Новоспасский монастырь (фотоэкскурсия) 29 сентября Новоспасский монастырь готовится встретить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этот день он станет центром торжеств по случаю 400-летия воцарения династии Романовых — даты, которую в Отечестве вспоминают на протяжении всего года. 27 сентября, 2013 29 сентября Новоспасский монастырь готовится встретить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этот день он станет центром торжеств по случаю 400-летия воцарения династии Романовых — даты, которую в Отечестве вспоминают на протяжении всего года. 29 сентября Новоспасский монастырь готовится встретить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . В этот день монастырь станет центром торжеств по случаю 400-летия воцарения династии Романовых  — даты, которую в Отечестве вспоминают на протяжении всего года.  Новоспасский монастырь Новоспасский монастырь – древнейшая обитель Москвы. Монастырь был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте, занимаемом теперь Даниловским монастырем. Сын святого Даниила Иван Калита в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня. В период княжения Иоанна Третьего монастырь третий и последний раз за свою историю «переезжает» – в этот раз на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы-реки. Современный адрес монастыря – Крестьянская площадь, 10. Каждый день ворота монастыря открываются в семь утра. Паломники могут посещать обитель до восьми часов вечера. Потом наступает время тишины, время отдыха для монахов. На сегодня в братии монастыря 25 человек. Ежедневно монастырь посещает до тысячи человек паломников. Каменные стены монастыря возведены в 30-х годах 17 века как фортификационное сооружение. По указу царя Михаила Феодоровича монастырь был оснащен пушками, пищалями, порохом. Но сегодня стены защищают обитель от холодов – они создают особый микроклимат, при котором температура на территории монастыря немного выше, чем за его стенами.

http://pravmir.ru/novospasskij-monastyr-...

И Иваницкий или Иванижский Успенский монастырь Мужской, в 1764 году упразднённый. Находился прежде в Тверском, а потом в Старицком уезде, от Твери в 50, от Старицы в 30 вёрстах. Настоятельство в нём было Игуменское. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 385 душ крестьян. Добавление из VI тома Иваницкий монастырь Находился прежде в Тверском, а потом в Старицком уезде, от Твери в 50, от Старицы в 30 вёрстах. Настоятельство в нём было Игуменское. Ивановский монастырь Находился в уезде Юрьевца Поволжского, на левом берегу реки Волги при устье реки Костромы, от Юрьевца к югу около 15 вёрст. Ивановский Покровский монастырь Мужской упразднённый. Находился в Суздальском уезде, в Одорской десятине при селе Иванове. Церковь Соборная в нём была во имя Покрова Божьей Матери, а Настоятельство Игуменское. При сочинении Штатов 1764 года упразднён. Ивановская Покровская пустынь В 1764 году упразднённая мужская. Находилась в Нижегородской Епархии в Алаторском уезде, близ села Порецкого. От неё остались здания: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Преображения Господня с приделами: а) во имя Божьей Матери Владимирская и б) Пр. Онуфрия Великого; 2) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Покрова Божьей Матери. Ивановский Великоустюжский монастырь Вологодской Епархии упразднённый мужской. Находился внутри города Великого Устюга. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за ним 450 душ крестьян. После Штатов обращён в женский 3 класса. См. Иоанно-Предтечевский Устюжский девичий. Ивановский Воздвиженский монастырь Упразднённый девичий. Находился во Владимирской Епархии в Суздальском уезде при селе Иванове. Ивановский Емецкий монастырь См. Емецкий Ивановский. Ивановский Казанский монастырь См. Иоанновский Казанский Предтечев. Ивановский Мстерский монастырь См. Иоанновский Мстерский. Ивановский Московский монастырь См. Иоанновский Московский. Ивановский Новгородский монастырь См. Иоанновский Предтечев Новгородский. Ивановский Предтечев Астраханский монастырь См. Иоаннопредтечев Астраханский. Ивановский Старо-Ладожский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

К Казанская Богородицкая Костромская пустынь Упразднённая мужская. Находилась близ губернского города Костромы и принадлежала до 1745 года к Синодальной области, а по учреждению вновь Костромской Епархии в ведении Преосвященных Епархиальных. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за пустынью 21 душа крестьян, а по Штатам оставлена на своём содержании и вскоре упразднена. Казанская на реке Вороне пустынь См. Воронинская Казанская. Казанская пустынь на Климентовских островах Упразднённая в 1764 году. Находилась в Новгородской Епархии в Вышегорском уезде, расстоянием от Вытегры к востоку 130, от Новгорода 692 версты. В ней была церковь деревянная во имя Казанской Божьей Матери с трапезой. Казанский Богородицкий монастырь 1 класса девичий. См. Богородицкий Казанский. Казанский Богородицкий монастырь Упразднённый девичий. Находился до Штатов 1764 года в Пензенской Епархии и уезда в вотчине Барона Петра Павловича Шафирова, при селе Ломовской слободе, на берегу реки Ломовки. Казанский Ивановский монастырь 3 класса мужской. См. Иоаннопредтечев Казанский. Казанский Калужский монастырь 3 класса Калужской Епархии девичий. Находится в городе Калуге посреди горы близ реки Оки; наименование своё имеет по Соборной церкви, сооружённой во имя Божьей Матери Казанской. Здания в нём ЦЕРКОВЬ , КОЛОКОЛЬНЯ, КЕЛЬЯ и ОГРАДА каменные. Казанский Касимовский монастырь См. Касимовский Казанский. Казанский Кизический монастырь См. Кизический Казанский. Казанский Коротояцкий монастырь См. Коротояцкий Казанский. Казанский Мокшанский Богородицкий монастырь См. Мокшанский Богородицкий Казанский. Казанский Нижеломовский Богородицкий монастырь См. Нижеломовский Казанский Богородицкий. Казанский Николаевский монастырь Упразднённый девичий. Находился до Штатов 1764 года в губернском городе Казани против Иванского монастыря. По Штатам же обращён в приходскую церковь , которая именуется ныне Николы Лупяновых. Казанский Спасо-Преображенский монастырь 2·класса мужской. См. Преображенский Казанский. Казанский Тамбовский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По Штатам 1764 года обращён в кладбищенскую церковь . Спасо-Евфимиев Вологодский монастырь См. Евфимиев. История Российской Иерархии, ч. IV, стр. 96. Спасо-Евфимиев Суздальский Вологодский монастырь См. Евфимиев или Спасо–Евфимиев. История Российской Иерархии, ч. IV, стр. 98. Спасо-Запруденский монастырь Мужской упразднённый, бывший при Губернском городе Костроме к северу, при реке Запруденке, почему так он и именуется; местоположение этого монастыря ровное и весьма удобное. Причиной построения этого монастыря было обретение на этом месте Чудотворной Иконы Феодоровская Богоматери Василием Квашнёй в 1238 году. В воспоминание этого 16 Августа, т. е. в день, явления Иконы, бывает сюда крестный ход из города. Церквей в этой обители было две: одна каменная, а другая деревянная. Содержится Костромским Успенским собором, а ныне здесь одна церковь каменная, оставшиеся же деревянные монастырские строения заняты были полковым лазаретом. При этом монастыре была и Епархиальная Семинария, которая ныне находится в Ипатском монастыре. Спасо-Каменный Вологодский монастырь См. Каменный. Спасо-Каргопольский монастырь См. Каргопольский Спасский. Спасо-Кукоцкий монастырь См. Кукоцкий Спаский. Спасо-Ломовский монастырь См. Ломовский Спасский. Спасо-Мирожский монастырь См. Мирожский Спасский. Спасо-Николаевская Верхомоломская пустынь См. Верхомоломская Николаевская. Спасо-Николаевский Молдавский монастырь Первоклассный мужской, основан в 1788 году Князем Потёмкиным в городе Николаеве. Первым Архимандритом этой обители произведён был Моисей Гумилевский, бывший потом Епископ Феодосийский. Спасо-Поликарповский монастырь См. Поликарпов Спасский Брянский на Козьей степи. Спасо-Преображенский Астраханский монастырь 2 класса мужской, находящийся в Губернском городе Астрахани в Белом городе близ городской стены на берегу реки Кутумовы. Построен в 1597 году. В начале XVII столетия этот монастырь много претерпел урона от самозванца Заруцкого и почти целое столетие был в оскудении, в цветущее же состояние начал приходить с 1702 года, когда грамотой Государя Царя ПЕТРА I, данной 4 Мая Дьяку Василию Кучукову по прошению Архимандрита Антония, дозволено обветшавшее строение возобновить и вновь производить.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Новый монастырь достраивали преемники Феодосия: Стефан, Никон и Иоанн. Старый монастырь не уничтожен, а продолжал существовать с небольшим числом отделенной в него братии: пещера, при которой находился старый монастырь, стала служить для монастыря усыпальницей. Каменная церковь была окончена кладкой в 1078 г., а каменная трапезница окончена строением в 1108 г. В последней четверти XII в. монастырь был обнесен каменной стеной. В 1240 г. в нашествие татар монастырь был разрушен. В нынешнем монастыре остаются от домонгольского только нижняя часть «великой», или главной, церкви; все остальное есть позднейшее и новейшее: теперешние каменные стены монастыря построены Мазепой в 1698 г. Монастырь Новгородский Атония Римлянина Среди Новгородских монастырей отметим: монастырь Антония Римлянина и Варлаама Хутынского. Оба монастыря находились в Новгороде. Пр. Антоний строил в Новгороде первый настоящий монастырь, каменный, с каменною церковью. Подлинные сведения о пр. Антонии, сообщаемые Новгородской летописью весьма кратки: в 1117 г. «игумен Онтон заложи церковь камяну, святая Богородиця монастырь»; в 1127 г. «обложи (заложил) трапезницу камяну Антон игумен»; в 1147 г. «умре Онтон игумен (и) в то же лето вдоша игуменьство Андрееви по Онтоне». Т.о., из этих известий узнаем, что преп. Антоний приступил к построению монастыря в 1117 г. и скончался через 30 лет от начала строения монастыря, в 1147 г. Антоний строил свой первый монастырь в Новгороде совсем при иных условиях, чем Антоний и Феодосий первый такой монастырь в Киеве. Там, в Киеве, всеобщее усердие, выражавшееся в приношениях имениями (деньгами), и в приношениях селами; здесь же Антонию пришлось получить много огорчений из-за земли монастыря, ибо окрестные жители посягали на пользование купленной для монастыря землей. Отсюда попытка устроения монастыря Новгородцами была встречена не с особенным желанием и ревностью. Антоньев монастырь несомненно был в Новгороде в период домонгольский первым монастырем по великолепию. Новгородский Хутынский Варлаамов Монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

В обители два храма: соборный во имя Св. Троицы с двумя приделами и домовый, также освященный в часть Св. Троицы. Управляет монастырем игуменья. Покровский Чагринский монастырь в Николаевском уезде. При реке Чагре в селе Покровском, в 95 верстах от г. Николаевска, расположен нештатный общежительный Покровский монастырь. Обитель эта возникла из женской общины, устроенной на средства помещицы Васильевой и купца Головачева (1874 г.). Затем общину переименовали в монастырь. При нем имеются богадельня и училище. Церковь одна, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Управляет обителью игуменья. Раковский Свято-Троицкий монастырь в Самарском уезде. Этот нештатный общежительный монастырь расположен между селами Раковкой и Большой Каменкой. Обитель, основанная в виде женской общины помещицей Шувиной (1859 г.), впоследствии была обращена в монастырь. При нем устроено училище. Храм один, каменный, в честь Успения Богоматери; в нем хранится, как святыня, местночтимая икона Богородицы «Взыскание Погибших». Управляет обителью игуменья. Самарский Иверский монастырь. В числе других обителей в городе Самаре расположен Иверский нештатный общежительный монастырь. Первоначально на его месте существовала женская община, устроенная в половине прошлого столетия на средства благотворителей. Затем ее обратили в монастырь. В обители четыре церкви: в честь Иверской иконы Богоматери, соборный храм Успенский, трапезный, во имя Иерусалимской Божией Матери, и в колокольне – во имя Св. Николая Чудотворца. Святыней обители является Иерусалимская икона Богоматери, пожертвованная Самарским епископом Василием и почитаемая чудотворной. Кроме того, в обители хранятся частицы свв. мощей разных мучеников Божиих. При монастыре устроено училище для девочек и странноприимная. Монастырь многолюден. Управляет им игуменья. Свято-Троицкий монастырь, в Бузулукском уезде. Этот нештатный общежительный монастырь находится в имении самарского купца Антония Шихобалова, в Бузулукском уезде. Время его основания – конец прошлого века. Сначала здесь существовала женская община (1898 г.), которая впоследствии была обращена в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Осич. Николаевский Крупицкий Батуринский монастырь. Крупицкий монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Украина, Черниговская область, Нежинский район, с. Осич Координаты: 51.422738, 32.802726 Проезд:ж/д транспортом: до станций Конотоп или Бахмач. Далее автобусом или маршрутным такси до с.Осич(монастырь); автомобильным транспортом: до г.Батурин. Далее через с.Обмачево до с.Осич(монастырь) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История Крупицкого монастыря для нас утрачена. Известно только, что он находился в полуверсте от нынешнего монастыря, на запад, в месте низменном и тесном, окруженном лесами и болотами. В северо-восточном углу скитка и ныне указывают курган, на котором в древнее время явился чудотворный образ свт. Николая. в память сего явления основался, по преданию, монастырь, названный Николаевским. На этом же месте во время нападения татарского укрывшимся от неприятеля и томимым от голода подана была небесная пища, - падали с облаков крупы, от чего монастырь назван Крупицким. Это чудесное событие записано было рукою св. Димитрия на напрестольном Евангелии; а в 1767г. архимандрит обители Варсонофий между просим доносил архипастырю, что чудесные крупы, на память о великом чуде, хранимы были в серебряном ковчежце даже до времени гетмана Мазепы. Игумен доносил: «словесно из престарелых нашего монастыря монахи и мирские старики сказывают, что оный монастырь Крупицким называется потому, что во время разорения Батыева монахи многолюдство мирского народа укрывались от нападения в монастыре, кой ныне именуется ветхим, и гладом истаевали; в тогдашнее де время столь множество круп с неба спало, что все могли в гладе себя довольствовать и те крупи содержании были в серебряном ковчежце даже до времени гетмана Мазепы. Как по измене г.Батурин разорен, то монастырь в разорении ж был и кем те крупы взяты, неизвестно». Время основания Крупицкого монастыря с точностью определить невозможно, так как нет для сего никаких данных. Но более чем вероятно, что монастырь основан был еще до татарщины. В половине XVIb. Крупицкий монастырь был возобновляем уже «по давнем сего места запустения», как замечал свт.Димитрий. канцлер Оссолинский в своей бумаге 1636г., утверждая за монастырем село Обмачев, прямо называет этот монастырь древним и говорит: «все сие издревле принадлежит Свято-Николаевскому монастырю».

http://sobory.ru/article/?object=11750

Замечательнейшим монастырем средневековой Сербии является и Сопочанская обитель в честь Святой Троицы, основанная в 1265 г. у истоков реки Раска царем Урошем I (1243–1276). Этот монастырь отличается своими фресками XIII ст., которые специалисты считают настоящим шедевром. В настоящее время это женский монастырь. Недалеко от Белграда расположен женский (с 1959 г.) монастырь Раковица, основание которого датируется 1377–1385 г.г. Вначале это был мужской монастырь, занимавший в средние века. важное место в истории освободительного движения и возрождения сербского народа. В XVIII в. один из его иноков – архимандрит Григорий, состоявший на русской придворной и дипломатической службе, установил тесные связи монастыря с русскими людьми. Первый Патриарх восстановленного патриаршества в Сербии Димитрий избрал этот монастырь для своей резиденции. Здесь же он и похоронен. В годы фашистской оккупации монастырь стал местом заключения Патриарха Сербского Гавриила перед его высылкой в Германию в один из концлагерей. В селении Завала находится мужской монастырь в честь Введения Божией Матери во храм. Он основан в XIV–XV в.в. На протяжении веков монастырь был не только местом молитвенного подвига, но и труда по переписыванию богослужебных книг. В монастыре хорошо сохранились фрески XVII в. В 1941 г. он был ограблен и пустовал до 1953 г., когда был восстановлен. На берегу р. Рогозги (возле Косовской Митровицы) находится монастырь Баньска. Он построен в 1312 г. королем Милутином. У Влашской горы, возле г. Гребена, с XIV в. стоит обитель во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сейчас это женский монастырь. В 1478 г. был основан монастырь Бочан (назван по имени ктитора) далматинцем Богданом в благодарность за исцеление от болезни глаз, которое он получил после омовения их водой из ключа, на месте которого ныне стоит соборный храм. Монастырь Лепавина, находящийся в одноименном селе в Хорватии, был построен около 1550 г. Его основателем стал монах Ефрем (Вукобрадович) из монастыря Хилендар, который был родом из Герцеговины. Вскоре турки сожгли монастырь; в 1598 г. он начал восстанавливаться хилендарским монахом Григорием, в 1642 г. окончательно восстановлен. Со времени его восстановления велась нелегкая борьба против попыток введения унии и окатоличивания краинских сербов. В 1672 г. братия монастыря вместе с монахами из Гомирии были отправлены в оковах на галеры и на каторжные работы на Мальту. В монастыре существовала школа, переписывались книги. Во время Второй мировой войны братия монастыря была отправлена в концлагерь, монастырь подвергся бомбардировке; после войны коммунистическая власть отобрала все монастырские земли, что вызвало трудности при восстановлении монастыря – только с 1977 г. начались работы по его восстановлению. В монастыре находится чудотворная Лепавинская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Бабайском монастыре неоднократно бывал Николай Некрасов, чьё детство прошло неподалёку, на противоположном берегу Волги - в сельце Грешнево. Монастырь упомянут поэтом в стихотворении «Горе старого Наума»: «Вблизи - Бабайский монастырь, село Большие Соли...» Сохранившиеся здания монастыря (главным из них был Никольский собор) выстроены в XIX веке. В 1861-1868 годах здесь жил на покое св. Игнатий (Брянчанинов), благодаря которому были изысканы средства на ремонт существующих строений и постройку храма Иверской Божьей Матери. Здесь он вёл уединённую молитвенную жизнь, создал многие известные сочинения («Приношение современному монашеству», «Отечник» и др.), продолжал переписку с духовными детьми. После кончины (1868) он был похоронен у малой больничной церкви Сергия Радонежского. Упразднён Николо-Бабаевский монастырь был в 1919 году. Некоторые монастырские документы были переданы в Москву (сейчас - в РГАДА). На месте бывшего монастыря в советское время расположился детский костнотуберкулёзный санаторий. В 1988 году, после канонизации Игнатия Брянчанинова, его мощи были перенесены в ярославский Толгский монастырь, где сейчас и находятся. Сам монастырь был возрождён в 1998 году. По материалам сайтов: live.kostromka.ru и www.ruist.ru Николо-Бабаевский монастырь заштатный общежительский мужской монастырь на границе Костромской и Ярославских губерний, на правом берегу р. Волги, при впадении в нее р. Солоницы, близ посада Большие Соли (ныне Некрасовское). Название Бабаевского монастырь получил от бабаек или больших весел, которые складывались гонщиками плотов, при введении леса в Солоницу. На такой бабайке чудесно явилась икона св. Николая. Основание монастыря приписывается письменными документами и преданием иноку Троице-Сергиевой обители Иоанну в XV в. В 1550 г. монастырь сгорел, был возобновлен и в 1553 г. от молнии снова сгорел. Возобновленный после того монастырь был сожжен шайкой Тушинского вора в 1608 г. В половине XVII века монастырь стал расти и увеличиваться; была построена каменная двухэтажная церковь св. Николая (1659 г.). В это же время монастырю жалуется царем Алексеем Михайловичем лес в 2 кв. версты. В 1709 г. монастырь за раздоры среди иноков, по жалобе настоятеля, лишается самостоятельности и приписывается к Переяславскому Залесскому монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=03233

От великия церкви святаго Сиона, на левую сторону, ввержением от лука стрелы, Галилея малая: тамо первие явись Христос по Воскресении из мертвых. И та вся святая места на Сионе. Внутрь святаго града Иерусалима 7 монастырей стоит и доднесь, а пение божественное в них совершается не во всех: многие пусты стоят от поганых Турков. Первый монастырь Пречистыя Богородицы Одигитрии, вторый монастырь великомученика Димитрия, четвертый монастырь великомученика Георгия, пятый монастырь святаго архистратига Михаила. В том монастыре живут старцы Саввина монастыря, и в том монастыре трапеза была каменна велика и высока; погании Турки разбиша верх у тоя трапезы, и многа лет стояша без верха. Старцы же Саввина монастыря Моисей да Кестодий приидоша в Московское царство, ко Царю и Великому Князю Ивану Васильевичу всея Руси и ко святейшему митрополиту Макарию, и малиша Государя дабы им убогим, что дал на сооружение трапезы. Царь же и митрополит не презре моления их и повел дати им на сооружение трапезы. Они же приемша от православнаго Царя милостыню, отъидаша во Царьград радующесь, и вдаша Турскому Царю злат много, дабы им убогим повелел у трапезы верх создать, и даша им грамату к санджаку. Санджак же повелел им у трапезы верх сделати. Они ж велик труд подъяша своими руками сделаша верх у трапезы. Санджак же прииде да видит верх у трапезы, и диявольским навождением разъяришась яростию великою на старцов, и повеле им верх у трапезы разбити опять. Они же убогие плакашесь горце, и приидоша к великому архистратигу Михаилу и сотвориша со слезами пение всенощное во храме его. В ту же нощь прииде к санджаку во храмину, где он почивает с женою своею, человек незнаем, и взя его от ложа, и поиде с ним; стражиже санджаковы и люди не видеша его и того человека во двор выходяща и из двора исходящи с ним. И на утрие обретоша Санджака пред враты мертва лежаща избоденна мечем. И испытавше известно о нем, како изыде Санджак из двора нощию, а не виде его никтож, и нападе на поганых страх велик, и реша они к себе окаяннии: те де калугери для ради своея трапезы пришед, убили его; идем к калугерем сим, и аще, что обрящем у них оружия, любо железно, и мы побием их всех. И пришедши к ним в монастырь святаго архистратига Михаила, и обретоша мало калугеров в церкви стояща и молящась, и искаху у них оружия и ни обретша ничтож и не сотвориша ничтож калугером зла. И Божиею благодатию не смеше трапез прикоснутись, стоит цела и доныне. Шестым монастырь святыя великомученицы Екатерины, седьмый монастырь Анны матери пресвятыя Богородицы. И иных 6 монастырей: монастырь преподобнаго отца нашего Евфимия великаго, монастырь великомученицы Феклы, монастырь святаго отца Харитона, монастырь Воскресения Христова, монастырь святых 40 мученик, иже в Севастии, монастырь святаго апостола Иякова брата Господня по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010