Уничтожались также названия, присвоенные по личным именам представителей царствующего дома, например: Елизаветград, Елизаветполь, Екатеринбург, Екатеринодар, Николаевск, Новониколаевск, Алексеевск. Ликвидировались названия, связанные с фамилиями так называемой знати. В эту категорию попадали и помещики, а поскольку три четверти деревень России называлось по землевладельцам, полная ликвидация таких наименований оказывалась в принципе невыполнимой. Безоглядное же уничтожение названий, связанных с именами «помещиков и генералов», приводило к серьёзным историко-культурным потерям. Например, город Пржевальск, названный в память о великом русском путешественнике, исследователе Центральной Азии Н. М. Пржевальском, был переименован в Каракал, поскольку Пржевальскому за его научные заслуги было присвоено генеральское звание. Известно, каким гонениям подвергалась Церковь после установления советской власти, однако в 1926 г. ВЦИК специальным декретом предложил местным органам прекратить ходатайства о переименовании селений, имеющих названия по церковным праздникам или по именам святых, что было вызвано исключительной распространённостью этих названий в России. Иную позицию занимал Союз воинствующих безбожников. На конференции его Московской организации (1929 г.) было принято решение добиваться переименования городов и улиц, носящих религиозные названия. Непосредственными жертвами этого решения были переименованные в 1930 г. подмосковные города Сергиев (Загорск), Богородск (Ногинск), Воскресенск (Истра). Но в других областях России безбожники были не столь воинственны, благодаря чему уцелели названия многих городов, в том числе областных центров Архангельск и Благовещенск, а также ряда меньших городов: Белая Церковь, Богородск (Нижегородская обл.), Спасск-Дальний, Троицк и ряд других. Названия, которые появлялись взамен отменяемых, были очень разнообразны. Но с самого начала видное место принадлежало названиям идеологизированным, таким, например, как: Вождь Пролетариата, Коминтерн, Коммунар, Новый Быт, Новый Строй, Парижская Коммуна, Правда, Пролетарск, Свободный, Советский, Труд, Ударный и т. п. Часто выбор нового названия производился по контрасту со старым названием: Великокняжеская - Пролетарская, Генеральский - Красноармейский, Дворянский - Крестьянский, Потёмкинская - Пугачёвская и т. д.

http://pravoslavie.ru/75409.html

Адрес: Московская область, город Ногинск, улица Рабочая, дом 2. Телефон: 8(496) 514-21-06 Подробнее... Петропавловский храм (Обухово) [ править править код ] Покровский храм построен в 1755 году на Петропавловском погосте в деревне Сосновый Бор, стараниями прихожан и местных купцов и фабрикантов Бруновых и Тюляевых, вместо деревянной ветхой церкви. Каменный храм с купольной ротондой выстроен в формах зрелого классицизма и эклектики, имеет три придела: в честь Вознесения Господня, в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя апостолов Петра и Павла. Во время холеры 1892 году, в день великомученика Пантелеймона духовенство храма устроило крестный ход — холера была побеждена. Адрес: Московская область, Ногинский район, поселок Обухово, улица Сосновый Бор. Телефон: +7 (496) 512-12-58 Подробнее... Свято-Троицкий храм (Старая Купавна) [ править править код ] Троицкий храм построен в 1751 году на средства купца Д.Я. Земского на месте деревянной церкви XVII века. В конце XIX храм перестраивался приобретя черты эклектизма. Свято-Троицкий храм до революции 1917 года был воплощением красоты, славы и гордости Купавны. 1930-е годы стали для него серьёзным испытанием. После закрытия в 1937 году всё было переделано таким образом, чтобы здание ничем не походило на прежний храм - памятник архитектуры, некогда жемчужина Богородского уезда сильно пострадал. В конце 1980-х годов храм вернули верующим, 3 июня 1990 года, в день Святой Троицы, состоялось первое богослужение. Состоялся первый крестный ход после многих лет запустения и разрухи. Сейчас храм восстановлен и действует. Адрес: Московская область, Ногинский район, город Старая Купавна, улица Большая Московская, дом 40. Телефон: +7 (496) 512-42-65 Подробнее... Свято-Успенский храм (Богослово) [ править править код ] Успенский храм построен в 1853 году на месте церковном. В XVI веке село было дворцовым, и в нем была деревянная церковь, в XVIII веке здесь была основана Богословская пустынь, в которой были уже две церкви - каменный Успенский собор, построенный в 1726 году, и деревянная церковь во имя Иоанна Богослова, сохранившаяся с XVI века.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородский_ок...

О патриархе Пимене К 100-летию со дня рождения Платон Извеков (будущий патриарх Пимен). Фото 20-х годов 10 июля 1910 года, в праздник Положения ризы Господней, в семье Михаила Карповича и Пелагеи Афанасьевны Извековых родился мальчик, которого крестили с именем Сергей – будущий глава Русской Православной Церкви патриарх Пимен. Место его рождения – село Кобылино Бабичевской волости Малоярославского уезда Калужской губернии. Это родина его отца. В официальных биографиях местом рождения патриарха значится город Богородск (ныне Ногинск), где жила семья патриарха. Сына в семье ждали долго: после рождения старшей дочери Марии все дети Извековых: Анна, Владимир, Михаил, Людмила – умирали в младенчестве. И тогда мать дала обет: если будет сын, посвятить его Богу. Так родился Сергей Извеков – дитя молитвы и обета. Отец Сергея работал механиком на Глуховской фабрике Арсения Морозова под Богородском, где и жила его семья. Матери удалось рано приобщить сына к чтению духовной литературы. «Я с детства увлекался творениями “русского златоуста” – архиепископа Херсонского Иннокентия», – вспоминал в 1970-е годы Святейший Патриарх. Вместе с матерью мальчик совершал паломничества по святым местам; особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой лавре. Пелагея Афанасьевна исповедовалась у старца Зосимовой пустыни преподобного Алексия (Соловьева). Вспоминая свое первое паломничество в Троице-Сергиеву лавру, патриарх говорил: «Привезенный своей родительницей в святую лавру Сергиеву, когда мне исполнилось 8 лет, я впервые исповедовался и причащался святых таин в Зосимо-Савватиевской церкви лавры». Когда Сергей немного подрос, он начал ездить по православным обителям один или в сопровождении друзей. Святой митрополит Макарий (Невский), живший на покое в Николо-Угрешском монастыре, сказал ему: «Помолись за меня, у тебя великий, но тяжелый путь». Блаженная Мария Ивановна Дивеевская, увидев юношу, вскочила и запричитала: «Смотрите, смотрите, владыка к нам пришел, владыка. Поставьте его калоши отдельно. Владыка, владыка пришел».

http://pravoslavie.ru/36227.html

Балобаново. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Краснокирпичная Троицкая церковь построена в 1903 г. по заказу купца Лапина в стиле эклектики с заимствованием византийских, древнерусских и закавказских мотивов. В 1930-е гг. закрыта и повреждена. С 1990-х гг. возрождается. Церковь во имя Святой Троицы в Балобаново поставлена в 1903 году по заказу и на средства купца Липина, имевшего в Балобанове ленточную фабрику. Храм отличается необычностью архитектурного облика: он выстроен в духе эклектики с элементами стилизации под византийские, древнерусские и закавказские архитектурные формы. Особенно редким для Подмосковья является ориентация на традиции зодчества Закавказья, хотя историческое направление стиля эклектики, господствовавшего в конце XIX - начале XX веков в русской архитектуре, давало безграничные возможности для заимствования из любой традиции. Церковь Св. Троицы построена из красного кирпича. Граненый барабан с приземистым ребристым шатром (именно эти элементы наиболее характерны для закавказских архитектурных традиций) перекрывает квадратное в плане пространство храма. К основному объему примыкают апсида и западный притвор со звонницей одноярусной с тремя проемами. Южный и северный фасады храма имеют фигурное завершение и декорированы узкими окнами, расположенными полукругом. Особую нарядность храму придают фигурная кирпичная кладка, различные декоративные элементы из кирпича и особенно большой рельефный крест по центру фасада. Входы оформлены в виде небольших выступов, декорированных колонками. В интерьере храма можно видеть остатки росписей. Современное состояние Троицкой церкви весьма печально: утрачен крест, повреждена кровля, сильному разрушению подверглась во многих местах кирпичная кладка. Недавно храм передан общине верующих, и вскоре должны начаться восстановительные работы. Из книги «БОГОРОДСКИЕ СВЯТЫНИ. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». - Богородск (Ногинск), 1992 год.

http://sobory.ru/article/?object=01962

Высокая трехъярусная колокольня усложнена по сторонам пристроенными компартиментами. Выступающий карниз основного, квадратного в плане, объема колокольни, предназначенного под колокола, является основанием для башенки, состоящей из двух восьмигранных объемов. Средний из них прорезан узкими сквозными проемами, над которыми профилем обозначены декоративные кокошники. Венчает колокольню барабан с главкой. Декоративное убранство недавно отреставрированной колокольни построено на сочетании цветной штукатурки и белых декоративных элементов: карнизов, филенок, капителей, кокошников, креста (над входом). Над притвором на западном фасаде колокольни поставлена небольшая главка на цилиндрическом барабане. Общий вид храма, несмотря на большие разрушения (вплоть до разрушения кладки), производит необычное впечатление. Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год. Церковь Живоначальной Троицы была возведена в 1900-1908 годах в селе Каменка бывшего Богородского уезда. Это село в 1930-х годах вошло в границы рабочего поселка, а впоследствии города Электроугли. Сельцо Каменка-Любимовское известно усадьбой, которой владел во второй половине XVIII столетия князь А.Н. Волконский, а в конце XIX - начале XX веков – местный купец Петр Григорьевич Брунов. Величественная Троицкая церковь была посвящена событию коронования в 1896 году последнего русского царя Николая II и царицы Александры Федоровны. На церковном погосте у алтаря пятиглавого Троицкого храма сохранилось одно старое надгробие. На камне высечен такой текст: «Потомственный почетный гражданин Петр Григорьевич Брунов родился 6 июня 1840 г. Скончался 21 июня 1902 г. и жена его Мария Гавриловна». Это могила известных фабрикантов Богородского уезда, владельцев ковровой мануфактуры и основателей Троицкой церкви в Каменке. Имение Каменка-Любимовское в Богородском уезде было куплено Петром Григорьевичем Бруновым в 1886 году. В справочнике 1890 года мы встречаем упоминание коврово-ткацкой и мешочной фабрики купца П.Г. Брунова «при селе Каменках». На предприятии тогда насчитывалось двести рабочих, а управляющими были Иосиф Гудаковский и Григорий Брунов. При Обуховской подгорной слободе также держал свою ковровую фабрику родственник Петра Григорьевича – Михаил Матвеевич Брунов.

http://sobory.ru/article/?object=04126

Первоначально колокольня была отдельно стоящей. Вскоре после постройки храма между ним и колокольней была возведена паперть, в которой размещалась кладовая для ризницы. В 1877 году последовали большие переделки в храмовом комплексе: внутреннее пространство храма увеличили за счет постройки трапезной и объединения ее с папертью. Тогда же западный вход был дополнен небольшим крыльцом. В интерьере храма сохранились фрагменты клеевой живописи середины XIX века, а также иконостас первой трети XIX века, выполненный в традициях классицизма. Современное состояние Успенской Стромынской церкви достаточно хорошее. Из книги «БОГОРОДСКИЕ СВЯТЫНИ. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год. Старинное село Стромынь расположено в одном из живописнейших уголков Подмосковья, у границы с Владимирской областью. Через него проходила известная дорога Стромынка, получившая своё название в год осявщения Дубенского монастыря на Стромыни и соединявшая Москву с Владимиром. Название села связывается со словом " строить " - крепить, огораживать заболоченный участок местности. Монастырь возводился на низком месте, которое необходимо было " строить " , т. е. возвышать насыпью. По другой версии " стромынь " ( " стремнина " ) - место, где русло реки Дубёнки, в те времена быстрой и бурной, имело крутой поворот. Своё летоисчисление село начало с XIV столетия, когда оно стало упоминаться в актах и на картах Древней Руси под первоначальным названием Коровицыно. Всего около 50 километров разделяют Стромынь и Троице-Сергиеву Лавру. Но близость эта не только географическая, но и духовная. Самим угодником Божиим преподобным Сергием Радонежским был основан на Стромынской земле Успенский Дубенский монастырь. В 1379 году по воле Великого князя Дмитрия Иоанновича преподобный Сергий Радонежский ревностно занялся устройством монастыря. Местом для обители он избрал на Стромыни берег речки Дубёнки. В Никоновской летописи сказано: " ... и священа бысть церковь месяца декабря въ 1 день... лета 6887 " .

http://sobory.ru/article/?object=03920

Проведенный анализ данных устной истории показывает, что интерпретация подобных устных нарративов с привлечением целого ряда косвенных источников рассматриваемого периода позволяет сделать важные выводы, в том числе, определить, какая из нескольких версий устного повествования наиболее точно излагает происходившие события. Литература 1 . Толгский В.Г., прот. Сказание о высокочтимой иконе Богоматери Иерусалимская, что в городе Бронницах Московской губернии. М., 1908 (переиздано: Журнал Московской Патриархии. 1996. 10. С. 29–33. Также вошло в состав сборника воспоминаний внучки прот. В. Толгского: см. Толгская Н.В. Имена в поминании. М., 1998. С. 25–36). 2 . Добров И.П., прот. Чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» в городе Бронницах, Московской губернии (историческое ее описание). М., 1916. (Переиздано с некоторыми сокращениями в историко-краеведческом альманахе «Богородский край»: Богородский край. Альманах. Ногинск-Богородск, 2000. 2 (7). С. 7–15). 3 . Добров И.П., прот. Чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» в городе Бронницах, Московской губернии (историческое ее описание). М., 1916. С. 14. По преданию, в часовне были сложены старые и не представлявшие интереса иконы, не поместившиеся в построенную в 1705 году каменную церковь . 4 . Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 17 (1771 г.). Д. 329. Дело по доношению из Дворцовой конюшенной канцелярии о посылке в Коломенскую духовную консисторию указа о подтверждении села Бронниц священников ко спасению себя и других от заразы. 5 . РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 17 (1771 г.). Д. 329. Л. 1–1 об. 6 . Центральный архив города Москвы (ЦАГМ). Ф. 1215. Оп. 1. Д. 357. Л. 21–24, 71–72. 7 . Вайнтрауб Л.Р. Собор святого Архангела Михаила в Бронницах. М., 2005. С. 174–175. 8 . Центральный государственный архив Московской области (ЦГАМО). Ф. 7383. Оп. 3. Д. 2. Л. 212. 9 . Протоиерей Сергий Лавров [некролог]//Московские епархиальные ведомости. 2001. 11–12. 10 . Запись рассказа протоиерея Сергия Лаврова об Иерусалимской иконе Богоматери из Бронниц, сделанная Г.П. Чистяковым в 1970-е гг. Архив автора. 11 . Регистрационное дело бронницкой общины 1925 года см.: ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 342. Л. 174–203 об. 12 . ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 342. Л. 186 об.–187. 13 . ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 342. Л. 177 об.–178. 14 . Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 26. Л. 23–23 об. Сведения об авторах И.Е. АЛЕКСЕЕВ к.и.н., главный советник департамента внутренней политики Аппарата Президента Республики Татарстан И.В. БАЗИЛЕНКО д.и.н., к.б., вед.н.с. Института восточных рукописей РАН, проф. СПбГУ, проф. СПбДА А.А. ГОРИН к.и.н., преп. КазДС, КСЮИ И.П. ЕРМОЛАЕВ д.и.н., проф. КФУ, КазДС иер. Антоний ЕРМОШИН преп. КазДС Д.А. КАРПУК канд. богословия, препод., зав.арх. СПбДС Е.П. КЛЮЧЕВСКАЯ к.иск, зам. директора по научной работе ГМИИ РТ, Институт энциклопедии АНТ иер. Алексей КОЛЧЕРИН к.б., докторант ОЦАиД им. св. равноап. Кирилла и Мифодия, преп. КазДС

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Покровский, прот. Фотография. Тюрьма. Ногинск. 1937 г. Дмитриевич Покровский (14.08.1890, с. Архангельское Волоколамского у. Московской губ.- 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. В 1905 г. окончил Волоколамское ДУ, в 1912 г.- Вифанскую ДС. Был определен учителем церковноприходской школы в дер. Губинской Покровского у. Владимирской губ. (ныне Губино Орехово-Зуевского р-на Московской обл.). В 1915 г. рукоположен во диакона и назначен служить в Хотьковский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . В 1916 г. переведен в московскую Троицкую ц. на Самотёчной ул. Одновременно состоял законоучителем в частной женской гимназии М. А. Чеховой (с 1 сент. 1916), в школе-приюте Комитета помощи семьям лиц, призванных на войну (с 1 дек. 1916), в церковноприходской школе Троицкой ц. (с 1 сент. 1917). В 1919 г. рукоположен во иерея к тому же храму. Во время гражданской войны Н. был призван в тыловое ополчение Красной Армии и служил в топливном отделе Управления Кремлем и домами ВЦИК. После демобилизации вновь определен на служение в Троицкий храм. В 1923 г. переведен в Спасскую ц. на Песках в Каретном Ряду, а в 1930 г.- в Знаменскую ц. во 2-м Колобовском пер. В том же году возведен в сан протоиерея. Летом 1930 г. был арестован двоюродный брат Н. свящ. Александр Покровский, служивший в Елисаветинском храме при Дорогомиловском кладбище, его обвинили в «подготовке совершения террористических действий против членов советского правительства». По подозрению в соучастии в этом преступлении 6 окт. 1930 г. Н. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе заявил, что бывал у брата очень редко и на политические темы с ним не разговаривал. Хотя в обвинительном заключении было записано: «В процессе следствия факт подготовки террористического акта конкретными данными не установлен», учитывая «социальный состав» обвиняемых, следствие пришло к выводу: «...есть основания полагать, что со стороны указанной группы велась подготовка к совершению террористических действий по отношению членов советского правительства, в первую очередь - товарища Сталина». 30 нояб. 1930 г. Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ по Московской обл. Н. был приговорен к 3 годам в ИТЛ.

http://pravenc.ru/text/2565778.html

Официальные биографии Патриарха Пимена называют местом его рождения город Богородск (ныне Ногинск) Московской губернии. По воспоминаниям епископа Сергия (Соколова), Патриарх Пимен своей родиной считал село Воскресенское вблизи Богородска. Однако, как указывает преподаватель нашей Духовной академии Дмитрий Владимирович Сафонов, место рождения будущего Патриарха точно указано в хранящемся в музее московского Свято-Данилова монастыря студенческом билете Сергея Михайловича Извекова, выданном в 1940 году и заверенном его подписью, — село Кобылино Бабичевской волости Малоярославского уезда Калужской губернии. Это родина его отца, именно здесь в 1867 году родился Михаил Карпович Извеков. Как полагает Дмитрий Владимирович: «Очевидно Пелагея Афанасьевна уехала на летние месяцы на родину мужа в деревню, там и родился будущий Патриарх». Вместе со своей благочестивой матерью Сергей Извеков совершал паломничества по святым местам. Особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой лавре . Вспоминая в речи при наречении в епископа свое первое паломничество в Троице-Сергиеву лавру, будущий Патриарх говорил: «Привезенный своей родительницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось восемь лет, я впервые исповедовался и причащался Святых Тайн в Зосимо-Савватиевской церкви Лавры». Бывали они также и в Зосимовой пустыни. Пелагея Афанасьевна исповедовалась у старца, преподобного Алексия (Соловьева). Подросши, Сергей Извеков стал ездить по православным монастырям один или в сопровождении друзей. Он побывал в Николо-Угрешском монастыре, где в это время пребывал на покое бывший Московский митрополит святитель Макарий (Невский). Святитель сказал ему: «Помолись за меня — у тебя великий, но тяжелый путь». Был и у блаженной Марии Ивановны Дивеевской, которая, увидев юношу, вскочила со словами: «Смотрите, смотрите, владыка к нам пришел, владыка. Поставьте его калоши отдельно. Владыка, владыка пришел». В богородской средней школе имени В.Г. Короленко Сергей Извеков был одним из лучших учеников. Мальчик рос творчески одаренным, музыкальным, брал уроки вокала у профессора Александра Воронцова. В годы учебы проявился интерес Сергея к изобразительному искусству и поэзии. Он сам писал стихи.

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

Многие десятилетия место кончины о. Константина почиталось благочестивыми жителями Богородска и, хотя безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика, духовные дети и почитатели о. Константина вновь и вновь восстанавливали его, принося на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампаду, служили панихиды по убиенному. Так память о выдающемся миссионере и мученике дошла до нашего времени, когда Господь со всей силой явил славу Своего свидетеля: 20 ноября 1995 г. были обретены нетленные мощи протоиерея Константина, а также мощи двух других пострадавших с ним мучеников. 5–6 марта 1996 г. в Московском Епархиальном Управлении под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось заседание Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. По представлению Комиссии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил причислить протоиерея Константина Голубева и иже с ним убиенных к лику местночтимых святых города Ногинска (Богородска) Московской Епархии. 18 апреля сего года в Тихвинском храме города Ногинска (настоятель — протоиерей Василий Извеков), где находится рака со святыми мощами, при большом стечении народа за Божественной Литургией был торжественно совершен акт канонизации. Память сщмч. Константина будет совершаться 19 сентября (2 октября), в День его тезоименитства. По публикациям «Прот. Константин Голубев», «Троицкая Православная газета», 1996; и В. Кузнецов, «Священномученик протоиерей Константин Богородский (Голубев)», «Богородский край», I, 1996, Ногинск-Богородск. Тропарь священномученику Константину Голубеву Украшение священников явился еси Константине, восприем бо крест яко оружие, проповедию славною устраняя раскол и ереси, благовествовал еси Иисуса Христа глаголя: спасайтеся от рода сего развращеннаго. Сего ради мученическою кровию обагрися славне и ныне радуяся с лики агнельскими, моли Христа Бога Церковь Всероссийскую от ересей и расколов сохранит и спасти души наша. «Господь взыщет за все». Протоиерей Николай Сильченко и священник Иоанн из с. Марки

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010