Интерьер ц. в честь Толгской иконы Божией Матери. Фотография. 2004 г. Интерьер ц. в честь Толгской иконы Божией Матери. Фотография. 2004 г. В нач. XX в. в В. м. проживало 15 насельников. В 1910 г. В. м. получал казенную субсидию 1249 р. в год, в 1916 г. капитал мон-ря составлял 116 194 р. В. м. построил 3-этажный доходный дом на углу ул. Петровки и Петровского бульвара. В 1919 г. В. м. был закрыт, его территория передана ГИМу, помещения сдавались в пользование различным учреждениям, братские корпуса и надвратная ц. во имя прп. Пахомия Великого были заняты под жилье. Несмотря на офиц. закрытие в 20-х гг. XX в., В. м. стал одним из центров церковной жизни Москвы. К осени 1923 г. по инициативе еп. Сергиевского Варфоломея (Ремова) в В. м. сложилась община, ядро к-рой составили старцы Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни : игум. Митрофан (Тихонов), архимандриты Никита (Курочкин), Зосима (Нилов), Исидор (Скачков). Впосл. к ним присоединились преподобномученики Герман (Полянский) , Феодор (Богоявленский) , иеродиаконы Косма (Магда), Николай (Ширинский-Шихматов), клирики и прихожане московских храмов. Наместником общины еп. Варфоломей назначил архим. Агафона (см. Игнатий (Лебедев) , сщмч.). В богослужебной практике Петровская община ориентировалась на устав Зосимовой пуст. Службы совершались в Сергиевском и Боголюбском храмах, после закрытия к-рых в 1923-1924 гг. община, именовавшая себя «Петровским монастырем», перешла в ц. прп. Сергия Радонежского на ул. Б. Дмитровка, затем в Богородице-Рождественский храм в Путинках. К кон. 20-х гг. XX в. в храмах В. м. были устроены склады и мастерские Зернотреста. В 20-х гг. XX в. по благословению еп. Варфоломея и духовников Петровской общины в Москве сложились «монастыри в миру», к-рые в условиях гонений на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. Свою светскую работу тайно постриженные иноки воспринимали как монастырское послушание, часть заработка отдавали на общие нужды. Большинство постригов, нек-рые требы, иногда литургии совершались на квартирах, в т. ч. в доме мон. Евпраксии (Печатников пер., д. 3, кв. 26; к 2005 нежилое чердачное помещение). По инициативе еп. Варфоломея в В. м. подпольно возобновились занятия с преподавателями МДА, изгнанными из Троице-Сергиевой лавры при ее закрытии.

http://pravenc.ru/text/161083.html

В 1724 г. к Д. м. было приписано 5 обителей: Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь , Заоникиева Владимирская, Белавинская Богоявленская, Арсениева-на-Масляне и Репная Спасская пустыни (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 771. Л. 23 об.), в 1726 г.- Арсениев Комельский, вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов , Печенгский в честь Преображения Господня мон-ри , Рябинина Казанская и Александрова Коровина Троицкая пустыни. По штатам 1764 г., Д. м. был причислен ко 2-му классу; в степени вологодских монастырей Д. м. был 1-м, среди рус. 2-классных обителей - 20-м. Во время Отечественной войны 1812 г. ректор МДА архим. Симон и прот. московского Архангельского собора Алексий Шумилин привезли в Д. м. ценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, московских Чудова, Новоспасского, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Угрешского, Вознесенского монастырей и некоторых соборов столицы. Реликвии хранились в Спасском соборе. В 1824 г. Д. м. посетил имп. Александр I . По воспоминаниям прп. Пимена (Мясникова) , состояние Д. м. в сер. XIX в. производило «весьма грустное впечатление» и свидетельствовало о «...прошлом благоустройстве, благолепии и величии обители». Храмы и другие строения До 1-й трети XVI в. все постройки в мон-ре были деревянными. Летописный свод 1497 г. (ГИМ. Увар. 592) и Вологодская летопись (ГИМ. Увар. 591), написанные, вероятно, в Д. м., содержат сведения о частых пожарах в обители и монастырских вотчинах. Собор в честь Всемилостивого Спаса. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Собор в честь Всемилостивого Спаса. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Каменное строительство началось в 30-х гг. XVI в.- возобновилась храмоздательная деятельность в тех мон-рях Белозерья, Вологды, Костромской десятины, которые посетил вел. кн. Василий III Иоаннович в 1528 г. Строительство осуществлялось, по мнению С. С. Подъяпольского, артелью ростовских мастеров, усвоивших приемы московской архитектуры нач. XVI в. Особенностью созданных ими построек является сочетание в архитектуре форм московского и местного зодчества XV в., а также ренессансных мотивов, появившихся в рус. архитектуре в кон. XV - нач. XVI в. В это время возводятся Благовещенская ц. (1530-1534) в Ферапонтовом в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре , Архангельский и Предтеченский храмы (1531-1534) в Кирилловом Белозерском мон-ре, Успенский храм с трапезной (заложена в 1536-1538) и ц. прп. Павла Обнорского (1546) в Павловом Обнорском мон-ре , собор Воскресения Христова (1544) в Горицком в честь Воскресения Господня мон-ре .

http://pravenc.ru/text/172064.html

Древние надгробия, найденные на территории мон-ря. Фотография. 2013 г. Древние надгробия, найденные на территории мон-ря. Фотография. 2013 г. В церквах хранились: 2 напрестольных Евангелия (1627, 1644; 2-е было выполнено «на полуалександрийской бумаге, обложено рытым бархатом, лицевая дека» имела серебряный с позолотой чеканный оклад, украшенный «по местам разноцветными камнями, в наугольниках изображены евангелисты без символов, в средине Распятие Христово с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, у досок литые застежки» (передано церкви как дар кн. Ромодановского Меньшого «по деде своем» кн. Григории (в схиме Геннадий)), Евангелие 1669 г., серебряный позолоченный потир (дар кн. Ромодановского Мельшого 1663 г.), 2 больших серебряных кадила, серебряное с позолотой блюдо с гербом кн. Ромодановского, 2 серебряные ложки, на одной из которых вырезано: «Johan Rodde an 1689». В ризнице хранились Требник (1646) митр. Киевского св. Петра (Могилы), Синодик «в бумажном переплете, от заглавного листа 53 гравюры с бордюрами, изображающими Евангельские притчи и св. отец Церкви». В трапезной Богоявленского собора у зап. дверей находилось 15 каменных надгробий князей и княгинь Ромодановских (Там же. С. 357-358). 14 окт. 1864 г. по благословению свт. Владимирского и Суздальского Феофана Затворника (Говорова) при Богоявленской ц. было открыто Богоявленское церковное правосл. братство. В 60-х гг. XIX в. на средства вязниковского купца и промышленника, уроженца Мстёры О. О. Сенькова в Иоанновском храме был сделан чугунный пол, а также мастерами из Палеха под рук. В. А. Салабанова выполнена настенная роспись. В 1867 г. по проекту владимирского епархиального архит. Н. А. Артлебена на средства Сенькова вместо шатровой колокольни бывш. Иоанновского монастыря была построена каменная. В Иоанновском храме (1809) почитались иконы святителей Иоанна Милостивого («древняго письма», украшена жемчужной ризой), Николая Чудотворца Можайского («голова святого высечена из камня»), Филиппа, митр. Московского («древняго письма»), Св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе; хранилось напрестольное Евангелие (1649). В храме служили священник и псаломщик, на содержание которых полагалось 1,2 тыс. р. в год. Приход состоял из 217 дворов слободы Мстёра, в которых проживало 649 мужчин и 722 женщины.

http://pravenc.ru/text/2564272.html

Когда внутри храма проводили паровое отопление, уничтожили старинные захоронения и остатки древних сооружений, но это было только началом. В 1905 году, несмотря на бурные протесты Московского археологического общества, снесли надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи, а на ее месте было решено строить доходный дом. В 1919 году Богоявленский монастырь закрыли, а собор и Спасскую церковь сделали приходскими – они продолжали свою деятельность еще какое-то время. В 1922 году из монастыря вывезли все серебро. А спустя семь лет закрыли Богоявленский собор. В его дани в разное время располагались то мучной склад, то склад Метростроя, и даже цех металлообработки. Наиболее ценные предметы передали в различные музеи, а остальное было испорчено и осквернено. Различные неупорядоченные пристройки обезобразили внешний вид храма, здание начало разрушаться. В 1941 году рядом с собором упал сбитый немецкий бомбардировщик и ударной волной снесло верхнюю часть храма. После завершения ВОВ на территории монастыря было построено административное здание НКВД, а из всех ценных построек более-менее сохранился лишь Богоявленский собор. В 1980 году постепенно начали реставрировать уцелевший Богоявленский храм, его передали хору им. А.В. Свешникова, здесь был устроен репетиционный и концертный залы. В 1991 году храм возвратили верующим. Началась новая эра в жизни древнего храма. Восстановительные работы коснулись даже того, что было повреждено еще во время наполеоновского нашествия. В верхнем храме восстановили многоярусный иконостас, лепнину, скульптуры петровского периода, царские врата в виде креста. Отреставрированный верхний храм был освящен в 1998 году Патриархом Алексием II. В 1998 году при Богоявленском монастыре начала работать Московская регентско-певческая семинария, а к Богоявленскому собору были приписаны уцелевшие в Китай-городе церковь Николая Чудотворца " Красный звон " и церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. К 2014 году планируется завершить работы по реставрации, которая проводится за счет средств из государственного бюджета. В ее ходе будет восстановлена ограда и благоустроена прилегающая территория. http://www.ruist.ru/index.php/moskva/79-moskva/97 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=23750

митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) освятил новопостроенный зимний храм во имя прп. Сергия Радонежского. Управление игум. Назария примечательно щедрой благотворительностью (в праздничные дни монастырь кормил до 1 тыс. паломников и нищих), а также чудесным событием: по преданию, 28 июня 1851 г. братия увидела плывший по р. Москве плот, на к-ром находился колокол весом 500 пудов. Сначала решили, что это был дар обители от благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, но местные жители утверждали, что не видели плывущего на плоту колокола. На 5-м ярусе монастырской колокольни для чудесно явленного колокола была устроена дополнительная звонница. Игум. Назарий был похоронен в склепе Богоявленского собора. Среди почитаемых насельников известен затворник схим. Иоанникий (1784 - 10 марта 1851), подвизавшийся в Восточной башне обители и погребенный близ Богоявленского собора. По преданию, схим. Иоанникий спас Коломну от холеры. В 1848 г. в городе разразилась эпидемия, горожане обратились к схимнику за советом. Старец благословил крестный ход из мон-ря по всему городу и избрал днем «всенародного моления с крестным хождением» четверг перед праздником Пятидесятницы (т. н. Семик) - день, к-рый мн. жители Коломны обыкновенно проводили на шумных гульбищах и в питейных домах. «И не в настоящую только годину бедствия,- добавил схимник,- но всякий год торжественно молитесь Богу в этот день, для того испросите разрешение установить крестный ход на вечные времена». По молитвам подвижника и горожан пошел сильнейший дождь с грозой, и эпидемия прекратилась. В знак благодарности граждане Коломны украсили драгоценным окладом (700 р.) икону Успения Пресв. Богородицы в монастырском Богоявленском соборе. Впервые крестный ход был совершен в 1849 г. по благословению митр. Филарета (Дроздова). Святитель составил последование для его проведения. 29 июля 1865 г. по ходатайству почетного гражданина Коломны Д. И. Хлудова самостоятельность Бобренёвой обители была восстановлена. Хлудов пожертвовал ей новые угодья, а земли, принадлежавшие Бобренёву мон-рю до 1764 г., были оставлены за К.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

Часы заезда с 14:00, а выезда до 12:00 следующего дня. При необходимости, можно рассмотреть и другие варианты. На территории гостиницы располагаются комната отдыха с кухней, монастырская трапезная и магазин натуральных монастырских продуктов. Гости гостиницы смогут совершить экскурсию в Николо-Пешношский монастырь и монастырский зоопарк. В шаговой доступности находится остановка общественного транспорта. Адрес: Россия, Московская область, Дмитровский район, поселок Луговой, Николо-Пешношский мужской монастырь Телефоны: +7 (926) 647-22-60 , +7 (903) 122-45-59 Сайт: Паломничество в Николо-Пешношский монастырь Санкт-Петербург [ править править код ] Паломнический центр Санкт-Петербургской митрополии Гостиница " Дом Паломника " расположилась в историческом месте города Санкт-Петербурга, в двух минутах ходьбы от Александро-Невской Лавры и Невского проспекта. Дом паломника " У блаженной Ксении " В Доме паломника есть уютные одноместные и двухместные номера класса «эконом» и «комфорт». В проживание включены завтраки в «Смоленской» трапезной. Дом паломника " Семимостье " " Дом Паломника Семимостье " расположен в самом центре Петербурга, на улице Садовой, у Николо-Богоявленского морского собора. Именно здесь находится знаменитое Семимостье - точка, с которой видно сразу семь мостов. Хостел при Успенском подворье Важеозерского монастыря Паломнический центр " Оптина " ( Оптинское подворье в Санкт-Петербурге ) Гостиницы при Александро-Невской лавре : «Духовская» , «Феодоровская» и " Ирис» Дом паломника при Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Паломнический центр " Свеча " Паломнический центр предоставляет гостям города Санкт-Петербурга место временного проживания в номерах гостиничного типа. Паломнический центр расположен в исторической части Северной столицы в пешей доступности от станции метро «Площадь Александра Невского». Хостел «Нечаянная Радость» «Нечаянная Радость» - новая уютная гостиница категории «хостел» в Санкт-Петербурге- принимает всех кто ценит спокойствие и уют.

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

Чудо исцеления десятилетнего Алеши по молитвам матери к святителю Николаю. Художник Прибытков,1894. В воспоминаниях о начале духовного пути старца, записанных со слов самого святого, схимонахиня Миропия писала: - Батюшка, скажите, как вы пришли ко Господу и давно ли? - Еще, когда в школу ходил. Бывало, приду из школы, возьму хлебца и в горы. И там наслаждался я молитвой к Богу. О, эти детские молитвы! До сих пор я не могу забыть их. Потом разлучились мы с моею родительницею. Она пошла в Успенский женский монастырь, а я - в мужской. Мы никогда с нею больше не виделись, ибо дали обещание пред Богом друг другу: не видеться и служить только Богу. В другом месте м. Миропия передавала такие слова старца: " Мы с матушкой, как ушли в монастырь, так и не виделись " . Пройдя этапы духовного становления и послушания в одном из российских монастырей, в 1879 году Алексей отправился на Святую Гору Афон, где поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь под духовное руководство игумена схиархимандрита Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева). И уже через год, 11 марта 1880, он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского.2 декабря 1884 года монах Аристоклий был рукоположен во иеродиакона, а 12 декабря того же года - во иеромонаха. 12 февраля 1886 года иеромонах Аристоклий пострижен в схиму без перемены имени. (Аристоклий в переводе с греческого - прекрасный, доброславный). В 1887 году он привозил в Москву ветвь с места казни великомученика Пантелеимона, а с 1891 по 1994 был настоятелем подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Основание московской часовни, рассказывает известный историк и москвовед Елена Лебедева, было связано с тем, что в 1866 году в Москву из русского Пантелеимонского монастыря на Афоне была привезена икона Богоматери «Скоропослушница» и с ней другие святыни: частицы святых мощей целителя Пантелеимона, святой крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. Иеромонах Арсений, доставивший их в Москву, остановился по прибытии в мужском Богоявленском монастыре, и в его соборном храме святыни были выставлены для поклонения. Желающих приложиться к ним собралось великое множество, так, что храм с утра до вечера был переполнен молящимися: совершались и совершались исцеления, благая весть о них облетала город, и народу все прибывало.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/07/...

Вразумленная этим видением, вдовица отправилась к архиепископу Нектарию и поведала ему при всем соборе о видениях, после чего рассказала о своих откровениях всему народу. Когда Марии показали икону «Знамения» Богородицы, то она, взглянув на икону, узнала в ней являвшуюся к ней Богоматерь и объявила всем, что именно этот образ она видела во всех четырех видениях. Все граждане поверили рассказу Марии. Преосвященный же архипастырь дал абалакским прихожанам благословение строить церковь во имя Богородицы. В 1680 году деревянный храм сгорел. По царскому повелению в 1683-1691 г.г. был построен каменный собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» с пятью куполами и четырьмя столпами. В качестве образца при строительстве митрополитом Павлом I был выбран один из московских храмов. В 1750-54 г.г. храм был частично перестроен. Были убраны столпы и купола, верх был сведен под один купол, с восточной стороны была пристроена новая трёхступенчатая абсида, с западной стороны был пристроен притвор. В 1754 году церковь была вновь освящена. Решением Тобольской Духовной Консистории от 8 апреля 1885 года за 2310 храм был переименован из Знаменского в Троицкий. В 1749-50 г.г. по указанию митрополита Сильвестра справа от Знаменской церкви был построен храм Святителя Николая Чудотворца. В 1854 году к церкви пристроили два симметричных придела, что придало ей крестообразную форму. В 1855 году Никольская церковь была освящена во имя Святой Троицы, южный придел – в честь Святителя Николая Чудотворца, а северный придел – во имя Вознесения Господня. В 1752-59 г.г. была построена колокольня с храмом преподобной Марии Египетской. По указу Тобольской Духовной Консистории от 8 апреля 1885 года за 2310 церковь пр. Марии Египетской была переименована в Вознесенскую. Таким образом, храмовый комплекс был построен еще до учреждения здесь мужского монастыря. В 1783 году при епископе Варлааме (Петрове) по высочайшему повелению императрицы Екатерины II на месте Абалакского прихода учреждается Знаменский Абалакский мужской монастырь, ради нахождения здесь почитаемой Абалакской иконы Божией Матери «Знамение». Сюда переводятся монахи из Богоявленского мужского монастыря с. Невьянского Пермской губернии. В начале XIX веке вокруг монастыря возводится каменное ограждение. Помимо храмов, в XIX веке в монастыре возводится еще ряд зданий: братский корпус, архиерейский дом, монастырская гостиница и прочие подсобные помещения. Последним строением в ансамбле монастыря было строительство в 1904 году монастырской гостиницы на средства вдовы генерала Зряхова.

http://sobory.ru/article/?object=00962

войскам (Там же. С. 65-67). 4 сент. 1656 г. братчики получили благодарственное послание Киевского митр. Сильвестра (Косова) (АСЗР. Т. 2. 52. С. 78). 6 дек. 1657 г. могилёвский воевода И. В. Бутурлин получил грамоту от патриарха Московского и всея Руси Никона , который по просьбе братчиков запретил монахам М. Б. м. держать в городе корчму, в которой они «безчинствуют и продают вино» (Там же. 53. С. 79). В сер. XVII в. в М. Б. м. была возведена небольшая теплая каменная ц. во имя ап. Иоанна Богослова, а в 1657 г. начато строительство 4-ярусной колокольни (башни-звонницы), на которую в 1686 г. установлен колокол. Позднее к ней с одной стороны был пристроен каменный дом с погребами и амбарами, а с другой - деревянный дом и 6 каменных лавок. В 1661 г. насельники и братчики отказались впустить в город еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) и вместе со своим игум. Севастианом (Комаром) поддержали московского кандидата на кафедру еп. Мефодия (Филимоновича). Однако большинство могилёвских мещан были против их действий ( Жудро. 1890. С. 68). Обитель сильно пострадала во время восстания жителей Могилёва против русской администрации в 1661 г., а также от действий швед. оккупационных войск в 1708 г., которые полностью разграбили М. Б. м., забрав из него более 150 серебряных предметов церковной утвари. Ущерб монастырю нанесли городские пожары 1664, 1666, 1748, 1810 и 1850 гг., после которых проводились масштабные реставрационные работы. В 1669 г. с разрешения короля в М. Б. м. при Иоанно-Богословской ц. было организовано т. н. Младшее братство. Его членами могли становиться неженатые мужчины и незамужние женщины, к-рые «делали по возможности между собою складки денежныя на церковныя той церкви надобности». Члены Младшего братства имели свою казну, самостоятельно избирали «отдельных старост, подстарост и шафарей» (Там же. С. 68-69). В 1676 г. была возрождена типография, в 1682 г.- школа. В XVII-XVIII вв. большую роль в управлении М. Б. м. играли старшие братчики. Они контролировали доходы и расходы обители, занимались благотворительностью и просвещением, финансировали ремонт Богоявленского собора, оплачивали деятельность уч-ща, госпиталя и типографии.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

8 окт. 1897 г. Синод имел суждение «о настоящем состоянии Олонецкого епархиального управления» и признал необходимым освободить престарелого архиерея «от заведования епархиальными делами». Синодальный доклад «об увольнении преосвященного Олонецкого Павла, по преклонности лет и слабости здоровья, от управления епархиею на покой» утвержден 21 окт. 1897 г. Синод предоставил епископу в управление на правах настоятеля Высокопетровский во имя святителя Петра, митрополита Московского, мужской монастырь . Выехал из Петрозаводска 26 нояб. того же года. Назначенную ему пенсию (1500 р. в год) почти всю раздавал бедным - «и по рублю, и по сотне». В Москве на богослужения и слушание проповедей старца-епископа собиралось множество богомольцев. Последнюю литургию совершил 16 апр. 1900 г., за неделю до кончины. Отпевание П. возглавил его земляк, митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский) . Погребен под Воскресенским собором московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы ставропигиального женского монастыря . Награжден орденами св. кн. Владимира 3-й (1865) и 2-й (1873) степени, св. Анны 1-й степени (1868), св. кн. Александра Невского (1889; «за полувековое отлично-усердное служение Церкви и попечительность о благе преемственно вверяемых… паств»). В 1853 г. «в признательность за воспитание» принес в дар СПбДА 2 редкие первопечатные слав. книги: Триодь постную Краковского Фиолева издания 1492-1499 гг. (к-рую сам собрал по листам почти целиком) и Апостол (Львов, 1573-1574). В 1897 г. пожертвовал 18 документов XVI-XVII вв. виленскому Свято-Духовскому братству, отмечавшему 300-летие. Большое собрание книг и документов, принадлежавших П., в 1908 г. приобрела Имп. АН. Среди них более 3 тыс. грамот XVI-XVIII вв., сшитых в 50 огромных томов. Ныне они хранятся в БАН (Ф. 37) и СПбФИРИ РАН (Ф. 52). Соч.: О сынах пророческих//Вятские ЕВ. 1864. 19. Ч. неофиц. С. 558-593; Речь... по наречении его во еп. Вологодского и Устюжского, 10 авг. 1866 г. СПб., 1866; Слово… по освящении нижнего храма прп.

http://pravenc.ru/text/2578485.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010