Сохранились также щелевидные бойницы среднего боя, валиковые тяги над ними и заложенные двурогие зубцы. Декор корпуса состоит из широких рустованных лопаток, карниза с аркатурой и зубчиками и штукатурных наличников окон. Восточный корпус, 1860-е гг. Прямо против апсид собора расположен самый крупный " восточный " корпус 26 Б), также выполненный в русском стиле. Построен он между 1863 и 1867 гг. предположительно архитектором В. Садовниковым и использовался для монашеских и настоятельских келий. Г-образное в плане здание с полуподвалами, одноэтажное на главных фасадах и двухэтажное в северной половине западного фасада и со двора. Угловые и средние части главных фасадов выделены также повышением до двух этажей и ризалитами со щипцовыми фронтонами в центре. Развитый кирпичный декор здания во многом тяжеловесен. Внутри коридорная планировка с кельями по обе стороны коридора, имеющими в цокольном этаже иногда коробовые своды. Западный корпус, сторожка и ворота, 1860-е гг. К нижнему ярусу башни-колокольни вдоль улицы примыкают поставленные друг за другом сторожка, ворота и " западный " корпус. Сооружены они в 1860-е гг., причем корпус сначала был одноэтажным, а позднее надстроен еще одним этажом. Все постройки кирпичные и выдержаны в русском стиле. Выделяются ворота с рустованными устоями и широким архивольтом над двойной аркой с висячей гирькой. Интерес представляли сохранявшиеся до недавнего времени деревянные двухстворчатые полотнища ворот сер. 19 в. с крупными накладными греческими крестами и растительными завитками в филенках. В настоящее время они заменены металлическими. У сторожки - килевидный портал (заложен) и пояс различных кокошников в завершении - полукруглых, в виде арочных ниш с килевидным верхом и треугольных. В фасаде " западного " корпуса 26 Д) оригинален нижний этаж с лопатками на углах и центре, вертикальными прямоугольными филенками и поясом щипцовых фронтонов, над которыми в кладке второго этажа видны контуры кокошников. Больничный корпус, сер. 17 в., 1866-1868 гг., 1890 г. " Больничный " корпус 26 Г), примыкающий к церкви с севера, гораздо менее интересен по своей архитектуре. Построен он в 1866-1868 гг. на средства жертвователей, особенно действительного статского советника А.Н. Григорова. Имеются основания предполагать, что в состав средней и южной частей корпуса вошли остатки крепостной монастырской стены 17 в. В 1887 г. корпус сгорел и возобновлен в 1890 г. Кирпичное неоштукатуренное здание состоит из двух прямоугольных в плане объемов, примыкающих торцами друг к другу с отступом внутрь и вытянутых вдоль улицы Симановского. Ближайший к церкви объем одноэтажный, удаленный - двухэтажный, оба - с подвалами. Выполненные в русском стиле, они имеют более парадные дворовые фасады с несколько тяжеловесным декором у первого и необычными псевдоготическими стрельчатыми окнами в нижнем этаже второго.

http://sobory.ru/article/?object=00152

А потом было благословение отца Поликарпа, тот обещал приехать тем игуменом, о котором мечталось. Написали прошение Патриарху о возрождении обители. Михаил сам поехал отвозить его в Москву. Святейший благословил. Так перебрались на Кожеозеро. Путь тогда был известен только один, на вездеходе, от Нименьги. У братии было много вещей, продукты. Долго не могли добраться до Нименьги от Онеги. Очень трудно нанять дрезину. Это было уже в июле. Там, при храме, просидели неделю. Но Божия помощь была, выехали, а отец Амвросий говорит: “Знаешь, чья сегодня память? Преподобного Серапиона Кожеозерского, основателя монастыря”. В Нименьге оставили все вещи, потому что вездеход сразу не дали. Что могли, взяли с собой и пришли пешком. Это было 15 июля. Идти было неимоверно тяжело, пот лил ручьями, градусов больше 30-ти было, падали в болото отдыхать, а комары-мошки тучами кружили вокруг, кусали. Когда пришли, сразу помолились преподобному Никодиму. Когда братия туда дошли и лесники поняли, что они действительно собираются что-то восстанавливать, то началась волна очень сильного сопротивления. Когда показали указ, что не просто так сюда приехали, те сказали: “Вот вам только одна комната”. Они никакого права не имели на это здание, но братия тогда этого не знали и терпели. А главное — было очень большое духовное сопротивление, внутреннее. Не хотелось поднимать храм, не знали, будет ли что здесь или не будет, получится или не получится. Было очень тяжело. Все-таки Михаил воодушевил одного, по имени Николай. Стали они очищать храм и то место, где сейчас находятся кельи. Михаил говорит: “Ты сам увидишь, здесь не так-то много”. А у того уныние: “Что мы сделаем? Сколько дней на это надо!”. “Давай!”. Начали трудиться и через три дня этот храм весь очистили, и на душе так радостно стало. Получается! Но тут уже лукавый не дремал, сначала Николай взбрыкнул, а через несколько дней ушел отец Амвросий. Так Михаил остался один. Поехал он к Владыке, было его благословение на восстановление обители. На обратном пути вездеход сломался. С ним ехала ватага мужиков пьяных — мат, шутки про монахов. Несколько раз в болотах теряли гусеницы. Раздавили чьи-то пожитки. Сколько раз завязали, а крюки, чтобы вытащить вездеход, положили под самый низ, а сверху 2 т груза. Примета у них такая — подальше положишь, значит, не сломаешься. В итоге вездеход потерял все гусеницы, и перебили баки с соляркой. Солярка половину вещей монастырских залила, 400 литров на них вылилось. Вездеход не может идти, солярки нет вообще, стоит посреди болота. Много пришлось выбросить, конечно. Все в темноте, холоде. Михаил там довольно сильно простудился. Шел небольшой снежок. Под Успение это было. Пришлось на болоте ночевать 5 дней. Мужики пьяные, все храпят, надо как-то устраиваться спать, под головой ящик с гвоздями, все перевернуто, запах такой… еле заснул, и в тонком сне Михаил видит, как вездеход обходит старик в войлочной шляпе. Начал он читать про себя молитву, страшно стало, потому что понял он, это бес.

http://pravmir.ru/kozheozerskiy-bogoyavl...

Лит.: Афанасий (Дроздов), архим. Ист. известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. СПб., 1837; Крживоблоцкий Я. С. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. СПб., 1861. Т. 12: Костромская губ. С. 458-460; Самарянов В. А. Памятная кн. для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 123-131; Иосиф (Баженов), архим. Сведения о возобновлении костромского Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря. СПб., 1880; Зверинский. Т. 1. С. 95-96; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиин мон-рь. Кострома, 1913; Лукомский В. К., Лукомский Г. К. Кострома: Ист. очерк и описание памятников худож. старины. СПб., 1913. С. 207-219; Дунаев Б. И. Кострома в ее прошлом и настоящем по памятникам искусства. М., 1913. С. 42-50; Рязановский Ф. Памятники искусства и старины//Прошлое и настоящее Костромского края. Кострома, 1926. С. 125-127; Иванов В. Н., Фехнер М. В. Кострома. М., 1955. С. 26-34; Кострома: Путев.-справ. Кострома, 1963. С. 304-306; Бочков В. Н., Тороп К. Г. Кострома. Ярославль, 1970. С. 177-183; Иванов В. Н. Кострома. М., 1970. С. 94-97; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977. С. 44; Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982. С. 73-79; Разумовская И. М. Кострома. Л., 1989. С. 20-22; Зонтиков Н. А. Костромская ДС: Вехи истории. Кострома, 1997. С. 8-11; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 1997. Вып. 1. Ч. 2. С. 198-206; Каткова С. С. Трапезная палата Богоявленского мон-ря Костромы// Она же. Века и судьбы: Сб. ст. Кострома, 2001. С. 20-29; Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001): К 575-летию основания и 10-летию возрождения. Кострома, 2001; Костромские святыни. Кострома, 2002. С. 34-57; Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь. Кострома, 2004; Харитон (Просторов), игум. Богоявленские преподобномученики//Костромские ЕВ. 2008. 4. С. 41-43; он же. Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь в 1918-1925 гг.//Там же. 9. С. 33-47; 10. С. 34-48; Мон-ри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 100-141.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

В 1894 г. исправлены и покрыты железом верхняя часть северной ограды и восточная от северо-восточного угла до казначейского корпуса. Сверх того, при иг. Евпраксии в 1889–91 гг. ремонтирована большая часть жилых келий для сестер. В 1891 г. в больничном корпусе устроена вместо прежней новая механическая печь, и ремонтирована кровля на монастырской часовне Спасителя – близь городского сада. В 1892 г. на монастырском конном дворе вне ограды построен деревянный двухэтажный крытый железом дом для помещения рабочих и заведующих двором сестер. В том же году с монастырского каменного дома (также вне ограды) снят мезонин, и вместо тесовой крыши устроена железная, равно и на каменном флигеле; пристроена двухэтажная деревянная кухня. В 1893 г. монастырский дом капитально ремонтирован и на дворе закончены постройкою (начатый в 1892 г.) деревянный конюшенный сарай, крытый железом, и баня (стоимостью до 5,000 р.). Тогда же ремонтирован (стоимостью до 1,200 р.) трапезный корпус: полы, потолки, переборки, рамы, двери, лестницы вновь исправлены, оштукатурены и окрашены. В Крестовоздвиженском монастыре в 1889 г. ремонтировано в каменном богадельном корпусе помещение для престарелых монахинь и послушниц; в дортуарах училищного корпуса обшиты тесом стены и потолки и по обширности палат в средине для поддержки потолка поставлено несколько колонн. В 1890 г. заново ремонтировано здание лечебницы внутри и снаружи; железная крыша богадельни и кладовых окрашена масляною краскою. В 1891 г. в старых каменных стенах бывшей прачешной и бани устроен скотный двор и в связи с ним деревянный двухэтажный флигель для помещения сестер трудящихся в этом послушании. В 1892 г. фундаментально ремонтирован деревянный училищный корпус снаружи и внутри, на что израсходовано 2,239 р. с. В 1893 г. корпус заново окрашен внутри и снаружи; стены оклеены обоями; еще устроена новая деревянная кухня и капитально ремонтированы каменная баня и прачешная. Сверх этого, благопопечительное внимание иг. Евпраксии обращено было и на загородные монастырские пустыни, в которых ею произведены следующее наиболее выдающееся постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Монастырские сестры с благоговейным усердием испрашивают себе выполнение доступных им работ, каковы: золочение и чеканка иконостаса, написание икон, изготовление ризницы и т. под. Архитектор с усердием предлагает бесплатное составление потребных планов и рисунков. Иконостасный мастер принимает на себя столярную и резную работу для иконостаса и киот; многие лица женского пола из разных сословий просят сделать их участницами в отделке церкви: разные торговцы и мастеровые обращаются с подобными же заявлениями усердия. Нисколько не сомневаюсь, что не будет остановки и в денежных средствах: были сделаны уже и подобные предложения»... На этом докладе Государь Император изволил написать: «Эта мысль очень хорошая, и Я рад за игумению Марию, потому что, благодаря этому стечению обстоятельств, постройка и украшение храма пойдут успешно». Однако при всем своем пламенном и благочестивом усердии иг. Мария не имела ни физических сил, ни достаточных средств к тому, чтобы довести до конца означенное благое предприятие. Многосторонняя её деятельность, требовавшая постоянного напряжения душевных и телесных сил, не могла не подорвать и самое крепкое здоровье, каким она не обладала, особенно со времени последнего пожара, потребовавшего усиленных трудов по возобновлению погоревших зданий в обоих монастырях. Глубоко потрясенная пожаром иг. Мария с трудом перенесла постигшую её в том же году тяжкую болезнь. Во второй половике 1888 г. она сильно простудилась; болезнь эта в декабре возобновилась притом в столь сильной степени, что положение игуменьи признано было безнадежным. Тогда матушка Мария озаботилась приведением в порядок своих и монастырских дел и приготовилась как истинная христианка к отшествию в другой мир; почила о Господе во 2-м часу утра 29 января 1889 г. Тело её положено было в приготовленном ею еще при жизни кипарисовом гробе и погребено в усыпальнице вблизи невредимо сохранившегося тела неизвестного схимонаха и здесь над прахом её воздвигнут мраморный памятник. Из представленного очерка восстановления Богоявленского монастыря видно, насколько обширна была и плодотворна её деятельность, которая распространялась на все отрасли управления Богоявленским и Крестовоздвиженским монастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Из этой краткой истории монастырского училища нельзя не видеть, что расширение и видоизменение круга учебных занятий в училище было первоначально вызвано семейным бесприютным положением учениц, впоследствии же обусловливалось особенным назначением этого училища – дать воспитанницам полезное для общества фельдшерское образование, обеспечивающее их положение в жизни. Но с расширением учебного курса естественно увеличились и расходы на монастырское училище, которое не могло не терпеть нужды в денежных средствах, пока не было поставлено на более твердую почву в отношении материального обеспечения. Так в виду отсутствия епархиального женского училища в г. Костроме с разрешения еп. Платона ежегодно из сумм епархиального попечительства отпускалось по 45 руб. на содержание воспитанницы, а с 1879 г. постановлено отпускать по 2,000 руб. на содержание 20 девочек из беднейших семейств местного духовенства. Количество всех воспитанниц в училище было в разные годы неодинаково, между прочим в 1892 г. состояло 59: из них живущих в училище 36, приходящих 23; из общего числа их 24 стипендиатки попечительства, 24 своекоштных и 11 содержались и обучались бесплатно. Что касается состоящего при Крестовоздвиженском монастыре санитарного учреждения, то на содержание его, по соизволению Августейшей его основательницы, отпускается (с 1879 г.) из управления Российского общества Красного Креста ежегодно пособие монастырю по 2,700 руб.; из них 1,200 руб. определены на жалование состоящему при лечебнице старшему врачу и 1,500 р. на медикаменты и иные расходы по лечебнице. Первоначально лечебницы иногда получали сторонние воспособления к средствам содержания от монастыря; так в течение первых двух лет со времени открытия двух первых лечебниц поступило пожертвований от разных лиц 5,859 руб. 76 коп. Между тем на монастырские средства в 1874 г. совершены перестройки корпусов для более удобных в них помещений для больных и служащих им, обзаведение лечебниц потребным бельем, мебелью, посудой и т. д., постройка аптеки и др. Оставляя в стороне обозрение различных источников содержания монастырских благотворительных учреждений за все годы их существования, мы упомянем здесь лишь о том, что в 1892 г. на приходе сумм состояло 11,741 руб. 60 коп., а именно: 2,700 руб. из главного управления Российского общества Красного Креста, 2,045 р. из епархиального попечительства: 950 р. от взноса своекоштных воспитанниц; 186 руб. 25 коп. процентов с капитала в 3,800 руб., положенного в пользу сельских лечебниц и училищ, и перечислено монастырских неокладных сумм 5,890 руб. 35 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Из межевых книг и планов Богоявленского монастыря видно, что ему отведены были следующие угодья. 17 В 1773 году: 1) пожня на р. Костроме, в окружной меже 22 дес. 2013 саж.; 2) земля бывшего Спасозапрудненского монастыря, всего 37 дес. 220 саж. в 1774 году; 3) пожня Подвязки при р. Соше – внутри дачи с. Спаса; в ней покоса 2 дес. 1586 саж.; 4) пожня Илидомка – 1 дес. 352 с.; 5) Опалиха – 1200 с.; 6) пожня по р. Костроме, в окружной меже 27 дес. 1254 с.; в 1775 году: 7) пожня Малыгина-Пшеникова, 4 дес. 1959 саж.; 8) Переволок, в ней земли: покоса 1 д. 319 с., под половиною ручья Доманцовского 41 саж., а всего 1 д. и 360 дес.; 9) пожня на озере Доманцове, 2 дес. 394 с.; в 1795 году: 10) пожня Острековна на р. Илидомке и озере Острековском, всего 1 дес. 902 с.; 11) пожня Дол-Рогатый, 3 дес. 238 саж.; 12) пожня Серебряницы, 1305 саж. и 13) Изборовка – 1 дес. 1435 сажен. В докладе, от 9 июля 1850 года Чухломского уездного землемера Н. Левитского по делу возобновления межевых признаков на пожнях, перешедших от закрытого Богоявленского монастыря к Ипатьевскому, находим следующее разъяснение относительно этих угодий. В указе губернского правления сенные покосы на р. Костроме, пожалованные 1 и 6) в 1773 и 1774 гг., значатся как разные дачи, но они в сущности одна дача, что показывает как самая местность, так и оба плана. Дача Спасозапрудненского монастыря 2), хотя и записана в числе прочих, никогда не принадлежала Богоявленскому мужскому монастырю, а по плану, имеющемуся в архиве уездного суда и копии с плана, препровожденной от правления Ипатиева монастыря, вся состоит во владении священноцерковнослужителей Спасозапрудненской церкви. Так вместо 13 угодий оказалось 11, на которых г. Левитским и возобновлены (в 1851 г.) межевые признаки. Исключая же рыбные ловли в озере Семеновском, которое уже от 1795 г. находилось во владении Богоявленского монастыря, числилось за ним и сдавалось в аренду 10 пожень, в которых заключается 18 десятин 2118 кв. сажен. Относительно доходности их можно сказать лишь то, что в 1848 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Для приходящих в дни приема больных, ожидающих очереди докторского осмотра, совершается чтение пред Животворящим Крестом из св. Евангелия; также прочитываются акафисты и каноны. Необразованный, но верующий простой народ с благоговением, нередко со слезами умиления, внимает этим душеполезным чтениям и называет монастырские лечебницы духовными врачебницами. «Придешь полечиться от недуга, говорят врачуемые, а полечишь и душу». Тут же в высокоторжественные дни возносятся молитвы о здравии Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы и Государя Наследника, а также молитвы о упокоении Государей Императоров Александра Николаевича и Александра Александровича и Государыни Императрицы Марии Александровны. Такое ведение дела влияет особенным образом на преданное своему Государю население и внушает чувство полного доверия к подаваемой помощи. Нельзя здесь не сказать и о том, что монастырские сельские учреждения не только дают возможность крестьянам получать просвещение чрез школы и сближаться с лицами образованными и доступными, которые со всею преданностью учебно-благотворительному делу подвизаются на этом благородном поприще из чувства любви к Богу и ближним, но и весьма благотворно действуют на нравственность и даже на внешний быт местного населения, которое, напр., в Назаретской пустыни, перенимая различные способы и приемы в образцовом монастырском хозяйстве, улучшает свое хозяйство и заметно выделяется от других крестьян благоустройством своих жилищ и нравственностью. И доселе многополезная благотворительная деятельность Богоявленской обители в служении простому народу выражается во врачебном пособии, оказываемом в четырех врачебных пунктах Костром. губернии, также в образовании сестер милосердия Красного Креста и в распространении просвещения в народе при помощи учрежденных монастырем трех народных школ в глухих местностях, а со стороны уже подготовленных сестер милосердия – в уходе за больными в госпиталях и больницах заразных губерний, 59 а также в обучении детей в качестве домашних учительниц и учительниц народных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Андрею бывшего помещика села Акиншина Дмитрия Павловича Приклонского, он построил дом самый удобный и даже роскошный. Также устроил и семейство свое надлежащим образом: трех дочерей выдал за священников, одну за диакона, одну за чиновника, один сын занимает видную гражданскую должность, а другой умер. Будучи истинным отцом семейства, священник Андрей Веселовский вместе с тем был достойным служителем алтаря и заботливым настоятелем вверенной ему паствы. Жизнь его была трезвая, характер сильный, настойчивый; пастырская беседа дышала опытностью, любовью и нелицеприятием. Все прихожане его и богатые и бедные для него были в равном достоинстве. Если нужно было кого-либо обличить сильным словом отеческой любви или вразумить заблудшего, то не стеснялся он богатством человека, его влиянием на других, его связями, его положением в обществе, но говорил всякому слово св. истины прямо, смело, не стесняясь за свою будущность. И нередко пастырское слово его прекращало вдруг различные неурядицы между его пасомыми в их жизни семейной и общественной, умиротворило давних врагов, или вливало успокоение в сердца несчастных, или располагало богатеющих для себя к должной благотворительности, особенно для приходского своего храма. К этому еще о. Андрей имел хотя небольшие, но приобретенные долговременной опытностью, медицинские познания, так дорогие в то время для сельских жителей, при всяком отсутствии рационального лечения, и сколько мог всегда спешил оказать хотя небольшое пособие больным своим прихожанам. Для отправления церковного богослужения о. Андрей Веселовский был истинным ревнителем; своим словом и даже с настойчивостью убеждал, прихожан к поминовению своих умерших сродников возможно большом количеством литургий и установил, чтобы не погребать ни одного умершего взрослого без отправления о нем заупокойной литургии. Народ вполне оцепил это усердие о. Андрея к поминовению умерших; многие даже из других приходов приходили к нему с просьбой отправить литургию по их умерших сродниках.

http://sobory.ru/article/?object=28624

в монастыре Богоявленском, в 1667г. – у Спаса, в 1670г. требуется в Москву, в 1659г.– тоже. Иванов Прокофий – травщик, в 1662г. пишет в монастыре Богоявленском, в 1664г. пишет древки знаменные в Оружейную палату, в 1659г. выслан в Москву. Иванов Артемий – иконописец, пишет у Спаса в 1662г., требуется в Москву в 1670г. Игнатьев Филка – сусальник, в 1659г. отпущен с материалом в монастырь. Кириллов Савва – травщик, пишет в 1662г. в Богоявленском монастыре, в 1664г. древки, в 1665г. бежит. Кириллов Федор – травщик, пишет в 1662г. в монастыре Богоявленском, выслан в Москву в 1659г. Кондратьев Федор – иконописец 2-й ст., пишет в Богоявленском монастыре в 1662г., требуется в 1670 и 1659гг. Кузмин Вонифатий – иконописец 1-й ст., пишет в Богоявленском монастыре в 1662г., в 1670г.– иконы и «Душевное лекарство», в 1667г. у Спаса, требуется в Москву в 1670г. к мелочному письму Спаса и в 1659г. Кузмин Семен – иконописец 2-й ст., работает в Богоявленском монастыре в 1670г иконы и «Душевное лекарство», требуется в Москву в 1670 же году, отвозит иконы в 1672г., выслан в Москву в 1659г., выслан к Спасу к мелочному письму в 1670г. Кузмин Анисим – токарь, делал братины и чаши вверх к 1669г. Мартьянов Иван – иконописец 3-й ст., призывается в Москву в 1659г., работает в Богоявленском монастыре в 1662г. Моховиков Андрей – иконописец, работает в Москве в 1664г. Никитин Василий – травщик, работает в 1662г. в Богоявленском монастыре, в 1664г. пишет древки, выслан в Москву в 1659г. и в том же году бежит. Савельев Моисей – иконописец 3 ст., работает в Богоявленском монастыре в 1662г., требуется в 1659г. Самойлов Федот – иконописец 2 ст., работает в Богоявленском монастыре в 1662г., у Спаса на сенях в 1667г., в 1670г. требуется 2 раза и послан в числе двух лучших, в том же году пишет у Спаса иконы мелочным письмом, в 1659г. выслан в Москву. Сафоновы Никита и Ларка – сусальники, выделывают серебро в 1662г., первый еще привозит серебро в 1667г., второй привозит в 1671г. Семенов Никон – иконописец, призывается в 1659г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/troitski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010