История просветительства в Заиконоспасском монастыре ведёт отсчёт с 1665 года. Тогда в его стенах была устроена первая школа. Поначалу она готовила чиновников для правительственных учреждений. Благодаря этому, её руководитель, Симеон Полоцкий, имел исключительное положение при дворе, что позволило добиться ему оживления церковной жизни в Москве. Он возобновил в столице традицию церковной живой проповеди, которая в то время была заменена обычным чтением из книг. После смерти, проповеди Симеона Полоцкого издали в двух томах: «Обед душевный» и «Вечеря душевная». (Сам он погребён в нижнем храме монастырского собора.) В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, возглавили которую братья Иоанникий и Софроний Лихуды (памятник им установлен в Богоявленском переулке, левее выхода из метро " Площадь революции " ). Братья Лихуды были носителями одновременно европейской образованности и греческой святоотеческой традиции. Славяно-греко-латинская академия, устроенная ими по образцу Киево-Могилянской академии, стала первым высшим учебным заведением в Великороссии. Академия, за годы жизни в стенах Заиконоспасского монастыря, выпустила многих видных деятелей Церкви, ученых, литераторов. В 1814 г. Академию преобразовали в Московскую духовную академию и перевели в Троице-Сергиеву лавру, дав наименование Московской духовной академии. А в корпусах Славяно-Греко-Латинской Академии разместилось Заиконоспасское духовное училище. Закрытие монастыря и возрождение [ править править код ] В 1929 г. обитель закрыли. В храме разместили различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Собор Спаса Нерукотворного возвратили Церкви только в 1992 году, и тогда же он получил статус Патриаршего подворья. Уже летом в нём возобновились богослужения. В феврале 1993 года в монастыре открылся Российский православный университет, и собор едва не стал снова «училищным» храмом, но от этой идеи отказались из-за аварийного состояния собора и отсутствия помещений (многие помещения - несколько тысяч квадратных метров, принадлежавшие ранее обители, заняты светскими организациями и сегодня: университет, почта, телевидение и др.)

http://azbyka.ru/palomnik/Заиконоспасски...

Исходя из исторических событий, описанных в первом предании, явление Якобштадской иконы относится к периоду Русско-польско-шведской войны (1654—1667). Основание Раткевичем храма Святого Духа, связанное с чудом от Якобштадской иконы, все источники, касающиеся истории храма, относят единодушно к 1670—1675 годам. Следовательно, образование в Якобштадте иноческой обители, получившей имя Свято-Духовой по своему новому храму, построенному Раткевичем, и имевший главной своей святыней чудно явленную и чудесами прославленную икону Божией Матери, относится ко второй половине XVII века, или к его последней четверти. На всём протяжении водного пути по Даугаве от Белоруссии до самой Риги в середине XVII столетия только в Якобштадте были православные церкви, и совершалось православное богослужение. Белорусские монахи, по пути в Ригу, никак не могли миновать Якобштадт, чтобы не нанять хороших лоцманов (впереди были опасные пороги) и, за время остановки, не послужить в местных церквах в утешение местному православному населению, жившему в лютеранском и католическом окружении. Уже из необходимости иметь здесь небольшую перевалочную базу для отдыха и молитв на долгом пути в Ригу можно заключить, что именно монахам Полоцка и Витебска принадлежит заслуга основания в Якобштадте небольшой иноческой обители, которая окормлялась духовно и материально благодаря ежегодным визитам сюда белорусских купцов и православных монахов. Именно при монастыре было удобно содержать школу, заниматься благотворительностью и удовлетворять свои духовные нужды местному русскому православному населению. Имеется важный исторический факт, косвенно поддерживающий период датировки основания обители. Киевский митрополит Петр Могила (1632—1647) даровал в своё время двум православным мужским монастырям в Белоруссии — Богоявленскому Братскому в Полоцке и Троицкому Маркову в Витебске (обе стоят на берегу Западной Двины — Даугавы) — исключительное право каждый год, по очереди, посылать своих монахов, с открытием навигации по Двине, в Ригу для совершения православного богослужения, отправления необходимых треб и сбора милостыни для поддержания своих обителей. Право это подтверждали своими грамотами: 1. епископ Мстиславский Федосий Васильевич (1669—1678) — в 1675 году; 2. Наместник Белорусской епархии от Могилёва — архимандрит Сильвестр Валчанский — 8 июля 1686 года (при межархиерействе); 3. митрополит Киевский Гедеон, князь Четвертинский — 17 февраля 1687 года; 4. Киевский митрополит Варлаам Ясинский — 2 марта 1690 года; 5. Патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690—1700) — 2 февраля 1697 года; 6. епископ Могилёвский Серапион Палховский (1697—1704) — в 1699 году; 7. Патриарший местоблюститель, «всея Руси» митрополит Стефан Яворский (1700—1722) — 7 октября 1715 года; 8. Святейший Синод — 30 июля 1723 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духов_му...

На рубеже XVI и XVII вв. в К. м. подвизались преподобные Лонгин , Герман и Боголеп , а также прп. Корнилий Кожеезерский. С 1601/02 г. в К. м. полтора года прожил прп. Никодим Кожеезерский, Хозьюгский († 3 июля 1639). Затем в течение 36 лет он пустынножительствовал на р. Хозьюге, но за полтора месяца до кончины вернулся в мон-рь и был погребен в Никольском приделе Богоявленского собора. В 1625 г., при игум. Авраамии, послушником К. м. стал Иоанн Дятлев (впосл. иеромон. Иаков), один из составителей Жития прп. Никодима. Ок. 1602 г. в К. м. поступил прп. Леонид († 1654; впосл. основатель Леонидовой Усть-Недумской пустыни ). В К. м. он подвизался под рук. старца Серапиона и проживал в одной келье с прп. Никодимом, еще не ушедшим на пустынножительство. Св. Леонид в должности келаря неоднократно упоминается в недатированных статьях вкладной книги К. м. вместе с игум. Авраамием (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 111, 198). При настоятеле (1634-1642) игум. Ионе (Ляпунове) 8 июня 1634 г., во время пожара, сгорели оба храма и хозяйственные постройки. Игумен собирал пожертвования на их восстановление. Значительные средства поступали в К. м. из Москвы: от денежных дел мастера старца Герасима, старца Даниила (казначея патриарха Иоасафа), Григория Васильева, давшего «складни, серебром обложены, позолочены со сканию» (1636/37), старца Александра Булатникова, келаря Троице-Сергиева мон-ря, сделавшего кроме книжных вклады «на келью», на церковные сосуды и колокол (1640/41). В годы настоятельства игум. Ионы во вкладной книге записаны пожертвования от соловецких пострижеников старцев Флавиана, Тихона, Даниила (ок. 1639/40), Кирика (1636/37), Ефрема Квашнина (1637/38), Пафнутия, подарившего складни Соловецких чудотворцев, старца Игоря, священноинока Венедикта, анзерского старца Зосимы (1636/37) и др. В 1634 г., при игум. Ионе, в число братии был принят иером. Никон ( Минов; впосл. патриарх Московский и всея Руси). По благословению настоятеля он поселился на пустынном острове Кожозера; помимо молитвенного делания занимался ловлей рыбы для братии. В 1643 г. по просьбе насельников Никон стал игуменом К. м. Его трудами остров был соединен с берегом насыпью - дамбой; в монастыре было 100 насельников.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Наиболее чтимыми святынями храма является чудотворная Ахтырская икона Божией Матери, а также иконы с частицами святых мощей: святого великомученика Никиты, священоисповедника Георгия Косова. Некоторое время в храме пребывали святые мощи святителя Тихона Задонского. В 1919 году они были изъяты из Задонского монастыря и переданы в Елецкий краеведческий музей. В 1930-е годы, в связи с устройством Орловского антирелигиозного музея, они были доставлены в Орел, где и находились до 1941 года. В годы немецкой оккупации мощи были перенесены в Богоявленский храм. В сентябре 1960 года, когда возобновились гонения на Православную Церковь, просьба директора Краеведческого музея о возвращении мощей в музей была удовлетворена. И еще 28 лет святые мощи находились в фонде музея. В дни празднования 1000-летия Крещения Руси мощи были переданы Церкви, тогда же было принято решение поместить их в Ахтырском кафедральном соборе. В 1991 году открылся Задонский мужской монастырь, и мощи святителя были возвращены на место. В память о пребывании их в Ахтырском соборе, кисть святителя Тихона, с давних времен хранившаяся отдельно, была оставлена в этом храме, где и почитается прихожанами одной из главных святынь. Для нее художником иконописцем А.И. Неверовым была написана икона святителя в рост и изготовлены ковчег для мощей и резной киот для иконы. В июне 2008 года по благословению Преосвященнейшего епископа Орловского и Ливенского Иеронима Кафедральным собором епархии определено быть Смоленскому собору. Однако за Ахтырским собором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II также закреплен статус Кафедрального собора. Орловская и Ливенская епархия, 2008—2009.Официальный сайт Орловской и Ливенской епархии. Администратор сайта: pravorel@yandex.ru. Подготовил священник Михаил Жарков. История храма насчитывает более трех столетий. Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах. В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма. В 1775 году церковь была поострена и освящена. В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты.

http://sobory.ru/article/?object=02338

Семья, место и дата рождения Родиной святителя Феофана является Российское Черноземье — плодородные лесостепные земли в 410 км (385 верст) к югу от Москвы, имевшие стратегическое значение для Московского царства. Борис Годунов основал в этих местах линию крепостей для защиты от набегов крымских и ногайских татар. К таким пограничным поселениям принадлежал Усть-Чернавский острог (впоследствии город Чернавск или Чернавск-на-Сосне, в настоящее время село Чернава ), позволявший русским держать контроль над бродом через медлительную полноводную реку Сосну при впадении в нее мелкого и быстрого притока — Большой Чернавки. Этот брод, как часть Кальмиусского шляха, служил вратами в русские земли для татар во время их опустошительных походов до середины XVII beka. В XVIII столетии Чернавск утратил значение уездного города, и в 1779 году за ним официально был закреплен статус села. Ближайшими уездными городами были Елец и Ливны, расположенные в 38 и 28 верстах соответственно . При образовании в 1796 году Орловской губернии село Чернава оказалось в ее границах и входило в Елецкий уезд . В XIX beke Чернавск был довольно большим и многолюдным селом на оживленном тракте, соединявшем губернские центры Орел и Воронеж. Через него проходило множество богомольцев, совершавших паломничество в Задонский монастырь. В то время в Чернавске было три действующих храма. Один из них — тот, что располагался на месте упраздненного при Ekamepuhe II Владимирского мужского монастыря — был освящен в честь иконы Божией Матери «Владимирская» . В этом храме служил отец святителя Феофана — священник Василий Тимофеевич Говоров. Предыдущие поколения предков святителя по мужской линии, как минимум, с первой половины XVIII beka проживали в другом уезде, также вошедшем в состав Орловской губернии — Малоархангельском, в селе с двойным названием: Богоявленское или Фошни (Фошня). Многие поколения церковно- и священнослужителей Говоровых служили в этом селе в храме Святого Богоявления. По данным последних исследований, прямая родословная святителя Феофана прослеживается в следующих клириках и причетниках Богоявленского храма: священник Андрей Говоров (1655—1720), дьячок Петр Андреевич Говоров (род. 1687), священник Петр Петрович Говоров (1713—1744), диакон Петр Петрович Говоров (род. 1730) и, наконец, дед святителя — пономарь Тимофей Петрович Говоров (род. 1750) .

http://bogoslov.ru/article/5033762

Число монашествующих было невелико и никогда не превышало 10 человек, таким образом, Кирилло-Афанасиевский монастырь являлся самым маленьким в епархии. Вместе с тем, монастырь посещался большим количеством паломников и весьма чтился в народе. С 1895 года здесь проживал викарный епископ Ярославской епархии. В начале XX века вошло в обычай в ночь на 1 января проводить здесь богослужение, чтобы встречать гражданский Новый год по христиански, без излишеств. В 1925 году монастырь был закрыт. В храмах разместилась администрация мебельной фабрики. Современное состояние [ править править код ] В 2005 году храмы монастыря вернули Русской православной церкви, келейные корпуса остались в ведении светской организации. Монастырь, однако, находился в ужасающем состоянии: стены построек буквально разваливались, помещения были завалены грудами мусора, летом в них проживали бездомные и распивала спиртные напитки молодежь. В 2006 году к обители была приписана Ярославская Духовная Семинария. Усилиями ректора семинарии, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, к 2010 году удалось расчистить обитель и отреставрировать придел святителя Алексия, митр. Московского в Кирилло-Афанасиевском храме. С этого времени в приделе регулярно проходят богослужения, в обязательном порядке посещаемые семинаристами. Однако, до полного восстановления монастыря еще далеко. В июне 2010 году, прямо во время богослужения, рухнула северная стена монастыря, причем рядом с ней находилась группа рабочих. Никто не пострадал. С сентября 2010 года наместником обители является игумен Феодор, настоятель Богоявленского храма Ярославля. 29 января 2011 года в монастырь была возвращена чтимая икона Спаса Нерукотворного, находившаяся в нем до революции. В 2020 году митрополит Ярославский и Ростовский Вадим освятил на территории обители памятный знак – камень с именами новомучеников Афанасиевского монастыря. 20 ноября 2020 года решением Священного Синода монастырь получил название: «Спасо-Афанасиевский Ярославский мужской монастырь», которое наиболее точно соответствует историческому – «Афанасиевский монастырь» и учитывает объединение Спасо-Пробоинского храма с обителью в новейшее время.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Афанасие...

Выступления хоровых коллективов пройдут не только в Москве — исполнителей также ждут в Одинцове, Балашихе, Электростали, Сергиевом Посаде, Щелкове, Дмитрове, Зарайске, Раменском, Коломенском, Егорьевске, Кубинке, Серпухове, Твери, Ростове Великом, Туле, Александрове, Калуге. Завершится хоровая программа торжественным гала-концертом 8 мая в 18.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где выступят Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Государственный камерный хор Республики Татарстан, Хоровая капелла Тюменской филармонии, Хор Мариинского театра, Государственная академическая капелла Республики Беларусь имени Григория Ширмы, Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Коллективы познакомят московских слушателей с самобытными певческими традициями своих регионов. Звонильная программа Программа колокольных звонов фестиваля охватит около 40 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Звенигорода, Сергиева Посада, Раменского, Твери и Новосибирска. Все выступления по традиции будут носить общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих Московский Пасхальный фестиваль. Концерты пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая храм Казанской иконы Божией Матери в музее-заповеднике «Коломенское», Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь , храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Богоявленский кафедральный собор в Елохове, собор Успения Божией Матери на Городке и Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь в Звенигороде, Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Истра), храм Архангела Михаила в селе Загорново, храм Покрова Пресвятой Богородицы (Раменское) и другие. В регионах Пасхальный фестиваль встретят собор «Белая Троица», храм Николая Чудотворца в Красной Слободе и Екатерининский женский монастырь в Твери, а также храмы Новосибирска: собор во имя Александра Невского, Троице-Владимирский собор, храм во имя архангела Михаила, храм в честь Казанской иконы Божией Матери и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/6018615.ht...

Решением Священного Синода от 29 декабря 2022 г. ( журнал 144 ) назначен и.о. ректора Сретенской духовной академии. Образование: Московский медицинский стоматологический институт имени Н.А. Семашко. Сретенская духовная семинария. Место работы: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник) Место работы: Сретенская духовная академия (И.о. ректора)   Научные труды, публикации: Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 128 с. История Сретенского монастыря в период от учреждения Святейшего Синода до 1786 года//Сретенский сборник. — 2010. — Вып. 1. — С. 171-254. Материалы к изучению истории Сретенского монастыря//Сретенский сборник. — 2010. — Вып. 2. — С. 244-402. Архимандрит Серафим (Богоявленский) — настоятель Сретенского монастыря (1884-1890)//Традиции и современность. — 2010. —  10. — С. 172-189. История московского Сретенского монастыря: 1919-1923 гг.//Сретенский сборник. — 2012. — Вып. 3. — С. 245-324. Сретенский монастырь в 1924 г.: (По документам архива)//Сретенский сборник. — 2013. — Вып. 4. — С. 188-203. Жизнеописание святителя Гурия (Степанова): 1919-1937 годы (по архивным материалам)//Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. — 2013. — Вып. 4. — С. 204-255. Мученик за веру архимандрит Сергий (Плаксин) — наместник Сретенского монастыря//Сретенский сборник. — 2014. — Вып. 5. — С. 366-376. Архивные материалы о приходе и общине Сретенского монастыря в 1925 году//Сретенский сборник. — 2015. — Вып. 6. — С. 228-249. Епитимья в пастырской практике//Сретенский сборник. — 2017. — Вып. 7—8. — С. 71-124. Московский Сретенский монастырь в контексте социально-экономической и религиозной истории Москвы в XVIII — начале XX вв. (кандидатская диссертация, 2021 г.). К вопросу о преобразовании Московского Сретенского монастыря в миссионерскую обитель//Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. — 2021. —  1 (6). — С. 287-294. Духовно-просветительская деятельность Московского Сретенского монастыря при архимандрите Серафиме (Богоявленском) (1884-1890)//Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. — 2021. —  3 (8). — С. 178-185.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5992142...

Ко дню Святой Пасхи 2008 г. возведен в сан игумена. 8 августа 2008 г. решением епархиального совета Тобольской епархии назначен на должность эконома епархии. 10 января 2011 г. назначен проректором по учебно-воспитательной работе Тобольской духовной семинарии с освобождением от должностей эконома епархии и проректора семинарии по хозяйственной работе. В августе 2011 г. перешел в клир Краснослободской епархии Мордовской митрополии . 28 октября 2011 г. указом епископа Краснослободского и Темниковского Климента назначен настоятелем Успенского храма г. Краснослободска, благочинным храмов Краснослободского округа и помощником управляющего епархией по делам благочиний. В 2012 г. окончил Социально-педагогическую академию им. Д.И. Менделеева г. Тобольска. Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. ( журнал 41 ) избран епископом Костомукшским и Кемским. 9 июня 2013 г. епископом Краснослободским и Темниковским Климентом  за богослужением в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Краснослободска (Республика Мордовия)  возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 11 июня в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 11 июля за Литургией в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря . Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. ( журнал 116) утвержден в должности священноархимандрита Кемского Благовещенского мужского монастыря во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской в г. Кемь Республики Карелия. В мае 2020 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла отстранен от управления Костомукшской епархией . Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. ( журнал 60 ) освобожден от управления Костомукшской епархией. Местом пребывания определен Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь Североморской епархии , под наблюдением митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана . Решением Высшего общецерковного суда от 2 марта 2021 г. , утвержденным Святейшим Патриархом Кириллом, запрещен в священнослужении. Местом пребывания определен Богоявленский мужской монастырь г. Челябинска, под наблюдением митрополита Челябинского и Миасского. Образование:

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198945...

Решением Священного Синода от 29 декабря 2021 г. ( журнал 101 ) назначен наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря , с освобождением от обязанностей ректора Тульской духовной семинарии. Также решением Синода (журнал 102) назначен председателем Синодального миссионерского отдела и Православного миссионерского общества . Постановлением Синода (журнал 103) избран викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Луховицкий». С 29 декабря 2021 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. 25 февраля 2022 г. за Литургией в Богоявленском кафедральном соборе  г. Москвы митрополитом Воскресенским Дионисием возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 18 марта 2022 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 20 марта за Литургией в Храме Христа Спасителя. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 5 апреля 2022 г. назначен настоятелем храма свт. Николая Мирликийского в Новой Слободе г. Москвы. 18 июля 2022 г. за Литургией в  Троице-Сергиевой лавре   поставлен  во игумена, игуменский посох вручил Святейший Патриарх Кирилл. 10 октября 2022 г. назначен деканом миссионерского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова . С 20 декабря 2022 г. — председатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы. Образование: 1994 г. — МГУ им. М.В. Ломоносова. 1997 г. — Московская духовная семинария. 2001 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Место работы: Синодальный миссионерский отдел (Председатель) Место работы: Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник) Место работы: Православное миссионерское общество (Председатель) Епархия: Московская (городская) епархия (Викарий Патриарха Московского и всея Руси)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Евфимия (Моисеева) при наречении во епископа Луховицкого. Миссионерская деятельность святого Бонифация, просветителя германских народов (кандидатская диссертация).

http://patriarchia.ru/db/text/3611503.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010