В 1764 г. П. Н. м. был отнесен к числу заштатных монастырей. В 1771 г. в П. Н. м. временно перевели братию Угрешского Николаевского мон-ря, где был устроен чумной лазарет. Указом имп. Екатерины II от 27 февр. 1775 г. и указом Синода от 6 марта 1775 г. П. Н. м. приписан к Чудову в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужскому монастырю (ПСЗ. Т. 20. 14267. С. 70). 1775-1932 гг После преобразования П. Н. м. из заштатного в приписной, осуществленного митр. Московским Платоном (Левшиным) , в обители было размещено подворье митрополитов Московских. Митр. Платон подолгу жил в мон-ре. 9 мая 1775 г. обитель посетила имп. Екатерина II Алексеевна с цесаревичем Павлом (см. Павел I Петрович ) и его первой супругой, вел. кнг. Наталией Алексеевной. Впосл. императрица посещала мон-рь еще дважды: 21 июня того же года и 5 июля 1787 г. Неоднократно в 1785-1786 гг. в мон-ре бывал вел. кн. Александр Павлович (буд. имп. Александр I Павлович ). В ходе Отечественной войны 1812 г. , 23-24 авг., из обители были вывезены наиболее ценные вещи и казна. 4 сент. монастырь был занят французскими войсками. Солдаты сняли серебряные венцы с икон и риз, разобрали более половины посеребренного медного паникадила, в нижнем Сергиевском храме они иногда обедали и спали. В ночь на 8 окт. части «Великой армии» оставили мон-рь. Большое внимание развитию монастыря уделяли митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) , многократно посещавший обитель за свое долгое управление Московской епархией (1821-1867), и его преемники - свт. Иннокентий ( Вениаминов; 1868-1879), Иоанникий ( Руднев; 1882-1891), сщмч. Владимир ( Богоявленский; 1898-1912). К кон. 1916 г. в монастырь провели электрическое освещение. В 1918 г. храмы П. Н. м. переданы общине верующих, мон-рь перестал существовать как юридическое лицо. В 1918 и 1922 (общий вес изъятого - свыше 148 кг) гг. произведено изъятие церковных ценностей. В июле 1920 г. часть братии обители наряду со служащими Иверской часовни были арестованы по обвинению в спекуляции свечами, образками и крестиками. Часть помещений в нач. 20-х гг. XX в. была закреплена за детским домом Курской железной дороги, в 1924 г. ему была передана надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери. В 1932 г. последние насельники П. Н. м. во главе с архим. прмч. Никанором (Морозкиным) были арестованы и приговорены к различным срокам ссылки (ГАРФ. Ф. 10035. Д. 78798), что означало ликвидацию мон-ря. Настоятели и братия

http://pravenc.ru/text/2579990.html

Затем состоялся крестный ход с чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Высоцкий мужской монастырь был основан в 1374 г. Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и соратником великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского. Со своим благочестивым желанием об устроении монашеской обители он обратился к преподобному Сергию Радонежскому. Они избрали красивое место для будущей обители, находившееся в версте от города на левом берегу Нары, недалеко от впадения ее в Оку, на возвышении, называемым в народе «Высокое». Монастырь воздвигли «во имя Божией Матери в честь Ее зачатия и дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы». А по месту расположения монастырь стали называть Высоцким. Первые три настоятели Высоцкого монастыря преподобные Афанасий Старший, Афанасий Младший и Никита причислены к лику святых. В 1380 г. русское воинство одержало победу на Куликовом поле. Во время битвы Владимир Андреевич командовал Засадным полком, который и решил исход сражения. Возвратившись с Куликова поля, по преданию, захоронил в стенах Высоцкой обители своих дружинников воинов-серпуховичей. И над их братской могилой, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве, воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, который в 1381 г. был освящен митрополитом Киприаном. Одновременно была построена теплая каменная трапезная церковь в честь Покрова Божией Матери. Вторым настоятелем монастыря был преподобный Афанасий Высоцкий Младший, который уже при жизни прославился как чудотворец. Его мощи почивают в Покровском храме монастыря. При нем из Византии преподобным Афанасием Старшим были присланы семь икон деисусного чина, получившего название «Высоцкий чин». Эти иконы и поныне существуют: шесть из них находятся в Третьяковской галерее, а одна — в Русском музее Петербурга. Третьим настоятелем был преподобный Никита, сродник преподобного Сергия, духовник преподобного Пафнутия Боровского, основатель Костромского Богоявленского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4087728.ht...

Храм Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) воздвигнут в 1476 году. Сложен он из кирпича и представляет собой классический пример псковского зодчества. Завершается он невысокой синекупольной колокольней. Венчает архитектурный ансамбль монастыря пятиярусная колокольня, построенная в 1741–1770 годы. Высота ее составляет 87 м (колокольня Новодевичьего монастыря имеет высоту 72 м, Иван Великий в Кремле – 81 м). Ряд интересных сооружений создан на территории лавры в XVIII b.: небольшая Михеевская церковь рядом с трапезной, выросшая в 1734 году над местом погребения Михея Радонежского; восьмигранная барочная Смоленская церковь (церковь Одигитрии), построенная, вероятно, архитектором Ухтомским в 1746–1748 годах на средства графа А. Г. Разумовского (предание связывало ее постройку с тайным браком императрицы Елизаветы Петровны с последним), обладает четырьмя широкими каменными лестницами, расположенными по периметру, и каменными балюстрадами. Поставленный после возобновления лавры иконостас в Смоленской церкви – из уничтоженной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице. Прославленная обитель Живоначальной Троицы на протяжении столетий является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской православной церкви, и в их числе преподобные Никон Радонежский, Максим Грек , духовные писатели преподобные Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами лавры были святители Московские Филарет (Дроздов , умер в 1867 году) и Иннокентий (Вениаминов , умер в 1879 году), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский , умер в 1918 году). В лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1744 году монастырь получил почетное наименование лавры. Славный период в истории лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина ; умер в 1812 году). В XVIII–XIX bb. в окрестностях лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1812 г. храм был разорен наполеоновским войском, но вскоре был восстановлен. В 1886 г. (архит. А.П. Попов) и 1902-1905 гг. (архит. И. Благовещенский) храм был расширен. В 1902-1903 гг. построены дома причта и церковноприходская школа. В 1903 г. митрополит Владимир (Богоявленский) освятил придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в 1905 г. освящен престол в перестроенном приделе правв. Симеона и Анны. В храме находятся захоронения грузинских князей Цициановых и Багратионов, которым в XVIII—XIX вв. принадлежало с. Всехсвятское. В 1923 г. храм был захвачен обновленцами. В 1939 г. храм был закрыт, а пятиярусный иконостас XVIII в. выломан и сожжен перед храмом «в назидание». В 1945 г. местные жители добились открытия храма, освящение совершил митрополит Николай (Ярушевич). В 1960-80 гг. обширный старинный погост с надгробиями XVIII—XIX вв. был уничтожен властями. В 1990-х гг. на остатках погоста установлены символические надгробные плиты-кресты в память жертв красного террора 1918 г., здесь покоились и святые останки сщмч. протоиерея Иоанна Восторгова и еп. Ефрема (Кузнецова). http://vsehsvtsokol.cerkov.ru/ «У Святых Отцов» Имя Сокол теперь носит теперь древнее село Всехсвятское, названное в конце XVII века по местной церкви, освященной в честь всех святых, а вот ее история более туманная. Село, известное с 1398 года, изначально носило имя Святые Отцы. По легенде, здесь стоял мужской монастырь с соборным Всесвятским храмом, а в окрестном лесу в хижинах жили старцы-отшельники. Мнения ученых расходятся. Одни согласны с тем, что здесь действительно до XV века стоял монастырь с храмом в честь всех святых, другие считают, что собор монастыря был освящен в честь VII Вселенского Собора святых отцов, отчего и произошло название села. Еще одно странное старомосковское прозвище местности – Лужа Отцовская – объясняется очень просто: здесь протекали речки Ходынка и Таракановка, подтоплявшие местность. Село Святые Отцы упоминается в конце XV века в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, двоюродного брата московского великого князя Ивана III, согласно которой он передавал это село с другими угодьями своему сыну. Однако род Патрикеевых скоро оказался в опале, и в начале следующего столетия село отошло в казну. С тех пор его хозяева менялись по воле московского государя. Считается, что какое-то время оно принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. А в 1587 году царь Федор Иванович пожаловал село кремлевскому Архангельскому собору.

http://sobory.ru/article/?object=01905

В 1876 г., во время русско-тур. войны, по инициативе архим. Сергия мон-рь собирал деньги на помощь восставшим славянам. За заслуги по духовному ведомству архим. Сергий был награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени, а за организацию госпиталя и помощь в уходе за ранеными в русско-тур. войне удостоен знака Российского об-ва Красного Креста. В 1881 г. епархиальное начальство назначило его благочинным общежительных монастырей Московской епархии. Через 2 года архим. Сергий был переведен настоятелем в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . На его место был назначен архим. Иоанникий (Постников), бывш. ризничий Троице-Сергиевой лавры . Архим. Иоанникий стал одним из учредителей основанного в 1886 г. Братства прав. Филарета Милостивого, целью которого являлось оказание помощи бедным ученикам. Последующие настоятели сохраняли традиции, заведенные архим. Сергием, и приумножали благосостояние обители. В 1902 г. настоятелем игум. Феодосием при монастыре была открыта Ново-Голутвинская церковноприходская школа, в к-рой к 1909 г. обучались 32 мальчика. 6 марта 1908 г. по ходатайству митр. Московского и Коломенского сщмч. Владимира (Богоявленского) К. Н. м. возглавил архим. Варнава (Накропин) , который упрочил как уставную жизнь братии, так и внешнее благолепие. В 1908 г. обитель владела 130 дес. земли, из казны получала 1249 р. 7 к.; на 1915-1916 г. монастырский капитал составлял 61 670 р. На основании декрета СНК РСФСР 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» имущество К. Н. м., в т. ч. находившаяся в собственности 181 дес. земли, было национализировано. С нач. 1919 г. часть помещений К. Н. м. заняло управление уездной и городской милиции. Циркулярное предписание губ. отдела управления от 23 мая обязывало власти города немедленно приступить к устройству на территории обители лагеря принудительных работ. Вопрос о создании концентрационного лагеря в К. Н. м. 16 июня 1919 г. был вынесен на заседание коллегии отдела управления Коломенского уездного исполкома. Но этот проект не был реализован.

http://pravenc.ru/text/1841784.html

Московской Губернии в Серпуховском уезде, расстоянием от бывшего, вновь учреждённого города Никитска в 13 вёрстах. Построена по соизволению Государя Царя Алексея Михайловича в 1660 году потому, что в бытность Его Царского Величества на том месте за охотой, явилась Ему Великомученица Екатерина в сонном видении, извещая, что в ту ночь Бог даровал Его Царскому Величеству дщерь Екатерину. Пустынь сия построена на ровном месте и суходоле в лесу, имеющем около неё с трёх сторон сенокосные луга, а с полуденной стороны лес. Обнесена каменной стеной с четырьмя по углам небольшими башнями. В северной стороне, с приезда к оной, колокольня, стояла посредине на святых воротах, восьмиугольная, в два этажа, которая сломана для сделания новой большой колокольни. С полуденной стороны проездные ворота, против которых изрядно выстроенный деревянный гостиный двор со всеми службами. Церковь сооружена по новому вкусу в два этажа, и пристроена к старым приделам и к трапезе; иконостас в ней золочёный, очень хороший; местные образа украшены окладами, а особливо чудотворный образ Великомученицы Екатерины серебряный с вызолоченной ризой. Вверху оной церкви наравне с хорами, в настоящем иконостасе помещён придел Успения Богородицы. Стены убраны иконописными картинами, или стенным письмом в клеймах, в трапезе, т. е. тёплой церкви, посвящённой во имя св. Великомученицы Екатерины, по которой и пустынь сия наименование своё получила, по сторонам два придела: один, с правой стороны, – во имя Св. Димитрия Ростовского , а другой, с левой стороны при входе, – Преподобного Сергия Радонежского, да над ней церковь святых Апостол Петра и Павла. Подле ворот в полуденной стене – Настоятельские двухэтажные, к западной стене – братские каменные кельи. Подле северной стены и колокольни сад, а в северо-восточном углу пруд, в юго-западном же ещё другой сад. По северную сторону церкви колодезь с фигурным шатром, из которого достают самую свежую воду колесом. Екатерининский монастырь Упразднённый мужской. Находился в Вятской Епархии и был приписным к Богоявленскому Слободскому монастырю. Екатерининский Греческий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1467 г. в М. Б. м. проживало 66 насельников. Устав был келлиотским, или особножитийным, затем в нем стали проявляться черты общего жития. Настоятельство сначала было игуменское, а с авг. 1652 г.- архимандритское. Первым из настоятелей между 22 февр. 1427 и 29 сент. 1455 г. упоминается игум. Арсений. Имя его преемника Прохора приведено в подтвердительной жалованной тарханно-несудимой и заповедной грамоте 29 сент. 1455 г., полученной М. Б. м. от дмитровского кн. Юрия Васильевича. В марте 1471 г. игум. Прохор был хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. В 1467 г. игуменом назван Антоний I, в 1478/79 г.- Досифей, в 1482/83 г.- Киприан, между 1 янв. 1486 и 31 дек. 1488 г.- Антоний II. 25 марта 1493 г. в обители не было игумена, позднее им стал Трифон (Дубина), к-рый 14 июля 1499 г. был хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. С 1499 г. игуменом был Герасим Поповка , родной брат переводчика и книжника Д. Герасимова . В синодике М. Б. м., заведенном в 1598 г., при игум. Иове, поминались настоятели Иона, Феодосий, Иосиф, Епифаний, Симеон (дважды), Сергий, Феодосий, Епифаний, Варлаам. Большинство имен этой записи можно отождествить с именами игуменов XVI в., известных по др. источникам (за исключением Епифания и Сергия). Этих игуменов нет и в самом раннем списке синодика М. Б. м., заведенном в 70-80-х гг. XVI в. Поэтому данных игуменов вряд ли стоит считать первыми настоятелями М. Б. м. В поздней исторической традиции утверждается, что одним из первых игуменов М. Б. м. был прп. Стефан Радонежский. Но в ранних синодиках имени игум. Стефана нет. На территории М. Б. м. находились деревянный собор с 2 престолами: в честь Богоявления и в честь Благовещения Пресв. Богородицы, кельи. Вскоре постройки сгорели. Согласно историческому предисловию к Копийной книге, незадолго до кончины вел. кн. Иоанн I Данилович Калита заложил в обители каменный Богоявленский собор, а после его смерти постройку храма в нач. 40-х гг. XIV в. продолжил московский тысяцкий Протасий. В возведении мон-ря значительную роль играли Вельяминовы: тысяцкий Василий Васильевич (погребен в М. Б. м.), окольничий Тимофей Васильевич и Полиевкт Васильевич, отец Евпраксии (Евфросинии), жены Дмитровского кн. Петра Дмитриевича (1-е неоспоримое актовое упоминание каменного храма содержит именно ее духовная).

http://pravenc.ru/text/2564200.html

В 1392 г., видимо, именно 1-й голутвинский игум. Григорий был хиротонисан во епископа Коломенского (до 1405) св. митр. Киприаном . Согласно реконструированному тексту московской митрополичьей Троицкой летописи нач. XV в., Григорий в 1392 г. имел чин архимандрита ( Приселков М. Д. Троицкая летопись. 1950. С. 440). Не исключено, что уже при основании обитель получила статус Коломенской архимандритии, существовавшей по меньшей мере с 1379 г. ( Мазуров. 2001. С. 197; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 129), т. е. настоятель К. С.-Г. м. считался главой всего монашества Коломны, в его ведении находились 4 коломенских мон-ря. Перенесена архимандрития была, несомненно, по воле вел. князя, вероятно, из Спасского мон-ря ( Мазуров. 2001. С. 243-244; ср., однако, т. зр., согласно к-рой в К. С.-Г. м. архимандритии никогда не было: Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 292-295). К 80-м гг. XV в. мон-рь теряет значение архимандритии; в качестве архимандрита коломенского в записях коломенской рукописи Пролога 1481 г. (РНБ. F. I. 311. Л. 290, 563) упоминается настоятель Спасского мон-ря Иннокентий, а в приписке 1473-1480 гг. в пергаменной «Лествице» Иоанна Синайского 1422 г. (РНБ. Погод. 73. Л. 1-3) - голутвинский игумен (не архимандрит) Кассиан (Касьян) ( Мазуров. 2001. С. 392, 396). В кон. XIV - нач. XV в. на великокняжеские средства в К. С.-Г. м. был построен белокаменный Богоявленский собор, «церковь каменная в лепоту зрети всем» ( Клосс. 1998. С. 412; Альтшуллер. 1977. С. 161-167); в юж. части его алтаря в 1405 г. был погребен еп. Григорий (место захоронения выявлено и обследовано при раскопках в 1969-1970). В 40-50-х гг. XV в. (принимая датировку Клосса - ок. 1442) Пахомий Логофет писал о процветании монастыря, в котором «множество братии чюдным изрядным житием... обитель славна в обилье мнозе» ( Клосс. 1998. С. 412). Постепенно К. С.-Г. м. получил земельные владения. Первое свидетельство относится, вероятно, к 1425 г., когда вдова сына боярского Толмача Феодосья дала вкладом с.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

Возрождение современной духовной школы в Коломне началось в 1990 году, когда митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием было дано благословение на открытие Московского епархиального духовного училища с двухлетним курсом обучения. В начале 1996 года училище было преобразовано в семинарию. Первоначально она располагалась в своем историческом здании на территории Ново-Голутвина женского монастыря, а впоследствии была переведена в Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Однако было очевидно, что для развития семинарии требовалось возведение нового комплекса. Его строительство началось с 2007 года. Проект был реализован при поддержке председателя совета директоров ФК " УРАЛСИБ " Н.А. Цветкова и фонда просвещения " МЕТА " , откликнувшихся на пожелание митрополита Ювеналия о расширении духовного учебного заведения, и в партнерстве с Московской епархией и Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Условия обучения семинаристов будут соответствовать высоким международным образовательным стандартам: учебные помещения оснащены современным оборудованием, в жилых корпусах предусмотрено все, что необходимо для комфортного проживания студентов. Архитектурную концепцию разработала московский архитектор Е.Ю. Огородова, принимавшая участие в восстановлении Успенского кафедрального собора, Тихвинского храма, храма Воскресения Словущего в Коломне. Особым украшением Коломенской духовной семинарии стала звонница семинарского храма, созданная на пожертвования Г.В. Цветковой. В ее обустройстве принимал участие И. В. Коновалов, председатель Общества церковных звонарей, определивший состав колоколов. При этом учитывалось назначение храма как семинарского, учебного, поэтому в помещениях под звонницей разместился музей колокольного звона, а сами колокола выполнялись как копии наиболее известных колоколов в России. Учебный, административный и жилой корпуса семинарии имеют общую площадь около 10 тысяч кв.м. На реализацию проекта было потрачено около 1 млрд. руб. Приемные экзамены на очное отделение Коломенской духовной семинарии пройдут с 17 по 22 августа. Отбор студентов будет проводить лично митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий. Также, до 1 сентября идет прием документов на Миссионерско-катехизаторские курсы. Подробнее об учебном процессе в Коломенской семинарии – на сайте . Подробный репортаж об обновленной Коломенской духовной семинарии - в сентябрьском номере " Журнала Московской Патриархии "

http://e-vestnik.ru/news/rekonstruirovan...

Е. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия за соч.: «Христианское нравоучение в православном богослужении». 17 сент. 1893 г. утвержден в должности инспектора Тифлисской ДС. 11 июля 1898 г. был назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Проявил себя как умный и справедливый, но в то же время строгий наставник (среди отчисленных ректором семинаристов был Иосиф Джугашвили, см. Сталин И. В.). Оказывал особую поддержку воспитанникам-грузинам. Е. стал инициатором ряда нововведений в семинарии: обязательных будничных богослужений в домовом храме, регулярных произнесений семинаристами проповедей по воскресным и праздничным дням, создания отдельного общежития для «слабых здоровьем учеников», преподавания музыки в качестве факультативного предмета. С 1898 г. председатель Грузинского епархиального училищного совета, член Грузино-Имеретинской синодальной конторы, цензор проповедей и редактор ж. «Духовный вестник Грузинского Экзархата». За время служения в Тифлисе изучил груз. язык, занимался историей груз. Православия. Много ездил по Кавказу, знакомился с христ. святынями. По благословению экзарха Грузии архиеп. сщмч. Владимира (Богоявленского) принял активное участие в обустройстве и духовном окормлении р-на Тифлиса Колючая балка. Ревностное отношение Е. к своим обязанностям было замечено в Святейшем Синоде. При личном содействии К. П. Победоносцева и В. К. Саблера Е. был избран кандидатом на замещение Вольской викарной кафедры Саратовской епархии. 12 янв. 1901 г. наречен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. 14 янв. в Казанском соборе С.-Петербурга состоялась хиротония Е., которую возглавили митрополиты С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев) . Местопребыванием Е. был саратовский Преображенский мужской монастырь, но епископ сразу занялся устройством в Вольске архиерейского дома, который был достроен уже при еп. Палладии (Добронравове) . В годы служения Е. на викарной кафедре в Вольске было открыто женское епархиальное уч-ще (сент. 1901), начато строительство нового здания для Вольского мужского ДУ. Новый домовый храм был освящен в Вольском реальном училище. Осенью 1901 г. Е. посетил Хвалынский у. и разработал план основания здесь Троицкого мужского монастыря (открыт в нач. 1903).

http://pravenc.ru/text/190195.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010