Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОДЖЯНИ МОНАСТЫРЬ Бачской епархии Сербской Православной Церкви, находится в одноименном местечке недалеко от г. Бачка-Паланка. Назван по имени своего основателя Богдана, торговца из Далмации, к-рый, согласно преданию, получил чудесное исцеление глаз по молитве к Богородице, умывшись водой из источника. Основанию мон-ря оказал содействие воевода Димитрий Якшич, благодаря ему у венг. кор. Матьяша Хуньяди (Матвея Корвина) было получено разрешение на строительство (1443-1490). Кроме храма на месте своего исцеления Богдан построил 4 кельи для монахов и приобрел земли. Первым игуменом Б. м. был иером. Никанор, постриженик мон-ря Ресава. Строительство главного храма в честь Введения во храм Пресв. Богородицы закончили в 1478 г. В 1565, 1675 и 1695 гг. мон-рь разорялся турками и восстанавливался соответственно в 1578, 1678, 1698 гг. В 1695-1708 гг. Б. м. был резиденцией еп. Ефтимия (Дробняка). Во время восстания Ракоци в 1705 г. мон-рь был вновь разграблен и сожжен; в 1711 г. он пострадал от наводнения. Строительство новой, четвертой по счету церкви завершилось в 1722 г. на средства Михаила Темишварлии из Сегедина. От древней ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1468) сохранились только фундаменты. На ее месте в 1722 г. построили большую церковь, крестово-купольную, одноглавую, с прямоугольными певницами с сев. и юж. сторон трансепта. В 1780-1790 гг. пристроили с зап. стороны барочные колокольню и фронтоны над певницами. В сер. XVIII в. возвели монастырские службы. Постройки Б. м. пострадали при пожарах в 1755 и 1758 гг. Ремонтные работы производились с 1787 до 1790 г. Роспись собора выполнена в 1737 г. артелью живописца и гравера Христофора Жефаровича (нач. XVIII в.- 1753). В выборе и размещении тем, гл. обр. в их иконографии, Жефарович следовал афонской традиции своего времени. В апсиде изображены Евхаристия, Служба св. отцов, образ Богоматери «Ширшая небес», Введение во храм, Благовещение, а также композиция, иллюстрирующая текст задостойника литургии свт.

http://pravenc.ru/text/149633.html

Василия Великого «О Тебе радуется». В нише жертвенника представлена редкая композиция «Хлеб жизненный». В центре купола - Господь Вседержитель, вокруг Него - Собор бесплотных сил, между окнами барабана - «Небесная литургия», пророки и фриз с полуфигурами ветхозаветных праведников; ниже - цикл страстей Христовых. В сев. и в юж. певницах изображены евангельские события, мученики и серб. святые: Иоанн Владимир, кор. Милутин (Стефан Урош II), Стефан Урош III Дечанский и Стефан Штилянович. В медальонах на подпружных арках - 40 севастийских мучеников; на стенах храма - святые в рост, композиция «Сотворение мира», а также чудеса и притчи Христовы, к-рые продолжаются в нартексе. На своде нартекса - «Коронование Богородицы», в нижнем ярусе - мученицы, арх. Михаил и Ангел Хранитель. В иконографии и стиле росписи сочетаются традиц. правосл. искусство с т. н. левантийским барокко, сложившимся на юге Балкан ок. 1700 г. Иконы в невысоком иконостасе, вероятно, написаны укр. («русскими») иконописцами Иовом Василиевичем и Василием Романовичем в 1745-1748 гг. В храме, на аналое, слева от царских врат, находится чудотворная Боджянская икона Божией Матери Одигитрии (2-я пол. XVII в.). Сохранилось документальное свидетельство о том, что она была вложена в мон-рь в период с 1733 по 1738 г. Оклад на икону пожертвован Стойко из Варадина и его отцом Гавриилом. Во 2-й пол. XVIII в. возникла похвальная «Песнь Богородице», где икона прославляется как защитница Бачской епархии (первая публикация в сб. Дамиана Каулиция «Песни различныя на господския праздники», 1790). В 1758 г. Захарией Орфелиным было сделано гравюрное изображение с иконы. Известны неск. списков, заказанных приходскими церквами Бачской епархии. С сер. 90-х гг. XX в. мон-рь был жен.; затем переформирован в муж. и с нояб. 2002 г. приписан к мон-рю в Ковеле. К нач. 2003 г. в мон-ре подвизались 2 послушника. Лит.: Л., И. Манастир Београд, 1952; Р. Старозаветне теме у манастиру сликарства и уметности Матице Српске. 1965. 1. С. 225-232; она же. и Бuблuja Пискатора//Зб. Филозофског фак-та. 1967. Т. 9. 1. С. 279-294; она же. и Бuблuja j. У. Крауса//Зб. сликарства и уметности Матице Српске. 1970. 6. С. 71-84; она же. Црква Богородице манастира (Ukohorpaфuja женске цркве - припрате)//Там же. 1985. 21. С. 206-220; Д. Српски сликари. Нови Сад, 1968. С. 9-15; он же. Српска уметност у XVIII в. Београд, 1980. С. 16-24; П. Доба барока. Београд, 1971. С. 77-95; П. Манастир 1980; Б. - цртежи фресака. Нови Сад, 1988; О. Уметност у Бaчkoj у XVIII и npboj пол. XIX в.: Архитектура. Нови Сад, 1988. С. 25-30. В. И. Косик, М. Тимотиевич, Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/149633.html

– Конечно! Но пока закончим про владыку Иринея и факультет. – Преосвященный Ириней Бачский, вне всякого сомнения, незаурядный интеллигент, пунктуальный архиерей, опытный церковный дипломат. Блестящий знаток греческого и латинского языков, церковнославянского, немецкого, русского, итальянского, венгерского. Ученый-патролог и новозаветник. Переводчик и редактор многих переводов сакральных текстов, а также книг и статей по богословской науке и православной духовности. Блестящий оратор, апологет, полемист. Три раза он был деканом факультета. Во вверенной ему епархии он заботился о книгоиздательстве, о строительстве и реставрации храмов, о возрождении монашеской жизни (это он возродил знаменитый Ковильский монастырь, пострижеником которого является нынешний Патриарх Сербский Порфирий и еще три архиерея, а также женские Боджянскую и Качскую обители), о благотворительной деятельности Церкви, о присутствии Церкви в массмедиа и об основании церковных радиостанций и телевизионных центров. Наши отношения с Преосвященным владыкой были преимущественно деловыми, но для меня очень конструктивными и во многих отношениях вдохновляющими. Я 8 лет была замдекана по учебной работе и по всем вопросам консультировалась с ним. Также была переводчиком сербского ОВЦС, и по этой линии мы тесно сотрудничали (переговоры, официальная переписка). По благословению Преосвященнейшего Иринея я перевела несколько книг, между прочим, Патриарха Кирилла, митрополита Илариона Алфеева, протоиерея Николая Балашова. Но тем не менее были эти отношения и сердечными: помню наши разговоры в епископской резиденции в Нови-Саде, радость собеседования с владыкой за трапезой, вдохновенные его слова при разговорах о духовной жизни. И не на последнем месте – событие, которого я никогда не забуду. – Какое? – Чин отпевания моей родной матушки, который возглавил владыка. Он специально приехал в тот день в Белград, в другую архиепископию, и ему требовалось получить разрешение от Патриарха для того, чтобы отпеть покойную. Епископ Жичский Хризостом (Столич) – Да, владыка Ириней проявил трепетное внимание к вам и вашей усопшей маме… А вот вашим духовным отцом был епископ Хризостом Жичский, не так ли?

http://pravoslavie.ru/141389.html

Оклады жалованья, положенные по штатам 1764 г., указом Павла I, от 18 дек. 1797 года, увеличены, и монастыри наделены мельницами, рыбными ловлями и др. угодьями 57 . По силе этого указа Московская Казенная Палата чрез Духовную Консисторию извещала московские монастыри, «какие которому монастырю определены в отдачу угодья». Во владение угодьями монастыри должны были вступить по окончании сроков, на которые те угодья отданы по контрактам, «а до того времени довольствовать их (монастыри) собираемым с них (угодий) доходом, с мельниц и рыбных ловель полным, а с земель – сколько кому по числу десятин причитаться будет». Крестовоздвиженскому монастырю определены следующие угодья: 1) «Земли к владеемым им при деревне Шелепихе 6 ти десятинам 24 десятины, н Дмитровском уезде при селе Баркове пустошь Цветушкову с прочими, в коих 9 десятин 1200 сажен, отданную в оброк генерал-поручице Авдотье Дмитриевне с 1797 на 4 года по 66 руб. 2). А достальные 14 десятин с половиною сенокоса из состоящих при деревни Путиловой пустошей, называемых Меньшие Новинки с прочими, в коих мерою 36 десятин с саженьми, которой содержанию срок кончился. 3) Мельницу в Дмитровском уезде при селе Рогачеве, отданную с 7 мая 1797 г. на 4 года деревни Судниковой крестьянину Никите Лукьянову по 250 руб. 4) Рыбную ловлю при селе Игнатове в озере Збоевском, бывшем по 1798 год в оброке, а ныне (июня 18 дня 1798 г), от оного уже исключенном» 58 . В приходо-расходной книге монастыря 59 , выданной из Казенной Палаты на 1813 год, за 395, значится штатной суммы, полученной из Палаты на содержание монастыря на первое полугодие, 730 р. 1¼ к., да на вольнонаемных подьячего и троих служителей 24 руб. Из штатной суммы выдано на жалованье: настоятелю 100 руб., ему же на рыбу 25 руб., на вино 10 руб., на пиво 5 руб.; всего 140 руб.; казначею 17 руб. 50 коп.; двоим иеромонахам, двоим белым священникам, белому диакону и послушнику на иеродиаконской ваканции по 12 руб.; всего 72 руб.; четверым послушникам по 10 руб.; всего 40 руб. Таковая же сумма выдана и на второе полугодие, и из нее выделено на жалованье монашествующим столько же, сколько и в первое полугодие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

60 В писцовых кн. 139 и 140 (1631–32 г) написано приходских дворов при Крестов. ц.: 6 двор. дворянских, 2 дв. дьячных, двор сотников, дв. крестового дьяка, дв. подключников, 2 дв. подьячих, 3 дв. дворовых, итого 16 двор. Чт. Общ. л. Д Пр. 1882 г. Сент. стр. 207. В книге «Указ Москвы, показыв. имена влад. домов сей Столицы», М. 1793 г., в прих. Крестов. мон. показаны дворы: на Воздв. улице: Раевской П. М., вд. генер.; Талызина, П. Ф., ген.-поруч.; в Воздв переулке: Грачева Степана, моск. куп, Грушецкого В. В. ген.-поруч., Машковых девиц Натальи и Марьи Петровых дочерей .. 61 Напр., с разрешения м. Платона крестов. иеромонахи служили в домовой цер. генер. И. О. Брылкина. Арх. М. Д. Кон. по Крест. мон., д. 21; см. также д. 48, вяз. 2. 62 Когда монашествующие не пошли на общую трапезу и отправились по-прежнему на рынок за провизией, игумен распорядился со следующего дня запирать ворота и не выпускать никого из монастыря. Монахи все же раздобылись провизией, перелезая через ограду. Тогда игумен поставил у ворот и у ограды монастырских служителей, но монашествующие разогнали эту стражу и побывали на рынке. Началась долгая и упорная борьба со взаимными жалобами игумена и братии. У монахов удерживалось жалованье, она роптали на это, но в общебратскую трапезу не шли. Монастырские запасы, оставаясь долгое время в кладовых, портились и уничтожались. Общее недовольство братии выразилось в целом ряде неприятностей, нанесенных игумену. А. иеродиакон Иона осмелился кощунственно выразить порицание настоятелю во время совершения богослужения. Иона взят под караул и лишен сана, пострадали и другие монашествующие. Долго велась эта борьба, и хотя 14 сент. 1767 года общебратская трапеза была введена, но братия продолжала упорствовать. В 1770 году игумен пожаловался, что братия не хочет иметь общей трапезы, и консистория распорядилась не производить монашествующим жалованья, пока не согласятся на общую трапезу. Чем кончилась эта борьба – сказать не можем. 67 Список взят нами из книги П. Строева «Списки иерархов н настоятелей монастырей Рос. цер.» С.-ПБ. 1877. столб. 212, 213 и 214, Список Строева перепечатан г. Токмаковым в Чтен. в Общ. люб. Дух. Просв. 1882 г. Сент. стр. 204 – 206 с некоторыми дополнениями. Дополнения, сделанные г. Токмаковым и перепечатанные в первом издании этой книжки, – теперь опущены..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Троицкий собор — обширная четырехстолпная постройка с трехапсидным алтарем и папертью в западной части. Основной объем храма в плане близок к квадрату (23,5x20,8 м), толщина стен со­бора — 2м. Западная пара столбов имеет слабо выраженную крещатную форму, предалтарные столбы в нижней части утратили свою первона­чальную форму вследствие разного рода подтесок. Столбы соединены друг с другом и со стенами ар­ками, которые вместе с парусами несут пять вели­чественных барабанов, которые в древности были увенчаны шлемовидными главами. Храм крыли и четыре маковицы " чешуёю подбивали " сийские плотники Федор и Семен. В конце XVII в. боко­вые главы были покрыты " белым железом " , а цен­тральную главу даже позолотили. В первой поло­вине XIX в. на храме была сделана железная кры­ша. Подпружные арки, несущие среднюю главу, имеют со стороны подкупольного пространства небольшое подвышение по отношению к коробовым сводам, благодаря этому средний барабан ока­зывается выше соседних и занимает доминирую­щее положение в компактной группе пятиглавия, характерной для монастырских храмов XVI в. Про­сторный и ясный по построению интерьера собор хорошо освещен окнами верхнего яруса. Внутри и снаружи окна на фасадах и барабанах имеют строгое обрамление и профилактику. Прекрасные акустические качества внутреннего пространства обеспечиваются многочисленными голосниками — пустотелыми горшками, вмурованными в верхние части стен. Пол в храме выложен каменными пли­тами. Суров и монументален облик Троицкого со­бора. Лишенные декора стены только вверху — на высоте пят сводов — охвачены двойной горизон­тальной тягой, над которой, венчая фасады, нахо­дились закомары (полуциркульные завершения фасадов, соответствующие очертаниям сводов, скрытых за ними). Лишь на западной стене здания (и на центральном барабане) имеется украшение в виде упрощенного аркатурно-колончатого пояса. Благодаря монументальности архитектурных масс, структуре внешних членений, строгому декору фа­садов Троицкий собор занял доминирующее место в ансамбле.

http://sobory.ru/article/?object=08656

Если мистер Кленнэм достаточно деликатен, чтобы понять, насколько неуместны подобные попытки, я, как истинный джентльмен — кха — сочту своим долгом оценить его деликатность. Если он недостаточно деликатен и не понимает этого, я не вижу для себя возможности — кха — вступать в общение со столь грубой и нечуткой натурой. В любом случае совершенно очевидно, что мистер Кленнэм нам не компания, и ни у нас с ним, ни у него с нами нет и не может быть ничего общего. А! Вот и миссис Дженерал. Водворение за столом почтенной дамы, чей приход возвестил мистер Доррит, положило конец спорам. А немного спустя курьер явился доложить, что лакей, камердинер, обе горничные, все четыре проводника и все четырнадцать мулов готовы тронуться в дорогу; и путешественники, встав из-за стола, поспешили вниз, чтобы примкнуть к кавалькаде, собиравшейся у монастырских ворот. Мистера Гоуэна с его сигарой и с его карандашом не было видно, зато мсье Бландуа был тут как тут, явившись пожелать счастливого пути дамам. Когда он галантно снял свою мягкую шляпу перед Крошкой Доррит, его укутанная плащом фигура, темневшая среди снегов, показалась ей еще более зловещей, чем вчера, в отсветах огня. Но, видя, как благосклонно принимают его приветствия отец и сестра, она остереглась выказать свою неприязнь из страха, как бы и в этом не усмотрели досадного изъяна, которым ее наделила тюрьма. И все же, когда цепочка мулов вновь зазмеилась по неровному склону, она то и дело, пока был виден монастырь, оглядывалась назад — и всякий раз глаза ее встречали мсье Бландуа; он стоял на высокой круче, выделяясь на фоне дыма, в золотистом сиянии отвесно поднимавшегося вверх из монастырских труб, и пристально смотрел им вслед. Уже расстояние превратило его в маленький черный колышек на снегу, а ей все казалось, что она видит эту двусмысленную усмешку, этот нос с горбинкой, эти слишком близко посаженные глаза. И даже после того как монастырь скрылся из виду и легкие утренние облака заволокли перевал, поднятые руки деревянных скелетов у дороги словно указывали ей на него, на Бландуа из Парижа. Но по мере того как они спускались к благодатным предгорьям, образ этого человека, более коварного, чем снег, с душой еще холоднее и притом неспособной таять, постепенно изгладился из ее памяти. Снова грело солнце, снова приятно освежала вода горных потоков, рожденных среди льдов и снегов, снова вокруг были сосны, журчащие по камням речки, зеленые холмы и долины, деревянные шале и зубчатые изгороди Швейцарии. Дорога теперь местами расширялась настолько, что Крошка Доррит могла ехать рядом с отцом. Она смотрела, как он сидит на своем муле, в дорогой шубе, крытой тонким сукном, свободный, богатый, окруженный многочисленной челядью, как взгляд его без помехи скользит по красотам природы, которых не омрачает никакая безобразная тень, — и счастье переполняло ее сердце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

В.П. Берегов в семнадцати обрамленных лепных декором клеймах должен был выполнить росписи на тему акафиста, с подписанием части кондаков и икосов. Кроме того, расписать лепных херувимов. Вскоре работы в интерьере храма продолжились. По договору от 9 апреля 1801 г. московский мещанин Дмитрий Евстафьев Калемин обязался вызолотить и окрасить новые киоты около двух опорных столбов: «резь, дорожники и карнизы, равно и в тумбах и пилястрах, также около настоятелного места и клиросов, заготовя, вызолотить червонным золотом по полименту самым лучшим мастерством. А гладкие места прикрыть белилами, а сверх белил немецкою краскою, белым шифервесом, и потом прикрыть белым спиртовым лаком. И во всем подобно зделать, как в церкве в селце Бурмасове» (в усадебном храме дворян Кашкиных, в нескольких верстах от монастыря на берегу реки Корожечны). Работу полагалось выполнить за два месяца, за что получить 225 рублей. В 1804 г. «художник золотарного искусства» крестьянский сын из деревни Левайцево экономического ведомства Угличского уезда Евграф Иванов Меншаков подрядился привести в порядок ранее описанный старинный иконостас. За 200 рублей он должен был «в Покровской церкве в иконостасе, во всем первом ярусе прежде старое золото и серебро счистить и заготовить, и вызолотить 1-го золотом по гулфарбе, а в тумбах двойником. А где следует, положить серебро. Также и красками поправить, где будет надобность. А в других ярусах вызолоченную резь, ежели где будет надобность, поправить и прибить. На царских вратах, где обвалилось золото, тож вызолотить 1-го золотом». Работу следовало выполнять ему самому вместе с работниками. Из договорной рядной суммы следовало приобретать вместе с игуменом золото и серебро – такое положение всегда присутствовало в контрактах на позолотные работы – во избежание использования мастерами материала худшего качества. Срок был определен с 6 мая по 10 июня 1804 г. В 1809 г. в соборе был уложен пол из чугунных плит – весом 254 пуда и стоимостью 380 р. 75 к. Эта мера завершила осуществленное на рубеже XVIII - XIX веков масштабное переустройство интерьера древнего собора. От прежнего облика сохранялись только основные архитектурные объемы и предалтарный иконостас. Стены получили лепной декор и новые росписи.

http://sobory.ru/article/?object=59058

§ XI . Мы видели, что Максима подозревали в политических сношениях с турецким послом Скиндером, но тогда опасно было выставить эти обвинения против Максима, тем более, если они основывались только на одних подозрениях и не подтверждались явными доказательствами. В 1530 году Скиндер умер в Москве во время последнего (1526) своего приезда в Россию 1896 , и вероятно в его бумагах нашли что-либо касающееся этого дела 1897 . Максим мог пересылать турецкому послу письма из Волоколамского мон., хотя бы с настояниями о возвращении на Афон. Одним словом год смерти посла (в 1530) и время суда над Максимом (в нач. 1531) ясно указывают на связь этих событий. Максима и Савву обвиняли в том, что они, не смотря на жалованье и щедрость вел. князя, посылали грамоты не только к пашам, но и к турецкому султану, подымая его на Россию, причем говорили, что вел. князь, «ратуя Казань», не может сопротивляться туркам; обвиняли их в сношениях с Скиндером и за то, что они, зная его замыслы – поднять султана на Россию, не донесли об этом. В подтверждение вины Максима приводили его собственные слова, что султан придет в Россию, так как он не любит родственников греческих царей, а он обвинял вел. князя в нерешительных действиях относительно турок и крымцев. Таким образом Максима заподазривали в недоброжелательности к вел. князю и России. Конечно, теперь трудно утверждать, насколько верны обвинения его в сношениях с турецким правительством; но что они не были лишь клеветой – в этом едва ли можно сомневаться 1898 . Замечательно, что после суда у Максима отобрали в царскую палату некоторые бумаги 1899 и у Скиндера, после его смерти, оказались также важные бумаги. Максима обвиняли, что он говорил своим надсмотрщикам (Тихону Ленкову и Ионе): «аз ведаю все везде, где что деется». Следовательно, об этом могли донести последние. Собор признал такое всеведение Максима волхвованием. Как человек, имевший широкие связи, он мог знать ход дел; он имел немало доброхотов, как в самой Москве, так и между иосифовскими монахами (среди них могли быть и более человечные отношения), которые доставляли ему возможность писать и пересылать послания (в чем обличал его собор). Обвиняли его в хуле на церковные уставы, чудотворцев и монастыри, под чем разумели его обличения против монастырских имуществ (в судном списке говорится: «зане держали городы, и волости, и села, и люди, и судили, и пошлины, и оброки, и дани имали и многое богатство имели, ино им нельзе быти чюдотворцом»). М.Грек и до заключения писал подобные обличения, например, «Стязание Филоктимона с Актимоном», «Беседа души с умом», «Сказание, яко достоит нам делом исполнити наши обеты», «Об исправлении иноческого жития», и на первом соборе ему велено было каяться за хулу на монастыри 1900 , но в то время дело его имело другое значение. Теперь он писал и обличал, когда ему было то воспрещено, – отсюда обвинение в явном неповиновении собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

После четырех дней пути весьма естественно подумать о купанье. – Ванны у нас в гостинице нет-с, – объявляет официант, – а можно выкупаться в реке, прямо с берега или лучше с плотов. На плотах, конечно, весьма удобно, как говорится, «людей посмотреть и себя показать», но этим, к сожалению, и исчерпываются удобства архангельского купанья. Здесь вообще следует заметить, что все дальнейшее путешествие на каждом шагу встречает благоустройства, вполне соответствующие купанью с плотов... Еще дик и некультурен наш север. Чтобы узнать о времени отвала парохода в Соловецкий, мне приходится идти на монастырское подворье, так как в гостинице известно только, что «пароходы ходят разно – по надобности». По пути в подворье я случайно познакомился с одним местным чиновником. – Вы в Соловецкий, – сказал он, – гм... испытаете наши удобства... Пароходы малы, скверны и отвратительно грязны. На 500 мест иной раз сажают 700 человек... из-за выгоды, конечно. Можете себе представить, что это такое... Сведение неутешительное, а до Соловецкого нужно плыть 15–20 часов. Итак, вся надежда только на погоду. В подворье я добился свиданья с монахом, про которого сторож мне сказал: – Он все знает и все вам объяснит. Но монах, к сожалению, оказался человеком не очень склонным на разговоры. Он долго молчал перед каждым ответом, а затем отвечал коротко и пристально смотрел в глаза. – Что должен я сделать, чтобы заручиться местом и не стоять 20 часов? – Будет зависеть от числа пассажиров. Из дальнейших расспросов я кое-как узнаю, что пароход идет завтра, что каюты уже взяты, да и не дают каюты в один конец. Есть еще хорошие пароходы Мурманского общества, но ждать очередного нужно почти неделю... Я вернулся в свой номер довольно поздно и принялся за свой дневник. Время побежало незаметно. Окончивши записи, я взглянул на часы: почти полночь, а я пишу без огня!.. Вот они, северные белые ночи. По морю до острова Прощай, Архангельск! Я покидаю его без тени сожаления. Этот город плоский, как блин, и неблагоустроенный, как село. В сухую погоду по улицам несутся облака пыли, после дождя – грязь. Местной газетки нет, да и столичной купить негде. За двести лет не дорос еще Архангельск и до этой первой ступеньки культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010