Он находится и доныне. Прибавление из VI тома В Октябре 1814 года, по открытии Московского учебного Округа по новому училищному образованию в Перервинском моностыре учреждена полная Семинария, а Ректором и Профессором Богословия определён Заиконоспасский Архимандрит Евгений. Переславский Александровский Успенский монастырь См. Александровский Переславский. Переславский Андреевский монастырь Упразднённый. См. Князь-Андреевский. Переславский Введенский монастырь Девичий. См. Введенский Переславский. Переславский Вознесенский монастырь См. Вознесенский Переславский. Переславский Никитский монастырь См. Никитский Переславский. Переславский Николаевский на болоте монастырь См. Николаевский Переславский. Прибавление из VI тома Переславский Рождественский монастырь См. Рождественский Переславский. Переславский Сретенский монастырь Девичий, упразднённый и в приходскую церковь обращённый. Находился во Владимирской Епархии в уездном городе Переславле Залесском, на горе, и до 1744 года, т. е. до учреждения Переславской Епархии, принадлежал к Синодальной области, а потом находился в ведении Епархиальных Преосвященных Переславских. Переславский Фёдоровский монастырь См. Фёдоровский Переславский. Перетинский Рождественский монастырь Мужской, упразднённый и в приходскую церковь обращённый. Находился в Новгородской Епархии в Крестецком уезде на устье речки Перетенки, впадающей в озеро, именуемое Заозерье, расстоянием от Новгорода в 180, от Крестец в 34 вёрстах к востоку, от Валдая в 70 вёрстах к северу. До Штатов 1764 года был приписным к Новгородскому Духову монастырю, крестьян имел 164 души. Настоятельство было Игуменское и Строительское. Ныне осталась от монастыря сего одна церковь деревянная. При ней Священник с причтом. Переяславский Вознесенский монастырь См. Вознесенский Переяславский. Переяславский Михайловский монастырь См. Михайловский Переяславский. Пермский Преображенский Кафедральный монастырь См. Историю Российской Иерархии, ч. II, стр. 618 и след. PDF стр. 779. Абзац начало «По переведении Пыскорского сего Пертоминская пустынь Или Пертоминскиймонастырь , мужской заштатный, Состоит в Архангелогородском уезде, от Архангельска к западу, расстоянием в 120 вёрст по Онежской дороге, на восток от Унской губы, окружается от севера устьем оной губы и Белым морем, а с юга – Унским посадом, отстоящим на 24, от Яренского прихода в 20, от запада через лес от деревни Красногорской в 15 вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Синайский монастырь св. вмц. Екатерины инайский монастырь является одним из самых древних постоянно действующих христианских монастырей во всем мире. Он был основан в IV веке в центральной части Синайского полуострова у библейской горы Хорив (Синай). Изначально этот монастырь назывался монастырем Преображения или Неопалимой купины. В XI веке почитание святой Екатерины, мощи которой обрели синайские монахи в середине VI века, стало распространяться все более и более, поэтому монастырь получил свое второе название — монастырь Святой Екатерины. 23 апреля, 2011 инайский монастырь является одним из самых древних постоянно действующих христианских монастырей во всем мире. Он был основан в IV веке в центральной части Синайского полуострова у библейской горы Хорив (Синай). Изначально этот монастырь назывался монастырем Преображения или Неопалимой купины. В XI веке почитание святой Екатерины, мощи которой обрели синайские монахи в середине VI века, стало распространяться все более и более, поэтому монастырь получил свое второе название — монастырь Святой Екатерины. Синайский монастырь является одним из самых древних постоянно действующих христианских монастырей во всем мире. Он был основан в IV веке в центральной части Синайского полуострова у библейской горы Хорив (Синай). Изначально этот монастырь назывался монастырем Преображения или Неопалимой купины. В XI веке почитание святой Екатерины, мощи которой обрели синайские монахи в середине VI века, стало распространяться все более и более, поэтому монастырь получил свое второе название — монастырь Святой Екатерины. На Синайском полуострове первые монахи начали появляться еще во время гонений императора Диоклетиана, поскольку горный массив Синая являлся удобным убежищем, а также имел все необходимые ресурсы для жизни на полуострове. Эти монахи были в своей массе отшельниками, которые по воскресеньям собирались на богослужения. Когда христианство стало государственной религией, то по просьбе монахов полуострова мать императора Константина святая Елена построила церковь и башни для защиты от кочевников. Позже, при императоре Юстиниане, все постройки святой Елены были окружены стенами, а к ним приставлены солдаты. Примерно в это же время на территории монастыря была возведена базилика Преображения Господня.

http://pravmir.ru/sinajskij-monastyr-sv-...

1 . Церковь Святой Ирины; 2 . Женский монастырь Святой Богородицы; 3 . Монастырь Святого Великомученика Георгия Мангана; 4 . Церковь Святой Спас, а по другим Христос или Христос Милостивый; 5 . Женский монастырь Святой Богородицы; 6 . Монастырь Панагран; 7 . Монастырь Панданаса (Всевладычицы); 8 . Храм Святой Богородицы Наставницы (Одигитрии); 9 . Церковь девяточиная (Еннея Клессия), правильнее же новая церковь (Базилика); 10 . Палата (дворец) правоверного Царя Константина; 11 . Монастырь Святого Сергия и Вакха; 12 . Врата градные (городские) железные; 13 . Монастырь Святого Димитрия; 14 . Врата Жидовские; 15 . Монастырь Святого Киприана; 17 . Монастырь женский; 18 . Монастырь Святой Варвары. Для общего определения местности 11-ти первых мест, мы находим у Стефана Новгородца следующее замечание: «То все посолонь водится (идя от Святой Софии), подерживая на левую руку городные стены, возле моря». Это замечание понадобилось ему потому, что, для помещения мест, значащихся под 11, 12 и 13, он шёл уже не посолонь (по солнцу), а против солнца; все эти места, как видно, были посещены им в один раз; места же, значащиеся под 15, 16, 17 и 18, он посетил другим разом, переходя для этого, аки увидим ниже, от Святых врат Золотого рога, через хребет, в окрестности Святой Софии, к югу от неё. а. Церковь Святой Ирины и монастырь Святой Богородицы «Ту близ Святой Софии, – пишет Стефан Новгородец , – две церкви великия стоят: Ирина, великая церковь , а оттоле недалеко Святыя Богородицы монастырь женский : ту лежит Святая Евдокия» 24 . Местность храма Св. Ирины, уцелевшего до сих пор (обращён в арсенал), достаточно известна; этот храм, где был Собор Восточных Святителей в царствование Феодосия, обращён Турками в арсенал и находится ныне внутри Серальских стен, недалеко от Монетного двора. Касательно же монастыря Святой Богородицы, о котором ничего не упоминают прочие паломники, можем заметить, что сочинитель Константиниады указывает в этой местности монастырь Святой Богородицы Патрикии. б. Монастырь Святого Георгия Мангана и церковь Спас или Христос Милостивый

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

До 1237 г. Рязанский мужской монастырь во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Рязанский Ольгов мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До 1197 г. Смоленский, близ деревни Чернушек мужской монастырь во имя Спасителя. До 1197 г. Смоленский мужской монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Смоленский Смядынский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. Староладожский мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. До 1237 г. Суздальский женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Суздальский женский монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы. Суздальский на Сполье мужской монастырь в честь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. До 1238 г. Тверская на Восне мужская пустынь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Устюжский Гледенский мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы. Устюжский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1238 г. Юрьевский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1186 г. Ярославский мужской монастырь во имя свв. апп. Петра и Павла. Основные события русской церковной и государственной истории (978–1240) 2066 978–1015 Св. равноап. блгв. кн. киевский Владимир Святославич 987–989 Крещение св. равноап. блгв. кн. киевского Владимира Святославича и его брак с Анной, сестрой византийского имп. Василия II 989 Русское войско, посланное кн. Владимиром, обеспечивает победу имп. Василию II над узурпатором Вардой Фокой 988 Крещение Руси 996 Освящение церкви Пресвятой Богородицы Десятинной в Киеве до 997 г. Учреждение Киевской митрополии Константинопольского патриархата и ряда епископий (Белгородской, Новгородской, Полоцкой, возможно, Черниговской, Переяславской, Вольшской) 2067 1005 /1006 Учреждение Туровской епископий 2068 1007 (?) Перенесение мощей св. равноап. кнг. Ольги в Десятинную церковь 1015–1019 Борьба за киевский стол между Святополком и Ярославом Владимировичами; взятие Киева польским войском Болеслава I, союзника Святополка (1018)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

4) Монастырь – Великая Панагия, в воспоминание входа Божией Матери; в нем живут одни монахини. 5) Монастырь Никольский: в нем помещаются поклонники с женами. 6) Монастырь святого великомученика Димитрия Солунского: в нем помещаются поклонники без жен. 7) Монастырь святого великомученика Феодора Тирона. Сей монастырь – русский: в нем помещают поклонников, российских подданных, только мужеского пола. 8) Монастырь Екатерининский, русский же: в нем помещают русских женского пола. 9) Монастырь Архангельский: в нем помещают поклонников – монахов и мирских безженных. 10) Монастырь святого великомученика Георгия, называемый Больничный: в него помещают поклонников. 11) Монастырь святого Василия Великого : в нем живут одни монахини. 12) Монастырь – Малая Панагия, или Сретенский: в нем живут одни монахини. 13) Монастырь преподобного Евфимия: в нем живут монахини. 14) Монастырь святого великомученика Георгия, называемый Еврейский: в нем живут монахи. 15) Монастырь – Гефсиманское подворье: в нем помещают поклонников – знатных фамилий. Еще – католикоримских три монастыря, армянских три, коптских один, кабешев один, сириан один. Еще есть приходские, православные, арабские церкви. 43. Место храма Соломонова Второе знаменитое в Иерусалиме место – Соломонов храм; но он уже до основания разорен, по предсказанию Господа нашего Иисуса Христа; – что и камень на камени не останется, иже не разорится. По тому месту растет зеленая трава и кипарисовые древа. Посреди площади выстроена прекрасная Омарова мечеть; но христиан в нее не пускают, да им в ней и смотреть нечего. В углу, где был Соломонов притвор, также построена турецкая мечеть. Соломонов храм – удивительной величины. Сам я измерил снаружи – сколько он захватывал места: сто семьдесят пять сажен длины, и ширины такожде, выключая пристройки. Ибо еще на две стороны, на двадцать саженей, пристроены были галереи, дома и комнаты для жрецов, каковые пристройки и доныне существуют. И было в него седмь врат. Двое – извне града: одни – на восток, называемые Златыми, в которые въехал Иисус Христос на жребяти осли, встреченный с ваиями и ветвми, при гласах: «Благословен грядый во имя Господне, Царь Изралиев: осанна в вышних!» Ныне оне закладены.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

В 1800 году в Посольский монастырь переведён из заштатного тогда, бывшего Якутского Спасского, монастыря Игумен Пётр, уроженец Иркутский, священнический сын. Из вдовых Протопопов в монашество пострижен в 1790 году и определён в дом Архиерейский Экономом. В 1798 году произведён в Игумена в Якутский Спасский монастырь. В Посольский монастырь вылил он в 126 пудов колокол. При нём в силу Именного Высочайшего Его Императорского Величества Указа 1797 года 18 Декабря даны монастырю во владение рыбные ловли и сенные покосы. В 1802 году по благословенной грамоте Преосвященного Вениамина, Епископа Иркутского и Кавалера заложена им в монастыре небольшая каменная Никольская церковь и до сводов выстроена. В 1807 году переведён он в Киренский Троицкий монастырь, а в 1808 году, по просьбе за старостью, уволен на покой в Иркутский Вознесенский монастырь на больничном окладе. В 1807 году Настоятелем определён Киренского Троицкого монастыря Игумен Лаврентий, священнической сын, уроженец Епархии Иркутской, города Жиган, из вдовых Протопопов пострижен в Иркутском Богоявленском соборе. Похвалы Пресвятой Богородицы монастырь Находился в Двинской волости на Пенежмском волоке, ныне в Архангельской Епархии. Более сведений о нём никаких не отыскалось. Почеповский Троицкий Костянский монастырь См. Канстянский Троицкий Почеповский. Починковская Краснослободская пустынь См. Краснослободская Починковская. Пошехонский Адрианов монастырь См. Адрианов Пошехонский. Предтечева Белобережская пустынь См. Белобережская Предтечева. Предтечева Кленовская пустынь См. Кленовская Предтечева. Предтечева Михайловская пустынь См. Михайловская Предтечева. Предтечева Полбинская пустынь См. Полбинская Предтечева. Предтечева Соколова Коширская пустынь См. Соколова Предтечева Коширская. Предтечева Судженская пустынь См. Судженская Предтечева. Предтечев Азовский монастырь См. Азовский Предтечев. Предтечев Астраханский монастырь См. Иоаннопредтечевский Астраханский. Предтечев Брянский Вознесенский монастырь См. Брянский Вознесенский Предтечев и Вознесенский Предтечев Брянский. Предтечев Вяземский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Богородицы мон-рь (жен., в Казани, основан в кон. XVII в., упразднен в 1764), болгарский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (в совр. г. Болгар, основан в 1723, упразднен в 1764), мензелинский во имя св. прор. Илии монастырь (жен., в Мензелинске, основан в 1855, закрыт в 1929), чистопольский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (жен., в Чистополе, основан в 1864, закрыт в 1929), бугульминский во имя св. кн. Александра Невского монастырь (муж., близ с. Спасского совр. Бугульминского р-на, основан в 1867, закрыт в 1927), бугульминский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь (жен., в Бугульме, основан в 1879, закрыт в 1926), тетюшский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (жен., близ г. Тетюши, существовал с нач. 80-х гг. XIX в. как община, с 1903 монастырь, закрыт в 1918-1919), ромодановский во имя Св. Троицы монастырь (жен., в с. Ромодан совр. Алексеевского р-на, основан в 1901 как община, с 1917 самостоятельный монастырь, закрыт ок. 1922), лаишевский во имя Св. Троицы монастырь (жен., на территории совр. г. Лаишево, основан в 1887, закрыт в 1928), лаишевский во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста крещенотатарский монастырь (муж., близ с. Байтеряково совр. Рыбно-Слободского р-на, основан в 1906 как скит, с 1911 самостоятельный монастырь, уничтожен в 1919), мамадышский в честь Покрова Пресв. Богородицы крещенотатарский мон-рь (жен., между совр. селами Б. Нырты Сабинского р-на и Абди Тюлячинского р-на, основан в 1908 как община, в 1919 упразднен). Ранее входившие в Казанскую епархию: чебоксарский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., в Чебоксарах, основан в 1566, закрыт в 20-х гг. XX в.), Сундырская во имя Св. Троицы пуст. (муж., в бывш. с. Сундырь, ныне г. Мариинский Посад (Чувашия), основана в кон. XVI в., упразднена в 1613), чебоксарский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (жен., в Чебоксарах, основан в 1601, упразднен в 1764), Большеюнгинская во имя свт. Николая Чудотворца пуст. (муж., в устье р. Б. Юнга, совр.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

См. Вязниковский Введенский. Введенский Горочевский или Карачевский монастырь См. Карачевский Введенский. Вбеденский Далматовский монастырь См. Далматовский Введенский. Введенский Карачевский монастырь См. Карачевский Введенский. Введенский Красноярский монастырь См. Красноярский Введенский. Прибавление из VI тома Введенский Московский монастырь Девичий, по сказанию старожилов и по устному преданию, находился в Столичном городе Москве на том самом месте, где ныне стоит приходская церковь во имя Введения Божьей Матери во храм, известная под именем Никола в Хлынове, и где некогда был мужской монастырь под названием: Старый Никола (см. под сим словом в VI части, стр. 323 59 . Введенский Нежинский монастырь 3 класса Черниговской Епархии женский, находящийся близ города Нежина, при реке Остре. Основан Малороссийского Стародубского полка Полковницей Анной, которая, купив потребное для построения и содержания монастыря количество земли, построила на оной этот монастырь и основала общежительство, продолжавшееся до 1786 года. А в сем 1786 году Именным Указом от 10 Апреля положена обитель сия в число Штатных третьеклассных. Здания в монастыре сем новые изрядной архитектуры. Начальничество Игуменьинское издавна. Введенский монастырь Заштатный женский. В 1771 году упоминается в Оренбургской Губернии. В нём тогда были строения все деревянные, а церковь во имя св. Иоанна Предтечи деревянная же. Введенский Орловский монастырь 3 класса Орловской Епархии женский, находящийся внутри города Орла на левом берегу реки Орлика. Построен, вероятно, в начале XVII столетия после опустошений и разорений, причинённых Литовцами и Крымскими Татарами городу Орлу и окрестностям оного. Строения в нём: 1) главная ЦЕРКОВЬ во имя Введения во храм Божьей Матери, почему и монастырь именуется Введенским, построенная в 1686 году по благословению Преосвященного Никиты, Архиепископа Коломенского; 2) КОЛОКОЛЬНЯ каменная; 3) КЕЛЬИ и 4) ОГРАДА частью каменные, частью деревянные. Настоятельницами в монастыре сем издавна Игуменьи, ибо и в 1696 году упоминается Игуменья Евдокия. Введенский Островский Новоладожский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

I) Этому монастырю, как уже указано было, даны были в большом количестве деревни и земли. II) Далее, ему назначены были определенные денежные доходы. Эти доходы монастырь получал из корчемных сборов. С корчмы в каштелянии Wanzlo монастырь получал ежегодно 10 марок 23 столько же с корчмы в каштелянии Grozsuuina 24 . С двух Кольбергских корчем монастырь получал ежегодно 6 марок, по 3 марки с каждой 25 . Затем, монастырь получал деньги с корчем : 1) Белградской, 2) Sosniche, 3) с корчмы y моста, недалеко от Кольберга и 4) с корчмы в Scithene 26 . III) Гробскому монастырю принадлежали две солеварни в Кольберге; там же он получал определенную долю с той соли, выварка которой производилась по воскресеньям 27 . IV) Право рыбной ловли принадлежало монастырю в разных местах. Он имел пруды в нескольких деревнях 28 ; кроме того, монастырь имел право устроить запруды в целях рыболовства в истоке озера y самого города Узноима 29 . Право рыболовства дано было еще в одной речке и в одном ручье 30 . Наконец, монахи могли ловить рыбу в любом месте морского залива и вообще там, где производилась рыбная ловля для княжескаго стола 31 . V) Монастырь имел для своих надобностей две мельницы, которые были расположены в разных каштеляниях 32 . Кроме обширных доходов с земельных владений, солеварен, от рыболовства, мельниц, a также и денежных субсидий, Гробский монастырь пользовался еще одним доходом, которого не имел ни один премонстрантский или цистерцианский монастырь в Поморье. Это были пошлины. Они взимались для монастыря как натурою, так и деньгами. Натурою монастырь получал часть леса, который сплавлялся по р. Персант 33 . Далее, ему принадлежал целый ряд пошлин, которые взимались с судов и с повозок. На одних заставах монастырь взимал пошлину целиком, на других ему шла только часть. С судов, плававших к граду Узноиму, монастырь брал себе всю пошлину 34 . С судов, плававших по Одеру и плативших пошлину y града uiduchoua (ныне Fiddichow), монастырю причиталась одна треть 35 ; такую же долю монастырь получал с пошлины, которую платили y Белграда прибывавшие туда повозки с товарами 36 . Пошлина с мостов, Кольбергского и на реке Раду, была точно определена. Монастырь получал с каждой повозки, проезжавшей через мост, два польских динария и один хлеб, a с пешехода, варившего соль в Кольберге и пользовавшегося мостом, – 1 динарий 37 . Рыночная пошлина дана была монастырю в двух каштеляниях: uanzlo и scitene 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pervye-p...

424 В 911 г. царь построил монастырь во имя Спасителя в Носиях ( Νοσια) для одного придворного чиновника Константина и сам присутствовал на освящении этого монастыря вместе с патриархом Евфимием. 425 В память о своей умершей супруге Феофании Лев построил храм во имя Всех Святых и основал при нем женский монастырь. 426 Монастыри строились и другими лицами. Так, патриций Константин Ливийский основал монастырь во имя Богородицы, названный монастырем Лива ( το Λιβς); 427 патриций Самона основал монастырь Спирá ( τν Σπειρν); 428 тесть Льва Философа магистр Цауц построил монастырь, названный монастырем Цауца; 429 протовестиарий Христофор возобновил свой монастырь в местности Βουτου; 430 придворный Никита Ксилинит воздвиг себе монастырь, неизвестный по имени, в котором и погребен. 431 Патриарх Антоний Кавлей (893–895) выстроил женский монастырь во имя Каллии, в котором и положил мощи этой святой. 432 Патриарх Николай Мистик основал монастырь Галакринский ( τν Γαλακρνων), в который он удалился после низложения его Львом с кафедры; из этого монастыря он был вторично возведен императором Александром на патриарший трон; здесь же и погребен. 433 В царствование Льва монастыри строились и в других местах. Так, в Афинах был построен женский монастырь во имя Богородицы, названный Ликодимом ( μον το Λυκοδμου). 434 В качестве метоха этот монастырь владел в Афинах другим, также женским, вновь выстроенным монастырем во имя Пресвятой Троицы. 435 Турмарх Лев основал в феме Харсианской монастырь во имя св. Елизаветы, в котором и погребен. 436 Вельможа Галоликт ( Γαλολεκτης) основал монастырь, неизвестный по имени, на реке Сангарис в Опсикийской феме. 437 Число монастырей умножилось в царствование Льва и в Южной Италии. Развитию монашества немало содействовал инок Илия Новый (823– 903). 438 Он был родом сицилиец из города Энны, сын знатных родителей. Пострижение он принял в Иерусалиме от патриарха Илии, куда ходил для поклонения святыням. Около 886 г. Илия возвратился в Сицилию, жил сначала в Палермо и Тавромене, а потом вместе со своим учеником Даниилом поселился в конце IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010