь сказано также: «Врачу, исцелися сам» (Лк. 4:23)! Где та воспитательная розга, коею надлежит тебе созидать самого себя?    Только надежда на немыслимое, беспредельное и всеохватное милосердие Божие осталась у тебя, да Божие обетование: «благ Господь к надеющимся на Него» (Плач. 3:25). Надежда несомненная — «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37).    Помоги мне твоими молитвами, отче преподобный, пастырь Критский! Укрепи надежду мою! Будь мне незримым спутником на тернистом пути моем, как Господь зримо сопутствовал Луке и Клеопе, ученикам Своим, на пути в Еммаус (См.: Лк. 24:13—35). Помоги мне снискать бодрость духа в печалях моих и найти мир в мире сем! Даруй и мне оставление долгов моих силою святых твоих молитв!     Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Чти понедельнику, вторнику, среде и четвертку первыя седмицы постов.Троичен    Троице Простая, Несозданная, Безначальное Естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны, верою покланяющияся державе Твоей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Апостол Павел пишет коринфянам: «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ). Кто не видит, что и эта благодать духовной силы и мужества в особенности потребна самодержцу, чтобы от венца царева, как от средоточия, на все царство простирался животворный свет мудрости правительственной, чтобы мановения скипетра царева подчиненным властям указывали всегда верное направление ко благу общественному, чтобы рука царева крепко и всецело обнимала державу Его, чтобы меч царев был всегда уготован на защиту правды, чтобы царское знамя собирало в единство и вводило в стройный чин миллионы народа, чтобы труда и бдения царева доставало для возбуждения и возвышения их деятельности и для обеспечения их покоя – не высшей ли меры человеческой потребен для сего в царе дар? Он должен быть облечен во вся оружия Божия, чтобы иметь силу и бодрость сказать вместе с апостолом: вся могу о укрепляющем мя Христе ( Флп.4:13 ) и когда потребует долг Верховного Правителя, встать против всем козням диавольским ( Еф.6:17 ) 28 . О священной неприкосновенности царской особы Богоучрежденность царской власти и таинственное сообщение помазанникам Божиим полноты благодатных даров Святого Духа делает лицо царево неприкосновенною святынею: Не прикасайтесь к помазанникам Моим и не лукавьте пред ними ( Пс.104:15 ). Касающийся их – касается зеницы ока Господня ( Зах.2:8 ). Даже и в мыслях своих не злословь царя ( Еккл.10:20 ). Кто раздражает его [царя], тот грешит против самого себя ( Притч.20:2 ). Господь печется об ограждении неприкосновенности помазанников Своих: Господь спасает помазанника Своего; отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей ( Пс.19:2–3 ). Рука Моя пребудет с ним и мышца Моя укрепит его; враг не превозможет его и сын беззакония не притеснит его; сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих ( Пс.88:22–24 ). В каких чертах изображает Священное Писание особенное благоволение Божие к благочестивым царям-помазанникам? Сердце царя в руке Господа, как потоки вод ( Притч.21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Божественна Благодать всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая…» Итак, нам опасен застой, опасна неподвижность, губительно уныние, а нужны бодрость, искание, вера и движение. Господь обязательно укажет ищущему дорогу и подаст Свою спасительную Благодать. Крест, который несет каждый человек, тоже должен быть нами взят радостно, чтобы он не был сухим деревом, а стал процветающим древом. Аминь. Слово о совершенстве любви 14 декабря 1988 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Самоотверженная любовь, проявляемая в подвиге добрых дел, еще не конец совершенства. Плоды любви должны стать вечными. Прислушаемся: по всему миру раздается зов Христа: « Придите ко Мне…» ( Мф.11:28–30 ). Кто может услышать этот призыв? Только тот, кто не удовлетворяется ценностями этой жизни, но желает большего. Без этого большего он чувствует себя здесь как бы «труждающимся и обремененным». Человек становится перед выбором: он может пойти за Христом, а может не замечать Христа. Почему так? Потому, что далее Христос говорит: «Возьмите иго Мое на себя». Несмотря на то что далее Христос объясняет: «иго Мое благо», это все-таки иго. Требуется подчиниться Христу, а горделивый человек не хочет никому подчиняться. Возникает конфликт веры и неверия. Многие относятся к этому конфликту равнодушно; для других – он мучителен, и даже очень мучителен. Повторим все, что сказал Христос по этому поводу: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28–30 ). Этот зов Христа может услышать только кроткий человек. Будем внимательны, чтобы среди шумов и призывов мира сего услышать призыв Христа и последовать Ему. Только в этом случае плоды нашей самоотверженной любви введут на в Жизнь Вечную. Аминь. Слово о духе праздности (напечатано в газете «Московский Церковный Вестник». 1993) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нам с вами, возлюбленные братья и сестры, необходимо знать все свои грехопадения, которые удаляют на от духовного совершенства и от жизни в Боге. Свое шествие ко спасению мы должны совершить сознательно, с полным пониманием существа дела. Не просто идти спасительным путем, «как придется», но ясно определять конечную цель своего бытия, конечную цель своего шествия. Итак, нам необходимо знать, что же препятствует нам на этом спасительном пути.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Епископ Вениамин (Милов) пишет: «Бог хранит каждое благодеяние, как зеницу ока, любит человека за доброту более, нежели мать сына... Долг угодников Божиих – не пропускать случаев делать добро и совершать их неистощимо, с полной любовью». Господь наш Иисус Христос говорит: «Давайте, и дастся вам; мерою доброю, у трясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк в, 38). И апостол Павел тоже говорит: «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» ( 2Кор 9, 6 ), а псалмопевец Давид ублажает милосердных, ибо к ним особо милосерд Господь. Он пишет: «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь» ( Пс 40,2 ). Надо глубоко верить, что слова Господни непременно исполнятся на нас, как в свое время исполнились они на святых, которые поучают нас примером своей жизни. Вот, например, преподобный Савва Освященный и преподобный Сергий Радонежский в неурожайный год раздали голодным последние запасы монастырского продовольствия. Насельники обители возроптали на них за излишнее щедролюбие, но преподобные отцы Савва и Сергий утешали их и велели ожидать помощи свыше. И действительно, Господь не замедлил помочь им. Промыслом Божиим в монастыре оказалось продуктов больше, чем было раньше. Старец Силуан пишет: «Когда у тебя отнимают имущество, то ты отдай, ибо любовь Божия не может отказать; а кто не познал любви, тот не может быть милостивым, потому что нет у него в душе радости Святого Духа... Меня этому еще родной отец научил. Когда случалась в доме беда, он оставался спокоен. Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: – Смотри, у нас воруют снопы. – А он говорит мне: – Э, сынок. Господь уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, стало быть, у него нужда есть». Вот еще пример милосердия, достойный подражания. Одна престарелая получала очень малый паек хлеба на целые сутки и все же уделяла из него часть больным и голодным. За ее доброту Господь даровал ей здоровье, бодрость духа и радость духовную.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010