По этой церкви и монастырь называется Архангельским. 2-я и 3-я – во имя Знамения Божия Матери с трапезой; 4-я – на святых воротах во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова – все старинного зодчества. КЕЛЬИ Настоятельские и братские и кругом монастыря ОГРАДА каменного строения. К монастырю сему принадлежит церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла деревянная, при которой был прежде монастырь, находящаяся в поле расстоянием от Архангельского в одной версте. Начальство здесь издавна было Архимандричье и продолжалось до 1764 года, в котором при сочинении Штатов этот монастырь положен в третьем классе Игуменским, ныне же с 1798 года на основании Именного Высочайшего Указа Архимандриты третьего же класса. До состоявшихся в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 751 душа крестьян. Настоятелем в монастыре сем с 1806 года доныне Архимандрит Никон, Владимирской Семинарии Префект, произведённый из Игуменов Переславского Никитского монастыря. Архангельский Ядринский монастырь См. Ядринский Архангельский. Астраханская Покровская пустынь Что при загородном Архиерейском доме. См. Покровская Астраханская. Астраханский монастырь В 1740 году упоминается приписным к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. Астраханский монастырь Упоминается в том же 1740 году приписным к Троицкой Сергиевой Лавре. Астраханский Благовещенский монастырь См. Благовещенский Астраханский. Астраханский Иоанно-Предтечевский монастырь См. Иоанно-Предтечевский. Астраханский Спасо-Преображенский монастырь См. Спасо-Преображенский Астраханский. Астраханский Троицкий Сергиев монастырь См. Троицкий Сергиев Астраханский. Астраханский Троицкий монастырь Города Царицына. Упоминается в 1740 году в Астраханской Епархии. Ахтырский Троицкий монастырь Бывший в Курской, а ныне Слободской Украинской Епархии мужской упразднённый. Находился в четырёх вёрстах от города Ахтырки, между реками Ворсклой и Ахтыркой на горе Ахтыри, от которой и название своё имеет. Этот монастырь построен в 1671–1672 годах по обращению в пепел от Поляков благочестивого Троицкого монастыря Игуменом оного Иеромонахом Иоанникием, спасшимся с 40 человек братии, с несколькими крестьянами Черкасского поколения, со всей церковной утварью, также книгами, колоколами, и по отводу и назначению земли Полковника Семёна Зиновьева и по согласному прошению всего духовного и мирского общества, иждивением же боголюбивых дателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Монастырь Моштаница впервые упоминается в письменных источниках в 1579 году в книге «Отечник», которая сегодня хранится в Хиландаре . Сам монастырь, безусловно, более древний, но время его создания точно определить до сих пор невозможно. Одна из легенд гласит, что Моштаница была построена в 1113 году. Это подтверждается надписью на старом монастырском ключе. Утверждение, что монастырь был построен королем Драгутиным , основано на том, что он был правителем этой области. Хотя и не исключена возможность того, что Драгутин действительно построил монастырь, нет никаких свидетельств, подтверджающих это. Хорватский историк Франьо Рацки отмечал, что некогда монастырь был католическим. Это утверждение не было отвергнуто, поскольку известно, что до середины XV века эту территорию в основном населяли католики. Во всяком случае, Моштаница впервые упоминается в конце XVI века, в период османской экспансии на запад. В письмах, отправленных монахами австрийским генералам, говорится, что монастырь находится в очень тяжелом положении. Однако ранее Моштаница был достаточно богатым монастырем: братством монастыря был приобретен серебряный крест с позолотой и инкрустацией драгоценными камнями. Позднее этот крест был обнаружен в ризнице монастыря Баньска . Вскоре Моштаница была сожжена вместе с монастырем Рмань . Монастырь был перестроен в 1642 году и действовал до Венской войны, когда снова был сожжен и разрушен. В 1699 году монастырь был снова отремонтирован. Монастырь Моштаница разрушался во время каждой австрийско-турецкой войны. Так случилось и в 1716 году, после чего снова началось его восстановление. Когда сербский народ в долине реки Уна в 1786 году восстал против турецких властей, Моштаница снова оказался под прицелом врага. Пятая реконструкция монастыря последовала во время Австрийского правления в 1792 году. В 1833 году монастырь перестроили, но неизвестно сносили ли его до этого. Во время восстания Печии в 1858 г. Моштаница снова подверглась нападению, и примерно в 1863 году последовала очередная реконструкция. Сербский принц Михайло Обренович сыграл большую роль в этом обновлении. В 1875 г. опять вспыхнуло восстание и турки в снова сожгли монастырь. Спустя три года началась подготовка к его реставрации. Восстановительные работы были завершены в 1883 году. Но даже в XX век не принес монастырю мира. Во время военных действий силы НДХ снесли монастырь в 1941 году, но сразу после войны его отстроили заново.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

В соборном храме находится и главная святыня обители – явленная чудотворная Казанская икона Богоматери. Икона эта древнего письма, украшена разными драгоценными камнями. Ежегодно 15 мая икона торжественно выносится из обители и переносится в город Симбирск на один месяц. Пустынь немноголюдна. Управляет ей архимандрит. Симбирский Покровский монастырь . Покровский нештатный монастырь находится в самом городе Симбирске. Основание монастыря относится к концу XVII столетия; основал его Муромцев на собственной земле. В 1882 году он был приписан к архиерейскому дому. Соборный храм – в честь Покрова Богородицы – очень красив. Количество братии невелико. Управляет монастырем епархиальный архиерей. Сызранский Вознесенский монастырь. В городе Сызрани, на горе, в местности, называемой в старину Стревской, между речками Сызранкой и Крымзой, расположен Вознесенский необщежительный монастырь. Основан он старцем Кириллом в 1688 году. По причисления Покровского Симбирского монастыря к архиерейскому дому, штат его был переведен в Вознесенский монастырь. Последний с 1855 года зачислен в первый класс. Соборная церковь – в честь Вознесения Господня. Святыней обители является местночтимая икона Феодоровской Божией Матери. Монастырь немноголюден. Управляет им архимандрит. Женские обители Алатырский Киево-Николаевский монастырь. Этот необщежительный монастырь находится в самом городе Алатыре. Монастырь основан инокинями Покровского Ладинского монастыря, ушедшими из последнего вследствие притеснения литовцев (1639 г.). Монастырь многолюден и благоустроен. Для паломников есть помещение. Управляет игуменья. Медянский Покровский монастырь в Куртышском уезде. Именуется Медянским по месту расположения своего при селе Медяне. Первоначально здесь существовала женская община, устроенная на средства крестьянки Ольневой и других жертвователей. Впоследствии она была обращена в монастырь. В монастыре одна церковь – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Для паломников есть странноприимная. Медянский Покровский монастырь управляется игуменьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Подписал Дьяк Богдан Силин. Справил Ларька Васильев. Архимандрит этот Игнатий в 1660 году находился на Соборе, бывшем по делу Патриарха Никона и подал свой в предостережение Собору голос. См. Древн. Росс. Вивлиофика, издание 2, ч. III, стр. 374 и далее, также стр. 349; Историю Российской Иерархии, ч. III, PDF стр. 450. Грамота III Абзац начало «Божией милостью Великий Государь Святейший Никон» и и Преображенский Заполотский монастырь. Прибавление из VI тома Полотский Борисоглебский мужской монастырь существует и поныне в уездном городе Полоцке Витебской Губернии, за рекой Двиной, но в нём живут монахи Базилианского ордена, под Настоятельством Опота или Архимандрита. Здание в нём было каменное в древнейшие времена, строенное Российскими Князьями; а ныне почти совсем пуст, и одни только развалины представляет. Полоцкий Братский Богоявленский монастырь См. Братский Полоцкий Богоявленский. Полоцкий или Заполотский Преображенский монастырь См. Преображенский Заполотский. Полтавский Крестовоздвиженский монастырь Мужской 2 класса. Находится внутри Губернского города Полтавы. В нём три церкви: 1) каменная во имя Воздвижения Господня с приделами: а) во имя Благовещения Божьей Матери; б) Св. Николая Чудотворца; 2) каменная во имя Св. Троицы с трапезой; 3) деревянная во имя Рождества Иоанна Предтечи при больнице. См. Крестовоздвиженский Полтавский мужской монастырь. Прибавление из VI тома Полотский монастырь Девичий. Находился в полумиле от города Полоцка, вверх по реке Полоте. Основан он Князем Борисом Юрьевичем, сыном Полоцкого Князя Гиндивила, и был первоначальный в этот стране монастырь. Полоцкий Софийский монастырь Мужской. Находился в городе Полоцке. Основан он, вероятно, Великим Князем Владимиром, который особенно любил этот город; потом обращён в кафедральный Полоцких Архиереев, а ныне принадлежит Униатам. Полоцкий Спасский монастырь Девичий. Основан Преп. Евфросинией, Княжной Полоцкой (см. Пролог, Май 23). Полтавский Крестовоздвиженский монастырь Девичий, упразднённый. См. Крестовоздвиженский Полтавский девичий. Полтавский Покровский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Монастырь окружала каменная ограда с тремя башнями по углам и двумя воротами на восточной и южной стороне. Место четвертой северо-восточной башни занимал деревянный хлебный амбар. Напротив его на территории монастыря также стоял деревянный двухэтажный мучной амбар. После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь закрыт. В настоящее время в Сяме возвышается колокольня, оставшаяся от взорванной церкви. Сохранились также каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса. Библиография: 1. ГАВО. Фонд 496. Опись 1. Дела 19211, 19521, 19913. 2. Суворов Н. И. Сямский Богородицерождественский монастырь Вологодской епархии. ВЕВ за 1880 год. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание 1214. Православные приходы и монастыри Севера Сямский-Богородице-Рождественский мужской монастырь Монастырь находится в Вологодском уезде, в 66 верстах от города, на юго-западном берегу Кубанскаго озера, в двух верстах от него. Основан этот монастырь в 1524 году, в княжение Великого Князя Василия Ивановича, по случаю явления Божией Матери, одному из жителей Сямской волости, страдавшему тяжким недугом и после этого явления внезапно исцелившемуся. Предание говорит, что явившись этому больному Царица Небесная, повелела объявить ея волю жителям прихода Покровско-Сямской церкви, чтобы близь нея был устроен монастырь и храм в честь Рождества Богоматери. Это и было устроено в том же 1524 году. До 1760 г. строение в монастыре было деревянное. В 1544 г. монастырь посетил Иоанн Грозный. В 1613 г. монастырь разорен поляками. В 1642 г. пожар уничтожил весь монастырь за исключением одной чудотворной иконы. Вторичный пожар 1690 г. опять уничтожил монастырь. Монастырь имеет правильную четыреугольную форму, обнесен оградой, въ 5 арш. вышины и с двумя вратами и тремя башнями. В самой средине ограды возвышается двух-этажная каменная церковь Успения, имеющая большое сходство с Киево-Печерским храмом Успения Пр. Богородицы. Церковь построена между 1764-1777 г. В верхнем этаже престол во имя Рождества Пр. Богородицы. Здесь главная храмовая икона Рождества Пресвятыя Богородицы. В теплом нижнем этаже два престола Благовещения Богоматери и Рождества Предтечи. В одной связи с церковью колокольня. Здесь же имеется библиотека и ризница достаточная различной утварью. Кроме храма имеется внутри ограды несколько корпусов. Вне монастыря много различных построек хозяйственных и других. Здесь же имеются помещения для богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=15782

А милость Божья, и Пресвятой Богородицы и великих Святителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Московских и всей России чудотворцев молитвы и Наше благословение с тобою есть и будет ныне и во веки. Писан на Москве лета (7206) Марта в г день. На подлинной грамоте припись Дьяка Бориса Остолопова. Справа подьячего Феодосия Лукина. Спасская или Спасова Новая пустынь См. Преображенская с Переходы реки. Спасская Радогожская пустынь См. Радогожская Спасская. Спасская Рувимская пустынь См. Рувимская Спасская. Спасская Сохотская пустынь См. Сохотская. Спасская Толоконцова пустынь См. Толоконцова Спасская. Спасская Ульяновская пустынь См. Ульяновская Спасская. Спасская что на Шуе пустынь Упоминается в 1702 году в Вологодской Епархии в Тотемском уезде. Вероятно то же, что Ржаницына, выше под этим словом описанная Преображенская пустынь. Спасский Арзамасский монастырь См. Арзамасский Спасский. Спасский Архангельский Новоприлуцкий монастырь Стоит по Двине реке на другой стороне от Холмогор в 15 вёрстах. См. Спасский Новоприлуцкий. Спасский Брусянский монастырь Или Спасская Брусянская пустынь, основание своё возымела в 1671 году немного повыше города Албазина при урочище Брусянском камне; но в 1685 году разрушилась и совершенно упразднилась по причине несчастных обстоятельств. См. описание Киренского или Усть-Киренского Свято-Троицкого монастыря. Спасский Брянский Поликарпов монастырь См. Поликарпов Спасский Брянский. Спасский Великобудинский монастырь См. Великобудинский Спасский. Спасский Великопустынский монастырь См. Великопустынский Спасский. Спасский Великоустюжский монастырь См. Великоустюжский Спасский. Спасский Верейский Входа в Иерусалим монастырь См. Верейский Спасский. Спасский Верендовский или на Веренде монастырь См. Верендовский Спасский. Спасский Верхоломоломский монастырь См. Верхоломоломская Спасо-Николаевская пустынь. Спасский или Спасо-Преображенский Владимирский мужской, в 1764 году упразднённый, монастырь находился в Губернском городе Владимире, а основан по Летописи Несторовой в 1164 (по Никоновой – в 1160) году построением каменной церкви во имя Преображения Господня. Церковь эта в бывший во Владимире в 1778 году, Июля 28, большой пожар сгорела. Спасский Водский или на Водской дороге Новгородский См. Водский Спасский. Спасский Входа в Иерусалим монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1686 году по именному указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей Железноборвский монастырь с землями, с крестьянами и со всеми его угодьями приписан был в Донской Московский монастырь. Монастырь в трудные годы продолжал помогать государству. В 1700 году по грамоте царя Петра I монастырь высылает большую сумму денег на строительство кораблей. В 1701 году монастырю возвращается полная самостоятельность. Но воля Петра, приступившего к осуществлению реформ, отразилась на всех монастырях и в частности на Железноборовском. Когда для изготовления пушек потребовалась медь, и с колоколен храмов снимали для этой цели колокола, тогда и Железноборовский монастырь не избежал этой участи, отдавши один из семи висевших на колокольне колоколов. В 1724 году к Железноборовскому монастырю были причислены со всей землей, крестьянами и угодьями Благовещенский Ферапонтов монастырь на устье реки Монзы и Флоровский Спасский на реке Воче невдалеке от Солигалича. Монастырь имел свои подворья в Галиче, Буе и в Костроме. На этих подворьях работало до пятисот монахинь-вышивальщиц. Из добываемой монастырем железной руды выплавлялось железо, из которого ковались гвозди, лемеха, сошники, косы, замки, ключи, топоры и многое другое. Монастырь положил начало развитию кузнечного дела и других ремесел. Особенно же он славился работами вышивальщиц по бархату, атласу, парче — бисером, золотым шитьем, стеклярусом. Мастерицы-монахини, работавшие для монастыря, создавали подлинные произведения искусства. Монастырь славился своими благоговейными службами, строгим образом жизни иноков, большой миротворческой деятельностью. Монахи монастыря первыми начали на костромской земле обучать крестьянских детей, боярских и дворянских отроков грамоте по Псалтыри. В 1764 году обитель была переведена в число заштатных и из бывшего, далеко не скудного, сделался настолко ограниченным, что не имел возможности содержать более шести человек. В описи 1765 года указано, что в монастыре были две каменные церкви - Иоанна Предтечи и Рождества Богородицы, богато и красиво убранные. Монастырь имел свои подворья в Галиче, Буе и в Костроме. На этих подворьях работало до пятисот монахинь-вышивальщиц. Из добываемой монастырем железной руды выплавлялось железо, из которого ковались гвозди, лемеха, сошники, косы, замки, ключи, топоры и многое другое. Монастырь положил начало развитию кузнечного дела и других ремесел. Особенно же он славился работами вышивальщиц по бархату, атласу, парче - бисером, золотым шитьем, стеклярусом. Мастерицы-монахини, работавшие для монастыря, создавали подлинные произведения искусства. Монастырь славился своими благоговейными службами, строгим образом жизни иноков, большой миротворческой деятельностью. Монахи монастыря первыми начали на костромской земле обучать крестьянских детей, боярских и дворянских отроков грамоте по Псалтыри.

http://azbyka.ru/palomnik/Иаково-Железно...

См. Островский Введенский. Введенский Переславский монастырь В 1764 году упразднённый и в приходскую церковь обращённый. Находился в городе Переславле Залесском. Церковь в нём была во имя Введения во храм Божьей Матери, почему и монастырь назывался Введенским и Переславским. Введенский Сольвычегодский монастырь См. Сольвычегодский Введенский. Введенский Тихвинский монастырь См. Тихвинский Введенский. Введенский Шартомский монастырь См. Шартомский Введенский. Введенский Юрьевский монастырь Владимирской Епархии 3 класса женский. Находится в предместье города Юрьева Поволжского на торговой стороне оного между купеческими слободами. Строения в нём: 1) ЦЕРКОВЬ каменная СОБОРНАЯ, во имя Введения во храм Божьей Матери; 2) ЦЕРКОВЬ тёплая каменная во имя св. Николая Чудотворца, построенная из давних лет. По духовным в 1764 году Штатам положен этот монастырь в третьем классе и управляется Игуменьей. Вевейский Успенский монастырь Минской Епархии заштатный мужской. См. Свейский Успенский. Прибавление из VI тома Великая пустынь Так именовалась Авраамиева положения пояса Пресвятой Богородицы (см. ч. V, стр. 63. 60 . Великобудинский Преображенский монастырь Полтавской Епархии мужской, упразднённый. Находился при местечке Великое Будище. Главная церковь в нём во имя Преображения Господня, почему и монастырь именовался Великобудинским и Преображенским. До Штатов, в 1786 году сочинённых для Малороссийский Епархии, было за ним 876 душ крестьян. Великобудинский Зельковский Преображенский монастырь Или Спасо-Преображенский той же Епархии 2 класса женский монастырь, находящийся в Полтавском уезде при том же местечке Великом Будище, между горами над рекой Ворсклой. Сперва построен был расстоянием от Будища в 3, а от Ворсклы в 1 версте под именем Скита; а потом в 1689 году тщанием и иждивением Генерального Судьи Василия Леонтьевича Кочубея перенесён на другое место ближе к местечку Будищу и построен также по-прежнему между горами. Строения в нём следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня однопрестольная;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Для паломников имеется гостиница. Есть также богадельня, больница и училище для сирот-девочек духовного звания. Монастырь большой и многолюдный; управляет им игуменья. Нижнеломовский Успенский монастырь. Этот общежительный монастырь расположен при уездном городе Нижнем Ломове. Как и многие другие монастыри, Нижнеломовская женская обитель возникла из богадельни, которая впоследствии была переименована в женскую общину. В 1880 году общину обратили в общежительный монастырь. Время основания – половина прошлого столетия. Средства для устройства обители были даны местным купцом Волковым. Πри монастыре имеется школа. Святыни и достопримечательностей нет. В настоящее время описываемый монастырь достаточно благоустроен и многолюден. Управляет им игуменья. Параскево-Вознесенский монастырь в Инсарском уезде. Этот общежительный монастырь расположен при деревне Пайгарме, в 40 верстах от уездного города Инсара. Местность, занятая монастырем, глухая и пустынная. По преданию, на этом месте в XVIII столетия явился чудесно образ Св. мчц. Параскевы. Здесь была построена часовня, а затем открыта женская община на средства благотворительницы Киселевой и некоторых крестьян. В 1884 году община была переименована в монастырь. В обители имеются следующие церкви: каменная Вознесенская и соборная Успенская. Вне ограды находятся еще две церкви. Главная святыня монастыря – упомянутая икона Св. мчц. Параскевы, которая чтится, как чудотворная; в ней заключены частицы св. мощей этой святой. При монастыре устроен приют для детей-сирот духовного звания и гостиница для паломников, которые очень усердно помещают Параскево-Вознесенский монастырь. Монастырь этот благоустроен и многолюден. Управляет им игуменья. Пензенский Троицкий монастырь. Общежительный Троицкий монастырь находится в городе Пензе. Обитель эта основана в конце XVII века на средства горожан и жителей соседних сел. При обители три храма: соборный Троицкий, храм во имя прп. Александра Свирского и церковь в честь Сошествия Св. Духа. Святыней обители является икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», которая чтится местно, как чудотворная. При монастыре имеется училище для девиц духовного звания и приют. Монастырь многолюден. Управляет им игуменья.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Свято-Введенский Толгский женский монастырь расположен в десяти километрах от центра Ярославля на левом берегу Волги, при впадении в нее реки Толги (Толгоболки), от которой и получил свое название. О времени и обстоятельствах основания монастыря рассказывает «Сказание о явлении и чудесах от иконы Толгской Богоматери». В «Сказании» говорится, что 8 августа 1314 г. ростовскому владыке Трифону ночью чудесно явилась икона Богоматери, стоящая на воздуха и освещающая округу. На этом месте и был основан Толгский Введенский мужской монастырь. Первые документальные упоминания о Толгском монастыре относятся к XV в. В это время монастырь находился на землях удельных ярославских князей Жировых-Засекиных, родственники которых делали земельные вклады в монастырь. В середине XV в. Толгская обитель перешла под покровительство московского князя Василия II. В начале XVI в. в Толгский монастырь вложили земли известные государственный деятели: боярин и дворецкий Г.В. Годунов, дьяк и печатник И.Т. Грамотин. В это время монастырь владел, кроме земли, речными переправами через Волгу и Соньгобу, рыбными ловами и мельницей. Монахи торговали во многих городах Верхнего и Нижнего Поволжья и на Белом озере. В начале XVII в. монастырь был разрушен и сожжен поляками, многие из монахов погибли. Новый этап возрождения и процветания Толгской обители в XVII в. связан с деятельностью энергичных игуменов Иоиля и Гордиана. Именно при их активных усилиях в монастыре ведется большое каменное строительство, а образ Богоматери Толгской получает широкую известность как в Ярославском крае, так и в России. В 1642 г. игумен Иоиль основал неподалеку от Толгского монастыря Смоленский (на Бору) мужской монастырь(ныне приходская церковь Смоленской Богоматери). Его святыней была чудотворная икона Смоленской Богоматери. Земли Толгского монастыря в XVII в. были расположены в Ярославском, Романовском и Ростовском уездах. В 1685 году Толгский монастырь владел 390 га пашни, 444 га сенокосной земли, 272 га леса. На этих землях находилось 3 села (Савинский бор, Толгобол, Гавшинка), 24 деревни, 2 слободы. По количеству крестьянских дворов (254) Толгский монастырь входил в число 96 крупных монастырей (крупными считались монастыри, имевшие от 126 до 1250 дворов). В Ярославле Толгский монастырь имел двор, лавки, амбар, харчевенную избу. В 1744 г. монастырю принадлежало 1447 душ крестьян мужского пола. После проведения правительством в 1764 г. секуляризации церковных земель, Толгский монастырь был отнесен к третьеклассным (в середине XIX в. обитель была переведена в разряд первоклассных). Во владении обители осталось 22 га пахотной и 39 га сенокосной земли, мельницы в деревне Нестерово на реке Ить.

http://sobory.ru/article/?object=00217

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010