Настоятели и иноки Богоявленской обители всегда отличались выдающимися качествами, это были истинные подвижники веры. Здесь жил старший брат преподобного Сергия Радонежского Стефан, который вначале был иноком, а затем стал игуменом Богоявленского монастыря. Здесь принимал постриг боярский сын Елевферий Бяконт, который пользовался доверием самого Ивана Калиты, а прибыл в Москву еще во время княжения Даниила. Подвиги иноков не раз спасали монастырь от бедствий. Частые пожары на удивление обходили монастырь стороной. Когда в Москве свирепствовал хан Тохтамыш, в попытках отомстить за проигранную Куликовскую битву, он лично повелел поджечь Богоявленский монастырь, но обитель все равно уцелела. Конечно же, не всегда ситуация складывалась счастливо для монастыря. В 1451 году он сгорел вместе с московским посадом – это случилось во время нашествия царевича Мазовши из Золотой Орды. После этого монастырь отстроил великий князь Василий II, а его сын, Иван III приказал поставлять в Богоявленский монастырь " годовой корм " для поминанния родителей и для моления святых старцев за здравице государя. Иван III подарил Богоявленский монастырь богатыми вотчинами, в которых был запрещено попрошайничать, скоморошничать, вставать на постой и требовать подводы даже государевым людям. В это же время на территории монастыря была построена трапезная из кирпича, отличавшегося особой прочностью, который производили на Калитниковском заводе по рецепту Аристотеля Фиораванти специально для кремлевского Успенского собора. В 1547 году огромный ущерб монастырю нанес сильный пожар. Случилось это спустя полгода после вступления на царство Ивана Грозного. В период правления этого русского царя Богоявленский монастырь стал местом заточения опального митрополита Филиппа (Колычева), который принародно осудил царя за антинародную опричнину. Опричники схватили святителя в Кремлевском Успенском соборе, в праздник архангела Михаила. Когда митрополита увозили в Богоявленский монастырь, люди бежали за санями, чтобы получить последнее благословение из уст своего духовного наставника. Существует легенда о чудесах, которыми сопровождалось пребывание митрополита в Богоявленском монастыре. Один раз вошедшие к нему стражники обнаружили, что оковы чудесным образом пали с пленника. Второй раз, когда Иван Грозный велел запустить в темницу со священником голодного медведя и оставить на ночь, по утру обнаружили, что медведь тихо спит в углу, а арестованный цел и невредим.

http://sobory.ru/article/?object=23750

Иван Грозный почитал Богоявленский монастырь. По его приказу в обитель поставляли значительный оброк и пропитание, а когда в 1571 году при нашествии крымского хана Девлет-Гирея монастырь выгорел при пожаре, обитель по приказу царя была отстроена заново. В Смутное время Богоявленский монастырь оказался в центре сражений за Китай-город, проходивших в марте 1611 года и осенью 1612 года. Поляки полностью разорили монастырь и Романовым пришлось возрождать ее. В 1624 году в Богоявленском монастыре был выстроен новый собор, а расцвет обители пришелся на конец 17 века. Тогда, при патриархе Андриане, по его благословению здесь был построен великолепный собор в стиле " московского барокко " , который можно увидеть и сейчас. Кто был автором этого собора – неизвестно, по схожести с церковью Троицы в Лыкове некоторые специалисты предполагают, что архитектором мог быть Яков Бухвостов. Этот Богоявленский собор – двухъярусный. В первом ярусе расположилась церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери, которая служила символом чудесного спасения Москвы в 1612 году. В 17 веке судьба монастыря складывалась чрезвычайно успешно. В 1672 году боярыня Ксения Репнина подарила монастырю обширный двор на улице Никольской, что увеличило территорию обители вдвое, а кроме того, монастырь получил выход на Никольскую. Именно здесь были построены первые святые врата Богоявленского монастыря с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Именно в Богоявленском монастыре в 1685 году была временно обустроена Славяно-греко-латинская академия, в которую перевели учащихся из училища, располагавшегося в Андреевском монастыре. В начале 18 века, когда на российском престоле находился Петр I, мастера из Швейцарии украсили Богоявленский храм прекрасными алебастровыми скульптурами. А недавно в архивах были обнаружены документы, сообщающие о том, что в Боговяленском монастыре, возможно, останавливался по прибытии в Москву прадед А.С. Пушкина и крестник Петра Великого тогда еще юный Абрам Ганнибал. Но именно в петровскую эпоху после смерти патриарха Адриана была произведена первая секуляризация: теперь монастырские доходы поступали в Монастырский приказ, а монахам выплачивалось мизерное жалование, которого едва хватало на проживание. Когда архимандрит обратился к царю с просьбой об увеличении суммы этого жалования, то получил отказ. Но несмотря на трудности, были и радостные события в жизни Богоявленского монастыря. Так, после пожара 1731 года архимандриту Герасиму удалось восстановить монастырь и построить над вторыми воротами еще одну надвратную церковь с колокольней во имя Бориса и Глеба, которую освятили в 1742 году. На этой колокольне располагались 9 колоколов, каждый из которых был отлит на помин души. К концу 18 века Богоявленский монастырь в Москве становится местом пребывания викарных епископов Московского митрополита.

http://sobory.ru/article/?object=23750

Монастырь со времени основания был мужским. В 1914 г., после начала мировой войны, на территорию обители были временно переведены Евфросиниев полоцкий женский монастырь, Витебское епархиальное училище; насельники же переселились в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь. 3 марта 1926 г. здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община верующих продолжала существовать до 16 июля 1929 г., когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована. В 1993 г. в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 в Патриаршее подворье. В 2004 г. по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. По материалам сайта Ярославский край Свято-Богоявленский Авраамиев женский монастырь находится на месте молитвенных трудов преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца, подвизавшегося здесь во второй половине XI века. Это древнейшая обитель Ростова. Она же, как принято считать, стала первой монашеской киновией всей Северо-Восточной Руси. Преподобный пришёл в Ростов из Валаамского, а может быть другого, монастыря, это в точности неизвестно. В те далёкие времена в Ростовской земле, населённой финно-угорскими племенами меря, сильно было язычество. И ещё никому не известный тогда Авраамий селится именно в этом месте, поблизости от священного идола язычников. На городской окраине, называвшейся Чудский конец, недалеко от священного дуба, рядом с которым возвышался каменный идол языческого бога Велеса, он поставил келью и предался молитвенным подвигам. Преподобный молился о сокрушении каменного истукана и об обращении жителей к единому истинному Богу, но проходило время, а идол продолжал стоять, ему приносились жертвы, и от его имени жрецы произносили пророчества. О том, что было дальше, житие святого, написанное в древности, сообщает так: " Однажды преподобный Авраамий в скорби и недоумении сидел вблизи идола.

http://sobory.ru/article/?object=00594

саж. в основании и 26 сажен вышины, а в 1814 году внутри Свято-Троицкого храма, к западной стороне, устроен придел во имя св. Димитрия Ростовского . В 1818 году рядом с храмом преп. Сергия построены каменные двухэтажные настоятельские покои, а внизу помещение для братии и послушников; к этим помещениям в 1825 году пристроены двухэтажные каменные монастырские келлии, в числе восьми. В 1829 и 1830 годах при настоятеле архимандрите Арсении над трапезной теплой Сергиевской церкви устроен придел во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и освящен в 1831 г. В этом же году построен особый каменный корпус в 2 этажа; внизу устроены братская трапеза и кухня с погребом, подвалом и кладовою, а в верхнем этаже – братские келлии. В 1848 году, при настоятеле архимандрите Иезекииле, к левой стороне Сергиевской теплой церкви, над могилой схимонаха Вассиана был заложен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, который освящен 2 сентября 1849 года; придел же во имя св. Иоанна Богослова упразднен. В 1905 году, при настоятеле архимандрите Гаврииле, под приделом в честь Казанской иконы Божией матери из усыпальницы схимонаха Вассиана устроена была пещерная церковь куда был перенесен придел во имя святителя Димитрия Ростовского . Под алтарем этого храма в том же 1905 году была устроена кувуклия. Эта церковь освящена преосвященным Гурием в честь Богоявления Господня, святителя Димитрия Ростовского , преподобного Серафима Саровского и преподобного Вассиана. Монастырь огражден каменною стеною. Все храмы и здания занимают нижнюю половину монастырской земли, северный же скат горы занят фруктовым садом, за которым вблизи ограды проходит полотно Московско-Казанской железной дороги; невдалеке и вокзал станции «Алатырь». 4 июля 1906 года от возникшего в городе пожара, истребившего более 300 домов, сгорел весь монастырь: все церкви, колокольня (при чем колокола упали и некоторые разбились), корпуса и все надворные постройки. Осталась только пещерная церковь , где под спудом почивает угодник Божий схимонах Вассиан и кувуклия. С помощью Божией и добрых людей, монастырские здания начали восстанавливать. Во владении Алатырского Троицкого монастыря находятся две упразднённые пустыни: Ключевская загородная пустынь, близ села Четвертакова, Ардатовского уезда, и Свято-Духовская пустынь – в 2 верстах от г. Алатыря, на берегу р. Суры. 4 К Троицкому Сергиеву монастырю было приписано 14 монастырей: Пещанский, Киржатский, Стромыжский, Белопесоцкий, Свияжский, Казанский, Астраханский, Авнежский, Махрицкий, Алатырский, Хотьковь; пустыни: Ново-Троицкая, Сергиева близ Петергофа, Георгиевская (Владимирской губ.) и Богоявленский монастырь в Кремле. Читать далее Источник: Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь и его подвижник схимонах Вассиан : с присовокуплением чудес, совершившихся при его могилке/Свято-Троицкий Алатырский монастырь. - Москва : Типолитогр. И. Ефимова, 1906. - 72 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из буклета " Свято-Богоявленский мужской епархиальный монастырь " Богоявленский мужской монастырь в поселке Мстёра (до XIX в. – Богоявленская слобода) был основан, вероятно, в начале XVII в. Как значилось в писцовых книгах Суздальского уезда 1628-1630 гг., в Богоявленской слободе, которая была вотчиной князей Ромодановских (Ф.Ю. Ромодановский – глава Преображенского, Сибирского и Аптекарского приказов, практически второй человек в государстве, руководивший страной в периоды отсутствия Петра I в столице), уже существовал каменный храм и «кельи черных попов», то есть был монастырь. В 1687 г. на месте старой ветхой церкви был построен новый каменный храм Богоявления. Работой местных строителей, крепостных Ромодановских, видимо, руководил опытный и талантливый зодчий, который возвел храм, подобный прославленным московским церквам XVII в. Это было большим событием для глухого села Мстёры. Форма храма – достаточно традиционна: к четверику для молящихся примыкали с востока достаточно массивные алтарные апсиды, а с запада – трапезная. Красоту Богоявленской церкви, прежде всего, придает оформление ее верха. На покатой поверхности свода, отступив от края, расположился ряд кокошников (восьмериком), из которого цветком «вырастают» пять изящных барабанов, тоже обхваченных кокошниками и аркатурой, с миниатюрными главками. Верх фасадов опоясан резной орнаментальной лентой и бочкообразными закомарами над ней. Углубления закомар и кокошников верхнего яруса расписаны фресками с изображением «святых ликов». Такое оформление фасадов церкви было закономерным: потомственные мстерские иконописцы должны были продемонстрировать свое мастерство на главном храме слободы. Одухотворенная резным оформлением, яркой росписью и красивой композицией пятиглавия верхняя часть храма зрительно как бы, взлетая, теряла весомость по сравнению с массивной, стоящей на земле нижней частью. Нарядность храму добавляют резные наличники окон и красиво оформленные арками и изящными портиками крыльца у входов. Князья Ромодановские устроили в храме фамильную усыпальницу в трапезной части, у входных западных ворот. Крестьяне считали гробницы чудодейственными.

http://sobory.ru/article/?object=00857

О посвящении собора есть две легенды. Первая: в начале строительства храма по Волге к монастырю приплыла икона Покрова Богоматери, ставшая потом чудотворной. Вторая: еще в 1472 году Паисию и его ближайшим ученикам было явление Богоматери, повелевшей на этом месте устроить церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Возведение собора завершилось в 1482 году. Уже немолодой Паисий «с братиею принимал самое живое и непосредственное участие в построении церкви, собирая камни для основания храма и нося в монастырь, иногда улучшая по ночам дневную кладку мастеровых, иногда же внося кирпичи на стены или известь» (Цитата из «Жития» Паисия). Собор выстроили четырехстолпным, одноглавым, трехапсидным. Алтарь его, вопреки традиции, был обращен на юг — «по божественному откровению преподобного Паисия». Ряд современных исследователей предполагает, что в 1484–1485 годах стенопись в соборе могла быть выполнена артелью великого Дионисия. В 1609 году монастырь пострадал от польско-литовских интервентов: настоятель, братия и укрывшиеся в обители жители были убиты, собор разграблен и выжжен изнутри. Возобновленный в 1619 году храм имел уже пять глав. На протяжении нескольких веков храм достраивался и частично перестраивался: появлялись и дополнялись объемы новых приделов, трапезной; устанавливались железные главы; растесывались окна... В 1928 году монастырь закрыли. В древней обители размещались и дома отдыха Московского комвуза им. Свердлова, и дом престарелых, и склады инвентаря, лесоматериалов, и кузница. С Покровского собора и Богоявленской церкви сняли главы. В 1932 году комиссия по борьбе с религией решила изъять и уничтожить мощи святого Паисия, погребенного под стенами построенного им Покровского собора. Однако, когда вскрыли раку с мощами преподобного Паисия, его ученика Андриана и преподобномученика Антония — того самого игумена, что в 1619 году погиб, защищая монастырь, — оказалось, что в захоронении ничего нет. По легенде, бывшие монахи бывшего монастыря тайно вынесли и захоронили мощи. Где? Неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=59058

3. 6. С. 300-306). Возможно, икона была передана в дар М. м. еще в 1651 г. Церковь свт. Николая Чудотворца. 1730 г. Фотография. Нач. ХХ в Церковь свт. Николая Чудотворца. 1730 г. Фотография. Нач. ХХ в В 1675 г. права и привилегии братии М. м. были подтверждены еп. Мстиславским, Оршанским и Могилёвским Феодосием (Василевичем) . 8 июля 1686 г. наместник и администратор Белорусской епископии Сильвестр Волчанский выдал благословенную и подтвердительную жалованную грамоту властям полоцкого Богоявленского Братского мон-ря и М. м. о предоставлении им старинных прав, подтвержденных прежними архиепископскими грамотами, отправлять поочередно своих монахов в г. Ригу, чтобы в ее правосл. храмах совершать богослужения, требы и собирать милостыню (АЗР. Т. 5. 164. С. 194-195). 17 февр. 1687 г. это решение было подтверждено Киевским митр. Гедеоном (Святополком-Четвертинским) , требовавшим от властей Дисненского и Друйского монастырей соблюдать права М. м. (Там же. 170. С. 209-210). Однако, видимо, богослужения в Риге так и не состоялись, и в 1696/97 г. по этому вопросу к Адриану, патриарху Московскому и всея Руси были вынуждены обратиться настоятель полоцкого Богоявленского Братского монастыря игум. Каллист и игумен М. м. Феофан «с братиею». 2 февр. 1697 г. патриарх выдал им новую грамоту, подтверждавшую исключительные права обеих обителей на богослужебную деятельность в Риге (Там же. 270. С. 280-281), а в 1699 г. их власти, предъявив привилей Киевского митр. Варлаама (Ясинского) , добились получения новой подтвердительной грамоты по данному вопросу и у Мстиславского и Могилёвского еп. Серапиона (Полховского) (Там же. С. 287-288). В 1690 г. на месте сгоревших в М. м. были выстроены деревянные Троицкая и Покровская церкви. Ктитором первой из них выступил мечник Литовского великого княжества кн. Симеон Карл Огинский. В XVIII в. в Витебске обители принадлежало несколько дворов, а за городом - неск. деревень. 28 нояб. 1720 г. М. м. в числе других православных обителей получил подтверждение своих прав и свободу вероисповедания в пределах Литовского великого княжества от польск.

http://pravenc.ru/text/Марковом ...

После отъезда Иоанна Грозного в кон. 1564 г. в Александрову слободу и провозглашения опричнины в Москве Н., бывший в то время в столице вместе с митр. Афанасием и Новгородским архиеп. Пименом, принял участие в поездке к царю с прошением простить подданных и вернуться в Москву (ПСРЛ. Т. 13. С. 392, 393). В 1566 г. Н. присутствовал на Земском соборе, на к-ром было принято решение о продолжении Ливонской войны. 9 июня 1566 г., в воскресенье, Н. сослужил двум другим архиепископам - Пимену Новгородскому и Герману Казанскому, а также епископам в московском Успенском соборе во время болезни митр. Афанасия (СбРИО. Т. 71. Т. 3. 16. С. 364). В июле того же года он участвовал в избрании и поставлении нового митрополита - сщмч. Филиппа II (Колычева) (1566-1568; † 1569). Пересмотр жалованных грамот, произведенный в Российском гос-ве в сер. XVI в., коснулся и Ростовской епархии. Согласно царской жалованной грамоте 1554/55 г., данной Н. на земли в Ростовском, Ярославском, Вологодском, Устюжском и Белозерском уездах и слободы в Ростове, признавались недействительными все жалованные грамоты, освобождавшие духовенство Ростовской епархии от уплаты налогов архиепископу. Эта грамота Иоанна Грозного не сохранилась, упоминается в пересказе в грамоте царя Михаила Феодоровича Ростовскому митр. Варлааму от 13 янв. 1622 г. (Сб. Археол. ин-та. СПб., 1880. Кн. 4. С. 99-112; см. также: Каштанов С. М., Назаров В. Д., Флоря Б. Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в.: Ч. 3.//АЕ за 1966 г. М., 1968. С. 231-232; Каштанов С. М. Иван Грозный и Ростов//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 67-79). 17 февр. 1560 г. Иоанн Грозный подтвердил грамоту своего отца Василия III Иоанновича , данную Кассиано-Учемскому мон-рю в Угличском у., оговорив, что монахов судит Н. «по церковным правилам и по соборному уложению» (ААЭ. Т. 1. 171. С. 141). В период архиерейства Н. в епархии велось активное храмостроительство. Зодчий Андрей Малой создал в 1566 г. в Ростове ц. Вознесения Христова с приделом блж. Исидора ( Титов. Ростов Великий. С. 48; Гиршберг В. Б. Мат-лы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV-XVII вв. Ч. 1: Надписи XIV-XVI вв.//НЭ. 1960. Вып. 1. С. 10). В Авраамиевом ростовском в честь Богоявления монастыре 2 окт. 1553 г., в 1-ю годовщину победы над Казанью, в присутствии царя был освящен Богоявленский собор, наиболее вероятно, его освящал Н. В апр. 1559 г. по благословению свт. Макария в Костроме заложен Богоявленский собор в Анастасиином мон-ре, Н. посетил обитель 8 июня того же года ( Баженов И. В. Костромской Анастасиин монастырь. Кострома, 1895. С. 11). В 1563-1564 гг. в Ярославле расписан Спасо-Преображенский собор ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/2565272.html

Основание Троицкого Ново-Голутвина мужского монастыря связано с очередной реорганизацией епархий в 1799 году, ставившей целью приведение их границ в соответствие с административным делением Российского государства. Император Павел I, заслушав 27 сентября 1799 года на заседании Синода доклад о плачевном состоянии Коломенской епархии, расположенной на территории Московской, Рязанской и Тульской губерний, принял решение её упразднить. Взамен, указом от 16 октября, была учреждена Тульская епархия, которую возглавил недавно назначенный на коломенскую кафедру епископ Мефодий (Смирнов). Спираль истории совершила замысловатый виток, ведь от указа Екатерины II от 6 мая 1788 года о присоединении Тульского наместничества к Коломенской епархии прошло немногим более 11 лет. Переезд в губернскую Тулу епископской кафедры с многими коломенскими святынями из архиерейской ризницы и семинарии был поспешен. В городе к прибытию архиерея «не было ни архиерейского дома, ни помещений для семинарии и консистории; не было комнат для эконома, казначея, иеромонахов и певчих, – равно как и помещения для архиерейской прислуги; не было ни конюшни, ни сараев, ни кухни, ни даже кладовой для архиерейской ризницы и утвари». Жители Коломны с болью в душе отнеслись к переменам. «С плачем проводили Коломенцы архиерейский двор, консисторию, учителей и учеников семинарских. Отселе они живут в городе исключительно торговом», – писал в автобиографических воспоминаниях известный наш земляк богослов Н.П. Гиляров-Платонов. Храмы и монастыри в пределах Коломенского уезда вошли в состав Московской епархии, а к титулу Московского митрополита добавилась приставка «и Коломенский». В опустевший архиерейский дом по высочайшему указу императора Павла I «в уважение древности, сколько к сему архиерейскому дому, … также и для приличия самому сему древнему городу…» перевели штат второклассного Богоявленского Голутвина мужского монастыря, во главе с настоятелем архимандритом Варлаамом. Указом предписывалось также «в ведомство его отдать все находящиеся при том доме церкви и строения».

http://sobory.ru/article/index.html?obje...

Богослужения будут также совершены в следующих храмах: в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (начало — в 00.00), во имя преподобного Сергия Радонежского (начало — в 23.40), во имя святого равноапостольного князя Владимира (начало — в 23.40), во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (начало — в 00.00), во имя святого великомученика Георгия Победоносца (начало — в 00.00), во имя святого пророка Божия Илии (начало — в 23.00), в честь Казанской иконы Божией Матери (начало — в 23.30), во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца (начало — в 23.30). Традиция совершать богослужения в новогоднюю ночь в Саратове существует уже более пяти лет. Республика Тыва, г . Кызыл Воскресенский Кафедральный собор улица Московская, 7 начало богослужения в 22.00 Челябинск Храм в честь святого мученика Иоанна Воина ул. 40 лет Победы, 31 «в», корпус 3 23.00 - Вечерня, утреня, часы и Божественная Литургия. Краткий новогодний молебен. Южно-Сахалинск Храм Святителя Иннокентия Московского Улица Пограничная, 38 17:00 Вечерня 23:00 Утреня, часы и Божественная Литургия Храм Святителя Николая Чудотворца Проспект Мира, 379а 17:00 – Вседневное вечернее богослужение 23:30 – Часы и Божественная Литургия Ярославль Богоявленский храм 22.30 Утреня 24.00 Божественная Литургия Храм Никиты Мученика 23.00 Божественная Литургия Яковлевско-Благовещенский храм 24.00 Божественная Литургия Храм Ярослава Мудрого 24.00 Божественная Литургия Храм Спаса-на-Городу 24.00 Божественная Литургия Казанский женский монастырь 24.00 Божественная Литургия Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь 24.00 Божественная Литургия Крестовоздвиженский храм 24.00 Божественная Литургия Узбекистан, г. Ташкент Свято-Успенский кафедральном собор города Ташкент 17.00 - Всенощное бдение 00.00 - Божественная Литургия. Молебен на новолетие. Богослужение возглавит глава Среднеазиатского митрополичьего округа. митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий Украина, Киев Свято-Благовещенский монастырь в Бортничах 23.00 Всенощное бдение. Божественная Литургия

http://pravoslavie.ru/news/76240.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010