Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОСТРОМСКОЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь, 2005 год. Фото Павла и Елены Каллиниковы с сайта sobory.ru Монастырь совмещает в себе три обители, существовавшие некогда отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиин женские монастыри. Мужской Богоявленский монастырь основан в 1426 году преподобным Никитой , учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского . В 1559 г. по образцу московского Успенского был выстроен большой каменный собор. Строителем его был игумен Исаия, а освящал его в 1565 г. ростовский архиепископ Никандр . Вскоре после освящения царь Иоанн Грозный дал в монастырь вклад — рукописный сборник в лист и милостыню по несчастным жертвам своего гнева, приказав их поминать ежегодно 4-го января. Кроме жертв Грозного, в синодике записаны иноки монастыря, убиенные в 1608 году поляками отряда Лисовского , которые разграбили и обитель. Вскоре после литовского разорения монастырь начал быстро богатеть и распространяться. Салтыковы были постоянными из рода в род благодетелями Богоявленского монастыря. Жертвы их бесчисленны. Они строили храмы, кельи для игуменов и целые корпуса для братии, ими же расписаны церкви и паперти «альфресковым письмом», сделаны св. иконы, оклады, ризница и проч. Фамилия Салтыковых и погребалась под сводами Богоявленского храма в особой усыпальнице. Известный художник В. В. Верещагин в 1889 году написал эффектную картину, изображающую целый ряд Салтыковских гробниц, находящихся в вышеупомянутой усыпальнице, где позднее была построена церковь. В 1764 году последовал указ об отобрании крестьян, и монастырь оставлен второклассным, с содержанием в 2592 рубля ассигнациями. До этого времени у него было, как видно из описи, более 22000 руб. дохода и 4981 душа крестьян. Удачное местоположение монастыря и особенное расположение богомольцев, по-видимому, легко бы повлияли на экономическое положение обители, но громадный пожар, испепеливший 13 мая 1779 г. большую часть Костромы, сильно коснулся и монастыря. Юго-западная башня и часть стены, на штукатурке которой была изображена Смоленская икона Божией Матери , были в сильном пламени, и, несмотря на это, как икона, так и деревянный киот на ней остались невредимы.

http://drevo-info.ru/articles/27936.html

Правление Екатерины II принесло Богоявленскому монастырю абсолютную секуляризацию. В основном монастырь существовал за счет того, то здесь обретали последний покой члены многих знатных русских семей, вносившие пожертвования на помин душ своих близких. Почти с момента своего возникновения Богоявленский монастырь был главной боярской усыпальницей после кремлевской. Всего в церкви-усыпальнице находилось более 150 могил с уникальными надгробиями, которые были уничтожены в советские годы. Здесь покоились Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны, похоронен сподвижник царя Петра Великого князь Григорий Дмитриевич Юсупов. Перед тем как наполеоновские войска вступили в Москву, архимандрит Богоявленского монастыря успел вывезти ризницу обители, а казначей с монахами спрятали остальные сокровища в церковной стене. Ни угрозы, ни пытки, не помогли французским солдатам выведать, куда подевались ценности монастыря. От разорения и уничтожения Богоявленский монастырь спас тот факт, что здесь остановился один из маршалов Наполеона. После того как армия Наполеона покинула Москву, Богоявленский монастырь находился в довольно неплохом состоянии. Во второй половине 19 века из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне в город привезли икону Божией Матери " Скоропослушница " , а также части мощей целителя Пантелеймона, крест с частицей Животворящего Древа, частицу камня Гроба Господня. Чтобы приложиться к этим святыням в Богоявленский монастырь стекался люд со всей России. В 1873 году в монастыре был устроен придел святого Пантелеимона, а также выстроили Афонскую часовню на улице Никольской. Часовня была небольшой и не могла вместить всех посетителей, поэтому в 1880 году брат настоятеля афонского Пантелеймонова монастыря подарил монастырю для строительства новой часовни участок на Никольской улице. В начале 20 века в Богоявленском монастыре был проведен ряд работ по ремонту и благоустройству храмов и помещений, которые с одной стороны привнесли комфорт и красоту, но с другой – погубили редкие архитектурные ценности.

http://sobory.ru/article/?object=23750

Когда внутри храма проводили паровое отопление, уничтожили старинные захоронения и остатки древних сооружений, но это было только началом. В 1905 году, несмотря на бурные протесты Московского археологического общества, снесли надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи, а на ее месте было решено строить доходный дом. В 1919 году Богоявленский монастырь закрыли, а собор и Спасскую церковь сделали приходскими – они продолжали свою деятельность еще какое-то время. В 1922 году из монастыря вывезли все серебро. А спустя семь лет закрыли Богоявленский собор. В его дани в разное время располагались то мучной склад, то склад Метростроя, и даже цех металлообработки. Наиболее ценные предметы передали в различные музеи, а остальное было испорчено и осквернено. Различные неупорядоченные пристройки обезобразили внешний вид храма, здание начало разрушаться. В 1941 году рядом с собором упал сбитый немецкий бомбардировщик и ударной волной снесло верхнюю часть храма. После завершения ВОВ на территории монастыря было построено административное здание НКВД, а из всех ценных построек более-менее сохранился лишь Богоявленский собор. В 1980 году постепенно начали реставрировать уцелевший Богоявленский храм, его передали хору им. А.В. Свешникова, здесь был устроен репетиционный и концертный залы. В 1991 году храм возвратили верующим. Началась новая эра в жизни древнего храма. Восстановительные работы коснулись даже того, что было повреждено еще во время наполеоновского нашествия. В верхнем храме восстановили многоярусный иконостас, лепнину, скульптуры петровского периода, царские врата в виде креста. Отреставрированный верхний храм был освящен в 1998 году Патриархом Алексием II. В 1998 году при Богоявленском монастыре начала работать Московская регентско-певческая семинария, а к Богоявленскому собору были приписаны уцелевшие в Китай-городе церковь Николая Чудотворца " Красный звон " и церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. К 2014 году планируется завершить работы по реставрации, которая проводится за счет средств из государственного бюджета. В ее ходе будет восстановлена ограда и благоустроена прилегающая территория. http://www.ruist.ru/index.php/moskva/79-moskva/97 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=23750

В 1887 г. в одной из башен монастырской ограды освящена однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», устроенная на средства благодетелей. Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е гг. В советское период его храмы использовались под складские помещения. В 1970-1980-е гг. в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 г. Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 г. – Федоровский. В 2000 г. Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви. В октябре 2010 г. монастырь открыт вновь, начинается восстановление утраченной святыни. http://www.monastyr-bogoyavlenie.ru/history.html Из троицы ныне действующих святых обителей Углича Богоявленский женский монастырь, несмотря на его преклонный возраст в шесть с лишним столетий, является самым молодым. Его основание связано сразу с двумя историческими личностями. По одной версии, на исходе XIV века обитель обустроила Евдокия Московская, супруга великого князя Дмитрия Донского. Восстановила же обитель на другом месте - мать государя Михаила Романова Ксения Шестова, и случилось это двумя столетиями позже. Первоначально обитель находилась в городском кремле, где в настоящее время располагается парк и состояла из двух деревянных храмов. Дальнейшее развитие и благоденствие Богоявленского монастыря связано с личностью матери погибшего царевича Дмитрия, царицей Марией Фёдоровной, которая была здесь пострижена в 1591 году. Спустя столетие в Угличском кремле начали активно строить фортификационные объекты, и обитель сменила место " жительства " , его перенесли на несколько сотен метров от стен кремля. На этом месте обитель располагается и поныне. А случилось тогда вот что... В 1609 году монастырь, находившийся на территории кремлёвской твердыни, был разграблен и разрушен польскими войсками Яна Сапеги, захватившими город. При этом были убиты настоятельница, игуменья Анастасия " с тридесятью пятью сестрами и двумя стами честных дев и жен множеством " . В 1620-х годах монастырь был восстановлен по ходатайству великой старицы инокини Марфы (Ксении Ивановны Шестовой), матери царя Михаила Фёдоровича. В 1661 году при постройке новых крепостных стен монастырь был выведен на посад, на Ростовскую дорогу, на землю, принадлежавшую ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу, где до Смутного времени находилась церковь Святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского. По сведениям Писцовых книг Углича 1674-1676 гг., во вновь отсроенном монастыре находились две деревянные церкви - в честь Богоявления Господня с приделом Иоанна Милостивого, а также " пресвятыя Богородицы Страстныя деревянная, с трапезою, теплая, об одной главе " . Кроме того, были колокольня на столбах, келья игуменьи и двенадцать келий для монахинь. Монастырь был обнесён забором со Святыми воротами, на которых находился образ " Спаса в Деисусе поясном, на одной деке " .

http://sobory.ru/article/?object=05715

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. 14, 1916 г. Богоявленский монастырь в Москве стоит на втором месте после Даниловского монастыря по древности. У этих московских монастырей и основатель был один – князь Даниил Александрович. Князь Даниил был младшим сыном Александра Невского и стал первым московским князем, при котором город стал самостоятельным удельным княжеством, отделившимся от Владимирского. Точная дата основания Богоявленского монастыря неизвестна. Принято считать, что он был заложен в 1296 году, при принятии Даниилом титула князя Московского, но с такой же долей вероятности монастырь могли построить и в период до 1304 года. Место, выбранное для строительства монастыря, как нельзя лучше подходило для этого. Оно находилось недалеко возле Кремля, на главной дороге в Суздаль и Владимир, к тому же здесь протекала Неглинка, а это было очень удобно для устройства Иордани в престольный праздник. То, что местность представляла собой возвышенность, также сыграло не последнюю роль – в то время и храмы и монастыри предпочитали устраивать на холмах. Богоявленский монастырь вырос на посаде, тогда еще не огороженном стеной Китай-города. В этом месте жили ремесленники и купцы, находился главный московский торг. Вначале монастырь так и называли – " Монастырь за Торгом " . О первых годах жизни этого монастыря в Москве подробности не сохранились. Известно лишь, что уже тогда он пользовался уважением и вниманием у высокопоставленных и даже царских особ, его использовали для великокняжеского богомолья. Монастырь обладал обширными вотчинами, которые позволяли ему расширяться. Кроме того, великие князья и московская знать преподносили монастырю значительные пожертвования, благодаря которым он мог благоденствовать. Вначале монастырь и храм Богоявления с Благовещенским приделом были деревянными, поэтому неудивительно, что в скором времени он сгорел. После этого в 1340 году сын князя Даниила – Иван Калита заложил в монастыре белокаменный Богоявленский собор, который стал шестым каменным храмом, построенным им. Кроме того, это было самое первое строение из камня за пределами Кремля, построенное в то время, когда сами кремлевские стены еще были дубовыми.

http://sobory.ru/article/?object=23750

Адрес: 210026 г. Витебск, ул. Толстого, 15. Телефоны: (0212) 36-25-12 . Витебский Марков-Троицкий мужской монастырь [ править править код ] Витебский Марков-Троицкий мужской монастырь Монастырь основан в конце 1380-х годов витебской княгиней Иулианией Александровной, женой Великого князя Литовского Ольгерда, который выстроил главный храм обители — церковь Святого Духа. Примерно в 1392—1393 годах она приняла в монастыре схиму под именем Марфы. Вскоре княгиня умерла и была похоронена в монастыре. В 1618 году возник вопрос о превращении монастыря в униатско-базилианский кляштор. Униаты обосновались здесь после войны России с Речью Посполитой (1654—1667). В 1839 году Свято-Духов монастырь вновь стал православным. К середине XIX века обитель приходит в запустение: в 1855 году здесь оставалось только шесть пожилых монахинь. Вскоре монастырь закрылся: сначала здесь расположилась женская тюрьма, затем — женское духовное училище. В 1918 году здания бывшего монастыря занял губисполком. В 1947 году Свято-Духовский храм был разрушен. 3 мая 2001 года Свято-Духов женский монастырь был возрождён. Адрес: 210002 г. Витебск, ул. М. Горького, 87. Телефоны: (0212) 33-36-00 . Богоявленский Кутеинский мужской монастырь [ править править код ] Богоявленский Кутеинский мужской монастырь Благословение на строительство Свято-Троицкого Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от Патриарха Иерусалимского Феофана III. Монастырь расположился на окраине Орши близ впадения реки Кутеинки в Днепр. В 1635 году киевским митрополитом Петром Могилой в монастыре был освящён деревянный Богоявленский собор с нижним каменным храмом во имя праведного Лазаря. Кутеинский монастырь посещали св. Афанасий Брестский, св. Георгий (Конисский), царь Николай II, св. Серафим Жировицкий. В 1917 году монастырь был закрыт и разорен, храмы, колокольни и монастырские стены разрушены, на месте монастырского кладбища построены гаражи, бывшие кельи приспособлены под жильё. В 1990 году была зарегистрирована община при бывшем кутеинском монастыре, в 1992 году обитель возобновлена. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Витебская_обла...

Верхняя Курья. Богоявленский мужской монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Богоявленский монастырь - одно из излюбленных мест пермских паломников, не любящих отдаляться от города. Расположена обитель во всех отношениях удачно: красивейшее место на камском берегу, свежий воздух, зелёная листва, лишённая налёта пыли, тишина и покой. Монастырь начал существование в 1994 году, когда хороший участок земли на берегу Камы, прямо напротив Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря, был куплен под строительство загородного дома одним состоятельным человеком. Какое-то время велась разметка территории под будущий коттедж, но он так и не был построен. Бизнесмен, приобретший участок, был верующим человеком. Уже приобретя землю, он узнал, что в районе собираются на еженедельные встречи баптисты, кришнаиты, индуисты, а ни одного православного храма поблизости нет. Соседство с сектантами никак не устраивало этого человека и, подумав, он решил организовать на приобретённой земле приход Русской Православной церкви. Так вместо очередной богатой дачи на камском берегу начал расти деревянный храм. Храм был построен и освящён в честь иконы Божией Матери Скоропослушница, в нём скоро начались богослужения. В дальнейших планах бизнесмена было организовать рядом с деревянной церковкой каменный Богоявленский храм, но начать строительство он не успел. Предприятие, принадлежащее благотворителю, разорилось из-за грянувшего в 1998 г. дефолта, и он уехал в Москву, где вскоре принял сан дьякона, а потом был пострижен в монашество и стал иереем. Пермская епархия взяла организованный в Верхней Курье приход под своё покровительство, нашлись новые спонсоры, готовые помочь. Вскоре рядом с деревянной церковью началось строительство каменного Богоявленского храма. Здание строилось не очень быстро, зато без остановок. Службы проводились сперва в деревянной церкви, затем в подвальном храме, потом переместились наверх. С тех пор прошло два года. Когда епископ Пермский и Соликамский Иринарх благословил основать новый монастырь, из Троице-Стефановой обители в Курью перебралась часть братии, включая послушников, которых сейчас в монастыре живёт чуть больше двадцати человек. Большинство из них трудники: кто-то приходит, привлечённый возможностью побыть в тишине и помолиться, кто-то уходит, не выдержав тягот монастырской жизни. Но богослужения совершаются ежедневно, читается монашеское правило.

http://sobory.ru/article/?object=16185

Москва. Кремль. Богоявленский Троице-Сергиев монастырь. Подворье Троице-Сергеева монастыря /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Год утраты:1770 (снесён при работах по реконструкции кремля Баженовым) Адрес: Россия, г. Москва, Кремль, Троицкая улица, у Троицких ворот Координаты: 55.751917, 37.616546 Изменить описание Церковь Богоявления Господня (утрачена) Церковь Сергия Радонежского (утрачена) Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Богоявленский Троице-Сергиев мужской монастырь находился у Троицких ворот Кремля при входе из города, на Троицкой улице. По мнению историков, церковной легенде и по позднему свидетельству Кормовой книги Троице-Сергиева монастыря, в XIV в. великий князь Дмитрий Иванович Донской выделил в Кремле преподобному Сергию Радонежскому место у своего дворца для строительства келий и церкви на случай его пребывания в Москве. Таким образом, Богоявленский монастырь изначально не был самостоятельным монастырем, а только подворьем Троице-Сергиевого. Однако среди многочисленных монастырских подворий Кремля оно, наряду с Афанасьевским-Кирилловским подворьем, в исторических источниках часто называется монастырем, а во второй половине XV в. получило статус монастыря и управлялось игуменом. Одновременно с землей в Кремле монастырю были выделены два участка вне его: «пятно Ногайское с лошади по 8 денег и пятно Московское с лошади по 2 деньги». На этих пятнах происходило клеймение лошадей, пригнанных на продажу, «пятнанием» тавром – прижиганием личного знака владельца с описанием примет лошадей в особом документе. Ногайское пятно находилось за городом, за Москвой-рекой, на территории Ногайского двора XIV–XV вв., где позднее размещалась Конная площадь, в районе Мытной улицы (в начале XIX в. северная ее часть передана для строительства Морозовской детской больницы по современному адресу 4-й Добрынинский пер., 1). Оно предназначалось для лошадей, пригоняемых кочевниками, которые ценились существенно дешевле других. Московское пятно находилось перед Китай-городом в районе церкви Спаса на Глинищах, стоявшей до 1931 г. на месте двора жилого дома 17 по Лубянскому проезду. Здесь торговали лошадьми из России. Пошлины за клеймение лошадей должны были приносить монастырю определенный доход.

http://sobory.ru/article/?object=47551

Климантовской монастырь в Завеличья, а за ним 20 дворов. Богоявленской Костелников монастырь, а за ним 3 двора. Николской Люботовской монастырь, а за ним 16 дворов, Петра и Павла Сорошинской монастырь, а за ним 32 двора. Да на посаде-ж Савинского Старожевского монастыря приписных: Николской Волковской, да Степановской Луговской два монастыри, а за ними 60 дворов. Да во Псковском уезде: Печерской монастырь, а за ним 1170 дворов. Снятогорской монастырь, а за ним 400 дворов, Елизаровской монастырь, а за ним 150 дворов. Хрынецкой монастырь, а за ним 140 дворов Снятогорской монастырь, а за ним 82 двора. Великопустынской монастырь, а за ним 85 дворов. Толвицкой монастырь, а за ним 23 двора. Пригород Избореск. А вызборском уезде Малской-Рожествин монастырь, а за ним 29 дворов. Пригород Гдов. А во Гдове на посаде Николаевской митрополей приписной монастырь, а за ним 80 дворов. Во Гдовском уезде: Покровской Озерской монастырь, а за ним 52 двора, Николаевской Полской монастырь, а за ним 13 дворов. Пригород Опочка. В Опочке на посаде Николаевской монастырь, а за ним 2 двора крестьянских; а в пригороде-ж в Острове и в Островском уезде мужских монастырей нет. 190-году (1681) сентября в 25 день роспись, сколко в Тферской епархии городов и в них монастырей 375 . Тферь, а в ней монастырь Отроч вотчинной, монастырь Федоровской, приписан к монастырю Воскресенскому, вотчиной, монастырь девич Рожественской вотчинной, монастырь девич Афонасьевской вотчинной. В уезде: монастырь Желтиков вотчинной, монастырь Отминской вотчинной, монастырь Саватьевской вотчинной, монастырь Ванижской (? – Успенской, с. Иванищи) вотчинной, монастырь Дмитреевской вотчинной, монастырь Николаевской безвотчинной; монастыри приписные домовые: монастырь Оршин вотчинной, монастырь Савин вотчинной. Монастыри приписные к Воскресенскому монастырю: монастырь Страганской вотчинной, монастырь Дудин вотчинной, монастырь Видогожской, приписан к монастырю Донские Богородицы, вотчинной, монастырь Тутанской, приписан к Троецкому монастырю, ветчинной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале 1858 года архитектор Попов освидетельствовал храм и нашёл, что все строительные работы произведены с надлежащей чистотой в отделке и согласно с проектом. Вначале 1858 года были закончены внутренние работы, устроены иконостасы, приобретены новые и отреставрированы старые иконы. 28 сентября (ст.ст.) 1858 года состоялось освящение Троицкого храма, 30 сентября – придела Николая Чудотворца и 1 октября – придела Покрова Пресвятой Богородицы. Особо нужно отметить, что на этом торжестве, впервые в Галиче, была Великая Святыня не только Костромы и всего Костромского края, но и всей Православной России – Феодоровская икона Божией Матери. С этого времени галичане ежегодно приглашали Феодоровскую икону Божией Матери в свой город. Эти ежегодные торжественные встречи галичанами Феодоровской иконы божией Матери продолжались вплоть до большевистского переворота в России 1917 года. В 1891 году назначенная игуменья Анна, монахиня Костромского Богоявленского монастыря, видя более чем скромное убранство храма и сравнивая его с убранством храма Богоявленского монастыря, решила придать храму более благолепный вид. Он был покрашен масляной краской, украшен убранством и живописью. При ней старые иконы в иконостасах были заменены новыми. Впоследствии иконостасы были вызолочены. В таком виде храм существовал до октябрьской катастрофы 1917 года. Ворота и часть надвратной колокольни начали строиться при игуменье Асенефе. Её преемница игуменья Анна, назначенная в 1891 году, закончила колокольню в 1894 году по плану колокольни Костромского Богоявленского монастыря. На колокольне было 8 колоколов, самый большой из них весил почти 300 пудов, т.е. около пяти тонн. Игуменья Анна, бывшая монахиня Костромского Богоявленского монастыря, видя более чем скромное убранство храма и сравнивая его с убранством храма Богоявленского монастыря, решила придать храму более благолепный вид. Он был покрашен масляной краской, украшен убранством и живописью. При ней старые иконы в иконостасах были заменены новыми, а сами иконостасы были вызолочены.

http://sobory.ru/article/?object=00496

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010