Богоявленский Братский мужской, заштатный, в Губернском городе Могилеве; построен в 1691 году. В нем церковь соборная во имя Богоявления Господня. Состоит под управлением Архимандрита, который есть Ректор учрежденной здесь Семинарии. Богоявленский женский, 3-го класса, Черниговской Епархии в городе Козельце. Богоявленский девичий, 3-го класса, в городе Угличе Ярославской Епархии. В нем соборная церковь о двух этажах: верхняя во имя Богоявления Господня, а нижняя во имя Св. Апостол Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Богоявленский братский мужеский заштатный, Могилевской Епархии в городе Полоцке. В нем соборная церковь во имя Богоявления Господня; теплая во имя Св. Великомученицы Екатерины. Состоит под управлением Архимандрита. Богоявленский мужеский, 2-го класса степенью 8, в Москве, в Китае городе; начат строиться при В. К. Данииле Александровиче в 1296 году, а окончен около 1304 г.. Ныне в сем монастыре церкви: 1) Соборная двухэтажная: верхняя во имя Богоявления Господня, а нижняя во имя Казанской Богородицы с приделом во имя Св. Алексея Митрополита, постр. в 1696 г. 2) Церковь над вратами во имя Св. Иоанна Предтечи. 3) Под колокольней во имя Нерукотворенного Образа. В сем монастыре пострижен во иноческий чин Св. Алексей Митрополит Игуменом Стефаном, братом Преподобного Сергия. Богоявленский мужеский, 2-го класса степенью 7, в Костроме; основан при Великом Князе Василии Васильевиче Темном. В нем главная церковь во имя Богоявления Господня, построена в 1559 году. Весь монастырь обнесен высокой каменной оградой в окружности на 450 сажен. Божие Дело заштатная мужеская пустынь, приписная к Ниловой Осташковской пустыне, отстоящая от оной в 40 верстах. В ней церковь во имя Покрова Богородицы. Болдинский Воскресенский мужеский, заштатный, Астраханской Епархии, против города Астрахани на Болдинском острове. В нем церковь во имя Воскресения Христова. Болдин Святотроицкий мужеский, 3-го класса, Смоленской Епархии, в 15 верстах от Дорогобужа близ реки Болдины; построен в 1528 году Преподобным Герасимом. В нем церковь соборная во имя Св. Троицы, 2) во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В.Богоявленский монастырь, 1 класса, в городе Кременце. Основан в 1636 году. Основателями его были волынские вельможи Даниил Малинский хорунжий и Лаврентий Древинский чашник. В 1638 году в этом монастыре была заведена славяно-русская типография. Вскоре монастырю пришлось пострадать от насилия католиков и униатов. В 1725 году он был обращен в базелианский, а с 1807 года в лицей графа Чапцкого, куда после его открытия (в 1833 году), была переведена в 1836 году из местечка Аннополь Волынская духовная семинария (которой впоследствии была передана монастырская библиотека). В 1839 году монастырь был обращен в православную приходскую церковь. В 1865 году был восстановлен и приписан к Загаецкому монастырю, а в 1873 году отчислен к Дерманскому монастырю. В 1906 году он был возведен в самостоятельный 1 класса; в 1911 году обращен в общежительный. В монастыре находится весьма чтимая икона Всех скорбящих Радость, писанная на медной доске. При монастыре учреждено (с 1880 года) Свято-Николаевское братство и имеется братская церковно-приходская школа. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " . В 1953 году по ходатайству Высокопреосвященнейшего архиепископа Панкратия, по определению Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода в Кременецкий Богоявленский монастырь переселили из села Обыч Шумского района Тернопольской области насельниц Свято-Николаевского женского монастыря, а немногих монахов разместили в другие монастыри епархии. В это время насчитывалось здесь более 50 сестер. В 1959 году Богоявленский женский монастырь подвергся разорению. Монахинь изгнали, большая их часть переехала в Корецкий Свято-Троицкий женский монастырь. Монастырские ценности, имущество пропали. Чудотворная икона до 1990 года находилась в Почаевской Свято-Успенской Лавре, в храме Похвалы Пресвятой Богородицы. Богоявленский храм был превращен в спортзал, а в корпусах разместилась больница. Колокольню сожгли. 26 августа 1990 года по благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, архиепископа Тернопольского и Кременецкого (ныне Симферопольский и Крымский), трудами Свято-Успенской Почаевской Лавры монастырь начал свою новую жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=07699

Основал Ферапонтов Белозерский Богородице- Рождественский монастырь неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря и Лужецкий монастырь под Можайском. Преподобный Афанасий Высоцкий Высоцкий Зачатьевский монастырь Один из ближайших учеников преподобного Сергия. Основал под Серпуховом Высоцкий Зачатьевский монастырь. Преподобный Роман Киржачский Первый игумен основанного преподобным Сергием Свято-Благовещенского Киржачского монастыря. Преподобный Леонтий и Савва Стромынские Первые игумены основанного преподобным Сергием на реке Дубенке в 50 верстах от Москвы Стромынского Успенского монастыря. Монастырь основан по обету великого князя Дмитрия Донского в честь победы над татарами на реке Воже, «... чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом». Преподобные Феодосий и Афанасий Череповецкий Воскресенский монастырь Основали Череповецкий Воскресенский монастырь. Преподобный Ксенофонт Тутанский Основал под Тверью на реке Тьме Тутанский Вознесенский монастырь. Преподобный Ферапонт Боровенский Успенский Боровенский монастырь Основал в десяти верстах от города Мосальска Калужской области Успенский Боровенский монастырь. Преподобный Савва Сторожевский После кончины преподобного Сергия шесть лет управлял Свято-Троицкой Сергиевой Лаврою. Основал под Звенигородом Саввино-Сторожевский монастырь во имя Рождества Богородицы. Преподобный Иаков Железноборский Основал под Галичем монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи. Преподобный Никита Костромской Богоявленский монастырь Ученик и родственник преподобного Сергия. Основал в Костроме Богоявленский монастырь. Преподобный Григорий Голутвинский Богоявленский Старо-Голутвин монастырь Первый игумен Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в Коломне, основанного преподобным Сергием. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.

http://foma.ru/ucheniki-prepodobnogo-ser...

Успенский Орловский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Орле — православный мужской монастырь Орловской епархии Русской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] На территории Острога большого (Острога стоячего) крепости Орёл в 1660 гг.- 1680 г. размещался Богоявленский мужской монастырь. До 1673 года он не имел ни вотчин, ни крестьян, ни государева жалованья, «братия кормилась по миру» (В. Петров. Орловский Успенский (Богоявленский) монастырь. Орел.: 1910). В 1674 г. иеромонах Евфимий начал восстанавливать Богоявленский монастырь, сильно пострадавший от пожара в июле 1673 года. В 1680 году Богоявленский монастырь сгорел. Огонь пощадил лишь Богоявленский собор, поныне находящийся на прежнем месте. Находиться монастырю в центре города, стесненному отовсюду частными домами и торговыми лавками было уже невозможно, да и очень велика была опасность нового пожара, поэтому стало жизненно необходимо перенести монастырь на другое, более удобное место. Выбор пал на отдаленный высокий берег Оки, одно время планировавшийся для переноса Орловского кремля. В одной версте от города, вниз по Оке, на земле принадлежавшей монастырю, — Ввозной горе и стали возрождать монастырь. В 1684 году была воздвигнута деревянная церковь в память Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Верховных апостолов Петра и Павла и монастырь был назван Свято-Успенским. С 1686 года строитель Евфимий, по актам, встречается уже в звании игумена. В 1688 году по благословению Преосвященного Никиты архиепископа Коломенского и Каширского начинается строительство каменной Успенской церкви. В день закладки церкви из бывшего Богоявленского монастыря крестным ходом в дар и благословение новой обители от старца Феодосия и прозорливого схимонаха Антония с братией была принесена икона, написанная древним византийским письмом, она почиталась чудотворною и стала на протяжении всей последующей истории монастыря его святыней.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Орло...

Полоцк. Богоявленский монастырь. Неизвестная домовая церковь. Теплая церковь Карта и ближайшие объекты Богоявленский монастырь был основан в XVI веке. Первоначально состоял из деревянной церкви и братской школы. В 1633-36 гг. князь Лев Самуил Огинский и мировой судья Севастьян Мирский отсроили монастырь после пожара и содействовали основанию в нем православного братства. В 1633 г. грамотой Владислава IV монастырь утвержден как православный. В 1656-69 гг. в братской школе преподавал Симеон Полоцкий. В 1668 г. по приказу короля Яна Казимира монастырь был отобран у братства. После пожара 1757 г. на месте деревянного храма возведен каменный Богоявленский собор. После визита в 1780 г. Екатерины II в Полоцк из государственной казны были выделены деньги на упорядочение монастыря. В 1782 г. архитектор Дж. Кварнеги разработал проект, согласно которому планировалась раскрытие композиции ансамбля строений вдоль улицы Нижнепокровской (ныне ул. Ленина). Богоявленский собор фланкировали 2-этажные сооружения: с запада монастырский корпус, с востока - мужское духовное училище (не сохранилось). В монастырском корпусе находилось 2 домовые церкви Евфросиньи и Екатерины, кельи монахов и игумена. Данная церковь находилась на углу монастыря, занимала 2 его этажа и была накрыта в 1830-е куполом. В 1784-91 и 1812-19 гг. в монастырском корпусе размещалось народное училище, в 1792-1812 - богодельня. В 1970-е корпус отреставрирован и передан под жилье. В 1990-е в корпусе создан музей белорусского книгопечатания, а в помещении домовой церкви - музей-библиотека Симеона Полоцкого. Монастырский корпус - памятник архитектуры барокко и классицизма. Г-подобный в плане, каменный 2-этажный. В композиции фасадов сооружения использован характерный для классицизма принцип - 1-й этаж трактовался как пьедестал для более парадного 2-го этажа. Первый этаж декорирован рустом и расчленен небольшими лучковыми оконными проемами в рамах с замковым камнем. На гладкой поверхности стен 2-го этажа более вытянутые окна в простых рамах. Здание завершено развитым профилированным карнизом. Угловая часть, где находится церковь, выделена 4 полуколоннами ионического ордера и завершена фронтоном первоначально с небольшой башенкой, на месте которой в 1830-е годы возведен купол на цилиндрическом барабане.

http://sobory.ru/article/?object=13357

Княжна Евдокия Михайловна, † 4 сентября 1742, схоронена в Богоявленском монастырь Князь Юрий Владимирович, майор преображенского полка, рождение 1664 † 1708 Князь Василий Владимирович, генерал-фельдмаршал, верховного тайного совета член и Святого Андрея кавалер; рождение в январе 1667 † 14 февраль 1746, схоронен в Александро-Невской Лавре в церкви Благовещения; женат 1. на княжне Марие Фёдоровне Куракиной; 2. на Анне Петровне Шереметевой, рождение 1690 † 1720 (схоронена в Богоявленском монастырь); 3. на NN Князь Михайло Владимирович, действительный тайный советник и верховного тайного совета член, рождение 14 ноября 1667 † 24 ноября 1750; женат на княжне Евдокие Юрьевне Одоевской, рождение 1675 † 16 апреля 1729 (оба схоронены в Богоявленском монастыре) Князь Владимир Владимирович; женат на Хитровой Князь Иван Владимирович Княжна Федосья Владимировна, за генерал-поручиком князем Петром Михайловичем Голицыным Князь Иван Иванович, рождение 4 декабря 1680 † 19 января 1737; женат на Аграфене Лукинишне Ляпуновой, рождение 23 июня 1680 † 1737 (оба схоронены в Богоявленском монастыре) КОЛЕНО XXVI: Князь Яков Александрович Княжна Аграфена Александровна, за генерал-поручиком Алексеем Федоровичем Шереметевым Княжна Мария Александровна, р. 1743 † 19 янв. 1786, схоронена в Донском монастыре Князь Иван Алексеевич, обер-каммергер и Святого Андрея кавалер, рождение 1708 † 26 октября 1739 (схоронен в версте от Новгорода, на скудельничьем кладбище, в церкви Святителя Николая Чудотворца 51 ); женат на графине Наталие Борисовне Шереметевой, рождение 17 января 1714; (овдовев, прияла схиму в Киевском Фроловском монастыре подод именем Нектарий) † 3 июля 1774; схоронена в Киево-Печерской Лавре, у наружных дверей собор Князь Николай Алексеевич, бригадир, рождение 1713 † 3 декабря 1790, схоронен рядом со второю женою своею, в Донском монастыре; женат 1. на княжне Наталие Сергеевне Голицыной, рождение 30 июня 1715 † 13 ноября 1755, (схоронена в Богоявленском монастырь); 2. на Анне Александровне Бредихиной, рождение 1733 † 11 января 1808 (от 1-го брака сын и 2 дочери; от 2-го брака сын и 4 дочери)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Одним из эпизодов советского периода истории монастыря стала жизнь в нем известной поэтессы Ольги Федоровны Берггольц. Она еще маленькой девочкой в годы гражданской войны жила с семьей в келье у церкви «Достойно есть», о чем оставила яркие воспоминания в повестях «Углич» и «Дневные звезды». Богоявленский собор остался в детской памяти писательницы как самый яркий образ Углича. Из дневниковых записей 1958-1959 гг. О. Ф. Бергольц: «… мне снился город детства – Углич, мы жили в келье Богоявленского девичьего монастыря высокий белый собор с синими главами. И главы были усыпаны крупными золотыми звездами…». Возрождение Богоявленского монастыря В 2003 г. началось возрождение двух храмов обители. В Феодоровской и Смоленской церквях совершаются службы. В 2005-2007 гг. были восстановлены фасады Богоявленского собора – впервые за много десятилетий разрухи и небрежения самый заметный угличский храм обрел достойный вид. Осенью 2010 г. Священным Синодом по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла возвращен в лоно Русской Православной Церкви Богоявленский женский монастырь города Углича. Для восстановления монастыря и возрождения монастырской жизни обители сюда приехала монахиня Антонина (Злотникова) с сестрами. В XIX в. на территории Богоявленского монастыря существовала единственная на всей ярославской земле православная гимназия. Монахиня Антонина хотела бы возродить её. Богоявленский монастырь основан в конце XIV в. женой Димитрия Донского – великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросиньей. Располагалась обитель в северо-западной части кремля. В Богоявленском монастыре 20 ноября 1591 г. была пострижена в инокини царица Мария Федоровна Нагая, мать царевича Димитрия. В то время обитель была деревянной и имела два храма – Богоявленский и Смоленский. В 1609 г. поляки сожгли монастырь, убив игуменью Анастасию и пять сестер. В 1629 г. при участии инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича, монастырь восстанавливается на прежнем месте. Великая старица жаловала возрожденной обители деньги, села, пустыни, мельницы.

http://sobory.ru/article/?object=05715

Существует он с начала XVI века, и, вероятно, 1548 год был годом его основания, когда протекторами его являются местные помещики Иван и Петр Богдановичи Загоровские. (В 1710 г. он был униатским, так как тогда «братство Загоровского монастыря – обряда греческого» во главе с игуменом Лаврентием Драгинским перешло в унию. Возвращен монастырь православным в 1839 г., а в 1842 г. возведен на степень третьего класса. В обители три храма: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, теплый во имя Всех Святых, и трапезный – в честь Воздвижения Креста Господня. В соборном храме находится местночтимая Загоровская икона Богоматери (праздн. 8 сентября), а под его алтарем расположен склеп, где погребен протектор монастыря маршал Петр Загоровский и его супруга Феодора Феодоровна (княжна Сангушко). Обитель Загоровская управляется архимандритом. Кременецкий Богоявленский монастырь в Кременце. Находится эта обитель в северной части этого города и приписана к Свято-Троицкому Дерманскому монастырю. Богоявленский нештатный монастырь воздвигнут в 1636 г., по благословению Киевского митроп. Петра Могилы , волынскими обывателями Даниилом Малиновским и Лаврентием Дровинским. При нем прежде существовало «Православное Богоявленское братство», оберегавшее и защищавшее православие от распространявшейся унии. Только после упорной борьбы с униатами, католиками и иезуитами монастырь в 1725 г. поступил в видение униатов и оставался оторванным от православия до 1839 года. В этом году монастырь стал отдельным православным приходом, существовавшим до 1865 г., когда был восстановлен Богоявленский монастырь и причислен к Загаецкому Св. Иоанна Милостивого монастырю. В 1873 г. он был отчислен от Загаецкого и приписан к Дерманскому монастырю. В обители три храма: соборный Богоявленский, Никольский и храм во имя Св. Иоанна Крестителя. При монастыре ость братская Свято-Николаевская церковноприходская школа. Настоятельствует в нем Острожский епископ. Мелецкий Свято-Николаевский монастырь в Ковельском уезде. Эта необщежительная обитель расположила в местечке Мельцах, при р. Турии, в 28 в. от уездного г. Ковеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Князь Фёдор Иванович Князь Иван Алексеевич Князь Фёдор Алексеевич Княжна Елена Владимировна Царица Мария Владимировна † 7 января 1625, первая супруга Царя Михаила Феодоровича Князь Богдан Фёдорович Князь Тимофей Васильевич Князь Федор Васильевич Князь Юрий-Софроний Алексеевич, боярин † 15 мая 1682; женат 1) на Елене Васильевне Морозовой † 25-го июня 1666; 2) на Евдокие Петровне Шереметевой, рождённой княжне Пожарской (2-ой брак бесплоден) † 1680. Князь Ю. А. и обе супруги его схоронены в Богоявленском монастырь Князь Дмитрий Алексеевич, боярин † 7 ноября 1674; женат 1) на NN Ильинишне Милославской; 2) на княжне Засекиной; 3) на Марие Ивановне Колтовской; 4) на Искайской (от первого брака сын и дочь; второй и третий браки бесплодны; от четвёртого брака сын); князь Д. А. и все четыре супруги его схоронены в Богоявленском монастыре Князь Пётр Алексеевич окольничий † 8 февраля 1668; женат на Домне Яковлевне NN Князь Иван Григорьевич КОЛЕНО XXIV: Князь Прохор Григорьевич Князь Яков Фёдорович, боярин, сенатор и генерал-пленипотенциал-кригс-коммисар, рождение 1639 † 24 июля 1720; (схоронен в С. Петербурге, в ограде соборной церкви Святого Андрея Первозванного, на Васильевском острову); женат 1. на Ульяне Ивановне Наумовой; 2. на княжне Ирине Михайловне Черкасской (от каждого брака по одной дочери) Князь Лука Фёдорович Князь Борис Фёдорович Князь Григорий Фёдорович, действительный тайный советник и Святого Андрея кавалер, рождение 7 октября 1657 † 15 августа 1723 (схоронен в Александро-Невской Лавре); женат на княжне Марие Ивановне Голицыной Князь Степан Васильевич Князь Василий Федорович; женат на Дарие Павловне NN † 1671 (оба схоронены в Богоявленском монастыре) Князь Фёдор Богданович Князь Михайло Юрьевич, боярин † 5 мая 1682; женат на княжне Прасковье Васильевне Голицыной (оба схоронены в Богоявленском монастыре) Князь Владимир Дмитриевич боярин † 12 июля 1701; женат на Евдокие Ляпуновой (оба схоронены в Богоявленском монастыре) Княжна Дария Дмитриевна, за малороссийским гетманом, российским боярином Иваном Мартыновичем Брюховецким

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Лит.: Ляпустин А. Тексты сказаний о псковских чудотворных иконах Божией Матери//Псковская старина: Тр. Псковского церк. ист.-археол. комитета. Псков, 1910. Т. 1. С. 86, 89-91, 102-106; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 96-97; Буланин Д. M., Охотникова В. И. Чудо о иконе Богоматери Изборской//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 262-263; Игнатьева В. Небесная заступница Изборска//Псковская правда. 2005. 21 окт. В Богоявленском монастыре в Угличе Возрождение разрушенного древнего Богоявленского жен. мон-ря, до сер. XVII в. размещавшегося на территории Угличского кремля, началось лишь в XIX в. К 1853 г. был возведен огромный Богоявленский собор (ныне в честь Смоленской иконы Божией Матери). Среди местных икон нового храма выделялась почитаемая жителями К. и., которая стояла в киоте у правого переднего церковного столба. История иконы относится ко времени строительства собора. Она приводится в описании обители 1873 г., составленном игум. Смарагдой, к-рая ссылается на устное предание (подробности рассказа могут быть косвенным свидетельством существования в мон-ре рукописи, возможно в виде записи чудес от иконы). Так, в 1848 г., во время свирепствовавшей в Угличе эпидемии холеры, заболела проживавшая в уездном с. Заозерье некая женщина. В день памяти прор. Илии (19 июля), когда домочадцы ушли на всенощную службу, больная усиленно молилась Пресв. Богородице об исцелении и во сне услышала повеление идти в Богоявленский мон-рь и разыскать забытую всеми К. и., стоявшую в соборе «на невидном месте и поновить ее». Исполнив это, благочестивая женщина исцелилась, в благодарность заказала на икону серебряную позолоченную ризу. С тех пор от образа происходили многочисленные исцеления. Монастырь был закрыт в 20-х гг. XX в., возрожден после реставрации в 2010 г. Судьба иконы неизвестна. Судя по описаниям XIX в., это был оплечный образ Божией Матери «Умиление», видимо написанный не ранее XVIII в. Лит.: Исмарагда, игум. Угличский Богоявленский жен. мон-рь. Ярославль, 1873. С. 23-24; Обозрение епархии преосв. Ионафаном, еп. Ярославским и Ростовским (с 3 по 22 июня 1861): 38. Угличский Богоявленский жен. мон-рь//Ярославские ЕВ. 1881. 43. Ч. неофиц. С. 342-343 [подробное описание иконы]; Ушаков А. Н. Угличский Богоявленский жен. мон-рь в г. Угличе Ярославской губ. Ярославль, 1891. С. 29.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010