В первой половине XII века здесь был уже целый пещерный монастырь, которому принадлежало озеро Глушец. После многих великих переворотов от этого Гнилецкого монастыря остались одни только пещеры. В 1835 году урочище «Церковщина» было передано во владение Киево-Братского монастыря. В 1900 году начато было восстановление Гнилецкого монастыря, а в 1902 году освящена была церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная на месте древнего храма. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Киево-Братский Богоявленский монастырь — бывший православный мужской монастырь в Киеве, на Подоле; был также известен как училищный. Основан в XVI веке Константинопольским патриархом Иеремией как патриаршая ставропигия. В 1620 году Иерусалимский Патриарх Феофан учредил в монастыре братство, почему и монастырь называется братским, и основал здесь училище, которое в 1634 году Петром Могилою преобразовано в «коллегиум». Святыней монастыря была чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери, которая явилась в 1654 году в городе Вышгороде, откуда в 1662 году по Днепру приплыла в Киев, где и была извлечена из воды и перенесена в монастырь. Богоявленский собор был построен в 1690-1693 годах архитектором О.Д. Старцевым в стиле украинского барокко; не сохранился. К монастырю примыкает двухэтажный корпус Киевской духовной академии, построенный в 1703 году. В монастыре были похоронены гетман Петр Конашевич-Сагайдачный, путешественник В.Григорович-Барский. На месте Богоявленского собора сейчас находится один из корпусов Киево-Могилянской академии. http://angela.org.ua/ Основные строительные работы на территории монастыря проводились в конце XVII – начале XVIII в.в. 1. Богоявленский собор. Деревянная церковь с пятью главами со стеклянными окнами, окруженная галереями, была сооружена в 1620 г. на средства гетмана Петра Сагайдачного, позднее похороненного рядом с храмом. Деревянная церковь горела по меньшей мере дважды: в 1658 и 1665 г.г. После 1673 г. сооружен последний деревянный храм.

http://sobory.ru/article/?object=04839

Подвиги святых иноков хранили монастырь от всяких бедствий. Несколько раз бушевавшее пламя чудесно не касалось его стен и собора. Даже в нашествие Тохтамыша в 1382 году, когда хан, бесчинствуя в Москве в отместку за Куликовскую битву, лично повелел запалить Богоявленскую обитель, она чудом уцелела. Но не все годы были столь счастливыми. Известно, что монастырь сгорел вместе с посадом в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши, и был восстановлен с помощью великого князя Василия II. Его сын Иван III велел отпускать в монастырь из дворца «годовой корм» на помин родителей и на молитву старцев за государево здравие. Кроме того, он оделил монастырь богатыми вотчинами, в которых запрещалось скоморошничать, попрошайничать, требовать подвод даже государевым людям и вставать на постой. При нем же в монастыре была построена трапезная из нового очень прочного кирпича, изготовавливавшегося на Калитниковском заводе по рецепту Аристотеля Фиораванти для кремлевского Успенского собора. Чуть раньше, в 1473 году, во время сильного пожара в Кремле сгорел митрополичий двор. Беда эта настолько потрясла митрополита Филиппа, что его сразил удар. Больного, его отвезли на покой в Богоявленский монастырь, где он и умер в том же году. Новопостроенный Успенский собор освящал уже его преемник – митрополит Геронтий, а в торжестве принимал участие епископ Сарский и Подонский Прохор, прежде бывший игуменом Богоявленского монастыря и потом вернувшийся в него на покой. А другой игумен обители, Киприан, участвовал в Московском соборе 1547 года, на котором был прославлен в лике святых Александр Невский. Монастырь очень пострадал в пожаре 1547 года, случившемся через полгода после венчания Ивана Грозного на царство. Его правление оставило самую печальную страницу в истории обители, да и всей России. Именно в Богоявленский монастырь Грозный приказал заточить опального митрополита Филиппа (Колычева), открыто осудившего царя за антинародную опричнину. Как известно, святитель был схвачен опричниками в ноябре 1568 года, на праздник архангела Михаила, во время богослужения в Успенском соборе, облачен в рваную иноческую рясу и на простых дровнях увезен в Богоявленский монастырь.

http://pravoslavie.ru/3927.html

Патриарх Иерусалимский Феофил III принял паломников из Нарьян-Мара 7 ноября 2007 г. 16:41 В октябре община Свято-Богоявленского храма города Нарьян-Мара (Ненецкий автономный округ) совершила двухнедельное паломничество на Святую землю. Об этом корреспонденту интернет-газеты «Православие на Северной земле» сообщил настоятель Свято-Богоявленского храма города Нарьян-Мара и духовный глава паломников иерей Антоний Антипов. По его словам, одним из самых замечательных событий во время паломнической поездки на Святую землю стал прием 35 паломников из НАО у Патриарха Иерусалимского Феофила III . В своей беседе с богомольцами Святейший Патриарх рассказал об огромном духовном значении паломничества в Иерусалим в наши дни. А когда Святейший узнал, что паломники прибыли из далекого Нарьян-Мара, то проявил особое к ним внимание и подарил памятные сувениры — брелки с благословлением. Настоятель Свято-Богоявленского собора священник Антоний Антипов и иеромонах Нектарий (Ревус) получили в подарок из рук Патриарха священнические кресты. «Во время поездки на Святую землю мы совершили традиционный паломнический маршрут по святыням Иерусалима и Палестины. После прибытия в самый первый день верующие посетили русский монастырь во имя святого апостола Петра, после чего отправились к гробнице праведной Тавифы. Во второй и третий день, по сложившемуся обычаю, верующие посетили храм Рождества Христова в Иерусалиме, греческий православный монастырь Святого Креста, Храм Гроба Господня, церковь Покрова Пресвятой Богородицы и место обретения Животворящего Креста Господня. Среди святынь, где побывали паломники: святая гора Фавор, где согласно Евангелию произошло Преображение Господа при явлении святых пророков Моисея и Илии. Так же верующие смогли искупаться в реке Иордан, где Предтеча и Креститель Господень Иоанн крестил Христа», — рассказал отец Антоний. «После прибытия в Нарьян-Мар паломники поделились впечатлениями о поездке с верующими, прихожанами Свято-Богоявленского собора. В настоящее время те из них, кто не смог принять участие в паломничестве этой осенью, планируют осуществить совместное путешествие в Иерусалим в 2008 году», — отметил собеседник газеты. Как уже ранее сообщалось, 8-ми дневное путешествие на Святую землю на собственные средства инициировали сами верующие. В числе паломников было два священника: настоятель Свято-Богоявленского храма иерей Антоний и иеромонах Нектарий (Ревус). «Православие на Северной земле» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/318586.htm...

Ростов. Авраамиев Богоявленский монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В восточной части города сохранилась часть сооружений одного из самых древних монастырей северо-восточной Руси - Авраамиевского, основанного более восьми веков назад, в конце XI века. Монастырь выполнял с одной стороны функцию крепости, а с другой - функцию идеологического центра, способствуя в начальный период своей истории распространению и укреплению христианской религии. По преданию, он был построен на месте капища идола Велеса. Монастырь сначала был построен для борьбы с идолопоклонством и выстроен для обороны города, затем он превратился в центр распространения христианства и оплот монашеского образа жизни. С незапамятных времён в монастыре хранился жезл, данный, по преданию, учеником Христа Иоанном Авраамию, который и сокрушил жезлом идола Велеса. Иван Грозный, собираясь в очередной поход на Казанское ханство, заехал в Ростов и взял с собой жезл из Авраамиевского монастыря, расчитывая на его чудодейственную силу. Осенью 1552 года он осадил Казань - столицу ханства. После продолжительной осады, упорных боёв Казань пала. В те времена в честь важнейших событий в политической жизни государства строили церкви. Известно, что таким памятником в Москве, построенным по велению Ивана IV после взятия Казани, стал храм Василия Блаженного на Красной площади. Но мало кому известно, что в Ростове тогда же появился его " младший брат " - Богоявленский собор, построенный также по велению Грозного в 1553-1554 годах на средства государевой казны в Авраамиевском монастыре. Это была царская благодарность обители за её " чудесный " жезл, способствовавший покорению " неверных " . Хотя прямых доказательств нет, но учёные на основании исследований и сравнений предполагают, что Богоявленский собор строил Андрей Малой. Храм поставлен в середине монастырского двора и призван играть роль главного храма - собора. Это определило его конструкцию. Квадратный в плане, массивный, четырёхстолпный, с тремя апсидами, он стоит на подклете, а завершается мощным пятиглавием. К его трём углам примыкают два придела и шатровая колокольня - тоже стоящие на подклетах. Они соединены с собором переходами, галереей, общим крыльцом и представляют собой единую группу, лишённую симметрии, но живописную и оригинальную. Монастырь сильно пострадал при польско-литовской интервенции и долго не мог вести сколь-нибудь значительного строительства. Лишь в середине XVII века, когда архимандритом (настоятелем) монастыря был назначен Иона Сысоевич, построили каменную Введенскую, а позднее (в конце века) над западными воротами надвратную Никольскую церковь. Под церковью Введения похоронен отец Ионы Сысоевича, сам же он похоронен в Успенском соборе.

http://sobory.ru/article/?object=00594

В этом монастыре подвизались в науках знаменитые учёные XVII столетия: Ианникий и Софроний Лихуды и Симеон Полоцкий . Здесь они скончались и погребены. Здесь же воспитывался и знаменитый Ломоносов, который оказал великие услуги к просвещению отечества. Славяно Греко Латинская академия в 1814 году переведена была из Заиконоспасского монастыря в Троицкую Лавру под именем Московской Духовной академии, а в Заиконоспасском монастыре заведена была Духовная семинария, а впоследствии – духовное училище 91 . Богоявленский монастырь (На Никольской улице) Начало Богоявленского монастыря положено было ещё в 1296 году, при великом князе Данииле Александровиче, потом он окончен был уже при сыне его Иоанне Даниловиче Калите в 1304 году. Богоявленский монастырь с самого начала своего существования пользовался особыми милостями и щедротами великих князей и царей, служил для них молитвенным домом, прибежищем и духовным утешением. Настоящим своим устройством и благолепием монастырь Святого Богоявления обязан патриарху Адриану. При нём сооружён был нынешний величественный двухэтажный собор; вверху его церковь во имя Святого Богоявления, с двумя устроенными впоследствии приделами: Тихвинской иконы Богоматери; Великомученика Пантелеймона; а внизу в честь Казанской иконы Богоматери. В этой церкви находятся приделы: 1) во имя Алексия митрополита, в котором похоронен отец сего святителя боярин Бяконт; 2) Великомученика Георгия. Над монастырскими воротами находится особая церковь , в честь Рождества Иоанна Предтечи, и церковь под колокольней, в честь Спасова Нерукотворенного образа. Богоявленский монастырь был одной из лучших иноческих обителей и служил рассадником великих пастырей церкви. Одним из первых игуменов Богоявленского монастыря был Стефан, который в управлении монастырём следовал своему брату преподобному Серию Радонежскому, и сам служил примером высокой иноческой жизни. При нём обитель Святого Богоявления процвела, и своим строгим общежитием заслужила общее уважение. В этом монастыре провождал жизнь свою в духовных подвигах Елевферий, тот самый, который впоследствии, был для всей России светильником веры и благочестия. Елевферий был сын боярина Бяконта. Когда Елевферий достиг пятнадцатилетнего возраста, то вступил, в Богоявленский монастырь, в число иноков. Пострижен был в иноческий чин от игумена Стефана и наречён был Алексием. В этой обители он провёл 27 лет, упражняясь в молитве, посте, богомыслии, в чтении и списывании духовных книг. В царствование царя Феодора Алексеевича, в Богоявленской обители была школа для образования юношества, находившаяся под руководством двух братьев: учёных греков Иоанникия и Софрония Лихудов . Впоследствии времени, она переведена была в Заиконоспасскую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Орша. Богоявленский Кутеинский мужской монастырь. Кутеинский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1623. Адрес: Республика Беларусь, Витебская область, г. Орша, ул. Ф. Скорины, 77 Координаты: 54.492626, 30.414303 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основан в 1623 г. как православный мужской монастырь на землях, подаренных шляхецким родом Стеткевичей. Располагался в Кутейно – юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор начал строиться в 1623 г., освящен в 1626 г. митрополитом Петром Могилой. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Другая церковь – в честь Рождества Христова – также была деревянной, двухэтажной. После реконструкции 1868 г. переосвящена в честь Святой Троицы. Монастырь был значительным духовно-просветительным центром и оплотом Православия в крае. При нем работала артель художников-иконописцев, которые имели там свою школу. В 1630 г. белорусский просветитель и книгопечатник Спиридон Соболь основал при монастыре Кутеинскую типографию, ставшую центром белорусского кириллического книгопечатания. Он издал: «Брашно духовное» (1630), «Букварь», «Молитвослов» (1631), «Часослов» (1632), «Новый Закон с псалтырью» (1632), «Лексикон Памвы Беринды» (1653) и др. Книги были искусно оформлены мастерами местной школы гравюры. В 1654 г. по благословению патриарха Никона первый игумен Кутеинского монастыря Иоиль (Труцевич) с частью братии и типографией были переведены в Россию, в Иверский монастырь под Новгородом. После этого события значение монастыря уменьшилось, хотя жизнь там продолжалась. В 1764 г. обитель причислена к 3-му классу, а в 1842 отнесена к «заштатным» и приписана к Оршанскому Покровскому монастырю. Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. и больше не восстанавливался. Под его фундаментом в 1910–1912 гг. монахами был найден древний печерный монастырь в честь Воскрешения Праведного Лазаря. Большая печера имела 11 кв. м., было также много ниш и подземных переходов. Найден деревянный крест, укрепленный камнями. Второй раз печеры исследовались в 1926 г., обнаружены два коридора, многочисленные печеры и ниши. Теперь печеры засыпаны.

http://sobory.ru/article/?object=17668

В Костроме освящен храм-усыпальница Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора 12 ноября 2006 г. 14:59 10 ноября, в день памяти святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, состоялось малое освящение храма-усыпальницы Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора города Костромы и прошла первая Божественная литургия в этом храме . Чин освящения возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр . Храм во имя святого великомученика Никиты (небесного покровителя и основателя Богоявленской обители — преподобного Никиты Костромского) и преподобного Сергия Радонежского был устроен в крипте боковой части пристройки, сделанной в 1864-69 годах к Богоявленскому собору. Освящение храма состоялось 14 сентября 1867 года. Впоследствии в этой церкви были погребены настоятельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря: игумения Мария (Давыдова), управлявшая обителью в 1863-1889 годах и возродившая этот древний монастырь после опустошительного пожара середины XIX столетия, ее преемница игумения Евпраксия (Горталова), настоятельница в 1889-1895 годах, игумения Анна (Левашова), возглавлявшая обитель с 1896 по 1912 год. В 1925 году одновременно с закрытием Богоявленско-Анастасииного собора храм-усыпальница также перестал действовать. Его внутреннее убранство и надгробия настоятельниц Богоявленской обители были уничтожены. Возрождение церкви во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского началось в 2004 году. В усыпальнице были проведены археологические раскопки, благодаря которым было установлено местоположение захоронений, произведен ремонт, поставлен новый резной иконостас. По окончании Божественной литургии архиепископ Александр совершил освящение резной иконы-статуи святой мученицы Параскевы Пятницы — копии древнего скульптурного изображения, на протяжении веков почитаемого жителями города Галича. По преданию, эта резная деревянная скульптура в середине XV века была подарена последним галичским князем Димитрием Шемякой Пятницкому храму, «что в Рыбной слободе» города Галича. После закрытия и разрушения этой церкви скульптура оказалась в краеведческом музее, где ее в 1953 году обнаружил Н.Н. Померанцев, один из крупнейших в Советском Союзе специалистов по древнерусскому искусству, командированный в Галич министерством культуры для сбора церковных древностей.

http://patriarchia.ru/db/text/159522.htm...

В Костроме освящен восстановленный храм-усыпальница Богоявленско-Анастасииного монастыря Кострома, 13 ноября 2006 г . 10 ноября, в день памяти святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, состоялось малое освящение храма-усыпальницы Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора города Костромы и первая Божественная литургия в этом храме, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на информационную службу Костромской епархии. Чин освящения возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр. Храм во имя святого великомученика Никиты (небесного покровителя основателя Богоявленской обители – преподобного Никиты Костромского) и преподобного Сергия Радонежского был устроен в крипте боковой части пристройки, сделанной в 1864-69 годах к Богоявленскому собору. Освящение храма состоялось 14 сентября 1867 года. Впоследствии в этой церкви были погребены настоятельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря: игумения Мария (Давыдова), управлявшая обителью в 1863-1889 годах и возродившая этот древний монастырь после опустошительного пожара середины XIX столетия, ее преемница игумения Евпраксия (Горталова), настоятельница в 1889-1895 годах, игумения Анна (Левашова), возглавлявшая обитель с 1896 по 1912 год. В 1925 году одновременно с закрытием Богоявленско-Анастасииного собора храм-усыпальница также перестал действовать. Его внутреннее убранство и надгробия настоятельниц Богоявленской обители были уничтожены. Возрождение церкви во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского началось в 2004 году. В усыпальнице были проведены археологические раскопки, благодаря которым было установлено местоположение захоронений, произведен ремонт, поставлен новый резной иконостас. По окончании Божественной литургии архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение резной иконы-статуи святой мученицы Параскевы Пятницы – копии древнего скульптурного изображения, на протяжении веков почитаемого жителями города Галича. По преданию, эта резная деревянная скульптура в середине XV века была подарена последним галичским князем Димитрием Шемякой Пятницкому храму, «что в Рыбной слободе» города Галича. После закрытия и разрушения этой церкви скульптура оказалась в краеведческом музее, где ее в 1953 году обнаружил Н.Н. Померанцев, один из крупнейших в Советском Союзе

http://pravoslavie.ru/19350.html

Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890). Часть 1 Архимандрит Серафим (Богоявленский) Архимандрит Серафим (Богоявленский) – один из удивительных церковных деятелей XIX века, чье имя незаслуженно забыто за годы смуты минувшего столетия. Он служил и полковым священником, и, долгое время, настоятелем домовой церкви Матросской военной богадельни на Сокольничьем поле в Москве, и настоятелем московского Сретенского монастыря. Архимандрит Серафим первым организовал в 1871 году публичные народные чтения и общенародное церковное пение, которое по его примеру распространялось и во многих других городах и селах нашей обширной России. К нему стекались тысячи людей (и в Матросскую богадельню, и в Сретенский монастырь), чтобы участвовать в общенародном пении Божественной литургии. Благодаря ему был издан «Краткий исторический очерк московского Сретенского монастыря» и началась реставрация фресок собора. Библиотекарь Главного архива Министерства иностранных дел в Москве Иван Федорович Токмаков в своей книге «Краткий исторический очерк московского Сретенского монастыря» писал: «Архимандрит Серафим назначен 21 февраля 1884 года из иеромонахов московского Богоявленского монастыря, с возведением в сан архимандрита; до того времени Серафим (в миру протоиерей Димитрий Григорьевич Богоявленский) был двенадцать с лишком лет настоятелем при церкви Императорской Екатерининской богадельни в Москве» . В Чтениях Общества любителей духовного просвещения за 1880 год сохранились автобиографические воспоминания тогда еще протоиерея Димитрия Григорьевича Богоявленского о своем детстве, о службе полковым священником, о преподавании в военных учебных заведениях и деятельности в качестве настоятеля Воскресенской церкви при Екатерининской богадельне. Ниже публикуются его воспоминания. Происхождение мое очень незавидное. Отец мой был бедный причетник села Алексина Ковровского уезда Владимирской губернии, имел восемь человек детей. Рождение в такой бедной и многочисленной семье что могло обещать мне впереди, какая перспектива могла рисоваться в будущем, кроме горькой нужды и различного рода лишений и недостатков во всем. Так оно и было. Годы моего детства протекли мирно, безмятежно, в младенческой бессознательности бедного положения моих родителей, в обыкновенных забавах и играх невинного возраста. Счастливые были эти годы, доброе было это время! Не знал я, как и вообще все дети, ни нужды, не знал я ни горя, не имел никаких забот, кроме одной заботы, чтобы быть сытым, не быть голодным. Мрачную картину бедности моих родителей я нарисовать не мог: что они выбивались из сил, и как им было трудно прокормить и воспитать такую огромную семью, мне это не представлялось, до этого я не мог додуматься. Каждый день, набегавшись и наигравшись, я засыпал ночью так же сладко, как и дитя, растущее во всем довольстве и неге.

http://pravoslavie.ru/31770.html

(Л. 149) Сего февраля в день дал вклад в дом Богоявления Господня Семен Григорьев сын Санин по Максиме Шаровникове на вечный поминок души ево тридцать пуд воску ценою за сто пятьдесят рублев да десять четвертей пшеницы. (Л. 150) Лета 153 году декабря в [день] дал вкладу в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа того ж монастыря постриженик игумен Герасим в церковь надпрестолные два голуба. Лета 158 году апреля в 1 день Богоявленского монастыря постриженик игумен Герасим построил вновь местную икону Спасов образ перевод греческого царя Маноила и к той же иконе приложил венец и цату резные незолочены, в венце четыре камени, а в цате три камени, (Л. 150 об.) а образ обложен серебром басменным золоченым. А строил тот образ, написал и обложил игумен Герасим на свои келейные деньги, а тот образ поставлен в церкви Богоявления Господня против левова крылоса, подле местноваобраза Пречистыя Богородицы Неопалимая Купины. Лета 7173 году месяца генваря в 6 день приложил крест воздвизальный большой низан жемчюгом большим в церковь святого Бого (Л. 151) явления игумен Герасим, а строил на свои келейные деньги. Того же году Богоявленского монастыря пострыженник игумен Герасим дал в монастырь соли четыреста пуд за сто рублев, и за тот вклад его поминать. (Л. 151 об.) Лета 189 декабря в 15 Богоявленского монастыря архимандрит Павел приложил в дом Чудного Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа благословенный крест серебряной чеканной позолочен, в нем 13 мощей святых, круг Распятия обнизано жемчюгом, водниних ковчег оболочен бархатом червчатым, на верхней цке средина и наугольники серебряные, резные, на вечный поминок по отце своем, по архимандрите Сергие. (Л. 152) 192 генваря в 15 день Богоявленского монастыря архимандрит Павел приложил в дом Святого Богоявления Господня ладонницу серебряну чеканную с кровлею, на кровле крест ввертной Корсунской, вся позолочена. Весу в ладоннице, и в кровле, и в кресте серебра фунт восемьдесят четыре золотника. На позолоту золота пошло четыре золотых. Он же, архимандрит Павел, дал в соборную церковь Богоявления Господня от своей кельи книгу Апостол новых выходов печать московская в десть.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010