Новые храмы и монастыри В минувшем году в нашей Церкви появился 21 новый монастырь, – 10 мужских и 11 женских. Священный Синод благословить открыть обители во Владимирской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Псковской, Рязанской, Самарской, Ставропольской епархиях, а также в Башкирии, Бурятии, Дагестане, Карелии, на Камчатке и в Молдавии. Наиболее важным, пожалуй, является воссоздание Успенской Саровской пустыни, где подвизался знаменитый на весь православный мир русский святой – преподобный Серафим Саровский. Возрожденная пустынь будет находиться в самом центре закрытого города ядерщиков Сарова, храм обители построен на месте кельи преподобного. При обители создан также скит, где будут испытываться желающие поступить в Успенскую пустынь послушники. Кроме того, открылись следующие обители: Николо-Радовицкий и Николо-Берлюковский мужские монастыри (Московская епархия); Казанский женский монастырь в г. Рязани; Мужской монастырь во имя великомученика и целителя Пантелеимона в г. Петропавловске-Камчатском; Ильинская Водлозерская пустынь близ деревни Куганаволок (Республика Карелия); Крестовоздвиженский женский монастырь в г. Кизляр (Республика Дагестан); Марфо-Мариинский женский монастырь в с. Ира Кумертаусского р-на (Республика Башкирия); Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в с. Троицкое (Республика Бурятия); Георгиевский женский монастырь в Предгорном районе (Ставропольская епархия); Александровский мужской монастырь в г. Суздале (Владимирская епархия); мужской монастырь в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших, в г. Черепанове (Новосибирская епархия); Никольский мужской монастырь в р. п. Саргатка и Серафимовский женский монастырь в с. Татьяновке (Омская епархия); Симанский Спасо-Казанский женский монастырь в г. Острове и Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь в с. Финева Гора (Псковская епархия); Покровский женский монастырь в с. Лукино (Нижегородская епархия); Богородичный Казанский мужской монастырь в с. Винновка (Самарская епархия);

http://pravoslavie.ru/700.html

Владимирский монастырь близ Вольска. Обитель расположена в 2 верстах от города. Основана в 1866 г. в виде общины, которая в 1892 г. была обращена в монастырь. Этот монастырь стоит в 4 верстах от сельца Скрябина и в 50 вер. от г. Сердобска. Учрежден в 1885 г. на средства пот. поч. гражданина Носова, пожертвовавшего землю и 100 000 р. Управление игуменское. Грязнухинский Свято-Троицкий монастырь в Камышинском уезде. Свято-Троицкий монастырь находится близ села Грязнухи, которое лежит на почтовом тракте Камышин-Саратов и от обители находится в 80 верстах. Расположена обитель на реке и учреждена под видом общины, как я большинство обителей Саратовской епархии, недавно, а именно в 1837 году, на средства жены коллежского асессора Бурковой, которая для этой цели пожертвовала свою усадьбу и 125 десятин земли. Потом общину переименовали в монастырь. В 1877 году был устроен приют для сирот павших воинов после Русско-Турецкой войны. Управляет игуменья. Гусевский Ахтырский монастырь в Камышинском уезде. Ахтырский монастырь находится при слободе Гусевке, в 60 верстах от гор. Камышина. Учрежденный в 1880 году на средства священника Иоанна Лозитского и крестьянина Двойченкова под именем общины, он в 1892 г. был переименован в монастырь. Управление игуменское. Дубовский Вознесенский монастырь в Царицынском уезде. Этот монастырь расположен при посаде Дубовке, на правом берегу р. Волги, в 50 в. от г. Царицына. Основанный в 1871 году в виде общины, при чем на устройство обители пожертвовали по 18 тысяч рублей протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Посохин, он в 1892 г. был переименован в монастырь. Ныне обителью управляет игуменья. Краишевский Тихвинский монастырь в Аткарском уезде. Тихвинский монастырь расположен в одной версте от села Краишевки, Аткарского уезда, при речке того же наименования. От уездного города он отстоит в 158 верстах. Под видом общины обитель основана в 1865 году с церковью Тихвинской Божией Матери, а в последних годах прошлого столетия она была переименована в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Дьяк Александр пишет: «Близ того (Влахернского храма) монастырь Святых Козьмы и Дамиана: тут от мощей их есть, а главы в монастыре Святаго Пророка Даниила». А Иеродиакон Зосима пишет: «Монастырь женский ту близ есть (близ Продрома), идеже лежат мученики Козьма и Дамиан»... Показание Иеродиакона Зосимы о местности этого монастыря близ Продрома противоречит этому ясному указанию Стефана Новгородца (и согласному с ним Дьяка Александра), что монастырь этот находился близ Влахернского храма, на поле, вне града; а как, по тщательном исследовании, оказывается, что Иеродиакон Зосима вообще менее других паломников точен в своих указаниях о местонахождении Цареградских святынь, то мы и в этом случае отдаём предпочтение указанию Стефана Новгородца, полагая, что Иеродиакон Зосима, указывающий в этом монастыре, кроме мощей Святых Козьмы и Дамиана, ещё и мощи Святой Елисаветы, смешал его с женским монастырём Святой Богородицы, в котором действительно, по сказанию Стефана Новгородца, почивали мощи этой Святой; находился же он на 5-м холме, и точно не в дальнем расстоянии от Продрома, что и было замечено нами при описании групп монастырей 5-го и 7-го холмов. План Цареградского Седмихолмия, с обозначением на оном месте древних памятников церквей и монастырей, согласно с описанием русских паломников XIV и XV веков. Обозначения: На I холме: 1 . Храм Св. Софии Премудрости Божьей. 2 . Церковь Ирины (и Мира). 3 . Монастырь Святой Богородицы. 4 . Монастырь Св. Великомученика Георгия Мангана. 5 . Церковь Св. Спас или Христос Милостивый. 6 . Монастырь Св. Богородицы (Патрикии). 7 . Монастырь Панагран. 8 . Монастырь Панданас (Всевладычицы). 9 . Монастырь Св. Богородицы Одигитрии (Наставницы). 10 . Новая Церковь (Енеаклисия). 11 . Палата (дворец) Царя Константина. 12 . Монастырь Святых Сергия и Вакха. 13 . Железные врата и порт катерга Лимани. 14 . Монастырь Св. Димитрия. 15 . Врата Жидовские. 16 . Монастырь Св. Лазаря. 17 . Церковь Монастырь Св. Варвары. 18 . Монастырь Св. Киприана. 19 . Монастырь Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

– в лето 7177 – пелену к образу Пресвятой Богородицы; – в лето 7182 – епитрахиль атласа золотного по лазоревой земле; – в лето 7183 – пять образов окладных, пять образов на красках, пелену к местному образу Всемилостивого Спаса; 4) Государь Царь Алексей Михайлович пожаловал покровы к служебным сосудам бархата Турецкого золотного да камки белой десять аршин; 5) Государыня Царица Наталия Кирилловна пожаловала на строение каменной церкви 400 пудов железа; 6) в лето 7187 Государыня Царевна Анна Михайловна пожаловала пять образов на красках, по сестре своей, Государыне Царевне Ирине Михайловне, ризы атласа золотного по лазоревой земле; 7) в лето 7188 Государыня Царевна Татьяна Михайловна пожаловала на оплечье материи, шитой золотом и серебром с блёстками по чёрному бархату, и другой материи по Таусинному бархату. До Штатов 1764 года было за этим монастырём 43 души крестьян, а по Штатам обращён в приходскую церковь , при которой ныне имеется священник с причётниками и несколько приходских дворов. Спасский Нуромский монастырь См. Нуромский Спасский. Спасский Орловский монастырь См. Орловский Спасский. Спасский Оскуйский монастырь См. Оскуйский Спасский. Спасский Перемышльский монастырь Был в Епархии Перемышльской. См. Историческое Известие о возникшей в Польше Унии, изд. 1805 г., стр. 113. Спасский на Песках монастырь Мужской упразднённый, находился близ города Ростова. До Штатов 1764 года было крестьян за ним 599 душ, по Штатам же соединён с Ростовским Яковлевским. См. Историю Российской Иерархии, ч. II, стр. 512. Спасский Поликарпов монастырь См. Поликарпов Спасский. Спасский Порховский монастырь См. Порховский Спасский. Спасский Пронский монастырь/Спасская Пронская пустынь См. Пронская Спасская. Спасский Пятницкий монастырь См. Пятницкий Спасский. Спасский Рабангский монастырь См. Рабангский Спасов. Спасский с Розваду монастырь См. с Розваду Спасский. Спасский Ростовский монастырь См. Спасский на Песках и другой, Спасов Ростовский. Спасский Рязанский монастырь См. Рязанский Спасский. Спасский Симбирский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

митрополитом Московским Платоном — 216 Воздвиженский монастырь в Москве — Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня монастырь; основан в Белом городе (на Воздвиженке) в 1440 г. боярином Ховриным, перестроен в 1547 г.; был упразднен после пожара 1812 г. и обращен в приходскую церковь — 258 Вознесенский женский монастырь в Москве — основан в 1387 г. княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского; современный адрес: Спасская улица; разрушен в 1929 г. — 277, 287 Воскресенский первоклассный женский монастырь (Новодевичий) в Петербурге — основан императрицей Елизаветой в 1748 г.; современный адрес: Московский проспект, 100 — 82, 83, 90, 91, 99, 108, 120, 132, 134, 142, 165, 169, 171, 175, 186, 217, 220, 224, 243, 266, 319 Высокопетровский мужской монастырь в Москве — основан не позже 1330–х гг. при жизни митрополита Петра; современный адрес: Петровка, 28; закрыт в 1917 г. — 286 Данилов мужской монастырь — основан не позже 1282 г. святителем Даниилом, князем Московским; современный адрес: Даниловский вал, 22; закрыт в 1930 г. — 288 Донской мужской монастырь — основан в 1593 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия Крымского хана; современный адрес; Донская площадь, 1; закрыт в 1924 г. — 289 Заиконоспасский мужской монастырь в Москве — основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым; современный адрес: Никольская улица, 1; закрыт в 1929 г. — 278 Зачатьевский женский монастырь в Москве — основан в 1584 г. царем Федором Иоановичем; современный адрес: 2–ой Зачатьевский переулок, 2; закрыт в 1924 г. — 290 Златоустовский мужской монастырь в Москве — основан в начале XV в.; современный адрес: Малый комсомольский переулок, 5; разрушен в 1933 г. — 273, 274 Знаменский монастырь в Москве — монастырь Знамения Пресвятой Богородицы в Зарядье; основан царем Михаилом Федоровичем в 1630 г. — 286 Ивановский женский монастырь в Москве — основан в XVI в.; современный адрес: улица Забелина, 4; закрыт в 1918 г. — 291 Казанский монастырь в Казани — вероятно, Спассо–Преображенский монастырь в казанском Кремле; основан в 1556 г. — 299 Миссионерский монастырь — см.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

2 класса женский. Находился в самом Киеве на урочище, называемом Плоском (см. Богословский Киевский). Но в 1786 году, при учреждении Штатов Малороссийским монастырям, Указом Апреля 10 переведён в Полтавскую Губернию в Золотоношский мужской Красногорский монастырь, тогда же упразднённый, вёрстах в трёх от города Золотоноши, и потому с тех пор называется Богословским Золотоношским. Киевобратский монастырь См. Братский Киевский. Киевовыдубицкий монастырь См. Выдубицкий. Киевогреческий Екатерининский монастырь См. Греческий Екатерининский. Киевоиорданский монастырь См. Иорданский. Киево-Кирилловский монастырь См. Кирилловский Киевский. Киевомежигорский монастырь См. Межигорский. Киевомихайловский или Киево-Злато-верхо-Михайловский монастырь См. Злато-верхо-Михайловский. Киево-Николаевский Алатырский монастырь См. Алатырский Киево-Николаевский. Киево-Петропавловский монастырь Мужской, находящийся в губернском городе Киеве на Подоле, когда построен, неизвестно. Некоторые уверяют, что он существовал ещё в начале XIII века и был Костёлом монахов Доминиканского ордена, и основан, де, Иакинфом Доминиканцем с дозволения Великих Князей Всероссийских, а в конце XVII столетия обращён в благочестивый монастырь и в 1710 году грамотой Государя ПЕТРА I от 29 Января подчинён ведомству Преосвященных Архиереев Киевских. Всё же нужное для обители Греко-Российского исповедания устроено Государственным коштом. Здания в монастыре следующие: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя св. Апостол Петра и Павла с двумя приделами: а) на южной стороне – во имя Св. Захария и Елисаветы; б) на северной – во имя Алексия человека Божия. Вид и архитектура этой церкви представляет костёл Римский, так как для оного первоначально и была она сооружена; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Захария и Елисаветы с трапезой. Построена в 1763 году; 3) КОЛОКОЛЬНЯ над воротами каменная же; 4) КЕЛЬИ и ОГРАДА кругом монастыря на 200 саженей деревянные. По состоявшемуся в 1786 году, Апреля 10, Именному Указу велено перевести в этот монастырь Киево-Подольский Греческий Екатерининский мужской и быть им обоим под одним названием Греческого Екатерининского, во 2 классе. Настоятельство в монастыре сем Архимандричье. См. Екатерининский Греческий монастырь. Киево-Печерская Лавра

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Авраама: в нем поклонники зимуют. 3 . Монастырь Св. Иоанна Предтечи: и зде поклоники зимуют. 4 . Монастырь Архистратига Михаила: и зде поклоники зимуют. 5 . Монастырь Великомученика Димитрия: и зде поклон. зимуют. 6 . Монастырь Святителя Христова Николая: тамо чернецы живут. 7 . Монастырь Св. Великомученика Феодора Стратилата: и зде поклонники зимуют. 8 . Монастырь Св. Великомученика Георгия. 9 . Монастырь Св. Великомученика Георгия: зде и вериги в церкви висят, что на Георгии были. 10 . Монастыръ Введения Пресвятыя Богородицы: тут чернецы живут. 11 . Монастырь Св. Василия: и зде черницы живут. 12 . Монастырь Св. Великомученицы Екатерины: и тут чернецы живут. 13 . Монастырь Преподобнаго Евфимия: и тут чернецы живут. 14 . Монастырь Савы Освященнаго: сей за Иерусалимом стоит. 15 . Во Вифлееме Рождества Христова. 16 . Монастырь Св. Пророка Илии, на пути в Вифлеем. 17 . Монастырь Σταυρς или Крест. Монастырь Илии, четыре последнии, далече стоят от града. По сих всех монастырях, сидячи мы во святом граде Иерусалиме чрез 6 месяцей, довольно ходили и по церквам покланялись, благодаряще премилосердаго Бога, яко сподобил нас Господь св. град Иерусалим видети и поклонникам быти святым местам, плотию и кровию Христовою освященным. Потом, возставше, вси поклонники идохом в Горняя со тщанием: во град Иудов, и внидохом в дом Захариин, и целовахом место святое, идеже великий во пророцех, Иоанн, родися; на том месте теперь церковь прекрасна стоит; в той церкви, по левой стороне, степеньми мало в низ пошедши, есть тое самое место, идеже св. Иоанн родися. Место тое всюду зело чистыми мраморными досками выслано, а по средине сделано от сребра велику звезду, идеже отроча св. Иоанн положен бысть, и тамо вси покланяются, и место оное лобызают. И мы, святому тому месту поклонившись, изыдохом оттуду: там нам, в правой руце, в стене, за кратою, показали той камень, на нем же св. Иоанн Предтеча сидел в пустыни и проповедывал царствие Божие, глаголя: «Покайтеся: приближи бо ся царствие небесное».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Глава II. Возникновение и первоначальное существование монастырей Содержание. Участие в основании и устройстве монастырей общества и правительства. Принятие монашества под старость. Монастыри-приюты под старость после военной жизни. 1) Монастыри донских казаков. Чернеев Николаевский монастырь. Боршов монастырь. Его оборонительное значение. Его земельные владения. Тяжбы и столкновения с соседями. Воронежский Покровский монастырь. Покровительство донских казаков. Земельные владения. Внутренняя жизнь. Вражда партий. Устьмедведицкий Межигорский монастырь. – 2) Монастыри полковых казаков. Лебедянский монастырь. Предания о его возникновении. Связь его с историей дома Романовых. Исторические данные о начале и быте монастыря. Троицкий Елецкий монастырь. Тешевский Задонский монастырь. Связь его со Сретенским Московским и с памятью о нашествии Тамерлана. Даншина пустынь и Карачунский монастырь, – их неустойчивое существование при набегах разных «воинских людей». Семилуцкая пустынь – значение ее в качестве инвалидного дома. Толшевский монастырь – особенности его положения на незащищенной стороне р. Воронежа. Быт монастыря. Воронежские монастыри – Успенский и Алексеевский. Их основание, земельные владения и внутренний строй. Лысогорская пустынь. Коротоякский Казанский женский монастырь. – 3) Монастыри черкасские. Пятницкий Острогожский женский монастырь. Дивногорский монастырь. Его основание. Особенности положения. Опасности от внешних врагов и средства защиты. Пещерокопательство. Владения и столкновения из-за них с соседями. Шатрище и устроенная в нем пустынь. Общая характеристика монастырской жизни. Управление. Состав братии. Имущества монастырей. Связь с миром. Экономические связи. Церковная зависимость. Значение воевод и приказных. Черты внутреннего строя в жизни монастырей. Труд монахов. Пещерокопательство. Значение донских монастырей для края. Количество монастырей и монахов, как показатель тяготения населения к монашеству. Колонизационное значение монастырей. Обычно монастырь должен возникать, как завершение монашеского подвига: монастырь есть организованное монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

43 . ИОНА II Лещинский, скончался в 1761 году, Ноября 7, и погребён в южной паперти соборной церкви. 44 . ВАРЛААМ Гловацкий. Упоминается в 1766 году. 45 . СИМОН был с 1777 по 1785 год. 46 . ИОСИФ IV был с 1783 по 1791 год; он уволен с пенсией в Сергиеву Троицкую Лавру на покой, но в 1799 году определён Настоятелем Ростовского Богоявленского Аврамиева монастыря, и там скончался. После Иосифа до 19 Октября 1802 года этот монастырь состоял в управлении Преосв. Сильвестра, бывшего Епископа Крутицкого, который имел пребывание своё в оном. 47 . ФЕОФАН Некрасов, в 1803 году переведён из Лужицкого монастыря. Он находится и доныне, будучи первоприсутствующим в Московской Духовной Консистории. А до 1813 был над Московскими Епаршескими монастырями Благочинным. В 1813 году, за болезнью, по прошению его, от этой должности уволен. Спасо-Великопустынский монастырь См. Великопустынский Спасов. Спасо-Вифанский монастырь См. Вифания. История Российской Иерархии, ч. III, стр. 562. Спасовожеозерский монастырь См. Вожеозерский Спасский. Спасов монастырь Александровой мужской пустыни Находился в Костромской Епархии и имел за собой крестьян 177 душ. Спасов Рабангский монастырь См. Рабангский Спасов. Спасов монастырь Ростовский мужской упразднённый, находился в Ростовском уезде. Спасов Рязанский монастырь См. Рязанский Спасский. Спасов-Геннадиев монастырь См. Геннадиев Спасский. Спасо-Геронтиева Чебоксарская пустынь См. Геронтиева Чебоксарская. Спасогорский Белоезерский монастырь Мужской упразднённый, находился в Новгородской Епархии, в предместье уездного города Белоезерска. Этот монастырь начал строиться по грамоте Павла, Епископа Вологодского, в 1716 году (поскольку тогда Белоезерскяя область принадлежала к Епархии Вологодской), а по прошению Белоезерских граждан, на Белоезерской посадской земле на горе, именовавшейся Спасской, где был поставлен прежде крест. По этой горе и монастырь назван Спасогорским. В 1717 году, в Августе месяце, по общему Белоезерских граждан, письменному заручному совету отведено под этот монастырь из посадской выгонной земли 80 квадратных саженей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Москва. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Ивановский монастырь Карта и ближайшие объекты Ивановский монастырь, 2 класса, общежительный, в Москве, близ улицы Солянки. Когда был учрежден монастырь, с точностью неизвестно. Одни полагают, что он был основан великим князем Иоанном III, другие — великой княгиней Еленой Глинской. Несомненно только, что существовал он в XVI веке. В 1812 году был разорен; в 1859 году восстановлен. Здесь находится древняя чудотворная икона святителя Иоанны Предтечи. При монастыре иконописная школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в XV веке. Считается одним из древнейших монастырей Москвы. Первоначально существовал как мужской и находился в Замоскворечье. Перенесён на Кулишки в середине XVI века. На этом месте монастырь стал женским с сохранением старого посвящения - Иоанно-Предтеченский девичий монастырь. Перестроен в 1859-1879 гг. по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского (1801-1885гг). В монастыре действовал строгий монастырский Устав. В 1927 году монастырь закрывают. Его территорию занимали различные организации: НКВД-МВД, ЦГАМО, швейная фабрика имени Советской Армии. Монастырь возвращён РПЦ в 1992 году. Первое известие о московском Ивановском монастыре содержится в летописях 1415 года. Однако тогда монастырь существовал в другом месте — в Черниговском переулке, где и сейчас стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. На Кулишках же монастырь существовал уже в начале XVI века. Монастырь был весьма почитаем царями и царицами — здесь молились и царь Иоанн Васильевич, и Михаил Федорович Романов, и царица Евдокия Лукьяновна. Монастырь расстраивался на государственные средства и получал богатые дары и поддержку со стороны государей. Помимо царской заботы, монастырь был и родовой обителью многих известных московских семейств — вкладчиками были князья Лобановы, Хованские, Волконские, Голицыны, Мещерские и многие другие. Одной из интересных страниц истории монастыря является пребывание здесь с 1785 года монахини Досифеи, бывшей, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны, которая вела в монастыре затворнический образ жизни, а высота ее духовной жизни была хорошо известна в Москве. Одним из наставленных ей на путь монашества был Тимофей Путилов, который впоследствии был пострижен в монашество с именем Моисей и ставший известным оптинским старцем и архимандритом. Расцвет монастыря приходится на вторую половину XIX века, и связан он был с именем святителя Филарета, митрополита Московского, поддержавшего восстановление монастыря по общежительному уставу. Однако в силу разных причин строительство монастырского комплекса было завершено только в 1879 году.

http://sobory.ru/article/?object=04846

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010