В 1867 году в соборе выставили для поклонения святыни из русского Пантелеимонова монастыря на Афоне: икону Божией Матери «Скоропослушницу», мощи великомученика Пантелеимона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. В 1873-м в храме устроили придел во имя святого Пантелеимона и выстроили Афонскую часовню. В 1880 году её перестроили по проекту архитектора Александра Каминского. Несмотря на протесты Московского археологического общества, в 1905 году была снесена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи. На её месте построили доходный дом, а в храме устроили одноимённый придел. После Февральской революции 1917 года в обители находилась резиденция епископа Иоасафа (Каллистова), назначенного управляющим Московской епархией. Монастырь закрыли в 1919-м, однако приходская община продолжала жить на его территории. В 1922 году, во время Гражданской войны, из храма в фонд помощи голодающим изъяли церковные ценности. В 1929-м из монастыря выселили его обитателей, позднее разобрали колокольню, башню монастырской ограды XVII века, Алексиевский придел и другие постройки. В помещениях монастыря в разное время находились мучной склад, общежитие студентов Горной академии, производственное предприятие и другие организации. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году рядом с монастырём упал сбитый бомбардировщик. Стоявшие на том месте здания были полностью разрушены, а взрывная волна уничтожила верхнюю часть храма. После завершения войны на территории монастыря построили административное здание Народного комиссариата внутренних дел. После 1980-х В 1982 году Богоявленский собор передали Государственному академическому русскому хору имени Свешникова. По заказу дирекции научно-исследовательский институт «Спецпроектреставрация» подготовил проект восстановления собора. Вместе с реставрацией проводились и археологические работы под руководством Леонида Беляева и Н. П. Пахомова. Им удалось открыть культурные слои, относящиеся к XIII веку, фрагменты стен и столпов XIV столетия. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

3. 6. С. 300-306). Возможно, икона была передана в дар М. м. еще в 1651 г. Церковь свт. Николая Чудотворца. 1730 г. Фотография. Нач. ХХ в Церковь свт. Николая Чудотворца. 1730 г. Фотография. Нач. ХХ в В 1675 г. права и привилегии братии М. м. были подтверждены еп. Мстиславским, Оршанским и Могилёвским Феодосием (Василевичем) . 8 июля 1686 г. наместник и администратор Белорусской епископии Сильвестр Волчанский выдал благословенную и подтвердительную жалованную грамоту властям полоцкого Богоявленского Братского мон-ря и М. м. о предоставлении им старинных прав, подтвержденных прежними архиепископскими грамотами, отправлять поочередно своих монахов в г. Ригу, чтобы в ее правосл. храмах совершать богослужения, требы и собирать милостыню (АЗР. Т. 5. 164. С. 194-195). 17 февр. 1687 г. это решение было подтверждено Киевским митр. Гедеоном (Святополком-Четвертинским) , требовавшим от властей Дисненского и Друйского монастырей соблюдать права М. м. (Там же. 170. С. 209-210). Однако, видимо, богослужения в Риге так и не состоялись, и в 1696/97 г. по этому вопросу к Адриану, патриарху Московскому и всея Руси были вынуждены обратиться настоятель полоцкого Богоявленского Братского монастыря игум. Каллист и игумен М. м. Феофан «с братиею». 2 февр. 1697 г. патриарх выдал им новую грамоту, подтверждавшую исключительные права обеих обителей на богослужебную деятельность в Риге (Там же. 270. С. 280-281), а в 1699 г. их власти, предъявив привилей Киевского митр. Варлаама (Ясинского) , добились получения новой подтвердительной грамоты по данному вопросу и у Мстиславского и Могилёвского еп. Серапиона (Полховского) (Там же. С. 287-288). В 1690 г. на месте сгоревших в М. м. были выстроены деревянные Троицкая и Покровская церкви. Ктитором первой из них выступил мечник Литовского великого княжества кн. Симеон Карл Огинский. В XVIII в. в Витебске обители принадлежало несколько дворов, а за городом - неск. деревень. 28 нояб. 1720 г. М. м. в числе других православных обителей получил подтверждение своих прав и свободу вероисповедания в пределах Литовского великого княжества от польск.

http://pravenc.ru/text/2562368.html

В 1994 году обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который отслужил молебен перед Абалакской иконой Божией Матери. 30 июля 2005 года монастырь с группой паломников посетил Архиепископ Сиднейский и Австрало-Новозеландский Иларион, ныне Предстоятель РПЦЗ в сане Митрополита. 21 июня 2007 года обитель посетили Митрополит Минский и Слуцкий Филарет Патриарший экзарх всея Белоруссии с сонмом архиереев. Неоднократно монастырь посещали настоятель монастыря Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архиереи, губернаторы Тюменской области, Полномочный представитель президента в Уральском Федеральном округе П.М. Латышев, высокопоставленные лица из Правительства Российской Федерации и члены Государственной думы. В монастыре имеется библиотека, насчитывающая более 6000 экземпляров печатных изданий. Монастырь владеет 244 гектарами сельхоз угодий, которые используются под посевы зерновых культур, посадку картофеля и сенокосы. Монастырь имеет свое подворье и два скита. 14 марта 2009 года на скиту, который расположен в 15 км. от монастыря, был освящён храм в честь прп. Сергия и Германа Валаамских. Основным занятием насельников скита является послушание на монастырской пасеке. Решением Епархиального Совета от 3 мая 2010 г. был учрежден еще один монастырский скит в фактории Лаборовая в Салехардском благочинии Ямало-Ненецкого автономного округа. В настоящее время ведется работа по оформлению документов на устройство скита. В перспективе скит должен стать миссионерским станом Евангельской проповеди среди коренного населения. Кроме того насельники скита будут заниматься заготовкой ягод и рыбы. Монастырь имеет подворье в с. Липовка, где родился и начинал свое пастырское служение преп. Мисаил Абалакский. Здесь находится старинный, величественный Богоявленский храм. Основным занятием насельников подворья является развитие подсобного хозяйства, включающее животноводство и огородничество. На средства областной программы «Сотрудничество» ведутся реставрационные работы на следующих объектах монастыря: Знаменский собор, церковь свт. Николая Чудотворца, церковь прп. Марии Египетской, Архиерейский дом, Монашеский корпус, восточная, западная и южная стены монастыря. Осуществляется благоустройство монастыря гранитной брусчаткой. Практически завершены работы по реставрации приписного к монастырю Преображенского храма с. Преображенка Тобольского района.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Знаменск...

О посвящении собора есть две легенды. Первая: в начале строительства храма по Волге к монастырю приплыла икона Покрова Богоматери, ставшая потом чудотворной. Вторая: еще в 1472 году Паисию и его ближайшим ученикам было явление Богоматери, повелевшей на этом месте устроить церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Возведение собора завершилось в 1482 году. Уже немолодой Паисий «с братиею принимал самое живое и непосредственное участие в построении церкви, собирая камни для основания храма и нося в монастырь, иногда улучшая по ночам дневную кладку мастеровых, иногда же внося кирпичи на стены или известь» (Цитата из «Жития» Паисия). Собор выстроили четырехстолпным, одноглавым, трехапсидным. Алтарь его, вопреки традиции, был обращен на юг — «по божественному откровению преподобного Паисия». Ряд современных исследователей предполагает, что в 1484–1485 годах стенопись в соборе могла быть выполнена артелью великого Дионисия. В 1609 году монастырь пострадал от польско-литовских интервентов: настоятель, братия и укрывшиеся в обители жители были убиты, собор разграблен и выжжен изнутри. Возобновленный в 1619 году храм имел уже пять глав. На протяжении нескольких веков храм достраивался и частично перестраивался: появлялись и дополнялись объемы новых приделов, трапезной; устанавливались железные главы; растесывались окна... В 1928 году монастырь закрыли. В древней обители размещались и дома отдыха Московского комвуза им. Свердлова, и дом престарелых, и склады инвентаря, лесоматериалов, и кузница. С Покровского собора и Богоявленской церкви сняли главы. В 1932 году комиссия по борьбе с религией решила изъять и уничтожить мощи святого Паисия, погребенного под стенами построенного им Покровского собора. Однако, когда вскрыли раку с мощами преподобного Паисия, его ученика Андриана и преподобномученика Антония — того самого игумена, что в 1619 году погиб, защищая монастырь, — оказалось, что в захоронении ничего нет. По легенде, бывшие монахи бывшего монастыря тайно вынесли и захоронили мощи. Где? Неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=59058

В начале XIX века Троицкий монастырь процветал как крупный хозяйственный и религиозный центр Тамбовского наместничества. В 1801 году был построен двухэтажный настоятельский корпус, сохранившийся до сих пор, через 15 лет построили каменные одноэтажные келии и ряд хозяйственных построек. В 1822 году завершили строительство каменной четырехъярусной колокольни с часами-курантами, бой которых был слышен по всей округе. Старожилы свидетельствуют, что часы находились в рабочем состоянии вплоть до разрушения верхних ярусов колокольни в 1926 году. В звоннице было одиннадцать колоколов, подаренных прихожанами. Самый большой весил 442 пуда 20 фунтов. В 1844 году Успенская церковь была расширена, каменный купол на крыше заменили небольшим железным. В «Полном собрании исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях» (1852 год) упомянут Троицкий монастырь «близ уездного города Козлова», который находился «под управлением архимандрита, который есть и ректор Тамбовской семинарии… При сей обители бывают ежегодные ярмарки: в день Пятидесятницы (Святой Троицы) и Успения Пресвятой Богородицы». В 1868 году в Тамбовской епархии была учреждена кафедра викарного епископа, в управление которому вверялся Козловский монастырь. Викарию было предписано «именоваться епископом Козловским и местопребывание иметь в городе Козлове в подворьях и зданиях, принадлежавших монастырю Козловскому Троицкому и Саратовской пустыни». Викарий пользовался от этого монастыря «настоятельным жалованием и частью братских доходов, а также прислугою и экипажем». На следующий год усилиями и на средства горожан над святым колодцем была возведена каменная часовня с иконостасом в память об избавлении от опасности во время покушения Д. Каракозова на жизнь императора Александра II, случившегося 4 апреля 1866 года. До настоящего времени святой источник на берегу Лесного Воронежа пользуется большой популярностью у местных жителей. С историей Козлова и Троицкого монастыря связано имя российского новомученика святого Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, принявшего мученическую кончину от рук большевиков у стен Киевской Лавры 7 февраля 1918 года. Митрополит Владимир занимал крупнейшие российские кафедры: Тифлисскую, Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, поэтому получил именование «всероссийского митрополита». Крестный путь Василия Богоявленского (так звали митрополита в миру) начался в Козловском Троицком монастыре, куда Святейший Синод назначил его настоятелем 10 января 1866 года. Через месяц священник Василий Богоявленский с именем Владимир был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. Семь месяцев он управлял Козловским Троицким монастырем, после чего был перемещен в Новгородский Антониев монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Козло...

Кроме сего сохранилось немало древних икон во втором ярусе иконостаса и в трапезе церкви. В церковной библиотеке сохранились: Требник Петра Могилы и Синодик с гравюрами XVII в., в нем записан род князей Ромодановских и род графа Панина. В трапезе Богоявленской церкви, у входных западных дверей, на верху церковного помоста возвышаются 15 каменных надгробниц, сложенных из кирпича. Под этими надгробницами погребены тела князей и княгинь Ромодановских. Всеми вышеуказанными достопримечательностями Богоявленская церковь располагала тогда, когда при ней был мужской монастырь. Монастырь этот упразднен был в 1764 г. и церковь обращена в приходскую. Причт при Богоявленской церкви состоит из священника, диакона и псаломщика. На содержание их получается: от процентного капитала 90 руб. и от служб и требоисправлений 1200 руб. Дома у священника и псаломщика собственные, диакон живет в церковном доме. Приход состоит из части слободы Мстеры (162 двора) и деревень: Добриц, Павлова и Погариц, в коих по клировым ведомостям числится 838 душ муж. пола и жен. пола 994 души. В слободе имеются две народные школы: мужская открыта в 1818 г. и женская, открытая в 1877 г. В дер. Павлове с 1895 г. открыта школа грамоты. В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. Одной из достопримечательностей Мстёры является сохранившийся до наших дней Богоявленский храм. Он построен в 1687 году, в кратковременный период правления честолюбивой царицы Софьи. В то время как русское войско под командованием фаворита царицы князя В.В. Голицына осуществляло первый Крымский поход и измученные воины брели по выжженой татарами степи, избавленные от рекрутчины крепостные князей Ромодановских закладывали основание " предивному " каменному храму. Видимо, работой доморощенных каменнодельцев руководил опытный и талантливый зодчий, знакомый со столичными постройками. Не разделяя фряжских новинок, входивших в моду, мастер отталкивался от известных образцов бесстолпных храмов середины XVII в., понятных и близких народу. Возможно, и князья Ромодановские хотели видеть в своей вотчине храм, подобный прославленным московским церквям.

http://sobory.ru/article/?object=01898

мощи свт. Иоасафа обретены и перенесены в Спасо-Преображенский собор С.-Петербурга. После освидетельствования состоялось торжественное перенесение мощей сначала в московский Богоявленский собор, затем в Казанский собор в Курске. С 16 сент. 1991 г. мощи хранятся в Преображенском кафедральном соборе Белгорода, торжества в честь второго обретения мощей свт. Иоасафа возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В Преображенском кафедральном соборе находятся подлинная чудотворная икона свт. Николая Ратного, благодаря к-рой в нач. XVIII в. спасена от разорения Коренная Николаевская пуст. (близ с. Устинка, совр. окраина г. Шебекино), и икона Божией Матери «Знамение», чудесно обновившаяся в выставочной витрине Белгородского краеведческого музея. Среди др. правосл. святынь епархии - Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» в Смоленском соборе Белгорода, чудотворный Кошарский крест XVII в. в Крестовоздвиженском храме Белгорода, Казанская икона Божией Матери в Троицком храме Ст. Оскола, икона «Живоносный Источник» XVIII в. в Крестовоздвиженском храме Ст. Оскола, икона Божией Матери «Помощница в родах» XVII в. в Спасо-Преображенском соборе г. Губкина, икона вмц. Параскевы Пятницы XVIII в. и явленная в кон. XVIII в. икона вмч. Пантелеимона в Успенском соборе Нов. Оскола. Мон-ри Троицкий мужской монастырь в с. Холки Чернянского р-на (основан в 1620, упразднен в 1764, открыт в 1999), белгородский Марфо-Мариинский жен. (учрежден в 1999), Воскресенский женский монастырь в с. Зимовенька Шебекинского р-на (учрежден в 1993). Решением Свящ. Синода от 7 июня 2012 г. из состава Белгородской епархии выделены Валуйская и Губкинская епархии. Белгородская епархия включена в состав Белгородской митрополии . Епархия разделена на 8 благочиний: 2 Белгородских, 2 Старооскольских, Корочанское, Новооскольское, Шебекинское. Лит.: Анненков А. С. Краткое историческое описание Белгорода//Курские ГВ. 1851. 18; Багалей Д. И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства.

http://pravenc.ru/text/77866.html

Федосьинское (вклад упом. в правой грамоте 1497/98 г.- АСЭИ. Т. 2. 414. С. 445; Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Вост. Руси кон. XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 54). В 1472 г. удельный дмитровский кн. Юрий Васильевич в духовной грамоте дал «Богоявлению на Голутвино» коломенские сёла Рожек и Маливку, «с луги и с лесы, и с перевесии, и с ловищи, со всем с тем, как было при моеи бабе великой княгине (вел. кнг. Софии Витовтовне.- Э. П. Р.). А что серебра в тех селцех на людех, ино того серебра половина Богоявлению, а другаа половина тем хрестианом, на коих то серебро» (ДДГ. 68. С. 223). Под тем же годом в Ермолинской летописи упоминается монастырский двор в Москве на посаде, сгоревший 20 июля (ПСРЛ. Т. 23. С. 160). Позднее здесь существовала Голутвинская или Голутвина слобода (в Замоскворечье, в районе ул. Якиманки, ныне 1-й, 2, 3, 4-й Голутвинские переулки). В 1504 г. по духовной грамоте вел. кн. Иоанн III Васильевич завещал младшему сыну Андрею Ивановичу «на Москве за рекою слободку Колычевскую да монастырь Рожество Пречистые на Голутвине» (ДДГ. 89. С. 358). В 1687-1692 г. на месте мон-ря была возведена ц. во имя свт. Николая Чудотворца «в Голутвине». В 1577/78 г. К. С.-Г. м. принадлежали 49 селений, по вотчинным владениям это был крупнейший мон-рь Коломенского у. ( Кузнецов. 1993. С. 54). К нач. XVII в. он являлся первым по значению и богатству коломенским мон-рем. После московского Земского собора 1613 г., избравшего на царство Михаила Феодоровича Романова, от жителей Коломны («Коломны города в посадцьких и в уездьных людей место») в мае того же года утвержденную грамоту подписал игум. Авраамий (СГГД. 1813. Ч. 1. 203. С. 641). В 1697 г. за критику царя Петра I Алексеевича в К. С.-Г. м. был сослан настоятель московского Андреевского мон-ря Авраамий, «поновивший» в Голутвине на свои средства Богоявленский собор. В 1707 г. в К. С.-Г. м. по указу царя Петра I была учреждена архимандрития. Настоятелями в XVIII в. были архимандриты Иоасаф (1708-1724), Виктор (1724-1728), к-рый в 1727 г.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

В 1991 году главный храм монастыря вернули Русской православной церкви и были возобновлены богослужения. В том же году освятили придел в честь святителя Московского Алексия. В 1992-м был освящён приставной престол во имя священномученика Владимира Киевского. Со временем в верхнем храме восстановили многоярусный иконостас, лепнину, скульптуры, Царские врата. В 1993 году к Богоявленскому собору были приписаны ещё два храма — в честь святителя Николая «Красный звон» и церковь Космы и Дамиана в Старых Панех, а в 1994-м — часовня в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы у Воскресенских ворот. В 1995 году при монастыре открыли учительскую семинарию, готовившую социальных педагогов. Позже она была преобразована в Регентско-певческую семинарию, просуществовавшую до 2012 года. Из монастырских построек на 2018 год сохранились собор Богоявления с колокольней, нижний храм в честь Казанской иконы Божией Матери, братские кельи и настоятельские палаты. Собор украшают три белокаменных портала высотой пять метров. Фасады декорированы резьбой, наличниками на окнах. Трапезная и четверик соединены широкой галереей. В интерьерах встречается живопись, мозаика, керамика, скульптурные композиции на мифологические сюжеты. Царские врата сделаны в виде креста, а в его центре находится образ Благовещения. У ограды собора расположен памятник братьям Лихудам, установленный в мае 2007 года. В 2011-м был освящён главный престол нижнего храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Приписные храмы [ править править код ] Некрополь [ править править код ] В нижнем храме до 1930-х годов находился некрополь с усыпальницами знатных родов — Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых, Ромодановских, Репниных. Всего в нём помещалось более 150 могил. Высокую художественную ценность представляли надгробные памятники Михаила Голицына, генерал-аншефов Григория Юсупова и Александра Меншикова, сенатора Алексея Голицына. Почётное место занимала гробница генерал-фельдмаршала Михаила Голицына, сооружённая французским скульптором Жаном-Антуаном Гудоном в 1765 году. В 1935-м её переместили в некрополь Донского монастыря . Большая часть из памятников XVIII века — пристенные надгробия в стиле барокко, выполненные в плоскостной манере. Их украшают ленты, гирлянды, букеты, сложные драпировки тканей и фигуры-олицетворения. В дореволюционных изданиях их авторство приписывали ведущим французским мастерам. В 1930-е годы захоронения были разграблены. Лишь наиболее ценные для историков памятники перевезли в Донской монастырь . Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

И. был сторонником присоединения белорусских земель к России. Во время русско-польской войны 1654-1655 гг. И. вместе со шляхтичем К. Поклонским агитировал за добровольную сдачу русским Могилёва, что встретило «немалое озлобление» у ряда горожан (вероятно, польской части населения). 25 авг. 1654 г. жители Могилёва открыли городские ворота русским отрядам, взамен городу были сохранены его права. В окт. И. уговаривал защитников осажденной крепости Дубровно сдаться рус. войскам, что и произошло 12 окт. того же года. 7 сент. 1654 г. И. возглавил посольство православного духовенства Орши к находившемуся тогда в Смоленске царю Алексею Михайловичу , в котором участвовали также наместник Буйничского монастыря Мефодий, другие старцы, доставившие в Смоленск «святыни». Тема переговоров неизвестна; возможно, на этой встрече И., опасаясь мести со стороны поляков за его участие в сдаче Могилёва, впервые поднял вопрос о своем переселении с братией в Россию. Официально И. ходатайствовал об этом перед царем в Могилёве в нач. 1655 г., о чем упоминается в записках игумена могилёвского братского мон-ря Ореста (АСЗР. Т. 2. Прил. С. XII). И. скончался во время переезда большей части насельников Кутеинского Богоявленского и Буйничского мон-рей с движимым имуществом в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь , основанный патриархом Никоном в 1653 г. Точные обстоятельства переезда западнорусских иноков в монастырь близ Новгорода неизвестны. Как считается, в 1654 г. патриарх просил царя о разрешении поселить в новооснованном Иверском монастыре И. с братией для введения в обители общежительного устава свт. Василия Великого и устройства типографии. Свою роль в переселении иноков, по-видимому, сыграли обстоятельства военного времени, когда мн. беженцы из белорус. земель находили приют в России. Из Кутеинского мон-ря в Иверскую обитель было перевезено все имущество вплоть до иконостаса монастырского храма (Опыт описания Могилёвской губ. Могилёв, 1882. Т. 1. С. 50). В обитель под Новгородом переехали 60 иноков и мастеровых людей из Кутеинского мон-ря, в к-ром тогда проживало более 100 насельников, и группа насельников Буйничской обители во главе с наместником Буйничского и Могилёвского братского мон-рей Мефодием. В 1657 г. кутеинская типография продолжила книгопечатание в Иверском мон-ре, в 1665 г. была переведена по решению патриарха Никона в Новоиерусалимский мон-рь , в 1676 г. ее оборудование поступило на Московский Печатный двор в распоряжение Симеона Полоцкого . Отъезд большей части кутеинских монахов в Россию во главе с игуменом пристрастно оценивался в Речи Посполитой. В 1655 г. перешедший на сторону поляков могилёвский полковник К. Поклонский, близко знакомый с И., писал нежинскому протопопу о том, что «черньцов в неволю загнали, где с кручины отец игумен Иоиль умер».

http://pravenc.ru/text/578242.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010