Андрея Христа ради юродивого. 20 . Памятник Юстиниана. 21 . Ипподром. 22 . Обелиск Египетский. 23 . Змеиная колонная. 24 . Колосс. На II холме 25 . Колонна Феодосия. 25 . Колонна Константина. 26 . Церковь Св. Великомуч. Феодора Тирона. 27 . Колонна Феодосия. На IV холме: 28 . Храм Св. Апостолов. 29 . Монастырь Пантократора (Вседержителя). 30 . Монастырь Св. Константина. 31 . Монастырь Липеси. 32 . Монастырь Аноликанти Панахранту(Пренепорочная). 33 . Монастырь Пантепонта (Всевидца) по Константию. На V холме: 34 . Монастырь Святой Богородицы (Паммакариста). 35 . Монастырь Св. Евфимии. 36 . Монастырь Кир Марта. 37 . Монастырь Повасилиас (Понвасилевс). 38 . Монастырь Св. Мученицы Феодосии. 39 . Монастырь Евергетис. На VI холме: 40 . Монастырь Св. Иоанна Дамаскина а по другим – Кехоритоментес. 41 . Монастырь Продром (с Иоанном Предтечей) по Константию. 42 . Монастырь Спасителя, по Константию а по Русским паломникам – Продром. 43 . Церковь Влахернская Пресвятой Богородицы. 44 . Монастырь Св. Козьмы и Дамиана. На VII холме: 45 . Монастырь Студийский. 46 . Пигия (Живоносный источник). 47 . Перивлепта (Славной имя Прекрасной Богородицы). 48 . Монастырь преподобного Андрея Критского . 49 . Монастырь Патриарха Тарасия. 50 . Колонна Аркадия. 51 . Церковь Св. Константина. 2 Касательно Стефана Новгородца и Иеродиакона Зосимы время посещения их известно определённо: Диакон Игнатий пишет, что он выехал из Москвы в 1389 г., в Апреле месяце, а осматривал Царьград по прибытии туда в Июле месяце. Время посещения Царьграда Дьяком Александром определяется, согласно его указаниям, между 1391–1395 г., от коронации Императора Мануила (при котором он был там) до оставления сим последним Царьграда, по междоусобной распре с Калоианном, сыном Андроника, с 1395 г., о чём также упоминается у Дьяка Александра: «приходил Царь Калачан, Андроников сын, с Турки к Царьграду...». 3 Один подножник этого памятника, выложенный бронзой, возвышался на 30 метров. Лабарт, «Императорский Дворец», стр. 35–36. 4 «Император (Юстиниан), – говорит Прокопий, – изображён в одежде Ахиллеса; его полусапожки не закрывают пяток; броня – его броня Ахиллесова, голова покрыта шлемом, лицо обращено на восток, аки будто он собирается идти против Персов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Патриархов же монастырь святого великомученика Димитрия, монастырь преподобного отца Евфимия Великого, патриархов монастырь Рождества Богородицы, живут во всех тех мирские люди. Монастырь великомученика Георгия, живут старцы и мирские. Монастырь чудотворца Николы, иверский монастырь святого великомученика Феодора Тирона, монастырь Василия Великого , живут мирские люди и платят ивером. Монастырь женский великомученицы Екатерины, тут же и мирские живут. Монастырь архангела Михаила, то есть метоха, сиречь подворье большого монастыря святого Саввы Освященного, тут живут старцев по два и по три нищих и увечных; тот монастырь всех лучше, церковь и трапеза прекрасная, палат много, и кельи и воды много же, и огород велик, книг греческих, латинских, словенских, печатных и письменных, и всяких премудрых и философских, без числа много, драгоценных книг, а много и погнило, и моль переел; тут живали в старину сербы, а строение было Саввы сербского чудотворца, и греки ненавидя того роду 220 и запустошили; с вотчин емлет все Патриарх, а им ничего не дает в монастырь. Монастырь Иакова сына Зеведеева, на том месте Ирод главу ему отсече и то место теперь в церкви; вшед в церковь на левой стране в стене сделан невелик чуланец; а то место все выстлано мраморы драгими цветными, тут и престол учинен, а то место под престолом, где глава Иаковлева отсечена; тот монастырь был иверский, сиречь грузинский, и старцы тот монастырь заложили у армян в невеликой цене, а ныне владеют тем монастырем армяне. Живут тут их арцыбискуп и старцев много; к Пасхе приезжают их Патриархи, и бископи, и попы, и миряне с женами и детьми, и стоят в том монастыре все; тот монастырь велик, как город, и жилья без числа много, церковь велика и чудна, служат армяне; и благоговение имут ко Гробу Христову, и ко святым местам, по вся годы от всех стран приходят епископы их, и митрополиты, и патриархи их, а мирских 221 , сказывают, приходит к ним больше пятисот, окроме духовного чину. Монастырь римских старцев строен же гораздо и пространен всяким строением и изобилен всем; монастырь был Иоакима и Анны, и тот монастырь пуст стоит, владеют турки, а не живут, понеже де судом Божиим помирают и того ради пуст стоит, запирает турчин.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Большинство из тырновских монастырей связано с ктиторской деятельностью Асеновых и их преемников. Выделяются монастыри Великая Лавра свв. 40 мучеников, монастырь св. Богородицы Путеводительницы на холме св. Гора, св. Иоанна Рыльского на холме Трапезица, св. Марка на берегу р. Янтры, св. Богородицы Темницкой напротив холма Царевец. В Еленской возвышенности к югу от Тырново возникает Капиновский монастырь св. Николы (1272 г.), Плаковский монастырь св. Илии, Мерданский монастырь свв. 40 мучеников, и др. Окрестности Софии – склоны Витоши и южные склоны Старапланины – также усеяны монастырями: Драгалевский монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Кремиковский монастырь св. Георгия, Урвичский монастырь св. Николы, Кокалянский монастырь св. Архангела Михаила, Кладницкий монастырь св. Николы. Позднее оформляется группа монастырей «Софийская Святая гора», которую еще называют «Малой Святой горой», объединяющая четырнадцать монастырей во главе с Бистрицким монастырем св. Георгия. Такие монастырские группы создаются и около города Сливена с центром в Сотиров-ском монастыре св. Спаса возле Асеновграда и в других местах. В Северо-Западной Болгарии был основан Клисурский (Врештицкий) монастырь святых Кирилла и Мефодия, Етропольский монастырь св. Троицы («Варовитец»), Дряновский монастырь св. Архангела Михаила, основанный в 1190 г. Асеновыми в честь победы над византийцами, достигает наивысшего расцвета во второй половине XIV в., когда здесь существует школа по подготовке литературных деятелей и переписчиков книг. Лясковский монастырь свв. Петра и Павла также основан в честь освобождения Болгарии от византийского владычества. Известны также Арбанасский монастырь св. Николая, Арбанасский монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Преображенский монастырь, основанный в XIV в. при поддержке царя Ивана Александра, к концу Второго Болгарского царства превратившийся в один из важнейших духовных и просветительных центров болгарского народа, Ивановский наскальный монастырь в пещере, Аладжа – наскальный монастырь Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . монастырь Пресвятой Богородицы Одигитрии; 2 . монастырь святого Иоанна Предтечи; 3 . монастырь святого великомученика Георгия Победоносца; 4 . монастырь святого великомученика Димитрия Солунского; 5 . монастырь святителя Николая Чудотворца; 6 . монастырь святого мученика Феодора Тирона; 7 . монастырь святого Василия Кесарийского ; 8 . монастырь святого Иоанна Иерусалимского; 9 . монастырь святого архистратига Михаила; 10 . монастырь святой великомученицы Екатерины; 11 . монастырь святой Анны, матери святой Богородицы; 12 . монастырь преподобного Евфимия Великого; 13 . монастырь святой великомученицы Феклы Иконийской; 14 . монастырь преподобного Харитона; 15 . монастырь Воскресения Христова; 16 . монастырь святых мучеников Севастийских; 17 . монастырь святого апостола Иакова, брата Господня. Кроме того, послы-паломники посетили монастырь Герасима Иорданского, Гефсиманию, Вифанию, Кану Галилейскую, Вифсаиду, Эммаус, реку Иордан, Тивериадское озеро, Мертвое море. Русское посольство побывало затем в Дамаске, где находился Антиохийский патриарх. На обратном пути из Святой Земли посольство от всех патриархов получило грамоты, с которыми 11 апреля 1561 г. вернулось в Москву. В Посольской книге приведены тексты ответных грамот Ивану Грозному от Константинопольского, Иерусалимского, Александрийского и Антиохийского патриархов с сообщениями о получении «милостыни» и подарков и с ответными посылками даров. Сначала следует запись о возвращении посольства в Москву (л. 157–157 об.): 861 «И лета 7069-го апреля в 11 день Васка Позняков изо Царягорода к Москве приехал, а посылай Васка во Царьгород и во Иерусалим, и во Александрию, и во Антиохию к патриархом с милостынею с архидиаконом Геннадием, и Геннадий, идучи с Москвы, умре во Царегороде, и Васка милостыню отвез к патриархом. И привез ко царю и великому князю грамоты от Александринскаго патриарха, да от Антиохискаго. Да от Цареградского, да от Ерусалимского...». Затем приведена грамота Иоасафа II Константинопольского, датированная ноябрем 1560 г. (л. 157 об. – 159): 862 «А се грамота ко царю и великому князю от Иасафа. Цареграцкого патриарха, с Васкою с Позняковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

77. Петропавловский монастырь Черниговской епархии. 78. Пятницкая женская община Воронежской епархии. 79. Предтеченская пустынь в городе Кромах. 80. Почаевская Успенская лавра. 81. Ростовский Яковлевский монастырь. 82. Рыхловский монастырь Черниговской епархии. 83. Рославльские скиты Смоленской епархии. 84. Сретенский монастырь в Москве. 85. Симонов монастырь в Москве. 86. Соловецкий монастырь. 87. Саровская пустынь Тамбовской епархии. 88. Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. 89. Серпуховский женский монастырь. 90. Севский девичий монастырь. 91. Софрониева пустынь Курской епархии. 92. Святогорская пустынь Харьковской епархии. 93. Смоленский женский монастырь. 94. Спас-Чекряк, Болхобского уезда, Орловской епархии. 95. Тихвинский монастырь Новгородской епархии. 96. Троицкий монастырь в Киеве. 97. Тихонова пустынь Калужской епархии. 98. Троицкий женский монастырь в Бирске Уфимской епархии. 99. Троице-Сергиева лавра. 100. Устюжский монастырь Новгородской епархии. 101. Усть-Медведицкий женский монастырь Донской епархии. 102. Успенский монастырь в Оренбурге. 103. Уфимский Блоговещенский монастырь. 104. Флорищева пустынь Владимирской епархии. 105. Филиппо-Иранская пустынь Новгородской епархии. 106. Челнская пустынь Орловской епархии. 107. Якутский монастырь. Из сказанного видно, как широк был круг влияния старца Паисия. У нас в России он распространялся на монастыри 35 епархий, причем наибольшее число монастырей, имевших учеников старца Паисия находится в Московской епархии (14); далее следуют: Орловская епархия (12), Калужская (9), Новгородская (7), Владимирская (6), Курская и Смоленская по 5, Олонецкая — 4, Петербургская, Тульская, Воронежская, Оренбургская и Уфимская по 3, Костромская, Псковская, Киевская и Черниговская по 2, и остальные по одному. Настоящая книга была написана в исключительные дни, когда не только в России, но и повсюду идет жестокая борьба против самых оснований христианства. Развивается стремление построить жизнь человечества на иных новых основаниях, которые именуются социалистическими и коммунистическими, но которые правильнее было бы назвать атеистическими и материалистическими. Христианство в течение двух тысячелетий указывало человечеству, что ни в самом человечестве и ни в самом человеке, оторванном от вечного начала жизни, от Бога, нельзя найти истинный смысл и оправдание жизни. Их можно найти только в познании Бога, в единении с Ним и в любви к Нему и в согласовании своей жизни с волею Божиею. Вне этого подчинения воле Божией человеческая жизнь превращается в сплошной хаос озлобленной борьбы и взаимного уничтожения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

На обороте подпись Княгини Великой. Под нею следует ещё подпись: «Князь Андрей Васильевич пожаловал Глушицкого Игумена Макария с братией этой грамоты рушить не велел ни в чём. А тиуны и доводчики в монастырь и в деревни монастырские не въезжают ни по что, также иные поборщики в их деревни не ездят и не ставятся. А подписал Дьяк Фёдор Мяка». 6. Список слово в слово в подлинной вкладной духовной грамоты «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Се Аз раб Божий Григорий Симонов Сын пишу грамоту душевную своим целым умом, кому мне дать, у кого мне что взять. Дал я в дом Пречистой на Глушицу к Святому Покрову починок, свою вотчину на реке Сухоне поверх тони Куки и по речке Полонодобой да по Вегей по Каминовской, дал я в Ночкурье пожню остину поляну по своём отце и по матери и по себе в дом на Глушицу. А в душевных сидели свидетели Семён Демидов сын, Семён Михалев сын, Сама Шетемов сын. А в душевных сидел отец мой духовный Макарий. А душевную писал Михайло Дьяк». Грамота писана на небольшом листке бумаги полууставным письмом. Покровский Донковский монастырь См. Данковский Покровский. Покровский Добрый монастырь См. Добрый Покровский. Покровский Емецкий монастырь См. Емецкий Покровский. Покровский Зверин монастырь См. Зверин Покровский. Покровский Ивановский монастырь См. Ивановская Покровская пустынь. Покровский Иркутский монастырь Мужской заштатный, Иркутской Губернии и Епархии, в Якутском уезде. Стоит на левом берегу реки Лены, 70 вёрст повыше города Якутска. Покровский Краснослободский монастырь Девичий, упразднённый, Пензенской Епархии. Находился в уездном городе Краснослободске и принадлежал до Штатов 1764 года к Синодальной области. Покровский Кукарский монастырь См. Кукарский Покровский. Покровский Куский монастырь См. Куский Покровский. Покровский Ладинский монастырь См. Ладинский Покровский. Покровский Лихвинский Добрый монастырь См. Добрый Лихвинский Покровский. Покровский Макошинский монастырь См. Макошинский Покровский. Покровский Московский Убожедомский монастырь Или на Убогих Домах , заштатный мужской монастырь, находящийся в столичном города Москве, у Коломенской заставы Таганской части, во 2 квартале близ земляного вала и Семёновской улицы, от Кремля к востоку в 5 вёрстах. Построен в 1655 году по Указу Государя Царя Алексия Михайловича из комнатной суммы, и сначала находился в Московской Епархии; а в 1744 году по Именному Указу от 21 Июня отдан в бывшую Крутицкую Епархию для заведения в нём Семинарии, которая там и находилась до 1788 года. В этом же году, Мая 6, монастырь опять приписан к Московской Епархии, а семинаристы разосланы по тем Епархиям, к которым кто принадлежал. Когда этот монастырь состоял в ведомстве Крутицкой Епархии, тогда были в нём здания следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

См. Ругойский Троицкий. Троицкий Рябов монастырь См. Рябов Троицкий. Троицкий Рязанский монастырь См. Рязанский Троицкий. Троицкий Сатановский монастырь См. Сатановский Троицкий. Троицкий Селенгинский монастырь См. Селенгинский Троицкий. Троицкий Селецкий монастырь См. Селецкий Троицкий. Троицкий Селижаров монастырь См. Селижаров Троицкий. Троицкий Сергиев Астраханский монастырь Бывший мужской, в Губернском городе Астрахани, в кремле, до Штатов 1764 года был приписным к Троице–Сергиеву монастырю, что ныне Лавра. По Штатам же упразднён и ныне в нём монахов не имеется, а учатся гарнизонные, артиллерийские к инженерные школьники, духовные же ученики или семинаристы обучаются и живут вне кремля. В оном монастыре помещены также Коммерческий банк, школьное правление и некоторые церковнослужители; а из кладовых палат сего монастыря иные заняты рентерсями разных мест присутственных, а другие отдаются внаём в пользу школьного сего правления, которое доходы с них собирает. Всё сие помещено в Троицком монастыре только на время, а по плану определён он для городской школы и Типографии, но не прежде, как когда будет он перестроен. В нём церковь Живоначальной Троицы, построена в 7110 (1602) году и освящена в 7111 году, Сентября 13 дня, к этой церкви пристроен был тёплый во имя Введения Богоматери придел, которому основание положено в 7114 (1606) году; а совершён в 7128, (1620) году. Из Игуменов этого монастыря произведены были в Архиепископов Астраханских: Феодосий в 1602 году, Иосиф в 1663 году. Троицкий Сергиев Великолуцкий монастырь См. Великолуцкий Троицкий Сергиев. Троицкий Сергиев Великоезерский монастырь См. Великоезерский Троицкий. Троицкий Сканов монастырь См. Наровчатский Троицкий. Троицкий Смоленский монастырь См. Смоленский Троицкий. Троицкий Соезерский монастырь См. Соезерская Троицкая пустынь. Троицкий Старо-Оскольский монастырь См. Старо-Оскольский Троицкий. Троицкий Сыпанов монастырь См. Сыпанов Троицкий. Троицкий Севский монастырь См. Севский Троицкий. Прибавление Троицкий Суздальский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Город Колмогоры, в уезде монастыри Сийской 315 дворов, Николаевской Корельской 50 дворов, Чухченемской 29 дворов, Усть-Межигорской 7 дворов. Город Архангелской, на посаде монастырь Архангелской 48 дворов. Город Мезень. Город Кеврола. Город Пенега. И тех городов в уездех монастырей нет. Город Каргополь: на посаде монастырь Спаской 5 дворов. В уезде монастыри ж Крестной 869 дворов, Ошевенской 9 дворов, Спаской Пахомьев 5 дворов, Кожеозерской 111 дворов, Сырьинской 7 дворов, Колодозерской 7 дворов, Кенской 1 двор. На Ваге Шенкурской острог, в уезде монастыри: Иванской Богословской 50 дворов, Уздринской 30 дворов, Клоповской 9 дворов, Сетринской 7 дворов, Агапитов 78 дворов. Бежецкого верху город Городецкой, на посаде Введенская пустыня 10 дворов. В уезде Николаевской Антонов 133 двора. Город Устюжно, на посаде монастырь Воскресенской 24 двора. Пусторжевской уезд, город Заволочье, в уезде монастыри: Никалаевской Плеской 93 двора, Хвоинской 3 двора. Город Торжек, на посаде монастыри: Борисоглебской 53 двора...... 54 двора. Николаевской пустынной 30 дворов. Город Олонец, в уезде монастыри: Муромской 23 двора, Палеостровской 12 дворов, Вышеостровской 32 двора. Город Кола, в уезде монастыри: Кондалажской, Печенгской и за теми монастыри крестьян нет. А пустые монастырьские земли и угодья отдают на оброк в Великом Новегороде из Дворцового приказу, а в Митрополиче доме неведомы. Роспись Казанской епархии монастырем. В Казани Преображенской монастырь. В Свияжку Богородицкой монастырь. В Козмодемьянску Спаской монастырь, что на Волге. В Чебоксарех Троицкой монастырь. В Синбирску Успенской монастырь. На Самаре Преображенской монастырь. На Уфе Успенской монастырь. На Осе Спаской Преображенской монастырь. На Уржуме Спаской Чепоцкой монастырь. В Яранску Преображенская пустыня. На Кукарке Покровской монастырь. В Цареве – Кокшайску Мироносицкая пустыня. Да приписные Троицкого Сергиева монастыря: в Казани Троицкой монастырь. В Свияжку Троицкой же монастырь. Да Новоспаского монастыря в Тетюшах Покровской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Свт. Василий исцеляет больных Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Св.Иоанн Креститель Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Прп. Сисой Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Свмч. диакон Аввакум Биелина. Дерево с нерукотворным образом Спасителя Монастырь Драгалевац В селе Верхний Драгалевац находится монастырь во имя святого архангела Гавриила. Когда-то в этом местечке было несколько деревянных церквей, первая из которых появилось в начале XIV века. Нынешний, каменный, храм – уже четвертый по счету. В монастырском дворе находится камень из алтаря, найденный в 1992 году, на котором указана дата – 1310 год. Современный храм был освящен на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1909 года митрополитом Евгением (Летицей). Монастырский храм посвящен апостолам Петру и Павлу. Помимо церкви в монастыре сохранился старинный дом, служивший монастырским корпусом еще во времена турецкого владычества. Сейчас рядом с церковью расположены новые приходской дом и монастырский корпус с зимней церковью. Капелла расписана фресками мастерами из мастерской Петра Билича из Белграда в 2004 году. Решение об образовании здесь женского монастыря было принято в 1985 году. Монастырь Драгалевац. Престольный праздник Монастырь Драгалевац. Алтарь Монастырь Драгалевац. Божественная литургия Монастырь Драгалевац. Божественная литургия Драгалевац. Во время Божественной литургии Монастырь Драгалевац. Божественная литургия. Епископ Зворницко-Тузланский Василий совершает священническую хиротонию Монастырь Драгалевац. Божественная литургия. " Аксиос " Монастырь Драгалевац. Божественная литургия Престольный праздник в монастыре Драгалевац Престольный праздник в монастыре Драгалевац. Дети отца Зорана

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery68....

В настоящее время здания в нём каменные примечательнейшие есть следующие: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя св. Николая Чудотворца с двумя приделами, построена Московским гражданином, Герасимом Яковлевым, сыном Обуховым; 2) тёплая ЦЕРКОВЬ во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезой, построена Максимом и Иваном Щелязными; 3)  ЦЕРКОВЬ во имя св. Апостолов Петра и Павла на вратах, построена Петром Романовым; 4) КОЛОКОЛЬНЯ сооружена Игуменом Варлаамом; 5) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 6) ОГРАДА каменная, построена бывшим в том монастыре на обещании Архимандритом Филаретом. До учреждения в 1764 году Штатов было за монастырём сим 876 душ крестьян, и настоятельство Игуменское. По Штатам же оставлен на своём содержании с настоятельством Строительским, которое и доныне продолжается. Николаевский Петровский монастырь См. Петровский Николаевский. Николаевский Понедельский монастырь См. Понедельский Николаевский. Николаевский Прилуцкий монастырь См. Прилуцкий Николаевский или Николаев. Николаевский Пустынский Новоторжский монастырь См. Новоторжский Николаевский Пустынский. Николаевский Песношский монастырь См. Песношский Николаевский. Николаевский Радовицкий монастырь См. Радовицкий Николаевский. Николаевский Рожковский монастырь См. Рожковский Николаевский. Николаевский Рыльский монастырь См. Рыльский Николаевский. Николаевский Рыхловский монастырь См. Рыхловский Николаевский. Николаевский Самарский монастырь См. Самарский Николаевский. Николаевский Староладожский монастырь См. Староладожский Николаевский. Николаевский Староруский Кречевский монастырь См. Кречев Николаевский. Николаевский Староторжский монастырь См. Староторжский Николаевский. Николаевский Столпенский монастырь См. Столпенский Николаевский. Прибавление из VI тома Николаевский Судбицкий монастырь См. Судбицкий Николаевский. Николаевский Суздальский монастырь Девичий, упразднённый. Находился во Владимирской Епархии в городе Суздали, в самом Кремле. Строения в нём были (прежде) две церкви: 1) во имя Св. Николая каменная, с приделом на южной стороне во имя Рождества Христова;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010